1. Общая характеристика специальности 2405 Морское судовождение - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Судовождение 6 1148.8kb.
1. Общая характеристика специальности 5 594.61kb.
1. общая характеристика специальности 011600 биология 2 429.59kb.
1. Общая характеристика специальности 020700 История 1 394.97kb.
1. общая характеристика специальности 012300 биохимия 2 498.11kb.
1. Общая характеристика специальности 0517 Библиотековедение 3 493.22kb.
Общая характеристика специальности 151001Технология машиностроения 1 45.56kb.
1. общая характеристика специальности 013100 – экология 3 460.58kb.
1. общая характеристика специальности 010200 прикладная математика... 5 528.16kb.
1. общая характеристика специальности 031200 педагогика и методика... 3 561.32kb.
Государственный образовательный 3 501.14kb.
Соглашение между федеральной службой по гидрометеорологии 1 56.1kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

1. Общая характеристика специальности 2405 Морское судовождение - страница №1/1




1. Общая характеристика специальности 2405 Морское судовождение
1.1. Специальность 2405 Морское судовождение утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 2 июля 2001 г. № 2572 “Об утверждении государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования - Классификатора специальностей среднего профессионального образования”.

1.2. Формы освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности:

очная;

очно-заочная (вечерняя);



заочная.

1.3. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности при очной форме обучения, образовательная база приема

Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы при очной форме обучения:

на базе среднего (полного) общего образования – 2 года 10 месяцев;

на базе основного общего образования – 3 года 10 месяцев1.Абитуриент при поступлении должен иметь один из документов:


  • аттестат о среднем (полном) общем образовании;

  • аттестат об основном общем образовании;

  • диплом о начальном профессиональном образовании с указанием о полученном уровне общего образования и оценками по дисциплинам Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений;

  • документ об образовании более высокого уровня.

1.4. Квалификация выпускника: техник – судоводитель.

1.5. Квалификационная характеристика выпускника

Выпускник должен быть готов к профессиональной деятельности в качестве техника-судоводителя по управлению и эксплуатации судов, принадлежащих судовладельческим организациям различных организационно-правовых форм собственности.

Основные виды деятельности техника – судоводителя:



производственно – технологическая: управление судном и его эксплуатация, погрузо-разгрузочные операции; эксплуатация технических средств судовождения, палубных и других механизмов; ведение штурманской и другой судовой документации;

организационно – управленческая: организация работы коллектива исполнителей; выбор и планирование оптимальных маршрутов перехода в зависимости от конкретной обстановки; обеспечение безопасности плавания судна в различных условиях при транспортных операциях и других работах на море, участие в оценке экономической эффективности производственной деятельности судна; обеспечение техники безопасности на судне.

Выпускник должен уметь: обеспечить безопасность судна при несении ходовой и стояночной вахт; пользоваться морскими навигационными картами (в т.ч. и электронными) и пособиями, руководствами для плавания в сложных условиях; выполнять корректуру карт и пособий, вести их учет; определять местоположение судна в море всеми возможными способами, вести графическое счисление пути судна с учетом гидрометеорологических условий района плавания; использовать информацию радиолокатора и средств автоматической радиолокационной прокладки, а также любую другую навигационную информацию для обеспечения безопасности мореплавания; эксплуатировать гирокомпас и другие курсоуказатели, электронавигационные приборы, вести их эксплуатационную документацию; пользоваться метеорологическими приборами и информацией для наблюдения за погодой; использовать астрономические инструменты, пособия для определения местоположения судна и поправки компаса по небесным светилам; руководить основными судовыми работами, подготовкой судна к погрузочным работам; оформлять грузовые и таможенные документы, документы на приход и отход судна из порта; вести судовой вахтенный журнал; использовать швартовые, якорные и рулевые устройства, палубные механизмы; спускать на воду и управлять судовыми спасательными средствами, использовать их снаряжение, в т.ч. и парусное, переносную радиостанцию; использовать индивидуальные спасательные средства, аварийно-спасательное оборудование и системы борьбы за живучесть судна; управлять судном при выполнении маневра по тревоге “человек за бортом”; определять скорость судна и маневренные элементы, дрейф и радиус якорной стоянки; эксплуатировать авторулевой; рассчитывать маневр расхождения с судами на карте, на маневренном планшете и средствах автоматической радиолокационной прокладки; передавать и принимать информацию с помощью световых сигнальных средств, Международного свода сигналов (МСС), радиотелефона; использовать аппаратуру Глобальной морской системы связи при бедствии (ГМССБ); использовать таблицы остойчивости; организовывать учения по борьбе за живучесть судна; пользоваться системой управления главными двигателями и вспомогательными судовыми установками; проводить судовое рейсовое планирование; вести финансовые расчеты по доходам и расходам в рейсе; составлять рейсовый отчет.

