1. Философия (предмет, метод, основные понятия) - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Iii. Содержание программы Введение. Предмет философии 1 77.19kb.
Макроэкономика как раздел экономической теории. Предмет и метод макроэкономики. 1 294.52kb.
Вопросы для повторения по курсу «История и философия науки» 1 36.17kb.
Программа вступительных экзаменов в аспирантуру по философии Екатеринбург... 1 89.18kb.
Лекция: Основные понятия технологии проектирования информационных... 22 2680.89kb.
Предмет и метод экономической теории Предмет 1 97.08kb.
Программа по истории философии востока тема Индийская философия:... 1 25.29kb.
Программа «Философия права» Раздел I. Общие проблемы философии права. 1 34.34kb.
Программа вступительного испытания для магистратуры 1 41.81kb.
Аксиоматический метод 1 45.76kb.
История – это наука, изучающая человеческое общество, во всем его... 10 1734.9kb.
Дополнительные материалы, позволяющие глубже понять картины, которые... 1 222.2kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

1. Философия (предмет, метод, основные понятия) - страница №2/3


13. Аристотель (384-322)

Peripatos – Ликей. А. умер в Халкиде.



Метафизика. 4 определения дает А. ме-е: а) исследование пр., первых, или высших начал; б) познание «бытия, поскольку оно бытие»; в) знание о субстанции; г) знание о Б. и субстанции сверхчувственной. 1) пр. формальная; 2) пр.материальная; 3) пр. действующая; 4) пр.финальная. Бытие имеет не одно, но много смыслов. Все, что не есть чистое ничто, по праву входит в сферу бытия. . А. ищет некую схему, которая собрала бы все возможные смыслы бытия, группируя их по 4 позициям: бытие как категории (или бытие в себе); бытие как акт и потенция; бытие как акциденция (случайное и непредвиденное); бытие как истина (небытие как ложь).

Этика. Активность разума – цель, достойная человека. Совершенствование рациональной души – добродетель «дианоэтическая». Рациональная душа двухаспектна, ибо имеет дело с меняющейся реальностью, с одной стороны, и с неизменными принципами, с другой. Отсюда две диа-кие доб-ели – рассудительность (практич.мудрость для Ч) и мудрость (познание реальности).

Соц-фил. Учение. Прав. виды гос. устройства, по А., - царская власть, аристократия, полития; неправильные - тирания, олигархия, демократия. Царск. власть - правление одного, имеющего в виду общего благо; тир. – правление одного, руководствующегося собственной выгодой. Арист. – пра-ие немногих, лучших, осуществляемое в интересах всех граждан; олиг. – прав-ие немногих состоятельных граждан, думающих только о собств- выгоде. Пол. – пр-ие боль-ва, отбираемого на основании определенного ценза и пекущегося об общем благе; демок. правление бол-тва, неимущих, в интересах исключительно этого боль-а.

Органон. Трактат о категориях изучает элементы логики. С метафизической точки зрения, категории суть фундамент. смыслы бытия, «роды бытия», к которым относится любой термин предложения. О дефинициях идет речь во «Второй аналитике». Дефиниция может быть ценной или малоценной, но никогда – ложной или истинной, ибо связь строится по отдельным понятиям. Истинными или ложными могут быть лишь суждения. Объединяя термины, мы получаем суждения. Суждение – это акт утверждения или отрицания. Силлогизм.

Крит. Пл. 1. «идеи» бесполезны для объяснения знания, гипотеза о существовании идей не дает познанию вещей ничего нового: «идеи»-простые копии, или двойники, чувственных вещей; 2. Чтобы иметь значение для области чувственных вещей, царство «идей» должно существовать внутри области чувственных вещей. 3.Одна и та же идея может быть одновременно и субст. и несубст.: субст., так как, будучи по отношению к подчиненной ей частной идее более общей, она имеется налицо или отображается в этой частной идее как ее сущность; и в то же время она не будет субст. по отношению к более общей сравнительно с ней идеей, которая и есть для нее ее субст..

15. Новое время: эмпиризм и рационализм

Н. в., начавшееся в 17 веке, стало эпохой утверждения в Западной Европы капитализма, быстрого развития науки и техники. В рамках механицизма природа рассматривалась, как огромный механизм, а Ч, как инициативный и деятельный работник. Основной темой ф. Н. в. стала тема познания.



