страница 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
2. Общая политика и политика безопасности Европейского союза - страница №1/1
![]() СОДЕРЖАНИЕ Введение…. …………………………………………………………………………..3 1. Правовое регулирование деятельности Европейского Сообщества на международной арене…………………………………………………………………4 2. Общая политика и политика безопасности Европейского союза……………...13 Заключение ….. ……………………………………………………………………...18 Список используемых источников и литературы …………………………………19 ВВЕДЕНИЕ В работе рассматривается тема: «правовое регулирование деятельности Европейского Союза на международной арене». Актуальность данной темы обусловлена тем, что изучение права европейских сообществ, правопорядка всего Европейского Союза приобретает сегодня особенное значение. Это предопределяется той ролью, которую Европейский Союз играет как в жизни нашей страны, так и во всем мире. Цель настоящей работы состоит в комплексном исследовании ключевых вопросов правового регулирования деятельности Европейского Союза на международной арене и исследовании общей внешней политики и политики безопасности Европейского Союза. Для достижения поставленной цели использовались следующие задачи: - охарактеризовать правовое регулирование деятельности Европейского Сообщества на международной арене; - изложить общую внешнюю политику и политику безопасности Европейского Союза. При написании работы использовались научные и учебные материалы, а так же международные договоры и правовые акты. Говоря о степени научной разработанности обозначенной темы, следует охарактеризовать ее как крайне недостаточную. Источников по рассматриваемой проблеме явно не достаточно для полного анализа затронутых вопросов, в связи с чем, работа может носить поверхностный (обобщенный) характер. Работа выполнена с помощью методов: логико-правового, сравнительного правоведения, системного анализа и синтеза. Работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка литературы. 1. Правовое регулирование деятельности Европейского Сообщества на международной арене Название «Европейское Сообщество» организация западных стран обрела в 1993 г., пройдя более чем полувековой путь развития и реорганизации Европейских сообществ. Европейские сообщества объединяют две международные организации: Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом) и Европейское сообщество (ранее — Европейское экономическое сообщество (ЕЭС)). Главенствующее по своим функциям и реальному значению положение занимало ЕЭС, задачей которого было формирование общего рынка путем постепенной отмены таможенных пошлин и количественных ограничений для ввоза и вывоза товаров, свободного перемещения рабочей силы, капиталов и услуг, координации экономической, социальной, валютной и инвестиционной политики. В 1965 г. был подписан договор о слиянии сообществ и созданы единые руководящие и исполнительные органы. Первоначальными членами сообществ были шесть государств — Франция, Италия, ФРГ, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, в последующие годы вошли Дания, Ирландия, Великобритания, Греция, Португалия, Испания, Австрия, Финляндия, Швеция. Длительный процесс совершенствования Европейских сообществ продолжился подписанием 7 февраля 1992 г. Договора о Европейском союзе (г. Маастрихт, Нидерланды). К октябрю 1993 г. все страны-члены его ратифицировали. 1 ноября 1993 г. Договор вступил в силу, Европейский союз обрел юридический статус. Вместе с тем Сообщества, ставшие основой создания Союза, сохранили свое положение как самостоятельные международные организации. Дальнейшему развитию интеграции и упрочению Союза призван способствовать Амстердамский договор, принятый в 1997 г. (вступил в силу в 1999 г.). Он предусматривает расширение компетенции Европейского союза в сфере социальной политики, сотрудничества национальных полицейских и таможенных ведомств, органов правосудия, укрепления совместной внешней политики и политики безопасности, регулирования международных кризисов, реформы структур Союза. Кроме того, на основе Амстердамского договора была осуществлена консолидация текстов Договора о Европейском союзе и Договора об учреждении Европейского сообщества (которые, правда, имеют не официальный, а рабочий характер).1 Целями Европейского союза, согласно ст. 2 Договора о Европейском союзе, являются содействие экономическому и социальному прогрессу путем создания пространства без внутренних границ, экономического и валютного союза и введения единой валюты, осуществление общей внешней политики и политики безопасности, усиление защиты прав и интересов граждан путем введения гражданства Союза, сохранение и развитие