Выпускник должен знать: методы управления судном в различных условиях; маневренные элементы судна, правила их определения и учета; влияние гидрометеорологических и других явлений на управляемость судна и его маневренные элементы; требования Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДНВ-78/95) и Кодекса по подготовке и дипломированию моряков и несению вахты; организацию и принципы несения ходовой навигационной вахты и вахты на стоянке судна в соответствии с национальными и международными требованиями; требования Международной морской организации по поиску и спасанию на море; организацию, средства и способы связи и передачи информации; Международные правила предупреждения столкновений судов в море (МППСС-72), Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (СОЛАС-74) и другие международные и национальные документы по безопасности судоходства; правила ведения документации; теоретические основы навигации, лоции, астрономии и гидрометеорологии, способы ведения счисления места судна с учетом внешних факторов и способы определения места судна с использованием всего комплекса средств навигационного оборудования; руководства и пособия для плавания (в т.ч. зарубежные) и организацию их получения, хранения, списания и их корректуру; работу электро- и радионавигационных приборов, правила их эксплуатации и ведение документации; основные положения Кодекса торгового мореплавания; Устав службы на судах.

1.6. Возможности продолжения образования выпускника



Выпускник, освоивший основную профессиональную образовательную программу среднего профессионального образования по специальности 2405 Морское судовождение, подготовлен:

  • к освоению основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования повышенного уровня;

  • к освоению основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования;

  • к освоению основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования по специальности 240200 Судовождение и 072900 Гидрография и навигационное обеспечение судоходства в сокращённые сроки.


2. Требования к уровню подготовки выпускника по специальности

2405 Морское судовождение
2.1 Общие требования к образованности выпускника.

Выпускник должен:

  • понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

  • иметь представление о современном мире как духовной, культурной интеллектуальной и экологической целостности; осознавать себя и свое место в современном обществе;

  • знать основы Конституции Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу и природе; уметь учитывать их при решении профессиональных задач;

  • обладать экологической, правовой, информационной и коммуникативной культурой, элементарными умениями общения на иностранном языке; быть способным применять знание иностранного языка в своей профессиональной деятельности;

  • обладать широким кругозором; быть способным к осмыслению жизненных явлений, самостоятельному поиску истины, критическому восприятию противоречивых идей;

  • быть способным к системному действию в профессиональной ситуации, к анализу и проектированию своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности;

  • быть готовым к проявлению ответственности за выполняемую работу, способным самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности;

  • быть способным к практической деятельности по решению профессиональных задач в организациях различных организационно-правовых форм; владеть профессиональной лексикой;

  • быть способным научно организовать свой труд, готовым к применению компьютерной техники в сфере профессиональной деятельности;

  • быть готовым к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами;

  • быть готовым к постоянному профессиональному росту, приобретению новых знаний;

  • обладать устойчивым стремлением к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию); стремиться к творческой самореализации;

  • знать основы предпринимательской деятельности и особенности предпринимательства в профессиональной сфере;

  • иметь научное представление о здоровом образе жизни, владеть умениями и навыками физического совершенствования.


2.2 Требования к уровню подготовки выпускника по дисциплинам

По общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам
Выпускник должен:


в области философии:

  • иметь представление о философских, научных и религиозных картинах мира, смысле жизни человека, формах человеческого знания и особенностях его проявления в современном обществе; о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации;

  • иметь представление об условиях формирования личности, ее свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей природной среды;

  • иметь представление о роли науки, научного познания и его структуре, формах и методах, социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений современной науки, техники и технологии;

в области права:

  • знать основные положения Конституции Российской Федерации;

  • иметь представление об основных отраслях права Российской Федерации;

  • знать права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;

  • уметь использовать необходимые нормативно-правовые документы;

в области русского языка и культуры речи:

  • знать различия между языком и речью, функции языка как средства формирования и трансляции мысли;

  • знать нормы русского литературного языка, специфику устной и письменной речи, правила продуцирования текстов разных деловых жанров;

  • уметь строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;

  • уметь анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности; устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;

  • уметь пользоваться словарями русского языка;

в области английского языка:

  • владеть лексическим (1200-1400 лексических единиц) и грамматическим минимумом, необходимым для чтения и перевода (со словарем) английских текстов профессиональной направленности;

  • обладать достаточными умениями общения на английском языке в условиях интернационального экипажа и с иностранными специалистами;

в области физической культуры:

  • иметь представление о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; знать основы здорового образа жизни;

  • уметь использовать физкультурно-спортивную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей, самоопределения в физической культуре;

