Похожие работы
|
1894—1917 гг. ► Правление Николая II 1904—1905 гг. ► Русско-японская война - страница №27/28
![]() Развитие элементов гражданского общества. Вступив в должность, Президент В. В. Путин объявил одной из приоритетных задач развитие гражданского общества. Важнейшим условием этого он называл формирование среднего класса и налаживание диалога власти с неправительственными организациями. По инициативе руководства страны в 2001 г. состоялись региональные форумы с участием местных властей и представителей негосударственных организаций. На них был обозначен круг проблем, которые больше всего волновали общественность. В ноябре 2001 г. в Москве состоялся Гражданский форум, на котором были представлены как верховная власть, так и члены почти 4 тыс. некоммерческих организаций страны. В. В. Путин в своём выступлении на форуме высоко оценил роль общественных организаций в проводимых реформах и отметил, что «голос граждан должен быть одним из решающих». © Из обращения группы представителей гражданских союзов и объединений. 12 июня 2001 г. ...Сегодня союзы и объединения граждан России — серьёзная сила. Благотворительные фонды, научные, культурные и этнические сообщества, экологи и правозащитники, кадровые школы и ассоциации предпринимателей, женские и молодёжные организации, профсоюзы — миллионы свободных граждан самостоятельно, без расчёта на власти решают множество проблем, которые ставит жизнь. ...Основа гражданственности — это утверждение нравственных ценностей, возрождение национальной идеи, выдвигающейся «снизу», из повседневной жизни самих граждан. В 2004 г. с целью придания большего авторитета неправительственным организациям, усиления их государственной поддержки была образована Общественная палата Российской Федерации и общественные палаты в субъектах Федерации. В их состав вошли наиболее авторитетные представители общественности. Был создан Совет по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. Были приняты шаги по поддержке молодёжных организаций. В то же время многие неправительственные организации, имевшие финансовую поддержку от частных корпораций и из-за рубежа, вместо диалога с властями, совместной работы по выявлению и удовлетворению нужд людей предпочитали лишь критиковать власть, а зачастую отстаивали корпоративные интересы тех или иных компаний и зарубежных организаций. В 2007 г. были введены ограничения на финансирование из-за рубежа деятельности неправительственных организаций, после чего многие из них прекратили существование или заметно снизили свою активность. Однако основная часть институтов гражданского общества принимала активное участие в обсуждении и решении проблем реформирования экономики, здравоохранения, образования, армии и других направлений жизни страны.
Однако со второй половины 1990-х гг. контроль за ведущими печатными и электронными СМИ находился в руках олигархических групп и частных лиц, активно использовавших этот рычаг в отстаивании собственных интересов. Усиление роли государства в различных сферах жизни общества не могло не затронуть и СМИ. Государство воспользовалось контрольным пакетом акций Общественного российского телевидения для смены руководства первого телевизионного канала. Не сумев своевременно вернуть взятые кредиты, обанкротился и обрёл новых хозяев телеканал НТВ.
Значительно увеличили размер государственных премий за достижения в сфере науки и культуры. Были введены специальные государственные премии и премии Президента РФ для молодых учёных. Специальные квоты были предус- мотрены при избрании молодых научных работников в состав Российской академии наук. Расходы в государственном бюджете на нужды образования и науки в 2001 г. превысили расходы на оборону. Среди достижений российской науки следует отметить создание в июле 2001 г. третьего в мире (после США и Японии) суперкомпьютера, выполняющего 1 трлн операций в секунду. Перспективными являются разработки новейших информационных технологий и средств коммуникаций. Важнейшим направлением в научных исследованиях становились нанотехнологии, которые позволяют получать новые объекты и материалы на основе изменений материи на молекулярном уровне.
