1. изучение истории развития менеджмента и основных школ менеджмента: научного управления, человеческих отношений, социальных систем - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
История возникновения и развития психологии менеджмента 1 196.18kb.
Программа дисциплины Основы менеджмента Направление 031600. 1 125.77kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «менеджмент» 1 117.42kb.
Закономерности и законы развития менеджмента Принципы менеджмента... 1 81.42kb.
23. Особенности менеджмента отдельных сфер деятельности Сущность... 1 261.55kb.
«Основные модели менеджмента» 1 134.2kb.
Лекция №13: Становление менеджмента и развитие теории управления... 1 175.79kb.
Совершенствование управления предприятием на основе формирования... 1 320.24kb.
Качество управления предприятием и стандарты риск-менеджмента 1 91.81kb.
1 июня 2013 год Система сертификации интегрированных систем менеджмента... 1 33.96kb.
Программа дисциплины Теория социальных систем и социальных взаимодействий... 1 227.95kb.
Рабочая программа по преддипломной практике для студентов специальности... 1 185.86kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

1. изучение истории развития менеджмента и основных школ менеджмента: научного управления - страница №1/1

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ


Примерная

основная образовательная программа
высшего профессионального образования


Направление подготовки (специальность)
080200.62 - Менеджмент

________________________________________________________



(указывается код и наименование направления подготовки (специальности) в соответствии с ФГОС)
Квалификация (степень) выпускника _бакалавра______________________

(указывается квалификация (степень) выпускника в соответствии с ФГОС)
Нормативный срок освоения программы __108/3____________

(указывается нормативный срок освоения программы в соответствии с ФГОС)


ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

Наименование дисциплины ______Менеджмент_________________
Рекомендуется для направления (ий) подготовки (специальности (ей))

___080200.62 - Менеджмент
(указываются код и наименования направления(ий)

подготовки (специальности (ей))
Квалификации (степени) выпускника ___бакалавар____________________

(указывается квалификация (степень) выпускника в соответствии с ФГОС)

1. Цели и задачи дисциплины: Основной целью курса является привитие студентам системного видения организации и ее окружения, теоретических знаний об основах управленческой деятельности в условиях современной рыночной экономики, функциях и принципах менеджмента.

Данная цель предполагает выделение ряда взаимосвязанных учебных задач:

1. изучение истории развития менеджмента и основных школ менеджмента: научного управления, человеческих отношений, социальных систем и др.;

2. рассмотрение основных принципов и функций управленческой деятельности, закономерностей, методов управления организацией;

3. изучение типов организаций по взаимодействию с внешней средой и человеком, а также разновидностей организационных структур и их эволюции в рыночной экономике;

4. анализ принципов и методов проектирования организационных структур и организационной культуры;

5. рассмотрение основ организационного поведения, методов управления конфликтами, построения коммуникационных связей и отношений, принятия управленческих решений, мотивирования и стимулирования персонала;

6. изучение процессов групповой динамики, стилей управления и лидерства в организации.

7. ознакомление с основными национальными моделями менеджмента: японский, американский, российский стили управления.

2. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина «Менеджмент» включена в базовую часть «Б.1. Гуманитарный, социальный и экономический цикл». Освоение курса предполагает наличие у студентов знаний в рамках следующих дисциплин: «Философия», «Социология», «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Психология». В процессе освоения лекционного материала, при проведении семинарских занятий и в ходе самостоятельной работы студенты должны получить глубокие знания о принципах и методах управления современной организацией. Кроме того, студенты должны освоить исторические этапы становления менеджмента, понять подходы основных школ менеджмента, структуру и взаимосвязь цикла учебных дисциплин по менеджменту. Дисциплина должна помочь студентам овладеть основными понятиями менеджмента, выработать навыки системного мышления, самостоятельного принятия управленческих решений.

(указывается цикл, к которому относится дисциплина; формулируются требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента, необходимым для ее изучения; определяются дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей)

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:



  • Знание основных этапов эволюции управленческой мысли;

  • Понимание основ и принципов проектирования организационной структуры;

  • Знание процедур разработки методов контроля;

  • Способность использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач;

  • Способность эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды;

  • Владение различными способами разрешения конфликтных ситуаций;

  • Способность к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций;

  • Способность оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений;

  • Готовность участвовать в разработке стратегии организации, используя инструментарий стратегического менеджмента;

  • Готовность участвовать в реализации программы организационных изменений, способность преодолевать локальное сопротивление изменениям.

