3 Общая характеристика тмт - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Лекция №9 Промышленная пыль Вопросы Общая характеристика и классификация... 1 264.67kb.
Билет №1 1История развития зоологии. Тип Хордовые Общая характеристика... 1 35.51kb.
Анализ социокультурной ситуации мр «Горный улус» рс (Я) Общая характеристика... 3 571.81kb.
2. оценка конкурентоспособности предприятия ООО «сансара» 1 Общая... 1 187.78kb.
2. 1 Элегический и гражданский романтизм в русской литературе 1-ой... 1 28.68kb.
Общая характеристика гидрографической сети. Реки. Речные бассейны. 1 244.52kb.
Итальянская литература V – XIV вв. Общая характеристика средневековой... 1 55.05kb.
Тема Общая характеристика психологии 47 10343.55kb.
1 Понятия «термин» и«терминология». Общая характеристика 3 873.73kb.
Общая характеристика преступления в его генезисе История развития... 5 909.74kb.
Лекция 1 09. 97) Тема Общая характеристика психологии как науки 1 145.77kb.
18 июля 1992 года первый фестиваль искусств был устроен в Витебске... 1 31.79kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

3 Общая характеристика тмт - страница №1/2





Разделы
1.  Введение…………………………….…………………..............................................3

2. Общая характеристика ТМТ «Щелкунчик»..………………...……….....................7

3. Реализация образовательного процесса…………………………………….……...15

4. Конкурсная творческая деятельность….………….………….……….….……....29

5. Научная деятельность………………………………………..…………….…….32

6. Методическая деятельность……………………………………………………..40

7. Материально-техническое обеспечение………………………………………..….50

9. Приложения………………………………………………………….……..……54


Введение

Динамика социально-экономических преобразований современного российского общества, связанных с возрастающей глобализацией, обуславливает использование в сложной специфике взаимодействия образовательной системы и культурного воспитания детей и молодежи инновационных методов менеджмента и маркетинга, проектирования стратегий развития в рамках единой целевой концепции, повышения квалификационного уровня персонала, от которых зависит эффективность деятельности конкретного образовательного учреждения.

Современная социокультурная ситуация российского общества обуславливает решение проблем культуры, духовной жизни граждан, национальной идентификации подрастающего поколения, приобретая приоритетное, стратегическое значение, которое заключается в обеспечении подъема культуры для преодоления социального, экономического, политического кризиса общества и личности.

К сожалению, сегодня процессы интенсивных изменений в культурной, политической, экономической, нравственной, духовной сферах жизни человека провоцируют нарастание таких негативных тенденций, как потеря чувства социального оптимизма, растущая неопределенность и отчужденность людей друг от друга, растерянность и духовная опустошенность, что приводит к утрате ценностных ориентиров. Массовое общество снижает качество общения, значение общечеловеческих ценностей и возможность творческого выражения.

Утраты культурных ценностей невосполнимы и необратимы, поэтому, сегодня одной из ведущих тенденций отечественной системы образования является художественно-эстетическое развитие подрастающего поколения как эффективного механизма формирования культурного потенциала и сохранения традиций и наследия страны.

Культурное наследие - духовный, культурный, экономический и социальный капитал невозместимой ценности. Наследие питает современную науку, образование, культуру, наравне с природными богатствами, являясь основой национального самоуважения и признания мировым сообществом. Современная цивилизация осознала высочайший потенциал культурного наследия, необходимость его сбережения и эффективного использования как одного из важнейших ресурсов мировой экономики.

Культура включает в себя не только искусство и литературу, но и образ жизни, основные права человека, систему ценностей, традиции и мировоззрение. Культура воздействует на качество жизни отдельных людей и сообществ, является залогом стабильного развития и потенциально приводит к увеличению экономических и социальных благ.

В этой связи неизмеримо возрастает роль духовности и культуры, как отдельного человека, так и общества в целом. Именно культура как социальный институт способна обеспечить общественную стабильность, консолидировать государство и общество на решение важнейших национальных задач.

Сегодня отсутствуют ясные цели и ориентиры в воспитательной работе образовательной системы, что порождает ее системный кризис и сокращение воспитательных функций образования и как следствие - асоциальное поведение подрастающего поколения, наличие пробелов в воспитании, приводящих к недооценке ценности жизни, неготовности к решению мировоззренческих, смыслообразующих жизненных задач, несформированности позитивных жизненных установок.