Приглашение для работы со сборной России по футболу известного тренера Г. Хиддинка позволило создать современную команду, успешно выступившую на чемпионате Европы по футболу в 2008 г. Выдающимися достижениями были отмечены выступления российской сборной на Олимпийских играх. В 2000 г. на Олимпиаде в Сиднее российская сборная завоевала второе место в командном зачёте. Мастера синхронного плавания Ольга Брусникина и Мария Киселёва стали двукратными олимпийскими чемпионами, а гимнаст Алексей Немов получил 6 медалей. Две медали завоевала Ирина Привалова в спринтерском беге. На Олимпиаде в Афинах в 2004 г. 19-летний велосипедист Михаил Игнатьев получил первую в истории российского спорта золотую медаль на треке. Дуэт Анастасия Ермакова—Анастасия Давыдова завоевал золотые медали в синхронном плавании. На зимней Олимпиаде в Турине в 2006 г. Светлана Журо-ва стала чемпионкой в беге на коньках на 500 м, а российские фигуристы заняли почти весь звёздный пьедестал: Татьяна Тотьмянина и Максим Маринин стали чемпионами в парном катании, Татьяна Навка и Роман Костомаров — в танцах на льду, а Евгений Плющенко — в одиночном катании среди мужчин. Чемпионы Олимпиады в Пекине 2008 г. Елена Исинбаева (прыжки с шестом) и Андрей Сильное (прыжки в высоту) были названы лучшими легкоатлетами года. Власть и церковь. Отношения власти и церкви в начале XXI в. переживали подлинный расцвет. Регулярными стали Рождественские чтения, в ходе которых на самом высоком государственном уровне обсуждались формы участия церкви в возрождении духовности и нравственности россиян. Представители РПЦ и других конфессий активно участвовали в работе Общественной палаты РФ и других общественно-государственных структур. В 2000 г. завершилось восстановление храма Христа Спасителя в Москве, уничтоженного в 1931 г. Он стал главным православным храмом страны. По всей России шло возрождение церквей, монастырей, приходов. За 18 лет служения Патриарха Московского и всея Руси Алексия II число монастырей выросло с 35 до 769, а действующих церквей — с 7,5 до 30 тыс. Такого масштаба церковного строительства не знала ни одна страна мира за всю историю христианства. Наряду с церквями возводились мечети, синагоги, буддистские дацаны. Мечети в Казани и Грозном стали самыми крупными на территории России. Несколько миллионов верующих разных конфессий совершили паломничества к святым местам. Крупнейшим событием в жизни Русской православной церкви стало её воссоединение с Русской зарубежной православной церковью, состоявшееся в мае 2007 г., когда патриарх РПЦ Алексий и митрополит РЗПЦ Лавр подписали Акт о каноническом единстве. Усилиями государственной власти церкви была возвращена часть имущества, включая утраченные в советское время здания Русской духовной миссии в Иерусалиме, русское подворье в итальянском городе Бари. Представители разных конфессий принимали активное участие в духовном возрождении российского общества. Церковные школы, духовные семинарии, православные гимназии были приравнены к государственным и обучали десятки тысяч детей. Священнослужители впервые после революции 1917 г. вернулись в армейские подразделения для работы среди военнослужащих. После смерти в декабре 2008 г. Алексия II новым Патриархом Московским и всея Руси на Поместном соборе РПЦ был избран митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.