________________________________________________________________________ (указываются в соответствии с ФГОС ВПО)

В результате изучения дисциплины студент должен:



  • Знать:

  • основные этапы развития менеджмента как науки и профессии;

  • принципы развития и закономерности функционирования организации;

  • роли, функции и задачи менеджера в современной организации;

  • основные бизнес-процессы в организации;

  • принципы целеполагания, виды и методы организационного планирования;

  • типы организационных структур, их основные параметры и принципы их проектирования;

  • основные виды и процедуры внутриорганизационного контроля;

  • виды управленческих решений и методы их принятия

  • основные теории и концепции взаимодействия людей в организации, включая вопросы мотивации, групповой динамики, командообразования, коммуникаций, лидерства и управления конфликтами;

  • типы организационной культуры и методы ее формирования;

  • основные и теории и подходы к осуществлению организационных изменений

  • теоретические и практические подходы к определению источников и механизмов обеспечения конкурентного преимущества организации,

  • содержание и взаимосвязь основных элементов процесса стратегического управления;




  • Уметь:



  • ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций;

  • анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на организацию;

  • анализировать организационную структуру и разрабатывать предложения по ее совершенствованию;

  • организовывать командное взаимодействие для решения управленческих задач;

  • анализировать коммуникационные процессы в организации и разрабатывать предложения по повышению их эффективности;

  • диагностировать организационную культуру, выявлять ее сильные и слабые стороны, разрабатывать предложения по ее совершенствованию;

  • разрабатывать программы осуществления организационных изменений и оценивать их эффективность

  • разрабатывать мероприятия по мотивированию и стимулированию персонала организации

  • разрабатывать корпоративные, конкурентные и функциональные стратегии развития организации;




  • Владеть:

  • методами реализации основных управленческих функций (принятие решений, организация, мотивирование и контроль);

  • современными технологиями эффективного влияния на индивидуальное и групповое поведение в организации;

  • методами формулирования и реализации стратегий на уровне бизнес-единицы

  • навыками деловых коммуникаций


4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы


Всего часов / зачетных единиц

Семестры

I

II

III

IV

Аудиторные занятия (всего)

108/3













В том числе:

-

-

-

-

-

Лекции










24




Практические занятия (ПЗ)
















Семинары (С)










16




Лабораторные работы (ЛР)
















Самостоятельная работа (всего)










68




В том числе:

-

-

-

-

-

Курсовой проект (работа)
















Расчетно-графические работы
















Реферат
















Другие виды самостоятельной работы


































Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

экзамен













Общая трудоемкость часы

зачетные единицы















108













3


5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1.

Этапы становления менеджмента. Развитие управленческой мысли. Функции и роли менеджера в организации. Процессный и системный подходы в менеджменте.


Особенности развития методов управления в доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную эпохи. Великая промышленная революция и ее роль в становлении менеджмента (А.Смит, Аркрайт, Ч. Бебидж и др.). Этимология и трактовка понятия «менеджмент». Уровни менеджмента в организации. Основные подходы к определению эффективности организации. Функции менеджмента в организации. Роли менеджера по Г. Минцбергу. Особенности проявления менеджмента в культуре различных стран. Российский менеджмент на современном этапе. Эволюция управленческой мысли. Школа научного менеджмента. Формирование отечественных подходов к управлению в начале 20 века. Административная школа. Школа «человеческих отношений» и «новая школа наук о поведении». Школа социальных систем. Эмпирическая и ситуационная школы. «Новая школа науки управления». Современные воззрения на управление. Концепция «обучающейся организации». Процессный подход в менеджменте. Системный подход. Типы и характеристики систем. Организация как открытая социотехническая система. Концепция 7-С.

2.

Ситуационный подход. Стратегическое управление.


Сущность ситуационного подхода. Зависимость организации от внешней среды. Неопределенность среды и методы решения данной проблемы. Сущность стратегического управления. Структура стратегического управления. Уровни разработки стратегии. Внутренняя среда организации и факторы внешнего воздействия. SWOT - анализ. Основные методы анализа бизнес-портфеля организации. Формулирование миссии и целей организации. Стратегии создания конкурентных преимуществ. Инновационные стратегии бизнеса. Эталонные стратегии бизнеса. Критерии выбора стратегии. Реализация стратегии. Оценка и контроль реализации стратегии.