Ответы на данные вопросы необходимо искать в уникальном потенциале системы дополнительного образования детей, способной обеспечить на современном этапе эффективное формирование самодостаточности и конкурентоспособности воспитанника, проявляющего творческую инициативу в поиске новых способов действий и стремление к самореализации и самовыражению.

К сожалению, сегодня традиционная кружковая работа не соответствует современным образовательным потребностям, поэтому на смену приходит обучение в театре музыки и танца, предоставляющем большие возможности в формировании художественного вкуса воспитанника и максимальной реализации его творческого потенциала в процессе создания мюзиклов, постановки спектаклей, участия в российском и международном конкурсном движении.

Театр это синтетический вид искусства и поэтому в образовательную деятельность театра включены следующие обязательные направления: основы детской, классической, народной хореографии, гимнастики, джаз-модерн танца, музыкальное воспитание, эстрадный вокал, основы ансамблевого пения, актерское мастерство, сценическое движение, сценическая речь, позволяющие в полной мере разгадывать тайны индивидуальности личности, позитивно менять отношение воспитанников к себе и окружающему миру.

Музыкально-театральное искусство в системе региональной культуры Оренбуржья традиционно служит мощным средством духовно-творческой коммуникации, осуществляемой между художественной элитой и региональным сообществом, представленным как официальным, так и частным уровнями социума. Музыкально-театральное искусство выступает духовно-идеологическим (мировоззренческим) посредником в диалоге интеллектуального и социально-практического планов культуры региона, обусловленного многонациональным фактором.

Изучение основ хореографии, как и других видов искусства, помогает развить те стороны личностного потенциала учащегося, на которые содержание других предметов имеет ограниченное влияние: воображение, активное творческое мышление, способность рассматривать явления жизни с разных позиций. Как и другие виды искусства, песня и танец развивают эстетический вкус, воспитывают возвышенные чувства, но, в отличие от других искусств, оказывает существенное влияние и на психоэмоциональное и физическое развитие ребёнка.

Именно вокально-хореографическое искусство успешнее всего реализует развитие толерантности, способности к сотрудничеству, ответственности; формирует умение принимать решения и осуществлять их; позволяет учащемуся реально оценивать собственные ресурсы, осознанно выбирать сферу применения имеющихся способностей.

Таким образом, инновационная образовательная деятельность ТМТ «Щелкунчик» направлена на реализацию современной культурно-творческой стратегии, обеспечивающую формирование культурно-эстетической среды, сохранение богатств и традиций хореографического и вокального искусства, их органичного включения в современную образовательную систему.



Общая характеристика ТМТ «Щелкунчик»

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования детей «Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодежи им. В.П.Поляничко» (включающее Театр музыки и танца «Щелкунчик») является некоммерческой организацией, созданной на основании положений Конституции, Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона Российской Федерации «Об образовании», приказа № 154 от 19.05.2002 Главного управления образования Оренбургской области, и осуществляющего свою деятельность в соответствии с законом «Об образовании в Оренбургской области», региональной целевой Программой развития системы дополнительного образования детей в Оренбургской области на 2007-2011 годы.

Адрес учреждения: 460000, г. Оренбург, ул. Советская, 41.

Отдел «Образовательный комплекс «Щелкунчик» является структурным подразделением государственного бюджетного учреждения дополнительного образования детей «Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодежи им. В. П.Поляничко» (приложение 1).

Созданный Строиловой А.Я. и Ольховой О.К. театр музыки и танца «Щелкунчик» (2013 г. - 609 воспитанников) за 20 лет существования дал 27 премьер мюзиклов, в которых задействовано 180 юных артистов, ежегодно их посещают более 20000 зрителей Оренбургской области. Синтез вокала и хореографии, индивидуальный стиль в драматургии каждого номера, профессиональный подход к работе у воспитанников, тщательная работа над костюмами, использование в мюзиклах новейших технологий составляют феномен театра «Щелкунчик», имеющего широкий успех у публики.

Многие выпускники театра «Щелкунчик» выбрали своей профессией творческую деятельность, как и их руководители.

Пятеро солистов театра (Алексей Строилов, Александр Пшеничников, Виталий Холкин, Виктор Золотарёв, Владимир Тихонов) остались ему верны и стали педагогами театра, организовав в «Щелкунчике» группу «Next», микшируя стили от народного до электронного в стилизации вокально-хореографических номеров.

