3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) знать - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс дисциплины «Археология» 4 604.99kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Историческая география» 3 512.46kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История средних веков» 22 1540.36kb.
6. Методические рекомендации студентам по выполнению заданий практики... 1 261.64kb.
Программа по дисциплине информатика (алгоритмы и алгоритмические... 1 160.8kb.
Программа дисциплины «Земельное право» 1 252.1kb.
Рабочая программа дисциплины римское право направление подготовки... 1 492.83kb.
Дисциплины (Код умкд) Лингвистика и семиотика Цель и задачи дисциплины 1 35.96kb.
Светлова Наталья Васильевна, кандидат психологических наук, кафедра... 2 587.89kb.
Корж Елена Михайловна, кандидат психологических наук, кафедра социальной... 3 518.3kb.
Корж Елена Михайловна, кандидат психологических наук, кафедра социальной... 3 540.36kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «уголовно-исполнительное... 9 1396.9kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) - страница №1/3

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГАОУВПО «КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по научной деятельности

_________________ Д.К. Нургалиев

«____» ___________________2012 г.

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА»
Цикл ГСЭ

Специальность: 12.00.08 – Уголовное право и криминология;

уголовно-исполнительное право

Казань - 2012



1. Цели освоения дисциплины

- понимать правовые основы исполнения и отбывания уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера по уголовно-исполнительному праву России;

- обладать теоретическими знаниями о законодательстве и науке уголовно-исполнительного права, их предмете, целях и задачах; о правовом положении осужденных; о системе учреждений и органов, исполняющих наказания, и основных направлениях контроля за их деятельностью;

- ориентироваться в особенностях исполнения наказаний как связанных с изоляцией осужденных от общества, так и не связанных с таковой; в особенностях реализации международных стандартов обращения с осужденными и их влияние на реформирование уголовно-исполнительного законодательства России;

- приобрести навыки изучения уголовно-исполнительного законодательства и практики его применения, что является одним из общепризнанных и реально действующих в современных условиях средств воздействия на преступность и контроля за ее состоянием.

2. Место дисциплины в структуре ООП аспирантуры

Учебная дисциплина «Уголовно-исполнительное право РФ» взаимосвязана с учебными дисциплинами: «Уголовное право РФ», «Уголовно-процессуальное право РФ», «Криминология».


3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)

знать:

  • тенденции развития уголовно-исполнительной политики в современный период;

  • основные положения реформ УИС РФ и концепции развития УИС РФ на период до 2020 г.

  • особенности правового положения осуждённых к различным видам наказаний;

  • механизм правового регулирования исполнения наказаний как связанных с изоляцией осуждённого от общества, так и без таковой;

  • роль международно-правовых актов при исполнении уголовных наказаний.

Уметь:

  • оперировать юридическими понятиями и категориями;

  • анализировать, толковать и правильно применять уголовно исполнительные нормы;

  • принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с уголовно-исполнительным законом.

Владеть:

  • навыками работы с правовыми актами;

  • юридической (пенитенциарной) терминологией;

  • навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности.

Демонстрировать способность и готовность:

• к научным исследованиям проблем уголовно-исполнительного права,

• к преподавательской и научно-исследовательской деятельности в области уголовно-исполнительного права.


Применять полученные знания на практике:

• в процессе разработки рекомендаций по исполнению и отбыванию уголовного наказания и при реформировании уголовно-исполнительной системы,


В результате освоения дисциплины формируются компетенции:

Общекультурные:



  • осознание социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания;

  • способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста;

  • владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

  • способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

  • обладать культурой поведения, готовности к кооперации с коллегами, работе в коллективе;

  • вырабатывать нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону;

  • стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;

  • способность анализировать социально значимые проблемы и процессы;

Профессиональные компетенции:

  • способность участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности;

  • способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры;

  • способность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права;

  • способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;

  • способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности;

  • готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства;

  • способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

  • способность выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения;

  • способность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению;

  • способность выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению;

  • способность правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации;

  • готовность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции;

  • способность толковать различные правовые акты;

  • способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности;

  • способность эффективно осуществлять правовое воспитание.



