Похожие работы
|
7 класс Тип урока: комбинированный. Форма урока: урок игра. Тема урока: Причины возникновения - страница №1/1
Методическая разработка урока по ОБЖ
Ф. И. О. педагога: Селезнёва Елена Васильевна
Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности
Класс: 7 класс
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: урок - игра.
Тема урока: Причины возникновения и возможные последствия лесных и торфяных пожаров.
Цели урока: - познакомить с причинами лесных и торфяных пожаров и их возможными последствиями;
- развивать память, логическое мышление;
- развивать культуру речи и поведения, повышать интерес к предмету.
Подготовка к уроку: - подбор материала и набор текста;
- подбор изображений из интернета и других источников для слайдов.
- составление и оформление презентации.
Методика подхода к уроку: - формирование знаний об окружающем мире и его закономерностей в целом, установление внутри предметных и межпредметных связей; развитие у школьников навыков решения учебных задач.
Замысел урока: - создание условий, при которых учебная задача воспринималась бы учениками как личностно-значимая проблемная ситуация, требующая осмысления и решения. Завершить решение учебных задач самооценкой и коррекцией деятельности.
Структура урока: подведение детей к формулированию темы и постановке цели урока, а актуализация опорных знаний учащихся; ознакомление с инструкцией; подбор дидактических материалов, средств обучения и оборудования; выполнение работ учащихся под руководством учителя.
Ожидаемые результаты по освоению содержания урока: - учащиеся должны усвоить виды лесных и торфяных пожаров;
- сформировать представление о важности бережного отношения к природе;
- осознать опасность и последствия от лесных и торфяных пожаров для людей, народного хозяйства, экологии края.
Оборудование урока:
Для учителя: компьютер, как источник учебной информации, активизации и мотивации познавательной деятельности учащихся.
Для учащихся: тетрадь, карточки «Что знаю я?»; лист самоконтроля.
Ход урока
Этап урока
|
Время
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
1. Организационный момент
Вступительное слово учителя
|
2 мин.
|
- Приветствие.
- Дорогие ребята, прежде чем перейти к изучению нового материала, вспомните, пожалуйста, с каким настроением, с какими намерениями вы приходите в лес
|
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
|
2. Постановка темы и цели урока
|
2 мин.
|
Подведение детей к формулированию темы и постановке цели урока. Составление плана работы. Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие "лесные и торфяные пожары", формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока
|
Формулируют тему и цель урока
|
3. Актуализация опорных знаний.
|
3 мин
|
Минутка безопасности «Что знаю я?» Учащимся раздаются карточки с вопросами
|
Обучающиеся заносят ответы в карточки
|
4.Изучение нового материала
|
15 мин.
|
Изучение темы по слайдам (презентация)
|
|
5. Обобщение знаний по теме
|
5 мин
|
Правильны ли эти утверждения:
-
Лесной пожар – неконтролируемое, стихийно распространяющееся горение леса.
-
Низовой и верховой пожары бывают устойчивые и беглые.
-
Низовой пожар приносит больше вреда, чем верховой.
-
Беглые низовые пожары чаще всего происходят весной – горит подсохшая лесная подстилка.
-
Торфяные пожары называют ещё и подземными.
-
Скорость торфяного пожара выше скорости лесных.
-
Торфяной пожар возможен без доступа воздуха и даже под водой.
-
Верховые пожары распространяются скачками.
-
Низовые пожары распространяются скачками.
-
Пирология – наука о лесных пожарах.
|
Учащиеся отвечают на вопросы, составляя памятку
|
6. Подведение итогов урока
Заполнение листа самоконтроля
|
7 мин.
|
Итак, что мы с вами нового узнали? Узнали виды лесных пожаров, познакомились со статистикой лесных пожаров в нашей области. Теперь мы знаем, сколько стоит для нас пожар. Вспомнили правила поведения при лесных пожарах, а главное – осознали, что лес нужно беречь. Насколько полно каждый из вас усвоил новый материал, покажет “Лист самоконтроля”.
Объяснение выполнения заданий по листам самоконтроля
|
Ответы обучающихся.
Заполнение листа самоконтроля
|
7. Заключение
Сообщение домашнего задания
|
3 мин.
|
Составить листовку, обращение или памятку для учащихся нашей школы о правилах поведения в лесу в пожароопасный период
|
Записывают домашнее задание
|
Приложения
Приложение 1
Минутка безопасности «Что знаю я?»
