2 Товар как объект маркетинга 4 Поддержка продукта 7 Заключение 20 Использованная литература 21 - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
2 Стили управления 3 Заключение 13 Использованная литература 14 1 156.81kb.
3 Общетеоретические аспекты отечественной криминалистики на современном... 1 279.6kb.
3 Проблема формирования политической культуры в России 6 Заключение... 1 227.25kb.
Домашние животные в творчестве народа Польза или вред домашних животных... 1 92.94kb.
3 Рыцарская культура в средневековой Европе 5 Заключение 15 Использованная... 1 152.86kb.
3 Муниципальное право в российской системе права 5 Заключение 14... 1 122.65kb.
Как понимают ученые информационное общество 1 151.61kb.
21. Перекрестная эластичность спроса. Практический смысл показателя 1 278.75kb.
Заключение литература 2 819.72kb.
Психологическая подготовка спортсменов. Инновационные технологии... 1 58.58kb.
Конец маркетинга, каким мы его знаем 13 2770.09kb.
Кафедра документоведения, библиотековедения и библиографии 4 783.87kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

2 Товар как объект маркетинга 4 Поддержка продукта 7 Заключение 20 Использованная - страница №1/1

План


Введение 2

Товар как объект маркетинга 4

Поддержка продукта 7

Заключение 20

Использованная литература 21

Введение


Маркетинг охватывает не только производство и сбыт товаров или услуг, но и все виды деятельности фирмы — от зарождения идеи до производства и продвижения товара к потребителю, словом, все, что способно удовлетворить разнообразные людские нужды. Однако главное в этом определении — наличие современного, высококачественного, выгодного для производителя и покупателя товара. Если у вас нет товара, у вас нет ничего, и вы не занимаетесь ничем, пока не выясните потребность в вашем товаре. Что же лежит в основе любого товара, каково его “маркетинговое ядро”? Являющуюся результатом производства продукцию (обувь, одежду, автомобиль и т.д.) назвать товаром в маркетинговом понимании еще нельзя, так как это всего лишь продукт.

Продукт это конкретный результат исследований, проектных разработок и производства1. Он обладает качествами, характеризующими основную направленность его использования (для питания, гардероба, продолжения производства, передвижения и т.д.).

Для того чтобы продукт стал товаром, он должен пройти длительный путь, найти своего потребителя и удовлетворить его потребность или нужду. Продукт как результат производства обладает определенным качеством.



Качество совокупность характеристик продукта, которые отвечают на вопрос: какой продукт произведен?

В понятие качества продукта входят:

технико-экономические характеристики;

технология изготовления (ее собственное качество);

надежность и долговечность;

соответствие предполагаемому назначению;

экологичность (соответствие требованиям сохранения окружающей среды);

этичность (внешняя форма и вид, привлекательность, выразительность);

дизайн (техническое исполнение).

Казалось бы, вопрос о качестве продукта прост, необходимо лишь более полно и точно перечислить его характеристики. Однако главное в качестве не то, каким видит тот или иной продукт его производитель, а то, каким видит его потребитель.


Товар как объект маркетинга

Качество — это то, что считает таковым потребитель, а не производитель. Потребители могут не замечать очень важных характеристик продукта, которые действительно в нем присутствуют, и дополнять свой образ “качества продукта” такими характеристиками (положительными или отрицательными), которые в данном продукте отсутствуют, но включаются в общее понятие “качество продукта”.

