1 Нормативная база для разработки Программы Программа развития гбоу средней общеобразовательной школы с углубленным изучением предме - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Образовательная программа по английскому языку для общеобразовательной... 1 82.73kb.
Нормативная база для разработки программы развития школы 5 726.41kb.
Программа развития на 2010-2015 гг 7 1252.67kb.
Учебный план на 2012/2013 учебный год гбоу города Москвы средней... 1 285.32kb.
Пояснительная записка основная образовательная программа начального... 9 2135.99kb.
План развития Государственного бюджетного образовательного учреждения... 3 418.92kb.
Отчёт о результатах самообследования Государственного бюджетного... 2 625.85kb.
Образовательная программа Муниципального бюджетного общеобразовательного... 6 833.13kb.
Согласован о 2 414.32kb.
1 Учредителем Школы от имени города Москвы и по поручению Правительства... 3 423.58kb.
«Ввод и редактирование текстового документа» 1 41.34kb.
Учебный план мкоу северной сош на 2012 2013, 2013 2014 учебный год 1 183.76kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

1 Нормативная база для разработки Программы Программа развития гбоу средней общеобразовательной - страница №1/1

Интеграция основного и дополнительного образования как основа развития школы и создания эффективной модели образовательного пространства.

1.1. Нормативная база для разработки Программы

Программа развития ГБОУ средней общеобразовательной школы с углубленным изучением предметов области знаний «Искусство» №1332 (далее Программа) является организационной основой осуществления целенаправленной и согласованной деятельности педагогического коллектива по реализации базового общего образования и программ дополнительного образования. Базой для реализации программы является ГБОУ средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов области знаний «Искусство» №1332. Наличие опыта работы, имеющаяся материально- техническая база, дидактико-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие наработки коллектива школы выступают основой для реализации качественно нового уровня работы и организации системного педагогического подхода к программе по созданию условий личностно-ориентированной и профессиональной самореализации всех субъектов педагогического процесса.

Школа является юридическим лицом, самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность.

Программа разработана на основе анализа современного состояния системы среднего общего образования в РФ в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:


  1. Конституция Российской Федерации.

  2. Конвенция о правах ребёнка.

  3. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка».

  4. Закон РФ «Об образовании».

  5. Федеральный государственный образовательный стандарт.

  6. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

  7. Закон РФ «Об утверждении Федеральной программы развития образования».

  8. Типовое Положение об общеобразовательном учреждении, утверждённое постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 г.

  9. Приоритетные направления развития московского образования на 2011-2015 год.

  10. Устав ГБОУ средней общеобразовательной школы с углубленным изучением предметов области знаний «Искусство» № 1332.

  11. Локальные акты к Уставу школы.

1.2. Современные социальные и образовательные тенденции.

Сегодня перед системой образования поставлена задача уточнения критериев оценки качества воспитания и образования. В прошлом результативность работы школы оценивалась обществом прежде всего по тому, насколько ей удалось передать детям накопленные знания, умения, навыки. Детей готовили к жизни в обществе, которое в общих чертах будет похоже на тот мир, в котором жили их родители. Ныне положение вещей кардинально изменилось. Социальные преобразования в современном обществе приводят к мысли о том, что нашим детям жить в мире, который существенно отличается от сегодняшнего.

Поэтому свою учебно-воспитательную работу мы должны оценивать не по передаче молодежи своих ценностей, знаний, умений, навыков, а скорее всего по результатам их подготовки к самостоятельным действиям и решениям в условиях, которых заведомо не существовало в жизни предшествующих поколений.

Функция школы

в системе дополнительного образования

Концепция модернизации российского образования в период до 2010 года направлена на создание механизма устойчивого развития системы образования и обеспечения условий для самоопределения и самореализации личности.

Реализация Новой Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2011-2015 годы направлена на достижение стратегических целей социально-экономического развития страны, в том числе на удовлетворение потребностей граждан в образовании и духовном развитии, повышение роли предметов художественно-эстетического профиля в сфере общего образования.

Развитие образования в сфере культуры и искусства есть важнейшая база для художественного образования в целом, которое призвано обеспечить решение таких задач, как:

· выявление художественно одаренных детей, обеспечение соответствующих условий для их образования и раскрытия творческого потенциала;

· эстетическое воспитание подрастающего поколения;

· воспитание подготовленной и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей;

· приобщение граждан РФ к ценностям отечественной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;

· реализация нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических норм поведения и морали как личности, так и общества;

· повышение значимости культуры и искусства при реализации основных и дополнительных образовательных программ в общеобразовательных учреждениях.

Произвольная память учащихся лучше развивается при условии использования учителями педагогических технологий в обучении.

