страница 1страница 2 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
3. «Практическая часть гос экзамена» Вопросы к гос экзамену по «Теории и методике - страница №1/2
![]() ![]() Содержание Автор - составитель…………………………………………………………...3 Рецензенты……………………………………………………………………..3 Пояснительная записка………………………………………………………4 ЧАСТЬ 1. Общие требования к стандарту высшего профессионального образования…………………………………………………………………….6 1. Общая характеристика специальности «050602 - Изобразительное искусство» со специализацией «Живопись и живописная композиция»……6 2. Квалификационная работа выпускника по программе специальности «050602 - Изобразительное искусство» со специализацией «Живопись и живописная композиция»………………………………………………………6 ЧАСТЬ 2. Частные требования к уровню подготовки студентов по специальности «050602 - Изобразительное искусство» со специализацией «Живопись и живописная композиция»……………………………………12
ЧАСТЬ 3. Программа государственного экзамена……………………….19 1. «История развития художественного образования»………………….19 2. «Методика обучения изобразительному искусству»…………………21 3. «Практическая часть ГОС экзамена»………………………………….24 4. Вопросы к ГОС экзамену по «Теории и методике преподавания изобразительного искусства»………………………………………………….25 5. Литература………………………………………………………………31
Основными задачами являются: - воспитание умения последовательно работать над дипломом; - формирование мировоззрения студентов; - развитие творческого воображения и образного мышления, художественной наблюдательности, зрительной памяти, умения видеть в окружающей растительности типическое и отражать в правдивой образной форме; - формирование умений анализировать произведения искусства; - овладение профессиональным мастерством и умением применять его в художественно-педагогической деятельности. Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, должны полностью соответствовать основной образовательной программе высшего профессионального образования, которую он освоил за время обучения. Дипломная работа должна быть представлена в форме законченной разработки, которая включает в себя три составные части: 1. практическую творческую часть по одному из видов и жанрам изобразительного и декоративно-прикладного искусства; 2. работы учащихся по изобразительному искусству, выполненные по теме дипломной работы под руководством дипломника в период педагогических практик или во время самостоятельной преподавательской работы дипломника в каком-либо образовательном учреждении; 3. текстовую часть, отражающую: ход всех художественно-творческих процессов выполнения практической части дипломной работы; материал по историческому экскурсу по жанру изобразительного или декоративно-прикладного искусства, по которому выполняется практическая часть; вопросы педагогики, психологии художественного творчества, психологии изобразительной деятельности учащихся, методики преподавания изобразительного или декоративно-прикладного искусства, предполагаемую экспериментально проверенную на практике авторскую методику обучения, воспитания и развития способностей учащихся средствами того или иного жанра и вида изобразительного или декоративно-прикладного искусства; изученную и используемую литературу по философии, эстетики, истории искусств, истории, психологии, педагогике, методике изобразительного и декоративно-прикладного искусства, рисунку, живописи, композиции, перспективе, компьютерной графике, другим дисциплинам учебного плана. Требования к объему, содержанию и структуре дипломной работы определяются высшим учебным заведением на основание Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, государственного образовательного стандарта по специальности 030800 Изобразительное искусство и методических рекомендаций УМО вузов Российской Федерации по педагогическому образованию. Время, отводимое на подготовку и защиту квалификационной работы, составляет не менее восьми недель. Порядок проведения и программа государственного экзамена по специальности «050602 Изобразительное искусство со специализацией «Живопись и живописная композиция», определяются вузом на основании методических рекомендаций и соответствующей примерной программы, разработанных УМО вузов Российской Федерации по педагогическому образованию. Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, и государственного образовательного стандарта по специальности «050602 Изобразительное искусство со специализацией «Живопись и живописная композиция».
а) защиты выпускной дипломной работы; б) государственного экзамена. 1.2. Нормативная длительность обучения по специальности по очной форме обучения - 5 лет. Основная квалификация - «Учитель изобразительного искусства». 1.3. Характеристика сферы профессиональной деятельности специалиста. Деятельность специалиста направлена на развитие, обучение и воспитание учащихся как субъектов образовательного процесса средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Сфера деятельности специалиста является: - преподавательская; - научно-методическая; - социально-педагогическая; - культурно-просветительская; - художественно-творческая деятельность. 1.4. Специалист подготовлен для работы в образовательных учреждениях, реализующих программы общего среднего образования, в художественных школах и училищах, студиях, художественных объединениях для взрослых.