в области социальной психологии2:

  • знать закономерности общения, социально-психологические феномены группы и общества, пути социальной адаптации личности;

  • уметь пользоваться простейшими приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;

в области экономики:

  • знать общие положения экономической теории;

  • иметь представление об основах микро- и макроэкономики, экономической ситуации в стране и за рубежом, о денежно-кредитной и налоговой политике;

  • уметь находить и использовать необходимую экономическую информацию;

в области социологии и политологии:

  • иметь представление о социологическом подходе в понимании закономерностей функционирования и развития общества и личности;

  • иметь представление о социальной структуре, социальном расслоении, социальном взаимодействии и об основных социальных институтах общества;

  • иметь представление: о социальных движениях и других факторах социального изменения и развития;

  • иметь представление о сущности власти, субъектах политики, политических отношениях и процессах (в России и в мире в целом);

  • иметь представление о политических системах и политических режимах, человеческом измерении политики.


По математическим и общим естественнонаучным дисциплинам

Выпускник должен:

в области математики:

  • иметь представление о роли и месте математики в современном мире, общности ее понятий и представлений;

  • знать основные понятия и методы математического анализа, основы теории вероятностей и математической статистики; основные численные методы решения прикладных задач;

  • уметь решать простые дифференциальные уравнения;

в области информатики:

  • иметь представление об основных этапах решения задач с помощью ЭВМ, методах и средствах сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;

  • иметь представление о программном и аппаратном обеспечении вычислительной техники, о компьютерных сетях и сетевых технологиях обработки информации, о методах защиты информации;

  • знать основные понятия автоматизированной обработки информации, знать общий состав и структуру персональных ЭВМ и вычислительных систем;

  • знать базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ;

  • уметь использовать изученные прикладные программные средства;

в области экологических основ природопользования:

  • иметь представление о взаимосвязи организмов и среды обитания; иметь представление об условиях устойчивого состояния экосистем и причинах возникновения экологического кризиса;

  • иметь представление о природных ресурсах России и мониторинге окружающей среды;

  • иметь представление об экологических принципах рационального природопользования;

  • иметь представление об основных международных конвенциях по предотвращению загрязнения окружающей среды с судов.


По общепрофессиональным дисциплинам

Выпускник должен:

иметь представление:

  • о роли общепрофессиональных знаний в профессиональной деятельности;

  • о современных средствах машинной графики в профессиональной деятельности;

  • о способах соединения деталей в узлы и механизмы;

  • о способах получения, передачи и применения электрической и других видов энергии; назначении и принципе действия элементов электронной техники; свойствах полупроводниковых интегральных микросхем;

  • о национальной и международной системах стандартизации и сертификации;

  • о системах обеспечения качества продукции;

  • о требованиях Российского морского регистра судоходства к техническому состоянию судна и его оборудованию;

  • о ресурсосберегающих технологиях;

  • о судовом энергетическом оборудовании, механизмах и системах;

  • о теории радиосвязи;

  • о системе управления безопасностью на водном транспорте;

  • о коммерческой эксплуатации судна;

  • об особенностях управления судном в условиях военных действий;

знать:

  • правила оформления и чтения схем, чертежей;

  • основные аксиомы теоретической механики, кинематику движения точек и твердых тел, динамику преобразования энергии в механическую работу, законы трения и преобразования количества движения;

  • устройство и принцип действия различных типов электрических машин, электроприводов, элементов автоматики, электроники и электроизмерительных приборов;

  • понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации;

  • теоретические основы устройства судна; методы борьбы за живучесть;

  • принципы работы энергетического оборудования, механизмов и систем судна;

  • судовое радиообрудование и принципы его работы;

  • основные национальные и международные нормативные документы по управлению безопасностью на водном транспорте;

  • основные нормативные документы по коммерческой эксплуатации судна;

  • основные положения и задачи военно-морской подготовки экипажей гражданских судов;

уметь:

  • оформлять техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой;

  • использовать методы выполнения проверочных расчётов по сопротивлению материалов и деталям машин;

  • производить расчёты и измерения основных параметров простых электрических и электронных цепей;

  • использовать основные положения стандартизации и сертификации в профессиональной деятельности;

  • применять документацию систем качества;

  • производить расчеты для обеспечения безопасной эксплуатации судна;

  • организовывать техническое обслуживание и ремонт судовых конструкций и механизмов в процессе эксплуатации; борьбу за живучесть судна;

  • эксплуатировать механизмы и системы судна;

  • эксплуатировать судовое оборудование связи и передачи информации, аппаратуру Глобальной морской системы связи при бедствии;

  • применять судовую документацию по управлению безопасностью судна;

