12 апреля – международный день космонавтики - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
12 апреля Всемирный день авиации и космонавтики 1 44.99kb.
22 апреля Международный день Земли 22 апреля 1 29.72kb.
Профессиональный праздник: День космонавтики 1 18.7kb.
12 апреля Всемирный день авиации и космонавтики 1 50.97kb.
2 апреля Международный день детской книги 1 16.35kb.
Тематическая линейка «12 апреля – день космонавтики» 1 78.01kb.
Сочинение 12 апреля День космонавтики. В космической ракете с названием... 1 42.13kb.
День космонавтики Россия 12 апреля отмечает День космонавтики в этот... 1 114.4kb.
Мероприятие, посвященное Дню Космонавтики. 1 87.62kb.
«День космонавтики» 1 115.28kb.
Классный час ко дню космонавтики 1 61.54kb.
Подготовил ученик 7Б класса Ельченков Роман Руководитель Фаяз Суюнович 1 33.15kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

12 апреля – международный день космонавтики - страница №1/1

12 апреля – международный день космонавтики

(Сл. 1) 12 апреля наша страна, а теперь и весь мир, отмечает День космонавтики. Это всенародный праздник. Для нас кажется привычным, что стартуют с Земли космические корабли. В высоких небесных далях происходят стыковки космических аппаратов. Месяцами в космических станциях живут и трудятся космонавты, уходят к другим планетам автоматические станции. Вы можете сказать «что тут особенного»? Но ведь совсем недавно о космических полетах говорили как о фантастике.


Быть может, уже много тысяч лет назад, глядя на ночное небо, человек грезил о полете к звездам. Мириады мерцающих ночных светил заставляли его уноситься мыслью в безбрежные дали Вселенной, будили воображение, заставляли задумываться над тайнами мироздания. Шли века, человек приобретал все огромную власть над природой, но мечта о полете к звездам оставалась все таковой же несбыточной, как тысячи лет назад. Легенды всех народов полны рассказов о полете к Луне, Солнцу и звездам. Средства для таковых полетов, предлагавшиеся народной фантазией, были просты: колесница, влекомая орлами, крылья, прикрепленные к рукам человека.
(Сл. 2) В 17 веке французский писатель Сирано де Бержерака написал рассказ о полете на Луну. Герои этого рассказа добрался до Луны в стальной полоске, над которой он все время подбрасывал мощный магнит. Притягиваясь к нему, полоса все выше поднималась над Землей, пока не достигла Луны. "Из пушки на Луну" направились герои Жюля Верна. Узнаваемый английский писатель Герберт Уэльс обрисовал путешествие на Луну в снаряде, корпус которого был сделан из материала, не подверженного силе тяготения.
Предлагались различные средства для воплощения космического полета. Писатели фантасты упоминали и ракеты. Но эти ракеты были технически необоснованной мечтой. (Сл. 3) Великая честь открыть людям дорогу к иным мирам выпала на долю нашего соотечественника К. Э. Циолковского. Реактивным принципом движения он начал интересоваться совсем рано. Уже в 1883 г. Он дал описание корабля с реактивным двигателем. (Сл. 4) Идеи Циолковского получили всеобщее признание ещё в 1920-е годы. И блестящий продолжатель его дела С. П. Королёв за месяц до запуска первого искусственного спутника Земли говорил, что идеи и труды Константина Эдуардовича будут всё больше и больше завлекать к себе внимание по мере развития ракетной техники, в чём оказался полностью прав! (Сл. 5)
Еще в 1911 году Циолковский произнес свои вещие слов: "Человечество не остается вечно на Земле, но, в погоне за светом и пространством, поначалу неуверенно проникнет за пределы атмосферы, а потом завоюет себе все около земное пространство.
Еще в 1929г. В составе Газодинамической лаборатории (ГДЛ) (финансировавшейся государством) было образовано подразделение Глушко по разработке электрических и жидкостных ракет. Правительство поддерживало ракетчиков отнюдь не из желания приблизить выход человечества в мировое пространство, а из "оборонных " суждений - уже тогда было ясно, что ракета это грозное орудие, а остальные страны, в особенности Германия, вели активные исследования в этом направлении. Вызывала энтузиазм военных и возможность внедрения ракетных ускорителей на боевых самолетах, от которых недалеко было и до реактивной авиации.
В РНИИ были построены под управлением Ю. А. Победоносцева ракетные установки залпового огня - "катюши".
Первая попытка поставить вопрос о разработке ИСЗ была сделана в декабре 1953 г.