2.1. Общие требования к образованности специалиста. Специалист:
обладает целостным представлением об образовании как особой сфере социокультурной практики, обеспечивающей передачу (трансляцию) культуры от поколения к поколению и выступающей как контекст становления личности.
2.2. Требования к знаниям и умениям по дисциплинам.
Специалист:
2.2.2. Требования по дисциплинам медико-биологической подготовки. Специалист владеет:
2.2.3. Требования по дисциплинам психолого-педагогической подготовки. Специалист:
Специалист:
Требует по дисциплинам специализации устанавливаются вузом (факультетом). Требования по дисциплинам дополнительной специальности определяются вузом (факультетом) с учётом требований Государственного образовательного стандарта по соответствующей специальности.
Длительность устного ответа по двум вопросам экзамена должна составлять примерно 20 минут, практическая часть должна выполняться не более 5 минут. Нормативный срок подготовки выпускника к ответу на Государственном экзамене – 1 час. При составлении требований к оценке экзамена по теории и методике преподавания изобразительного искусства предлагается руководствоваться следующим:
2. Положение о государственной аттестационной работе.
Итоговая государственная аттестация учителя изобразительного искусства включает защиту выпускной квалификационной работы и государственный экзамен. Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения практической и теоретической подготовленности учителя изобразительного искусства к выполнению профессиональных задач, установленных настоящим государственным образовательным стандартом, и продолжению образования в аспирантуре. 1.2. Требования к выпускной квалификационной работе должны соответствовать требованиям государственного образовательного стандарта. 1.3. На основании «Положения об итоговой государственной аттестации выпускников МГПУ» выпускную квалификационную работу следует именовать «Дипломная работа», «дипломный проект». 1.4. Темы выпускных квалификационных работ определяется выпускными кафедрами и утверждаются Советом факультета.
2.1. Требования к выпускной квалификационной (дипломной) работе специалиста. Дипломная работа должна быть представлена в форме законченной разработки, которая включает в себя три основные части: практическую творческую часть по одному из видов и жанрам изобразительного и декоративно-прикладного искусства; работы учащихся по изобразительному искусству, выполненные по теме дипломной работы под руководством дипломника в период педагогических практик или во время самостоятельной преподавательской работы дипломника в какой-либо образовательном учреждении; текстовая часть, отражающую: ход всех художественно-творческих процессов выполнения практической части дипломной работы; материал по историческому экскурсу по жанру изобразительного или декоративно-прикладного искусства, по которому выполняется практическая часть; вопросы педагогики, психологии художественного творчества, психологи изобразительной деятельности учащихся, методики преподавания изобразительного или декоративно-прикладного искусства, предполагаемую экспериментально проведённую на практике авторскую методику обучения, воспитания и развития способностей учащихся средствами того или иного жанра и вида изобразительного или декоративно-прикладного искусства; изучению и используемую литературу по философии, эстетике, истории искусств, истории, психологии, педагогике, методике изобразительного и декоративно-прикладного искусства, рисунку, живописи, композиции, перспективе, компьютерной графике, другим дисциплинам учебного плана.