  • составлять и оформлять коммерческую документацию судна;

в области правового обеспечения профессиональной деятельности:

  • иметь представление о правовом положении субъектов правоотношений в сфере профессиональной деятельности (включая предпринимательскую деятельность);

  • знать права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;

  • уметь защищать свои права в соответствии с трудовым законодательством;

  • знать законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности;

  • знать Кодекс торгового мореплавания, правовые акты по обеспечению безопасности мореплавания (СОЛАС-74, ПДНВ-78/95, ГМССБ), правовое регулирование при чрезвычайных обстоятельствах, загрязнении морской среды, спасании и оказании помощи на море;

в области экономики отрасли:

  • иметь представление об основных аспектах развития отрасли, организации (предприятия) как хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;

  • знать организацию производственного процесса отрасли;

  • знать состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов отрасли и организации (предприятия), показатели их эффективного использования;

  • знать механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях;

  • знать методику разработки бизнес-плана;

  • знать метод расчета основных технико-экономические показателей деятельности организации;

в области менеджмента:

  • иметь представление о современном менеджменте;

  • знать функции, виды и психологию менеджмента;

  • знать основы организации работы коллектива исполнителей;

  • знать принципы делового общения в коллективе;

  • знать информационные технологии в сфере управления производством;

  • знать особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;

в области безопасности жизнедеятельности:

  • знать принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, возможности прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;

  • уметь организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных последствий чрезвычайных ситуаций;

  • знать основы военной службы и обороны государства;

  • иметь представление о медицинских знаниях;

в области охраны труда:

  • знать особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности, правовые, нормативные и организационные основы охраны труда на судах и в судоходных компаниях;

  • уметь проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;

  • уметь использовать экобиозащитную и противопожарную технику;


По специальным дисциплинам

Выпускник должен:

иметь представление:

  • об основных научно-технических проблемах и перспективах развития морского судоходства;

  • о теоретических основах навигации, лоции, гидрометеорологии и астрономии;

  • о требованиях, предъявляемых к судоводительскому составу, организации несения вахт, поиску и спасанию на море;

знать:

  • способы и методы определения места судна;

  • порядок использования морских навигационных карт, руководств и пособий;

  • порядок определения места судна астрономическими способами;

  • принципы действия технических средств судовождения;

  • устройство, принцип действия и правила эксплуатации электро- и радионавигационных приборов;

  • способы и методы ведения радиолокационной прокладки с учетом различных факторов;

  • правила использования средств связи;

  • правила управления судном, его маневренные элементы и влияние различных факторов на управляемость судна;

  • правила маневрирования в различных ситуациях;

  • международные и национальные нормативные документы по безопасности плавания (СОЛАС-74, ПДНВ-78/95, ГМССБ, МППСС-72);

  • возможности использования информационных технологий в профессиональной деятельности;

уметь:

  • выполнять расчеты по выбору оптимального пути судна с учетом фактической и прогнозируемой гидрометеорологической обстановки;

  • определять место судна и поправки приборов астрономическими способами;

  • использовать технические средства судовождения;

  • вести радиолокационную прокладку, определять место судна при плавании в различных условиях с учетом внешних факторов;

  • использовать судовые системы радионавигационного наблюдения и автоматической радиолокационной прокладки;

  • принимать и передавать информацию с использованием всего комплекса средств и методов;

  • определять маневренные элементы судна, учитывать влияние различных факторов на маневренные элементы судна;

  • применять правила маневрирования и требования документов по безопасности плавания;

  • организовывать и управлять проведением работ на судне в соответствии с присвоенной квалификацией;

  • применять стандартное программное обеспечение для использования различных видов и форм профессиональной деятельности;

  • применять компьютерные и телекоммуникационные средства.


2.3. Требования к уровню подготовки выпускника по производственной (профессиональной) практике

В процессе производственной (профессиональной) практики курсант (студент) должен закрепить и углубить знания, полученные в процессе обучения, приобрести умения по всем видам профессиональной деятельности.


2.4. Требования к выпускнику по итогам освоения основной профессиональной образовательной программы

В результате освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 2405 Морское судовождение выпускник должен быть готов к выполнению производственно–технологической и организационно-управленческой деятельности на уровне эксплуатации в соответствии с квалификационной характеристикой и требованиями ПДНВ-78/95.


