30 Проверил: зам директора по увр /Приходько Л. А - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Колганова Виктория Ивановна, зам. Директора по увр (начальная школа) 1 73.53kb.
Зам директора по увр директор гоу скош №418 1 104.7kb.
Т. В. Игнатенко Заместитель директора по увр баллан Г. А. 2012 г. 1 81.99kb.
Рабочая программа по курсу «Физика» 10-11класс Учитель: Воробьёва... 3 843.09kb.
Кутлаева Наталья Владимировна пояснительная записка Уровень рабочей... 2 378.16kb.
Гбоу гимназия №1274 по подготовке и проведению государственной итоговой... 1 102.7kb.
Кутлаева Наталья Владимировна пояснительная записка Уровень рабочей... 3 326.28kb.
Кутлаева Наталья Владимировна пояснительная записка. Уровень рабочей... 1 303.63kb.
Рабочая программа по внеклассному занятию " Юный предприниматель"... 1 88.6kb.
Директор колледжа – Сачков Николай Анатольевич Зам директора по учебной... 1 36.21kb.
Морской Гвардейский экипаж в Отечественной войне 1812 года и Заграничном... 1 280.77kb.
Мвд татарстана отмечает День милиции 1 13.27kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

30 Проверил: зам директора по увр /Приходько Л. А - страница №1/1

"УТВЕРЖДАЮ"

"___" ___________ 2011 г.

директор школы

_______________ Стороженко С.Е.

МОУ – Туроснянская основная общеобразовательная школа

Кружок «Основы православной культуры»

Направленность: нравственное воспитание

Руководитель: Цыркунова Дина Петровна

Режим занятий: вторник – 1330 - 1430

Проверил: зам. директора по УВР ____________/Приходько Л.А./

"___" _____________ 2011 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Факультативный курс «Духовно-нравственное воспитание на основах православной культуры» предназначен для изучения в государственных общеобразовательных школах вне рамок образовательной программы (основной и дополнительной), проводится во внеурочное время за рамками расписания учебных занятий. Рекомендуется для изучения детьми 5, 6, 7 классов.

Выбор данного содержания факультатива обоснован тем, что в курсах литературы, истории общеобразовательных школ введено изучение отдельных глав из Священного Писания. Такое его освещение (отрывочное, без нравственного толкования) искажает смысл, не способствует правильному пониманию библейской истории как основы Христианства в целом и Православия в частности. Ведь именно библейское понимание легло в основу европейской и русской культуры, без которой невозможно осмысление истории.

История России неотделима от Православия. России нет без соборов Московского и Новгородского Кремля, без многочисленных монастырей, без Казанской и Владимирской икон Божьей Матери, без «Троицы» А. Рублева, без духовных и церковных песнопений, без уникальных рукописных книг и другого духовно-нравственного наследия, которое является достоянием не только России, но и мировой культуры. Нельзя правильно понять и оценить все то, что было создано под влиянием Русской Православной Церкви, без знания основ самого Православия.

Основное содержание курса призвано сформировать у учащихся духовное рассуждение, логичное, полное, а не фрагментарное понимание библейской истории и отдельных фактов отечественной истории, которые незаслуженно забыты, примеров личного подвига и благочестия святых, которое поможет расширить кругозор ребенка, его мировоззрение. Как нельзя иметь полного понимания творчества А. С. Пушкина, Ф.М.Достоевского, И.С. Тургенева без толкований ученых-литературоведов, так нельзя относится к библейской истории как к чисто литературному произведению без комментариев св. Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова и других святых отцов.

Светское, а на деле очень часто атеистическое толкование библейской истории в виде мифов на уроках литературы и истории 5-6 классов не способствует правильному пониманию библейской истории, которое необходимо для понимания развития человека и общества в целом и оскорбляет религиозные чувства ребенка.

Православие сильно своими нравственными принципами. Именно этот подход является основополагающим в построении факультативного курса. Нравственное воспитание на основе библейской истории и отдельных фактов отечественной истории, которые часто умалчиваются в светских учебниках, – первоочередная задача факультатива.

В процессе обучения на данном факультативе решаются наиболее важные задачи воспитания молодого гражданина России:

1. воспитывается любовь и уважение к Родине, ее народу и святыням;

2.дети приобщаются к нравственным устоям православной культуры и традиционным нормам морали на основе изучения текстов Священного Писания и событий отечественной истории;

3.данный курс поможет школьникам раскрыть смысл нравственных ценностей христианства, представить ориентиры добра и истины в библейских образах на основе веры, надежды, любви;

4. в ребенке развивается способность к сопереживанию, умению мирно разрешать конфликты;

5. у учащихся формируется активная позиция неприятия циничного рационализма, жестокости, алчности, пошлости и хамства, которые сегодня широко распространены среди людей, потерявших веру;

6. показывается тесная и органическая связь православных праздников и традиций православной культуры с народными обычаями, искусством и русской литературой;

7. в ребенке пробуждается чувство личной сопричастности к событиям прошлого, настоящего и будущего нашего Отечества.

Деградация общества, в связи с падением нравов, озлобленностью, насилием и другими пороками, продолжается. Все это подтолкнуло Русскую Православную Церковь к усилению своей роли в развитии общества. Данный курс направлен на сообщение учащимся истоков падения нравов общества через библейскую историю и путей выхода из существующего положения.

Факультатив призван способствовать нравственному воспитанию учащихся через знакомство с вековыми традициями русского православного быта, нравственного уклада семьи, государства.