4. Структура и содержание дисциплины (модуля)

Рабочая программа дисциплины «Уголовно-исполнительное право: теория и практика» предназначена для аспирантов 1-2 года очной и заочной форм обучения по специальности 12.00.08 – Уголовное право и криминология;

уголовно-исполнительное право.

Объем дисциплины 30 часов

Форма обучения: очная, заочная.

Количество семестров: 1.





Виды учебных занятий


Количество часов

1 семестр

1.

Всего часов по дисциплине

30

2.

Самостоятельная работа

21

3.

Аудиторных занятий

9




в том числе: лекций

9


Содержание разделов дисциплины



Тема

Кол-во

лекционных



часов

Самостоятельная работа

1.

Понятие, предмет, задачи, цели и место УИП в системе отраслей Российского права.

-

2

2.

Уголовно-исполнительное законодательство РФ.

-

2

3.

Исполнение наказания и применение исправительного воздействия.

-

2

4.

Правовое положение лиц, отбывающих уголовное наказание.

1

2

5.

Система учреждений и органов государства, исполняющих уголовное наказание и контроль за их деятельностью.

2

2

6.

Правовое положение персонала учреждений и органов, исполняющих наказание.

-

3

7.

Исполнение наказаний, не связанных с обязательной трудовой деятельностью (штраф, лишение права занимать опр. должности или заниматься определенной деятельностью, лишение виновного специального звания, классного чина или государственных наград).

-

4

8.

Исполнение наказаний, связанных с обязательной трудовой деятельностью осужденного (исправительные работы, обязательные работы, ограничение свободы)

1

4

9.

Правовое регулирование режима в исправительных учреждениях.

1

-

10.

Правовое регулирование труда осужденных к лишению свободы.

1

-

11.

Правовое регулирование воспитательного воздействия, общеобразовательного и профессионального обучения осужденных в исправительных учреждениях.

1

-

12.

Порядок и условия исполнения наказаний, связанных с изоляцией от общества.

1

-

13.

Освобождение от отбывания наказания и закрепление результатов исправительного воздействия.

1

-




Всего:

9

21



5. Образовательные технологии

В процессе обучения используется системный метод создания, применения и определения учебной дисциплины с учетом технических, человеческих ресурсов и их взаимодействия.

1. Предметно-ориентированные технологии обучения:

- технология постановки цели

- технология полного усвоения

- технология педагогического процесса

- технология концентрированного обучения

2. Личностно-ориентированные технологии обучения:

- технология обучения как учебного исследования

- технология педагогических мастерских

- технология коллективной мыследеятельности

- технология эвристического обучения

В процессе обучения используются традиционные формы обучения такие как лекция и семинар, а также игровые технологии, компьютерные технологии обучения, деловые игры, диспуты.
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы аспирантов.

Форма контроля: 1 семестр:

Форма текущего контроля: реферат.

Форма итогового контроля: зачет.


ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

  1. Понятие, предмет и метод уголовно-исполнительного права, его связь с иными отраслями российского права.

  2. Нормы уголовно-исполнительного права и уголовно-исполнительные правоотношения.

  3. История развития уголовно-исполнительного законодательства.

  4. Понятие, цели, задачи и принципы уголовно-исполнительного законодательства.

  5. Правовое положение лиц, отбывающих уголовные наказания.

  6. Учреждения и органы государства, исполняющие уголовные наказания.

  7. Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.

  8. Понятие и сущность исполнения уголовного наказания и исправительного воздействия на осужденных.

  9. Порядок и условия исполнения наказаний, не связанных с обязательной трудовой деятельностью осужденного.

  10. Правовое регулирование исполнения наказаний, связанных с обязательным привлечением осужденного к труду.

  11. Исполнение уголовных наказаний в отношении осужденных военнослужащих.

  12. Режим в исправительных учреждениях и средства его обеспечения.

  13. Правовое регулирование труда, профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных к лишению свободы.

  14. Правовое регулирование воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободы.