Воспитанники театра неоднократно становились лауреатами международных, всероссийских и областных конкурсов по хореографии. Портфолио достижений театра включает более 300 побед на различных международных и российских танцевальных и вокальных конкурсах, фестивалях, телевизионных проектах, национальных отборочных турах, чемпионатах и кубках мира по хореографии (лауреат 180 Международных и Всероссийских конкурсов, обладатель 42 премий Гран - при):



  • Италия, Испания, Мальта, Болгария, Турция, Греция, Польша, Германия, Франция, Финляндия, Швеция, Дания, Венгрия, о. Крит, Чехия, Украина, Белоруссия, Латвия и др.

  • Россия (гг. Москва, Нижний Тагил, Саратов, Ульяновск, Екатеринбург, Рязань, Казань, Самара, Челябинск, Оренбург, Сочи, Саранск, Санкт-Петербург, Ярославль, Новокузнецк и др.).

В 2009, 2012, 2013 годах театр музыки и танца «Щелкунчик» стал чемпионом мира по танцам, получив золото на Всемирной танцевальной олимпиаде в Германии «World Dance Olimpiad» - самой главной и престижной награды в танцевальном мире.

Организационная структура ТМТ «Щелкунчик» включает шесть подразделений: студия и основной состав театра (классы: хореографические, вокальные); студия звукозаписи; студия художественного моделирования (мастера по изготовлению и пошиву костюмов, костюмерная); мастерская художественной бутафории (изготовление бутафории, реквизитов); студия художественного оформления (мастер по изготовлению декораций); служба обеспечения выступлений (рекламная служба звукооператор, светооператор, студия видеосъемок и видеомонтажа) (приложение 2).

В 2012 году ТМТ «Щелкунчик» собственными силами открыл филиал театра в городе Бугуруслане.

В менеджменте ТМТ «Щелкунчик» особую роль играют лидеры, их личные качества и способности. Организационной культуре театра присущ тип «Культура власти», имеющий жесткую иерархическую структуру. Набор персонала и продвижение по ступеням иерархической лестницы осуществляются достаточно часто. Структуру можно представить в виде паутины, которая зависит от центрального источника власти, власть исходит из центра, а распространяется в виде центральных волн. Контроль осуществляется централизованно, проблемы решаются, по большей части, на основе баланса влияний, а не на процедурной или частично логической основе.

Организация с таким типом культуры быстрее реагирует на события, но сильно зависит от принятия решений высшим руководством театра. Сила ресурсов является основой власти в этой культуре, с некоторыми элементами персональной власти в центре. Размер — это проблема для культур власти: трудно соединять слишком много видов деятельности и при этом сохранить контроль. Театр преуспевает в организационной структуре управления с большей степенью независимости, сохраняя контроль над финансами.

Чтобы хорошо уживаться с культурой власти, педагог должен быть сориентирован на власть (силу), погружаться во все внешние коммуникационные потоки и не бояться рисковать в небезопасных ситуациях. Мы отметили тенденции к изменению культуры задачи, так как - это культура команды, где результат команды важнее индивидуальных целей.

Анализируя квалификационный уровень педагогов ТМТ «Щелкунчик», отмечаем, что из 62 работников, имеющих полную занятость высшую категорию имеет 13 чел.; первую категорию – 14 чел.; вторую категорию – 10 чел.; не имеют категории – 25 чел. (диаграмма 1).

Диаграмма № 1



В 2013 году в ТМТ «Щелкунчик» закончили аттестационные курсы в ИПК и ППРО ОГПУ:



  • на высшую категорию - Строилова А.Я., Ольхова О.К., Салтыкова Л.В., Теляшова С.В., Баркова Ю.А. Скопинцева Л.В.

  • на первую категорию - Козуб Р.Ф., Жукова В.М., Суржикова М.Р., Шерстнева И.С., Чигарина И.А.

  • соответствие занимаемой должности защитили - Есмейкина И.Н., Марченко Е.Э., Черешнова Л.В.