Качество продукта в маркетинговом понимании — это множество совокупностей характеристик, составляющих качество с точки зрения потребителя (рис. 1). Например, увидев на упаковке слово “маргарин”, покупатель может и не заметить, что продукт имеет 80 % жирности, что аналогично маслу: для него сложившийся стандартный образ качества продукта “маргарин” может превысить все плюсы данного конкретного маргарина, делающего его аналогом масла. Перенеся на “маргарин — почти масло” образ качества стандартного маргарина, потребитель переносит на него и те качества, которые в данном маргарине отсутствуют. Для успеха на рынке продукт не обязательно должен иметь самый высокий техниче-

Рис. 1. Качество в маркетинговом понимании: А совокупность характеристик, составляющих качество продукта с точки зрения производителей; В то же с точки зрения потребителей; В1 (область пересечения множеств А и В) характеристики, действительно присутствующие в продукте и замеченные потребителями; “сапог” B1) — характеристики отсутствующие, но привнесенные потребителями; “сапог” B1) — характеристики продукта, действительно присутствующие в нем, но не замеченные потребителями.

ский уровень качества. Бывают такие ситуации, когда продукт, отвечающий с технической точки зрения мировым образцам, не находит активного сбыта на конкретном рынке.

Задача маркетинга — формирование “образа” качества продукта для различных потребителей и на различных рынках сбыта. Для превращения “кокона” — производственного продукта в коммерческую “бабочку” — товар нужна поддержка.



Поддержка продукта это комплекс маркетинговых мер, обеспечивающих обслуживание, транспортировку, хранение, безопасное, грамотное и эффективное использование продукта2.

В группу поддержки продукта входят следующие элементы:

все, что помогает сберечь потребительские качества продукта до момента продажи (транспортные услуги, упаковка, маркировка, транспортировка, средства хранения, если необходимо, консервация и т.п.);

меры по обеспечению потребителя документацией на продукт (обучение пользованию продуктом, необходимые гарантии, ремонтное обслуживание и т.п.);

сопутствующие продукты и услуги, без которых не может быть успешным использование основного продукта (электробатарейки Для будильника, пластинки для электрофона, необходимые химикаты и пленка для владельца фотоаппаратуры и т.д.).

С помощью маркетинга выясняются дополнительные характеристики товаров и услуг, требующихся для обеспечения нормальной работы основного продукта, определяется степень их Доступности на рынках, возможность увеличения производства этих продуктов.

Наконец, продукт вместе с поддержкой должен превратиться в товар в маркетинговом смысле. Американский маркетолог Левитт выразился о товаре в маркетинговом смысле так: “Это не то, о чем подробно рассказывает инженер, а то, чего подспудно требует от него потребитель”. Эти требования сводятся к удовлетворению имеющихся у потребителя нужд, решению его проблем, получению им пользы от приобретенного товара. Потребитель покупает, чтобы избавиться от проблемы, которая его беспокоит, и получает удовлетворение от того, что ее больше не существует. За это он готов платить деньги, признавая тем самым полезность продукта. Конкурентоспособный предприниматель осознает эту истину и делает ставку на то, что товар означает для покупателя, а не для продавца. Чтобы этого добиться, используются так называемые инструменты маркетинга. Оснащенный ими продукт становится товаром на рынке.

К инструментам маркетинга относятся: грамотная реклама компании, налаженный сбыт, эффективное сервисное обслуживание, прочные связи с общественностью, гибкая политика цен.

Понять развитие товара в маркетинге поможет маркетинговая “луковица” товара (рис. 2). Внешний слой “луковицы” — это рынок, на котором товар обеспечивает неудовлетворенную потребность потребителя. Если такой потребности нет, то на данном рынке нет места и для данного товара. Следующий слой “луковицы” — это товар в маркетинговом смысле. Его создание требует от предприятия владения всей совокупностью инструментов маркетинга, из которых следует выбрать способствующие в наибольшей степени удовлетворению конкретных потребностей. Далее идет слой “продукт с поддержкой”, в котором обеспечиваются все составляющие поддержки продукта — от упаковки до сопутствующих

Рис. 2. Маркетинговая “луковица” товара

товаров и сервисного обслуживания. Сердцевину “луковицы” образует сам продукт со всеми его качественными и количественными характеристиками.

Таким образом, товар — это итог деятельности не только инженеров и рабочих, но и маркетологов, заботящихся о том, чтобы “луковица” товара выросла, попала на рынок и нашла свое полезное применение.

