8. воспитательная работа - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Воспитательная работа: «Введение в философию воспитания» 1 39.72kb.
Социально-воспитательная работа в 2012 г 1 149.52kb.
Родительское собрание 12 февраля 2013 год «Организация воспитательной... 1 63.8kb.
Анализ состояния и результатов воспитательной работы в школе Анализируя... 1 319.88kb.
Научно-исследовательская работа студентов 1 176kb.
Методическая и воспитательная работа 1 43.35kb.
1. 3 воспитательная и социальная работа 3 526.42kb.
Внеучебная воспитательная работа 1 219.34kb.
Мбоудод «дши №50» на май Учебно-воспитательная работа 1 195.65kb.
Планирование работы заместителя директора по воспитательной работе 1 65.49kb.
Воспитательная и идеологическая работа (2013\2014 учебный год) 3 355.25kb.
Воспитательная технология 1 154.77kb.
Физическая культура 1 243.29kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

8. воспитательная работа - страница №1/1

8. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

В Университете разработана концепция воспитательной работы, утвержденная Ученым советом вуза в 2003 году. Основные положения Концепции находят отражение в Программе социально-воспитательной деятельности Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина, которая определяет направление воспитательной политики и основные мероприятия по их реализации. Программа содержит формы и методы воспитательной работы применительно к каждому году обучения.

Возглавляет воспитательную работу в университете проректор по социальной и воспитательной работе. Организацией воспитательного процесса в вузе занимается Управление по социальной и воспитательной работе, а также общественный совет по воспитательной работе, в состав которого входят заместители директоров институтов и академий по социальной и воспитательной работе.

Вопросы организации воспитательной работы отражены в Уставе ТГУ имени Г.Р. Державина, Положении об институте (академии, факультете), докладе ректора В.М. Юрьева «О перспективах развития Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина на период до 2010 года» (2004 год), докладах проректора Н.В. Сафоновой «Инновационные технологии спортивно-массовой деятельности университета как способ решения социально-воспитательных задач» (2007 год), «О воспитательной работе и формировании традиций в ТГУ имени Г.Р. Державина» (2009 год), планах кафедр и индивидуальных планах работы преподавателей на год.

Внутривузовскими локальными актами по воспитательной работе являются приказы, положения, программы, распоряжения, служебные записки и другие документы, регламентирующие воспитательную деятельность.

Видом контроля воспитательной работы являются ежемесячные, полугодовые и годовые отчеты заместителей директоров по социальной и воспитательной работе, представляемые в Управление по социальной и воспитательной работе, и мониторинг, отражающий ежедневное состояние воспитательной работы в учебных подразделениях и университете в целом. Ежегодные планы воспитательной работы решают конкретные тактические задачи.

Основным планом воспитательной работы на учебный год в университете является план Управления по воспитательной работе, утверждаемый ректором в сентябре каждого учебного года. На его основе формируются планы учебных подразделений – академий, институтов и факультета, которые утверждаются директорами структурных подразделений.

Как показало самообследование, план воспитательной работы на год включает традиционные мероприятия, учитывает возрастные и психологические особенности студентов, приоритеты в молодежной политике, памятные даты истории страны и вуза, предусматривает цикл мероприятий по гражданско-патриотическому, культурно-нравственному, профессионально-трудовому воспитанию студентов, профориентационной работе, научно-методическому обеспечению, социальной защите студентов, совершенствованию материально технической базы воспитательной работы.

На основании этих форм контроля проводится аналитическая работа, и определяются стратегические пути планирования воспитательной работы. Анализом состояния воспитательной работы занимается, в первую очередь, Управление по социальной и воспитательной работе во главе с начальником Управления. Контролирует и регулирует процесс проректор по социальной и воспитательной работе.

Организация воспитательной работы в подразделениях и на кафедрах имеет свои традиции: индивидуальная работа со студентами; кураторство; деятельность студенческого научного кружка; деятельность профильных студенческих организаций; реализация профильных программ и проектов; инновационная деятельность; взаимодействие с социальными партнерами на муниципальном, региональном и межрегиональном уровнях.

