8 Логические основы культуры речи. Основные формы мышления - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Это наука о формах и способах мышления 1 226.13kb.
Взаимосвязь мышления и речи 1 48.5kb.
Программа «Основы культуры речи» 1 67.98kb.
Основы логики и логические основы компьютера. Логические основы устройства... 1 86.8kb.
Семинар "Коммуникативные нормы культуры речи" 1 51.33kb.
М. М. Бойко «логика» Учебное пособие 4 964.81kb.
Логические основы ЭВМ 1 181.11kb.
Практикум по курсу «логика» Учебное пособие 2 590.95kb.
Конспект открытого урока 1 99.97kb.
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» 1 33.93kb.
Основы логопедии с практикумом раздел I. Введение в логопедию умк... 10 1398.23kb.
Программа вступительного экзамена по специальности 10. 02. 21 прикладная... 1 158.69kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

8 Логические основы культуры речи. Основные формы мышления - страница №1/1

8.1. Логические основы культуры речи. Основные формы

мышления


Создание всякого текста – устного или письменного обязательно проходит этап внутренней подготовки, внутренней речи. Именно на этом этапе оформляется логический строй нашего мышления. От того, насколько грамотно он пройдет, будет зависеть успех внешней речи. Обратимся к основным формам мышления, которые составляют «кирпичики» нашей речевой деятельности. Это понятия, суждения и умозаключения.

Понятие — такая форма мышления, в которой отражены пред­меты в их существенных признаках. Для образования понятий применяются такие логические при­емы как анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобще­ние и др., используются синонимы, омонимы, антонимы. Отношения между отдельными понятиями, основанные на их содержании и объеме, позволяют различать среди них равнообъемность, пересечение, подчинение, соподчинение, противопо­ложность, противоречие (два последние часто называют контрар­ностью и контрадикторностью) и т.д.

Введем термины Имя, Объем имени, Содержание имени. Имя - это языковое выражение мысли о предмете. Объем имени - множество всех десигнатов (представителей), называемых данным именем. По объему различают:


  • единичные имена – например, «Естественный спутник Земли» - Луна.

  • общие имена – например, «молекула» (более одного представителя)

  • нулевые имена – не имеют представителей в природе, например, «ртутный столб», «печальная радость».

Содержание имени – это совокупность существенных признаков предметов, обозначенных некоторым именем.

К существенным признакам относятся общие (свойственны предметам, обозначенным разными именами, например: материальный объект – все, что нас окружает) и отличительные (свойственны предметам, обозначенным одним именем, например: термометр – определяет интенсивность температуры тел).

По содержанию различают имена:


  • Совместимые (несовместимые) – наличие общего признака. Например, «студент» и «отличник».

  • Сравнимые (несравнимые) – в основе линейное сходство. Например, «кирпич» и «тетрадь».

  • Конкретные – элементы объема имени: предметы, процессы, явления. Например, «весна».

  • Абстрактные – элементы объема имени: свойства, отношения. Например, «белизна».

Рассмотрим подробнее:

В зависимости от характера предметных и смысловых значений имена находятся в различных отношениях между собой. Объемы имен "человек" и "разумное существо" - совпадают, так как совпадают их десигнаты (представители). Частичное совпадение - турист и студент. Частично-полное совпадение: дерево, растение. Несовпадение: клен, сосна.

Отношения между понятиями наглядно поясняются с помощью кругов Эйлера. Круг - множество десигнатов, составляющих объем имени. Точка в круге - отдельный объем имени.

Отношение равнообъемности: объемы имен совпадают.


«Все А суть В.» и «Все В суть А.»

Например: все люди - разумные существа. и Все разумные существа - люди.


Отношение пересечения: в него включены объемы двух или более имен, частично совпадающих друг с другом.

«Некоторые А есть В.» и «Некоторые В есть А.»

Например: некоторые морские животные являются млекопитающими. И некоторые млекопитающие являются морскими животными.
Отношение подчинения: объем одного имени полностью включает в себя объем другого, но не покрывается им целиком. Имя с большим объемом обозначает некоторый род предметов. Имя с меньшим объемом - вид предметов.


«Все А суть В.» и «Некоторые В суть А.»

Например: последовательное подчинение. Европейский город - белорусский город - Минск. (В – белорусские города. А – Минск. Или: В – Европейские города. А – белорусские города).

Все адвокаты - юристы. Некоторые юристы - адвокаты. (А – адвокаты. В – юристы)
Отношение соподчинения: два или более однопорядковых вида одного и того же рода, разновидности рода .