Союза как пространства свободы, безопасности и законности, в котором свободное передвижение лиц обеспечивается мерами контроля на внешних границах и предотвращения и борьбы с преступностью. Союз основан на принципах свободы, демократии, уважения прав человека и основных свобод, господства права — общих для государств-членов (ст. 6). Европейский союз стал крупнейшим интеграционным объединением, фактически не имеющим аналогов. Это международная организация, но от существующих организаций Союз отличает то, что он стал не координационной, а наднациональной организацией: право Европейского союза имеет преимущество перед национальным, и его субъектами являются не только государства, но также физические и юридические лица; решения Союза имеют прямое действие на территории государств-участников; его власть независима от государств, служащие Европейского союза и члены Европарламента представляют не государства, а народы; предполагается возможность самостоятельного расширения Союзом полномочий его органов. Страны-члены поступились частью своих суверенных прав для создания надгосударственных структур и полномочий, поднялись на новый уровень сотрудничества: от координации действий к общей единой политике. Другой отличительной чертой Союза является то, что это международная организация особого рода. С одной стороны, ему присущи типичные признаки международных организаций (учредительный акт, специфические цели, структура, принципы, членство и т. д.). С другой, он имеет неоднородную основу, как бы три слагаемых, три «опоры»: Сообщества (самостоятельные международные организации), общую внешнюю политику и политику безопасности, сотрудничество полиций и судов в уголовно-правовой сфере. Международная правосубъектность Союза имеет ограниченный, вторичный характер по сравнению с правосубъектностью трех европейских сообществ, составивших его основу. В социально-экономической сфере деятельность Союза включает отмену таможенных сборов, общую торговую политику, внутренний рынок, свободное перемещение товаров, лиц, услуг и капиталов, введение единой валюты (евро), учреждение Европейского центрального банка и Европейского инвестиционного банка, общую политику в области сельского хозяйства, рыболовства, транспорта, предотвращение нарушения правил конкуренции на внутреннем рынке, сближение национальных законодательств, общую политику в сфере занятости, защиты окружающей среды, в социальной сфере, развитие трансевро-пейских коммуникационных сетей и инфраструктуры, вклад в достижение высокого уровня здравоохранения, в образование, профессиональное обучение и развитие культуры, в усиление защиты прав потребителей и др. Политический союз охватывает общую внешнюю политику и безопасность, юстицию и внутренние дела. Политика и безопасность направлены на обеспечение фундаментальных интересов Европейского союза путем согласования позиций и совместных действий, в том числе военного характера в целях защиты общих ценностей, независимости и целостности Союза, всемерного укрепления его безопасности, сохранения мира, содействия международному сотрудничеству, развития демократии и законности, уважения прав человека. Государства обязуются воздерживаться от любых действий, противоречащих интересам Союза, информируют и консультируют друг друга по любому вопросу внешней политики и безопасности, включая поступательное формирование общей оборонной политики, которая могла бы быть преобразована в общую оборону. Они координируют свои действия в международных организациях и на международных конференциях. Дипломатические и консульские миссии государств-членов сотрудничают, чтобы обеспечить согласование и осуществление общих позиций и совместных действий. Третья «опора» Союза (юстиция и внутренние дела) предполагает сотрудничество полицейских сил, таможенных и других компетентных органов непосредственно и в рамках Европейского полицейского ведомства (Европол), судебных органов, сближение уголовного права, сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства. Общие действия полиций, в частности, включают: предотвращение, выявление и расследование преступлений, сбор, хранение и обмен соответствующей информацией, общую оценку специальных методов расследований. Сотрудничество в уголовном судопроизводстве охватывает взаимодействие между министерствами, судами в том, что касается процессуальных правил и исполнения решений, вопросов экстрадиции, обеспечения совместимости соответствующих правил, предотвращения конфликтов юрисдикции, установления минимальных правил, определяющих состав преступления и наказание в отношении организованной преступности, терроризма и незаконной