  15. Материально-бытовое обеспечение и медицинское обслуживание осужденных в исправительных учреждениях. Материальная ответственность осужденных к лишению свободы.

  16. Исполнение наказания в виде лишения свободы в исправительных учреждениях разных видов.

  17. Исполнение пожизненного лишения свободы.

  18. Порядок и условия исполнения наказания в виде смертной казни.

  19. Правовое регулирование освобождения от отбывания наказания.

  20. Социальная адаптация лиц, освобожденных от наказания, и меры по ее обеспечению.


ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

  1. Место уголовно-исполнительного права в системе отраслей российского права.

  2. Принципы уголовно-исполнительного права.

  3. История развития отечественного уголовно-исполнительного законодательства и права.

  4. Соотношение целей и задач уголовного и уголовно - исполнительного права.

  5. Реформа исправительно-трудового законодательства.

  6. Основные средства и методы исправления осужденных по уголовно- исполнительного кодекса РФ.

  7. Дифференциация и индивидуализация исполнения наказания и применения к осужденным мер исправительного воздействия.

  8. Понятие правового статуса осужденных.

  9. Содержание и структура правового положения лиц, отбывающих наказание.

  10. Обращения осужденных и порядок их рассмотрения.

  11. Правовое положение лиц, отбывающих наказание в виде ареста, в виде ограничения свободы.

  12. Правовое положение лиц, отбывающих наказание в виде исправительных и обязательных работ.

  13. Роль международно-правовых актов в регулировании правового статуса осужденных.

  14. Особенности правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, отбывающих наказание.

  15. Юридическая ответственность осужденных.

  16. Правовой статус и социальная защита работников УИС Министерства юстиции РФ.

  17. Виды учреждений и органов государства, исполняющих наказания.

  18. Контроль за деятельностью уголовно-исполнительной системы.

  19. Применение к осужденным мер медицинского характера.

  20. Исполнение наказания в виде штрафа.

  21. Исполнение наказания в виде обязательных работ.

  22. Исполнение наказания в виде исправительных работ.

  23. Исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

  24. Порядок и условия исполнения наказания в виде ограничения свободы.

  25. Исполнение дополнительного вида наказания.

  26. Порядок и условия исполнения наказания в виде ареста.

  27. Исполнение наказаний в виде ограничения по военной службе, ареста и содержания в дисциплинарной воинской части в отношении осужденных военнослужащих.

  28. Исполнение наказания в виде смертной казни.

  29. Исполнение наказания в виде пожизненного лишения свободы.

  30. Классификация осужденных к лишению свободы и распределение их по исправительным учреждениям.

  31. Правовое регулирование режима исполнения наказаний , связанных с изоляцией от общества.

  32. Правовое регулирование труда и профессиональной подготовки осужденных к лишению свободы.

  33. Воспитательная работа с лицами, лишенными свободы и их общеобразовательное обучение.

  34. Особенности отбывания наказания в виде лишения свободы несовершеннолетними.

  35. Исполнение наказания в виде лишения свободы в следственном изоляторе УИС МЮ РФ.

  36. Исполнение лишение свободы в исправительных колониях общего режима.

  37. Исполнение наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях строго режима.

  38. Исполнение лишения свободы в исправительных колониях особого режима.

  39. Исполнение наказания в виде лишения свободы в колониях - поселениях.

  40. Исполнение наказания в виде лишения свободы в тюрьмах.

  41. Основания, виды и порядок освобождения от отбывания наказания.

  42. Контроль за лицами, освобожденными от отбывания наказания и контроль за лицами, осужденными условно.

  43. Проблемы социальной реабилитации лиц, освобожденных от отбывания наказания.

  44. Исполнение наказаний в зарубежных странах.



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ
Тема 1. ПОНЯТИЕ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА И СТРУКТУРА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА


  1. Понятие и основные черты уголовно-исполнительной политики РФ.

  2. Понятие, предмет, задачи и цели уголовно-исполнительного права.

  3. Место уголовно-исполнительного права в системе Российского права.

  4. Принципы уголовно-исполнительного права.

  5. Понятие уголовно-исполнительного законодательства, его значение и основные признаки.

