1894—1917 гг. ► Правление Николая II 1904—1905 гг. ► Русско-японская война - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Русско-Японская война (1904-1905) Начало войны. Общий ход боевых... 1 146.83kb.
Приложение №3. Русско – японская война 1904 – 1905 гг 1 12.17kb.
Юные герои русско-японской войны 1 252.31kb.
Тестовая работа по теме 1 309.79kb.
Апушкин В. А. Русско-Японская война 1904-1905 г. М., 1910. В современном... 1 20.92kb.
Пажи и кадеты в войнах россии начала XX века 1 248.59kb.
Русско-японская война 1904 1905 гг 1 25.52kb.
Внешняя политика России. Русско-японская война Хронология 1 20.29kb.
Русско-японская война 1 104.21kb.
Русско-японская война 1904-1905 1 78.86kb.
Кризис империи: русско-японская война и революция 1905-07 гг 1 66.01kb.
Сборник документов и материалов по истории России конца XIX начала... 21 5247.34kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

1894—1917 гг. ► Правление Николая II 1904—1905 гг. ► Русско-японская война - страница №27/28

§ 58. Повседневная и духовная жизнь общества

Развитие элементов гражданского общества. Вступив в должность, Президент В. В. Путин объявил одной из прио­ритетных задач развитие гражданского общества. Важней­шим условием этого он называл формирование среднего класса и налаживание диалога власти с неправительствен­ными организациями. По инициативе руководства страны в 2001 г. состоялись региональные форумы с участием мест­ных властей и представителей негосударственных организа­ций. На них был обозначен круг проблем, которые больше всего волновали общественность. В ноябре 2001 г. в Москве состоялся Гражданский форум, на котором были представ­лены как верховная власть, так и члены почти 4 тыс. не­коммерческих организаций страны. В. В. Путин в своём выступлении на форуме высоко оценил роль общественных организаций в проводимых реформах и отметил, что «голос граждан должен быть одним из решающих».

©

Из обращения группы представителей гражданских союзов и объединений. 12 июня 2001 г.

...Сегодня союзы и объединения граждан России — серьёзная сила. Благотворительные фонды, научные, культурные и этнические сообщества, экологи и право­защитники, кадровые школы и ассоциации предпри­нимателей, женские и молодёжные организации, профсоюзы — миллионы свободных граждан самостоя­тельно, без расчёта на власти решают множество проб­лем, которые ставит жизнь.

...Основа гражданственности — это утверждение нрав­ственных ценностей, возрождение национальной идеи, выдвигающейся «снизу», из повседневной жизни са­мих граждан.

В 2004 г. с целью придания большего авторитета неправи­тельственным организациям, усиления их государственной поддержки была образована Общественная палата Российской Федерации и общественные палаты в субъектах Федерации. В их состав вошли наиболее авторитетные представители обще­ственности. Был создан Совет по содействию развитию инсти­тутов гражданского общества и правам человека. Были приня­ты шаги по поддержке молодёжных организаций.

В то же время многие неправительственные организации, имевшие финансовую поддержку от частных корпораций и из-за рубежа, вместо диалога с властями, совместной работы по выявлению и удовлетворению нужд людей предпочитали лишь критиковать власть, а зачастую отстаивали корпора­тивные интересы тех или иных компаний и зарубежных ор­ганизаций. В 2007 г. были введены ограничения на финан­сирование из-за рубежа деятельности неправительственных организаций, после чего многие из них прекратили сущест­вование или заметно снизили свою активность.

Однако основная часть институтов гражданского общест­ва принимала активное участие в обсуждении и решении проблем реформирования экономики, здравоохранения, об­разования, армии и других направлений жизни страны.

Власть и СМИ. Важным инструментом формирования об­щественного мнения, гражданского общества в России оста­вались средства массовой информации. К концу 1990-х гг. сложилась обширная система СМИ: сотни газет и журналов, десятки радио- и телекомпаний, вещавших на языках боль­шинства народов страны.

Однако со второй половины 1990-х гг. контроль за веду­щими печатными и электронными СМИ находился в руках олигархических групп и частных лиц, активно использовав­ших этот рычаг в отстаивании собственных интересов.

