1 слайд «Передайте об этом детям вашим…» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Конспект урока. Орг момент. (Слайд 1) 1 43.53kb.
Классный час «Слово о матери» (слайд 1) 1 145.89kb.
Летние языковые курсы в Швейцарии для детей и подростков 1 21.44kb.
V 2 слайд Роль транспорта V 4 слайд – Показатели комплекса V 6 слайд... 1 30.37kb.
Первый – детям! Добрый свет 1 21.37kb.
Сценарий торжественной линейки, посвященной празднику Последнего... 1 53.8kb.
Статья «Подарите детям сказку и откройте новый мир» 1 48.18kb.
Слайд 1 Духовно-нравственные основы семьи в формировании личности... 1 80.3kb.
Ленточные пилы tth для распиловки 1 9.61kb.
9 класс Тема 2: мхк. Художественные символы (слайд 1 ) 1 75.07kb.
«С. В. Михалков детям» 1 67.48kb.
Пойте детям колыбельные 1 11.6kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

1 слайд «Передайте об этом детям вашим…» - страница №1/1

(1 слайд) «Передайте об этом детям вашим…»

( Музыкально-художественное действо, общешкольное мероприятие,

Подготовила и провела : Суркова Лидия Николаевна – заместитель директора по воспитательной работе, учитель музыки, высшая квалификационная категория)

(1 презентация – 19 слайдов)

( вступление)

  1. ( 2 слайд) Время не стоит на месте. На наших глазах совершаются исторические события огромной важности. История – это учебник жизни. Его стоит читать постоянно. Не надо вырывать из него страницы: наш народ убедился на собственном опыте, чем это может обернуться. Нам, россиянам, необходимо не забыть, не потерять самого главного – нашего наследия.




  1. ( 3 слайд) Война обрушилась на детей так же, как на взрослых – бомбами, голодом, холодом, разрухами. Война в жестокой слепоте своей соединила несоединимое: детей и кровь, детей и смерть.

  1. слайд) Сегодня мы будем вспоминать о тех, чьё детство пришлось на военное лихолетье.

  1. Над вьюгами и стужами седыми

Вновь торжествует юная весна!

И как огонь с водой несовместимы,

Несовместимы дети и война.


  1. Передайте об этом детям вашим, а дети ваши пусть расскажут своим детям, а их дети – следующему роду. Об этом забывать нельзя.


( 5 слайд ролик, песня «Исправим мир» - …)
( 6 слайд) Действие 1 – «Мы родом из войны»


  1. Сколько исковерканных войной детских судеб?

Как внезапно ворвалась война в их детство и юность…

  1. Сколько тогда бродило по огненным дорогам бездомных и обездоленных детей, изголодавшихся, потерявших родных и близких!


(музыкальная заставка- метроном, на фоне музыки концерта для голоса с оркестром Глиэра читать:)

(7 слайд) Чтец: Идти устали маленькие ноги

Но он послушно продолжает путь

Еще вчера хотелось близ дороги

Ему в ромашках полевых уснуть.


И мать несла его, теряя силы.

В пути минуты длились словно дни.

- 2 -

Все время сыну непонятно было,



Зачем свой дом покинули они

(8 слайд) Что значат взрывы, плачь, дорога эта?

И чем он хуже остальных ребят,

Что на траве зеленой у кювета,

Раскинув руки, рядом с мамой спят?


(9 слайд) Как тяжело выслушивать вопросы…

Могла ли малышу ответить мать,

Что этим детям, спящим у березы,

Что этим мамам никогда не встать?


(10 слайд) Но сын вопросы задавал упрямо,

И кто-то объяснил ему в пути

Что это спали неживые мамы

От бомбы неуспевшие уйти.


(11 слайд) И он задумался под лязг машин железных,

Как будто горе взрослых понял вдруг, -

В его глазах, недавно безмятежных,

Уже блуждал осознанный испуг.


(12 слайд) Так детство кончилось.

Он прежним больше не был.

