1. Философия (предмет, метод, основные понятия) - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Iii. Содержание программы Введение. Предмет философии 1 77.19kb.
Макроэкономика как раздел экономической теории. Предмет и метод макроэкономики. 1 294.52kb.
Вопросы для повторения по курсу «История и философия науки» 1 36.17kb.
Программа вступительных экзаменов в аспирантуру по философии Екатеринбург... 1 89.18kb.
Лекция: Основные понятия технологии проектирования информационных... 22 2680.89kb.
Предмет и метод экономической теории Предмет 1 97.08kb.
Программа по истории философии востока тема Индийская философия:... 1 25.29kb.
Программа «Философия права» Раздел I. Общие проблемы философии права. 1 34.34kb.
Программа вступительного испытания для магистратуры 1 41.81kb.
Аксиоматический метод 1 45.76kb.
История – это наука, изучающая человеческое общество, во всем его... 10 1734.9kb.
Дополнительные материалы, позволяющие глубже понять картины, которые... 1 222.2kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

1. Философия (предмет, метод, основные понятия) - страница №1/3

1. Философия (предмет, метод, основные понятия)

Это такие, как Истина (наука и идеология), Добро (мораль и религия) и Красота (искусство в различных его формах и видах). Ф. всегда находилась и находится на стыке этих сфер. Она опирается на .



Ф.(с греч. - любовь к истине, мудрости) - форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.

Предметом ф. оказывается поиск абсолютных, вневременных норм, идеальных стандартов таких типов. И. Кант предложил несколько основных ф. вопросов, в своей совокупности составляющих предмет ф. знания: 1) что я могу знать? 2) на что я могу надеяться? 3) что я должен делать? 4) что такое человек? 4 вопрос Кант считал итоговым, вбирающим в себя содержание всех предшествующих. К числу основных функций ф. относятся: методологическая (Ф. рассматривает не отдельные сферы бытия ч., а их взаимосвязь; дает общую направленность подхода к осмыслению действительности), гносеологическая, мировоззренческая, конструктивная, идеологическая, интеллектуальная, практически-деятельная. Ни одна из наук не исследует сложнейшие мировоззренческие вопросы о смысле жизни человека, о его смерти и бессмертии, о призвании человека в обществе. Для ф. же все это есть одна из важнейших ее задач.



Мировоззрение - система обобщенных взглядов на мир, на место в нем человека и его отношение к этому миру. Мировоззрение включает 3 компонента: 1. Мироощущение, мировосприятие 2. Миропонимание 3. Мироотношение (формируется на основе мироощущения и миропонимания). Религия обращается к чувствам человека, в то время как ф. — к рассудку. В основе языка р. лежат символы и образы. В основе языка ф.— категории и понятия.

Наука. Особенность ф. состоит в том, что она выступает как универсальное теоретическое познание всеобщих принципов бытия. Это отличает ф. от конкретных наук, которые не стремятся к выявлению универсальных связей. Для ф. изучаемый объект антропоморфен, для учёного — человек является частью окружающего мира. Для науки есть тенденция к развитию, для ф. развития нет. В процессе определения частные понятия выражаются через более общие, и в результате сводятся к предельно общим, неопределимым понятиям. Такими предельно общими понятиями оперирует ф.

Искусство, как и ф., не имеет тенденции к развитию. В отличие от ф., и. обращается к чувствам человека (ф. — к рассудку), и. использует символы и образы (ф. — категории и понятия).

2. Основные разделы (аспекты) философского знания.

Онтология: ф. учение о бытии как таковом. В ф. со времен Античности различают бытие и сущее. Сущее – совокупность «единичных вещей». Бытие – это чистое существование, не имеющее причины, оно – причина самого себя, самодостаточное, ни из чего не выводимое. не имеет внешних причин. Благодаря древнегреческому философу Пармениду происходит формирование о. как ф. знания о реальности, не сводимой к материально-чувственным вещам.