Влияние тоталитарных сект и псевдорелигий расширяется, и чтобы оградить детей от их негативного влияния, ломающего психику и жизнь в целом, организуется данный факультатив.

Первый принцип построения курса - доступность, логичность и простота изложения материала в зависимости с возрастными особенностями детей.

Второй принцип - развитие национального самосознания, воспитание уважения к вековым традициям русского и православного быта и культуры.

Третий принцип факультатива - добровольность. Именно добровольное согласие родителей и детей на его посещение дает возможность осознанно приобщиться к нравственному воспитанию на основе библейской истории. Учащиеся, которым по каким-то причинам стало неинтересно, могут перейти на другие факультативы беспрепятственно.

Методика преподавания курса предполагает кроме теоретических занятий широкое применение различных вариантов социальной практики: помощь младшим, больным, людям пожилого возраста, участие в делах благотворительности, в восстановлении историко-культурных объектов и святынь русского народа

Среди форм обучения в данном курсе предусматривается, наряду с уроками, внеклассные мероприятия: проведение праздников, духовно-музыкальных композиций, экскурсий по историческим местам города, края, посещение храмов, музеев, тематических выставок.

В процессе обучения учащимся предлагается различные виды творческих работ (сочинение-миниатюра, чтение духовных стихов, изготовление поделок, рисунков и т. д.). Все это способствует развитию творческих способностей и логического мышления учащихся.

Актуальность программы обусловлена потребностями современного общества, прежде всего его стремлением к духовности, к восстановлению национальных традиций, национального мировоззрения и самосознания.

Нравственная, православная концепция курса, его основные принципы построения и актуальность помогут воспитать молодого гражданина России, любящего свою духовную историю и культуру, традиции русского народа, умеющего активно отстаивать свои жизненные принципы, основанные на нравственных принципах русской православной веры.

Каждый годовой цикл предусматривает 34 часа (из расчета один час в неделю).



Содержание тем учебного курса

Раздел 1. Введение - 6 часов .

« Наши истоки»

Наша Родина. Герб, Флаг России. Чудо св. Георгия Победоносца

Творческая работа: изображение флага России

Нравственное приложение: Я люблю тебя, моя Родина !

Столица нашей Родины. Герб Москвы. Основание города. Святой Даниил Московский. Свято-Данилов монастырь*. Соборы московского Кремля.* (* обзорно)

Нравственное приложение: Москва-город вековой славы России.

Кто мы? Откуда мы родом? Мое имя.

Нравственное приложение: Почему нельзя давать прозвища и дразнить, изменяя имена?

Творческая работа: нарисовать рисунок по теме.

Мир - творение Божье.

Богатство и разнообразие творений Божьих - растительного, животного и подводного мира. (Демонстрация картин cтепного, морского, лесного, горного и др. пейзажей). Всему дана разумная и определенная цель. Всему свое время, место и назначение. Весь мир создан для людей. Бог дал человеку особое и важное предназначения. Как человек познает мир?* (смотри методические рекомендации)

Нравственное приложение: Мир прекрасен, и к нему нужно относиться бережно. Правила поведения детей в природе (лесу, парке, на лугу и т. д.).

Творческая работа : Нарисовать или вылепить из пластилина Творения Божьи.

Творения Божьи и дела рук человеческих . Мир нерукотворный и рукотворный.*

Мир, созданный Богом, изменяется: рождается – растет - стареет - умирает. Вся природа служит человеку. Дает ему все необходимое для жизни (еда, воздух, материалы для строительства, одежды и т.д.). Человек познает творения Божьи и создает подобное ему. Например: стрекоза – вертолет, рыба - подводная лодка и т. д. **

Чем отличаются друг от друга дела человеческие и Творенья Божьи?*** Творения Божьи предназначены в помощь человеку. Примеры человеческих дел (преумножающих и уничтожающих Творения Божьи)****. То, что создано для человека, может погибнуть безвозвратно.

Нравственное приложение: Как нужно относиться к Творениям Божьим? БЕРЕЧЬ, ПРЕУМНОЖАТЬ И БЛАГОДАРИТЬ . Понятие «Благодарность». Благодарность - дарить благо. Кому нужно дарить благо? Кого нужно благодарить за все, что имеешь? « Слава Богу за все». Происхождение слова «СПАСИБО» ---«СПАСИ»---« БОГ». Почему, человек должен бережно относиться к природе и ко всему, что нас окружает (дома, подъезды, книги, парты и т.д.)? Человек должен быть благодарным за все, что имеет: за здоровье, родителей, мирную жизнь, возможность учиться и.т.д.

Творческая работа: Рисунки или сочинение – миниатюра или устные рассказы по теме « Слава Богу за все»

Библия.

Понятие «Библия». Как и кем создавалось Священное Писание. Священное Предание.

Творческая работа: изображение библейских свитков и книг.

Раздел 2. Избранные главы Ветхого Завета. Как Господь творил мир? – 7 часов.

Сотворение невидимого мира .

« В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1)* Сотворение ангельского мира. Понятие « АНГЕЛ». Ангел-«вестник». Ангелы бестелесные. Бессмертные духи. Многообразие ангелов. Все сотворены добрыми. Не устают, не болеют, вне времени и вне пространства. Денница. Понятие « ЗАВИСТЬ» Появление зла в мире. Злые ангелы. Изменение внешнего вида злых ангелов. Архангел Михаил. Понятие «АД»- место вдали от Бога. Понятия «САТАНА» - противник Бога и всего доброго и «ДЬЯВОЛ» - клеветник.