(13 слайд) Он шел и шел. И, чтобы мать спасти,

Следил ревниво за июньским небом

Малыш, седой от пыли, лет шести.
( чтец уходит,

выходят 3 детей - девочка поднимает куклу:)

(14 слайд)


  1. ( Казакова Анна- 6б)

Воскресным утром тысячи мальчиков и девочек со своими родителями, вместо воскресного отдыха, в страхе и ужасе бежали из своих домов. Они шли нескончаемым потоком по дорогам войны, растянувшейся на целых 4 долгих года.

Сколько их было, убитых и раненых, истерзанных и униженных за годы Великой Отечественной войны!



  1. ( Кучин Глеб – 6б)

(15 слайд) А фашистская хроника вновь и вновь демонстрировала в своих киножурналах воскресное утро 1941 года.

- 3 -


Первым и главным кадром, восхищавшим фашистских головорезов, был кадр хроники, на котором была изображена убитая девочка с куклой, лежавшая на одной из улиц города Бреста. Ее лицо было безмятежным, косички упали в пыль дорожной мостовой, а рука судорожно сжимала куклу, которую недавно подарили родители.

  1. (Казакова Анна – 6б )

Она могла стать поэтом или писателем, музыкантом или врачом, строителем или просто мамой. Ее судьба — история многих маленьких

звездочек, чей век был короток, чья жизнь погасла, не успев разгореться.



  1. (Кучин Глеб – 6б)

Многие запомнили эту девочку.

(16 слайд) А кто считает, сколько детей убивает война? Ребенок, прошедший через ужас войны, ребенок ли это? Кто возвратит ему детство? А их, таких, были тысячи. Что помнят они? Что могут рассказать?

(17 слайд) Должны рассказать! Потому что и сейчас где-то рвутся бомбы, летят пули, рассыпаются дома и горят детские кроватки.

(18 слайд) Потому что сегодня кому-то хочется больше войны, в огне которой дети испарялись бы как капли воды.

(19 слайд) Можно спросить, что героического в том, чтобы в пять, десять или двенадцать лет пройти через войну? Что могли понять, увидеть, запомнить дети? Многое! Что помнят о матери, об отце? Только их смерть.
( 2 презентация «Мальчики 1941 )

(Охапкин Игорь – 6б)

Вызываем мы их из бессмертия,

Из далёкого бытия,

Тех ребят,

Кто погиб Отчизну любя.

Вызываем их юных, безусых,

С пухловатым и детским лицом,

Взглядом светлым и волосом русым

На бессмертье одетым венцом.

С окаёмом святым в изголовье,

Восходящим нимбом в зарю,

Все отдавшие: жизни, здоровье

За родную Отчизну свою.

Вызываем, чтоб им поклониться,

Благодарность векам передать,

Чтоб имели право гордиться

Как Отчизну свою защищать. ( дети уходят)

- 4 -
( выходят 2 девочки, два мальчика)



( девочка- Романова Алёна – 5а ) «Осталась на угольках лишь одна пуговица от маминой кофты. А в печи две булки теплого хлеба, я не хочу, чтобы прошлое, мрачное и злое, возвратилось» - Аня, 6 лет.

( мальчик Стерпу Женя – 5а)) «Отца разрывали немецкие овчарки, а он кричал: «Сына уведите, уведите, чтобы не смотрел» - Женя, 7 лет.

( девочка – Дерябина Катя – 5а ) Как мы тосковали, когда наступило время 1 сентября 1941 года и не надо было идти в школу. Как в 10 – 12 лет работали по 12 часов в сутки. Как получали на погибших отцов похоронки. Как, увидев после войны первый батон, не знали, можно ли его есть, потому что… «…я забыла за 4 года, что это такое – белый батон» - Надя , 10 лет.
(девочка – Свешникова Катя – 5а) По нашей деревне шли солдаты, а мы смотрели на них и кричали: «Папы идут! Папы…» Не солдаты, а папы. – Катя , 7 лет
Ведущая:« Я родом из детства», - говорил о себе Сент- Экзюпери.

Кто-то родом из детства, а они - из войны.


( рассказчики 1 действия уходят со сцены)
Ведущий: В эти годы порой казалось,

Что мир детства навек опустел,

Что не вернется радость

В город, где дома без стен.

