1. Философия (предмет, метод, основные понятия) - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Iii. Содержание программы Введение. Предмет философии 1 77.19kb.
Макроэкономика как раздел экономической теории. Предмет и метод макроэкономики. 1 294.52kb.
Вопросы для повторения по курсу «История и философия науки» 1 36.17kb.
Программа вступительных экзаменов в аспирантуру по философии Екатеринбург... 1 89.18kb.
Лекция: Основные понятия технологии проектирования информационных... 22 2680.89kb.
Предмет и метод экономической теории Предмет 1 97.08kb.
Программа по истории философии востока тема Индийская философия:... 1 25.29kb.
Программа «Философия права» Раздел I. Общие проблемы философии права. 1 34.34kb.
Программа вступительного испытания для магистратуры 1 41.81kb.
Аксиоматический метод 1 45.76kb.
История – это наука, изучающая человеческое общество, во всем его... 10 1734.9kb.
Дополнительные материалы, позволяющие глубже понять картины, которые... 1 222.2kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

1. Философия (предмет, метод, основные понятия) - страница №3/3


23.Соловьев

Соловьев В.С. (1853-1900) - рус. философ-идеалист и богослов, публицист и поэт. Окончил Московский ун-т (1873). На взгляды С. большое влияние оказала христиан­ская лит-ра, а также идеи нео­платонизма, теософии и др. религиоз­но-ф. систем. Мн. он заим­ствовал у нем. Ф-фов (Бёме, Шеллинга, Гегеля, Шопенгауэра и др.), у славянофилов (необходимость особого пути развития России). Центральной в учении С. является идея „всеединого сущего". «Всеединое сущее» - это сфера абсолютного, божественного, а реаль­ный мир - его самоопределение и воплощение (посредником между ни­ми выступает т. наз. мировая душа, или София, мудрость божья). Безусловное "всеединство" постигается, по С., лишь „цельным" знанием, к-рое представля­ет собой соединение мистического, ра­ционального (фил-кого) и эмпи­рического (научного) знания. Причем основу его составляет знание мисти­ческое: вера в безусловное существо­вание предмета познания; интуиция. С. отстаивает единство теологии, фило­софии и науки и наз. его „свободной теософией". В ос-ве идея „всеедин­ства" раскрывает себя как богочеловеческий союз лиц („свободная теокра­тия") или вселенская церковь, объеди­няющая все национальности и опреде­ляющая безусловные цели человечест­ва - преодоление эгоизма и вражды и создание на земле „царства божьего", где будут разрешены социальные про­тиворечия. „Свободная теократия", по С., может явиться результатом объе­динения западной (католической) и восточной (православной) христиан­ских церквей в рамках церковно-монархической государственности как единство духовной и мирской власти первосвященника и царя; особая роль в этом явно утопическом проекте принадлежит рус. гос-ву. В конце жизни, разуверившись в возмож­ности осуществления „всемирной тео­кратии", С. пришел к идее катастрофи­ческого конца истории, к эсхатологии. Ф., с его т. зр., имеет своей гл. целью рационально оправдать „веру на­ших отцов", социально-религиозный идеал. Этику С. также основывает на религии: Ч нравствен, если он свободно подчиняет свою волю служе­нию „абсолютному добру", т. е. Богу, и стремится к устроению богочеловеческого царства. Хотя С. и выступал про­тив „чистого искусства" (он рассматри­вал красоту как чувственное воплоще­ние абсолюта и придавал искусству гл. обр. религиозно-воспитательное значение), его поэзия и эсте­тика стали одним из идейных источни­ков рус. символизма. Учение С., пытав­шегося доказать несовместимость ре­волюции, социализма и атеизма с ду­ховно-нравственными идеалами челове­чества, послужило одним из источни­ков формирования рус. религиозно-идеалистической философии начала 20 в.

Соч.: „Критика отвлеченных на­чал, „Чтения о богочеловечестве", „История и будущ­ность теократии", „Россия и вселенская церковь", „Оп­равдание добра", „Три раз­говора" и др.

24.Антропология. Учение о человеке.

Фил антр-я – особый вид знания о Ч, сложившийся во второй пол 19 в. Хотя его отдельные элементы сущ-ли с древности. Возник-е А было ответом на признание особой области бытия, раскрывающегося только в самопознании. Отвечает на вопрос, что есть Чк и каков смысл его жизни, анализ-т стр-ру чел. Бытия и его особенности.

1Я концепция – конц Сократа, выделившая Ч как существо, способное разорвать цепь, связ-ую его с внешним миром. Именно Сократом Ч был открыт как существо, способное давать ответ самому себе и другим, , как моральный субъект.

А Августина и вся христианская А явилась полным отрицанием идеи Сократа, что Ч должен чтить «демона» внутри себя, повиноваться внутреннему голосу. Августин и др отцы церкви расценили это как опасное идолопоклонничество. Вместе с тем христианская А явилась дальнейшим проникновением в глубины Ч бытия, открытием его новых измерений Была сделана попытка исследовать духовное измерение Ч, рассм-на душа как основа устойчивости личности, исследована совесть как самое знач проявление духовности в чел, поставлен вопрос о роли высших дух потребностей Ч как наил средство рег-я отн-й между людьми.

Следующий шаг – Н. вр., благодаря открытиям Коперника и Галилея, Наука стала постепенно отходить от фил-ии, подлинным предметом кот начал становиться Ч. Специфика Н. вр. – изучение Ч, а изучение природы передано естественным наукам.