3.

Построение организационных структур и проектирование работы.


Понятие «организация». Теория «жизненного цикла организации». Понятие «организационная структура». Факторы, определяющие особенности организационной структуры. Зависимость организационной структуры от ситуационных факторов. Организационная конфигурация и ее разновидности по Г.Минцбергу. принципы проектирования организационной структуры: специализация труда, департаментализация. централизация и децентрализация, масштаб управляемости и контроля, делегирование полномочий, формализация. Взаимоотношения линейных и штабных работников. Типы организационных структур, их преимущества и недостатки. Современные тенденции развития организационных структур. Стратегия и структура организации. Модели проектирования работы: построение работы, расширение масштаба работы, ротация рабочих мест, обогащение труда, социотехническая схема. Влияние технологии на организационную структуру.

4.

Мотивация как функция менеджмента.


Понятие «мотивация». Процесс мотивации. Соотношение между мотивированием и стимулированием. Содержательные теории мотивации. Пирамида А. Маслоу. Теория К. Алдерфера. Теория Д. МакКлелланда. Двухфакторная модель Ф. Герцберга. Процессные теории мотивации. Теория ожидания В. Врума. Теория Портера – Лоулера. Теория справедливости С. Адамса. Управление по целям (П. Друкер, Э. Локк). Мотивационная теория подкрепления. Современные подходы к трудовой мотивации. Наделение властью. Обогащение труда.

5.

Контроль как функция менеджмента.

Контроль как функция менеджмента. Связь функции контроль с другими функциями менеджмента. Типы контроля. Процесс контроля. Масштаб допустимых отклонений. Поведенческие аспекты контроля. Методы контроля. Эффективный контроль. Бюрократический контроль. Децентрализованный контроль.

6.

Принятие управленческих решений.


Уровни принятия решений в организации. Классификация управленческих решений. Интуитивные решения. Решения, основанные на суждениях. Рациональное принятие решений. Этапы рационального принятия решения. Классификация проблем. Методы принятия решений. Количественные методы. Качественные методы. Неформальные методы. Теории принятия решения: рациональная модель, модель ограниченной рациональности Г.Саймона, модель Г.Минцберга, модель «мусорного ящика».

7.

Коммуникации в организациях. Управление конфликтами в организации


Коммуникационный процесс. Типы коммуникаций. Межличностные коммуникации. Организационные коммуникации. Формальные и неформальные коммуникации в организациях. Командные коммуникации. Коммуникационные сети. Стили коммуникации в организации. Преграды при коммуникациях и их преодоление. Убеждение как функция коммуникации. Конфликты в организациях. Функциональные и дисфункциональные последствия конфликтов. Типы конфликтов. Уровни конфликтов. Причины возникновения конфликтов. Структурные и межличностные методы управления конфликтами в организации.

8.

Влияние, власть, лидерство в организации. Теории лидерства.

Влияние и власть. Баланс власти. Формы власти по Р. Френчу и Б. Рэйвену. Лидерство и руководство. Теория «Х» и теория «Y» Д. МакГрегора. Теория лидерских качеств Р. Стогдилла. Концепции лидерского поведения. Три стиля руководства. Исследования лидерства в Огайо и Мичигане. Типология лидерства по Р. Лейкерту. Типология Танненбаума и Шмидта. Управленческая решетка Р. Блейка и Дж. Моутон. Ситуационные теории лидерства. Теория Фидлера. Модель ситуационного лидерства П. Херсея и К. Бланшарда. Теория «путь-цель» Хауса и Митчелла. Теория В. Врума. Теории харизматического лидерства. Теория преобразующего лидерства. Заменители лидерства. Лидерство в теории социального научения.

9.

Организационная культура.

Понятие организационной культуры. Три уровня организационной культуры по Э. Шайну. Характеристики организационной культуры по П. Харрису и Р. Морану. Оценка организационной культуры (OCAI) и использование результатов ее анализа. Формирование и поддержание организационной культуры. Организационные обряды. Национальные факторы в организационной культуре. Модель Г. Хофштеда. Модель Лэйн и Дистефано. Модель У. Оучи.

10.

Управление организационными изменениями.


Организационное развитие. Управление изменениями. Типы изменений. Движущие силы изменений. Сопротивления изменениям: формы, источники. Методы преодоления сопротивлений по Дж. Коттеру и Л. Шлезингеру. Обучающаяся организация.