Усиление роли государства в различных сферах жизни общества не могло не затронуть и СМИ. Государство вос­пользовалось контрольным пакетом акций Общественного российского телевидения для смены руководства первого те­левизионного канала. Не сумев своевременно вернуть взя­тые кредиты, обанкротился и обрёл новых хозяев телеканал НТВ.

Развитие образования, науки, культуры. С 2000 г. нача­лась реформа образования, призванная заменить образова­тельную систему, соответствующую индустриальному обще­ству, на новую систему, характерную для общества инфор­мационного. Было восстановлено обязательное полное среднее образование. Завершилась компьютеризация школ и подключение их к Интернету. Ввели Единый государ­ственный экзамен, призванный обеспечить равные возмож­ности зачисления в вузы для всех жителей России. Начался переход системы высшего образования в России на Болон-скую систему с целью создать для молодых россиян равные возможности с их европейскими сверстниками в получении современного высшего образования.

Значительно увеличили размер государственных премий за достижения в сфере науки и культуры. Были введены специальные государственные премии и премии Президента РФ для молодых учёных. Специальные квоты были предус-

мотрены при избрании молодых научных работников в со­став Российской академии наук.

Расходы в государственном бюджете на нужды образова­ния и науки в 2001 г. превысили расходы на оборону.

Среди достижений российской науки следует отметить создание в июле 2001 г. третьего в мире (после США и Япо­нии) суперкомпьютера, выполняющего 1 трлн операций в секунду. Перспективными являются разработки новейших информационных технологий и средств коммуникаций. Важнейшим направлением в научных исследованиях стано­вились нанотехнологии, которые позволяют получать новые объекты и материалы на основе изменений материи на мо­лекулярном уровне.

Достижения российского спорта. В 2000—2008 гг. ста­ла возрождаться материально-техническая база массового спорта. Построили спортивные объекты мирового класса по конькобежному (Коломна), лыжному спорту (Москва). Много было сделано для популяризации спортивных традиций, истории спорта. Телевизионная программа ♦ Ледниковый период» возродила интерес к фигурному катанию.

Приглашение для работы со сборной России по футболу известного тренера Г. Хиддинка позволило создать совре­менную команду, успешно выступившую на чемпионате Ев­ропы по футболу в 2008 г.

Выдающимися достижениями были отмечены выступле­ния российской сборной на Олимпийских играх. В 2000 г. на Олимпиаде в Сиднее российская сборная завоевала вто­рое место в командном зачёте. Мастера синхронного плава­ния Ольга Брусникина и Мария Киселёва стали двукратны­ми олимпийскими чемпионами, а гимнаст Алексей Немов получил 6 медалей. Две медали завоевала Ирина Привалова в спринтерском беге.

На Олимпиаде в Афинах в 2004 г. 19-летний велосипе­дист Михаил Игнатьев получил первую в истории россий­ского спорта золотую медаль на треке. Дуэт Анастасия Ер­макова—Анастасия Давыдова завоевал золотые медали в синхронном плавании.

На зимней Олимпиаде в Турине в 2006 г. Светлана Журо-ва стала чемпионкой в беге на коньках на 500 м, а россий­ские фигуристы заняли почти весь звёздный пьедестал: Татьяна Тотьмянина и Максим Маринин стали чемпионами в парном катании, Татьяна Навка и Роман Костомаров — в танцах на льду, а Евгений Плющенко — в одиночном ката­нии среди мужчин.

Чемпионы Олимпиады в Пекине 2008 г. Елена Исинбаева (прыжки с шестом) и Андрей Сильное (прыжки в высоту) были названы лучшими легкоатлетами года.



Власть и церковь. Отношения власти и церкви в начале XXI в. переживали подлинный расцвет. Регулярными стали Рождественские чтения, в ходе которых на самом высоком государственном уровне обсуждались формы участия церк­ви в возрождении духовности и нравственности россиян. Представители РПЦ и других конфессий активно участвова­ли в работе Общественной палаты РФ и других обществен­но-государственных структур.

В 2000 г. завершилось восстановление храма Христа Спа­сителя в Москве, уничтоженного в 1931 г. Он стал главным православным храмом страны.