2.3.Время, отводимое на подготовку и защиту квалификационной работы, составляет не менее восьми недель. 3.Общие требования к оформлению, подготовке и процедуре предзащиты и защиты выпускной квалификационной работы. 3.1.Для определения степени готовности дипломанта к защите дипломной работы рекомендуется проводить предзащиту, в ходе которой удаётся выявить достоинства и недостатки выполненной работы, подготовить студента к тому, как н будет представлять свою работу на заседании ГАК. Предзащита может быть организована:
По результатам предзащиты оформляется протокол. (Приложение №5) 3.2. Дипломная работа должна быть напечатана на одной стороне стандартного листа и представлена в сброшюрованном виде. Объём работы определяется выпускающими кафедрами. Он не ограничен строгими рамками и оптимально должен составлять 40-50 страниц машинописного текста или компьютерного набора (через 1,5 интервала); количество строк на странице 30+2. 3.3. В законченном виде структура выпускной работы специалиста должна иметь следующий вид:
3.4. Дипломная работа подписывается студентом и представляется не позднее, чем за две недели до защиты на выпускающую кафедру, где она регистрируется в специальном журнале с указанием срока представления и передачи научному руководителю на отзыв. Без отзыва научного руководителя дипломная работа к защите не допускается. (Приложение №4) 3.5. Вопрос о допуске к защите решается на заседании выпускающей кафедры и объявляется приказом-распоряжением декана по факультету. 3.6. Дипломная работа, допущенная кафедрой к защите, направляется на рецензию. Рецензент готовит письменный отзыв на дипломную работу, который представляется не позднее, чем за 3 дня до защиты. (Приложение №3) 3.7. Защита дипломной работы производится на открытом заседании государственной аттестационной комиссии с присутствием не менее 2/3 её состава, на котором заслушиваются краткий доклад дипломника, отзыв руководителя и рецензия. 3.8. Время представления студентом дипломной работы - 10 минут. В докладе необходимо отразить актуальность, цели, задачи, основные положения экспериментальных методик, суть полученных результатов, теоретические и практические выводы, перспективы дальнейшей работы. 3.9. Результаты исследования могут быть проиллюстрированы графиками, схемами, аудио и видеоматериалами.
3.11. После защиты дипломной работы хранятся на творческих факультетах в кабинетах выпускающих кафедр не менее 15-ти лет (ЭПК), где ими могут пользоваться на общих основаниях по письменному требованию студенты, преподаватели института, учителя школ. 3.12. Лучшие дипломные работы, имеющие теоретический и практический интерес, рекомендуются к участию в конкурсах и конференциях, к публикации в печати (в виде статей в сборниках научных трудов института, в форме методических рекомендаций). 3. Критерии оценки выпускной квалификационной работы (диплом). Общие требования Выпускная квалификационная (дипломная) работа специалиста представляется в форме законченной разработки, которая включает в себя три составные части: I часть - практическая (живопись, графика, оформление методических стендов); II часть - выставка детских работ; III часть - текстовая часть. Выполненная квалификационная работа оценивается одной общей оценкой (средний балл) за каждую часть диплома, где критериями оценки выступают следующие общие параметры:
I часть. Практическая ( живопись, графика, оформление стендов ). Задачи, решаемые студентами и критерии оценок просмотра дипломных работ по живописи, графике, оформлению методических стендов на защите выпускной квалификационной работы. Живопись: 1. Идейный замысел, актуальность, современность. 2. Композиция (использование правил, приёмов и средств композиции). 3. Рисунок (пропорции, пластика, выразительность). 4. Живопись (тотальные и живописные качества дипломной работы, колорит). 5. Раскрытие темы (образное, художественное решение). Графика: 1. Идейный замысел, актуальность, современность. 2. Композиция (использование правил, приёмов и средств композиции). 3.Рисунок (пропорции, пластика, выразительность). 4. Графика - сложность и разнообразие графической техники (в зависимости от задач).
1.Соблюдение принципа наглядности и научности. 2. Общая композиция. 3. Цветовое решение. 4. Шрифт.
Задачи, решаемые студентами и критерии оценок за просмотр детских работ.