научно-исследовательских работ, которые обязаны заложить базу для практического воплощения задачки сотворения искусственных спутников Земли и в дальнейшем решения трудности межпланетных сообщений. Разработка простого спутника - это лишь первый этап. Второй этап - создание спутника, обеспечивающего полет одного - двух человек по орбите. Для этого варианта требовалась разработка третьей ступени для ракеты Р-7. числилось, что для скопления опыта по системе приземления следует предварительно выполнить полеты человека по баллистическим траекториям с внедрением ракет РЧ и Р-2.


Третий этап работ создание спутника-станции для долгого пребывания людей на орбите. При осуществлении этого проекта предлагалось собирать спутник-станцию из отдельных частей, доставляемых попеременно на орбиту.

(Сл. 6) Ракета с первым ИСЗ стартовала 4 октября 1957 г. В 22 ч. 28 Мин. По столичному времени. Ракета-носитель (2-я ступень - блок "А", - Ред.) Сделала 882 оборота и прекратила существование 2 декабря 1957 г., Спутник - 1440 оборота и прекратил существование 4 января 1958 г. (Сл. 7) В честь этого события на космодроме Байконур был установлен обелиск.

Вслед за первым спутником 3 ноября был отправлен второй (трехступенчатым вариантом ракеты), массой 508кг., Запущенный к тому же на достаточно высшую орбиту. На этом спутнике находился первый "космонавт" - собака Лайка. Исследовалась жизнедеятельность животного в космических условиях. Третий спутник имел массу 1327 кг., и был предназначен для исследования космического пространства и геофизических исследований. На спутнике в первый раз были установлены солнечные батареи.
Чтобы в космической гонке опередить американцев, нужно было в маленький срок (от первого спутника до первого космонавта прошло меньше четырех лет) выстроить аппарат, в котором человек мог несколько суток находится в космосе, а потом благополучно вернутся на землю. При таковых условиях ценность отдавался скорости разработки и надежности, а не совершенству технических решений. Корабль "Восток " был устроен сравнимо просто, но надежно (вспомним, не один пилотируемый "Восток" не потерпел аварии).
Корабль представлял собой шар, покрытый толстым слоем термоизоляции (с огромным запасом), к которому при помощи двух металлических лент крепился приборный отсек с тормозным двигателем. В шаре находился космонавт и системы жизнеобеспечения. Форма шара была выбрана потому, что его поведение при входе в атмосферу было отлично исследовано, а на аэродинамические исследования остальных форм не было времени.

(Сл. 8) Первые корабли данной серии были беспилотными. На них отрабатывался сход с орбиты, а также изучалось поведение подопытных собак. На одном из этих кораблей благополучно слетали Белка и Стрелка. Два остальных "собачьих " экипажа, вследствие неисправностей систем посадки, на землю вернуть не удалось. Корабли следующей серии предназначались уже для человека, но, во-первых, двух полетах их пассажирами был манекен и подопытные собаки.


(Сл. 9) В Советском Союзе только 5 января 1959г. было принято решение об отборе людей и подготовке их для полета в космос. Спорным был вопрос кого готовить для полета. Врачи доказывали, что только они, инженеры считали, что в космос должен лететь человек из их среды. Но выбор пал на летчиков-истребителей, потому, что они действительно из всех профессий ближе к космосу: летают на больших высотах в специальных костюмах, переносят перегрузки, имеют прыгать с парашютом, держать связь с командными пунктами. Находчивы, дисциплинированы, хорошо знают реактивные самолеты. Из 3000 летчиков-истребителей выбрали 20 человек.

Каким требованиям должен отвечать космонавт? Была создана специальная медицинская комиссия, преимущественно из военных врачей. Требования к космонавтам такие: во-первых, отменное здоровье с двойным–тройным запасом прочности; во-вторых, искреннее желание заняться новым и опасным делом, способность развивать в себе начала творческой исследовательской деятельности; в-третьих, отвечать требованиям по отдельным параметрам: возраст 25–30 лет, рост 165–170 см, масса 70–72 кг и не больше! Отсеивали безжалостно. Малейшее нарушение в организме, отстраняли сразу.

(Сл. 10) Ежедневно занимались физической подготовкой и закаливанием, проводили учебно-тренировочные полеты на самолетах, следили за состоянием организма, испытывали в барокамерах, термокамерах и сурдокамерах, вращались на центрифуге, проводили кратковременные полеты в невесомости. Кроме того, большое внимание уделялось теоретическим занятиям по астрономии, небесной механике, ракетной технике, конструкции и устройству космического корабля и его различных систем. А также велась парашютная подготовка.
(Сл. 11) 12 апреля 1961г. На третьем в серии корабле "Восток" Ю. А. Гагарин сделал первый космический полет и благополучно возвратился на Землю