Проблема смысла жизни. смысл жизни не может быть общим для всех, он всегда индивидуален. Предельно-общий ответ: смысл жизни в постоянном труде душе, самообразование и самовоспитание в ценностном мире. Бердяев Н.А.: см ж в творческой деятельности, кот понимал как обязанность чел перед Богом. Бог ждет от чел творческого акта, как отчета Ч на творч акт Бога.Творчество

Понимание свободы. Речь идет о свободе каждого отдельного Ч. Чел не свободен от условий, но он свободен сделать выбор, занять опред позицию по отношению к условиям. Многими мыслителями свобода понималась как активное состояние Ч, как напряжение его разума (Аристотель). Согласно Спинозе активность, разум.

Душа. Вопрос о душе – интерес человека к самому себе, вопрос о смысле и существе своей жизни (Платон, Аристотель, стоики, Плотин, Августин…душа –сфера внутренней реальности, отделенная от чувтвенно-предметного мира и противостоящая ему )

Макс Шелер (1874 - 1928) - немецкий философ-идеалист, создатель новой этики и социологии познания, много сделавший в области разработки феноменолого-диалогической психологии. Основной идеей ф. антропологии Шелера была идея рассмотрения человека как еди­ного, целостного существа, обладающего телом, разумом, душой, страс­тями и эмоциями. Идея того, что Ч надо рассматривать в единстве биологического и социального, культурного начал. Эта идея тесным об­разом была связана у Шелера с тем, что Ч представляет собой от­крытую для окружающего мира систему, точно так же как и сам мир от­крыт Ч.

Основными философскими работами Шелера были: «Место человека в космосе», «Формы знания и общества», «Сущность и формы симпатии» и др.

26.Сознание: происхождение и сущность

В течение многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания. Богословы рассматривают сознание как крохотную искру величественного пламени божественного разума. Идеалисты отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи. Вырывая сознание из объективных связей реального мира и рассматривая его как самостоятельную и созидающую сущность бытия, объективные идеалисты трактуют сознание как нечто изначальное: оно не только не объяснимо ничем, что существует вне его, но само из себя призвано объяснить все совершающееся в природе, истории и поведении каждого отдельного Ч.

Сознание современного Ч есть продукт всей всемирной истории, итог многовекового развития практической и познавательной деятельности бесчисленных поколений людей. И для того, чтобы понять его сущность, необходимо выяснить вопрос о том, как оно зародилось. Сознание имеет свою не только социальную историю, но и естественную предисторию - развитие биологических предпосылок в виде эволюции психики животных. Без этой эволюции появление человеческого сознания было бы просто чудом.

Отражение есть всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта. Особым и неотъемлемым свойством отражения у живого организма являются раздражимость и чувствительность как специфическое свойство отражения, взаимодействий внешней и внутренней среды в виде возбуждения и ответной избирательной реакции. взаимодействие различных систем материального мира имеет своим результатом взаимоотражение, которое в простейших случаях выступает в виде механической деформации, в общем же случае - в виде взаимной перестройки внутреннего состояния взаимодействующих систем: в изменении их связей или направлений движения, как внешняя реакция или как взаимная передача энергии и информации. Любое отражение включает информационный процесс: оно есть информационное взаимодействие, одно оставляет о себе память в другом. Информация есть объективная сторона процессов природы и как таковая всеобща, что предполагает ее специфику в различных сферах реального мира - в неорганической природе, живых системах и социальных процессах.




25.Философия глобальных проблем.

Глобальные проблемы современности — совокупность проблем человечества, от решения которых зависит социальный прогресс и сохранение цивилизации. Основные критерии к отнесению к глобальным проблемам: количественный (глобальные проблемы касаются всей планеты) и качественный (они выступают объективным фактором дальнейшего мирового развития, существования современной цивилизации и для их решения требуются усилия всех народов или, по крайней мере, большинства населения планеты; нерешаемость и нерешенность глобальных проблем может привести в будущем к непоправимым последствиям жизнедеятельности). Так, Месарович назвал 5 следующих наиболее значимых для решения мировым сообществом проблем современного мира: 1 снижение роста численности населения Земли; 2. сокращение использования невозобновляемых ресурсов; 3. уменьшение уровня загрязнения и разрушения окружающей среды; 4. уменьшение неравенства; 5. устранение голода и бедности.

Пути решения глобальных проблем впервые были предложены Римским клубом. Его основатель - Аурелио Печчеи – в своей книге «Человеческие качества» отмечает, что человек все более развивает ненасытный аппетит потребления, совершенно не задумываясь о последствиях своих растущих стремлений и потребностей. Человечество переживает период небывалой по размаху материальной экспансии и, приобретая уже возможность оказывать решающее воздействие на условия своего собственного обитания, оно в то же самое время не знает еще тех пределов, в которых эта его активная деятельность способна нанести непоправимый урон всей планете в целом. Для решения Печчеи призывает ограничить рост путем постепенного перехода от общества потребления к обществу сохранения. Главное, при этом, уменьшить разрыв между наиболее высоким доходом богатых стран и самым низким для беднейших. Для этого следует направить все усилия на то чтобы изменить человека и тем самым поменять цивилизацию. А. Печчеи предлагает сделать центром внимания человека, способ его существования и образ жизни. Прогрессивное развитие человека, полагает А. Печчеи, и параллельное улучшение его человеческих качеств принесет с собой радикальный пересмотр восприятия человеком самого себя и человека вообще, его роли и ответственности.

Другие деятели Римского клуба: Медоуз, Месарович, Пестель, Тинберген и др. также призывали к ограничению роста и увеличению его сбалансированности



Римский клуб являлся пионером, обратив внимание людей на глобальные проблемы современности. В дальнейшем Римский клуб «породил» множество других организаций, целью которых является попытки решения глобальных проблем (например, Greenpeace).
<< предыдущая страница  



Основная добродетель гражданина есть недоверие. Максимилиан Робеспьер
ещё >>