Был серебряным смех девчонок,

Но его заглушила война.

А седины ребячьих челок…

Разве этому есть цена?



Ведущая:
Их судьбы похожи. Война стала общей биографией целого поколения. Рассказанное ими – подлинный документ. Обычно мы, рассказывая о своем детстве, украшаем его. Они это не могут сделать. Нельзя же украшать ужас и страх.


Ведущий: Действие второе – детские воспоминания.

- 5 -


Действие 2 – «Мы из прошлого»

( выходят 3 детей)


( девочка Мартыненко Наташа – 10б)

Не буду рассказывать… Не могу… Я не думала после всего жить... Я думала, что сойду с ума… Я каждый день вспоминаю, а рассказать? … Я буду болеть, если расскажу…

Помню, что они черные все, черные… У них даже собаки были черные…

Мы жались к матерям… Они не всех убивали, не всю деревню. Они взяли тех, кто справа стоял и разделили: детей – отдельно, родителей – отдельно. Мы думали, что они родителей будут расстреливать, а нас оставят. Там была моя мама… А я не хотела жить без мамы… Я просилась и кричала… Как-то меня к ней пропустили.

– Это не моя дочь!

– Мамочка!

– Это не моя дочь! Это не моя дочь…

Вот это я запомнила. Глаза у нее не слез были полны, а крови. Полные глаза крови:

– Это не моя дочь!

Куда-то меня оттащили. И я видела, как сначала стреляли в детей. Стреляли и смотрели, как родители мучаются. Расстреляли двух моих сестер и двух моих братьев. Когда убили детей, стали убивать родителей. Стояла женщина, держала на руках грудного ребеночка, он сосал водичку из бутылочки. Они выстрелили сначала в бутылочку, потом в ребенка, а потом только мать убили.

Я думала, что сойду с ума… Что я жить не останусь… Зачем меня мама спасла?…
( мальчик – Бабенко Коля – 5а) Помню отдельными картинками… Маму в белом халате… Отец – военный, мама работала в госпитале. Это потом уже старший брат рассказал. А я помню только белый мамин халат… Даже лица не помню,

только белый халат… И еще – белую шапочку, она всегда стояла на маленьком столике, именно стояла, а не лежала, такая накрахмаленная.



( девочка Шацких Валерия – 10б) «Я, Валентина Дорохова, уроженка города Петровска Саратовской области. В первые дни войны мне было 11 лет, и я могла выполнять посильную работу в госпитале. Мама отводила меня в большую палату, где лежали тяжело раненные, которые не могли ходить. Я приносила им воду, убирала посуду. Иногда меня просили спеть песню, прочитать письмо. Однажды из глубины палаты я услыхала голос: «Дочка, подойди сюда».

- 6 –


Меня дома никто так не называл. Я подошла на зов и увидела человека. У него не было рук по локоть и ног выше колен. Раненый недавно перенес операцию.

Он спросил: «Ты можешь писать?» Я ответила: «Да».

«Тогда напиши моим родным, что я жив и здоров». Карандаш прыгал по бумаге, плечи мои вздрагивали, я боялась расплакаться. Я представляла, что мой отец, возможно раненный, тоже без рук и без ног лежит в госпитале и не дает о себе знать. В первые годы войны он часто писал нам письма. Последние два он написал в январе 1942 года. Перед боем он написал: «Если вернусь живым, то напишу….Писем от отца больше не было».
Но два треугольных конверта

В конце нам зимы принесли.

Пред боем написаны были,

Предсмертными были они.

О смерти отец и не думал,

Но все ж написал те слова:

«Останусь я жив – напишу вам,

Сейчас уже в бой мне пора».

Короткие строчки, но в сердце

И в память мою залегли.

А нам треугольники эти

Уже после смерти дошли.

Отец мой красив на портрете

В неполных свои 40 лет,

У всех у подруг моих папы,

И лишь у меня папы нет.


Ведущий:

– Ленинградские дети! Они были мужественны и стойки. Вместе со взрослыми трудились, боролись и … учились! Учились, несмотря ни на что.