(Содержание указывается в дидактических единицах. По усмотрению разработчиков материал может излагаться не в форме таблицы)
5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми

(последующими) дисциплинами


№ п/п

Наименование обеспе-чиваемых (последую-щих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8



1.































2.
































































5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.


Лаб.

зан.


Семин.

СРС

Все-го

1.

Этапы становления менеджмента. Развитие управленческой мысли. Функции и роли менеджера в организации. Процессный и системный подходы в менеджменте.

4







4

6

14

2.

Ситуационный подход. Стратегическое управление.

4







4

6

14

3.

Построение организационных структур и проектирование работы.

2







2

6

10

4.

Мотивация как функция менеджмента.

2







2

6

10

5.

Контроль как функция менеджмента.

2







2

6

10

6.

Принятие управленческих решений.

2







2

6

10

7.

Коммуникации в организациях. Управление конфликтами в организации.

2







2

6

10

8.

Влияние, власть, лидерство в организации. Теории лидерства.

2







2

6

10

9.

Организационная культура.

2







2

6

10

10.

Управление организационными изменениями.

2







2

6

10



6. Лабораторный практикум

№ п/п

№ раздела дисциплины

Наименование лабораторных работ

Трудо-емкость

(часы/зачетные единицы)



1.










2.










3.






















7. Примерная тематика курсовых проектов (работ)_курсовые работы по дисциплине «Менеджмент» не предусмотрены учебным планом ______
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература



  1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – М.: Гардарики, 2003.

  2. Дафт Р.Л. Менеджмент. – СПб: Питер, 2003.

б) дополнительная литература



  1. Бодди Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента: Пер. с англ. СПб: Питер, 1999.

  2. Дафт Р. Организации. Учебник для психологов и экономистов. – М., 2003

  3. Друкер П. Ф. Задачи менеджмента в ХХI веке: Пер. с англ. М, СПб, Киев: Вильямс, 2000.

  4. Гурков И. Б. Стратегический менеджмент организации: Учебное пособие, 2-е издание. - М.: ТЕИС, 2004.

  5. Друкер П. Ф. Задачи менеджмента в ХХI веке: Пер. с англ. М, СПб, Киев: Вильямс, 2000.

  6. П. Дойль. Менеджмент: стратегия и тактика. Под ред. Ю.Н. Каптуревского — СПб: Издательство «Питер», 1999.

  7. Дункан У.Д. Основополагающие идеи в менеджменте. – М.: Дело, 1996.

  8. Зуб А. Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учебное пособие для вузов. — M.: Аспект Пресс, 2002. — 415 с.

  9. Камерон К., Куинн Р. Диагностика и измерение организационной культуры: Пер. с англ. СПб: Питер, 2001.

  10. Кравченко А.И. История менеджмента: Учебное пособие для вузов. – 4-е изд. – М.: Академический проект: Трикста, 2004.

  11. Корицкий Э., Нинцева Г., Шетов В. Научный менеджмент. Российская история. СПб: Питер, 1999.

  12. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. М.: Бизнес-книга, 1995.

  13. Кох Р. Стратегия. Как создавать и использовать эффективную стратегию, 2-е издание – СПб.: «Питер», 2003

  14. Лютенс Ф., Организационное поведение: Пер. с англ. М.: Инфра-М, 1999.

  15. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с анг. М.: Дело, 1992.

  16. Мильнер Б.З. Теория организаций. - М., 1999

  17. Минцберг Г., Куинн Дж. Б., Гошар С. Стратегический процесс: Пер. с англ. СПб: Питер, 2001.

  18. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Д. Школы стратегий: Пер. с англ. СПб: Питер, 2000.

  19. Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. - М., 1986.

  20. Портер Майкл Е. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.

  21. Робсон М. От идеи к решению. Пер. с английского: М.: Три Л, 2000.

  22. Томпсон-мл., А. Артур, А. Дж. Стрикленд III. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа, 12-е издание. Пер. с англ. — М. : Издательский дом "Вильямc", 2002.

  23. Филонович С. Р. Лидерство и практические навыки менеджера. Модульная программа для менеджеров. Модуль 9. М.: Инфра-М, 1999

  24. Фролов С.С. Социология организаций. Учебник. - М., 2001

  25. Хамел Г. Прахалад К.К. Конкурируя за будущее, Москва. Олимп-Бизнес. 2002. 248 стр.