торговли наркотиками. Договором предусматривается введение единого гражданства Европейского союза, что также неизвестно ни одной международной организации. Это сопровождается и закреплением некоторых политических прав, в частности избирательных. Каждый гражданин, проживающий в другом государстве — члене Союза, имеет право избирать и быть избранным на муниципальных выборах и выборах в Европарламент. В Союзе действует единая институционная структура: Европейский парламент, Совет, Комиссия, Суд и Счетная палата. Согласно ст. 5 они осуществляют свои полномочия в соответствии с условиями и целями, предусмотренными, с одной стороны, договорами о Европейских сообществах, с другой — Договором о Европейском союзе Европейский союз развивает широкие международные связи с другими организациями, с государствами, является стороной в договорах, имеет более 100 зарубежных представительств, в том числе в Российской Федерации. Действует Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейскими сообществами и их государствами-членами. Для осуществления Соглашения учрежден и функционирует Совет сотрудничества Евросоюза и России. Интересным представляется Договор об учреждении Европейского Сообщества. В преамбуле к договору об учреждении Европейского Сообщества говориться: «…….президент федеративной республики Германия, его Величество король бельгийцев, Президент французской республики, Президент итальянской республики, Ее королевское высочество Великая Герцогиня Люксембургская, ее Величество королева Нидерландов Полные решимости заложить основы для все более тесного союза европейских народов, Решив обеспечить экономический и социальный прогресс своих стран путем общих действий, направленных на устранение разделяющих Европу барьеров, Подтвердив, что основной целью их усилий является непрерывное улучшение условий жизни и труда своих народов, Признавая, что устранение существующих препятствий требует согласованных действий, призванных гарантировать устойчивое развитие, сбалансированную торговлю и честную конкуренцию, Движимые стремлением укрепить единство экономики своих стран и обеспечить ее гармоничное развитие путем уменьшения разрыва между различными районами и преодоления отсталости районов, находящихся в менее благоприятных условиях, Преисполненные желания содействовать с помощью общей торговой политики постепенному устранению ограничений в международном товарообмене, Имея в виду подтвердить солидарность, связывающую Европу и заморские страны, и желая обеспечить их процветание в соответствии с принципами Устава Организации Объединенных Наций, Полные решимости укрепить путем такого объединения ресурсов мир и свободу и призывая другие народы Европы, разделяющие их идеал, присоединиться к их усилиям, Преисполненные решимости содействовать развитию как можно более высокого уровня знаний своих народов посредством широкого доступа к образованию и его постоянного обновления, Решили создать Европейское Сообщество. Настоящим Договором Высокие Договаривающиеся Стороны совместно учреждают ЕВРОПЕЙСКОЕ СООБЩЕСТВО2…….». Так же, следует отметить Маастрихтский договор. Это продолжение и развитие прежних усилий по расширению рамок интеграции и включению в нее наряду с экономикой определенных участков политики. Договор как бы поднял на более высокий уровень, приблизил к реализации идеи учреждения в Западной Европе политического союза, высказывавшиеся еще на ранних этапах интеграции. Тогда такой союз не состоялся, да и по обстоятельствам того времени не мог состояться. Он не вписывался в реальности континента прежде всего потому, что в сфере политики действовали иные факторы, чем в сфере экономики. Здесь различия интересов нередко доминировали над их общностью. Реального намерения пойти на серьезное ограничение политической самостоятельности не высказывало ни одно крупное государство Западной Европы. Критическая переоценка деятельности Европейского союза на международной арене показала, что здесь далеко еще не достигнуты даже те цели, которые провозглашены в Маастрихтском договоре. Государства-члены, особенно наиболее крупные и мощные из них, предпочитали во многих случаях действовать самостоятельно, сравнительно редко использовали возможности совместных выступлений в рамках Союза. В связи с предстоящий расширением Союза такая практика может не только ослабить его внешнеполитический потенциал, но и породить разброд и шатания среди его участников, политику которых трудно будет эффективно координировать. Слабая эффективность Европейского союза в сфере общей внешней политики и -политики безопасности во многом объяснялась его неспособностью быстро