За такой короткий срок рукоположено огромное число священников. Если в других странах мы наблюдаем процесс, который очень настораживает, потому что случается, что в течение года там нет ни одного призвания к священству, то здесь, на Руси, мы видим конкурс на поступление в духовные семинарии. И это опять же трудами и заботами нашего Первоевятителя. Ещё недавно разорённые храмы преображаются, но скоро количество новых уже превысит количество восстановленных. Святейший Патриарх Алексий предпринял огромные труды, чтобы посетить все, даже самые удалённые епархии нашей Русской Православной Церкви. Во многих городах его встречали десятки тысяч людей, которые выходили на улицы, для того чтобы хотя бы одним глазком увидеть того, чьим благословением созидается это духовное возрождение. Несмотря на свой далеко не юный возраст, Патриарх трудился так, что молодым священникам он был всегда в укор, потому что он у нас в Москве совершал Божественную литургию чаще, чем любой клирик. 1. Какие изменения в повседневной жизни населения России /^с\\ произошли в 2000—2007 гг.? Какие из этих изменений вы счи- ( г ) таете наиболее важными? Ответ аргументируйте. 2. Какие до- \^/ стижения российского спорта в начале XXI в. вы считаете определяющими? Почему? Найдите в Интернете данные, отражающие взаимоотноше- /^Г\ ния государства и церкви в 1992—1999 гг. и 2000—2007 гг. f I 1 Что здесь общего и в чём различия? Данные сведите в таб- \^У лицу. § 59. Внешняя политика России Разработка новой внешнеполитической стратегии. В июне 2000 г. Президент В. В. Путин подписал Концепцию внешней политики Российской Федерации. Было отмечено, что главным принципом, которым Россия руководствуется в современных условиях на международной арене, является обеспечение надёжной безопасности страны, сохранение и укрепление её суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе. Руководство страны исходило из того, что Россия продолжает сохранять статус великой державы. В связи с этим ставилась задача обеспечить воздействие на общемировые процессы в целях формирования стабильного, справедливого и демократического миропорядка. Особое значение придавалось отношениям с ближайшими соседями. Ставились задачи формирования пояса добрососедства по периметру российских границ, содействия устранению имеющихся и предотвращению потенциальных оча- гов напряжённости и конфликтов в прилегающих к России регионах. Отмечалось значение всесторонней защиты прав и интересов российских граждан и соотечественников за рубежом, а также содействия позитивному восприятию Российской Федерации в мире, популяризации русского языка и культуры народов России. Усиление борьбы с терроризмом. В начале XXI в. первоочередной задачей для России была борьба с международным терроризмом. На территории России представители международных террористических центров действовали наиболее активно на Северном Кавказе. Территорию Чечни они превратили в плацдарм для развала Российской Федерации. Сюда поступала финансовая и военная помощь из-за рубежа, а в составе банд действовали наёмники из других стран. После терактов 11 сентября 2001 г. в США Россия присоединилась к западным странам в борьбе против международного терроризма. Воздушное пространство и железные дороги Российской Федерации были открыты для поставок военных грузов в Афганистан для антитеррористической коалиции. Россия согласилась с размещением американских военных баз в Средней Азии. Руководство России шло на это в интересах обеспечения безопасности своих южных рубежей. По признанию лидеров НАТО, без этих шагов российского руководства успех контртеррористической операции в Афганистане был бы невозможен. В течение короткого времени режим талибов в Афганистане был свергнут. Началась нормализация обстановки и на Северном Кавказе.
Однако США продолжили свои шаги по изменению стратегического баланса. Важнейшим в этом процессе стало расширение НАТО. В 2004 г. в эту организацию были приняты Болгария, Румыния, Словакия, Словения, Латвия, Литва и Эсто- ния. В 2009 г. в НАТО вошли Албания и Хорватия. Было объявлено о грядущем вступлении в НАТО Украины и Грузии. С началом вторжения США и их союзников в Ирак в 2003 г. Россия решительно выступила против этой агрессии, назвав поводы для нападения надуманными, что в дальнейшем подтвердили сами американцы. Вскоре США начали искать поводы для нападения на Иран. Для борьбы с «иранской угрозой» Дж. Буш объявил о развёртывании американской системы ПРО в Польше и Чехии, что создаёт прямую военную угрозу России. Все подобные шаги мало согласовывались с публичными заявлениями лидеров Запада о стремлении к партнёрству с Россией и в итоге вызвали ответные шаги с её стороны. В апреле 2007 г. Россия