Показатели развития интеллектуальной сферы значительно выше у учащихся, занимающихся в кружках и секциях, то есть получающих дополнительное образование.

Адекватная самооценка чаще формируется у учащихся, получающих дополнительное образование.

Показатели, полученные по методике определения содержательной рефлексии учащихся, получающих дополнительное образование, значительно выше по сравнению с учащимися, не посещающими кружки и секции.

В процессе развития личности качественно повышается мотивация обучения. Большинство учащихся, занимающихся в кружках и секциях, имеют высокие показатели внутренней мотивации, что проявляется в готовности к самостоятельному овладению знаниями.

Ведущей концептуальной идеей, определяющей долгосрочные перспективы развития школы, является идея гуманизации и гармонизации педагогических парадигм. Только в контексте данных идей следует понимать задачи модернизации образования. При несомненной важности прагматических задач реформирования современной российской школы компетентностная парадигма не может быть признана единственной и самодостаточной. Для удержания в образовательном поле ценностей и смыслов культуры требуется взвешенный, сбалансированный подход. Идея поэтапной гармонизации педагогических парадигм требует детальной проработки с точки зрения содержания образования педагогических технологий и управления учебно-воспитательным процессом.

С этих позиций в 2012-2013 учебном году предстоит проанализировать предлагаемые стандарты образования и внести в деятельность школы необходимые коррективы, позволяющие избежать перекосов в содержании образования, учитывая при этом фактор перегрузки учащихся.

В 2012-2013 учебном году предусматривается завершить создание единого информационного пространства школы, включая полную информатизацию управления.

Помимо стратегических задач необходимо выделить планируемые приоритетные локальные преобразования, как совершенствующие предшествующие достижения, так и расставляющие новые акценты в традиционной деятельности школы. К числу таких приоритетных локальных преобразований следует отнести:

- дальнейшую разработку и внедрение здоровьесберегающих педагогических технологий;

- информатизацию обучения на базе передвижных мобильных компьютерных классов;

- углубление и развитие системы разноуровневого дифференцированного обучения в школе;

- дальнейшую разработку и совершенствование в рамках школы содержания образования с учётом склонностей и способностей учащихся и потребностей рынка (Возможность открытия других профилей в старшей школе, расширение предпрофильной подготовки с учётом интересов учащихся основной школы.);

- взаимное усиление передовых педагогических и информационных технологий, позволяющее достигать резонансного эффекта в учебно-воспитательном процессе;

- совершенствование воспитательного пространства школы в его современном смысловом наполнении;

- реализацию школьных программ;

- разработку и внедрение в учебно-воспитательный процесс комплексной системы мер по обучению учащихся поведению в чрезвычайных ситуациях,

- в плане оптимизации менеджмента школы дальнейшее совершенствование и развитие сферы платных образовательных услуг, экстерната, построение стратегии эффективной деятельности Совета родительской общественности.

Таковы стратегические задачи школы на ближайшие три года. К решению некоторых из них педагогический коллектив уже приступил, другие находятся только в стадии первичной разработки. Необходимость решения новых для школы проблем не отменяет традиционной устоявшейся деятельности. Поэтому постановка задач её отдельным подразделениям включает как новые, так и традиционные цели.

Анализ социокультурной ситуации.

Анализ социокультурной ситуации за период 2010-2012г. показал, что школа в своем развитии прошла сложнейший этап своей жизни, который потребовал колоссальных усилий в стабилизации учебно-воспитательного процесса. Прежде всего, это связано с кардинальным решением таких насущных проблем, как:

- смена административно-руководящего персонала  (директор, заместители по ВР, НМР. руководитель структурного подразделения « Дополнительное образование»);

- расширение поля деятельности через внедрение и апробацию новых учебных предметов и образовательных программ: изобразительное искусство, хореографическое искусство ;

-  частичное изменение статуса школы (открытие классов с углублённым изучением предметов области знаний математика) ;

- обновление нормативной базы в свете изменения статуса и расширения видов образовательной деятельности согласно Уставу;

- изменение кадровой политики;

- наращивание материальных ресурсов;

- оборудование кабинетов, классных аудиторий;

- оформление школьного интерьера.

Оценка педагогической деятельности коллектива в целом говорит о достаточно высоком профессиональном мастерстве педагогов, которые добиваются высоких результатов по различным направлениям, в том числе музыкальном и художественном. Однако более тщательный анализ ситуации свидетельствует о наличии проблем и противоречий, требующих пристального внимания и решения со стороны всего педагогического коллектива.

Не секрет, что контингент учащихся разнолик и предполагает разноуровневую подготовку, как общешкольную, так и общехудожественную.