Нравственное приложение: Зависть порождает злые поступки людей, меняет их внутренне и внешне. Показать на примерах современной жизни примеры зависти и то, к чему она может привести. Что нужно сделать, чтобы зависть в душе не рождалась?**

Ангел - Хранитель. Отличия добрых ангелов (бестелесный, бессмертный, разумный, вне времени и пространства, творит добро) от человека (имеет тело, умирает, делает не только добро, но и зло). Ангел- хранитель - добрый ангел, данный человеку от Бога при крещении. Он является защитником, покровителем человека. **

Нравственное приложение: Что нужно делать, чтобы не огорчать своего ангела- хранителя?

Творческая работа: нарисовать ангела - хранителя или сделать из бумаги по шаблонам, которые заранее раздаются на каждую парту.

Сотворение видимого мира и человека. Шестоднев.

Видимый мир – это все то, что нас окружает горы, море, лес, солнце и т. д. Демонстрация репродукций). Бог творил мир постепенно. Понятие « день». День не как часть суток, не 24 часа, а « У Господа 1 день как тысяча лет и тысяча лет как один день».

Первый день творения: тьма разделена, появление света*.

Второй день творения. Небесная твердь (небо). Беседа учителя о том, каким бывает небо.

Третий день - появление суши, морей, рек, озер, растений.

Четвертый день творения - появление небесных светил (солнце, луна, звезды и т.д.). Для чего нужно солнце?*

Нравственное приложение: Почему плохие дела часто делаются ночью, а добрые днем?

Пятый и шестой дни творения. День покоя.

Пятый день - сотворение птиц, змей, насекомых и т. д. Шестой день - сотворение животных и человека. Человек - венец творения. Он создан по образу и подобию Бога. «Бог сотворил человека из праха земного и вдунул в него живую душу. Понятие « душа».* Душа невидима. Она существует вечно.

Нравственное приложение: Предназначение человека. Отличие человека от прочих живых тварей. Внешние отличия и сущностные: речь, история, культура, вера в Бога. Седьмой день - день покоя. Что значит отдыхать? Бездельничать? Спать? День покоя – это значит, что в этот день Господь уже не творил. Он наблюдал за тем, как живет все созданное им, и управлял.

Нравственное приложение: Подобно Богу, люди должны 6 дней трудиться, ученики должны посещать школу, не прогуливать уроки, хорошо учить домашние задания.

Седьмой день- день воскресный, он должен быть днем покоя от повседневных дел. Бог освятил его, поэтому его нужно посвятить Ему. Что нужно делать, чтобы посвятить этот день Богу? (Посетить храм, делать добрые дела, не ожидая вознаграждения, посетить больных, пожилых людей и т.д.). А в другие дни недели нужно делать добрые дела и посещать храм?

Жизнь первых людей в раю. Грехопадение Адама и Евы. Рай – место, где жили первые люди на земле, где не было места злу. Животные живут в мире между собой и человеком. Бог повелел Адаму трудиться, поэтому он ухаживает за Божьими тварями, дает им имена. Ева- помощница и жена первого человека. Общение первых людей с Богом. Дерево познания добра и зла, дерево вечной жизни. Первый запрет Бога.

Понятие «пост» - воздержание. Зависть дьявола. Грехопадение Адама и Евы. Изгнание из рая. * Непослушание - первый человеческий грех. Понятие « ГРЕХ » - нарушение закона, плохой поступок. Понятие « воздержание».

Воздержание - возможность удержать себя (от чего? от кого?).

Нравственное приложение : 1. Подчеркнуть отсутствие в Раю праздности и лености, несмотря на обилие съедобных плодов, отсутствие неблагоприятных условий. 2. Человек был сотворен свободным, а не запрограммированным, как робот. 3.Ева сама нарушила запрет Бога, сделала свой выбор. 4. Что нужно сделать, если ты совершил плохой поступок, « грех»? (признаться в содеянном, не перекладывать вину на другого, раскаяться и попросить прощения). 5. К чему приводит непослушание в нашей жизни? Необходимо ли воздержание детям, взрослым?

Жизнь первых людей на земле. Последствия грехопадения Адама и Евы: животные перестали жить в мире между собой и человеком *. Появились ядовитые растения, несъедобные, сорные. Человек стал смертным. Обетование Спасителя.

Сыновья Адама и Евы - Каин, Авель. Первое убийство. **

Нравственное приложение: Продолжить работу над понятием «зависть » . К чему приводит зависть? (зависть – ложь – злоба - ненависть – убийство). Жизнь - божественный дар. Ни один человек не имеет права отнимать жизнь у другого, а так же сам себя лишать жизни.

Обобщение знаний

Раздел 3. Избранные главы библейской истории Нового Завета – 7 часов.

Рождество Пресвятой Богородицы.

Нравственное приложение : Дети - великий дар Божий во все времена. Дети - главное богатство любой страны. Каждый ребенок должен вырасти на служение Отечеству и Богу.

Пресвятая Дева у Иосифа. Благовещение Пресвятой Богородице.

Нравственное приложение: Все известия и испытания в жизни нужно принимать с кротостью Пресвятой Богородицы.

Рождество Иисуса Христа. Изложение библейской истории.

Нравственное приложение: Славьте Христа Рожденье! Встречайте Христа с небес! В мире веселье и пение и много добрых чудес! История Христославления на Руси .