объявила о моратории на исполнение подписанного ранее Договора об ограничении вооружённых сил в Европе (ДОВСЕ). Отношения России со странами ближнего зарубежья. Политика России в отношении стран СНГ и Прибалтики определялась процессами, имевшими место в этих странах. Вступление в НАТО Латвии, Литвы и Эстонии, выдвижение ими территориальных и материальных претензий к России, переписывание общей истории, нарушение прав русскоязычного населения, глумление над памятью павших в годы Великой Отечественной войны не могли оставить равнодушными граждан и руководство России. Экономические, культурные связи между Россией и прибалтийскими странами значительно сократились. В ряде стран СНГ при прямой поддержке из-за рубежа произошли смены политического руководства. Осенью 2003 г. в результате «революции роз» в Грузии был свергнут режим Э. Шеварднадзе. Ему на смену пришёл президент М. Са-акашвили, поставивший в качестве главной задачи вступление Грузии в ЕС и НАТО. В 2004 г. была спровоцирована кампания непризнания итогов президентских выборов на Украине. При прямом участии США, Евросоюза и НАТО итоги выборов были, по сути, отменены. В результате вместо победившего с незначительным отрывом В. А. Янукови-ча, выступавшего за укрепление отношений с Россией, к власти был приведён В. А. Ющенко, стремившийся к вступлению Украины в НАТО. Эти события получили название «оранжевой революции». Попытки нового руководства Украины провести на её территории военные учения с участием войск НАТО вызывали массовые протесты населения. Правительство Украины отказывалось перейти на расчёты за российский газ по рыночным ценам, в результате чего неоднократно возникали перебои со снабжением европейских стран энергоносителями из России. Украинские власти, игнорируя интересы миллионов собственных граждан, усилен- но вытесняли русский язык из средств массовой информации, кинопроката, системы образования. Из года в год сворачивались культурные контакты с Россией. В 2005 г. в результате «революции тюльпанов» был свергнут президент Киргизии А. Акаев. Вскоре в Узбекистане была предпринята попытка свержения президента И. Каримова. Все эти события заставили руководство России уделить большее внимание отношениям со странами СНГ, расширить сотрудничество с ними.
Впервые за многие годы российское общество стало вновь ощущать общность, единство с соотечественниками за рубежом. Отношения России со странами ШОС. Руководство России предприняло усилия по развитию союзнических отношений с ближайшими соседями на Востоке. В 2001 г. была создана Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), в состав которой вошли Россия, Китай, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. Позже к ним присоединился Узбекистан. ШОС последовательно выступала за укрепление стратегической стабильности, поддержание международного правопорядка. Ежегодные встречи лидеров стран, совместные военные учения, крепнущее экономическое сотрудничество превратило ШОС в одну из динамично развивающихся международных организаций. В качестве наблюдателей в её работе стали участвовать Индия, Иран, Пакистан, Монголия. © Из Декларации пятилетия Шанхайской организации сотрудничества. 2006 г. Государства-члены будут передавать дружбу из поколения в поколение и не станут рассматривать друг друга в качестве соперников, будут всесторонне развивать отношения добрососедства, взаимоуважения и взаимовыгодного сотрудничества. Они будут оказывать друг другу поддержку в отстаивании принципиальных позиций в деле защиты суверенитета, безопасности и территориальной целостности и предпринимаемым в этих целях усилиям. Они не будут участвовать в союзах и объединениях, которые могут нанести ущерб суверенитету, без- опасности и территориальной целостности государств-членов. Они не позволят использовать их территорию для нанесения ущерба суверенитету, безопасности и территориальной целостности других государств-членов и будут пресекать на своих территориях деятельность организаций или группировок, наносящую ущерб интересам государств-членов. С учётом этого государства-члены приступят к согласованию вопроса о заключении в рамках ШОС многостороннего правового документа о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. Особенно устойчивыми и эффективными становились отношения между Россией и Китаем. В 2001 г. между ними был подписан Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. В нём было отмечено отсутствие территориальных претензий друг к другу и провозглашено стратегическое партнёрство. Позднее были урегулированы и пограничные вопросы между двумя странами. Значительно вырос товарооборот, объёмы научно-технического и гуманитарного сотрудничества. В России прошёл «Год Китая», а