В целом формулу товара в маркетинговом понимании можно записать следующим образом:

Товар = Продукт + Поддержка + Инструменты маркетинга

В качестве примера можно рассмотреть ситуацию с “маргарином—почти маслом”, представив ее в виде табл. 1.

Таблица 1



Составляющие понятия “товар на рынке”

Продукт

Поддержка продукта


Инструменты маркетинга

Маргарин 80%-й жирности с добавлением соевого и кокосового масел

Упаковка, обеспечивающая сохранность при транспортировке и хранении.

Условия хранения и поставки.

Срок годности


Дизайн упраковки.

Реклама.


Ценовая стратегия (в том числе скидки при продажах)


Классификация товаров

В бытовой и производственной деятельности люди встречаются с огромным количеством товаров. Специалисты классифицируют товарное множество по различным признакам, главный из которых — цель применения товара.

По цели применения товары подразделяются на потребительские (непосредственно предназначенные для удовлетворения личных потребностей людей) и производственного назначения (в том числе товары для продолжения производства других товаров — средства производства).

Для потребительских товаров в маркетинге существуют две формы.

Первая форма основана на характере потребления и включает в себя три категории3:

товары краткосрочного пользования (используемые один или несколько раз — мыло, спички, мясо, газеты и др.);

товары длительного пользования (используемые потребителем многократно — автомобили, холодильники, одежда, обувь и т.д.);

услуги (действия, приносящие человеку полезный результат и удовлетворение и являющиеся объектом торговли — ремонт часов, пошив одежды, перевоз мебели, парикмахерские услуги, платные услуги врача, учителя и др.).

Вторая форма классификации потребительских товаров основана на поведении потребителя, его привычках в потреблении. В ней также выделяются три категории товаров:

товары повседневного спроса — товары, которые мы покупаем часто, не задумываясь, и с минимальными усилиями на их сравнение между собой (спички, канцелярские принадлежности, зубные щетки, хозяйственные мелочи);

товары тщательного выбора — товары, при покупке которых мы сравниваем их качество, цену, внешнее оформление и т.д. с аналогичными товарами (одежда, обувь, электробытовые товары, мебель и др.). Потребитель прилагает определенные усилия к их поиску и выбору, стараясь найти наиболее подходящий для него товар;

престижные товары — товары, которые либо обладают действительно уникальными характеристиками, либо ассоциируются с названием известной фирмы-производителя, либо определяют имидж потребителя (дорогая косметика, модная одежда, обувь и т.д.).



Товары производственного назначения в зависимости от их участия в процессе производства подразделяются на сырье, материалы, полуфабрикаты, готовые детали и т.д., которые полностью используются в процессе производства конечной продукции. Они не превращаются в конечный продукт и не являются объектом продажи.

Конечный продукт — это продукция, являющаяся объектом продажи (здания, сооружения, станки, машины и т.д.).

Применительно к той или другой группе товаров потребительского и производственного назначения используются различные инструменты маркетинга, специфические стратегия и тактика. Предприятию экономически выгодно выйти на рынок с товарами, позволяющими наиболее полно и эффективно использовать имеющиеся у него производственные мощности, оборудование, технологии, трудовые ресурсы и т.д. С этой точки зрения предприятию более выгодно расширять производство не только уже освоенных товаров, но и “смежных” товаров, изготовление которых можно быстро освоить из-за схожести технологии, возможности применения имеющегося оборудования, использования одинакового сырья и т.д.

Примером может служить “вкусная конверсия”. Отдел космического питания, как известно, долгое время по специальным технологиям создавал пищу только для космонавтов. В настоящее время в связи с конверсией он все более расширяет круг потребителей своих товаров, которых привлекают потребительские свойства продукции (качество, питательность, разнообразие, сохранность). Следовательно, эта организация может рассчитывать на прибыльное производство и расширение рынка своей продукции. Еще одним примером рыночного броска может служить производство запасных частей для автомобилей, навесных орудий для сельскохозяйственной техники и изделий для электробытовой техники (удлинители, адаптеры, тумбочки под телеаппаратуру и т.д.).