Для проведения культурно-массовых и досуговых мероприятий Университет имеет хорошую материальную базу: учебный театр с залом на 430 мест, четыре актовых зала (1130 посадочных мест), репетиционные, спортивные и тренажерные залы, помещения фитнес-центра «Атлетико», дворец спорта «Антей», учебно-производственный центр и другое.

Ведущая роль в процессе формирования личности будущих специалистов принадлежит куратору академической учебной группы. Для целенаправленной и планомерной методической работы с кураторами групп, повышения их педагогической культуры и профессионального роста, в университете работает «Школа куратора». В рамках ее деятельности педагоги-практики читают лекции, семинары, проводят круглые столы, мастер-классы по вопросам современной идеологии воспитания студентов высшей школы. Особое внимание уделяется практическим занятиям по планированию воспитательной работы, моделированию педагогических событий, решению педагогических ситуаций, реализации социально-значимых проектов.

Качество работы кураторов оценивается заведующим кафедрой и директором академии, института, факультета. Контроль за работой кураторов, а также оказание методической помощи в работе в структурных подразделениях осуществляют заместители директоров по социальной и воспитательной работе.

Проведя анкетирование студентов 15-21 октября 2009 года по вопросу работы кураторов, Управление по социальной и воспитательной работе получило следующие результаты. Практически все опрошенные студенты (93,7%) подтверждают наличие куратора в своей группе, самый большой процент опрошенных (45,9%) оценивает деятельность куратора учебной группы в 10 баллов по десятибалльной шкале.

В Университете успешно работают органы студенческого самоуправления: профком, студенческий совет, штаб студенческих отрядов, старостаты, органы студенческого самоуправления в академических группах, студсоветы общежитий. Органы студенческого самоуправления участвуют в управлении молодежными коллективами вуза, поддерживают и развивают их инициативы, направленные на улучшение условий учебы, быта и отдыха студентов. Ректор Университета, проректоры регулярно встречаются со студенческим активом, обсуждая проблемы вузовской жизни.

Важную роль в университете приобрели общественные организации, деятельность которых связана с формированием здорового образа жизни и направлена на организацию научно-исследовательской работы посредством просветительских программ (мероприятий) профилактического характера в интересах детей, подростков и молодежи. К таким организациям можно отнести общественное объединение «Выбирай», научно-учебный центр по проблемам оздоровительно-коррекционной работы с детьми дошкольного и школьного возраста, клуб студенческих инициатив «Логос», экспериментальный оздоровительно-реабилитационный центр при ТГУ имени Г.Р.Державина (реализация федеральной целевой программы «Старшее поколение»), общероссийская общественная организация «Детские и молодежные социальные инициативы», ассоциация выпускников детских домов и школ-интернатов «Надежда», педагогический отряд «Аврора», «Гете-общество», отделение центра православной культуры, отделение Фонда культуры «Наше наследие», «Русский Дом Диккенса», Державинское общество, фольклорный центр, Центр франкофонии.

Большую работу ведет волонтерский отряд «Бумеранг», основными видами деятельности которого являются проведение благотворительных акций, пропаганда здорового образа жизни, приобщение молодежи к участию в творческой, социально полезной и социально значимой деятельности в свободное от учебы время.

По результату опроса студентов выявлено следующее: 51,5% опрошенных являются участниками какой-либо общественной организации университета, 48,5% студентов не участвуют в работе общественных организаций. Каждый пятый опрошенный (20,3%) выбрал организации, которые не были указаны в разработанной анкете. Чуть меньше, чем каждый пятый отметили свое участие в работе студенческого профсоюза. 10% опрошенных студентов заняты в студенческих клубах, службе порядка, студенческой службе трудоустройства.

Опрошенные достаточно высоко оценили работу студенческих общественных организаций в целом. Наибольший процент опрошенных (21,1%) студентов поставили работе общественных организаций наивысший балл. Но и в остальных оценках преобладают высокие баллы (от 7 до 9).

Количество студенческих кружков, клубов по интересам, а также количество студентов, участвующих в работе кружков и клубов в учебные годы значительно увеличивается.



Табл.8.1



Название академии, института, факультета

Кол-во клубов, кружков, объединений

Кол-во участников

Кол-во клубов, кружков, объединений

Кол-во участников

2005-2008 учеб. годы

2008-2009 учеб. годы

1.