  26. Шейн Э. Организационная культура и лидерство: Пер. с англ. СПб: Питер, 2002.

  27. Шекшня С. В. Управление персоналом современной организации. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез», 1998.

  28. Российские журналы: «Компания», «Власть», «Эксперт», «Секрет фирмы», «Проблемы теории и практики управления».

  29. Drucker, P.F. Management challenges for the 21st century / Drucker, P.F. - Oxford: Butterworth-Heinemann, 2002. - 205 с.

  30. Needle, D. Business in context: an introduction to business and its environment / Needle, D. - London: Thomson Learning, 2002.

  31. Harrison J., John C. Strategic management of organizations and stakeholders. N.Y., 1996.

  32. Hofstede G.J. Culture’s Consequences: Comparing Values, Behaviors, Institutions and Organizations Across Nations. Thousand Oaks, Sage Publications, 2001

  33. Pettinger, R. Introduction to management / Pettinger, R. - New York: PALGRAVE, 2002.

  34. Schneider, S.C. Managing across cultures / Schneider, S.C.; Barsoux, J.-L. . - Harlow: Prentice Hall, 2003.

  35. Waterman R., Peters T. In Search of Excellence. – N.Y. Harpen & Row, 1982

в) программное обеспечение


г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы____ В библиотеке ВШЭ доступен ряд иностранных журналов по менеджменту, а также электронные базы данных Science Direct, Ebsco, Emerald, ProQuest.__
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины: Для проведения полноценных занятий по дисциплине «Менеджмент» необходим проектор и ноутбук для демонстрации слайдов, маркеры и доска, раздаточный материал по соответствующим темам лекций, а также тираж кейсов для семинарских занятий.
10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

(указываются рекомендуемые модули внутри дисциплины или междисциплинарные модули, в состав которых она может входить, образовательные технологии, а также примеры оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации)
Формы текущего, промежуточного и итогового контроля по дисциплине «Менеджмент»:

  • текущий контроль – опросы на семинарских занятиях по лекционному курсу; анализ и обсуждение бизнес-кейсов

  • итоговый контроль – экзамен в форме написания итогового теста (120 мин.)

  • итоговая оценка выставляется по 10-бальной шкале и складывается из оценок за участие в семинарских занятиях (0,4 балла) и итогового теста (0,6 балла).


Список вопросов для самостоятельного изучения:

Тема 1. Этапы становления менеджмента. Развитие управленческой мысли. Функции и роли менеджера в организации. Процессный и системный подходы в менеджменте.


  1. Назовите основные значения понятия «менеджмент».

  2. Какие крупные исторические события оказали влияние на становление менеджмента?

  3. В чем состоят основные различия в управлении организацией в доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную эпохи.

  4. Какие уровни управления можно выделить в организации?

  5. Какие роли менеджера выделяет Г. Минцберг? Проявляются ли все эти роли на всех уровнях управления.

  6. Назовите основные подходы к оценке эффективности деятельности организации. В чем преимущества и недостатки этих подходов?

  7. Какие виды деятельности и функции управления выделял А. Файоль?

  8. В состоит различие между «единством командования» и «единством руководства» по А. Файолю.

  9. Чем различаются взгляды Ф.У. Тейлора и А. Файоля на управление?

  10. В чем состоят преимущества и ограничения методологии научного менеджмента?

  11. Назовите основные преимущества и недостатки модели бюрократической организации по М.Веберу.

  12. Каким образом оказала влияние на дальнейшее развитие теории и практики менеджмента «школа человеческих отношений»?

  13. Какие основные и связующие функции менеджмента выделяются в современном процессном подходе?

  14. Раскройте значение понятия «организация как открытая социотехническая система».

  15. Назовите основные преимущества и недостатки модели 7С.

  16. Какие черты американского и японского управления присутствуют в теории «Z» У.Оучи?


Тема 2. Ситуационный подход. Стратегическое управление.

  1. В чем состоит основная идея ситуационного подхода в менеджменте?

  2. Что такое «неопределенность» и чем она обусловлена?

  3. Назовите основные способы снижения неопределенности и установления контроля над внешней средой.

  4. Чем отличается стратегический менеджмент от оперативного управления?

  5. Выделите основные факторы макро- микроокружения организации, оказывающие на нее влияние?

  6. В каких областях деятельности организации могут создаваться конкурентные преимущества?