Рождественский праздник

Сретение Господне. Радость праведного старца Симиона от встречи с Богомладенцем. его пророческая песнь. Бегство Святейшего Семейства в Египет. Избиение Вифлеемских младенцев. Вифлеемские младенцы – первые мученики за Христа. Бегство Святейшего семейства в Египет. Возвращение. Отрок Иисус в храме.

Нравственное приложение: Встреча со Спасителем - надежда на спасение души, дающая человеку великую радость. Нужно ли послушание родителям нынешнему поколению детей?

Воскресение Господа нашего Иисуса Христа (библейская история).

Нравственное приложение : Воскресение Иисуса Христа – Праздников праздник. Почему Пасха – Праздник праздников?

Пасхальный праздник* (по православному календарю).

Раздел 4. ХРАМ – ДОМ БОЖИЙ – 8 часов .

Внешнее устройство храма

Формы оснований зданий. Купола. Кресты на куполах. Какое имя носит храм?

Нравственное приложение: Почему нужно ходить в храм?

Колокольня. Звонница. Колокола. Как отливают колокола? Колокольня Ивана Великого. Царь - Колокол. Колокольные звоны.

Нравственное приложение: Почему на Пасху каждый может звонить в колокола? О ком звонит колокол?

Внутреннее устройство храма – 6 часов.

Скиния – ветхозаветный образ храма. Устройство Скинии.( обзорно)

Нравственное приложение : Для чего Бог дал людям благословение на создание скинии ?

Устройство современного храма (в сопоставлении со Скинией). Алтарь. Иконостас. Амвон. Средняя часть храма. Голгофа. Росписи стен, куполов. Убранство храма (черное, белое, красное и т. д.).

Нравственное приложение: Как вести себя в храме?

Иконы храма. Понятие «икона». Как пишутся иконы? Кто изображен на иконах? Икона «Спас нерукотворный». Хоругви. О храмовой иконе местного храма.

Нравственное приложение: Чем икона отличается от картины? Как нужно относиться к иконе.

Икона Андрея Рублёва « Святая Троица» Понятие «Бог-Троица». Первое явление Святой Троицы Аврааму. Бог явился людям в трёх лицах: Отец, Сын и Святой Дух. Бог Един, а не три бога. Объяснение понятия «Святой Троицы» используя толкование святого Константина ( Кирилла) Философа сравнивая с солнцем.

Нравственное приложение: Непостижимость тайны Пресвятой Троицы.

Освящение храма. Паникадило. Лампады. Подсвечники. Свечи. Символика свечи.

Нравственное приложение: Зачем в храме возжигают свечи?

Посещение местного храма. Обобщение знаний.

Раздел 5. Агиография – 3 часа.

Житие преподобного Сергия Радонежского (Отрок Варфоломей).

Нравственное приложение: Воле Божьей подвластно все

Житие святителя и чудотворца Николая Угодника.

Нравственное приложение: Почему добрые дела нужно делать, не ожидая вознаграждения и похвалы?

Житие св. Георгия Победоносца.

Нравственное приложение: Понятие «милосердие». Зачем нужно помогать слабым, обездоленным, вдовам, сиротам? Нужно ли быть милосердным в наше время?

Раздел 6. Святыни Ставрополья- 3 часа.

6-1. Свято- Крестовская икона Божьей Матери. Явление Божьей Матери в г. Буденновске в 1995 г . (во время нападения террористов – чеченцев).

Нравственное приложение : Матерь Божия всегда приходит на помощь в трудную минуту

6-2. Жемчужина Кавказа - Покровский собор в городе Минеральные Воды.

Нравственное приложение : Небесные покровители Ставропольского края.

6 - 3. Бештаугорский Свято-Успенский монастырь

Нравственное приложение: Зачем нужно возрождать разрушенные монастырири

Заключение. Подведение итогов – 1 час.

Календарно - тематическое планирование первый год обучения - 34 часа

№ п/п

Название темы занятия

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание


теория

практика

план

факт




1

Наши истоки

0,5

0,5







Нравственное приложение: Я люблю тебя, моя Родина !

2

Наша Родина. Герб, Флаг России. Чудо св. Георгия Победоносца

0,5

0,5







Творческая работа: изображение флага России

3

Столица нашей Родины. Герб Москвы. Основание города. Святой Даниил Московский.

0,5

0,5







Нравственное приложение: Почему нельзя давать прозвища и дразнить, изменяя имена?

4

Богатство и разнообразие творений Божьих

0,5

0,5







Нравственное приложение: Правила поведения детей в природе (лесу, парке, на лугу).

Творческая работа : Нарисовать или вылепить из пластилина Творения Божьи.



5

Творения Божьи и дела рук человека

0,5

0,5







Нравственное приложение: Как нужно относиться к Творениям Божьим?

Творческая работа: Рисунки или сочинение – миниатюра или устные рассказы по теме « Слава Богу за все»



6

Библия

0,5

0,5







Творческая работа: изображение библейских свитков и книг.

7

Многообразие ангелов. Появление зла. Денница. Архангел Михаил.

0,5

0,5







Нравственное приложение: Зависть порождает злые поступки людей, меняет их внутренне и внешне. Показать на примерах современной жизни примеры зависти и то, к чему она может привести. Что нужно сделать, чтобы зависть в душе не рождалась?

8

Ангел- хранитель.

0,5

0,5







Нравственное приложение: Что нужно делать, чтобы не огорчать своего ангела- хранителя?