Эмпиризм (от греч. empeiria – опыт) – направление в теории познания, к. все знания выводит из чувственного опыта. Он- единственный источник познания и критерий истины, ничего не прибавляет к содержанию знания. Сторонники эмпиризма - Бэкон, Гоббс, Локк.

Рационализм (от лат. rationalis – разумный) –совокупность ф. направлений, признающих разум основой познания и поведения людей и полагающих, что логический порядок вещей – это неотъемлемая, необходимая характеристика всего мироздания. (Декарт, Спиноза, Лейбниц). Разум – критерий истины.

Френсис Бэкон (1561–1626 гг.) – родоначальник материализма н. в.. Ф. должна носить практический характер – там, где она остается умозрительной, она неистинна. Задача познания – исследование ее законов, а цель познания – установление господства человека над природой. Основа познания – опыт. Выводы науки должны основываться на фактах и от них идти к широким обобщениям.

Рене Декарт (1596–1650 гг.) – основоположник рац-зма; поставил на первое место разум, доведя роль опыта до простой практической проверки данных интеллекта. Стремится придать ф. научный характер, освободить знание от случайностей, источником которых мог быть только опыт.

Б. Спиноза (1632–1677 гг.) его воззрения получили название картезианского рационализма. В трактате «Этика» призывает различать два класса идей: 1) возникают в представлении и связаны с чувствами, 2) являются принадлежностью разума.



Гегель: Учение о сущности – главная часть гегелевской логики. Бытие образует внешний слой действительности, ее поверхность, то, что непосредственно дано в восприятии; на уровне бытия мир дискретен, т.е. состоит из хотя и связанных между собой, но все же отдельных предметов. Сущность – это внутренний мир, глубинные связи, лежащие в основе бытия.

Кант (1724—1804) — осно-ник нем. Классич. ф.. Разработанная им гипотеза происхождения Солн. Сис. из гигантской газовой туманности до сих пор является одной из фундаментальных науч. идей астрономии. Необходимые условия познания заложены в самом разуме и составляют основу знания. Они-то и придают знанию характер необходимости и всеобщности. Кант различал воспринимаемые человеком явления вещей и вещи, как они существуют сами по себе. Мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а только так, как он нам является. Но миру явлений соответствует незави­симая от человеческого сознания сущность вещей — «вещи в себе»: абсолютное познание их невозможно.

16. 19-20 вв.: экзистенциализм и позитивизм

XX век, истоки – в России (Л. Шестов, Н. Бердяев), потом – в Герм. и во Фран.. Нек. Пре-ели: Мартин Хайдеггер «Бытие и время», «Что такое метафизика?» «Путь к языку». Карл Ясперс – «Экзистенциальная философия», «Фи-ая вера», «Смысл и назначение истории» (1949). Жан-Поль Сартр – «Тошнота», «Бытие и ничто», «Воображение», «Эскиз по теории эмоций» (1939), «Экзистенциализм – это гуманизм». Альбер Камю «Миф о Сизифе», философское эссе “Бунтующий Ч.



Осн. Пол-ия. В экз-зме онт. превалирует над гносеологией. Предметом ф. сущ-ния является Ч, его внутр. мир. Основное влияние уделяется проблеме сущее-ния Ч в современном мире в связи с осознанием его конечности. При этом отличие онт. экзи-ма от онт.мн. Др.х ф. напр-ний в том, что вместо попытки создать целостную онтологич. картину мира идёт возврат к первоначальному вопросу: «Что значит – быть, существовать?» Также изучаются темы времени, смысла жизни, свободы, страха, тревоги. Т. О., экз-изм исследует духовный кризис, в котором оказывается Ч, и тот выбора, который он делает, чтобы выйти из этого кризиса. С т. Зр. Экзи-стов, жизнь Ч в “массовом обществе” неподлинна, но он может прорваться к собственной подлинности путём трансцендирования в так называемых «пограничных ситуациях» (Ясперс), например, перед лицом смерти, перед ужасом (Хайд.), перед осознанием абсурдности жизни (Камю).