Критерии и требования, обозначенные в образовательных программах , нацелены на однородный контингент учеников, оставляя за «бортом» большой процент детей, которые не пополнят списки конкурентно способных учеников и профессиональных музыкантов, художников, танцоров, певцов и пр.

 Искусство выполняет различные функции в качестве участника и организатора процессов социального общения, оно передает эмоциональный, духовный опыт людей, диалог эпох и культур в пространстве и во времени.

Вопрос лишь заключается в следующем: в какой мере и на каком уровне нужно владеть основами художественной культуры каждому человеку? Здесь необходимо выделить 2 стороны:

· Искусство как механизм развития духовной культуры (это функция как основной школы, так и дополнительного образования);

· Искусство как профессия

В свете этого и меняются задачи на каждой ступени обучения.

На стадии раннего обучения это:

- накопление опыта общения с искусством;

- ознакомление с семантикой языка искусства и базовыми культурными практиками;

- выявление природных задатков и сферы интересов детей;

- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры чувств.

В рамках основной школы:

- формирование общей и художественной культуры через самостоятельные суждения, размышления, исполнительский опыт;

- развитие универсальных (интеллекта, фантазии, художественного мышления) и специальных умений и навыков (исполнительского и практического опыта);

В рамках старшей школы :

- на осмысление места искусства в жизни каждого учащегося;

- на самоактуализацию и самоопределение своей культурной и социальной ниши, на овладение основами профессии;

- накопление и применение полученных знаний в различных областях жизни.

Процесс личностного, общекультурного и профессионального развития ребенка осуществляется через поиск новых моделей школ и новых педагогических технологий.

В настоящее время общеобразовательная школа, взяв курс на профильность, способна обеспечить подготовку детей к дальнейшему продолжению обучения в области точных, естественных, гуманитарных наук, тогда как область художественного творчества (музыкального) для многих остается закрытой.



Именно дополнительное образование в союзе с общеобразовательной школой может обеспечить условия для удовлетворения многообразных и разноуровневых потребностей и возможностей детей.

Стратегические задачи

В связи с обозначенными проблемами, цель нашей программы развития на период 2012-2017 год – изменение отношения к образованию в социуме, повышение статуса образования, его востребованности и результативности через интеграцию общего и дополнительного образования.

Заявленная цель может быть достигнута при условиях, если будет:

·создана единая среда общешкольной, профильной и общехудожественной подготовки детей, многоуровневая и взаимодополняющая система, обеспечивающая разные потребности учащихся;

·преодолена самозамкнутость программ общей школы и дополнительного образования;

· более развита методологическая и психологическая культура педагогов школы и сформировано новое педагогическое мышление;

·подготовлены условия для перехода к новой структуре школы, отвечающей ее специфике обучения.

Мы полагаем, что создание единой системы образования может обеспечить пространство для разных потребностей детей, а искусство стать рычагом для духовного развития ребенка.

Методические проблемы и способы их решения

Педагог, не имеющий отчетливого видения собственных проблем, тупиков, своей позиции, стремится овладеть чужим опытом и транслировать его вместе с небольшими корректировками ученикам, фактически воспроизводя уже известное. В таком случае культура не наращивается, в лучшем случае, - воспроизводится и потребляется, в худшем – формализуется и омертвляется, поскольку в массовом педагогическом сознании допускается идея, что некий готовый учебный материал, например, по сольфеджио, музыкальной литературе или другим предметам и есть содержание обучения, а усвоение его составляет базовую образовательную и воспитательную практику. Такое понимание ошибочно.

В связи с необходимостью повышения профессионализма педагога и приведение в соответствие с заказом качества образовательных услуг, возникает необходимость проанализировать методическую работу школы.

Цель методической работы – обогащение педагогического опыта в рамках имеющейся системы, образовательного пространства школы и выхода за ее пределы.

Методическая работа – это процесс, при котором планируется выбор методов конструирования или обогащения опыта, разработка методических материалов и пособий для учащихся, учителей, педагогов, оформление результатов в виде описания собственного опыта.

Методика должна быть целостной и сочетать два начала: субъективное и закономерное. При этом в методике и технологии педагога должна отражаться его концептуальное видение стратегии школы и индивидуальная эмоционально-ценностная позиция.

Методическая работа в школе ведется через следующие формы:

· Открытые уроки;

· Мастер-классы;

-Интегрированные уроки

· Методическое обеспечение (разработки, пособия).

Первые две формы методической работы часто смешиваются, так как не определены их рамки, границы, алгоритм проведения. Их содержательное наполнение и форма фактически не различаются.