«Все В суть А. Все С суть А.»

«Некоторые А суть С. Некоторые А суть С.»

«Ни одно В не есть С. ни одно С не есть В.»

Пример: А – печатные издания. В – газеты. С – журналы.
Отношение противоположности: возникает между соотносительными именами, которые образованы в результате сравнения интенсивностей некоторой величины. Интенсивность выражается линейным свойством, которое бывает разной природы: математическое - быть множеством; физическое - твердость, сила, протяженность; психическое - чувства, ум; экономическое - цена, прибыль. Линейные свойства – это основания для сравнения имен.

В русском языке противоположные понятия выражаются с помощью антонимов (имена с противоположным значением).



«Все В суть А. Все С суть А.»

«Некоторые А суть С. Некоторые А суть С.»

«Ни одно В не есть С. ни одно С не есть В.»

Например: А - объем родового имени (человек). В,С - десигнаты (молодой, старый).
Отношение противоречия выражается с помощью универсального класса.

Универсальный класс - это класс всех мысленных предметов, из которого путем именования выделяются интересующие нас в данный момент предметы. За пределами универсального класса находится пустой класс (без элементов).

Отрицательное имя (А) обозначает класс, оставшийся после выделения по отношению к выделенному классу.

А

«Ни одно А не есть не-А.»

А и А в сумме составляют универсальный класс.

Например: А - человек, не-А - то, что не является человеком.

Например: универсальный класс - предметная область науки. Для Математики: А – «класс чисел», А - «класс функций».

Отношения между понятиями используются в различных мыслительных операциях. Рассмотрим операцию определения (дефиниции).



Определение - специфическая логическая операция, которая является указанием на любой, присущий предмету признак. В основе определения лежит отношение тождества или равнообъемности.

Dfd  Dfn

Dfd - это дефиниендум, то, что определяется.

Dfn - это дефиниенс, служит для выяснения смысла дифиниендума.

 - дефинитивная связка, связывающая 1 и 2 члены.

К определению предъявляются требования:

а) определение должно быть соразмерным (адекватным)

Dfd  Dfn, первый и второй члены выражены должны быть равнообъемными именами, равнозначными и взаимозаменяемыми. Ошибки возникают при широких и узких определениях. Например: Белизна - это вещи, окрашенные в белый цвет. (смещение категорий вещь и свойство).

Например: Реци­дивист — есть лицо, совершившее новое преступление после того, как был осужден за предыдущее преступление, — является сораз­мерным. Но понятие преступник — есть лицо, осужденное судом в соответствии с законодательством, — будет шире определяемого понятия рецидивист.

б) определение не должно заключать в себе круга (непосредственный круг или тавтологии, опосредованный круг, порочный круг), например: Преступник — есть лицо, преступившее какое-нибудь правило, по­тому что оно его преступило, — заключает в себе порочный круг, объясняя непонятное через непонятное: какое правило? В чем, как преступило?



Историк - это специалист в области истории.

Логика - это наука о правильном мышлении. Правильное мышление - это мышлении в соответствии с правилами логики.

в) определение должно быть ясным (доступным пониманию того, кому оно адресовано), четким, недвусмысленным. Например: Преступник — есть нарушитель определенных правил — не является ясным, по­скольку определяемое слово преступник объясняется посредством другого слова, тоже неизвестного — нарушитель.

Нечеткими являются определения, содержащие образы-метафоры, сравнения. Например: пехота - царица полей.

г) определение не должно быть отрицательным, например: Преступник — есть лицо, не соблюдающее правила, — определяет­ся через отрицание — не соблюдающее.

д) определение не должно быть избыточным, например: закон - это повторяющаяся, устойчивая, необходимая, существенная связь.
Следующей формой мышления является суждение.

Суждение — это форма мышления, в которой утверждается или отрицается связь между предметами, событиями, фактами и их признаками.

Такая форма мышления может быть истинной или ложной, выраженная в виде предложений повествовательных, воп­росительных, побудительных, отрицательных.

Суждения делятся на простые и сложные.

Логические отношения между суждениями, обозначенными как простые, принято рассматривать на схеме, называемой логи­ческим квадратом.



А Е

O

I



Суждения, включенные в логический квадрат строятся по формулам:

А – общеутвердительное суждение: «Все S суть P»

Е – общеотрицательное суждение: «Ни одно S не суть P»

I – частноутвердительное суждение: «Некоторые S суть P»

О – частноотрицательное суждение: «Некоторые S не суть P».