Академия управления и сервиса

3

56

3

56

2.

Академия экономики и предпринимательства

3

46

3

46

3.

Академия гуманитарного и социального образования

8

197

7

199

4.

Институт МФИ

2

37

3

63

5.

Институт психологии

4

488

4

488

6.

Институт естествознания

10

279

10

279

7.

Институт иностранных языков

10

612

10

612

8.

Институт физ. культуры

5

83

5

83

9.

Институт педагогики и соц. работы

15

314

15

314

10.

Институт русской филологии

7

220

7

220

11.

Институт права

10

136

10

136

12.

Институт искусств

10

280

10

486

13.

Факультет журналистики

4

115

4

115

14.

Пед. колледж имени К.Д. Ушинского

8

379

8

379

15.

Медицинский институт

-

-

3

165




ИТОГО:

99

3242

102

3641

16.

Общеуниверситетские

19

1532

19

1532




ВСЕГО:

118

4774

121

5173

Одним из приоритетных направлений воспитательной работы университета является гражданско-патриотическое воспитание. Студенты принимают участие в различных митингах, манифестациях, посвященных героико-патриотическим событиям (митинг солидарности в поддержку пострадавших во время террористического акта в г. Беслане, «Тамбов против террора», «Тамбов молодой», «Нет террору и наркотикам», «Памятники заговорили», «Равнение на знамена Победы»). Участие студентов в конкурсах, посвящённых истории России и малой Родины, поисковая деятельность, сбор и изучение архивных, археологических и этнографических документов позволяет наполнить содержанием и расширить музейные экспозиции и выставки университета. В университете стало традиционным проведение легкоатлетического пробега, посвященного Великой Отечественной войне, походов по местам ратной славы, различного рода мероприятий, посвященных Дню защитника Отечества, героям Афганистана, Чечни, кавказских действий. Особенно активизируют гражданскую позицию корпоративные формы работы, такие, как День рождения университета, День рождения Г.Р. Державина, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, студенческие шествия, проведение различных обрядовых и календарных праздников и другое.

Одной из форм работы в направлении духовно-нравственного воспитания является приобщение студентов к истории и традициям университета, их сохранение и приумножение, пропаганда символики и бренда университета. Большое внимание уделяется стимулированию и культивированию в личности студента чувства справедливости, независимости, внутренней свободы, внимательного и уважительного отношения к духовным ценностям. Так, в Институте физической культуры и спорта учреждена «Золотая книга», в которую вносятся наиболее значимые события, выпускники-отличники, чемпионы.

Студенты университета часто выезжают с экскурсиями по святым и историческим местам, в дом-музей художника А.М.Герасимова в г.Мичуринске, в города Задонск, Владимир, Тарханы, Ивановку и др. Широко проводятся в университете праздники, посвященные юбилейным датам выдающихся деятелей литературы, истории, науки и искусства. В их числе - М.Ю. Лермонтов, А.С. Пушкин, Г.В. Чичерин, В.И. Вернадский и многие другие. Ежегодно весной проводятся Дни славянской культуры и письменности, направленные в первую очередь на сохранение русской культуры и отечественных традиций не только на Тамбовщине, но и в России в целом.

Важное значение в формировании у студентов духовно-нравственного начала сыграло открытие в здании университета Домовой церкви Святой Великомученицы Александры, в которой для студентов, преподавателей и сотрудников университета проходят богослужения, молебны и литургии по Великим праздникам, а также приуроченные к университетским событиям и датам Отечественной истории.

По инициативе студентов постоянно оказывается шефская и благотворительная помощь пожилым людям, детям-сиротам в детских домах и интернатах. Волонтерские отряды «Бумеранг», «Семицветик» и другие осуществляют сбор вещей для детских домов, школ-интернатов, проводят концерты для ветеранов, утренники для детей, проживающих в указанных образовательных учреждениях, оказывают психолого-педагогическую помощь детям-депривантам (детский дом №7 г. Тамбова, коррекционный центр в Горельской школе-интернате).

Наличие в университете факультативных занятий, кружков, клубов по интересам для ознакомления студентов с содержанием правовых знаний позволяет активизировать правовое направление воспитательной деятельности университета. Оно основывается не только на знании студентами законов, прав и обязанностей, но и предполагает тесное сотрудничество с представителями различных учреждений правоохранительных органов по предупреждению правонарушений среди студентов.