  7. Назовите основные подходы к анализу внешней и внутренней среды организации.

  8. Назовите основные требования к формулированию миссии и ее функции?

  9. Укажите основные требования к постановке целей.

  10. В каких областях деятельности организации устанавливаются цели?

  11. Назовите базовые стратегии достижения конкурентных преимуществ.

  12. Дайте характеристику эталонным стратегиям бизнеса.

  13. Какими факторами обусловливается выбор стратегии организации?

  14. Каким образом осуществляется реализация избранной стратегии?

Тема 3. Построение организационных структур и проектирование работы.

  1. Раскройте содержание понятия «организация».

  2. Что такое организационная структура?

  3. В чем состоит значение теории «жизненного цикла организации»?

  4. Какие разновидности кризисов могут происходить на разных этапах жизненного цикла организации?

  5. По каким основаниям выделяет типы организационных конфигураций Г. Минцберг?

  6. Каким образом технологический фактор влияет на формирование организационных структур?

  7. Назовите основные черты «механистического» и «организмического» типов организации.

  8. Назовите основные подходы к делегированию полномочий.

  9. Назовите основные разновидности департаментализации.

  10. Какими факторами обусловлен тип масштаба управляемости в организации.

  11. В чем состоят преимущества и недостатки централизованной и децентрализованной организации?

  12. Каким образом масштаб управляемости связан с количеством уровней управления в организационной иерархии?

  13. Назовите основные черты организационных структур традиционного типа.

  14. Назовите основные функции и полномочия штабных подразделений.

  15. Укажите основные тенденции развития современных организационных структур.

  16. Какие существуют формы интеграции организации в рыночной экономике?

  17. В чем основные преимущества и недостатки матричной структуры?

  18. Какими факторами обусловлен выбор той или иной модели проектирования работы?

  19. Сравните различные модели, объясняющие взаимосвязь технологии и организационной структуры.


Тема 4 Мотивация как функция менеджмента.

  1. Раскройте основные составляющие процесса мотивации.

  2. Каким образом можно использовать теорию А. Маслоу с точки зрения решения управленческих задач?

  3. Каким образом удовлетворяются потребности в модели К. Алдерфера?

  4. В чем отличие теории мотивации Д. МакКлелланд от взглядов А. Маслоу и К. Алдерфера?

  5. Какие составляющие выделял в числе гигиенических и мотивирующих факторов Ф. Герцберг?

  6. Какие переменные мотивации выделял в своей модели В. Врум?

  7. Каким образом осуществляется процесс мотивирования в модели Портера- Лоулера?

  8. В чем состоит основная идея теории «справедливости» С. Адамса?

  9. Назовите основные подходы к мотивации в современном менеджменте.


Тема 5. Контроль как функция менеджмента.

  1. Какие факторы определяют необходимость функции контроля?

  2. Выделите и рассмотрите основные этапы процесса контроля?

  3. Какое значение имеет «масштаб допустимых отклонений» при осуществлении контроля?.

  4. Каким образом следует действовать менеджеру при выявлении отклонений от установленного «масштаба допустимых отклонений»?

  5. Какие существуют поведенческие проблемы при осуществлении функции «контроль»?

  6. Выделите основные требования к обеспечению эффективного управленческого контроля?

  7. Каким образом функция контроль связана с другими функциями менеджмента в процессном подходе?


Тема 6. Принятие управленческих решений.

  1. Проведите различие между «программируемыми» и «непрограмируемыми» решениями по Г. Саймону?

  2. Какие можно выделить подходы к принятию решений?

  3. Выделите необходимые требования к рациональному принятию решений?

  4. Как следует понимать термин «проблема»?

  5. Назовите основные этапы рационального принятия решений?

  6. Какие существуют ограничения для принятия рационального решения?

  7. Чем различаются понятия «риск» и «неопределенность»?

  8. Что такое «модель» и какие виды моделей можно выделить?

  9. В каких сферах управления применяются формальные модели?

  10. В каких ситуациях следует использовать качественные и количественные методы анализа и принятия решений?


Тема 7. Коммуникации в организациях. Управление конфликтами в организации

  1. Охарактеризуйте значение коммуникаций при исполнении ролей менеджера?

  2. Каким образом структура организации может повлиять на эффективность организационной коммуникации?

  3. Какая информация обычно может передаваться по неформальным каналам коммуникации?

  4. Дайте характеристику основных этапов процесса коммуникации?