Позитивизм (лат positivus — положительный) — направление ф., объявляющее единственным источником истинного, действительного знания конкретные (эмпирические) науки и отрицающее познавательную ценность ф. исследования. Пози-зм претендовал на звание принципиально новой, «неметафизической» («позитивной») ф-, построенной по подобию эмпирических наук и являющейся их методологией. Одним из главных принципов этой методологии явился феноменализм: научные теории и законы были истолкованы как лишь обобщения эмпирических фактов, в соответствии с чем задачей науки было объявлено чистое описание фактов, а не объяснение их. 3 этапа в развитии позитивизма. Представители первого этапа — Конт, Э Литтре, П Лаффит (Франция), Милль, Спенсер (Англия). Наряду с проблемами гносеологии (закон 3х стадий развития познания — Конт) и логики (Милль) гл. место отводилось соц-гии (преобразование общества на базе науки — Конт) Возн-ение 2 этапа поз-зма — эмпирио критицизма — относится: Маха и Авенариуса, отказавшихся даже от формального признания объективно-реальных предметов, которого еще придерживались представители раннего позитивизма.Ортодоксально пози-стский подход (иногда он описывается как "верификационизм", убежденность в возможности "проверить" научную теорию или гипотезу экспериментом) разработали в 20-е годы XX (М.Шлик, О.Нейрат, Ф.Вайсман, К.Гедель, Р.Карнап, Х.Рейхенбах), вдохновлявшиеся логическими исследованиями Л.Витгенштейна, который, впрочем, в последние годы жизни (40-е годы) отошел от позитивистской ортодоксии. Отцом позитивизма считают Огюста Конта (1798-1857). Цель науки, по Конту, в исследовании законов. Именно наука дает Ч господство над природой. Положив математику в основу, К. расположил науки по порядку усложнения: астро-ия, физика, химия, био-я, соц-я. Более сложные науки основаны на менее сложных. Ф. Конт сводит к методологии наук.

17. Постпозитивизм

К. Попер - фальсификационизм

Отвергает принцип индукции, как основной научный метод (предложенными логическими позитивистами). Предлагает принцип фальсифицируемости как принцип демаркации (критерий определения истинности) – теория фальсифицируема, если класс ее потенциальных фальсификаторов не пуст. Потенциальный фальсификатор – это утверждение, которое противоречит теории. Например, если теория говорит "Все тигры полосаты", то потенциальный фальсификатор – нашелся неполосатый тигр.

Фальсифицированная теория должна быть отброшена. Поппер решительно настаивает на этом. Она обнаружила свою ложность, поэтому мы не можем сохранять ее в своем знании. Всякие попытки в этом направлении могут привести лишь к задержке в развитии познания, к догматизму в науке и потере ею своего эмпирического содержания.

Метод науки – это метод проб и ошибок. Нет развития в науке, есть только изменение.



Т. Кун – концепция научных революций

Ввел понятие парадигмы – общепризнанной теории. Нормальная наука развивается в рамках этой парадигмы (принцип кумулятивности при накоплении знания). Когда накапливается большое число аномалий, которое нельзя объяснить в рамках действующей парадигмы происходит научная революция. Битва между группа научного сообщества. В результате побеждает одна из новых гипотез – становится парадигмой.



И. Лакатос – методология научно-исследовательских программ.

Существует твердое неизменяемое ядро теории и защитный пояс вспомогательных гипотез. Когда находится какой-то случай не укладывающийся в существующие гипотезы, ядро остается незыблемым, а в защитном поясе появляется дополнительная вспомогательная гипотеза, объясняющая этот факт. Так происходит развитие науки.

Однако теория (программа) не бессмертна. Рано или поздно потенциал исчерпан. И твердое ядро должно быть изменено.
18.Онтология

В совр. ф. традиции проблемами бытия занимается онтология. Проблема бытия возникает тогда, когда такого рода универсальные, естественные, предпосылки становятся предметом сомнений и раздумий. Постепенно тема бытия ветвится, укрепляется, складывается в самостоятельную дисциплину (онтологию) проблематика бытия. Категория «бытие» отражает наиболее общие и существенные свойства окружающего мира и мира самого Ч: объективность, вечность сущ-ния мира, его беск-ость и запредельность, изменчивость и единство мира, а также равенство сущ-ния его природной, социальной и духовной составляющих. Иначе говоря, можно считать, что бытие – это объективная и субъективная реальность в своей совокупности.