Таким образом, маркетинговый подход к товару требует оценки рыночной выгодности вариантов хозяйственного поведения фирмы, базируется на скрупулезном учете технологических, сырьевых, кадровых, научно-технических и других ресурсов предприятия, картины потребительского спроса и возможностей продвижения товара на рынок.

Если все это учтено при решении о производстве товара, предприятие может рассчитывать на успех.



Концепция жизненного цикла товара

Для организации маркетинговой деятельности большое значение имеют характер и продолжительность жизненного цикла товара, специфика его стадий, особенности его перехода от одной стадии к другой, что оказывает существенное влияние на объем продаж и уровень прибылей предприятия. Особенности жизненного цикла товара и его стадий предопределяют дифференцированный подход к различным сочетаниям отдельных маркетинговых инструментов.

Каждый товар имеет собственный жизненный цикл обращения или присутствия на рынке, период определенной рыночной устойчивости и рано или поздно вытесняется с рынка другим, более совершенным или более дешевым товаром. Понятие “жизненный цикл” применимо ко всем видам, подвидам и маркам товара. Различные товары имеют разную длительность жизненного цикла и каждой его стадии — от нескольких дней до нескольких десятков лет. Задача маркетолога — рационально удлинить продолжительность жизни товара на рынке, хотя развитие научно-технического прогресса, наоборот, приводит к ускоренному “старению” товаров и сжатию их жизненного цикла.

В учебнике “Курс предпринимательства” английского экономиста А.Хоскинга различаются следующие этапы типичного жизненного цикла товара: разработка, выведение на рынок, рост, зрелость, насыщение рынка, упадок (рис. 3).



Рис. 3. Жизненный цикл товара: а этап разработки; б этап выведения на рынок; в этап роста; г этап зрелости; д этап насыщения рынка; е этап упадка



Этап разработки товара включает в себя анализ возможностей производства, исследования и опытно-конструкторские разработки, маркетинговые исследования, опытное производство и испытания, пробные продажи. Предприятие вкладывает средства в техническую и организационную подготовку производства.

Этап выведения товара на рынок характеризуется избытком и незагруженностью производственных мощностей, поскольку выпуск товара осуществляется малыми партиями или сериями. Производство отличается высокой себестоимостью, так как еще не полностью отработана технология производства продукции.

Ключевое значение для успеха товара на рынке имеют конструкторские характеристики, дизайн, потребительские свойства, а также обратная связь с потребителями, что позволяет выявить и устранить отрицательные моменты в качестве продукции, повысить ее привлекательность для конечного потребителя. В этот период на рынке может обращаться множество товаров аналогичного свойства, но именно таких товаров практически больше никто не производит. В этой стадии фирма-продуцент имеет монопольные позиции на рынке, лишь немногие фирмы могут быть конкурентами, поскольку данная продукция только начала поступать на рынок и более привлекательна для покупателя. Цены по сравнению с последующими стадиями жизненного цикла данного товара наивысшие. Предприятие в связи с новизной и оригинальностью товара стремится максимально использовать возможность высоких цен. (Однако если принята стратегия “прорыва” на рынок, цены могут быть и низкими.) Прибыли пока практически нет или она очень незначительна, предприятие на этом этапе, как правило, несет убытки. Покупатель инертен к только что появившемуся товару, его необходимо убедить испытать новый товар. Круг потенциальных потребителей ограничен сегментом новаторов — стремящихся к новому людей, мышление которых отличается склонностью к перспективному планированию.