Гносеология: ф. учение о познании. Эта часть ф. изучает общие характеристики процесса познания и его результат – знание. Большое значение для становления гносеологии имело введенное Парменидом различение знания об истинах бытия, источником которого является разум, и мнения об иллюзорных «единичных вещах», источником которого являются чувственные восприятия. С середины XIX в. учение о познании стало пониматься как особая философская дисциплина. Во второй половине ХХ в. для обозначения гносеологической проблематики часто стали использовать термин «эпистемология».

Аксиология: ф.учение о ценностях. Ценность – это свойство предмета или явления иметь значение для людей в культурном, общественном или личностном отношении. Существуют ли общечеловеческие (общезначимые) ценности? Платон. «мир вещей»+ «мир идей»=учение о Едином. Бытие=Благо. Конец 18вв.Кант: ценности сами по себе не имеют бытия, у них есть только значимость. не смог предложить единое основание для системы ценностей. Р.Г.Лотце в середине XIX в.: ценности существуют не в виде неких «вещей», а в виде «значимостей» – значений, которые управляют человеческой деятельностью.

Ф.природы (натурфилософия). Природу рассматривают также как совокупность разнокачественных материальных систем – физических (не живых), биологических (живых) и социальных.

Философия общества (социальная философия. Чаще всего эту реальность обозначают как «социальное», или «общество», в противоположность «биологическому» и «физическому», или «природному».Социальное– система, обеспечивающая жизнедеятельность человека как особого надприродного существа, системная совокупность явлений и процессов, выделяющих «мир человека» из «мира природы».

Ф. культуры. ф. дисциплина, изучающая культуру во всем объеме ее исторического становления и развития и во всем многообразии ее структурных спецификаций. К социальной подсистеме он отнес взаимодействующих людей, к подсистеме культуры – нормы, ценности и значения, руководствуясь которыми люди совершают действия и которыми они обмениваются в процессе совместной деятельности (взаимодействия). (Сорокин).

Философия науки. Философская дисциплина, исследующая характеристики научно-познавательной деятельности. НТП
3. Генезис (зарождение, возникновение) Ф.

Наиболее распространенными являются три концепции возникновения ф.: Мифогенная, рассматривающая происхождение философии как эволюцию мифологии; Гносеогенная, последователи которой утверждают, что ф. появилась при возникновении научного знания, и отделения от него разных областей; Мифо-гносеогенная концепция: , которая отдаёт должное и мифологическому мышлению, и положительному знанию, да ещё прибавляет в качестве третьего непосредственного источника философии обыденное сознание.

В Древней Греции в VIII в. до н.э. в творчестве Гомера и Гесиода обнаруживаются первые элементы философского подхода к миру. В соответствии с классической традицией, ф. в ее истинном значении реализовалась в Древней Греции.

мифологизация какого-либо явления по сути дела означает не причинное объяснение этого явления, а, наоборот, принятие его как реально данного. Причины: экономическое развитие Греции, но самым важным, пожалуй, было расширение связей и контактов с другими народами, открытие прежде незнакомых грекам обычаев, нравов и верований, которое естественно наводило на мысль об относительности, условности их собственных социальных и политических установлений. Ф. и была одним из ответов на это требование. С одной стороны, философия выступает как критика традиции, углубляющая сомнение в значимости устоявшихся веками форм жизни и верований, а с другой – пытается найти фундамент, на котором можно построить, новый тип культуры. Спецификой греческой ф., особенно в начальный период ее развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Первые греческие философы - Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, несколько позднее - пифагорейцы, Гераклит, Эмпедокл и другие - размышляют о происхождении мира, его строении, пытаются постигнуть его начала и причины. Не случайно их так и называли - "физиками", от греческого слова "фюсис" - природа. Направленность интереса ранних греческих мыслителей определялась в первую очередь характером древнегреческой мифологии, традиционных языческих верований и культов. А греческая мифология была религией природы, и одним из важнейших вопросов в ней был вопрос о происхождении мира. Существенное различие между м. и ф. состояло, однако, в том, что миф повествовал, кто родил все сущее, а философ спрашивал, из чего оно произошло. Поэтому не удивительно, что и ранние греческие философы ищут некое первоначало, из которого все произошло: у Фалеса это - вода, у Анаксимена - воздух, у Гераклита – огонь.