Ветераны Байконура утверждают, что в ночь на 12 апреля на космодроме никто не спал, кроме космонавтов. В 3 часа ночи 12 апреля начались заключительные проверки всех систем корабля “Восток”. Ракета освещалась мощными прожекторами. В 5.30 утра, Евгений Анатольевич Карпов поднял космонавтов. Вид у них – бодрый. Приступили к физзарядке, потом завтрак и медицинский осмотр. В 6.00 заседание Государственной Комиссии, подтверждено решение: первым в космос летит Ю.А. Гагарин. Подписывают ему полетное задание. Стоял солнечный, теплый день, вокруг в степи цвели тюльпаны. Ракета ослепительно ярко сверкала на солнце. На прощание отводилось 2-3 минуты, а прошло десять. Гагарина посадили в корабль за 2 часа до старта. В это время происходит заправка ракеты топливом, и по мере заполнения баков она “одевается” точно в снежную шубу и парит. Потом дают электропитание, проверяют аппаратуру. Один из датчиков указывает, что в крышке нет надежного контакта. Нашли… Сделали… Вновь закрыли крышку. Площадка опустела. И знаменитое гагаринское “Поехали!”. Ракета медленно, будто нехотя, изрыгая лавину огня, поднимается со старта и стремительно уходит в небо. Вскоре ракета исчезла из вида.

Просмотр видеофрагмента «Гагарин».

(Сл. 12) Чтобы оторваться от Земли и выйти в космос, необходимо преодолеть силу земного притяжения. Для этого нужна колоссальная мощность. Ракета, которая вывела на орбиту «Восток» Гагарина, имела двигатели общей мощностью около 20 миллионов лошадиных сил.

(Сл. 13) Сделав несколько витков вокруг планеты, «Восток» вернулся на Землю. Он приземлился на поле колхоза «Ленинский путь» у д. Смеловки, Саратовской области.

(Зачитывается фагмент из книги Ю.Гагарина «Вижу Землю»: «В своем ярко-оранжевом скафандре я. Наверное, выглядел странно. Первые земляне, женщина и девочка, боялись подойти ко мне поближе. Это были Анна Акимовна Тахтарова и ее внучка Рита. Потом с полевого стана подбежали механизаторы, мы обнялись, расцеловались. За те неполных два часа, которые я провел в космосе, радио донесло и сюда, и во все концы Земли весть о запуске. Моя фамилия уже была известна тем, кто меня встретил. «Восток» спустился в нескольких десятках метров от глубокого оврага, в котором шумели весенние воды. Корабль почернел, обгорел, но именно поэтому казался мне еще более красивым и родным, чем до полета.»

(Сл. 14) Через 2 дня Гагарина встречала вся Москва. 14 апреля было издано 3 указа Президиума Верховного Совета СССР: об учреждении звания «Летчик-космонавт», о присвоении этого звания Юрию Гагарину и о присвоении ему звания Героя Советского Союза.

(Сл. 15) Юрий Гагарин сразу стал самым знаменитым человеком не только в Советском Союзе, но и во всем мире. И где бы ни бывал Гагарин, он всегда был послом мира и дружбы и преумножал число наших друзей.


Ю. А. Гагагрин погиб 27 марта 1968 года, во время тренировочного полета на самолете. Вместе с ним погиб его напарник Владимир Серегин. (Сл. 11, звучит песня «Каким он парнем был» в исполнении И. Кобзона)

(Сл. 16) Вторым человеком в космосе был дублер Гагарина Герман Титов. Его полет длился уже больше суток.

(Сл. 17) Через два года, в июне 1963г. на корабле "Восток -6" сделала полет бывшая работница текстильной индустрии и парашютист- любитель В. Н. Терешкова. Она сделала кооперативный полет с В. Ф. Быковским, находившемся в выведенном в космос двумя днями ранее "Востоке-5". После трехдневного группового полета космонавты благополучно приземлились, и Терешкова стала, таковым образом, первой женщиной-космонавтом.

(Сл. 18) В марте 1965г. Стартовал "Восход-2 " с нашим земляком П. И. Беляевым и А. А. Леоновым на борту. На корабле была оборудована раздвижная шлюзовая камера для выхода в открытый космос, который и был удачно осуществлен Леоновым. В свободном пространстве он пробыл 12 мин. И при этом удалялся от корабля на расстояние до 5м.

Просмотр видеофрагмента «Леонов»

(Сл. 19)Через 7 лет после первого полета человека в космос в Организации Объединенных Наций было принято Соглашение о спасении космонавтов и объектов, запущенных в космическое пространство, в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки. Этим Соглашением предусматривается, что государства должны принимать все возможные меры для спасения и оказания необходимой помощи экипажу космического корабля, приземлившегося на чужой территории в результате аварийной ситуации.

Он был принят в 1967г. Возможность помочь была у государств только на Земле. Тогда был создан проект «Союз» - «Аполлон» предназначенный для отработки методов спасения космонавтов непосредственно в космосе.