Ведущая: Учителя и ученики – и те и другие из мерзлых квартир – сквозь стужу и снежные заносы шли за пять – шесть километров в такие же мерзлые, оледеневшие классы.

Действие третье– блокадный Ленинград.

- 7 -


Действие 3 «Блокадный Ленинград»

( на фоне музыки Э.Грига «Смерть Озе» читать

(видеоклип №3 : Таня Савичева)

Ведущий: (1слайд) Дети в осажденном городе…Их было около 400 тысяч.

(2 слайд) Дети ждали хлеба, а где его взять? Матери отдавали все, что могли, что имели, только бы обменять свои вещи на хлебные карточки.

( 3 слайд) Родители, лишая себя куска хлеба, поддерживали слабые детские силенки, тем самым нанося вред своему здоровью. Чтобы не заморозить детей, женщины с превеликими трудностями доставали дрова, бережно расходуя каждое полено, а если дрова кончались, в ход шли мебель, паркет и даже книги.
Ведущая: (4 слайд) В музее истории Ленинграда под стеклянным колпаком хранится метроном. Громко тикая, он отсчитывает время. Этот метроном включали в Ленинградском радиокомитете после объявления воздушной тревоги. И он стучал до отбоя, как большое сердце города. Сердце, которое нельзя остановить.

Ведущий: ( 5 слайд) На выезде из Санкт – Петербурга (раньше Ленинград) стоит памятник – «Цветок жизни», в память о детях блокадного Ленинграда, которые перенесли весь ужас войны. На каменных лепестках начертано: «Пусть всегда будет солнце!».

Ведущая: (6 слайд) Фашисты окружили город и хотели его полностью уничтожить. Но им это не удалось. 900 дней длилась блокада, но наш народ выстоял

Ведущий: (7 слайд) Из города эвакуировали жителей: женщин, стариков, детей. Но около 3 миллионов человек не успели уехать. В осажденном городе осталось более 400 тысяч детей. Эти дети старались во всем помогать взрослым. Более 5 тысяч подростков за мужество и героизм были награждены медалями за оборону Ленинграда.

Ведущая: (8 СЛАЙД ) Таня Савичева была дочерью пекаря и белошвейки, младшей в семье, всеми любимой.

(9 слайд) В семье было 5 детей. Отец рано умер, и мать много работала, чтобы поднять их на ноги. Лето 1941 года семья Савичевых собиралась провести в деревне. Но из города успел уехать только один ребенок.

( 10 слайд) Остальные остались в городе и старались всеми силами помогать фронту. Таня тоже не сидела сложа руки. Вместе с другими ребятами она помогала взрослым тушить пожары, рыть траншеи. Однажды с работы не вернулась сестра Нина. Ее долго ждали, но когда прошли все
- 8 -

сроки, мать отдала Тане на память о сестре маленькую записную книжку, в которой девочка стала делать записи.


Ведущий: С тех пор Таня все чаще и чаще стала ее открывать.

  1. ( 11СЛАЙД ) «28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 ночи.




  1. (12 слайд) Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 год.




  1. ( 13 слайд) Лека умер 17 марта в 5 часов утра.1942 год.




  1. ( 14 слайд) Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня. 1942 год.




  1. ( 15 слайд) Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год.




  1. ( 16 слайд) Мама – 13 марта в 7 часов 30 минут утра.1942 год».


Ведущая: ( 17 слайд) Однажды девочка подведет страшный итог: «Савичевы умерли все. Осталась одна Таня». Ее, потерявшую от голода сознание, обнаружили санитары. Жизнь еле теплилась в ней.

Ведущий: ( 18 слайд) Вместе с другими 140 истощенными голодом детьми девочку эвакуировали в Нижегородскую область. Многие дети окрепли, поднялись. Но Таня так и не поднялась. Врачи в течение 2 лет боролись за ее жизнь, но у Тани тряслись руки и ноги, ее мучили страшные головные боли.

Ведущая: ( 19 слайд)

1 июля 1944 года Танечка умерла.