Критерии оценки за вторую часть - детские работы. Пять баллов - ставится студенту, который представил детские работы в соответствии с требованиями ( по теме дипломной работы ). В количестве 25 штук (1/4 листа ватмана), или 15 штук (1/2 листа ватмана). Четыре балла - ставится студенту, который представил детские работу в соответствии с требованиями, но с отдельными замечаниями и в меньшем количестве. Три балла - ставится студенту, который представил детские работы в соответствии с частичными требованиями и с замечаниями, в небольшом количестве. Два балла - ставится студенту, который не представил детские работы. III часть. Текстовая часть дипломной работы. Критерии оценки за третью часть - текстовая часть дипломной работы. Оценка «отлично» выставляется за работу, в которой всесторонне обоснована актуальность избранной темы. В теоретической части дан полноценный анализ психолого-педагогических исследований по проблеме, освещен исторический аспект проблемы. Полно и четко представлены основные теоретические понятия. На основании теоретического анализа сформулированы конкретные задачи исследования. Показана хорошая осведомленность студента в современных исследовательских методиках. Используются современные методы анализа полученных результатов. Проведен формирующий эксперимент (описан подробный проект формирующей части исследования, используются инновационные, авторские технологии). Изложение опытной работы иллюстрируется графиками, таблицами, схемами. В заключении сформулированы развернутые, самостоятельные выводы, определены, направления дальнейшего изучения проблемы. Работа грамотно оформлена. По материалам работы сделаны сообщения на студенческих научных конференциях. Оценка «хорошо» выставляется за работу, в которой во введении раскрыта актуальность проблемы исследования. В теоретической части представлен круг основной литературы по теме, выявлены теоретические основы проблемы, выделены основные теоретические понятия. Сформулированы задачи исследования, методы исследования адекватных представленным задачам. Студент ориентируется в современных исследовательских методиках. Разработан проект формирующей части исследования. Хорошо дан количественный анализ данных. В заключении сформулированы общие выводы. Работа тщательно оформлена. Все этапы выполнены в срок. Оценка «удовлетворительно» выставляется за работу, в которой актуальность темы раскрыта правильно. Теоретический анализ дан описательно. Библиография ограничена. Ряд суждений отличается слабой аргументацией. Методы исследования соответствуют поставленным задачам. Анализ полученных данных описателен. Проект формирующего эксперимента разработан схематично. В заключении сформулированы общие выводы. Оформление работы соответствует требованиям. Работа представлена в срок. Оценка «неудовлетворительно» выставляется за работу, в которой актуальность слабо аргументирована. В объеме и оформлении работы имеют грубые недостатки. Неудовлетворительно оформлен список литературы. Автор не владеет методами исследования. Изложение носит репродуктивный характер, отсутствует анализ личного опыта и своего отношения автор не проявляет. Выводы и предложения не обоснованы. В случае, если большая часть требований, предъявляемых к выпускной квалификационной работе не выполнена, работа не допускается к защите. Студент, получивший при защите ВКР неудовлетворительную оценку, отчисляется из университета. ГАК устанавливает, может ли студент представить к вторичной (и последней) защите ту же работу с соответствующей доработкой или же обязан разработать новую тему, утвержденную кафедрой после первой защиты. В случае уважительных причин, подтвержденных документально, приказом по институту может быть удлинен срок обучения до следующего периода работы ГАК (но не более 1 года). ЧАСТЬ 3. Программа государственного экзамена 1. «История развития художественного образования» Введение. Социальная природа развития художественного образования Общечеловеческое, национальное и индивидуальное в художественном образовании. Первобытное искусство. Методы обучения рисованию в Древнем Египте, в Древней Греции и в Древнем Риме. Рисование в средние века. Возникновение и особенности развития изобразительного искусства в первобытном обществе. Методы обучения рисованию в Древнем Египте. Методы преподавания в Древней Греции (Поликлет, Полигнот, Апполодор Афинсский, Зевкас, Паррасий). Метода преподавания в Древней Греции (Сикионская школа - Эвпомп, Панфил, Апелес). Методы преподавания в Древнем Риме. Рисование в средние века (Виллар де Оннекур). Рисование в эпоху Возрождения. Художники эпохи Возрождения и их вклад в методику преподавания рисования. Вклад Художников возрождения в развитие реалистического изобразительного искусства и их вклад в методику преподавания рисования (Ченнино Ченнини, Альберти, Леонардо да Винчи, Дюрер). Академическая система художественного образования в 16-19 веках. Рисование в Древней Руси и до конца 18 века. Становление академической системы художественного образования (Братья Караччи). Рейнольдс об академических методах преподавания рисования. Рисование в Древней Руси. Становление Императорской Академии художеств. Императорская Академия художеств 18 века - содержание и методы обучения (А.П. Лосенко). Императорская Академия художеств в первой половине 19 века и ее роль в совершенствовании методики преподавания рисунка (Г.И. Угрюмов, А.И. Иванов, А.Е. Егоров, В.К. Шебуев, А.Г. Веницианов).