Гносеогенная. Никому не нужны проблемы -Ф.- после разделения знаний и присвоения их системе звания науки: ботаника, геометрия и пр.

Ф.=наука (схожесть). Принципы: объективность (природа самодостаточна, не требуется ничего сверхприродного); обоснованность (судья-разм); проверяемость (теория на практике ).



Мифо-гносеогенная: миф давал возможность, наука давала знания!

4. Модели Ф.

1. Спиралевидная модель развития ф.(Гегель)

Гегель представлял, что ф. знание развивается по спирали: два шага вперед, один назад. Гегель говорил о повторяемости элементов развития (эпоха возрождения возвращается к ценностям античных времен). у этой пружины есть вершина, или конец, т.е. его система настолько полна и совершенна, что развиваться дальше просто некуда. (спираль, с чем-то)

2. Стопочная модель (Викторио Хёсле)

Хёсле, в противоположность Гегелю, утверждал, что проблемные поля разных школ абсолютно разные, и пересечения никакого нет. Единственное, что связывает разные школы – это последовательность. Хёсле утверждал, что каждой эпохе присуще своя индивидуальная, неповторимая ф. При этом развитие каждой школы, или "монеты" происходит по сходному сценарию: формирование тезиса, противопоставления этому тезису – формулировка и развитие антитезиса, после чего находиться личность, которая пытается свести эти теории к чему-то единому – построение синтетической теории (стопка монет)



3. Модель Николая Гартмана (модель с расширяющейся динамикой проблем)

Н. Г. полагал, что со временем постепенно проблемное поле ф. увеличивается, однако динамика ответов на эти вопросы намного превосходит динамику проблемного поля. (угол, внутри угол))



4. Редукционная модель (Бертран Рассел)

В противоположность Г., Б. Р. придерживался той точки зрения, что со временем происходит сокращение поля проблем, псевдопроблемы уходят, не оставляя на своем месте ничего нового. В пользу этой точки зрения можно привести ф. 20 века – проблем практически уже не осталось – и выдумываются мифические, незначимые проблемы, для решения в рамках философии – философия спорта, глобальные проблемы, философия религии, философия политика и прочие незначимые проблемы (круги, внутри точка)).



5. Сингулярная модель (Геру и Гуе)

Эти товарищи говорили о том, перефразируя известную фразу, что, сколько философов, столько и мнений. Проблем счетноё количество, счетное количество и всевозможных переформулировок, и счетное количество ответов. Приходили новые философы и о чем-то говорили, им на смену приходили другие и.т.д.



6. Систематика

Возможно это систематизированный вариант сингулярной модели. Данная модель предполагает (и это недалеко от истины), что число философских концепций конечно, конечно же и число философских направлений: онтология, гносеология, этика… Т.о. осталось просто взять все эти концепции и на основе основных их положений заполнить табличку, по горизонтали которой будут философский концепции, а по вертикали – изучаемые вопросы. Т.о. опять приходим к выводу, что у философии нет истории – можно изучать существующие концепции не по мере их возникновения, а по ответам на основные философские проблемы.



5. Периодизация Ф. : +6. Античная Ф.

только европейскую ф.. 3 основных этапа: Гегеля: + ф. Древнего Востока + ф. всеединства.

Первый период ф. – античный. Начался он с Фалеса (6-7 век до н. э. и 6н.э.) В данный период было немереное проблемное поле (происхождение всего сущего, этика, гносеология, о богах и т.д), но отсутствовал общий язык, каждая школа, каждое направление ф. вкладывала под одними и теми же терминами абсолютно разное понимание (Например, по Пл. «идея» - сущность, для остальных н.л. это было внешний образ). Ели дробить его ещё дальше, то можно выделить 5 этапов античной ф.. Речь идет прежде всего, а может быть и только, о Греции. Итак:

Натурфилософия или мифо-космологический период. (~200 лет): протоФ.