( пауза)
(20 слайд) Прошли годы, много лет, и еще пройдет время, но героические дни ленинградской обороны впечатаны в историю навечно. Это прошлое неподвластно времени, оно не померкнет, не потускнеет, не исчезнет, не забудется никогда.
(звучит песня «Ленинградцы» исполняет Шуйская Настя -6а)

- 9 -
( 1 слайд) Ведущая: Действие 4 – «Маленькие герои большой войны» ( метроном)

(4 презентация «Пионеры-герои» 7 слайдов)
Ведущий: Один из документов фашистской программы гласил:«Помни и выполняй: уничтожай в себе жалость и сострадание. Убивай всякого русского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик».

Этот документ убеждает, с каким беспощадным врагом встретился наш народ. На столы мобилизационных пунктов, рядом с заявлениями отцов и матерей с просьбой отправить их на фронт, клали заявления их дети.


Ведущая: Юные безусые герои!

Юными остались вы навек,

Перед вашим вдруг ожившим строем

Мы стоим, не поднимая век.

Боль и гнев сейчас тому причина,

Благодарность вечная вам всем.

Маленькие стойкие мужчины,

Девочки, достойные поэм.


(2 СЛАЙД ) Валя Котик. Самый юный «Герой Советского Союза», разведчик Погиб в феврале 1944 года.

(3 СЛАЙД ) Зина Портнова. Расстреляна фашистами осенью 1943 года. Посмертно присвоено звание «Герой Советского Союза»

(4 СЛАЙД ) Марат Казей. Погиб в мае 1944 года, взорвал себя вместе с врагами, посмертно присвоено звание «Герой Советского Союза»

(5 СЛАЙД ) Леня Голиков. Участвовал в подрыве железнодорожных и шоссейных мостов, уничтожил 78 фашистских солдат и офицеров. Погиб зимой 1943 года. Звание «Героя Советского Союза» присвоено посмертно.
Ведущая:

(6 слайд) Навечно застыли в строю герои - дети,

чей взрослый подвиг в годы войны не имеет цены.

Их имена и в 21 веке сияют звездами

на мирном небе нашей Родины.


(7 слайд) Ведущий: Сегодня мы должны учиться у этих ребят беззаветной любви к Родине, смелости, достоинству, мужеству, стойкости. Над нами мирное небо. Во имя этого отдали свою жизнь миллионы сынов и дочерей России.

- 10 -


Действие 5 «Чтобы помнили» ( 1 слайд)

(5 презентация «Хатынь»

читать под Адажио Альбинони))

(2 слайд) Разве можно забыть Ленинград, Хатынь?

Хатынь.


( 3 слайд)Стой, человек! Море, застынь!

Замрите в полёте птицы!

Смотрите – Хатынь, смотрите – Хатынь!

Смотрите все нам в лица.



( 4 слайд) Солнечным утром 22 марта 1943 года отряд фашистских карателей окружил белорусскую деревню Хатынь.

(5 слайд) Всех жителей – мужчин, женщин, стариков, детей – согнали в большой сарай.

( 6 слайд – нажать 2 раза) И вдруг вспыхнуло пламя – фашисты подожгли

сарай. Кричали дети, плакали взрослые, задыхались и горели люди.



186 человек погибли в огне.
( выходит чтец - Иванова Юлия- 8а )

( 7 слайд) Стонет Хатынь.

Болью людскою дымится.

Звонами – стонами снова Хатынь

В наши сердца стучится.


(8 слайд – нажать 2 раза) Сотни тысяч заживо сожженных

К нам взывают сквозь года.

Загляните же в глаза тех обреченных,

Что ушли из жизни навсегда.

Как же перед ними оправдаться?

( 9 слайд- нажать 2 раза) Как же объяснить, что вновь

Дети перестали улыбаться

И невинных рядом льется кровь?

И уже забыли все о том,

Как же крик предсмертный страшен

Дитя, терзаемого палачом?


( 10 слайд) Струятся капли на гранит

И вниз текут слезою,

Текут по скорбным письменам,

И по резьбе колонны –

По высеченным именам,

По именам районов.

И плачут буквы, вставши в ряд,

- 11 -


О сёлах многолюдных,

Что здесь на мраморе горят:

Хатынь, Ляоры, Рудни.