Творческая работа: нарисовать ангела - хранителя или сделать из бумаги по шаблонам, которые заранее раздаются на каждую парту.



9

Первые четыре дня творения.

0,5

0,5







Нравственное приложение: Почему плохие дела часто делаются ночью, а добрые днем?

10

Пятый и шестой дни творения. День покоя.

0,5

0,5







Нравственное приложение: Подобно Богу, люди должны 6 дней трудиться, ученики должны посещать школу, не прогуливать уроки, хорошо учить домашние задания.

11

Жизнь первых людей в раю. Грехопадение Адама и Евы

0,5

0,5







Нравственное приложение : Подчеркнуть отсутствие в Раю праздности и лености, несмотря на обилие съедобных плодов, отсутствие неблагоприятных условий.

12

Последствия грехопадения. Жизнь первых людей на земле. Каин, Авель, Сиф.


0,5

0,5







Нравственное приложение :

Что нужно сделать, если ты совершил плохой поступок, « грех»? (признаться в содеянном, не перекладывать вину на другого, раскаяться и попросить прощения).



13

Обобщение знаний по теме: «Избранные главы Ветхого Завета. Как Господь творил мир?»

0,5

0,5







Нравственное приложение: К чему приводит зависть? (зависть – ложь – злоба - ненависть – убийство). Жизнь - божественный дар.

14

Рождество Пресвятой Богородицы

0,5

0,5







Нравственное приложение : Дети - великий дар Божий во все времена. Дети - главное богатство любой страны. Каждый ребенок должен вырасти на служение Отечеству и Богу.

15

Пресвятая Дева у Иосифа. Благовещение Пресвятой Богородицы.

0,5

0,5







Нравственное приложение: Все известия и испытания в жизни нужно принимать с кротостью Пресвятой Богородицы.

16

Рождество Иисуса Христа (библейская история).

0,5

0,5







Нравственное приложение: Славьте Христа Рожденье! Встречайте Христа с небес! В мире веселье и пение и много добрых чудес! История Христославления на Руси .

17

Рождественский праздник




1










18

Детство и отрочество Иисуса Христа

0,5

0,5







Нравственное приложение: Встреча со Спасителем - надежда на спасение души, дающая человеку великую радость. Нужно ли послушание родителям нынешнему поколению детей?

19

Воскресение Господа нашего Иисуса Христа

( библейская история).




0,5

0,5







Нравственное приложение : Воскресение Иисуса Христа – Праздников праздник. Почему Пасха – Праздник праздников?

20

Пасхальный праздник.





1










21

Формы оснований зданий. Купола. Кресты на куполах. Какое имя носит храм?

0,5

0,5







Нравственное приложение: Почему нужно ходить в храм?

22

Колокольня. Звонница. Колокола. Как отливают колокола? Колокольня Ивана Великого. Царь - Колокол. Колокольные звоны.


0,5

0,5







Нравственное приложение: Почему на Пасху каждый может звонить в колокола? О ком звонит колокол?

23

Скиния – ветхозаветный образ храма. Устройство Скинии

( обзорно)




0,5

0,5







Нравственное приложение : Для чего Бог дал людям благословение на создание скинии ?

24

Устройство современного храма.

0,5

0,5







Нравственное приложение: Как вести себя в храме?

25

Иконы храма. Понятие «икона».

0,5

0,5







Нравственное приложение: Чем икона отличается от картины? Как нужно относиться к иконе.

26

Икона Андрея Рублёва « Святая Троица» Понятие «Бог-Троица».


0,5

0,5







Нравственное приложение: Непостижимость тайны Пресвятой Троицы.

27

Освящение храма. Паникадило. Лампады. Подсвечники. Свечи. Символика свечи.


0,5

0,5







Нравственное приложение: Зачем в храме возжигают свечи?

28

Посещение местного храма. Обобщение знаний.




1










29

Житие преподобного Сергия Радонежского

( отрок Варфоломей )




0,5

0,5







Нравственное приложение: Воле Божьей подвластно все .

30

Житие святителя и чудотворца Николая Угодника


0,5

0,5







Нравственное приложение: Почему добрые дела нужно делать, не ожидая вознаграждения и похвалы?

31

Житие вмч. Георгия Победоносца.


0,5

0,5







Нравственное приложение: Понятие «милосердие». Зачем нужно помогать слабым, обездоленным, вдовам, сиротам ?

32

Свято- Крестовская икона Божьей Матери. Явление Божьей Матери в г. Буденновске в 1995 г . (во время нападения террористов – чеченцев).


0,5

0,5







Нравственное приложение : Матерь Божия всегда приходит на помощь в трудную минуту

33

Жемчужина Кавказа - Покровский собор в городе Минеральные Воды.

0,5

0,5







Нравственное приложение : Небесные покровители Ставропольского края.


34

Бештаугорский Свято-Успенский монастырь

0,5

0,5







Нравственное приложение: Зачем нужно возрождать разрушенные монастыри?

ЛИТЕРАТУРА:

1.Слоботской С. «Закон Божий для семьи и школы». М. 1993.

2.Сурова Л.В. «Православная школа сегодня». Изд. Влад. Епархии 1996.

3.Прот. Моляровский А. « Первая книжка по закону Божию для детей», С-Петербург 1901

4. Асеева Г.Г. Программа «Нравственное воспитание на основах православия» Вольск,1999.

5. Библейская энциклопедия. М.,1988.

6. С. Успенский «Катехизис в рассказах» в пяти выпусках. Свято-Троицкая Лавра 1997.