По всей России шло возрождение церквей, монастырей, приходов. За 18 лет служения Патриарха Московского и всея Руси Алексия II число монастырей выросло с 35 до 769, а действующих церквей — с 7,5 до 30 тыс. Такого масшта­ба церковного строительства не знала ни одна страна мира за всю историю христианства. Наряду с церквями возводи­лись мечети, синагоги, буддистские дацаны. Мечети в Каза­ни и Грозном стали самыми крупными на территории Рос­сии. Несколько миллионов верующих разных конфессий со­вершили паломничества к святым местам.

Крупнейшим событием в жизни Русской православной церкви стало её воссоединение с Русской зарубежной пра­вославной церковью, состоявшееся в мае 2007 г., когда пат­риарх РПЦ Алексий и митрополит РЗПЦ Лавр подписали Акт о каноническом единстве.

Усилиями государственной власти церкви была возвра­щена часть имущества, включая утраченные в советское время здания Русской духовной миссии в Иерусалиме, рус­ское подворье в итальянском городе Бари.

Представители разных конфессий принимали активное участие в духовном возрождении российского общества. Церковные школы, духовные семинарии, православные гимназии были приравнены к государственным и обучали десятки тысяч детей. Священнослужители впервые после революции 1917 г. вернулись в армейские подразделения для работы среди военнослужащих.

После смерти в декабре 2008 г. Алексия II новым Патри­архом Московским и всея Руси на Поместном соборе РПЦ был избран митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.

Из выступления протоиерея Димитрия Смирнова

перед отпеванием патриарха Алексия П. /^\ 9 декабря 2008 г. Г л )

За такой короткий срок рукоположено огромное число священников. Если в других странах мы наблюдаем



процесс, который очень настораживает, потому что случается, что в течение года там нет ни одного приз­вания к священству, то здесь, на Руси, мы видим кон­курс на поступление в духовные семинарии. И это опять же трудами и заботами нашего Первоевятителя. Ещё недавно разорённые храмы преображаются, но скоро количество новых уже превысит количество вос­становленных. Святейший Патриарх Алексий пред­принял огромные труды, чтобы посетить все, даже са­мые удалённые епархии нашей Русской Православной Церкви. Во многих городах его встречали десятки ты­сяч людей, которые выходили на улицы, для того что­бы хотя бы одним глазком увидеть того, чьим благо­словением созидается это духовное возрождение. Не­смотря на свой далеко не юный возраст, Патриарх тру­дился так, что молодым священникам он был всегда в укор, потому что он у нас в Москве совершал Божест­венную литургию чаще, чем любой клирик.

1. Какие изменения в повседневной жизни населения России /^с\\ произошли в 2000—2007 гг.? Какие из этих изменений вы счи- ( г ) таете наиболее важными? Ответ аргументируйте. 2. Какие до- \^/ стижения российского спорта в начале XXI в. вы считаете оп­ределяющими? Почему?

Найдите в Интернете данные, отражающие взаимоотноше- /^Г\

ния государства и церкви в 1992—1999 гг. и 2000—2007 гг. f I 1

Что здесь общего и в чём различия? Данные сведите в таб- \^У
лицу.


§ 59. Внешняя политика России

Разработка новой внешнеполитической стратегии. В июне 2000 г. Президент В. В. Путин подписал Концепцию внеш­ней политики Российской Федерации. Было отмечено, что главным принципом, которым Россия руководствуется в современных условиях на международной арене, является обеспечение надёжной безопасности страны, сохранение и укрепление её суверенитета и территориальной целостнос­ти, прочных и авторитетных позиций в мировом сообщест­ве. Руководство страны исходило из того, что Россия про­должает сохранять статус великой державы. В связи с этим ставилась задача обеспечить воздействие на общемировые процессы в целях формирования стабильного, справедливо­го и демократического миропорядка.

Особое значение придавалось отношениям с ближайшими соседями. Ставились задачи формирования пояса добросо­седства по периметру российских границ, содействия устра­нению имеющихся и предотвращению потенциальных оча-

гов напряжённости и конфликтов в прилегающих к России регионах.

Отмечалось значение всесторонней защиты прав и инте­ресов российских граждан и соотечественников за рубежом, а также содействия позитивному восприятию Российской Федерации в мире, популяризации русского языка и куль­туры народов России.



