Похожие работы
|
9 класс (задания с ответами) Выберите 1 правильный ответ из нескольких предложенных - страница №1/1
Задания для проведения муниципального тура регионального этапа Всероссийской олимпиады по экологии
9 класс
(задания с ответами)
Выберите 1 правильный ответ из нескольких предложенных
(вопросы 1-16):
-
|
При фотосинтезе образуются:
|
а) вода и углеводы;
б) кислород и углеводы;
в) углекислый газ и хлорофилл;
г) кислород и аминокислоты
| -
|
Процесс разложения органических остатков в почве называется:
|
а) гумификация; б) минерализация;
в) урбанизация; г) стратификация.
| -
|
Биогаз - это смесь газов, образующаяся в процессе:
|
а) жизнедеятельности эдафобионтов верхних слоев почвы;
б) аэробного разложения промышленных органических отходов при участии целлюлозоразлагающих анаэробных бактерий;
в) разложения органических отходов в анаэробных условиях при участии бактерий;
г) метан
| -
|
Деление живых организмов на автотрофов и гетеротрофов обусловлено типом:
|
а) размножения; б) питания;
в) передвижения; г) дыхания
| -
|
Коллекция живых деревьев и кустарников, культивируемых в открытом грунте, называется:
|
а) лесопарк; б) дендрарий;
в) питомник, г) заказник
| -
|
Какая из перечисленных экосистем наиболее продуктивна:
|
а) тундра; б) широколиственные леса;
в) степь; г) тропические леса.
| -
|
Что означает аббревиатура «ПДК»:
|
а) предельно допустимые колебания;
б) предельная допустимая концентрация;
в) предельно допустимый коэффициент;
г) природно-древесный комплекс
| -
|
Примером межвидовой конкуренции являются взаимоотношения между:
|
а) обыкновенной гадюкой и обыкновенным ужом;
б) европейской и американской норками;
в) стерлядью и форелью;
д) енотовидной собакой и енотом полоскуном.
| -
|
Устойчивое развитие экосистем достигается в основном за счет:
|
а) биологического разнообразия;
б) экологического мониторинга;
в) международной политики;
г) стабилизации круговорота воды;
д) увеличения количества цепей питания.
| -
|
Испарение воды с поверхности океана, конденсация водяного пара в атмосфере и выпадение осадков на поверхности океана образуют:
|
а) большой круговорот воды;
б) биологический круговорот воды;
в) малый круговорот воды.
| -
|
Состояние повышенной чувствительности животного организма на определенные вещества называют:
|
а) интоксикацией; б) интродукцией;
в) аллергией; г) антибиозом.
| -
|
Изменение поведения организма в ответ на изменения факторов среды называется: …
|
а) мимикрией;
б) физиологической адаптацией;
в) морфологической адаптацией;
г) этологической адаптацией
| -
|
Криофилы и термофилы – это различные группы организмов по отношению к:
|
а) световому фактору;
б) температурному фактору;
в) фактору влажности;
г) эдафическим факторам.
| -
|
Укажите ООПТ Республики Татарстан, имеющее статус биосферных:
|
а) Волжско-Камский заповедник;
б) заказник «Чатыр Тау»;
в) национальный парк «Нижняя Кама»;
г) заказник «Ашит».
| -
|
Естественное поступление солнечной энергии на поверхность Земли называется:
|
а) пандемией; б) абляцией;
в) седиментацией; г) инсоляцией.
| -
|
Кто из перечисленных ученых сформулировал закон толерантности:
|
а) В. Вернадский; б) Ч. Дарвин;
в) А. Тенсли; г) Б. Коммонер;
д) Ю. Либих; е) В. Шелфорд
|
Выберите 2 правильных ответа из нескольких предложенных (вопросы 17-20):
17.
|
Дождевые черви являются:
|
а) детритофагами, б) автотрофами,
в) фитофагами, г) редуцентами,
д) консументами, е) мезотрофами
|
18.
|
Размножение, линька, сезонные миграции – это адаптации к:
|
а) световому режиму;
б) тепловому режиму;
в) водному режиму;
г) режиму осадков.
|
19.
|
Парой хищник-жертва могут являться:
|
а) слепень и лошадь;
б) лисица и куропатка;
в) бычий цепень и корова;
г) выдра и окунь речной.
|
20.
|
К числу видов, встречающихся в экосистемах луговых степей, не относятся:
|
а) ковыль перистый;
б) шалфей мутовчатый;
в) медуница неясная;
г) сныть обыкновенная.
|
Максимальное количество баллов за тестовые вопросы - 20
СИСТЕМНЫЕ ЗАДАЧИ
Задача 1. Из предложенных морфологических приспособлений насекомых выберите наиболее подходящие для следующих экологических групп - эпибионты, геобионты и ксилобионты: Выберите наиболее верные. Дайте объяснение верных и неверных ответов.
Варианты:
-
Вытянутая, червеобразная форма тела;
-
Развитие конечностей для быстрого бега;
-
Наличие жаберного аппарата;
-
Развитие копательных конечностей, широких, либо лопатообразных
-
Плоская форма тела с твердыми покровами, часто с утратой способности к полету;
-
Хорошо развитый грызущий ротовой аппарат;
-
Веслообразные конечности;
-
Укороченное тело с крупной головой.