Оформлены документы на присвоение квалификационной категории в 2013 г. - А.Я. Строиловой, О.К. Ольховой, Р.Ф. Куриловой, О.Н. Куланиной, А.А. Блиновой. В 2014 году запланировано обучение педагогов: Троховой Е.А., Солодюк Е.В., Карасевой А.Е., Краевой О.С. Курбатовой Л.А., Ромасенко Е.Н., Строилова А.С., Вотинцевой Т.В., Сайфулиной А.К.

Анализ кадрового состава показал, что педагогический коллектив театра составляют специалисты с высоким уровнем образования: высшее - 33 чел.; среднее - 24 чел.; ученая степень - 5 чел. (диаграмма 2).

Диаграмма № 2

Стаж работы сотрудников театра включает следующие данные, свидетельствующие о наличии опытных квалифицированных работников и молодого персонала: менее 2 лет – 8 чел.; от 2 до 5 лет – 10 чел.; от 5 до 10 лет – 13 чел.; более 20 лет – 14 чел.; от 10 до 20 лет – 17 чел (диаграмма 3).

Диаграмма № 3

Возрастной состав сотрудников театра сбалансирован: моложе 25 лет – 6 чел.; пенсионного возраста – 8 чел.; 25-35 лет – 23 чел.; 35-55 лет – 25 чел (диаграмма 4).

Диаграмма № 4


Проведенный анализ показал, что молодежь охотно идет работать в театр, текучесть кадров среди нее невысокая. Тем не менее, старение кадров в скором времени может привести к тому, что театр будет ощущать реальную нехватку опытных и квалифицированных сотрудников.

Материальное стимулирование в театре развито достаточно (стимулирующие выплаты, премии, льготы для детей сотрудников, возможность зарубежных гастролей). Престиж работы среди других аналогичных структур достаточно высок, присутствует сильная организационная культура. Для сотрудников ведется планирование карьеры, имеются возможности повышения квалификации, однако пользуются этим немногие в силу большой загруженности в образовательном процессе.

Таким образом, если рассматривать кадровый потенциал ТМТ «Щелкунчик» с точки зрения стратегического менеджмента, то необходимо отметить логическое распределение педагогического коллектива на «интеллектуальную элиту», «генераторов творческих идей», «исполнителей творческих идей».

Современный уровень образовательного учреждения не может развиваться без эффективных мотивационных систем персонала, которые должны постоянно совершенствоваться под влиянием социально-экономических условий. Сегодня на рынке можно купить конкурентный товар, но создавать конкурентоспособность сотрудника и стимулы к его продвижению обязано руководство. Основная роль в успешной работе любой организации безусловно принадлежит его персоналу. 

Возможность специалистов получать вознаграждение по результату и объединение личных и групповых целей хорошо согласуется с современными тенденциями к изменению и адаптации, с индивидуальной свободой и с низким различием статуса.

Имиджевые самоконтроль поведения коллектива театра включает установленные нормы поведения, которые ориентированы на уважение запросов всех групп потребителей. Это объясняется тем фактом, что преобладает «клиентурный» тип поведения, рассчитанный на высокий интеллектуальный уровень, общественный статус и высокие запросы основного сегмента образовательных услуг (так называемый «средний класс»).

Бизнес-имидж театра очень высок, пожалуй, уникален в своем роде. В качестве его основных детерминант выступает деловая репутация, личная репутация руководителей, активность, порядочность, надежность (рис. 1).

Рис.1. Взаимодействие социальных партнеров в управлении ТМТ «Щелкунчик»

Именно на выявленном эффективном межведомственном и межотраслевом партнерстве в социуме, которое обеспечивает качество решения проблем, входящих в зону взаимных интересов общественных и социальных институтов Оренбургской области строится деятельность ТМТ «Щелкунчик».

Система мотивации педагогического коллектива театра, стимулирующая его активность в различных видах педагогической деятельности включает следующие формы: материальное поощрение (премия); одобрение; вознаграждение свободным временем; взаимопонимание и проявление интереса к сотруднику; продвижение по служебной лестнице и личный рост; предоставление самостоятельности и любимой работы.

В данном случае основной принцип мотивации можно обозначить утверждениями педагогов: «Театр – это любимое дело, за которое еще есть возможность получать деньги». Успешная коммуникативная деятельность, концерты, гастроли, поездки, совместный каникулярный отдых усиливает организационную сплоченность, порождает согласованность в поведении сотрудников, служит своеобразным компасом для успешной и плодотворной работы всего коллектива.