Усиление борьбы с терроризмом. В начале XXI в. перво­очередной задачей для России была борьба с международ­ным терроризмом. На территории России представители международных террористических центров действовали наиболее активно на Северном Кавказе. Территорию Чечни они превратили в плацдарм для развала Российской Федера­ции. Сюда поступала финансовая и военная помощь из-за рубежа, а в составе банд действовали наёмники из других стран.

После терактов 11 сентября 2001 г. в США Россия присо­единилась к западным странам в борьбе против международ­ного терроризма. Воздушное пространство и железные дороги Российской Федерации были открыты для поставок военных грузов в Афганистан для антитеррористической коалиции. Россия согласилась с размещением американских военных баз в Средней Азии. Руководство России шло на это в интересах обеспечения безопасности своих южных рубежей.

По признанию лидеров НАТО, без этих шагов российско­го руководства успех контртеррористической операции в Афганистане был бы невозможен. В течение короткого вре­мени режим талибов в Афганистане был свергнут. Началась нормализация обстановки и на Северном Кавказе.

Российско-американские отношения. Отношения с США оставались важнейшим направлением внешней политики России. Исходя из идеи однополярного мира, где сохрани­лась лишь одна сверхдержава в лице США, администрация президента Дж. Буша-младшего взяла курс на изменение баланса сил на мировой арене в свою пользу. Было объявле­но о выходе США из договора 1972 г. по противоракетной обороне (ПРО), о создании национальной системы ПРО. Это разрушало систему стратегической стабильности, которая существовала в течение 30 лет. Лишь под давлением со сто­роны российского руководства США пошли на сокращение и ограничение стратегических наступательных вооружений, заключив с Россией в 2002 г. Договор о сокращении страте­гических наступательных потенциалов. Он предусматривал доведение числа ядерных боеголовок к 2012 г. до 1700—2200.

Однако США продолжили свои шаги по изменению страте­гического баланса. Важнейшим в этом процессе стало расши­рение НАТО. В 2004 г. в эту организацию были приняты Бол­гария, Румыния, Словакия, Словения, Латвия, Литва и Эсто-

ния. В 2009 г. в НАТО вошли Албания и Хорватия. Было объ­явлено о грядущем вступлении в НАТО Украины и Грузии.

С началом вторжения США и их союзников в Ирак в 2003 г. Россия решительно выступила против этой агрес­сии, назвав поводы для нападения надуманными, что в дальнейшем подтвердили сами американцы.

Вскоре США начали искать поводы для нападения на Иран. Для борьбы с «иранской угрозой» Дж. Буш объявил о развёртывании американской системы ПРО в Польше и Че­хии, что создаёт прямую военную угрозу России.

Все подобные шаги мало согласовывались с публичными заявлениями лидеров Запада о стремлении к партнёрству с Россией и в итоге вызвали ответные шаги с её стороны. В апреле 2007 г. Россия объявила о моратории на исполнение подписанного ранее Договора об ограничении вооружённых сил в Европе (ДОВСЕ).



Отношения России со странами ближнего зарубежья. По­литика России в отношении стран СНГ и Прибалтики опре­делялась процессами, имевшими место в этих странах.

Вступление в НАТО Латвии, Литвы и Эстонии, выдвиже­ние ими территориальных и материальных претензий к Рос­сии, переписывание общей истории, нарушение прав рус­скоязычного населения, глумление над памятью павших в годы Великой Отечественной войны не могли оставить рав­нодушными граждан и руководство России. Экономические, культурные связи между Россией и прибалтийскими стра­нами значительно сократились.

В ряде стран СНГ при прямой поддержке из-за рубежа про­изошли смены политического руководства. Осенью 2003 г. в результате «революции роз» в Грузии был свергнут режим Э. Шеварднадзе. Ему на смену пришёл президент М. Са-акашвили, поставивший в качестве главной задачи вступле­ние Грузии в ЕС и НАТО. В 2004 г. была спровоцирована кампания непризнания итогов президентских выборов на Украине. При прямом участии США, Евросоюза и НАТО итоги выборов были, по сути, отменены. В результате вмес­то победившего с незначительным отрывом В. А. Янукови-ча, выступавшего за укрепление отношений с Россией, к власти был приведён В. А. Ющенко, стремившийся к вступ­лению Украины в НАТО. Эти события получили название «оранжевой революции». Попытки нового руководства Ук­раины провести на её территории военные учения с участи­ем войск НАТО вызывали массовые протесты населения. Правительство Украины отказывалось перейти на расчёты за российский газ по рыночным ценам, в результате чего не­однократно возникали перебои со снабжением европейских стран энергоносителями из России. Украинские власти, иг­норируя интересы миллионов собственных граждан, усилен-

но вытесняли русский язык из средств массовой информа­ции, кинопроката, системы образования. Из года в год сво­рачивались культурные контакты с Россией.