На данном этапе произошло становление ф. и основными произведения данного периода являются сочинения о природе "О природе", появление первых проблем. Милетская школа была самой первой философской школой Эллады, основал её Фалес. Он считал, что первоначало всего есть вода, вода «разумная», божественная, а мир полон божеств и он одушевлённый. Анаксимен Начало воздух; Ферекид – земля;Гераклит - в огне.

Зрелость и расцвет АФ

Антропологический период (и снова ~200 лет)

Сфера интересов целиком и полностью переключилась на проблемы ч.. Если в качестве главной личности этого периода назвать Сократа (против всех софистов!) главное: вопросы этика, не природа, а Ч., его нравственные качества; проблема само(сознания)), то этим можно определить весь период. Конечно, нельзя забывать и софистов! Демокрит. Поднимали вопросы нравственности и этики. Протагор и Горгий (мера всех вещей, мера истины – человек)



Классический период (~500 лет)

К. этот период можно назвать конечно с большой натяжкой, поскольку классик ф. – это тот, кто пытается создать полную систему, затронуть все аспекты, и на эти 500 лет классической ф. приходиться всего лишь две выдающихся личности – Аристотель и Платон: онтология.



Этический период.

Основные вопросы этого периода связаны с проблемами нравственности и морали. Это всевозможные киники (осн-к Антисфен: новые идеи прямопротивоположные существующим:свобода:внешняя и внутренняя, мнимая и подлинная) эпикур0иийци (у ч. 2 полиса: удовольствие-страдание), стоики (Зенон и пр.



Религиозная философия.

Это уже и не философия, а так. Но это период принято выделять, поэтому следую традиции мы называем его и понимаем, что здесь речь может идти прежде всего о Плотине и Сенеке, а также о возрождении старых учений: неоплатонизм (Плотин), неопифагореизм (Нумений из Апамеи), неоаристотеоицизм (Андроник Родосский).



7. Средневековая ф.

В период Ср. космоцентризм древнегреческой ф. вытеснен теоцентризмом, исходная идея которого - идея монотеистического Бога, которым сотворено из «ничего» все изменяемое. Ф. превращается в служанку Богословия. В ср. ф. выделяют два этапа: патристику и схоластику.

Ф. патристики опирается на учение христианских «отцов церкви», которое носит ярко выраженный ортодоксальный характер. Внутри самой патристики выделяют период апологетики, связанный с защитой и обоснованием христианского вероучения с помощью доводов, обращенных к разуму, и период зрелой п., определяю­щим для которого является разработка религиозно-спекулятивных систем и попытки объединить теологию и античную философию. Наибольшее внимание патристика уделяет проблемам Бога и мира, исти­ны и знания, добра и зла, свободы воли, вечности и времени, смысла
истории. Самое влиятельное учение это­го периода - учение Августина, ставшее основанием для религии хри­стианства.

Схоластическая ф. стремится к систематизации христианского вероучения и пытается найти пути его рационального обоснования, максимально используя при этом достижения античной ф. и формальной (аристотелевской) логики. Основной принцип схоластической ф. - «Не разум для веры, а вера для разума», а наибо­лее обсуждаемые проблемы - проблемы рационального обоснования бытия Бога, соотношения веры и разума, сотворенности мира, свобо­ды воли, природы универсалий.