Методы обучения рисованию в 17-18 веках в Западной Европе. Каменский, Джон Локк, Жак Руссо - их роль в развитии художественной педагогике. Рисование как общеобразовательный предмет в педагогических взглядах Пестолоцци. Мысли Гёте о рисунке и методике его преподавания. Методы обучения рисованию в общеобразовательных учебных заведениях Западной Европы в первой половине 19 века. Методы преподавания братьев Дюпюи. «Геометральный» и «Натуральный» методы преподавания рисования. Формалистические течения в искусстве и их влияние на методику преподавания рисования. Исследования ученых конца 19-20 века об изобразительном творчестве детей (К. Риччи, Г. Кершенштейнер, К. Лампрехт). Рисование в общеобразовательных учебных заведениях России 18-19 веков и на рубеже 19-20 веков до революции1917 года. Рисование как общеобразовательный предмет в педагогических взглядах И. Пестолоцци, Иосифа Шмидт, Рамзауаэр, Петра Шмидт. Влияние пособий Прейслера, художника-педагога А. Сапожникова, Г.А. Гиппиуса на развитие методики преподавания рисования в общеобразовательных учебных заведениях. Наглядные пособия: репродукции работ художников, макеты моделей работ А. Сапожникова. Педагогическая система П.П. Чистякова и его взгляды на постановку преподавания рисования в общеобразовательных учебных заведениях. Строгановское художественно-промышленное училище и рисовальные школы в России 19 века. Буржуазная эстетика конца 19, начало 20 в. и ее влияние на методику преподавания и на систему художественного образования в России. Основные положения программы «Рисование на начальной ступени обучения в связи с лепкою и черчением», созданной в 1912 году в Петрограде. Основные положения теории «Свободного воспитания» в художественном образовании детей. Советский период художественного образования. Художественное образование в первое десятилетие советской власти. Состояние преподавания рисования - изобразительного искусства в советской школе 20-х - 40-х годов до настоящего времени. Российская школа и художественная педагогика в новой социально-экономической ситуации. Преобразования в области просвещения и воспитания в первые годы после революции. Состояние преподавания рисования - изобразительного искусства в советской школе 20-х - 30-х годов. Постановления партии с правительством. А.В. Бакушинский о развитии художественного творчества ребенка, его роль в художественно-педагогической науке. Предмет «Рисование» и «Изобразительное искусство» в первые годы существования советской школы. Становление системы высшего художественно-графического образования (Д.Н. Кардовский, создание художественно-графического факультета МГПИ им. В.П. Потемкина). Метод обучения рисунку Д.Н. Кардовского и его взгляд в разработку программ по изобразительному искусству. Состояние преподавания рисования - изобразительного искусства в советской школе с 40-х годов до настоящего времени. Научно-исследовательские работы по эстетическому воспитанию и художественному образованию. Основное содержание программ по изобразительному искусству, разработанной под руководством В.С. Кузина, Б.М. Неменского, Т.Я. Шпикаловой. Преподавание изобразительного искусства в зарубежных школах 20 века. Перспективы художественного образования и эстетического воспитания детей. 2. «Методика обучения изобразительному искусству» Цели и задачи преподавания изобразительного искусства в средней общеобразовательной школе Предмет «Методика обучения изобразительному искусству». Цели и задачи курса методики обучения изобразительному искусству. Содержание программы курса. Связь курса методики со специальными и психолого-педагогическими дисциплинами. Общеобразовательные и воспитательные задачи изобразительного искусства как учебного предмета. Связь обучения изобразительному искусству с другими предметами и развитие творческих способностей у учащихся.
Анализ действующей программы по изобразительному искусству. Виды учебных занятий (рисование с натуры, по памяти, представлению и воображению, декоративное рисование, рисование на темы, беседы об искусстве), их сущность и учебно-воспитательное содержание. Пути совершенствования методов преподавания изобразительного искусства, содержание экспериментальных программ.
Принцип воспитывающего обучения и идейно-политической направленности. Принцип научности. Принцип наглядности. Принцип активности и сознательности обучения. Принцип систематичности и последовательности обучения. Принцип доступности и посильности обучения. Закономерности проявления творческих способностей школьников на уроках изобразительного искусства Композиционно-пространственное решение изображения. Объемно- пространственное решение изображения. Линия в рисунке. Цвет в рисунке. Художественное решение ведущего элемента изображения. Художественно-образное решение изображения.