7.Библия.

8.Арапович В., Маттемляки М. «Детская библия». М.,1997.

9. «Житие преподобного Сергия» Свято-Троицкая Сергиева Лавра 1989.

10.Прот. Стефан ( Ляшевский) «Библия и наука». М.,1996.

11.Успенский Л.А. «Богословие иконы Православной Церкви». Изд. Братства во имя святого князя А.Невского. 1997.

12. Инок Григорий (Круг) «Мысли об иконе», М.,1997

13.Григорьева Т.С. «Русская культура: история и современность». М.,1998

14.Кураев А. «Школьное богословие». М.,1997.

15. « Философия русского религиозного искусства». М.,1993.

16.Сергеев В. « Рублев». М., 1990.

17. Ильин М. «Искусство Московской Руси Ф.Грека и А.Рублева». М.,1976

18. Сосунцов Е. «Первая книга преподавателя Священной Истории». Санкт-Петербург,1994.

19. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) «Опыт построения исповеди». Московское подворье Свято-Успенского монастыря,1994.

20. «Закон Божий» в пяти томах. Изд. «Терра», М.,1991.

21. Журнал «С нами Бог», № 2 ,2000.

22.Прот. И. Корольков «Букварь славянский или церковный», издательство Братства во имя иконы Божией Матери «Неопалимая купина». Лествица , М., 1998.

23.Андрей Лоргус «Книга о церкви» Паломник. Москва. 2005г.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

• Герб, Флаг России.

• Столица нашей Родины. Герб Москвы.

• Богатство и разнообразие творений Божьих

• Как человек познает мир

• Мир нерукотворный и рукотворный

• Понятие «благодарность».

• Происхождение слова «СПАСИБО»

• Понятие «Библия».

• Понятие « Ангел».

• Понятие «пост»-воздержание.

• Понятие « зависть»

• Понятия «сатана», «дьявол» , « ад»

• Понятие «Ангел – Хранитель»

• Понятие « душа».

• Предназначение человека.

• Отличие человека от прочих живых тварей.

• Понятие « ГРЕХ »

• Понятие «непослушание»

• Понятие « воздержание».

• Жизнь - божественный дар

• Дети - великий дар Божий во все времена.

• Понятие «икона».

• Понятие «Бог-Троица»

• Понятие «милосердие».

Тематическое планирование программы 2 года обучения – 35 часов.

Повторение - 1 час

Раздел 1: Введение- 5 часов.

Тема: Русь православная -3 часа

1 - 1. Выбор веры на Руси. Князь Владимир «Красное Солнышко» и княгиня Ольга.

1-2. Крещение Руси.

1-3. Нестор Летописец. Первые русские святые Борис и Глеб. Святыни древней Руси.

Тема: Библия- 2 часа

1 - 4. Откуда Библия пришла? Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий.

1 - 5. Сколько книг в Библии? Ветхий Завет и Новый Завет. Книги Нового Завета

Раздел 2 Избранные главы библейской истории Ветхого Завета - 9 часов

2-1. Всемирный потоп.

2-2. Жизнь Ноя и его семьи после потопа.

2-3. Вавилонское столпотворение.

2-4. История Авраама

2-5. Рождение и жизнь Исаака

2-6-7. История Исава и Иакова

2-8. 12 сыновей Иакова. Иосиф

2-9. Жизнь Иосифа в Египте

Раздел 3 : Избранные главы библейской истории Нового Завета - 8 часов

3-1 . Введение во храм Пресвятой Богородицы.

3-2 . Рождество Иоанна Предтече. Его жизнь в пустыне.

3-3. Рождество Иисуса Христа (библейская история)

3-4 . Рождественский праздник

3-5 . Крещение Иисуса Христа

3-6. Искушение Иисуса Христа в пустыне.

3-7 . Воскресение Господа нашего Иисуса Христа (библейская история)*

3-8 . Пасхальный праздник*(проводятся вне тематического плана по православному календарю)

Раздел 4. Домашнее благочестие -- 4 часа

Тема: Семья

4-1 . Православная семья.

4-2 . Рождение ребенка. Выбор имени. Таинство Крещения.

4-3 . Основы взаимоотношений в православной семье.

4 - 4. Жизнь православной семьи во время поста. Молитва. Крестное знамение.

Раздел 5: Агиография - 4 часа

5-1. Монашеский подвиг преподобного Сергия Радонежского

5-2 . Жития Дмитрия Донского

5-3 Жития Серафима Саровского

5-4. Жития Серафима Саровского (продолжение)

Раздел 6: Святыни Ставрополья – 3 часа

6-1. Главный Собор Ставрополья (о соборе св. Андрея Первозванного города Ставрополя). Ставропольская духовная семинария.

6-2. Святыни города Кисловодска. Православная гимназия.

6-3. Свято-Троице-Серафимов монастырь. Святой источник преп. Серафима Саровского.

Заключение. Посещение местного храма. Подведение итогов – 1 час.

Календарно - тематическое планирование программы 2 года обучения – 35 часов

№ п/п

Название темы занятия

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание


теория

практика

план

факт




1

Выбор веры на Руси. Князь Владимир «Красное Солнышко» и княгиня Ольга.

0,5 ч

0,5 ч







Князь Владимир «Красное Солнышко» и княгиня Ольга. Выбор веры на Руси.


2

Крещение Руси.