Активно в университете функционирует «Клуб молодых избирателей», объединяющий в своих рядах большое количество студентов, проявляющих высокую гражданскую позицию. Клуб молодых избирателей является инициатором проведения деловых игр, дискуссий по проблемам права и правосознания, циклов лекций, бесед, консультаций для студентов со стороны специалистов правоохранительных органов с разъяснением конституционных прав и обязанностей гражданина России, правового статуса студента вуза.

Важную роль в университете играет работа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, которая имеет многолетние традиции. Научно-методическая основа и разнообразные формы позволяют привлечь к работе по данному направлению широкие массы студентов. В настоящее время в ТГУ имени Г.Р. Державина воспитательная работа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних ведется по нескольким направлениям деятельности: сотрудничество с подростковыми клубами города, с областным и городским Комитетами по делам детей и молодежи; проведение различных научно-практических конференций; участие в рейдах по пресечению незаконного оборота наркотиков совместно с УФСКН по Тамбовской области; организация и проведение фестивалей и выставок, работа в рамках «Студии юного журналиста» с учениками 11-х классов школ г. Тамбова (№ 12, 29, 6, 7, 21) и области (г. Котовск, Кирсанов) и других мероприятиий.

Эстетическое воспитание студентов способствует наиболее полному развитию и самореализации личности. Формы организации культурно-досуговой деятельности в университете самые разнообразные. Они включают в себя и проведение различных конкурсов («Улыбка», «Народно-прикладного творчества», конкурс КВН, «Алло, мы ищем таланты!», фестиваль франкофонии - конкурс исполнительского мастерства на французском языке и др.), и наличие любительских клубов, объединений, художественных, вокальных, хореографических и театральных центров (Центр бальной хореографии, Клуб классической и эстрадной музыки, Фольклорный центр, литературный кружок), и проведение различных концертов как силами студентов, так и с приглашением известных композиторов, писателей, поэтов.

Большие возможности для реализации студенческих способностей открывает фестиваль «Студенческая весна», ежегодно проводимый в университете. Наличие в структуре университета Академии культуры и искусств позволяет поднять на более высокий профессиональный уровень подготовку и проведение различного рода мероприятий.

Подготовка конкурентоспособного специалиста невозможна без профессионально - творческого и трудового воспитания. Данное воспитательное направление в университете реализуется, прежде всего, путем приобщения студентов к будущей профессионально-трудовой деятельности и связанными с нею социальными функциями. В университете разработаны научно-исследовательские программы, реализация которых находит отражение в научно-исследовательских объединениях по различным специальностям и направлениям. Студенты принимают участие в семинарах и конкурсах (конкурс рефератов «Знаешь ли ты свою профессию?», конкурсы на лучшую научную работу студентов и др.), разрабатывают задания учебно-исследовательского характера, работают в научных кружках, проблемных группах и других мероприятиях.

Профессионально-творческое и трудовое воспитание предполагает не только научно-исследовательскую, но и трудовую деятельность. В университете действуют студенческие отряды, такие, как строительный (благоустройство учебных корпусов и прилегающих территорий, спортивных залов и стадионов, ремонт мебели, озеленение прилегающих территорий), педагогический (работа с детьми в летних оздоровительных лагерях, в загородных лагерях Тамбовской области и Черноморского побережья в должностях физрука, вожатых, воспитателей), археологический (участие в разработке местности, поиск археологических останков, описание найденных вещей), этнографический (сбор обрядов, обычаев, сохранение фольклорных элементов быта).



Физическое воспитание студентов направлено на формирование здорового образа жизни. В университете это направление выступает в роли самого активного раздела воспитательной деятельности. Студенты принимают участие в соревнованиях не только городского, областного, регионального уровней, но и защищают честь России на международных соревнованиях.

Гордостью университета стала университетская баскетбольная команда «ТГУ-Баскет», ставшая победителем чемпионата России студенческой баскетбольной лиги, II дивизион. В университете работает большое количество секций по различным видам спорта (теннис, аэробика, легкая атлетика, баскетбол, волейбол, различные виды единоборства, шахматный клуб и другое).