  6. Реформа исправительно-трудового законодательства.

  7. Общая характеристика уголовно-исполнительного кодекса РФ 1996г.

  8. Нормы уголовно-исполнительного права, их структура и виды.

  9. Действие уголовно-исполнительного законодательства в пространстве и во времени.


Задача 1

Кузнецким районным судом Лялин был осужден по ч.1 ст. 191 УК РФ к наказанию в виде трех лет ограничения свободы. Адвокат Лялина обратился в областной суд и просил смягчить ему наказание, в частности, вместо ограничения свободы определить Лялину исправительные работы.

Проанализируйте законность приговора суда и жалобу адвоката.
Задача 2

Карасев, отбывающий исправительные работы, обратился в прокуратуру с жалобой в связи с тем, что уголовно-исполнительная инспекция установила ему запреты пребывать вне дома с 22 ч. до 7 ч. утра, покидать место жительства в выходные дни и в период отпуска, а также обязала его два раза в месяц являться в уголовно-исполнительную инспекцию. Карасев указал, что такие запреты и обязанности не предусмотрены в ст.50 УК РФ, регламентирующей наказание в виде исправительных работ.

Составьте ответ на жалобу Карасева.
Задача 3

Группа осужденных, отбывающих лишение свободы в исправительной колонии строгого режима после ряда безуспешных обращений в российские инстанции, направила жалобу в Европейский Суд по правам человека в связи с тем, что им не обеспечивается по 4 кв. м. жилплощади, как это указано в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными.

Каким должно быть решение суда?

Каким образом соотносятся между собой УИК РФ, с одной стороны, принципы и нормы международного права, а также международные договоры, с другой?


Задача 4
Осужденный в 1997г. к смертной казни Зубов, основательно ознакомившись с уголовно-исполнительным кодексом РФ, нашел в нем противоречие. В ч.6 ст. 12 УИК РФ предусмотрено право осужденных на охрану здоровья, а в ст.ст. 184, 185, 186 УИК РФ регламентируется исполнение смертной казни. На этом основании он просил кассационную инстанцию назначить ему вместо смертной казни лишение свободы.

Подлежит ли удовлетворению просьба Зубова?

Какое соотношение между УК и УИК РФ, между Общей и Особенной частями УИК РФ?
Задача 5

Демин, отбывающий лишение свободы в исправительной колонии общего режима, 4 июля 1997г. по постановлению начальника ИК был переведен за злостное нарушение порядка отбывания наказания, допущенное в июне 1997г., с обычных условий на строгие условия содержания, в которых он отбывал наказание до 23 декабря 1997г.

В связи с этим он неоднократно обращался с жалобами, но безрезультатно.

Определите правомерность его требований.

Ознакомьтесь со ст.87 УИК РФ и Федеральным законом от 8 января 1997г. «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса РФ».
Задача 6

За злостное нарушение порядка отбывания наказания в виде лишения свободы, Зыков был переведен по постановлению начальника исправительной колонии в единые помещения камерного типа сроком на один год. Осужденный в своей жалобе, адресованной прокурору, указал, что он был осужден 23 июня 1997г. и к нему поэтому могут применяться только такие меры взыскания, которые были предусмотрены ИТК РСФСР 1970г.

Каков порядок действия уголовно-исполнительного закона во времени?

Рассмотрите жалобу осужденного Зыкова.


Задача 7

Хорев, осужденный 7 февраля 1996г. к смертной казни, обратился к президенту РТ с ходатайством о помиловании. На основании Указа Президента РТ Хореву смертная казнь была заменена пожизненным лишением свободы. Поскольку в РТ нет ИК особого режима, предназначенных для содержания осужденных к пожизненному лишению свободы, Хорев был направлен для отбывания наказания в ИК особого режима Вологодской области. Однако начальник ИК не принял осужденного, заявив, что по Конституции РФ помилование осужденных может осуществлять только Президент РФ.

Какие правовые основания исполнения наказания?

Правомерны ли действия начальника ИК?



Тема 2. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИСПРАВИТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОСУЖДЕННЫХ


  1. Понятие исполнения наказания.