3. Требования к минимуму содержания основной профессиональной образовательной программы по специальности 2405 Морское судовождение

Индекс

Наименование циклов, дисциплин, основные дидактические единицы

Всего часов максим. учебной нагрузки студента

В т.ч. часов обязат. учебных занятий

1

2

3

4

ТО.Ф

Теоретическое обучение – дисциплины федерального компонента

2750

2190

3
ОГСЭ.06

Социальная психология:

предмет социальной психологии; социально - психологическая характеристика личности; проблема социализации личности; проблема межличностных отношений; психология общения: содержание, цели и средства общения, техника и приемы организации коммуникаций; группа как социально-психологический феномен: виды групп, групповая динамика и лидерство в группе, проблема эффективности групповой деятельности; природа конфликтов и пути их разрешения; человек и труд; человек как субъект труда; мотивы трудовой деятельности; психология профессий









ОГСЭ.07

Основы экономики:

экономика и ее основные проблемы; микро-экономика; ресурсы; механизмы рыночного ценообразования; конкуренция; экономические основы деятельности фирмы; антимонопольное регулирование; доходы населения; регулирование социально-экономических проблем; макроэкономика; структура экономики страны; финансы; денежно-кредитная и налоговая система; инфляционные процессы; безработица; проблемы экономического роста; микро- и макроэкономические проблемы российской экономики; международное разделение труда; мировой рынок товаров, услуг и валют; основы бизнеса






64

ОГСЭ.08

Основы социологии и политологии:

социология как наука; общество как социокультурная система; социальные общности; социальные и этнонациональные отношения; социальные процессы, социальные институты и организации; личность: ее социальные роли и социальное поведение; социальные движения; социальные конфликты и способы их разрешения;

предмет политологии; политическая власть и властные отношения; политическая система; субъекты политики; политическое сознание; политическая культура; мировая политика и международные отношения; социально-экономические процессы в России








ОГСЭ.ДВ

Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые образовательным учреждением




60

ЕН.00

Математические и общие естественнонаучные дисциплины

198

132


СД.04

Радионавигационные приборы и системы:

общие сведения об устройстве и работе радиомаяков; устройство, принцип действия и правила эксплуатации радиопеленгаторов; основы радиолокации; основные типы радиолокаторов, их устройство, технические характеристики и правила эксплуатации; техника радиолокационной прокладки; принцип работы и характеристики фазовых и импульсно-фазовых наземных и спутниковых радионавигационных систем; типы судовых приемоиндикаторов радионавигационных систем, их настройка и правила эксплуатации; определение местоположения судна с помощью радионавигационных средств; аппаратура электронных карт






50

СД.05

Радиолокационное наблюдение и прокладка,

эксплуатация средства автоматической навигационной прокладки (САРП):

требования Международной морской организации к подготовке судоводителей по использованию радиолокатора; обязанности вахтенной службы при ухудшении видимости; организация радиолокационного наблюдения; решение задач расхождения с судами по данным радиолокационной станции;

требования Международной морской организации к оснащению судов средствами автоматической радиолокационной прокладки и подготовке судоводителей к их использованию; средства автоматической радиолокационной прокладки, принцип и режимы работы; отработка приемов решения задач, выбор маневра по информации о зонах опасности; подготовка с использованием тренажера






50

СД.06


Управление судном и безопасность мореплавания

маневренные характеристики судна; влияние работы движителей и других факторов на управляемость судна; маневрирование при съемке и постановке судна на якорь, к плавучим швартовым сооружениям; швартовые операции; Международные правила предупреждения столкновений судов (МППСС-72); основные принципы несения вахты; визуальные средства связи, наблюдения и сигнализации; использование Международного свода сигналов; использование руководств Международной морской организации по поиску и спасанию на море, по организации штурманской службы, по обеспечению безопасности мореплавания; организация поисковых и спасательных работ; органы надзора и контроля за безопасностью мореплавания; правила контроля за судами в заграничных портах; оценка состояния аварийного судна; роль человеческого фактора; ответственность за аварии;

конструкция, снаряжение и отдельные предметы снабжения спасательных средств; приемы спуска и подъема спасательных средств; управление спасательными средствами и руководство людьми после оставления судна; оказание первой медицинской помощи;

руководство борьбой с пожаром на судах, организация, тактика и управление; использование средств пожаротушения; меры противопожарной безопасности; системы и оборудование обнаружения пожара и пожаротушения, требования по государственному и классификационному освидетельствованию; оценка причин пожаров






58


СД.ДС

(ДВ).00

Дисциплины специализации, дисциплины по выбору студента, устанавливаемые образовательным учреждением




250


ТО.00

Всего часов теоретического обучения

3510

2340

Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 2405 Морское судовождение при очной форме обучения составляет 147 недель, в том числе:

  • теоретическое обучение, включая лабораторные и практические
    занятия, выполнение курсовых работ (курсовое проектирование) 65 недель;

  • производственная (профессиональная) практика 54 недели;

  • промежуточная аттестация 4 недели;

  • итоговая государственная аттестация 3/3 недели;

  • резерв времени образовательного учреждения 3 недели;

  • каникулярное время 18 недель.