Аспекты ф. проблемы бытия:1. Внутр. логика проблемы вела ф. от вопроса о существовании мира "здесь" и "теперь" к вопросу о непреходящем (или преходящем) существовании мира как бесконечного (или ограниченного) целого. Фи-ы, далее, обнаруживали, что мир, с одной стороны, неоднороден именно в его существовании: в целом он непреходящ, но отдельные его предметы и состояния преходящи.2. аспект ф. проблемы бытия связан с вопросом о единстве мира. Природа, Ч, мысли, идеи, общество равно существуют; различаясь по формам своего сущ-ния, они прежде всего благодаря своему сущ-нию, наличию образуют целостное единство бесконечного, непреходящего мира. Иными словами, существование, специфическое наличие, "присутствие" всего, что есть, было и будет в мире, - это выражение единства мира, а констатация этого существования - начальный этап анализа, проблемы бытия. Еще раз надо подчеркнуть: бытие как философское понятие не тождественно существованию мира и всего, что в мире имеется. Бытие - это мысль о всеобщности, всеобщей связи между всем, что существовало, существует, будет или может существовать.3. аспект проблемы бытия связан с тем, что мир в целом и все, что в нем существует, есть действительность, которая имеет внутреннюю логику своего существования, развития и которая реально предзадана сознанию, действию отдельных индивидов и поколений людей.

Основные формы бытия Улавливая определенное сходство условий, способов существования единичных сущих, ф. объединяет их в различные группы, которым присуща общность формы бытия.

1) бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на бытие вещей, процессов, состояний природы, бытие природы как целого и бытие вещей и процессов, произведенных человеком;

2) бытие Ч, которое (условно) подразделяется на бытие Ч в мире вещей и специфически ч-кое бытие;

3) бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное;

4) бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и бытие общества.

М. Хайдеггер, автор книги "Бытие и время", подчеркивал: только Ч способен вопрошать о бытии, задавать вопрос о том, в чем состоит специфика бытия Ч; в этом смысле ему вверена судьба бытия.

19. Этика

Этика (rpeч. etnika, от etnos) — привычка, нрав) — ф. наука, объектом изучения которой является мораль.

Э. выясняет место морали в системе общественных отношений, анализирует ее природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, теоретически обосновывает ту или иную ее систему. Как ф. наука э. возникает на том этапе развития человеческого общества, когда происходит отдаление духовно-практической деятельности и материально-практической. Вначале она означала жизненную мудрость, практические знания относительно того, как надо себя вести. Древнейшей этической нормой поведения человека является «золотое правило» нравственности. Его наиболее распространенная формулировка гласит: «(Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. В особую дисциплину этика была выделена Ар-лем, который ввел и сам термин в название своих работ: «Никомахова этика», «Большая этика». Этику Ар-ь отнес к практическим. Этика как практическая наука представляет собой учение о нравственности, о привитии человеку деятельно-волевых, душевных качеств.

Этика не только формулирует цели морального регулирования, но и определяет способы достижения своих целей. Она выясняет как, какими способами согласуется личный и общественный интересы, на что опирается мораль, что вообще побуждает Ч быть моральным. Мораль держится на трех важнейших основаниях: 1. это традиции обычаи, нравы, которые сложились в данном обществе, 2.мораль опирается на силу общественного мнения, которое с помощью одобрения одних поступков и осуждения других регулирует поведение личности, приучает ее соблюдать моральные нормы. Орудиями общественного мнения являются с одной стороны, честь, доброе имя, общественное признание, которые становятся следствием добросовестного выполнения своих обязанностей, неуклонного соблюдения им моральных норм данного общества; с другой стороны, стыд, пристыжение, нарушившего нормы морали. 3. мораль основывается на сознательности каждой отдельной личности, на понимании ею необходимости согласования личных и общественных интересов.