  2. Правовое регулирование исполнения наказания.

  3. Понятие и правовое регулирование применения к осужденным мер исправительного воздействия.

  4. Основные средства исправления осужденных и их соотношение с мерами исправительного воздействия.

  5. Методы исправления осужденных и их соотношение с основными средствами исправления.

  6. Понятие дифференциации исполнения наказания и осуществления исправительного воздействия и ее правовое регулирование.

  7. Понятие индивидуализации исполнения наказания и осуществления исправительного воздействия. Особенности личности осужденных.


Задача 1

Администрация следственного изолятора в соответствии с распоряжением суда о приведении приговора в исполнение направила осужденного к лишению свободы Самсонова на один год в исправительную колонию общего режима. Однако начальник ИК отказался принять Самсонова на том основании, что обнаружено расхождение в биографических данных, указанных в материалах личного дела Самсонова и в приговоре суда. Если в личном деле дата рождения указана «1 октября 1953г.», то в приговоре – 10 октября 1953г. Кроме того, вместо села «Уланово» в приговоре местом рождения считается село «Улаково».

Насколько правомерны действия начальника колонии?
Задача 2

Своим постановлением начальник тюрьмы применил в отношении осужденного Корнеева взыскание в виде водворения в штрафной изолятор сроком на 10 суток. Основанием для дисциплинарной ответственности послужил его отказ встретиться со служителем культа, прибывшим в тюрьму для проведения религиозных обрядов и индивидуальных бесед.

Какие основные средства исправления осужденных вы знаете?

Дайте оценку правомерности действий администрации тюрьмы.

Что понимается под общественным воздействием как основным средством исправления осужденных?
Задача 3

Группа осужденных к лишению свободы объявила голодовку в связи с тем, что администрация исправительной колонии общего режима в течение трех месяцев не предоставляет им работу, в связи с чем они не могут приобретать продукты питания и предметы первой необходимости на заработанные в ИК деньги.

Почему законодатель указал в качестве основного средства исправления осужденных общественно-полезный труд?

Законны ли действия осужденных?

Ознакомьтесь со ст.ст.9, 103 УИК РФ.
Задача 4

Осужденный к лишению свободы и отбывший в обычных условиях содержания в ИК строгого режима 1,5 года Закиров обратился к начальнику ИК с просьбой о переводе на облегченные условия отбывания наказания. При этом он указал, что добросовестно относится к труду и не имеет взысканий. Однако начальник колонии в просьбе отказал на том основании, что Закиров третий раз осужден к лишению свободы, причем последний раз за особо тяжкое преступление.

Дайте юридическую оценку решения администрации ИК.

Какие обстоятельства учитываются при дифференциации исполнения наказаний и осуществления исправительного воздействия?

Какое значение имеет она для исправления осужденных?

Задача 5

Своим приказом начальник воспитательной колонии реорганизовал и изменил поименный состав четырех отрядов осужденных несовершеннолетних таким образом, что в двух отрядах оказались положительно зарекомендовавшие себя осужденные, в третьем отряде – осужденные, допускавшие отдельные нарушения, а в четвертом – осужденные злостно нарушающие порядок отбывания лишения свободы. Причем в этот отряд были зачислены и двое осужденных, положительно себя зарекомендовавших.

Дайте оценку действиям администрации ВК с правовой и педагогической точек зрения.

Что понимается под индивидуализацией исполнения наказания и осуществления исправительного воздействия, и как она соотносится с дифференциацией названных средств?


Задача 6

Осужденный к лишению свободы Игумнов в возрасте 23 лет категорически отказался продолжать учебу в седьмом классе школы в ИК общего режима. После предупреждения начальник колонии своим постановлением наложил на него взыскание в виде водворения в штрафной изолятор.

Обязательны ли получение общего образования и профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы?

Если да, то может ли осужденный привлекаться к дисциплинарной ответственности в случае отказа от учебы?

Дайте юридический анализ поведению осужденного и действиям начальника колонии.


следующая страница >>



Дайте мне музей, и я заполню его. Пабло Пикассо
ещё >>