Темы открытых уроков зачастую давно потеряли актуальность для учителей и учащихся, т.к. решают узкопредметные задачи и выбираются без учета потребностей и особенностей мышления детей. Возможности накопления универсальных знаний и базовых деятельностных умений на таких уроках незначительны. Если в теме урока не сформулирована проблема, то урок становится простой копией определенных действий педагога, что отражается на потере интереса детей к занятиям любой деятельностью, в том числе художественной. Налицо – недостаточная психологическая компетентность педагога.

Мы считаем, что темы открытых уроков, мастер - классов должны иметь проблемный, поисковый характер, приглашая школьников к мыслительной деятельности.

При акценте на содержательной стороне средств выразительности обучение приобретает неформальный оттенок, осуществляется в поисковом режиме, где неукоснительно возрастает роль художественного начала.

В темах открытых уроков часто просматривается «школа памяти», натаскивания вместо «школы развития»; репродуктивные методы вместо творческих; преобладание технических, информационных задач обучения над художественными, исследовательскими. В результате материал урока – это самоцель, а не средство, которое закрывает истинное содержание образования.

Очевидно, что темы для открытых занятий и мастер-классов должны быть сформулированы с учетом следующих критериев:

- актуальность темы, значимость для коллектива или группы людей;

- адресность выступлений;

- востребованность;

- новый взгляд на старые проблемы (авторское прочтение темы);

- способность к тиражированию, возможность для обобщения.

Составление рабочих образовательных программ и их анализ показал, что на сегодняшний день педагоги школы в основной массе:

- не всегда могут самостоятельно сформулировать свои концептуальные подходы к обучению;

- программы освещают лишь перечень приобретения специальных навыков;

- копируются рекомендованные типовые требования к уровню обученности детей в рабочие программы без учета индивидуальных и разноуровневых подходов;

- программы должны содержать вариативную часть, рассчитанную на индивидуальные преломления к каждому ученику;

- критерием результативности является отметка, которая отражает только количественные факторы в обучении и субъективное видение педагога

- не владеют системой мониторинга по своему предмету в соответствии с концепцией школы, что является свидетельством их невысокой педагогической компетентности, при высоком уровне «исполнительского мастерства».

Именно поэтому первыми шагами в плоскости развития школы становятся рефлексивная практика педагогов, осознание коллективом разрывов и определение и обоснование измерителей качества (см.далее).

Следовательно, проблемы становления рефлективности и критики собственной деятельности – одна из самых сложных на сегодняшний день. Мало кто хочет обнаружить в себе себя, а тем более перед другими свое неумение ставить цели, задачи, удерживать их рамки, осмысливать шаги движения к цели, анализировать и структурировать свой опыт.

В связи с обозначенными проблемами перед нами встали задачи ближайшего будущего:

1 блок:

· разработать алгоритмы разных форм методической работы, развести их по функциям, задачам, структуре, содержательному наполнению;

· пересмотреть темы открытых уроков с точки зрения их психологической, методической, художественной значимости;

· разработать систему интегрированных уроков по проблемам, объединяющим весь коллектив;

· запланировать проблемные совместные семинары педагогов общего и дополнительного образования с показом методических наработок по решению поставленных задач.

2 блок:

· выработать критерии и инструментарий отслеживания степени мотивации учащихся;

· разработать методический пакет для мониторинга, который позволит объективно оценивать вклад каждого педагога в образовательный и воспитательный процесс, психологическую культуру учителя и уровень педагогического мастерства.

Некоторые из этих задач решены, но требуется время для более основательной их проработки.



Управление реализацией программы

Пути решения обозначенных проблем:

выработка школой общей стратегии, тактики, функций в образовании и воспитании детей;

совместные семинары, конференции с общеобразовательными учреждениями, отделами образования и культуры;

поиск и создание универсальных программ, обеспечивающих учебную и общехудожественную подготовку;

разработка и создание сети элективных курсов (по выбору).

1. Новое педагогическое мышление, о котором говорилось выше, будет формироваться через:

освоение педагогами универсальных методик, позволяющих работать с детьми, имеющими разный исходный уровень, динамику развития художественных и общеобразовательных способностей, степень интереса и возможностей (курсы повышения квалификации, педагогические советы, семинары);

овладение педагогами школы объективными методиками диагностики уровня сформированности художественной культуры и степени учебной мотивации;

переход от репродуктивной деятельности к продуктивной. Движение от субъективного мнения к объективизации знаний.

2. Научно-исследовательская деятельность педагогов:

разработка пакетов элективных курсов;

редакция и апробация новых рабочих образовательных программ в логике развивающей педагогики;

создание методических пособий и дальнейшее развитие методической службы.