В этике как теоретической дисциплине постепенно стали выделяться два рода проблем. Один род проблем связан с нормами, принципами, ценностями, т.е. с их определением, анализом, с проблемами их формирования, воспитания и т.д. Этими вопросами занимается нормативная. 2ой род проблем в этике – это собственно теоретические вопросы о сущности морали, о её происхождении, законах развития и т.д. Данными вопросами занимается теоретическая, или дескриптивная, этика. Данная этика в наибольшей степени наукообразна, её язык более наукообразен, формализован, чем в нормативной этике. Несомненно, что эти две разновидности этики диалектически взаимосвязаны.

20.Гносеология.

Гн-гия – раздел ф. изучающий проб. познания

Теория познания есть общая теория, уясняющая саму природу познава­тельной деятельности Ч, в какой бы области науки, искусства или житейской практики она ни осуществлялась. Теория познания разви­валась вместе с ф. на протяжении всей ее всемирной ис­тории.

Т познания иначе называется Гн., или эпистемологией. Эти термины имеют греч. корни: gnosis —познание, знание и episteme — знание, умение. Все же задачей Гн. является скорее иссле­дование природы «готового» знания, чем методов его получения. Т. О., Гн. — это знание о знании.

Она исследует природу ч.о познания, формы и закономерности пере­хода от поверхностного представления о вещах (мнения) к пости­жению их сущности (истинного знания), а в связи с этим рассмат­ривает вопрос о путях достижения истины, о ее критериях. Но Ч не мог бы познать истинное как истинное, если бы не делал ошибок, поэтому теория познания исследует также и то, как человек впадает в заблуждения и как преодолевает их.. Знать означает владеть и уметь. Знание есть связующая нить между природой, чел. дух и практической деятельностью.

Так же гносеологию называют – теорией истины (истина в философском понимании этого термина предельное совпадение нашего представления об объекте с самим объектом).

Концепции: Сенсуалисты (эмпирики) – яркий представитель Кондильяк Эжен Этьен. Ч. и его сознание чистый лист, на кот. опыт пишет свои истины. Критерий истинности – опыт. Осн. метод - индукция. Индукция – обобщение частного опыта и приобретение этим путем знания.

Рационалисты – Рене Декарт (основатель), Локк.

Полагают, что из опыта мы не можем вывести знание. Истина обретается в умозрении.Основной метод познания рационалистов – дедукция.

Школа скептиков (основные представители – Перрон и Секст Эмпирик (из Древне-Греческой ф.), Дэвид Юм (из Нового Времени)) делится на 2 группы: полные (радикальные), частичные. Частичные скептики полагают, что одна область познания сущего познаваема, а другая нет. Трансцендентный скептицизм при имманентном догматизме – согласно этой концепции то что внутренне положено в человека познаваемо а остальное нет, то есть субъект может сам себя познать (человеку известны все его внутренняя сфера, его чувства), а внешний мир нет. Трансцендентный догматизм при имманентном скептицизме – чувства дают нам информацию о внешнем мире, а внутренний не познаваем

агностики отрицают позна­ваемость мира. Основная проблема, которая подводит к агнос­тицизму, заключается в следующем: предмет в процессе его познания неизбежно преломляется сквозь призму наших органов чувств и мышления. мы замкнуты миром наших способов познания

Мистицизм – знание приобретается не через органы чувств и не с помощью разума, а «свыше», путем озарений откровений.

21.Социальная философия

Общество как социальную форму организации материи изучает соци­альная философия, представляющая собой один из разделов общей сис­темы философского знания. Социальная философия как самостоятельная философская дисциплина возникла в начале XX в. Наиболее полно пробле­мы этой теоретической дисциплины были представлены в работах Конта, Спенсера и Дюркгейма. В социальной философии Конта общество<впервые стало рассматриваться не как совокупность «автономных» до некоторой сте­пени индивидов, а как целостный социальный организм, как социальная си­стема, которая в своем функционировании и развитии определяет и харак­тер развития каждого входящего в эту систему социального субъекта.

1. Философия общества или социальная философия, представляющая собой один из разделов общей системы философского знания, возник­ла в начале XX в. Она изучает социальный мир во всем его многообра­зии и единстве. Этот мир изучают и частные науки: история, полито­логия, социология, экономика, правовые науки, социальная психоло­гия и т. д. Каждая из них изучает социальное бытие со своих позиций, с помощью своего специфического научного аппарата.