Развитию спортивно-массовой работы в университете способствует наличие спортивных тренировочных залов, прекрасно оборудованный тир, игровой и гимнастический залы, два атлетических зала, спортивный манеж, физкультурно-оздоровительный комплекс, стадион. Особой популярностью у студентов пользуется фитнес-центр «Атлетико», представляющий собой учебно-производственный центр университета. Традиционными стали такие мероприятия, как неделя спринта, легкоатлетические пробеги, кросс первокурсника, спартакиады по различным видам спорта, День здоровья, День лыжника, «Папа, мама, я – спортивная семья» и многие другие. Участие студентов и преподавателей в массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятиях университета позволяет развивать интерес к спорту, пропагандировать здоровый образ жизни.

Семейно – бытовое воспитание в университете играет немалую роль в формировании и становлении личности. Реализация данного направления осуществляется в таких формах, как посещение студентами лекций, проводимых в Центре планирования семьи; заседание клуба «Молодая семья» (ежемесячно); проведение устных журналов «Моя родословная», «Семейные традиции», семинар-тренинг «Жизнь, достойная человека»; участие студенческих семей в различного рода конкурсах. Особый интерес у молодых студенческих семей вызывает участие в конкурсе «Ее величество – семья». В университете ведется активная работа по выявлению молодых студенческих семей и оказанию им разного вида социальной помощи.

Экологическое воспитание является неотъемлемой частью реализации воспитательной Концепции университета. На базе института естествознания созданы кружки, в программу которых входит изучение загрязненности атмосферы, воды и почвы Тамбова и Тамбовской области, изучение экологической обстановки на промышленных предприятиях. Отдельные студенты работают в Детских экологических центрах г.Тамбова и г.Моршанска, возглавляя экологическую природоохранную деятельность школьников. В университете ежегодно проводятся региональные научные конференции по экологическим проблемам, на которых студенты выступают со своими рефератами.

Силами студентов были подготовлены и проведены «Всероссийские детские Вернадовские чтения». Специальные выпуски университетских газет посвящены «Дню защиты Земли», «Дню Планеты», широко отмечаются такие мероприятия, как Всемирный день метеорологии, «Не обижайте муравья» и другие. С большим интересом студенты относятся к туристическим походам, во время которых проводятся викторины о фауне и флоре края, беседы об окружающей среде, осуществляется сбор лекарственных средств.

Большинство преподавателей привлечено к работе со студенчеством, высока творческая активность самих студентов в реализации задач молодежной политики, в культурной жизни региона.

Таким образом, в университете сложилась развивающаяся система воспитательной работы. Об этом свидетельствует и количество проведенных массовых мероприятий (см. табл.8.2)



Табл.8.2

Характер мероприятий

2005/2006 уч. год

2006/2007 уч. год

2007/2008 уч. год

2008/2009 уч. год

2009/2010 уч. год

Культурно-досуговые мероприятия: общеуниверситетский праздник «Посвящение в студенты», Фестиваль «Университетская весна», Татьянин день, конкурс патриотической песни, конкурс авторской песни «Золотая струна», конкурс «Молодая семья», День города, спектакли Студенческого театра и др.

167

250

369

372

381

Спортивно-массовые мероприятия: спортивные праздники в представительствах ТГУ, «Лыжня России», Чемпионат России среди вузов по летнему полиатлону, Чемпионат России по легкой атлетике, Всероссийская летняя универсиада по плаванию, Первенство ЦФО по летнему многоборью, Всероссийская универсиада, «Кросс наций», Спортивно-массовые мероприятия среди детей-инвалидов, спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья» и др.

57

73

96

98

105

Митинги, шествия, конференции, конкурсы: городские митинги, фестиваль «Студенческая весна», фестиваль добровольчества; выставки, форумы, конкурсы «Национальное достояние России» и др.

31

24

55

59

63

Социальные мероприятия, акции: акции «Чистый город», «Трудовой десант», «Минута молчания», «Экологический десант», беседы с несовершеннолетними правонарушителями; благотворительная акция в детском приюте «Здравствуй, Масленица» и др.