  5. Какое значение имеет обратная связь для реализации основных функций менеджмента?

  6. Назовите основные преграды на пути межличностной коммуникации?

  7. Объясните роль «умения слушать» в коммуникационном процессе?

  8. Приведите примеры преград на пути эффективной организационной коммуникации?

  9. Каким образом можно повысить эффективность обратной связи в организации?

  10. Какие существуют разновидности коммуникационных сетей?

  11. По каким параметрам можно рассматривать типы стилей коммуникации?

  12. Приведите примеры функциональных и дисфункциональных последствий конфликтов в организации?

  13. Укажите основные разновидности конфликтов в организации?

  14. Выделите и рассмотрите основные причины возникновения конфликтов в организации?

  15. Какие существуют структурные методы управления конфликтами в организации?

  16. Какие существуют методы и стили управления межличностными конфликтами? В чем преимущества и недостатки этих методов?


Тема 8. Влияние, власть, лидерство в организации. Теории лидерства.

  1. Чем отличаются понятия «лидер» и «менеджер»?

  2. Что общего и чем различаются типологии власти М. Вебера и Р. Френча - Б. Рэйвена?

  3. По каким основаниям выделяются основные группы теорий лидерства?

  4. В чем основные недостатки теории лидерских качеств?

  5. По каким переменным выделяются типы лидерства в исследованиях университета Огайо и у Р. Блейка и Дж. Моутон?

  6. Какие установки лежат в основе теорий «Х» и «Y»?

  7. Чем отличатся благосклонно-авторитарный стиль лидерства от эксплуататорско-авторитарного у Р. Лейкерта?

  8. По каким критериям строится типология стилей лидерства у Танненбаума – Шмидта?

  9. Какие стили лидерства выделял К. Левин?

  10. Какие факторы Фидлер рассматривал как ситуационные?

  11. Для каких ситуаций, по Фидлеру, лучше подходит стиль лидерства, ориентированный на отношения?

  12. Чем обусловлено использование того или иного стиля лидерства в теории «путь – цели»?

  13. Какие стили лидерства в теории Херси и Бланшара используются в случае умеренной «зрелости» подчиненных?

  14. По какому критерию выделяются стили лидерства в теории В.Врума?

  15. С какими обстоятельствами может быть связан возврат к концепции харизматического лидерства?

  16. Какими чертами обладает «преобразующий» лидер?

  17. Какие заменители лидерства выделяются в теории Керра и Джермиера?



Тема 9. Организационная культура.

  1. Какое значение имеет культура для повышения эффективности управления организацией?

  2. Определите основные составляющие организационной культуры.

  3. Какие характеристики организационной культуры выделяют П. Харрис и Р. Моран?

  4. Какие функции организационной культуры выделяет Э Шайн?

  5. Какие элементы выделяет Э. Шайн на «глубинном» уровне анализа организационной культуры?

  6. Какие типы организационных культур выделяет Ч. Хэнди?

  7. Назовите основные преимущества и недостатки сильных организационных культур.

  8. Какие существуют методы поддержания организационной культуры?

  9. Назовите основные разновидности организационных обрядов.

  10. По каким критериям строят свою типологию организационных культур К. Камерон и Р. Куин?

  11. Каким образом организационная культура может препятствовать проведению организационных изменений?

  12. На основе каких показателей предлагают анализировать национальные особенности организационных культур Г. Хофштед?


Тема 10. Управление организационными изменениями.

  1. Какие факторы оказывают решающее влияние на проведение организационных изменений?

  2. Каким образом изменение одного из элементов организации может повлиять на состояние других элементов?

  3. Назовите основные причины сопротивления сотрудников проведению организационных изменений.

  4. Приведите примеры скрытых и открытых сопротивлений организационным изменениям.

  5. Каким образом менеджмент организации может снизить или устранить сопротивление изменениям?

  6. Почему в условиях современной экономики стала актуальной тема «обучающейся организации»?



__________________________________________________________________________

Разработчики:

Национальный_исследовательский университет – Высшая школа экономики_

(место работы)


Доцент Титов В.Н.

(занимаемая должность) (инициалы, фамилия)


___________________ _________________ _____________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)


Эксперты:

____________________ ___________________ _________________________



(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
____________________ ___________________ _________________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)




Специалист знает все больше и больше о все меньшем и меньшем. Николас Батлер
ещё >>