  1. Общие требования к разработке основной, профессиональной образовательной программы, обеспечивающие реализацию образовательными учреждениями Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 2405 Морское судовождение


4.1. Общие положения

      1. Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную, профессиональную образовательную программу по специальности.

      2. Основная профессиональная образовательная программа по специальности разрабатывается на основании Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 2405 Морское судовождение – далее (Государственные требования) и включает в себя требования к уровню подготовки выпускника, учебный план, программы учебных дисциплин, программу производственной (профессиональной) практики, программу итоговой государственной аттестации. При разработке учебного плана образовательное учреждение использует примерный учебный план по специальности. При формировании пояснений к учебному плану применяются положения данного раздела с учетом специфики организации образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении.

4.1.3 Основная профессиональная образовательная программа по специальности в части теоретического обучения состоит из дисциплин федерального компонента (в том числе дисциплин по выбору студента), дисциплин национально-регионального (регионального) компонента, а также факультативных дисциплин и консультаций.

4.1.4 Содержание национально-регионального (регионального) компонента основной профессиональной образовательной программы по специальности (включая распределение по циклам дисциплин) устанавливается субъектом Российской Федерации или образовательным учреждением самостоятельно.

В случае введения субъектами Российской Федерации национально-регионального (регионального) компонента финансирование связанных с этим затрат на бесплатное обучение студентов производится за счет средств бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации; в остальных случаях финансирование осуществляется за счет средств учредителей.

Объем времени, отведенный на дисциплины национально-регионального (регионального) компонента, может быть использован, в том числе и на увеличение объема времени на дисциплины федерального компонента.

4.1.5 Объем практической подготовки студента: производственная (профессиональная) практика, лабораторные и практические занятия, выполнение курсовых работ (курсовое проектирование) должен составлять 50-60% от общего объема времени, отведенного на теоретическое обучение и практику.


    1. Требования к организации и обеспечению образовательного процесса

      1. Требования к кадровому обеспечению образовательного процесса

Реализация основной профессиональной образовательной программы по специальности должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, как правило, высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. Преподаватели специальных дисциплин, как правило, должны иметь опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере.

      1. Требования к учебно-методическому обеспечению образовательного процесса

Реализация основной профессиональной образовательной программы по специальности должна обеспечиваться доступом каждого студента к информационным ресурсам (библиотечным фондам, компьютерным базам данных и др.), по содержанию соответствующим полному перечню дисциплин основной профессиональной образовательной программы, наличием учебников, учебно-методических, методических пособий, разработок и рекомендаций по всем дисциплинам и по всем видам занятий – практикумам, курсовому и дипломному проектированию и др., этапам практики, а также наглядными пособиями, аудио-, видео- и мультимедийными материалами.

Обеспеченность студентов учебной литературой, необходимой для реализации основной профессиональной образовательной программы, должна соответствовать нормативу – 0,5 экз. на одного студента. Источники учебной информации должны отвечать современным требованиям. В образовательном процессе должны использоваться законодательные акты, нормативные документы и материалы профессионально-ориентированных периодических изданий.



      1. Требования к материально-техническому обеспечению образовательного процесса

Образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную образовательную программу по специальности, должно располагать материально- технической базой, обеспечивающей реализацию Государственных требований и соответствующей действующим санитарно-техническим нормам.

Реализация основной профессиональной образовательной программы по специальности должна обеспечивать выполнение студентом лабораторных и практических работ, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров.


ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ

кабинетов, лабораторий, мастерских и комплексов

по специальности 2405 Морское судовождение

Кабинеты:



  1. Социально-экономических дисциплин

  2. Русского языка и культуры речи

  3. Английского языка

  4. Математики

  5. Информатики

  6. Инженерной графики

  7. Технической механики

  8. Метрологии, стандартизации и сертификации

  9. Теории, устройства и борьбы за живучесть судна

  10. Безопасности жизнедеятельности и охраны труда

  11. Военно-морской подготовки экипажей гражданских судов

  12. Правового обеспечения профессиональной деятельности

  13. Экономики и менеджмента

  14. Энергетического оборудования, механизмов и систем судна

  15. Мореходной астрономии

  16. Управления судном

  17. Курсового проектирования

  18. Подготовки к государственной итоговой аттестации

  19. Методический

Лаборатории:

  1. Технических средств обучения

  2. Информатики и вычислительной техники

  3. Электротехники и электроники

  4. Навигации и лоции

  5. Навигационной гидрометеорологии

  6. Судового радиооборудования, радионавигационных приборов и систем

  7. Радиолокационного наблюдения и прокладки

  8. Технических средств судовождения

Мастерские:

  1. Учебно-производственные

Комплексы:

1

Учебно-тренажерный

2

Спортивный с плавательным бассейном (при отсутствии плавательного бассейна в учебном заведении арендовать бассейн, имеющийся в регионе)

5


Лыжная база (при наличии соответствующих климатических условий)

4.2.4. Требования к организации производственной (профессиональной) практики

Образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную образовательную программу по специальности, должно обеспечить планирование, организацию и проведение производственной (профессиональной) практики в соответствии с Положением о производственной (профессиональной) практике студентов, курсантов образовательных учреждений среднего профессионального образования и Рекомендациями по организации и проведению производственной (профессиональной) практики по группе специальностей (при наличии таковых).

В период прохождения производственной (профессиональной) практики студент, курсант должен освоить одну или несколько из перечисленных ниже родственных профессий: матрос, судоводитель маломерного судна.

4.2.5. Требования к промежуточной и итоговой государственной аттестации выпускников

Количество экзаменов в учебном году не должно превышать 8, а количество зачетов 10. В указанное количество не входят экзамены и зачеты по физической культуре и факультативным дисциплинам.

На весь период обучения предусматривается выполнение не более трех курсовых работ (проекта) по дисциплинам общепрофессионального и (или) специального циклов.

Виды итоговой государственной аттестации:

1 вариант: итоговыый междисциплинарный экзамен

2 вариант: итоговые экзамены по дисциплинам.



4.2.6. Общие нормативы по организации образовательного процесса

4.2.6.1. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности при очной форме обучения для лиц. обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 52 недели (1 год) из расчета:

теоретическое обучение (при обязательной

учебной нагрузке 36 часов в неделю) 39 недель;

промежуточная аттестация 2 недели;

каникулярное время 11 недель.

4.2.6.2. Срок освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности по заочной формам обучения увеличивается по отношению к нормативному сроку, установленному в пункте 1.3 раздела “Общая характеристика специальности”:

- на базе среднего (полного) общего образования - на 1 год;

- на базе основного общего образования - на 2 года (при этом срок освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования составляет 2 года).

Сроки освоения основной профессиональной образовательной программы по спе­циальности при сочетании различных форм обучения устанавливаются образовательным учреждением самостоятельно на основании нормативного срока.

4.2.6.3. Количество дисциплин по выбору должно быть таким, чтобы студент мог обоснованно и реально выбирать дисциплину (дисциплины). Выбранные студентом дисциплины становятся обязательными для изучения.

4.2.6.4. Выполнение курсовой работы (курсовое проектирование) рассматривается как вид учебной работы по дисциплине и реализуется в пределах времени, отведенного на ее изучение.

4.2.6.5. Факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом образовательного учреждения (не более 4 часов в неделю), не являются обязательными для изучения студентом. При реализации среднего (полного) общего образования для лиц, обу­чающихся на базе основного общего образования, объем времени на факультативные дис­циплины увеличивается на 156 часов.

4.2.6.6. Консультации для студентов очной формы обучения предусматриваются об­разовательным учреждением в объеме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год, в том числе в период реализации среднего (полного) общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования.

4.2.6.7. По всем дисциплинам теоретического обучения и этапам производственной (профессиональной) практики, включенным в учебный план образовательного учреждения, должна выставляться итоговая оценка (“отлично”, “хорошо”, “удовлетворительно” или “зачтено”).

4.2.6.8. На предпоследнем курсе в период летних каникул с юношами проводятся пятидневные учебные сборы на базе воинских частей, определенных военными комиссариатами.


4.3. Академические свободы образовательного учреждения в формировании содержания образования и организации образовательного процесса

При разработке основной профессиональной образовательной программы по специальности образовательное учреждение имеет право:

4.3.1. Уменьшать в пределах 5% объем времени, отведенный Государственными требованиями на циклы дисциплин.

4 3.2. Распределять резерв времени образовательного учреждения.

4.3.3. Формировать цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин. При этом дисциплины "Основы философии" (в объеме не менее 44 часов), “Основы права” (в объеме не менее 32 часов), "Русский язык и культура речи" (в объеме не менее 56 часов), "Иностранный язык" и “Физическая культура" (из расчета 2 часа в неделю на весь период теоретического обучения) реализуются в обязательном порядке. Одна - две дисци­плины выбираются образовательным учреждением из следующего перечня дисциплин: "Социальная психология". "Основы экономики", "Основы социологии и политологии" и реализуются в течение времени, отведенного на дисциплины (64 часа). Остальные дисциплины по желанию образовательного учреждения могут реализовываться в качестве дисциплин по выбору студента, за счет резерва времени образовательного учреждения. При этом возможно объединение дисциплин в междисциплинарные курсы при сохранении минимума содержания.