0,5 ч

0,5 ч







Творческая работа : работа с раскраской по теме

3

Нестор Летописец. Первые русские святые Борис и Глеб. Святыни древней Руси.

0,5 ч

0,5 ч







Понятие « Святые Руси» .Первые русские святые Борис и Глеб. Нестор Летописец Святыни древней Руси ( Киево - Печерская Лавра)

4

Откуда Библия пришла? Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий.

0,5 ч

0,5 ч










5

Сколько книг в Библии? Ветхий Завет и Новый Завет. Книги Нового Завета

0,5 ч

0,5 ч










6

Всемирный потоп.

0,5 ч

0,5 ч







Праведный Ной. Сим, Хам, Иафет - сыновья Ноя. Ковчег Радуга.

Нравственное приложение: Почему Господь спас не одного человека, а семью?

Семья- это домашняя церковь . Творческая работа : Рисунки ковчега, радуги, или голубя с масленичной ветвью.


7

Жизнь Ноя и его семьи после потопа.

0,5 ч

0,5 ч







Появление хамства. Образование народов.

Нравственное приложение : Осуждение родителей - большой грех. Обсуждение проблемы: почему мы осуждаем родителей? Почитание родителей на Руси. Почему нужно заботиться о пожилых родителях, родственниках. Достаточно ли им только материальных благ?



8

Вавилонское столпотворение.

0,5 ч

0,5 ч







Смешение народов. Гордость – одна из причин непонимания людей .

Нравственное приложение : Понятие «порядок », «порядочность » «беспорядок». Для чего нужно вырасти порядочным человеком?



9

История Авраама

0,5 ч

0,5 ч







Послушание Авраама Богу. Лот. Явление трех ангелов. Разрушение Содома и Гоморры.

Нравственное приложение: Понятие « нравственность»,

Что значит злые нравы, безнравственный человек?


10

Рождение и жизнь Исаака

0,5 ч

0,5 ч







Авраам приносит Исаака в жертву Богу. Встреча Исаака и Ревеки.

Нравственное приложение: Послушание Богу и родителям.* Нужны ли современной женщине черты характера присущие Ревеке: трудолюбие, приветливость, милосердие, уважение к родителям и т. д?



11

История Исава и Иакова

0,5 ч

0,5 ч







Продажа Исавом первородства. Благословение Исааком Иакова и его бегство .

Нравственное приложение : Забота о родителях- долг детей. Почему нужно ценить все что сделал для тебя Бог и родители?*



12

12 сыновей Иакова. Иосиф

0,5 ч

0,5 ч







Нравственное приложение: Что такое сон ? Вещие сны. Как относится к толкованию снов в сонниках. Творческая работа по теме.

13

Жизнь Иосифа в Египте

0,5 ч

0,5 ч







Нравственное приложение : Продолжить работу по формированию понятия «прощение». Прощеное воскресение на Руси. Как надо вести себя в этот день.


14

Главы библейской истории Ветхого Завета (по выбору детей)




1 ч










15

Введение во храм Пресвятой Богородицы.

0,5 ч

0,5 ч







Ожидание Спасителя, которого обещал Бог людям через Адама и Еву после их грехопадения ( кратко). Иаким и Анна - благочестивые потомки царя Давида. Безропотное ожидание ребенка до самой старости. Обет родителей Богу. Понятие «обет». Рождение дочери. Исполнение обетования (обещания) родителей

Проводы трехлетней Марии в Иерусалимский храм. Встреча и благословение первосвященника. Введение ее

о Святое-Святых храма и ее жизнь во хаме. Указание на основные добродетели Пресвятой Девы ( чистота сердца,

мирение перед Богом и людьми, девство, кротость, умение молиться, красота, терпеливость )

Нравственное приложение : Надо ли держать данное слово? Почему надо вначале подумать, прежде чем дать слово? можно ли клясться? Как правильно поступить, если дал слово, а видишь, что сдержать не можешь, обещал, а исполнить обещанное не получается? Необходимы ли современному человеку добродетели Пресвятой Девы?


16

Рождество Иоанна Предтече. Его жизнь в пустыне.

0,5 ч

0,5 ч







Иоанн Предтеча. Предтеча - Предшественник Христа – Спасителя. Родители Иоанна Предтечи - благочестивые Захария и Елизавета. Возвещение ангела о рождении Иоанна. « И многие о рождении его возрадуются…» (Лк. 1:14,15). Посещение Пресвятою Девою Марией праведной Елисаветы Рождество Иоанна Крестителя. Понятие «пророк». Его жизнь Иоанна в пустыне. Смирение, воздержание, скромность, молитва и проповедь пророка. Понятие «покаяние ».

Нравственное приложение: Нужно ли покаяние современному человеку?



17

Рождество Иисуса Христа (библейская история)


0,5 ч

0,5 ч







Нравственное приложение: Для чего в мир пришел Бог?

18

Рождественский праздник




1 ч










19

Крещение Иисуса Христа

0,5 ч

0,5 ч







Продолжение работы над понятием

«Бог -Троица» Творческая работа: рисунок по теме

Нравственное приложение: Почему на Крещение святят воду? Свойства святой воды


20

Искушение Иисуса Христа в пустыне.


0,5 ч

0,5 ч







Сорокадневное воздержание от пищи Иисуса Христа в пустыне. Искушение Его диаволом. Что Диавол предлагал

Иисусу Христу и что Он отвечал?

Нравственное приложение: Какие добродетели показал Иисус Христос людям, будучи в пустыне? В память чего установлены в Церкви посты?