Обоснование верных ответов:
Эпибионты – экологическая группа насекомых, приуроченная к поверхности почвы. Образ жизни этих насекомых (поиск пищи, спасение от хищников) связан с преодолением открытых, больших пространств, поэтому им нужны быстрые ноги, а твердые покровы выполняют функцию защиты от хищников – правильные ответы 2) и 5);
Геобионты – экологическая группа насекомых, обитающих в почве. Подземный образ жизни требует преодоления плотной среды, состоящей из отдельных почвенных частиц. Вытянутая форма тела позволяет передвигаться между почвенными частицами, а копательные органы – передвигаться в почве путем рытья ходов – правильные ответы 1) и 4);
Ксилобионты – экологическая группа насекомых, обитающих в древесине. Подобный образ жизни требует преодоления плотной среды – древесины, что осуществляется путем прогрызания в ней ходов; поэтому у этой группы насекомых хорошо развит грызущий ротовой аппарат, с которым связаны и крупные размеры головы – правильные ответы 6) и 8).
Неверные ответы: 3) наличие жаберного аппарата и 7) веслообразные конечности. Эти признаки характерны для гидробионтов – экологической группы насекомых, обитающих в воде.
Оценка решения задачи 1.
Ответ включает все названные выше элементы, и дает разъяснение неверных ответов и не содержит ошибок по существу
|
7
|
Ответ включает только правильный (при этом указываются все элементы ответа), но не дается разъяснения неверных ответов
|
5
|
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит ошибок по существу, ИЛИ ответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит негрубые ошибки и не разъясняет неверные ответы
|
4
|
Ответ включает 1 из названных выше элементов
|
1
|
Ответ неправильный
|
0
|
Максимальный балл
|
7
|
Задача 2. Почему лишайники являются пионерами биоценозов? Выберите наиболее верные. Дайте объяснение верных и неверных ответов.
-
Лишайники содержат особые лишайниковые кислоты, разъедающие камень. Так они участвуют в химическом выветривании горных пород.
-
Лишайники получают воду и необходимые питательные вещества из атмосферы и не нуждаются в плодородных почвах. Так как лишайники впитывают воду всей поверхностью тела, им достаточно атмосферных осадков.
-
Лишайники легко переносят перепады температур, какие часто бывают на каменистом субстрате.
-
Лишайники, являясь симбиотическими организмами, состоящими из микобионтов и фикобионтов, при недостатке органики преимущественно питаются автотрофно, при недостатке света – преимущественно гетеротрофно;
-
Лишайники формируют большую фитомассу, которая при разложении превращается в гумус.
Обоснование верных ответов: Правильные ответы 1); 2); 4). Лишайники, как авто-гетеротрофные компоненты биогеоценозов, одновременно аккумулируют солнечную энергию (фикобионты лишайников – сине-зеленые и зеленые водоросли) и разлагают органические и минеральные вещества (микобионты лишайников – грибы обладают мощными кислотами, способными разложить сложные минеральные вещества и деполимеразы, разлагающие органику). Как грибы (микобионты), покрывающи снаружи слоевище лишайника, так и водоросли (фикобионты) в результате осмоса получают воду всей поверхностью тела, поэтому им достаточно и атмосферной влаги.
Неверные ответы: 3) – неверен. Все растения и грибы, лишайники пойкилотермные организмы, температура тела которых зависит от окружающей среды, поэтому резкие перепады температуры могут вызвать гибель, хотя если оболочка симбиотических грибов (микобионтов) сильно пропитана хитином и меланином они становятся более устойчивыми, но это частный случай только для литофитных лишайников, а в ответе 3) уточнений нет, поэтому он не верен;. 5) – неверен. Лишайники очень медленно растут, поэтому никогда не образуют большую фитомассу.
Оценка решения задачи 2.
Ответ включает все названные выше элементы, и дает полное разъяснение верных и неверных ответов
|
6
|
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит ошибок по существу, ИЛИ ответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит негрубые ошибки
|
4
|
Ответ включает 1 верный ответ без разъяснения неверных ответов
|
1
|
Ответ неправильный
|
0
|
Максимальный балл
|
6
|
Максимальное количество баллов за системные задачи – 13
ЗАДАЧА ПО ХИМИИ
На 40 г оксида меди(II) подействовали раствором серной кислоты, содержащим 24,5 г безводного вещества. Найдите массу образовавшейся соли.
Решение
|
Балл
| -
Составим уравнение реакции
CuO+ H2SO4→ СuSO4+ H2O
1моль 1моль 1 моль
|
1
| -
Определим, какое вещество находится в избытке, а какое в недостатке
m(CuO) = (64+16)*1моль = 80г
m(H2SO4) = (1*2+32+4*16)*1моль = 98г
Таким образом, на 1 г CuO в реакции должно расходоваться 1,225г кислоты
Т.е. на 40 г CuO должно расходоваться 40*1,225г = 49г
(Это меньше количества кислоты, данного в условии задачи. Таким образом, кислота находится в недостатке, и именно ее количество будет определять массу образующейся соли)
|
3
| -
Рассчитаем количество моль кислоты, участвующей в реакции:
ν = m/Mr
ν = 24,5/98=0,25моль
|
2
| -
Согласно уравнению реакции, на 1 моль кислоты приходится 1 моль соли, таким образом, в реакции образуется 0,25 моль соли. Для расчета массы, установим Mr соли – (64+32+64)=160
Тогда масса осадка составим 160*0,25моль = 40г
|
1
|
ИТОГО
|
7
|
Максимальное количество баллов за химическую задачу - 7
Максимальное количество баллов за работу – 40 баллов
|