принимать решения по наиболее сложным и острым вопросам. Еще хуже обстояло дело с выполнением принятых решений государствами-членами. Итак, проблемы состояли как в отсутствии необходимой политической воли, так и в неудовлетворительности организационной и правовой базы «второй основы». Ситуация нашла отражение в том, что при рассмотрении вопросов общей внешней политики и политики безопасности на Межправительственной конференции преобладал декларативный тон. Осторожность была взята как единый стандарт. Это отчетливо проявилось уже при формулировании основных целей, которые должны достигаться в процессе повышения роли Европейского союза на мировой арене. Организаторы Межправительственной конференции назвали такие цели: соединение в одно целое различных направлений, что позволит иметь единую и эффективную внешнюю политику, располагающую работающими структурами и процедурами, обеспечивающими ее устойчивость и последовательность; улучшение общей внешней политики и политики безопасности на всех этапах ее разработки и осуществления; создание надлежащего «лица Европы» в отношении безопасности и обороны в качестве интегральной части совместной внешней политики и политики безопасности. Европа должна быть способна выступать вовне единым фронтом — такова задача-максимум, провозглашенная в подготовительных документах. В Амстердамском договоре укреплению «третьей опоры» Европейского союза уделено немалое внимание. Ряд статей Маастрихтского договора был изменен, появилось немало новых статей. Заново сформулирована ведущая статья («J»), определяющая главные цели общей внешней политики и политики безопасности Европейского союза. В целом Амстердамский договор в некоторой мере улучшил ситуацию, сложившуюся в сфере общей внешней политики и политики безопасности. Во всяком случае идея о повышении роли Европейского союза в этой сфере была достаточно ясно выражена. Еще более определенно идея повышения роли Европейского союза в сфере общей внешней политики и политики безопасности выражена в статье «j»2. Союз должен определять принципы, разрабатывать общую стратегию, принимать совместные меры и общие позиции, а также укреплять систематическое сотрудничество государств-членов. В дальнейшем тексте Договора установлено, что принципы, основные направления и стратегию общей внешней политики и политики безопасности определяет Европейский совет, а на их основе Совет принимает свои решения. Амстердамский договор отразил — больше формально, чем по существу — многочисленные предложения о повышении роли Европейского союза в международных организациях и на международных конференциях. Значительно сильнее перестроена организационно-управленческая структура «второй опоры». Повышена роль Европарламента, с которым должен консультироваться Председатель Совета. Далее, хотелось бы сказать о сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейским сообществом. Правовое регулирование данного вопроса регулируется Соглашением о партнерстве. Еще 24 июня 1994 г. на о. Корфу было заключено Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией, с одной стороны, и европейскими сообществами и их государствами-членами — с другой. Свои подписи под Соглашением поставили Президент Российской Федерации, главы государств и правительств стран — членов Европейского союза и председатель Комиссии Европейского союза. На таком высоком уровне соглашений между Россией и Европейским союзом еще не было. В России Соглашение прошло ратификацию в ноябре 1996 г. Главная цель Соглашения состоит в том, чтобы создать благоприятные условия для интеграции России в европейскую и мировую экономику. Но речь идет отнюдь не только о взаимовыгодном бизнесе. Соглашение в немалой мере касается вопросов политического сотрудничества и в целом носит комплексный характер. Оно провозглашает важность исторических связей, существующих между Россией и сообществами и государствами-членами, равно как — и это следует подчеркнуть — общих для них ценностей. Надо отметить и то, что в Соглашении зафиксирована идея преемственности сотрудничества, установленного еще в прошлом, в бытность СССР, и делается прямая ссылка на подписанное 18 декабря 1989 г. Соглашение между СССР и ЕЭС и Евратомом, которое будет заменено новым Соглашением сразу же после его вступления в силу (ст. 112). Определяя природу отношений, развивающихся между Россией и Сообществом, Соглашение устанавливает, что в их основе заложены принципы партнерства и сотрудничества. И хотя понятие «партнерство», получившее весьма широкое хождение в политическом и дипломатическом обиходе 90-х годов XX столетия, еще слабо разработано в международно-правовой