Отношения, выраженные с помощью этого квадрата, являются:

А — Е = противоположными (контрарными);

I — О = частично совместимыми (субконтрактными);

А — I; Е — О = подчиненными;

А — О; I — Е = противоречивыми (контрадикторными).

Для лучшего понимания этой схемы приведем примеры.

А) Все плавающие есть рыбы. (Общеутвердительное суждение)

Е) Все плавающие не есть рыбы. (Общеотрицательное суждение)

I) Некоторые плавающие есть рыбы. (Частноутвердительное суж­дение)

О) Некоторые плавающие не есть рыбы. (Частноотрицательное суждение)

Из всего сказанного можно сделать вывод:

а) суждения — А, Е — являются ложными;

б) суждения — I, О — являются истинными.

Добавим, что буквы А и I заимствованы формальной логикой из латинского слова affirmo, что означает «согласен», «утверж­даю»; буквы Е и О заимствованы формальной логикой из латин­ского слова nego, что означает «отрицаю», «не согласен». Логи­ческий квадрат поможет всякому желающему выяснить степень истинности в речи оратора. Для решения этой логической задачи достаточно поставить перед его словами нужную по формальной логике букву и станет ясно: является его заявление истинным или ложным.

Овладев логической операцией, связанной с построением суждения можно перейти к более сложной процедуре – построению умозаключения.

Умозаключение — форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение.

Умо­заключения бывают трех видов:

1) дедуктивные — когда направленность логического следо­вания идет от общего к частному (от целого к части);

2) индуктивные — когда направленность логического следова­ния идет от частного знания к общему (от части к целому).

3) по аналогии — когда направленность логического следова­ния идет от частного знания к частному (от части к части).

Таким образом, проработка основных форм мышления: понятий, суждений, умозаключений, способствует логической организации процессов мыследеятельности и их перехода во внешнюю речь.



8.2. Практические задания к семинару по логическим основам культуры речи
1. Перечислите существенные (общие и отличительные) признаки таких понятий как:

материя, игра, средство измерения, человек, вещь, знак, страх, движение.


2. Пользуясь образцом, постройте логические определения таких понятий как: речь, текст, артистизм, поэт, приказ, заикание, консультация:
определяемое понятие: ближайший род: свойство личности

коммуникабельность: отличительные признаки: доброжелательное отношение к людям; раскованность и сдержанность, умение владеть собой; свободное владение языком и механизмами речи; владение риторическими умениями, культурой речи.
3. Приведите примеры равнообъемных, соподчиненных, противоположных, противоречивых понятий, понятий, находящихся в отношении подчинения и пересечения.
4. Какие из следующих имен являются совместимыми, какие несовместимыми (попарно):

  1. учитель, педагог,

  2. учитель, не-педагог.

  3. не-учитель, педагог.

  4. не-учитель, не-педагог,

  5. учитель, не-учитель,

  6. педагог, не-педагог.


5. Если универсальный класс состоит из небесных тел и А – класс звезд, то каково знечение А′ ?
6. С помощью круговых схем изобразите отношения между объемами следующих имен:

  1. измерение, взвешивание, вычисление массы тела.

  2. космонавт, инженер, врач на космическом корабле.

  3. одноосновная кислота, двухосновная кислота, трехосновная кислота.


7. В каком случае имеет отношение пересечения между именами:

  1. железная дорога, средство перевозки грузов.

  2. средство связи, мобильный телефон.

  3. квадрат, круглый квадрат.

  4. натуральное число, самое большое натуральное число.




  1. распределите абстрактные имена ментальных состояний, используя когнитивные классификаторы:




Когнитивные классификаторы

Абстрактные имена ментальных состояний

степень истинности наличного знания

НЕВЕДЕНИЕ, НЕЗНАНИЕ

наличия кванта истинного знания

СОМНЕНИЕ, КОЛЕБАНИЕ

состояния сосредоточенности с целью пополнения истинного знания

ВЕРА , НАДЕЖДА

состояния уверенности в истинности имеющегося знания

ВНИМАНИЕ, ИНТЕРЕС, ЛЮБОПЫТСТВО

состояния интеллектуального потрясения

МЫСЛЬ, ИДЕЯ, ОЗАРЕНИЕ

состояния неуверенности в истинности имеющегося знания

ЗНАНИЕ, СОЗНАНИЕ

состояния отсутствия знания

УДИВЛЕНИЕ, НЕДОУМЕНИЕ, ИЗУМЛЕНИЕ


9. Дайте определение понятиям с точки зрения коммуникативных процессов:

  • значение

  • смысл

  • информация



  1. Составьте суждения форм А,Е,I,O, используя S - эллипс и P – коническое сечение.