Реализация образовательного процесса

Образовательная деятельность в театре музыки и танца «Щелкунчик» предоставляет воспитанникам широкие возможности для самовыражения, развития творческих способностей, общения с единомышленниками, способствует их нравственному, эстетическому и духовному развитию.

Дети очень восприимчивы к искусству. Красота, гуманизм вызывают большой отклик в детских сердцах. А фантазия свободно проявляется в играх.

На занятиях в театре музыки и танца ребенок проигрывает множество ролей, что заставляет его сопереживать персонажам. В дальнейшем идет формирование чувства сопричастности ко всему происходящему на Земле, что помогает ребенку понять окружающую его жизнь, и быть может, разрешить противоречия между его внутренним миром и действительностью. Содержание учебных занятий создает условия для самореализации личности, раскрытия ее творческого потенциала.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры – музыкальное воспитание – необходимо начинать в дошкольном возрасте.

Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно процессу овладения речью, для которой необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроения.

По мнению отечественного ученого Г.М. Науменко у ребенка, попадающего в социальную изоляцию, происходит задержка умственного развития, он усваивает навыки и язык того, кто его воспитывает, общается с ним. И какую звуковую информацию он впитает в себя в раннем детстве, та и будет основным опорным поэтическим и музыкальным языком в его будущем сознательном речевом и музыкальном интонировании. Становится понятным, почему те дети, которых укачивали под колыбельные, воспитывали на пестушках, развлекали прибаутками и сказками, с которыми играли, исполняя потешки, по многочисленным наблюдениям, наиболее творческие дети, с развитым музыкальным мышлением.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. «Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы.

Радынова О.П. утверждает, что дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления».

Занимаясь музыкальным воспитанием, важно помнить и об общем развитии детей. Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни. Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков может расширить эти представления.

Помимо нравственного аспекта, музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств: приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Музыка развивает ребенка и умственно.

Образовательные маршруты для дошкольников в театре рассчитаны на обучение детей от 3 до 7 лет и направлены не только на развитие музыкальных и ритмических способностей, но и на развитие творческого восприятия, эмоциональной отзывчивости, музыкального мышления и приобретения начальных хореографических навыков и основ актерского мастерства.

Дополнительные образовательные программы «Музыкальное воспитание дошкольников», «Основы детской хореографии» имеют художественно-эстетическую направленность, ориентированную на формирование эстетической культуры воспитанника, развитие его художественно-творческого потенциала в условиях обучения основам вокально-хореографического искусства.

Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие.

Виды музыкальной деятельности реализуются на занятиях, в повседневной жизни образовательного объединения, в процессе досуговой деятельности (во время отдыха, вечеров развлечений, праздников, самообразования, в процессе творчества, а также в быту).

Основная цель – научить детей слышать, любить и понимать музыку, чувствовать ее красоту.

В музыкальном воспитании детей в театре выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность. Все они имеют свои разновидности.

Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может сопутствовать в процессе пения, музыкально-ритмических движениях и игры на музыкальных инструментах. Музыкально- образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера в музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д., а так же специальные знания о способах исполнительства. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. Поэтому, так важно использовать все виды музыкальной деятельности.

Хореография, как один из основных видов искусства, оказывает формирование музыкально-ритмической координации движений в раннем возрасте, в дальнейшем способствуя развитию двигательных функций, исправлению недостатков осанки, выворотности ног, гибкости тела, шага, прыжка и т.д.

Хореографическая деятельность в дошкольном образовании должна быть положена в основу развития общих способностей, так как в этом возрасте искусство уже является адекватным языком самоактуализации личности. В период дошкольного детства ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому хореографическое воспитание становится особо актуальным. Искусство входит в жизнь ребёнка естественно, и точно так же, как родная речь даёт ему средства познания, преобразования, выражения своего отношения к миру, межличностного общения, так и хореография обеспечивает дальнейшее становление нравственного и эстетического мироощущения личности.

Занятия в театре способствуют формированию положительной мотивации воспитанников к обучению основам хореографии и вокала и успешному их освоению на примерах высокохудожественных произведений, развитие творческого потенциала воспитанников; воспитание личности, ориентированной на успешность (радоваться успехам других и вносить вклад в общее дело), обеспечение избавления от стеснительности, зажатости, формирование художественного вкуса воспитанников.