42

36

94

98

103

Всего:

396

324

614

627

652

В вузе и за его пределами проводится большая работа по формированию имиджа Университета. Стратегия университета и политика формирования его имиджа направлена на тесную взаимосвязь с региональным сообществом. Университет предоставляет информацию для внешних аудиторий: для абитуриентов, бизнес-сообщества, партнеров и власти. Информация предоставляется в интернете, в периодической печати, в том числе через газету «Державинский вестник», университетские журналы, студенческое телевидение.

Высокий уровень восприятия университета сообществом просматривается в тесном сотрудничестве университета с большим количеством партнеров. Университет формирует 12 центров кластеров развития инновационно-образовательных программ для социальной сферы и реальной экономики региона. В качестве примера работы университета по удовлетворенности общества является деятельность «Социокультурного кластера», «точкой роста» которого выступает Культурно-образовательный ресурсный центр ТГУ.

В числе наиболее значимых результатов входит: создание театра юного зрителя ТГУ, репертуар которого рассчитан на молодежную аудиторию; реализация функций студенческого бизнес-инкубатора по социально-значимым проектам; организовано и проведено более 250 социально-культурных мероприятий, в которых приняли участие более 25 тыс. человек; в 2007 и 2008 гг. заключено более 50 государственных контрактов, договоров и соглашений о сотрудничестве с федеральными и региональными структурами исполнительных органов власти, сферы бизнеса, образования, некоммерческого сектора. К деятельности Культурно-образовательного ресурсного центра только в 2007-2008гг. было привлечено более 200 человек. Сегодня в числе партнеров: Управление по связям с общественностью Администрации области, Управление культуры и архивного дела, Комитет по делам горожан администрации города Тамбова, Тамбовское региональное движение «Возрождение Тамбовщины», «Центр социальных и досуговых технологий», Клуб пожилых людей «Сияние сердец», Тамбовское региональное отделение Общероссийского благотворительного фонда «Российский детский фонд» и другие.

Культурно-образовательный ресурсный центр создает определенную базу и ведет работу по распространению опыта социально-инновационной деятельности в рамках региона и за его пределами. Социальная составляющая сотрудничества находит свое отражение в совместной научно-образовательной, просветительской, воспитательной, культурно-досуговой направлениях деятельности, а также в научно-практических конференциях, семинарах, тренингах, которые способствуют развитию профессиональных компетенций участников.

Культурно-образовательный ресурсный центр в рамках соцзаказа Администрации Тамбовской области только за год: 1) подготовил цикл телевизионных культурно-образовательных программ. Партнером выступил коммерческий канал ВДВ, в эфире которого вышли 13 телепередач: «Сохранение культурного наследия Сергеева-Ценского Н.С.», «Православный центр: социально-воспитательный акцент», цикл программ, посвященных 265-летию известного государственного общественного деятеля Г.Р. Державина: «Мы - Державинцы», «Державинские традиции: тамбовская казначейша Лермонтова», «Духовные традиции русской культуры: язык Державина» и др.; 2) инициировал и организовал городской смотр-конкурс «Дворы для детворы» среди разновозрастных отрядов детей и подростков по месту жительства; 3) педагогический отряд «Державинский», по договору с детским санаторным комплексом «Жемчужина России» (Краснодарский край, г. Анапа) организовал воспитательную и досуговую деятельность в лагере «Приморский». К работе в качестве вожатых были привлечены 240 студентов-державинцев, по итогам работы «Державинский» признан лучшим творческим педагогическим отрядом летнего сезона.

В Университете сложилась достаточно эффективная организационная структура, планомерно и целенаправленно управляющая воспитательным процессом. В организации и совершенствовании воспитательной работы заложен немалый потенциал, поиск новых возможностей в рамках сформировавшейся структуры.

Таким образом, можно сделать вывод, что в Тамбовском государственном университете имени Г.Р. Державина созданы все условия для реализации личностного роста, а организация и состояние воспитательной работы в Университете соответствует предъявляемым требованиям.



Стратегия и тактика воспитательной работы осуществляется на всех уровнях образования с учетом основных направлений: гражданского, патриотического, духовно-нравственного воспитания. Социально-бытовые условия для осуществления внеучебной работы со студентами, в целом, соответствуют лицензионным нормам.







Опыт: лотерейный билет, купленный после розыгрыша. Мариз Керлен
ещё >>