Они сгорели в злой ночи

От рук фашиста-гада,

Гранит рыдает и кричит:

Загорье, Свидно, Ляды.

( 11 слайд- нажать 2 раза) Кто будет там, не проходите мимо!

Постойте скорбно голову склонив,

Послушайте, как ветер плачет…

Стонет!


(12 слайд) В краю лесов и плодородных нив,

Колокола звонят… Их эхо тонет

В высоком поднебесье.

Стой!


Застынь!

Перед тобой – Хатынь!


( звучит ария Баха из «Страстей по Матфею)

( 6 презентация «Дети и война» 7 слайдов )
(1 слайд) Ведущий. Как много погибло детей. Как много мы с вами им должны.

(2 слайд) Хотя бы своей памятью. Если мы посвятим каждой жертве по одной минуте молчания, то нам пришлось бы молчать больше 26 миллионов минут, это 50 с лишним лет поминальных мгновений.
(3 слайд) Ведущая: Каждому человеку ясно: дети – это святое, они не воюют, они не вооружены. Они беззащитны и никакой опасности для германского рейха не представляли.

(4 слайд) Однако фашизм их зверски уничтожал. Уничтожал с большим садизмом и жестокостью, чем взрослых.

( 5 слайд) Враги зверски расправлялись с мирным населением оккупированных территорий, а истребление детей было еще более страшным преступлением гитлеровцев.

( 6 слайд) Детей, родившихся в лагере, эсесовцы отбирали у матерей и умерщвляли. В случае сопротивления направляли в газовую камеру.

( 7 слайд) Большей жестокости не знала наша планета, чудовищней зверства не бывает на свете. Разве можно такое предать забвению?..

Чтец: ( Малафеева Юлия – 8а)

Дымятся трубы. Крематорий. Освенцим.

Я уже развеян,

Лечу над Родиной, которой

Я и такой, сожженный, верен.

- 12 -


Граница. Родина. Смоленщина.

Ветряк. Речушка. Перевоз.

Седая сгорбленная женщина,

Полуослепшая от слез.

Ее морщины словно шрамы.

Глаза с извечною мольбой.

Кричу, кричу ей: — Здравствуй, мама!

Я снова дома, я с тобой.

Вновь буду жить под отчей крышей

И никуда не пропадать... —

А мать меня совсем не слышит,

Меня не замечает мать.

Стоит, качается былинкой,

Концы платка прижав к плечу.

А я над нею пепелинкой

Летаю и кричу, кричу...


( песня «Я знаю о войне лишь понаслышке…

Исполняет Воронкова Анна)

( 1 слайд)

Действие 6 («Матерям России поклонитесь»)

( читать на фоне музыки Шумана «Грёзы»)
Тяжёлая доля досталась матерям, дети которых не вернулись с войны. Они застыли в бронзе и камне.

Матерям России поклонитесь,

Отдавая поясной поклон.

С павшими за Родину проститесь,

Под скорбящий колокольный звон.
Матерям России поклонитесь,

Слышите молитвы их и стон?

Люди добрые, пожалуйста, очнитесь!

И услышьте колокольный звон!


(2 слайд) Мамаев курган – один из самых величественных монументов, воздвигаемых в честь героев войны и в память об их подвиге.

( 3 слайд) На стенах Пантеона Славы имена более 7000 бойцов, погибших за Сталинград.

- 13 -


( 4 слайд) Почтить память погибших, возложить цветы к могилам и памятникам приезжают сюда люди со всех уголков нашей Родины.
Чтец: Истракова Мария- 10б
( 5 слайд) Я как-то на кургане видел гостью:

Сняв с головы темнеющий платок,

С бугра взяла она земли две горсти

И завязала землю в узелок.


( 6 слайд) Светлел над ней июньский небосклон,

Когда походкой тихой и нестатной,

Она прошла мимо берёзок, статуй

И замерла у входа в Пантеон.


( 7 слайд) Ей мальчик помогал, наверно, внук,

Когда она искала имя сына

В том списке долгом, небывало длинном.