Специально разрабатывается сеть каналов товаропродвижения для этой продукции. Значительные средства тратятся на рекламу, которая имеет информационный характер. Расходы на маркетинг очень большие, его основные задачи на этом этапе:

формирование адекватной сбытовой сети за счет модификации существующей, создание новых сбытовых каналов, использование старой сбытовой системы;

активное проведение информационной рекламы, которая призвана донести до потребителя преимущества товара;

определение наиболее оптимального момента выхода на рынок с новым товаром;

преодоление функциональной конкуренции между новым товаром и уже “живущими” на рынке аналогичными товарами;

выработка вариантов возможного поведения конкурентов в ответ на появление на рынке нового товара;

обеспечение соответствия существующей на рынке структуры потребления новому товару;

обеспечение технологической и рыночной адаптации нового товара.



Этап роста характеризуется полной загрузкой производственных мощностей и даже их недостаточностью в связи с переходом к крупномасштабному серийному или массовому выпуску продукции. Поскольку к этой стадии жизненного цикла товар уже отработан и доведен до совершенства, качество его очень высоко. Модификации товара имеют технические и функциональные различия, т.е. проводится политика дифференциации продаваемой продукции данного вида. На рынке в массовом количестве продается данный товар, но начинают появляться товары-конкуренты (как правило, в виде копий).

Отмечается быстрый рост продажи. Однако все большее количество фирм вступает в конкурентную борьбу, хотя особой угрозы конкуренция на этом этапе еще не представляет. Цены продолжают оставаться высокими, но их уровень уже несколько ниже, чем на стадии внедрения. Предприятие начинает стабильно получать прибыль, резко возрастающую к концу этой стадии до максимальной величины. (Именно начало получения прибыли мар-кетологи связывают с переходом к стадии роста.) Круг покупателей расширяется. Растет авторитет товара на рынке. Потребители покупают товар даже нестабильного, неоднородного качества. Товарораспределение происходит по каналам массового сбыта. Расходы на рекламу большие, но уже составляют меньшую долю объема продаж, чем на предыдущей стадии. Меняется акцент рекламной политики, она превращается в агрессивную. Поскольку реклама достоинств товара идет также и на пользу конкурентам, предприятие стремится убедить покупателя в достоинствах именно своего товара, акцентируя внимание адресатов рекламы на свое лидерство на рынке, торговую марку, особые конкурентные преимущества.

Задачи маркетинга на этом этапе4:

избежать прямой конкуренции за счет модификаций и частичного совершенствования товара;

обеспечить эффективность агрессивной рекламы именно своего товара;

использовать широкую сбытовую сеть по массовым продажам товара; обеспечить максимально возможный уровень цен и др.



Этап зрелости товара связан с некоторым избытком производственных мощностей и применением стабильных отработанных технологий. Товар выпускается крупными партиями. Затраты на углубление ассортимента становятся высокими. Товар продолжает отличаться высоким качеством, особых изменений в характеристиках товара, как правило, нет. С целью удовлетворения спроса потребителей предприятие выпускает большое количество модификаций и вариантов продукции. Происходит медленный рост продаж до достижения максимума. Осуществляется довольно нежелательное конкурентное снижение цен. На рынке увеличивается число торговых марок по аналогичным товарам, все больше проявляется консервативная конкуренция, при которой потребителю предлагают не только копии товара, но и более оригинальные разработки.

Из-за усиления конкуренции цены на продукцию начинают снижаться, прибыль — сокращаться. Спрос на товар приобретает стандартный характер, наблюдаются повторные и многократные покупки. Покупатель имеет возможность широкого выбора товара из нескольких фирменных марок. В сфере рекламы на этом этапе акцент переносится на привлечение массового и консервативного покупателя, массовость и интенсивность рекламной деятельности достигает наивысшей точки. Задачи маркетинга в это время сводятся в основном к проведению мероприятий, направленных на продление жизненного цикла товара (рис. 4).