Обозначенные проблемы методологического, методического и психологического характера заставляют административный корпус ранжировать задачи и по их приоритетам.



Задачи управленческого характера

1. Создание условий для взращивания нового педагогического мышления через организацию педагогических мастерских, лабораторий, курсов повышения квалификации.

2. Вовлечение большей части коллектива и представителей родительской общественности в проектирование концептуального пространства школы, создание условий для формирования коллектива субъектов мышления.

3. Разработка системы мониторинга методики отслеживания результативности и динамики качества протекания процесса развития школы.

В связи с этим, подбор и формирование административного корпуса и педагогических кадров будет осуществляться на основе гуманистических принципов подхода к обучаемому и наличии «ядерных» качеств у управленца-администратора:

способность к рефлексии, умение решать проблемы детей на психолого-педагогическом уровне, терпимость к критике;

чувство нового, чувство проблем, перспектив, высокая толерантность к неопределенным, противоречивым, двойственным ситуациям;

умение генерировать идеи и увлечь ими коллектив, выявить первоочередные задачи и анализировать ситуации;

умение изменять ситуацию, строить пошаговое движение к цели, волевые качества, позволяющие избегать мелочной опеки;

умение расставаться с мифами, руководствоваться здравым смыслом и гуманистической идеей – все во имя ребенка.



Пути отслеживания качества учебно-воспитательного процесса

Успешность и эффективность обучения и образования детей, прежде всего, зависит от деятельности преподавательского состава, его перспективного видения проблем и параметров для отслеживания результатов. Однако до сих пор не выработана система объективной оценки учащихся, которая бы отражала качество педагогического труда в сфере образования и воспитания.

Без выработанных четких критериев создается почва для субъективизма, манипулирования общественным мнением, произвольной оценки труда педагога и деятельности образовательных учреждений.

Четкие критерии дают основание полагать следующее:

- наличие эталона, через который возможно сравнение качества подготовки школьников, работы педагогов и коллективов;

- возможность разработки инструментария для диагностики;

- система объективного мониторинга как образовательного, так и воспитательного процессов.

Но пока не установлены критерии и стандарты на государственном уровне, необходимо вырабатывать их экспериментальным путем на местах. Стандарты определяются через:

- статистику, корректировку и отбраковку частностей от универсалий;

- анализ того состояния, которое испытывают дети в процессе общения : их мысли, суждения, предпочтения, желания;

- исследования материала и поиск решения задач.

Отслеживание качества учебно-воспитательного процесса необходимо вести по 3 направлениям:

1.Мотивация, потребность детей .

2.Уровень приобретенных учебных навыков, диапазон освоенных деятельностных практик ;

3.Опыт творческой деятельности, его продуктивность, наличие творческой продукции детей.

Надо отметить, что первый показатель относится к базисным, универсальным, всеобщим и отражает обязательную норму, тот минимум (т.е. стандарт), который необходимо дать в школе. Уровень исполнительской практики и продуктивного творчества относителен и индивидуален, зависит от природных задатков, от мотивации и является производным от первого .

1. Формирование мотивации

Мотивация есть объективный показатель качества образовательных услуг и процесса обучения. Она зависит от форм преподавания, способов работы с материалом, организации с учебной деятельности, от прагматической значимости процесса обучения (положение в группе, статус в социуме, необходимость изучаемого материала или техник для жизни).

Основной контингент обучающихся - это дети школьного возраста. Движущая сила, которая приводит их в стены школы – родительские притязания. И общая задача формирования мотивации состоит в том, чтобы способствовать превращению «праздного детского любопытства» в зрелую стойкую потребность общения с науками и искусством.

Этапы формирования мотивации:

·развитие интереса к деятельности через осознание ее смысла для жизни;

·обучение на начальном этапе универсальным операциям, действиям, которые позволяют детям очень быстро использовать их в самостоятельном творческом поиске (мотив подкрепляется умением);

·обеспечение каждому комфортного эмоционального климата с учетом разноуровневых и разнонаправленных интересов и возможностей детей;

·формирование волевых качеств – умения довести дело до конца, преодолевать трудности;

· формирование адекватной самооценки, объективный анализ своей деятельности.



Условия формирования мотивации:

успешность обучения, получение результата, направленного на далекое будущее, понимание значимости учения;

занимательность изложения педагогом изучаемого материала;

эмоциональность и культура речи педагога;

положительный эмоциональный настрой учащихся и микроклимат в группе и на индивидуальных занятиях.