2. Социальная философия акцентирует внимание на изучении специфи­ки общественного бытия и духовного мира людей, наиболее общих за­конов становления, функционирования и развития социума, анализе существующих в обществе отношений между людьми. Кроме того, ее интересуют ценностные отношения людей к социальным явлениям, соответствие этих ценностей человеческим потребностям и целям, а также проблемы функционирования в обществе разнообразных соци­альных институтов и их роль в обществе. Одной из важнейших задач социальной философии является формирование наиболее общего, «син­тезированного» образа социального мира. По отношению к обществен­ным наукам социальная философия выступает как мировоззренческий фундамент и, одновременно, как методологическая основа.

3. Наиболее близки друг другу по своим предметным областям соци­альная философия, философия истории и социология. Вместе с тем, кроме общих они имеют и отличительные черты. Главным отличием социальной философии является то, что она изучает общество вообще, общество в целом с его универсальными законами социального бытия и духовной жизни, в то время как социология и философия истории рассматривают каждый раз вполне определенное конкретное общество. Социальная философия имеет и свои собственные, вполне определен­ные функции: мировоззренческую, теоретическую, методологическую и прогностическую.
22. История и проблемы философии в России

До христи­анства (10 в.) господствующее положе­ние на Руси занимало языческое миро­воззрение (обожест­вление сил природы). После принятия христ. религии большое влияние на развитие р. ф. м. оказало общение с духовной, в т. ч. Ф., культурой античности и Византии. Идеи ф.-историч. характера содержа­лись в летописях. „Повесть временных лет" (11-12 вв.) трактовала о проис­хождении гос-ва на Руси, о ее месте среди др. стран мира. 17 век под­нял процесс развития ф. знания на новый уровень. Открылись высшие учебные заведения: Киево-Могилянская и Славяно-греко-латинская академии, где читались систематические ф. курсы. Наметилось сближение ф. с естествознанием, что способствовало позднейшему ее от­делению от теологии. В 18 веке добивается существенного прогресса, несмотря на повышенную идеологизированность ф. проблем. В 19 веке в центре внимания любомудров крупнейшие представители немецкой классической философии: И. Кант, Г. Гегель, Ф. Шеллинг.



Славянофилы - представители консервативного политического и идеалистического ф. течения рус. общественной мысли 19 в., стре­мившиеся обосновать необходимость особого (по сравнению с западноевро­пейским) пути развития России. Это была утопическая программа перехода рус. дворян на путь бурж. развития с сохранением максимума их привиле­гий. Осн-и славянофильства - И. Киреевский и Хомяков. С. По­скольку истинной религией является для С. православие, постольку лишь ис­поведующие его народы, и прежде все­го русский, могут, с их т. зр., рассчиты­вать на прогресс, а остальные народы — лишь в той мере, в какой они воспри­мут православную цивилизацию.

Западники - представители од­ного из направлений рус. общественной мысли 40-х гг. 19 в. Выступали за лик­видацию феодально-крепостнических отношений и развитие России по „запад­ному", т. е. буржуазному, пути. В сере­дине 40-х гг. в московский кружок западников входили Герцен, Грановский, Огарев, В.Боткин, Кавелин, Н.Кетчер, Е.Корш и др. Тесную связь с кружком имел Белинский. Основные постулаты: осуждение самодержав­но-крепостнического строя, развитие идей просвещения, стрем­ление к европеизации России и т. п

Шеллигианство. Шеллинг являлся ф. истоком российского романтизма. Глубокое влияние его ф. идей испытали Одоевский В.Ф., Велланский Д.М. и Павлов М.Г.. «Русские ночи» (1844), главная книга Одоевского, содержит исключительно высо­кую оценку творчества немецкого ф.: Мысли Одоевского о символическом характере познания близки общей традиции европейского романтизма, в частности теории символа Шеллинга (в его ф. искус­ства). В человеке «слиты три стихии — верующая, познающая и эстетическая». Эти начала могут и должны образовывать гармо­ническое единство не только в ч. душе, но и в обществ. жизни. Именно подобной цельности не обнаруживал Од. в современной цивилизации.



<< предыдущая страница   следующая страница >>



Я бы ставил собачкам памятники. Чтобы им было на что задрать ножку. Станислав Ежи Лец
ещё >>