в Китае — «Год России», ещё более сблизившие народы двух стран. Отношения со странами Латинской Америки. Самыми динамично развивающимися странами мира в те годы были признаны Бразилия, Россия, Индия и Китай (БРИК). Это способствовало их сотрудничеству в условиях растущей мировой экономической интеграции. Если отношения с Китаем и Индией для России были давней традицией, то устанавливать контакты со странами Латинской Америки приходилось едва ли не с чистого листа. Регулярными стали встречи Президента России с лидерами Бразилии, Аргентины, Венесуэлы, Кубы, Перу, Боливии, Никарагуа. В 2008 г. состоялся первый официальный визит главы Российского государства в страны Латинской Америки. Впервые традиционные экономические и культурные связи были дополнены военно-политическим сотрудничеством. Осенью 2008 г. в Венесуэлу прибыл отряд военных кораблей ВМФ России, а также группа стратегических бомбардировщиков для проведения совместных военных учений. Был отменён визовый режим для россиян, выезжающих в Бразилию, Аргентину, Венесуэлу, подписаны контракты на разработку месторождений полезных ископаемых в Латинской Америке. Всё это создавало дополнительные возможности для реализации идеи многополярного мира. Укрепление позиций России на международной арене. Открытое провозглашение национальных интересов руководством России, твёрдое отстаивание самостоятельности внешнеполитического курса не могли не вызвать укрепления авторитета нашей страны в мире. Международный размах приняло празднование в 2003 г. 300-летия Санкт-Петербурга, на которое съехались высшие руководители многих стран мира. В праздновании 60-летия Победы в Великой Отечественной войне 9 мая 2005 г. в Москве приняли участие лидеры ведущих мировых держав. В июле 2006 г. Россия в качестве страны-председателя принимала в Петербурге лидеров «Большой восьмёрки». В 2007 г. Международный олимпийский комитет принял решение о проведении Олимпийских игр 2014 г. в Сочи. Итоги внешней политики России в 2000—2007 гг. Главным итогом внешней политики России в 2000—2007 гг. стала разработка и реализация концепции внешней политики, исходящей из национальных интересов страны на современном этапе. Усилиями силовых структур, всего общества России удалось внести важный вклад в борьбу с международным терроризмом, предотвратить угрозу территориальной целостности страны. В отношениях с США Россия последовательно отстаивала свои национальные интересы, выступала против диктата в международных отношениях. Попытки западных партнёров изолировать Россию от ближайших соседей посредством «оранжевых» и иных «революций» привели к большей координации действий между странами СНГ. Участие России в ШОС и других международных организациях, развитие её отношений со странами Европы, Азии, Африки, Латинской Америки во многом способствовало становлению многополярной модели современного мира. Всё это вело к укреплению международного авторитета и роли России в мировых делах. © 1. Каково было геополитическое положение России к концу 1990-х гг.? Почему в этот период произошло ухудшение геополитического положения нашей страны? 2. Какие направления внешней политики России в 2000—2007 гг. являлись ключевыми? Чем это можно объяснить? © Найдите в Интернете данные, иллюстрирующие эффективность российской внешней политики в 2000—2007 гг. Составьте таблицу. § 60. Россия на путях к инновационному развитию Президент Д. А. Медведев и его программа. Третьим Президентом России 2 марта 2008 г. был избран Дмитрий Анатольевич Медведев. Он родился 14 сентября 1965 г. в Ленинграде. Окончил юридический факультет, затем аспи-
рантуру Ленинградского государственного университета. Работал преподавателем в университете, был советником председателя городского совета. В 1999 г. стал заместителем руководителя аппарата правительства Российской Федерации, а затем заместителем руководителя администрации Президента. Одновременно он возглавлял Совет директоров «Газпрома». В октябре 2003 г. Д. А. Медведев д. А. Медведев был назначен руководителем администрации Президента России, а в ноябре 2005 г. — первым заместителем председателя правительства. В этом качестве он курировал реализацию национальных проектов. Главную идею своей предвыборной программы Д. А. Медведев сформулировал так: «В основе нашей политики должен лежать принцип, который считаю важнейшим в деятельности любого современного государства, стремящегося к достижению высоких стандартов жизни. Это принцип «свобода лучше, чем несвобода». Эти слова — квинтэссенция человеческого опыта. Речь идёт о свободе во всех её проявлениях: о личной свободе, об экономической свободе, наконец, о свободе самовыражения». © << предыдущая страница следующая страница >> |
ещё >> |