И узелок вдруг выскользнул из рук…

Не вскрикнула она, не разрыдалась

И даже не сказала ничего-


Шагнув к стене, щекою к ней прижалась,

Как будто к лбу сыночка своего…


Потом цветы на мрамор положила,

Еще взглянула и еще прочла,

Кулек конфет мальчишкам раздала,

Стояла долго, голову склоняя, и к выходу усталая пошла.


(8 слайд) И с болью той привычной, постоянной,

Став сразу ниже ростом и слабей,


Еще минуту тихо постояла

У памятника Матери, себе…


( песня и клип «Баллада о матери»)

...Епистиния Федоровна Степанова проводила на фронт 9 сыновей, все её сыновья ушли в бессмертие. В Мемориальном сквере вокруг монумента Матери выросли девять елочек — по числу ее сыновей. Сегодня они поднялись ввысь, укрывая от непогоды Мать, присевшую на лавочку в вечном ожидании. Не придут уже никогда к Маме ее сыновья. Придем к ней мы, ее потомки. Возложим у подножия монумента цветы, поставим в храме-


- 14 -

часовне свечу за упокой мученицы Епистинии. Так и хочется сказать: святой мученицы...

Маршал Советского Союза А. А. Гречко и генерал армии А. А. Епишев в 1966 году писали ей: «Девять сыновей вырастили и воспитали Вы, девять самых дорогих для Вас людей благословили на ратные подвиги во имя Советской Отчизны. Своими боевыми делами они приблизили день нашей Великой Победы над врагами, прославили свои имена. …Вас, мать солдатскую, называют воины своей матерью. Вам шлют они сыновнее тепло своих сердец, пред Вами, простой русской женщиной, преклоняют колени».

Умерла Епистиния Федоровна в возрасте 94 лет.

В 1977 году она награждена (посмертно) орденом Отечественной войны 1-й степени.
( песня Судьба матери» - исп. Фольклорная группа «Завалинка»)



  1. В мире всегда неспокойно, и в разных концах планеты возникают «горячие точки». И опять в крови оживают мгновенно багровые отсветы недавних пожарищ, воют и грохочут смертоносные снаряды, слышатся крики ужаса и бессильные стоны, и переворачивает душу детский плач. И над всем этим растерзанным и развороченным миром вновь вырастает сгорбленная горем фигура Матери.



  2. Нам никогда не забыть трагические страницы нашей истории – войны в

Афганистане и Чечне. Они оказались намного длиннее, чем Великая Отечественная. Мальчишек вырывали из обыкновенной жизни и бросали в ад.


  1. Сколько горя принесла эта война матерям, потерявших своих сыновей. Но даже перенося жестокие удары судьбы, сердце матери и ласковые, не знающие устали материнские руки остаются символом всего самого дорого, что есть у нас на Земле.


( песня «Жди»)
Действие 7– «Ангелы небесные, чистые и вечные, к Господу пришедшие в дни бесчеловечные»( на фоне «Вечерней песни» Гаврилина читать:)
1.Много лет прошло после ужасов войны. Но и в наше мирное время сердце иногда сжимается от страха за родных и близких, просто за людей, когда слышишь слово «терроризм». Слово, несущее беду.

Беда случилась осенью 2004 года. 1 сентября, когда все присутствующие здесь шли в школу с букетами цветов, в маленьком городке Беслан в Осетии

- 15 -

террористы захватили школу. В заложниках оказались сотни детей, учителя, родители. Всего около 1 тысячи 200 человек. Детей и взрослых террористы загнали в спортивный зал школы, никому не разрешали вставать, не давали воды. За любое неповиновение грозили расстрелять, даже тогда, когда плакали маленькие дети. Всего в период с 1 по 3 сентября погибли и позднее скончались от ранений 333 человека, среди них 186 детей.



2. «Мама! Я не могу без тебя жить! Найдись, пожалуйста!» Эта надпись на уцелевшей стене спортивного зала появилась 6 сентября 2004 года. Дождь, ветер и снег стирали строчки, но они возникали снова и снова. Весь год.

- Это мои детки тоскуют, - говорит бесланская женщина Роза. – Я по почерку вижу.