Задачи маркетинга на этапе зрелости товара5:

глубокая сегментация рынка и освоение новых рынков, в частности, экспортных;

дифференциация ассортимента продукции;

конкуренция рекламных кампаний;

поощрение и стимулирование более частого потребления товара теми покупателями, которые его уже покупают;

Рис. 4. Продление жизненного цикла товара

изыскание способов более разнообразного использования товара;

расширение рынка за счет привлечения новых групп потребителей; снижение цен и т.д.

Большинство потенциальных покупателей уже стали покупателями фактическими. Объем реализации возрастает примерно пропорционально увеличению численности населения (по потребительским товарам).

Этап насыщения рынка данным видом товара наблюдается на завершающем этапе зрелости. Уменьшаются объем продаж и прибыль. Основной спрос исходит от консервативных покупателей, в то время как покупатели-новаторы ищут новый товар-заменитель. Предприятие стремится к дальнейшему совершенствованию продукта и ищет для него новые сферы применения. Увеличивается влияние конъюнктуры на результативность предпринимательской деятельности. Цены нестабильны, а спрос отличается большой эластичностью при их увеличении и низкой эластичностью при их понижении. Конкурентная борьба ведется за сохранение доли рынка.

Этап упадка связан со значительным избытком производственных мощностей. Отмечается малая дифференциация товара. Качество товара нестабильно, объем реализации падает. Фирмы начинают выходить из конкурентной борьбы, количество конкурентов уменьшается. Цены товара низкие (хотя в конце этой стадии они могут и повышаться). Прибыль резко сокращается, и товары продаются с убытком для предприятия. Покупатели опытны и хорошо знают товар. Используется лишь некоторая часть каналов това-ропродвижения. Суммы, затрачиваемые на рекламу, незначительны, незначительны и расходы на маркетинговые мероприятия. Продукт постепенно заменяется новым.

В этом, заключительном, этапе жизненного цикла товара можно выделить три периода:

1) предприятие или фирма еще может пытаться продлить жизненный цикл товара путем интенсивной рекламы, совершенствования товара, маневрирования ценовой политикой и др.;

2) предприятие или фирма стремится выжать из товара остаточную прибыль (которая еще реальна), привлекает лояльных потребителей, продолжающих закупать товар, резко сокращает издержки производства и сбыта товара, что позволяет на некоторое время отсрочить уход товара с рынка;

3) предприятие или фирма снимает товар с продажи, причем тоже планово и обдуманно (решительному снятию с рынка подлежат медленно оборачивающиеся, неходовые товары).

Общая задача маркетологов, связанная с жизненным циклом товара, — использовать его для повышения эффективности и прибыльности работы предприятия. Успех товарной политики в целом обеспечивает концептуализация альтернативной продукции или конкурентных товаров, т.е. выявление тех товаров, с которыми продукция предприятия будет конкурировать. Это особенно важно на стадии НИОКР нового товара в целях определения денежной отдачи от проведения НИОКР и жизненного цикла товара. ТрТЧомимо классической формы жизненного цикла товара, практика работы различных фирм и предприятий имеет примеры специфических ее видоизменений.

Жизненный цикл товара в реальной ситуации может выражаться на графике не только традиционной классической кривой (рис. 5, а) с четко выраженными периодами внедрения на рынок, роста, зрелости и спада.

Иногда реальная жизнь товара выражается так называемой кривой “бум”, когда с помощью грамотной маркетинговой политики еще на первом этапе жизненного цикла товара предприятие добивается больших объемов сбыта и высокой прибыли, а затем поддерживает значительный объем продаж (рис. 5, б).

Бывают случаи, когда объем продаж товара резко возрастает, а затем резко падает. Эта кривая в маркетинговой практике называется “увлечение” (рис. 5, в).

Продолжительному увлечению присуще нарастание сбыта товара, затем стремительное его падение до среднего уровня продаж (рис. 5, г), кривая так и называется — “продолжительное увлечение”.

А следующая кривая является следствием так хорошо знакомого явления — моды (рис. 5, д). Кривая моды показывает жизнь товаров, которые претерпевают на рынке периодические и неоднократные взрывы и падения спроса.