К сожалению, на сегодняшний день ещё достаточно большое количество детей не завершают полный курс обучения в школе. Это объясняется, с одной стороны, сменой увлечений, которая присуща всем детям; с другой - недостаточным владением педагогами методами мотивации. Не всегда учителя могут противопоставить модным увлечениям компьютером учебную деятельность в качестве способа повышения социального статуса ребенка, его высокого рейтинга.

2. Качество восприятия учебного материала,

умение реально оценивать практическую значимость приобретенных знаний.

Как известно, чтобы стать «хорошим исполнителем, необходимо быть хорошим слушателем». Между тем, умение воспринимать предлагаемый материал, навык общения через знаковую систему, через семантику и синтаксис языка практически не формируется ни в школе, ни в высших учебных заведениях. Именно поэтому в обществе господствуют отчуждение от образования, низкие личностные критерии.

Любые способности ребенка первоначально формируются и выявляются через активное восприятие, которое проявляется в попытке создать собственную целостную, завершенную интерпретацию услышанного и усвоенного.

Поэтому для нас важна задача формирования общей «грамотности» детей, их слушательской, зрительской культуры, ядром которой является адекватное восприятие и художественное мышление.

Степень восприятия учебного материала в контексте жизненных связей необходимо отслеживать по таким параметрам, как:

- умение выявить своеобразие предлагаемого материала;

- умение проводить аналогии, постигать авторскую идею, авторскую речь;

- умение выразить свое отношение к услышанному и увиденному , мотивировать суждение, сопоставлять точку зрения другого и свою, иметь эстетическую позицию;

- умение проводить параллели, обобщать материал под углом их единой идеи, находить интонационно-смысловое тождество;

- целостность интерпретаций, наличие ассоциаций, аналогий в акте восприятия.

3. Качество учебной и обучающей деятельности.

На сегодняшний день в школе преобладает репродуктивная и подражательная педагогика, где учитель всю функцию обучения берет на себя и требует от ребенка исполнения по «образцу». Обучение сводится порой к заучиванию инфрмации, выучиванию определенного количества материала и т.д. Между тем, попадая в новую ситуацию, , которая «не изучалась» на уроках, выпускник не способен самостоятельно оценить происходящее.

В процессе практической учебной деятельности важно не количественное выучивание , а формирование самостоятельного мышления, получение универсального опыта для самостоятельного вхождения во взрослую жизнь.

Качество «исполнительской практики», «исполнительское мастерство» зависит от уровня критического мышления. Первый шаг на этом пути – разработка педагогических технологий, побуждающих детей к действию, к размышлению, к самостоятельным поискам и решениям.

Не каждый ребенок сразу проявляет свою одаренность через успешность обучения и через быстрое приобретение практических навыков. Скорость обучения иногда зависит от способности к подражанию, а не индивидуальных способности. 

Память, моторные способности, способы познания и сфера интересов у каждого ребенка разные, педагогу важно почувствовать особенности каждого ученика, сделать процесс обучения успешным, ярким, комфортным.

Не следует подтягивать искусственно всех и вся к эталону, более гуманно видеть в каждом уникальность и неповторимость.



Критерии и параметры

отслеживания качества деятельности педагога

Мониторинг качества деятельности педагога можно проводить по следующим направлениям:

· мотивационная и коммуникативная деятельность :умение увлечь детей учебной ,творческой (художественной, музыкальной) деятельностью;

· проектная деятельность: умение ставить цели, выделять главные, ранжировать на перспективные, отдаленные, выстраивать поэтапное движение к их реализации (через рабочие программы, программы развития);

· методическая деятельность: обобщение опыта, методические разработки, выступления на различных семинарах, конференциях в области образования и культуры, авторские методики, дидактические пособия;

· научная (исследовательская) деятельность: умение строить гипотезы, инновационные модели, стратегии, технологии обучения, обосновывать их, осуществлять эксперимент;

· социокультурная деятельность: лекции, организация сотрудничества с другими творческими коллективами и школами, детскими дошкольными учреждениями.

Становление нового педагогического мышления будет отслеживаться по следующим критериям:

· постепенный отход педагогов от монологических, информативных, репродуктивных методик в сторону проблемных, творческих, исследовательских;

· перенос педагогического акцента с обучения отдельным техническим приемам на обучение универсальным операциям, от фактологии в сторону освоения семантики, синтаксиса языка и прагматики обучения;

· обеспечение учебного процесса интенсивными и интегрированными технологиями;

· разработка широкой палитры образовательных и разноуровневых программ обучения;

· постепенный переход от монохудожественного обучения к полихудожественному, способствующему целостному развитию ребенка, формированию его широкого кругозора, включению всей структуры личности в процесс познания и творчества;

· отход от академически гладких интерпретаций материала, от штампов в сторону субъективно- личностных, сотворческих.