1.Четверо детей Розы погибли в теракте. Она была рядом. Лишь на секунду отошла, чтобы сфотографировать малыша с первоклассником Вовой. В объектив увидела перекошенные от страха лица детей. Начался хаос. Больше Роза своих детей не видела. «Они стали ангелами, - говорит женщина. – Все наши маленькие мученики стали ангелами, а это значит, что они живы. Вы же видите, зовут они своих матерей. Когда-нибудь мы обязательно воссоединимся».

2. Они ничего не успели в своей жизни и как чистые ангелы вознеслись на небо, напоминая людям о том, что кошмары и ужасы пережитого ими не должны повториться.

1.А может, они превратились в птиц? Ведь недаром птицы, ощущая беду, низко летают над землей и громко кричат, напоминая людям об опасности. Они напоминают людям о том, что это не должно повториться.
(Презентация : 1 сентября .Беслан)
2.Каждый человек хранит в памяти момент жизни, который кажется ему вторым рождением. Война живет таким воспоминанием в сердцах тех, кто ее пережил. Она оставила отпечаток в душах не только взрослых, но и детей. Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Действительно, те ребята, что попали на войну, должны были расстаться с детством в обычном, мирном смысле этого слова. Что есть у нас дороже наших детей? Что есть дороже у любой матери, у любого отца? Во время второй мировой войны на земле погибло 13 миллионов детей.


  1. Дети – самый лучший народ на земле. Как нам сохранить его в тревожном 21 веке? Как сберечь его душу и жизнь? А вместе с ним наше будущее?



  1. В нашем ХХI веке идеология фашизма, которая несёт для людей только смерть и ужас, к сожалению, жива. Она не терпит людей другой национальности, вынашивает планы господства над

- 16 -

умами и сердцами людей, стремится к политической власти. В странах Прибалтики сегодня фашизм расправляет свои плечи: глумятся над могилами советских солдат, преследуют ветеранов Великой Отечественной войны. Угроза есть. И поэтому сегодня нам нужно помнить – угроза фашизма жива, и только всем миром мы можем с ним бороться.





  1. Неугасима память поколений

И память тех, кого мы свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.

Объявляется минута молчания.


(минута молчания)
(презентация «Зажгите свечи»)

Действующие лица:
Ведущие – 2,

Чтецы - 4,

1 группа – 4 человека,

2 группа – 3 человека.


1 действие: «Мы родом из войны»

1 презентация ( 19 слайдов)

Музыка…

Песня «Исправим мир» - исп. Павлов Александр

Глиэр «Концерт для голоса»

2 презентация «Мальчики 1941»
2 действие «Мы из прошлого»
3 действие «Блокадный Ленинград»

3 презентация (20 слайдов)

Э.Григ «Смерть Озе»

Песня «Ленинградцы» - исп. Шуйская Анастасия
4 действие «Маленькие герои большой войны»

4 презентация «Пионеры-герои» (7 слайдов)


5 действие «Чтобы помнили»

5 презентация «Хатынь» ( 12 слайдов)

Альбинони «Адажио»

- 17 -


Ария И.Баха из «Страстей по Матфею»

6 презентация «Дети и война» (7 слайдов»



Песня «Я знаю о войне лишь понаслышке» -исп. Воронкова Анна
6 действие «Матерям России поклонитесь»

7 презентация «Мамаев курган» (8 слайдов)

Шуман «Грёзы»

8 презентация «Баллада о матери»



Песня «Баллада о солдатской матери» - исп. Суркова Л.

Слайд с фотографией Степановой Е.Ф.



Песня «Судьба матери» - исп. Фольклорная группа
7 действие «Ангелы небесные, чистые и вечные, к Господу пришедшие в дни бесчеловечные»

Гаврилин «Вечерняя песня»



9 презентация-клип «1 сентября. Беслан»

10 презентация - клип «Зажгите свечи»

Песня «Зажгите свечи»




В остроумии, как и в игре, нужно уметь вовремя остановиться. Нельзя долго выигрывать. Талейран бывал остроумен не чаще одного раза в день. Альбер Моруа
ещё >>