Проблема универсалий разделила философов-схоластов на три лагеря (умеренные и крайние): реалистов, считавших общие понятия особыми самостоятельными сущностями, обладающими субстанциональным бытием (А. Кентерберийский, Г. Шартрский); номиналис­тов, утверждавших, что общие понятия не существуют реально, а яв­ляются всего лишь именами, использующимися для обозначения конк­ретных, единичных вещей (самый выдающийся номиналист этого периода – Оккам, утверждающий, что предметом познания могут быть только единичные индивидуальности.); концептуалистов, полагавших универсалии существующими в сознании Ч., но не обладающими субстанцио­нальностью(Абеляр)В Х - XII вв. большинство схоластов были «реалистами» - Иоанн Скотт Эриугена, Ансельм Кентерберийский (1033 - 1109), Фома Аквинский.

Ф. этой эпохи внесла существенный вклад в развитие гносео­логии и формальной логики, а на завершающей стадии своего развития обосновала необходимость изучения природы. Почти все мыслители Средневековья были проповедниками или преподавателями Богослов­ских школ.
8. Ф. Нового времени

Отличит. черт две: падение авторитета церкви (раньше, чем-) и рост авторитета науки. А также в культуре н. в. светские элементы преобладают над элементами церковными. Новое мировоззрение: как отдельному, конкретному Ч найти свое место в исторический период перемен. Отсюда и новое понимание задач науки и ф. - не «наука для науки», а наука для увеличения власти человека над При­родой. Знаний бесконечно много, а метод их достижения должен быть единым, применимым к любым наукам, в том числе и к ф.. Представления о таком унив. методе и разделило ф-в Н. в.:



Рационализм XVI-XVIII вв. Осн. Пре-ли: Р. Декарт, Г. Лейбниц, Б. Спиноза. Рационалисты фактически предлагали дедуктивный метод познания (от общего к частному). Образцом 'для методов всех наук и ф. служат мат. методы, данные вне опыта и исходящие из априорных аксиом, на основании которых делаются мат. выводы.

Эмпирики (сенсуалисты) XVI-XVII вв. Основные представители: Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Б. Паскаль. Осн. метод: индукция. Единственным источником знания: опыт, данный нам в ощущениях, восприятиях, представлениях. Ап­риорные врожденные знания полностью отрицаются.

Субъективный идеализм XVII-XVIII вв. Основной представитель: Дж. Беркли. в нашем уме существуют различные виды понятий — об отдельных предметах, их признаках, свойствах. Однако име­ются понятия, которым не соответствуют никакие ощущения и вос­приятия нашего ума. С. И. считают, что за та­кими понятиями нет никакой реальности, т.е. они суть фикции. Исходя из основного постулата с. И., «существовать — значит быть воспринимаемым», какая-либо объективная реаль­ность, выражаемая этими понятиями-фикциями, не существует. Но к таким понятиям, которые с.е и. считали фикциями, относятся основные категории ф. — материя, субстанция и т.п. с. И. считали науку в принципе невозможной, Мы познаем не объективные вещи и явления, а их субъективные образы, возникающие в нашем восприятии.

Агностицизм XVIII в. Основной представитель: Д. Юм. Основы позиции агностиков в противоречии: зна­ние может быть только логическим, а предметы исследования могут быть взяты только из опыта, который не поддается логическому ана­лизу. Опыт есть поток впечатлений, причины которых непостижи­мы. Причинно-следственные связи формируются имманентно в нашем уме и не соответствуют реальным, о степени соответствия мы ничего не можем знать. Источником знаний для них может служить только вера (типа уверенности в восходе солнца). Наука и ф. возможны лишь как опытные исследования, не претендующие на выведение теоретических законов.

9. Ф. XIX-XX.

Основные направления: неокантианство; поз-зм; ф. жизни; прагматизм; экзистенциализм.



Неокантианство. направление ф. последней трети XIX - первой трети XX вв., пытавшееся решать основные ф. проблемы, исходя из идеалистического толкования учения Канта. К нк относятся марбургская школа (Г.Коген (теория "этического социализма" была распространена в немецкой социал-демократии), Н.Наторп (проблемы соц. педагогики), Э.Кассирер и др.) и баденская школа (В.Виндельбанд (история Ф.; учение о разделении наук)),Г.Риккерт (Ф. представляет собой науку о ценностях, которые образуют "совершенно самостоятельное царство, лежащее по ту сторону субъекта и объекта) и др.). марбургская - течение в неокантианстве, исходящее из трансцендентально-логического истолкования учения Канта. баденская - течение в неокантианстве, исходящее из "трасцендентально-психологического" истолкования учения Канта.