Педагог должен стать примером речевой культуры и культуры мышления. Нам кажется, что все это повысит мотивацию детей к учебе и сделает образовательный процесс сотворческим.

Программа поэтапного решения обозначенных проблем по направлениям

Первый этап: 2012-2013 –формирование концепции и проектная деятельность

Основные направления

Цель и задачи

Содержание деятельности

Мониторинг, показатели и формы отслеживания

Концептуальная политика школы

1.Определение стратегической идеи тактических задач, проект программы развития.

2. Вовлечение коллектива в проектирование концептуального пространства школы, создание условий для формирования коллектива.

3.Формирование корпоративной культуры.

4.Повышение уровня методологических знаний.



Анализ ситуации, выявление проблем:

- включение всего коллектива в проектирование концепции школы, выявление проблем, кризисов;

-ПЕДсовет «Реальный и идеальный образ ближайшего будущего нашей школы» - проект программы развития, проектирование концепции;

- ранжирование предложений педагогов школы. Создание банка информации индивидуальных предложений по реализации концепции.

- Педсовет «Качество учебного процесса»


Анализ работы М.О.

-уровень и степень включенности педагогов в совместную деятельность;

-актуальность предложений, важность для всего коллектива, обоснованность проблем;

-степень детализации проектов, наличие разработки пошагового движения к цели;

 


Проектная деятельность коллектива

Формирование нового педагогического мышления через самоанализ, рефлексивную и проектную практику.

Повышение качества образовательных услуг.

Проектирование обобщенной модели выпускника


-создание алгоритма написания рабочих программ;

-создание обобщенной модели выпускника;

-выработка единых критериев и требований на М.О.;

 


-Соответствие концептуальным подходам школы.

-Наличие внутренних и внешних рецензий;

-Классификация универсальных характеристик, проектов для выработки модели выпускника


Кадровая политика

Изучение ресурсов педагогического коллектива и выявление неформальных лидеров через уровень профессиональной компетенции.

Активизация творческих сил преподавателей.



Организация творческих групп по интересующим проблемам и интересам с целью выявления приоритетных потребностей.

Выступления на семинарах, конференциях, педсоветах.



Наличие совместных методических разработок по учебным темам.

Методическая работа

Повышение профессионального мастерства, перестройка методической работы по индивидуальному графику.

Изучение спроса педагогов: формирование заказа на практикумы и спец.курсы по выбору для педагогов школы..

Планирование графика повышения квалификации на базе МИОО

-методология и педагогика образования;

-режиссура педагогического взаимодействия;

-интегрированные технологии художественного образования.

Взаимодействие с учебными заведениями подобного типа с целью обмена опытом.

Планирование проблемных семинаров.


Широта кругозора, умение дать научное, методологическое и психологическое обоснование своим рабочим программам.

Показатели качества курсовой подготовки:

-внешние рецензии, мотивация к самообразованию, степень внедрения новых методик в собственную практику;

-наличие индивидуальных планов повышения квалификации, их соответствие профессиограмме;

-анализ актуальности открытых уроков, тем семинаров;

- умение представить свою деятельность в комплексе: научность обоснования, диагностичность технологии.



Социодеятельность учащихся и педколлектива

Цель-осознание полезности и востребованности деятельности для людей, усиление мотивации.

Воспитание духовно-нравственных качеств субъектов учебного процесса.



Создание фонда методических учебных пособий.

Благотворительная помощь учреждениям социального назначения

Просветительская, концертная деятельность.

Культурные контакты с другими городами, странами.



Разработка, публикация методических, учебных пособий для детей с ограниченными возможностями.

Отзывы, награды, видео материалы, различная печатная продукция.



Укрепление материально-технической базы

Повышение качества услуг .

Использование добровольных пожертвований.

Ранжирование проблем по степени значимости и первоочередности вложений материальных ресурсов в программу развития .



Отчет администрации об использовании ресурсов.

Второй этап: 2013-2015 годы - внедрение в школу новых технологий и структурных изменений

Содержание деятельности

Формы работы с педагогическим коллективом

Механизм управления

Формы отчета, отслеживания процесса

Проектная деятельность

Цель - рассмотреть возможности и целесообразность введения новых структурных модулей в пространство : театр,…

1.Разработка проекта структуры разноуровневой полимодальной школы;

2.Внедрение в практику рабочих программ, апробация и коррекция;

3.Педагогическое исследование. Определение измерителей и способов диагностики:

-рейтинга школы у родителей;

-степени мотивации учащихся;

-уровня сформированности общего восприятия.


Конкурсная основа, материальное стимулирование.