теории, в нем явственно отражается намерение повысить уровень существующих отношений, придать им современное звучание. Соглашение не исключает запретов или ограничений импорта, экспорта и транзита товаров, оправданных с точки зрения: общественной морали, обеспечения правопорядка или общественной безопасности; защиты здоровья и жизни людей, животных или растений; защиты природных ресурсов; защиты национальных художественных, исторических или археологических ценностей, или охраны будущем «зоны свободной торговли» между Россией и Европейским союзом. Политическая сторона Соглашения отчетливо проявляется в том, что стороны заявили о своих обязательствах содействовать международному миру и безопасности, в полной мере применять все принципы и положения, содержащиеся в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), заключительных документах последующих встреч на высшем уровне. Особое значение в Соглашении придается положениям о верховенстве права и уважении прав человека, прежде всего прав меньшинств, о создании многопартийной системы со свободными и демократическими выборами и экономической либерализации, имеющей целью создание рыночной экономики. Пожалуй, наиболее важным отправным положением в Соглашении стало признание того, что Россия более не является страной с государственной торговлей, как она классифицировалась на Западе прежде. В настоящее время принято другое определение, которое и было воспринято в Соглашении: Россия — страна с переходной экономикой. Сотрудничество между сторонами Соглашения как раз и должно стать фактором, способствующим продвижению России по пути создания рыночной экономики. Содействие торговле, инвестициям и гармоничным экономическим отношениям между сторонами, базирующимся на принципах рыночной экономики, как сказано в статье 1 Соглашения, означает поощрение устойчивого развития сторон. Это существенная предпосылка экономической перестройки и технологической модернизации России. Одновременно с Соглашением его сторонами были приняты 10 приложений и 2 протокола, 33 совместные декларации, 2 обмена письмами и 3 декларации. Они уточняют и разъясняют положения Соглашения и реализуют отдельные его нормы. В частности, учреждена Контактная группа по углю и стали, определен список трансграничных услуг, в отношении которых стороны предоставляют режим наиболее благоприятствуемой нации, установлен переходный период для положений о конкуренции и для введения количественных ограничений. Вступление Соглашения в силу было обусловлено его одобрением сторонами в соответствии с их процедурами. В Европейском союзе Соглашение должно быть ратифицировано как парламентами подписавших его государств-членов, так и Епропарламентом. Соглашение, несомненно, имеет важное значение для России. Но, к сожалению, ей не удалось добиться отмены количественных квот на сталь и текстиль, торговля которыми регулируется особыми соглашениями, и отмены антидемпинговых процедур против российских товаров. Затянулась ратификация Соглашения в странах Европейского союза, чему, в частности, способствовало включение в него новых членов. В связи с этим с 1 февраля 1996 г. действует Временное (промежуточное) соглашение по торговле и относящимся к торговле вопросам. 2. Общая политика и политика безопасности Европейского союза
Общая внешняя политика и политика безопасности (ОВПБ) - система мероприятий, проводимых Европейским Союзом по отношению к странам, не входящим в его состав, на основании специального раздела учредительного договора (об этом говорил раздел V Договора о Европейском Союзе “Положения об общей внешней политике и политике безопасности”). В настоящее время данный раздел действует в редакции Амстердамского договора 1997г. Предметом ОВПБ являются, прежде всего, вопросы обеспечения мира и безопасности в Европе и на планете в целом; предотвращение и устранение вооруженных конфликтов. Вопросы социально-экономического сотрудничества с зарубежными странами находятся в компетенции Европейского сообщества, предусмотренной Договором об учреждении ЕС 1957 г. . Большое внимание общей политике и политике безопасности уделено в Маастрихтском договоре. Общая оценка перемен, привнесенных Маастрихтским договором, базируется на том, что в сферу деятельности сообществ официально вошли вопросы внешней политики и безопасности. «Союз начинает проводить общую внешнюю политику и общую политику безопасности...», — гласит статья 1 раздела V Договора. Тем самым идея политического союза была обозначена достаточно определенно. Но по сравнению с тем, что сделано в Договоре в отношении Экономического и валютного союза, политический союз оказался явно обделенным. 