Формировать дисциплины по выбору студента, устанавливаемые образовательным учреждением, которые должны быть направлены на реализацию личностных потребностей обучающихся и обеспечение гуманитаризации содержания образования.

В том случае, если образовательное учреждение не выбирает в качестве обязательного изучения дисциплину “ОГСЭ.07 Основы экономики”, то дидактические единицы данной дисциплины включаются в инвариантную для всех специальностей дисциплину “ОПД.12 Экономика отрасли”.

4.3.4. В цикле общепрофессиональных дисциплин формировать дисциплины по выбору студента, устанавливаемые образовательным учреждением (если это предусмотрено Государственными требованиями по специальности), которые должны быть направлены на углубление общепрофессиональной подготовки студента.

4.3.5. В цикле специальных дисциплин:

- вводить специализации путем выбора из перечня, предлагаемого министерством (ведомством) по закрепленным специальностям;

- формировать специализации самостоятельно или совместно с органами исполнительной власти различных уровней; наименование, перечень и содержание дисциплин специализации должны быть согласованы с министерством (ведомством) по закреплен­ным специальностям;

- формировать дисциплины по выбору студента, которые должны быть направлены на обеспечение конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда.

4.3.6. Определять перечень и содержание дисциплин по выбору студента, факультативных дисциплин.

4.3.7. В случае самостоятельного формирования содержания национально-регионального (регионального) компонента использовать время, отведенное на дисциплины национально-регионального (регионального) компонента:



  1. на увеличение объема времени на дисциплины федерального компонента;

- на введение дополнительных дисциплин в циклы общих гуманитарных и социально-экономических, математических и общих естественнонаучных, общепрофессиональных, специальных дисциплин.

4.3.8. При формировании дисциплин по выбору студента, дисциплин специализации, дисциплин национально-регионального (регионального) компонента, факультативных дисциплин определять время на их изучение в объеме не менее 32 часов.

4.3.9. Выбирать вид итоговой государственной аттестации из установленных в п.4.2.5 Государственных требований.

4.3.10. Определять формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные и т.д.).

4 3.11. Использовать от 10 до 15% от общего объема времени, отведенного на дисциплину федерального компонента, на самостоятельное проектирование дополнительного содержания образования по дисциплине при условии выполнения минимума содержания образования по дисциплине, указанного в Государственных требованиях.

4.3.12. Планировать концентрированное изучение дисциплины Английский язык.

4.3.13. Определять возможность присвоения квалификационных разрядов по одной или нескольким родственным профессиям из числа определенных в п.4.2.4.

Приложение



ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

среднего профессионального образования базового уровня по специальности 2405 Морское судовождение

Квалификация – техник-судоводитель
Форма обучения – очная

Нормативный срок обучения – 2 года 10 месяцев

на базе среднего (полного) общего образования


Индекс

Элементы учебного процесса, учебные дисциплины

Время в неделях

Макс. учебная нагрузка студента в часах

Обязательная учебная нагрузка в часах

Рекомендуемый курс изучения

Всего

В том числе




лаб. и практ. занятия

курс. работы (курс. проект.)




1

2

3

4

5

6

7

8

ТО.00

Теоретическое обучение

65

3510

2340











ОГСЭ.06

Социальная психология






64 10








ОГСЭ.07

Основы экономики














ОГСЭ.ДВ

Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые образовательным учреждением







60

8




2…4


ОПД.08

Управление безопасностью на водном транспорте







32

10




2

ОПД.09

Коммерческая эксплуатация судна







36

16




2,3


К

Консультации (на каждую учебную группу на весь период обучения)




300










2…4

ПП.00

Производственная (профессиональная) практика

54



















Итого:

147



















1 Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов на базе основного общего образования, реализуют основную образовательную программу среднего (полного) общего образования с учетом профиля получаемого среднего профессионального образования.

2 Требования к уровню подготовки выпускника по дисциплинам в областях социальной психологии, экономики, социологии и политологии являются обязательными для выполнения только в случае освоения соответствующих дисциплин.

33 Цикл ОГСЭ включает в себя дисциплины ОГСЭ.01- ОГСЭ.05 в качестве обязательных дисциплин, дисциплины ОГСЭ.06- ОГСЭ.08 – в качестве дисциплин, устанавливаемых по усмотрению образовательного учреждения. Время, отведенное на дисциплины ОГСЭ.06- ОГСЭ.08, составляет 64 часа.








Мы любим женщин с принципами. Нашими. Лешек Кумор
ещё >>