Делегирование полномочий руководителям структурных подразделений.



Выступления на городских, областных конференциях.

Аналитические материалы по результатам апробации программ

 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

Статистический отчет.

Анализ и обсуждение результатов на общем педсовете.


Профессиональное мастерство (повышение квалификации)

-практическое внедрение форм диагностики в практику;

-пересмотр и планирование тем открытых уроков с т.з. психологической, методической, художественной значимости;



Организация семинаров, проблемных педсоветов

Аналитические материалы:

- разработка алгоритмовмастер-классов, открытых уроков, творческих мастерских;

-презентация различных форм публичных выступлений.


Социокультурная деятельность педагогического коллектива

Перспективное и ситуативное планирование.

Благотворительные и шефские концерты в ОУ, детских садах, перед ветеранами и пр.



 

Видеоматериалы;

Отзывы;


Награды;

Статический анализ завучей;

Систематизация видео- и аудиоматериалов


Укрепление материальной, технической и учебной базы

Комплектование библиотеки новыми программами, учебниками,пособиями;

Обновление фонда инструментов, наглядных пособий и пр.



Презентация новых поступлений

 

Критерии на данном этапе:

· адресность сбора и предъявления материала;

· широта и разнообразие аргументов, представленных в материалах и их персонифицированность;

 

Третий этап: 2015-2017 годы – заключительный, рефлексивный

Содержание деятельности

Формы работы с педагогами

Механизм управления

Формы отслеживания результатов

Проектная деятельность

Освоение форм самоанализа, самоотчетов, профессиональных проектов.

Определение новых проблем, разрывов, планирование нового витка развития, сбор предложений.

Планирование проблемных семинаров педагогов разных отделений с показом методических наработок по решению поставленных задач


Организация помощи молодым специалистам.

Индивидуальное консультирование.

Анализ проблем и планирование нового витка развития.


Наличие печатной продукции, публикации, выступления на различного уровня научно-практических конференциях, публикации в СМИ.

 


Профессиональное мастерство

Внедрение в практику методик определения уровня компетенции учителя.

Диагностика педкадров по совокупности достижений.



Наличие научных руководителей.

Перекрестное анкетирование детей, родителей, педагогов.

Анализ материалов по документам педагогов(самоанализ, самоотчет)



Социокультурная деятельность педагогического коллектива

Изучение спроса социума , поиск новых форм социокультурной деятельности и других контактов.

 

 

Материально-техническое обеспечение

Стабилизация системы финансирования

Организация попечительского совета, укрепление связей с общественными организациями.

 

Критерии успешности:

· умение представить свою деятельность в развитии;

· наличие у педагога навыка оценивания своей доли участия в совместной деятельности;

· наличие продукции за 5-7 лет.

Часть 2

Система воспитательной работы в школе

 




Предполагаемые результаты

Результаты работы должны отразиться на качестве учебно-воспитательного процесса

Учебно-воспитательный процесс можно считать качественным, а процесс развития протекает успешно, если:

он выполняет мотивирующую, стимулирующую и развивающую функции, способствует формированию устойчивой потребности детей к получению образования, художественной, творческой деятельности;

обеспечивает комфортный психологический климат каждому ребенку, активизирует деятельность ребенка во внутреннем и внешнем плане;

предоставляет возможность для самоопределения и самораскрытия через выбор своей социальной ниши;

обеспечивает освоение необходимого минимума для практического использования в жизни, давая возможность желающим подняться на более высокий, профессиональный уровень освоения материала;

повышает самооценку, уверенность в собственных силах, формирует жизнеспособную личность; меняет характер отношения ребенка к общей культуре, природе, человеку, самому себе;

побуждает педагога к рефлексии, постоянному самообразованию и совместному поиску решений проблем;

оказывает влияние на социум (выходит за рамки школы) и школа постепенно приобретает репутацию ресурсного воспитательного, методического, учебного центра.

Заключение

Стремление к завершенности – самое опасное, что может быть в учебно-воспитательном процессе. Завершенность – это окончание развития. Каждая эпоха, время, каждый этап развития общества вносят свои акценты, добавляют новое содержание в культуру человеческой личности. Корректируется и программа развития школы, но результат воспитания вырисовывается достаточно четок и надолго:

Современное дополнительное образование в школе, нацеленное на воспитательную составляющую единого процесса обучения и развития, может обеспечить гармонию человека с самим собой, через определение им гармонии с другими людьми, обществом, природой, человеческой деятельностью. И как результат - это формирование устойчивых и позитивных отношений ко всему окружающему миру: к людям, к природе и к себе.




Нет собаки — заведи друга. Геннадий Малкин
ещё >>