3 Цели общей внешней политики и политики безопасности определены в Договоре в глобальном виде и являются привычными для дипломатических документов 90-х годов. Они сформулированы следующим образом: 1) защита общих ценностей, основных интересов и независимости Союза; 2) укрепление безопасности Союза и его государств-членов всеми способами; 3) сохранение мира и укрепление международной безопасности в соответствии с принципами Устава ООН, а также с принципами Хельсинкского Заключительного акта и целями Парижской хартии; 4) содействие международному сотрудничеству; развитие и консолидация демократии и законности, уважение прав человека и основных свобод. Маастрихтский договор не только провозглашал цели общей внешней политики и политики безопасности, но и определял формы их осуществления. Здесь обращает на себя внимание сравнительная мягкость механизма. Свои цели Союз должен был достигать глав образом путем установления систематического сотрудничества (следу государствами-членами в проведении согласованной политики. Принципиальное значение имело положение о том, что будут осуществляться совместные действия государств-членов. В соответствующем духе разработана процедура принятия совместных действий. Решение о том, что данный вопрос должен быть предметом совместных действий, вошло в компетенцию Совета. При этом Совет должен был исходить из основных ориентиров развития, одобренных Европейским советом. Устанавливая всякий раз принцип совместных действий, Совет должен был определять область применения, общие и особые цели таких действий, а если необходимо, то их продолжительность, а также средства, процедуры и условия их осуществления. Совет, одобряя совместные действия, на каждом этапе их развития был призван определять те вопросы, по которым решения принимаются квалифицированным большинством голосов. Составители Договора отчетливо видели возможные рифы, создаваемые национальным или региональным эгоизмом. Отсюда, очевидно, проистекает закрепление в Договоре положения о том, что государства-члены призваны активно и открыто, поддерживать внешнюю политику и политику безопасности Союза в духе лояльности и взаимной солидарности. В Договоре особо зафиксирована обязанность государств-членов «воздерживаться от любых действий, которые противоречат интересам Союза или могли бы ослабить его действенность как сплачивающей силы в международных отношениях». В Маастрихтском договоре предусматриваются ставшие традиционными формы сотрудничества: информация, консультации, координация. Что касается первых двух форм, о них сказано очень просто: государства-члены должны информировать друг друга и консультироваться с Советом по любому вопросу, представляющему взаимный интерес, во внешней политике и политике безопасности, с тем, чтобы их совместное влияние обеспечивало максимально возможную эффективность путем согласованных и единых действий. Осторожность и здесь не изменила составителям Договора. С одной стороны, Европейский союз выступает как единое целое, как структура, не только разрабатывающая свою политику во внешних делах и сфере безопасности, но и самостоятельно эту политику осуществляющая. С другой стороны, государства-члены сохраняют значительную автономию. В пределах общей политики государства-члены могут иметь свою национальную позицию или предпринимать национальные акции, а в неотложных случаях и необходимые неотложные меры. Как видно, Договор не дает жесткой формулировки, которая ограничивала бы действия государств-членов в сфере внешней политики. Концепцию Западноевропейского союза даже спустя несколько лет после подписания Маастрихтского договора не следует считать полностью сложившейся, завершенной. Ее развитие продолжается, отражая ход событий и политические интересы стран-участниц. И сегодня эта концепция представляет собой определенный компромисс, достигаемый после нелегких дебатов. В то время как одни страны, в особенности Германия и Франция, склоняются к автономии ЗЕС по отношению к НАТО, другие, и больше всех Великобритания, ставят во главу угла приверженность его НАТО. Компромисс, достигнутый в Маастрихте, не закончился тем, что в формулировках о роли ЗЕС и его отношениях с Европейским союзом и НАТО можно найти оба мотива. Этот компромисс просматривается также в дальнейшем развитии ЗЕС.4 Однако становление ЗЕС — продолжительный процесс. Стороны проявили сдержанность и реализм в оценках будущего. Достигнуто согласие в том, что в 1998 г. будет проведен анализ предыдущего развития и выработаны новые цели и этапы. Как показал опыт, движение к намеченным целям проходит не без трудностей. Прокламированное единство порой не