21

Воскресение Господа нашего Иисуса Христа (библейская история)*

0,5 ч

0,5 ч










22

Пасхальный праздник*(проводятся вне тематического плана по православному календарю)




1 ч










23

Православная семья.

0,5 ч

0,5 ч







Понятия « Род, родня, степени родства».

Святые семейства: Кирилл и Мария - родители преп. Сергия Радонежского, Петр и Февронья Муромские

Нравственное приложение : Почему нужно помнить о своих предках?


24

Рождение ребенка. Выбор имени. Таинство Крещения.

0,5 ч

0,5 ч







Крещение –рождение для новой жизни, залог нашего спасения. В крещении человек становится обновленным и благодатным. Крестные родители. Сила материнской молитвы.

Нравственное приложение: Как нужно проводить именины - день имени святого имя которого ты носишь?



25

Основы взаимоотношений в православной семье.

0,5 ч

0,5 ч







любовь, умение прощать, уважение, жертвенность, молитва за членов семьи, благочестие, терпение Роль Священного писания в формировании нравственных отношений в семье. Обязанности родителей и детей по отношению друг к другу.

Нравственное приложение: Почему Господь дал закон людям «Почитай отца своего и мать свою…»?



26

Жизнь православной семьи во время поста. Молитва. Крестное знамение.

0,5 ч

0,5 ч







Понятие «пост телесный и пост духовный». Отличия поста от диеты. Воздержание от пищи животного происхождения, от плохих мыслей и дел, прощение, покаяние, совершение добрых дел и молитва – основа поста. Многодневные и однодневные посты. Крестное знамение. Нравственное приложение: Зачем нужно соблюдать пост?

27

Монашеский подвиг преподобного Сергия Радонежского

0,5 ч

0,5 ч







Свято -Троицкая Сергиева Лавра

Нравственное приложение: Зачем верующие люди посещают монастыри?



28

Жития Дмитрия Донского

0,5 ч

0,5 ч







Донской монастырь.

Нравственное приложение: Защита отечества - священный долг каждого.



29

Жития Серафима Саровского

1 ч













30

Жития Серафима Саровского (продолжение)

0,5 ч

0,5 ч







Нравственное приложение: Нужны ли жизненные принципы преп Серафима Саровского в современном мире?

31

Главный Собор Ставрополья (о соборе св. Андрея Первозванного города Ставрополя). Ставропольская духовная семинария.

0,5 ч

0,5 ч







Нравственное приложение: Ставропольская семинария – духовная школа на юге России

32

Святыни города Кисловодска. Православная гимназия.

0,5 ч

0,5 ч







Нравственное приложение: « Береги честь с молоду»


33

Свято-Троице-Серафимов монастырь. Святой источник преп. Серафима Саровского.

0,5 ч

0,5 ч










34

Заключение. Посещение местного храма.




1 ч










35

Подведение итогов




1 ч









ЛИТЕРАТУРА:

1.Слоботской С. «Закон Божий для семьи и школы». М. 1993.

2.Сурова Л.В. «Православная школа сегодня». Изд. Влад. Епархии 1996.

3.Прот. Моляровский А. « Первая книжка по закону Божию для детей», С-Петербург 1901

4. Асеева Г.Г. Программа «Нравственное воспитание на основах православия» Вольск,1999.

5. Библейская энциклопедия. М.,1988.

6. С. Успенский «Катехизис в рассказах» в пяти выпусках. Свято-Троицкая Лавра 1997.

7.Библия.

8.Арапович В., Маттемляки М. «Детская библия». М.,1997.

9. «Житие преподобного Сергия» Свято-Троицкая Сергиева Лавра 1989.

10.Прот. Стефан ( Ляшевский) «Библия и наука». М.,1996.

11.Успенский Л.А. «Богословие иконы Православной Церкви». Изд. Братства во имя святого князя А.Невского. 1997.

12. Инок Григорий (Круг) «Мысли об иконе», М.,1997

13.Григорьева Т.С. «Русская культура: история и современность». М.,1998

14.Кураев А. «Школьное богословие». М.,1997.

15. « Философия русского религиозного искусства». М.,1993.

16.Сергеев В. « Рублев». М., 1990.

17. Ильин М. «Искусство Московской Руси Ф.Грека и А.Рублева». М.,1976

18. Сосунцов Е. «Первая книга преподавателя Священной Истории». Санкт-Петербург,1994.

19. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) «Опыт построения исповеди». Московское подворье Свято-Успенского монастыря,1994.

20. «Закон Божий» в пяти томах. Изд. «Терра», М.,1991.

21. Журнал «С нами Бог», № 2 ,2000.

22.Прот. И. Корольков «Букварь славянский или церковный», издательство Братства во имя иконы Божией Матери «Неопалимая купина». Лествица , М., 1998.

23.Андрей Лоргус «Книга о церкви» Паломник. Москва. 2005г.

24. Паола Утевская « Слов Драгоценные клады» Москва. Дет лит. 2000

25.Елена Филякова, Виктор Меньшов «Русская письменность» Москва, Белый город,2004.

26. Журнал «Мой мир» №1, 2003

27. З. Зинченко «Детям о православной вере». Москва 2005 г .

28 Энциклопедия Библейская, издание 2-е, «Локид-Пресс», Москва, 2004.



29. Жития святых на русском языке св. Димитрия Ростовского. издание любое







Людоеды питаются почти исключительно каннибалами. Лех Конопиньский
ещё >>