(Сл. 20-24) Космонавтика развивается сейчас бурными темпами. Кроме США, России и Казахстана космодромы и космические корабли строит также Китай. В США космонавты (астронавты) летают в космос на кораблях «Спейс Шаттл». В России алогичной разработкой был «Буран» (просмотр видеофрагмента «Буран»).

(Сл. 25) Следующим шагом в освоении космоса стала орбитальная станция «Мир» (просмотр видеофрагмента «Мир»).

(Сл. 26) В настоящее время на орбите находится международная космическая станция, которая создается усилиями нескольких государств, и, конечно, России.

(Сл. 27) Российский космонавт Сергей Крикалев совершил шесть космических полетов: четыре на советских кораблях «Союз», два на американских «Индевор» и «Дискавери». В космосе он провел 803 суток 09 часов 41 минуту. Восемь раз он выходил в открытый космос. В безвоздушном пространстве Крикалев провел 41 час 26 минут

(Сл. 28) Невесомость. Это слово сейчас знакомо каждому, но в начале 20 века это слово Циолковскому пришлось “придумать”, для обозначения совершенно необычного состояния, которое наступает в ракете, когда она, отключив двигатели, вращается вокруг Земли. Человек, потерявший свой вес, может свободно перемещаться в воздухе. Никаких затруднений нет. Достаточно коснуться пальцем стенки кабины, чтобы поплыть в противоположную сторону. Все движения координированы, а зрение и слух безукоризненны: все видно, все слышно. Не сидишь, не лежишь, а как-то висишь в кабине. Все незакрепленные предметы парят, и наблюдаешь их как во сне. А капли жидкости, пролившиеся, приняли форму шариков, они свободно перемещались в пространстве и коснувшись стенки кабины, прилипали к ней, будто роса на цветке.



Невесомость в условиях орбитального полёта играет роль раздражителя, действующего на организм человека. Она оказывает существенное влияние на многие функции: слабеют мышцы и кости. Однако все эти изменения, вызванные невесомостью, обратимы.

В состоянии невесомости может находиться не только космонавт в орбитальной космической станции, но и любое свободно падающее тело (без вращения) тело. Чтобы испытать это состояние, достаточно совершить простой прыжок: между моментом отрыва от Земли и моментом приземления вы будете невесомы!

(Сл. 29) Для чего же нужна космонавтика и зачем летать в космос? Самое первое, что вспоминается – это космические спутники. Научно-исследовательские спутники предназначены для изучения Земли как планеты, ее верхней атмосферы, околоземного космического пространства, Солнца, звезд, а так же межзвездной среды. Прикладные спутники служат удовлетворению «земных» нужд народного хозяйства. Сюда относят спутники связи, спутники для изучения природных ресурсов Земли, метеорологические спутники, навигационные, военные и др.

Служба погоды, навигация, спасение людей и спасение лесов, глобальное телевидение, всеобъемлющая связь, сверхчистые лекарства и полупроводники с орбиты, самая передовая разработка - это уже и сегодняшний день, и совсем близкий завтрашний день космонавтики. А впереди - электростанции в космосе, удаление вредных производств с поверхности планеты, фабрики на околоземной орбите и Луне. И многое-многое другое.

(Сл. 30) Некоторые люди уже слетали в космос в качестве туристов. Денис Тито (в центре) на борту космической станции. Космические технологии достигли таких вершин, что теперь в космос можно слетать на экскурсию. Денис Тито стал первым космическим туристом. Он совершил свой полет на корабле «Союз» 28 апреля — 6 мая 2001 года. Полет продлился 190 часов 4 минуты.

(Сл. 31) Главная же перспектива космонавтики – это, конечно, полет человека на другие планеты.
Заключение.

Наша планета прекрасна, и космонавты как никто другой осознают это. Юрий Гагарин писал: «Как только «Восток» пробил плотные слои атмосферы, я увидел Землю. Корабль пролетал над широкой сибирской рекой. Отчетливо были видны островки на ней и освещенные солнцем лесистые берега. Смотрел то в небо, то на Землю. Четко различались горные хребты, крупные озера. Видны били даже поля. Самым красивым зрелищем был горизонт – окрашенная всеми цветами радуги полоса, разделяющая Землю в свете солнечных лучей от черного неба. Была заметна выпуклость, округлость Земли. Казалось, что вся она опоясана ореолом нежно-голубого цвета, который через бирюзовый, синий и фиолетовый переходит к иссиня-черному…»



Посмотрите и вы, ребята, как красива наша планета!

(просмотр презентации «Земля», звучит песня «Трава у дома»)




Русские уже благодаря размерам своей страны космополиты или, по крайней мере, на одну шестую космополиты, поскольку Россия занимает почти шестую часть всего населенного мира. Генрих Гейне
ещё >>