В 2005 г. в результате «революции тюльпанов» был свергнут президент Киргизии А. Акаев. Вскоре в Узбекиста­не была предпринята попытка свержения президента И. Ка­римова. Все эти события заставили руководство России уде­лить большее внимание отношениям со странами СНГ, рас­ширить сотрудничество с ними.

Россия и русская диаспора за рубежом. В начале XXI в. значительно возросли контакты России с российской диас­порой в других странах. Всего к этому времени за предела­ми нашей страны проживало около 30 млн россиян. Был взят курс на поддержку возвращения соотечественников на Родину. Специальная программа на 2007—2012 гг. преду­сматривала материальную помощь желающим переехать в Россию, выделение ипотечных кредитов, упрощённое полу­чение российского гражданства.

Впервые за многие годы российское общество стало вновь ощущать общность, единство с соотечественниками за рубе­жом.



Отношения России со странами ШОС. Руководство Рос­сии предприняло усилия по развитию союзнических отно­шений с ближайшими соседями на Востоке. В 2001 г. была создана Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), в состав которой вошли Россия, Китай, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. Позже к ним присоединился Узбекистан. ШОС последовательно выступала за укрепление стратеги­ческой стабильности, поддержание международного право­порядка. Ежегодные встречи лидеров стран, совместные во­енные учения, крепнущее экономическое сотрудничество превратило ШОС в одну из динамично развивающихся меж­дународных организаций. В качестве наблюдателей в её ра­боте стали участвовать Индия, Иран, Пакистан, Монголия.

©

Из Декларации пятилетия Шанхайской организа­ции сотрудничества. 2006 г.

Государства-члены будут передавать дружбу из поколе­ния в поколение и не станут рассматривать друг друга в качестве соперников, будут всесторонне развивать отно­шения добрососедства, взаимоуважения и взаимовыгод­ного сотрудничества. Они будут оказывать друг другу поддержку в отстаивании принципиальных позиций в деле защиты суверенитета, безопасности и территори­альной целостности и предпринимаемым в этих целях усилиям. Они не будут участвовать в союзах и объедине­ниях, которые могут нанести ущерб суверенитету, без-

опасности и территориальной целостности государств-членов. Они не позволят использовать их территорию для нанесения ущерба суверенитету, безопасности и тер­риториальной целостности других государств-членов и будут пресекать на своих территориях деятельность ор­ганизаций или группировок, наносящую ущерб интере­сам государств-членов. С учётом этого государства-члены приступят к согласованию вопроса о заключении в рам­ках ШОС многостороннего правового документа о дол­госрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве.

Особенно устойчивыми и эффективными становились от­ношения между Россией и Китаем. В 2001 г. между ними был подписан Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудни­честве. В нём было отмечено отсутствие территориальных претензий друг к другу и провозглашено стратегическое партнёрство. Позднее были урегулированы и пограничные вопросы между двумя странами. Значительно вырос товаро­оборот, объёмы научно-технического и гуманитарного со­трудничества. В России прошёл «Год Китая», а в Китае — «Год России», ещё более сблизившие народы двух стран.