Кривая “возобновление” (рис. 5, ё) представляет собой частный случай моды.



Кривая “провал” (рис. 5, ж) выражает неудачное появление товара на рынке, неприятие товара рынком.



Практическое применение результатов изучения жизненного цикла товара

Концепция жизненного цикла товара — существенный элемент в разработке и проведении товарной политики предприятия. Ее использование позволяет целенаправленно разрабатывать соответствующую каждой фазе (этапу) жизненного цикла тактику маркетинга.

Изучение жизненного цикла товара и определение этапов его развития имеет практическое применение:

для определения перспективных товаров и услуг;

выработки инвестиционной и инновационной политики;

определения оптимальных уровней товарных запасов;

организации рекламной, сбытовой, сервисной политики;

выработки товарной, ассортиментной и ценовой политики.

Исходя из перечисленных позиций вся выпускаемая предприятием продукция может быть разделена на следующие виды:

продукция ограниченного спроса, расширение производства которой нецелесообразно;

продукция, объем производства которой обеспечивает насыщение рынка и ее реализацию;

продукция, расширение объемов продаж которой может быть обеспечено только при условии улучшения ее потребительских качеств и свойств;

продукция, которую необходимо снять с производства в связи с ее моральным старением и потерей спроса;

новая продукция, спрос на которую растет и расширение производства которой в перспективе обеспечит предприятию высокую прибыль.

Товары, характеризующиеся кратковременным спросом, имеют обычно более короткий жизненный цикл. Особенно трудно предвидеть жизненный цикл товаров, на которые влияет мода. Обычно жизненный цикл таких товаров состоит из двух-трех фаз резкого роста объема продаж и столь же резкого спада (см. рис. 5, д).

Заключение



Продукт это конкретный результат исследований, проектных разработок и производства. Он обладает качествами, характеризующими основную направленность его использования (для питания, гардероба, продолжения производства, передвижения и т.д.).

Качество продукта в маркетинговом понимании — это множество совокупностей характеристик, составляющих качество с точки зрения потребителя.

К инструментам маркетинга относятся: грамотная реклама компании, налаженный сбыт, эффективное сервисное обслуживание, прочные связи с общественностью, гибкая политика цен.

Кроме жизненного цикла товара, определяемого с позиций производства, в системе маркетинга оценивают и жизненный цикл товара в сфере его потребления. Этот цикл начинается с момента продажи товара и продолжается в течение всего срока его службы. Изучение и учет данных маркетингового исследования этого цикла позволяет организовать послепродажное обслуживание товара, изготовление запасных частей и т.д. Кроме того, изучение этого цикла позволяет производителю сформировать необходимый банк данных о резервах повышения потребительских свойств товара.



С позиций маркетинга, длительность жизненного цикла товара в эксплуатации создает положительное представление о его изготовителе у существующих и потенциальных покупателей. Высокие эксплуатационные качества товара обеспечивают ему высокую конкурентоспособность.

Использованная литература





  1. Гэбэй Дж. Маркетинг: Новые возможности. – СПб., 2003.

  2. Кондратьев А. Маркетинг: Концепция и решения. – СПб.: Олма-Пресс, 2003.

  3. Маркетинг/Под ред. Михалевой Е.П. – М., 2003.

  4. Мурахтанова Н.М., Еремина Е.И. Маркетинг. – М., 2002.




1 Мурахтанова Н.М., Еремина Е.И. Маркетинг. – М., 2002. С. 37.

2 Мурахтанова Н.М., Еремина Е.И. Маркетинг. – М., 2002. С. 38.

3 Маркетинг /Под ред. Михалева Е.П. – М., 2003 с. 43.

4 Мурахтанова Н.М., Еремина Е.И. Маркетинг. – М., 2002. С. 45.

5 Там же. с. 47.





Опоздавший на поезд: «Лучше поздно, чем никогда!» «Пшекруй»
ещё >>