выдерживает испытания на прочность. Не особенно значительным, но достаточно показательным примером несогласованности действий членов ЗЕС может служить поездка Президента Франции Ф. Миттерана в Боснию летом 1992 г., предпринятая им без всякой предварительной информации союзников по Европейскому союзу, хотя накануне па саммите стран Западной Европы в г. Лиссабоне была принята резолюция о необходимости более тесной координации внешней политики. В рамках общей внешней политики и политики безопасности Европейский Союз: 1) устанавливает принципы и общие ориентиры ОВПБ, которым должны следовать все государства-члены и институты Союза; 2)принимает общие стратегии - программные документы, в которых фиксируются приоритетные направления политики Союза по отношению к отдельным странам и географическим регионам (например, общая стратегия 1999 г. по отношению к России); 3) разрабатывает общие позиции, определяющие подход Союза к конкретным внешнеполитическим проблемам; 4) утверждает общие акции, на основании которых выполняются оперативные действия на международной арене (назначение специальных представителей за рубежом, посылка наблюдателей на выборы, введение политических санкций против “третьих стран” и др.); 5) издает решения, в том числе по организационным вопросам (например, решение “Об учреждении Военного комитета Европейского Союза”); 6) может заключать международные соглашения с иностранными государствами. Официальным представителем Европейского Союза по вопросам общей внешней политики и политики безопасности является государство-член, председательствующее в Совете (Председатель Совета Европейского Союза), от имени которого обычно выступают его глава правительства и министр иностранных дел. С 1999 г. в Европейском Союзе имеется должность постоянного представителя по внешнеполитическим вопросам. Эта должность совмещается с постом Генерального секретаря Совета: Генеральный секретарь Совета Европейского Союза - Высокий представитель по вопросам общей внешней политики и политики безопасности (с 1999 г. Х. Солана). На важнейших международных встречах Европейский Союз представляет так называемая “тройка” в составе руководителя государства-председателя Совета, Генерального секретаря - Высокого представителя и Председателя Европейской комиссии. Составной частью общей внешней политики и политики безопасности Союза является Европейская политика в сфере обороны и безопасности (ЕПОБ) - комплекс мероприятий Европейского Союза в военной сфере. Стратегической целью ЕПОБ выступает создание в перспективе общих оборонных структур Союза. В настоящее время ЕПОБ концентрируется на подготовке к учреждению Сил быстрого реагирования (СБР) Европейского Союза, которые будут осуществлять миротворческие операции в Европе и, возможно, в других регионах планеты. Создание СБР запланировано на 2003 г. Предполагаемая численность этого воинского контингента - 50-100 тыс. человек. Личный состав СБР будет комплектоваться из военнослужащих государств-членов и государств-кандидатов в члены Европейского Союза. Для руководства Силами быстрого реагирования в структуре Совета Европейского Союза в 2001 г. учреждены специальные органы: Комитет по вопросам политики безопасности, Военный комитет и Военный штаб Европейского Союза. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В работе были проанализированы нормы Договора об учреждении Европейского Сообщества, Договора о Европейском Союзе, Маастрихтского и Амстердамского договора, Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейскими сообществами, их государствами-членами и иные источники. На основании изложенного, можно сделать следующий вывод: Европейские сообщества объединяют две международные организации: Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом) и Европейское сообщество (ранее — Европейское экономическое сообщество (ЕЭС). Внешняя политика Европейского Союза развивается по двум самостоятельным направлениям: внешнеэкономическая политика Европейских сообществ как субъектов международного права и общая внешняя политика и политика безопасности Союза в целом. Список используемых источников и литературы
Учебная литература
Специальная литература
1 См: Минеев А. Амстердамский саммит ЕС и споры вокруг интеграции // Компас. – 2007. – № 27. –– С. 21. 2 Договор об учреждении Европейского Сообщества // Международное право в документах. – М., 2001. 3 Хухлындина Н. Политика Европейского союза в области безопасности и обороны // Журнал международного права и международных отношений. – 2008.- №4.-С.15. 4 Основы права Европейского Союза / Под ред. проф. Кашкина С.Ю. М.: Белые альвы, 2007.-С.65. |
ещё >> |