8.3. Психоингвистический тест "ИСКЛЮЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ"

Методика предназначена для исследования способности к классификации и анализу. В каждом из 17 рядов слов четыре слова объединены общим родовым понятием, пятое к нему не относится. За 3 минуты необходимо найти эти слова и вычеркнуть их.



  1. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.

  2. Дряхлый, маленький, старый, изношенный, ветхий.

  3. Скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо.

  4. Лист, почва, кора, чешуя, сук.

  5. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.

  6. Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый.

  7. Гнездо, нора, курятник, сторожка, берлога.

  8. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.

  9. Успех, удача, выигрыш, спокойствие, неудача.

  1. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.

  2. Молоко, сыр, сметана, сало, простокваша.

  3. Глубокий, низкий, светлый, высокий, длинный.

  4. Хата, шалаш, дым, хлев, будка.

  5. Береза, сосна, дуб, ель, сирень.

  6. Секунда, час, год, вечер, неделя.

  7. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.

  8. Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила.

Ключ

  1. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.

  2. Дряхлый, маленький, старый, изношенный, ветхий.

  3. Скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо.

  4. Лист, почва, кора, чешуя, сук.

  5. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.

  6. Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый.

7.Гнездо, нора, курятник, сторожка, берлога.

8.Неудача, волнение, поражение, провал, крах.

9.Успех, удача, выигрыш, спокойствие, неудача.

10.Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.

11.Молоко, сыр, сметана, сало, простокваша.

12.Глубокий, низкий, светлый, высокий, длинный.

13.Хата, шалаш, дым, хлев, будка.

14.Береза, сосна, дуб, ель, сирень.

15.Секунда, час, год, вечер, неделя.

16.Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.



17.Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила.
Подчеркнуты правильные ответы.
Оценка выставляется по 9-балльной системе с помощью сле­дующей таблицы:

Оценка

9

8

7

6

5

4

3

2

1

в баллах




























Кол-во




























правильн.




























ответов

17

16

15

14

12-13

11

10

9

8


8. 4. Лингвистический тест
1. Выберите правильную классификацию имен по объему:

  • Единичные,

  • Двоичные,

  • Нулевые

  • общие

  • частные




  1. Какое отношение между понятиями отражает формула: «Все А суть В. Все В суть А».

  • равнообъемности,

  • пересечения,

  • подчинения.




  1. Какое отношение между понятиями отражает формула: «Все А суть В. Некоторые В суть А».

  • подчинения,

  • пересечения,

  • противоположности.

  1. Подберите понятие, противоположное понятию «неуспевающий студент» -




  1. Подберите родовое понятие для соподчиненных понятий: резисторы, емкости, индуктивности.




  1. Составьте общеотрицательное высказывание, используя: S – ученый, P – мыслит формулами.




  1. Восстановите дедуктивное умозаключение:

Все люди – смертны

- - - - - - - - - - - - - -

_____________________________

Сократ – смертен.
8.5. Подготовьте публичное выступление или эссе по следующим темам:


  1. Эстетическое отношение к языку контекстуально и определяется мерой консерватизма в языке. Как вы оцените вариации значения слова «пошлый»? По Далю 1) стародавний, исконный, освященный традицией, 2) вышедший из обычая, опостылевший. 3) современный толковый словарь – низкий в нравственном отношении, безвкусно-грубый.

  2. Почему пословицы и поговорки не используются непосредственно, но возникают в сознании в связи с каждой конкретной ситуацией?

  3. Если исходить из того, что мужской язык логичен, а женский – ассоциативен, наступит ли время унисекс в языке?

  4. Петрушевская классифицирует жанры литературы в соответствии с дневным и ночным временем суток (), какое основание лежит в основе этой классификации?

  5. Какими признаками характеризуется письмо, написанное малограмотным человеком?

  6. Почему, на ваш взгляд, взросление человека (и в языковом отношении) называют выздоровлением и как это сказывается на языке?

  7. Роль частных суждений в приватном общении.

  8. Анализ эвфемизмов в политическом дискурсе с точки зрения содержания понятия.

  9. Трансформация значения слова с точки зрения существенных признаков предметов, обозначенных некоторым именем.

  10. Роль индуктивного умозаключения в современной коммуникации.











Согласно авторитетным источникам, заповедь «Плодитесь и размножайтесь» была дана, когда население Земли состояло из двух человек. Уильям Индж
ещё >>