Повседневная деятельность сложна и многогранна, она сопряжена с ориентировкой в пространстве, восприятием окружающей действительности, самоконтролем и регуляцией поведения. Это требует от ребенка напряженного внимания, оперативного мышления, соответствующей памяти, быстроты и точности и ряда других качеств. Иногда эти требования оказываются на грани психологических и физиологических возможностей ребенка. Несоответствие ряда психологических и физиологических свойств организма требованиям, предъявляемым к нему игровой, учебной и трудовой деятельностью, может привести к нервным срывам и прогрессированию заболевания. Все это мы учитываем при организации учебно-воспитательной работы.

Чтобы решить проблему подготовки детей к школе, мы открыли на базе нашего театра школу раннего развития «Филиппок» для детей 3 -7 лет.

Учебный материал для малышей мы поделили на два блока: обучение грамоте с элементами письма и развивающими упражнениями, математику с элементами логики. Продолжи­тельность занятий: 3-х-4-х летки – по 15 минут (4 , 6 группы); 5 –и летки – по 20 минут (1, 2 группы); 7-и летки – по 30 минут (3,5 группы).

Каждый предмет имеет определенные цели и задачи. Всем известно, что одной из важных предпосылок грамотности является развитие фонематического слуха, т.е. умение слышать, из каких звуков состоит слово, из каких слогов, какой звук ударный и т.д. Важным в обучении грамоте мы считаем: развитие интереса к чтению и желание читать, обогащение словарного запаса детей. Основной упор делаем на слого-звуковой и звуко-буквенный анализ слов и развитие устной речи детей.

Основная цель - развитие мелкой моторики и координации руки, а также зрительного восприятия. На занятиях мы стараемся создать атмосферу уюта, тепла и доброты.

Занятия предполагают развитие фантазии, творческих способностей ребенка. Учебный материал подается проблемно. Ребенок под руководством учителя решает проблемную ситуацию, совершая маленькое открытие. Проблемность обучения способствует уже в дошкольный период развитию вариативности, гибкости мышления.

«Золотой ключик» - конкурс для юных дарований. Являясь своеобразной ступенью к раскрытию талантов у малышей ТМТ «Щелкунчик», конкурс каждый год приглашает зрителей на музыкальный спектакль, главные роли в котором отданы самым маленьким воспитанникам.

Традиционно каждый год ведутся постановки с приглашенными балетмейстерами Строиловой А.С. (г. Москва), Нейштадт М. (г. Самара), юные актеры учат роли, записывают песни, репетируют с режиссером. Несмотря на то, что участникам «Ключика» едва исполнилось 6-7 лет, к делу они подходят серьезно, как настоящие профессионалы. В основу спектакля берутся детские история и сказки. На протяжении всего действия малыши учатся сами и учат друг друга говорить правду, быть смелыми, добрыми, отвечать за свои поступки.

Ассортимент образовательных услуг ТМТ «Щелкунчик» для старших воспитанников разнообразен и включает в себя все ключевые направления вокально-хореографического искусства: классический танец; народный танец; джаз-модерн танец; спортивная гимнастика; академический вокал; джаз-вокал; ансамблевое пение; импровизация; постановка детских музыкальных спектаклей; организация концертных программ.

Репертуар театра включает авторские мюзиклы по мотивам любимых детских сказок, в которых задействовано более 200 юных артистов театра: «Регтайм джунглей», «Рождественский фейерверк от Волшебника Гудвина», «Алиса в волшебном лабиринте страны чудес», «Волшебная мозаика приключений Незнайки и его друзей», «Красавица и чудовище» и т.д.

Спектакли пользуются большой популярностью в городе и регионе. Ежегодно их посещают более 5000 зрителей. За 20 лет работы театра написано более 100 авторских песен и создано более 300 хореографических постановок.

В процессе реализации образовательного процесса в театре учитываются следующие теоретические подходы:


  1. Культурологический (М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, Л.П. Карсавин, П.А. Флоренский), включающий три взаимосвязанных аспекта действия: аксиологический (ценностное отношение к окружающему социуму), технологический (появление новых способов деятельности) и личностно-творческий (становление человека как творческой личности), что позволяет организовать субъект-субъектные отношения педагога и подростка, диалогичности культурных смыслов, значений и ценностей совместной деятельности.