Ответьте на вопрос
Мир вокруг нас – какой он, что это такое?
|
Это живая и неживая природа.
|
Вспомните, что относится к неживой природе
|
Вода, солнце, воздух, почва, полезные ископаемые…
|
А что вы отнесете к живой природе?
|
Человека, животных, птиц, рыб, насекомых и растения, лес. Ведь он тоже живой…
|
Что же в окружающем нас мире является главным богатством природы?
|
Чистый воздух, чистая вода, цветущие леса.
|
Можем ли мы сегодня говорить о чистоте окружающей среды?
|
Нет
|
Почему? Перечислите, пожалуйста, природные опасности.
|
Стихийные бедствия, лесные пожары, загрязнение вод, засухи, наводнения, степные пожары.
|
Назовите главную опасность для леса.)
|
Лесные пожары и вырубки, после которых остаются древесные отходы, сучья, сухие ветки, пни. И все это может в любой момент стать горючим материалом для пожара.
|
Ответьте на вопрос
Мир вокруг нас – какой он, что это такое?
|
|
Вспомните, что относится к неживой природе
|
|
А что вы отнесете к живой природе?
|
|
Что же в окружающем нас мире является главным богатством природы?
|
|
Можем ли мы сегодня говорить о чистоте окружающей среды?
|
|
Почему? Перечислите, пожалуйста, природные опасности.
|
|
Назовите главную опасность для леса.)
|
|
Приложение 2
Дополните предложение:
Лесной пожар
|
неконтролируемое, стихийно распространяющееся горение леса.
|
Низовой и верховой пожары бывают
|
устойчивые и беглые.
|
Низовой пожар приносит больше вреда, чем
|
верховой.
|
Беглые низовые пожары чаще всего происходят
|
весной – горит подсохшая лесная подстилка.
|
Торфяные пожары называют ещё и
|
подземными.
|
Скорость торфяного пожара выше скорости
|
лесных.
|
Торфяной пожар возможен без
|
доступа воздуха и даже под водой.
|
Верховые пожары распространяются
|
скачками.
|
Низовые пожары распространяются
|
скачками.
|
Пирология
|
наука о лесных пожарах.
|
Дополните предложение:
Лесной пожар
|
|
Низовой и верховой пожары бывают
|
|
Низовой пожар приносит больше вреда, чем
|
|
Беглые низовые пожары чаще всего происходят
|
|
Торфяные пожары называют ещё и
|
|
Скорость торфяного пожара выше скорости
|
|
Торфяной пожар возможен без
|
|
Верховые пожары распространяются
|
|
Низовые пожары распространяются
|
|
Пирология
|
|
Приложение 3
Лист самоконтроля: В графе «баллы» выставить оценки: Да/нет. Ответ «да» – 3 балла Ответ «нет» – 0 баллов
Вопросы по теме «Лесные и торфяные пожары»
|
Баллы
|
Вопросы по теме «Лесные и торфяные пожары»
|
Баллы
|
Вид лесных пожаров, при которых горит надпочвенный слой?
|
|
Назовите причины лесных пожаров:
|
|
• низовой;
|
|
• пал сухой травы;
|
|
• верховой;
|
|
• молния;
|
|
• торфяной;
|
|
• брошенный окурок;
|
|
• луговой
|
|
• стекло;
|
|
Горят кроны деревьев. К какому виду относится пожар?
|
|
• незатушенный костер;
|
|
• степной;
|
|
• поджог
|
|
• луговой;
|
|
Назовите подручные средства тушения пожара вокруг костра
|
|
• торфяной;
|
|
• лопата;
|
|
• верховой
|
|
• зеленый лапник;
|
|
Что главным образом губит людей при ландшафтном пожаре?
|
|
• песок;
|
|
• дым;
|
|
• дерн;
|
|
• паника;
|
|
• одеяло;
|
|
• огонь;
|
|
• куртка;
|
|
• воздух;
|
|
• палка
|
|
• беспечность
|
|
С чего начнете тушение пожара?
|
|
Направление движения спасающегося от лесного пожара?
|
|
• с кромки огня;
|
|
• напрямик через дымовую завесу;
|
|
• с центра очага пожара
|
|
• по направлению ветра;
|
|
• хаотично, где придется
|
|
• в наветренную сторону по ручью
|
|
|
|
Где и как разведете костер?
|
|
|
|
• на пригорке, где ветрено;
|
|
|
|
• в углублении;
|
|
|
|
• обложить кострище камнями;
|
|
|
|
• рядом с кучей заготовленного хвороста;
|
|
|
|
• под деревом;
|
|
|
|
• рядом с палаткой;
|
|
|
|
• убрать сухой мох и траву вокруг кострища
|
|
|
|
Результат. А теперь подсчитаем количество баллов. Если вы набрали свыше 50 баллов, значит, вы усвоили новый материал урока.
Приложение 4
Презентация к уроку
Слайд 1
|
Слайд 2
|
Слайд 3
|
Слайд4
|
Слайд 5
|
Слайд 6
|
Слайд 7
|
Слайд 8
|
Слайд 9
|
Слайд 10
|
Слайд 11
|
Слайд 12
|
Слайд 13
|
Слайд 14
|
|
|
|
|
|