Отношения со странами Латинской Америки. Самыми динамично развивающимися странами мира в те годы были признаны Бразилия, Россия, Индия и Китай (БРИК). Это способствовало их сотрудничеству в условиях растущей ми­ровой экономической интеграции. Если отношения с Кита­ем и Индией для России были давней традицией, то уста­навливать контакты со странами Латинской Америки при­ходилось едва ли не с чистого листа. Регулярными стали встречи Президента России с лидерами Бразилии, Аргенти­ны, Венесуэлы, Кубы, Перу, Боливии, Никарагуа. В 2008 г. состоялся первый официальный визит главы Российского государства в страны Латинской Америки. Впервые тради­ционные экономические и культурные связи были дополне­ны военно-политическим сотрудничеством. Осенью 2008 г. в Венесуэлу прибыл отряд военных кораблей ВМФ России, а также группа стратегических бомбардировщиков для прове­дения совместных военных учений. Был отменён визовый режим для россиян, выезжающих в Бразилию, Аргентину, Венесуэлу, подписаны контракты на разработку месторож­дений полезных ископаемых в Латинской Америке.

Всё это создавало дополнительные возможности для реа­лизации идеи многополярного мира.



Укрепление позиций России на международной арене. Открытое провозглашение национальных интересов руко­водством России, твёрдое отстаивание самостоятельности внешнеполитического курса не могли не вызвать укрепле­ния авторитета нашей страны в мире.

Международный размах приняло празднование в 2003 г. 300-летия Санкт-Петербурга, на которое съехались высшие руководители многих стран мира. В праздновании 60-летия Победы в Великой Отечественной войне 9 мая 2005 г. в Москве приняли участие лидеры ведущих мировых держав.

В июле 2006 г. Россия в качестве страны-председателя принимала в Петербурге лидеров «Большой восьмёрки».

В 2007 г. Международный олимпийский комитет принял решение о проведении Олимпийских игр 2014 г. в Сочи.



Итоги внешней политики России в 2000—2007 гг. Глав­ным итогом внешней политики России в 2000—2007 гг. ста­ла разработка и реализация концепции внешней политики, исходящей из национальных интересов страны на современ­ном этапе.

Усилиями силовых структур, всего общества России уда­лось внести важный вклад в борьбу с международным тер­роризмом, предотвратить угрозу территориальной целост­ности страны.

В отношениях с США Россия последовательно отстаивала свои национальные интересы, выступала против диктата в международных отношениях.

Попытки западных партнёров изолировать Россию от ближайших соседей посредством «оранжевых» и иных «ре­волюций» привели к большей координации действий между странами СНГ.

Участие России в ШОС и других международных органи­зациях, развитие её отношений со странами Европы, Азии, Африки, Латинской Америки во многом способствовало ста­новлению многополярной модели современного мира.

Всё это вело к укреплению международного авторитета и роли России в мировых делах.



©

1. Каково было геополитическое положение России к концу 1990-х гг.? Почему в этот период произошло ухудшение геопо­литического положения нашей страны? 2. Какие направления внешней политики России в 2000—2007 гг. являлись ключевы­ми? Чем это можно объяснить?

©

Найдите в Интернете данные, иллюстрирующие эффектив­ность российской внешней политики в 2000—2007 гг. Составь­те таблицу.

§ 60. Россия на путях к инновационному

развитию

Президент Д. А. Медведев и его программа. Третьим Президентом России 2 марта 2008 г. был избран Дмитрий Анатольевич Медведев. Он родился 14 сентября 1965 г. в Ленинграде. Окончил юридический факультет, затем аспи-



рантуру Ленинградского государ­ственного университета. Работал пре­подавателем в университете, был со­ветником председателя городского со­вета. В 1999 г. стал заместителем руководителя аппарата правительства Российской Федерации, а затем замес­тителем руководителя администрации Президента. Одновременно он воз­главлял Совет директоров «Газпро­ма». В октябре 2003 г. Д. А. Медведев д. А. Медведев был назначен руководителем админи­страции Президента России, а в ноябре 2005 г. — первым за­местителем председателя правительства. В этом качестве он курировал реализацию национальных проектов.

Главную идею своей предвыборной программы Д. А. Мед­ведев сформулировал так: «В основе нашей политики дол­жен лежать принцип, который считаю важнейшим в дея­тельности любого современного государства, стремящегося к достижению высоких стандартов жизни. Это принцип «свобода лучше, чем несвобода». Эти слова — квинтэссен­ция человеческого опыта. Речь идёт о свободе во всех её про­явлениях: о личной свободе, об экономической свободе, на­конец, о свободе самовыражения».



©

<< предыдущая страница   следующая страница >>



За закон народ должен биться, как за городскую стену. Гераклит
ещё >>