  2. Антропологический (А.Г.Асмолов, Д.А. Леонтьев, В.И. Слободчиков), рассматривавший личность как феномен индивидуальности и социальности, вбирающий в себя весь исторический опыт человечества, перерабатывая его для формирования на данном фундаменте своей неповторимости, индивидуальности. Приоритетность данного подхода обусловлена большим кругом проблем, связанных с формированием современного человека – в аспекте биологии, социологии, культуры, валеологии, человековедения (Ч. Дарвин, К. Линей, Р. Мартин, А.Н. Радищев, Н.Г. Чернышевский и др.).

  3. Личностно-ориентированный (Е.В. Бондаревская И.С. Якиманская), предусматривающий учет своеобразия индивидуальности личности ребенка. Именно этот подход определяет положение ребенка в воспитательном процессе, означает признание его активным субъектом этого процесса, что подразумевает становление субъект-объектных отношений. Реализация данного подхода предполагает частичное, временное изменение ближайших задач и содержания образовательного процесса, постоянное варьирование ее методов и форм с учетом общего и особенного в личности каждого воспитанника для обеспечения гармоничного, целостного его развития, что зависит от гибкости методики, компетентности, профессионализма и педагогического мастерства.

  4. Креативный, включающий систему личностных способностей (изобретательность, воображение, критичность ума, открытость ко всему новому) (В.Г. Рындак). В нынешнем разнообразии стилей и направлений хореографии, не всегда легко определиться, какой из них станет именно твоим наиболее непосредственным языком чувств. Нужно помнить, все новаторства по существу, одновременно глубоко и тонко связаны с традициями, новые течения – это ни что иное, как синтез хореографического наследия разных времен и народов минувших лет.

На основе выделенных подходов, необходимо соблюдение следующего комплекса принципов образовательной деятельности:

- культуросообразности, обеспечивающей построение образовательного процесса в контексте лучших образцов мировой и отечественной культуры, в том числе музыкальной и хореографической;

- сознательности и активности, предполагающий формирование осмысленного отношения и устойчивого интереса к общей цели и конкретным задачам занятий, понимание их сущности и активно заинтересованное их выполнение ускоряет ход обучения, способствует результативности совершаемых действий, обуславливает творческое использование приобретаемых знаний, умений и навыков в хореографической деятельности;



- осознания цели занятий как объективной необходимости, включает формирование устойчивого интереса и стремления преодолевать трудности к однотипным утомительным упражнениям, и «скучным» заданиям на основе глубокого понимания их важности, необходимости;

- наглядности обучения, предполагающий как широкое использование зрительных ощущений, восприятии, образов, так и постоянную опору на свидетельства всех других органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью, поскольку деятельность воспитанников носит в основном практический характер и имеет одной из своих специальных задач всестороннее развитие органов чувств образующих единый «комплексный анализатор»;

- систематической оценки и поощрения достигнутых успехов, включает систему оценочных нормативов и поощрительных мер, выражающих официальное одобрение каждого достижения воспитанников на пути физического совершенствования;

- доступности, включает постепенности и последовательности - планомерное и одновременное развитие физических способностей воспитанников; -

- межпредметности, что подразумевает связь образовательной программы с другими областями деятельности, единства содержания и художественной формы, идейной общности и взаимосвязи искусств, целостного культурного и духовного развития личности;



- дифференциации и индивидуализации, предполагающих учет особенностей воспитуемых и посильности предлагаемых им заданий, учитывая особенности возраста, пола, уровень предварительной подготовленности, а также и индивидуальные различия физических и духовных способностей, рациональный отдых в этой связи надо рассматривать в качестве столь же необходимого компонента процесса физического воспитания, как и занятия, упражнения, нагрузки;

- творческого успеха, позволяющего в процессе индивидуальной и коллективной деятельность определить и развить индивидуальные особенности воспитанников. Достижения успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной личности, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по саморазвитию и самосовершенствованию Я-концепции.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

В соответствии с ФГОС в образовательной деятельности театра представлено четыре вида универсальных учебных действий (таблица 1).

Таблица 1



УУД воспитанника ТМТ «Щелкунчик»

УУД

Технологии и

методы

Ожидаемый результат


Личностные

  • самоопределение;

  • смыслообразование;

  • нравственно-этическое оценивание.