Контроль со стороны учителя за учебным процессом. Подготовка учителя к уроку. Общие требования к урок изобразительного искусства. Планирование учебной работы по изобразительному искусству на учебный год и на каждую четверть. Выбор методов учебной работы по изобразительному искусству. Учет успеваемости учащихся.
Содержание учебной работы. Методы обучения изобразительному искусству в 1-5 классах и их особенности. Преемственность изобразительной деятельности дошкольников, младших и средних школьников. Метод обучения изобразительному искусству во 2-3 классах. Объем знаний и умений учащихся 1-3 классов по изобразительному искусству. Структура уроков различных видов учебной работы и их оборудование. Методика работы в малокомплектных школах. Учебно-воспитательные задачи и содержание предмета «Изобразительное искусство» в 4-6 классах. Структура уроков и их оборудование. Методика проведения уроков по основным видам учебных занятий (рисование с натуры, по памяти, представлению и воображению, декоративное рисование, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве). Кабинет изобразительного искусства, его оборудование, оформление и материально-учебная база Рисовальные столы и их размещение. Требования к освещению кабинета. Демонстрационно-рисовальные доски. Подставки для установки натурных постановок, их количество и размещение в кабинете. Оборудование кабинета техническими средствами обучения и методика их использования на уроках изобразительного искусства.
Задачи и содержание внеклассной и внешкольной работы по изобразительному искусству. Планирование внеклассных занятий по изобразительному искусству (кружки, экскурсии, лектории, тематические вечера). Задачи и содержание факультативных курсов по изобразительному искусству.
Проведение эксперимента исследовательского характера. Пробно-поисковой, констатирующий, формирующий. Четкость целей эксперимента. Составление специального плана проведения экспериментальной работы в период педагогической практики. Уровень организации и проведение экспериментов, соответствие методик экспериментов, целей исследования, точность результатов экспериментов. Анализ школьных программ по изобразительному искусству Программа по изобразительному искусству в общеобразовательной школе утвержденная и рекомендованная Миниобразования Российской Федерации «Изобразительное искусство 1–9 классы» – руководитель авторского коллектива заслуженный деятель науки РФ, академик РАО, доктор педагогических наук В.С.Кузин. Программа по изобразительному искусству в общеобразовательной школе утвержденная и рекомендованная Миниобразования Российской Федерации «Изобразительное искусство и художественный труд 1–9 классы» – руководитель авторского коллектива народный художник РФ, академик РАО Б.М.Неменский). Учет возрастных особенностей в преподавания изобразительного искусства в школе. Общие требования к уроку изобразительного искусства (образовательные, воспитующие, развивающие). Конспект урока, (структура). Основные дидактические принципы методики обучения изобразительному искусству в школе Принцип воспитывающего обучения изобразительному искусству. Принцип научности, системности и последовательности в обучении изобразительному искусству (законы композиции, теория перспективы, теория цветоведения на уроках изобразительного искусства). Принцип активности и сознательности в обучении изобразительному искусству (роль логических и эмоциональных факторов в творческом процессе детей). Принцип доступности и прочности в обучении изобразительному искусству. Принцип наглядности в обучении изобразительному искусству. Законы композиции и тематическое рисование на уроках изобразительного искусства. Приемы выделения композиционного центра в детских рисунках. Использование закона контрастов в тематических рисунках на уроках изобразительного искусства. Особенности воспроизведения художественного образа в рисунках дошкольников и младших школьников. Особенности решения художественного образа в рисунках школьников 5-7 классов. Формирование художественно-образного видения школьников на уроках на уроках изобразительного искусства. Закон типизации в изобразительном искусстве на уроках тематического рисования. Закон контрастов в изобразительном искусстве и в тематических рисунках школьников. Закон целостности в изобразительном искусстве и в детских рисунках. Процесс создания картины в изобразительном искусстве и тематических рисунков школьников. Сюжетные связи в тематических рисунках школьников. Свойства цвета и их изучение на уроках изобразительного искусства. Учебные задачи использования ахроматического цвета на уроках изобразительного искусства в школе. Изучение элементов перспективы на уроках изобразительного искусства в школе следующая страница >> |
ещё >> |