  1. Разнообразная художественно-эстетическая деятельность в форме пения, драматизации, музыкально- пластических движений, импровизаций, взаимодействия в процессе осознания и коллективного воплощения различных художественных образов, направленная на поиск нравственных постулатов.

  2. Решение художественно- практических задач в ходе проблемного диалога, что стимулирует мотивацию обучения; повышает познавательный интерес; формирует самостоятельность и убеждения.

  3. Создание ситуаций успеха (конкурсная деятельность) направлена дальнейшее самоопределение, социализацию.

  1. Сформированная учебная мотивация.

  2. Осознанность учения и личная ответственность.

  3. Адекватное реагирование на трудности.

  4. Осознание собственных нравственных качеств.

  5. Оценивание чужих поступков.

  6. Личностное самоопределение (самопознание, самооценка, идентичность).

  7. Профессиональное и жизненное самоопределение.

  8. Оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные:

  • целеполагание;

  • планирование;

  • прогнозирование;

  • контроль;

  • коррекция;

  • оценка;

  • волевая саморегуляция.

  1. Формирование замысла и его реализация в драматизации, пластическом интонировании, инструментальном музицировании, хореографическом этюде в ходе понимания учебной задачи.

  2. Методы сравнения и классификации музыкальных и хореографических явлений на основании избранных критериев.

  3. Анализ музыкальных произведений и хореографических постановок с целью выделения существенных признаков,

  4. Синтез, составление целого из частей, поиск оснований целостности произведения, определение причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, выведение доказательств и их обоснование.

  1. Удерживать цель деятельности до получения ее результата.

  2. Планировать решение учебной задачи (алгоритм действий).

  3. Корректировать деятельность, определять способы устранения трудностей и ошибок.

  4. Анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности.

  5. Сравнивать с «эталоном» результаты своей деятельности.

  6. Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием («что я не знаю и не умею?»).




Познавательные

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации;

  • структурирование знаний;

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

  1. Приемы: «найди отличия» (можно задать их количество); «на что похоже?»; поиск лишнего; упорядочивание; «цепочки».

  2. В процессе решения эвристических заданий, нацеленных на самостоятельный поиск и решение художественно-творческих задач, например, понимание значения вокально-хореографического искусства в жизни человека и общества;

  3. Методы синтеза и анализа мировых культурных шедевров, в ходе чего осуществляются различные умственные операции: анализ, синтез, сравнение, классификация; делаются умозаключения, выводы, обобщения, которые представляются в словесной, схематичной или условно-образной форме (знак, код, символ).




  1. Различать методы познания окружающего мира (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление).

  2. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

  3. Классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку).

  4. Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.

  5. Устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве и времени.

  6. Выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.

  7. Выявлять (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное.

  8. Строить модели (преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать) с учетом их художественной специфики.

  9. Исследовать способы решения.

коммуникативные

  • планирование сотрудничества;

  • постановка вопросов;

  • -разрешение конфликтов;

  • -управление поведением;

  • -умение

  • выражать

свои мысли.

  1. Создание атмосферы сотрудничества и взаимопомощи способствует изучение вокально-хореографических произведений, в которых личность отстаивает главные ценности жизни: свободу и независимость своего народа, родной земли, равенство, любовь, счастье родных и близких.

  2. Организация взаимодействия между воспитанниками: в предварительном обсуждении того или иного вопроса перед принятием решения; в объединении усилий при выполнении творческого задания; в совместном поиске ответа, требующего догадки.

  3. Расширение навыков общения происходит в процессе игровых ситуаций, деловых игр, предполагающих многопозиционные роли. Коммуникативный опыт складывается в процессе рассуждений воспитанника о художественных особенностях произведений,; в умении обсуждать индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности, в процессе сотрудничества и создания коллективных творческих проектов.

  4. Организация поездок на конкурсы и фестивали способствует приобретению коммуникативных навыков в России и за рубежом, социализации, адаптации воспитанников.

  1.  Планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

  2. постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

  3. Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация.

  4. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

  5. Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.




следующая страница >>



Раньше свидание назначали за несколько дней или даже недель. Теперь его все чаще назначают задним числом. Вам звонят и говорят: «Если кто-нибудь спросит, вчера вечером я ужинала с тобой, хорошо?» Патрик О’Рурк
ещё >>