Позитизм (от латин. positivus – положит.) – ф. направление, основанное на принципе, что все подлинное, позитивное знание может быть получено лишь как результат специальных наук и их синтетического объединения и что ф. как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет право на существование. Пр-ли 1 формы позитивизма XIX века - О.Конт, Дж.С.Милль, Г.Спенсер и др. 2й этап эволюции поз-а - махизм (эмпириокритицизм) -Э.Мах, Р.Авенариус.3й этап эволюции п-зма – неопозитивизм (дальнейший клон аналитич.Ф.), появление которого относится к 20-м годам XX века.К постпозитивизм (1960-70-х сохраняет определенную связь с общими установками не-зма, в то же время выступает против нео-стского понимания задач методологического анализа науки (Поппер, Кун, Лакатос, Фейерабенд, Тулмин и др.).
Ф.жизни - иррационалистическое ф. направление конца XIX - начала XX веков, выдвигавшее в качестве исходного понятия "жизнь" как некую интуитивно постигаемую целостную реальность. Ницше стремится преодолеть рациональность ф. метода, его понятия - "жизнь", "воля к власти" - предстают как многозначные символы.
Прагматизм (от греч. дело, действие; 70-х годах XIX.Ф-ция мысли в прагматизме - не в познании как отражении объективной реальности, а в преодолении сомнения, являющегося помехой для действия (Пирс), в выборе средств, необходимых для достижения цели (Джемс) или для решения "проблематической ситуации" (Дьюи).

Экзистенциализм (от латин. существование), или ф.существования - иррационалистическое направление современной ф. (Хайдегер, Ясперс и Сартр, Марсель и др.). Расходясь с традицией рационалистической ф-фией науки, экз-зм стремится постигнуть бытие как некую непосредственную нерасчленненую целостность субъекта и объекта. Бытие трактуется как непосредственно данное человеческое существование, как экзистенция, которая непознаваема ни научными, ни даже рациональными средствами.

11. Демокрит (460-ок.370 до н.э.)

Предпосылкой атомизма была потребность дать материальное объяснение наблюдаемых свойств вещей — их множества, движения и изменения. После Зенона, доказавшего будто гипотеза о бесконечной делимости вещей, пространства и времени ведет к неустранимым противоречиям и парадоксам, учение атомизма явилось попыткой разрешения этих трудностей.

Постулаты. Число атомов и их форм бесконечно. Атомы движутся, они плотные (непроницаемые), неделимые, различаются формой и объёмом. Первоначала: атомы – бытие, пустота – небытие. Атомы, пустота и движение дают объяснение всему сущему.

Демокрит признаёт два рода познания – чувственное и рациональное: первое – тёмное или неподлинное, второе – подлинное или истинное, обладающее способностью воспринимать или мыслить то, что неуловимо чувствам.

Атомисты соединили душу с дыханием. Душа состоит из подвижных мелких и круглых атомов огня, которые могут проникать между атомами более грубых тел. Обладая внутренней энергийностью, душа является причиной движения живых существ. Во вдыхании и выдыхании заключается жизнь и смерть. Все чувства, с помощью которых мы воспринимаем вещи, являются разновидностями осязания. От предметов истекают токи, которые, попадая в наше тело через органы чувств, порождают у нас ощущения, восприятия. Также материалистически объясняются сновидения и такие сверхъестественные явления, как боги.

Для Демокрита материальное не первично по отношению к идеальному. Всё из атомов (материального нет). Поэтому сложно сказать, материалист он или нет, так как тогда материализма и идеализма ещё не было.

Критика. Атомизм критикуется за то, что он в основном объясняет природные явления и плохо подходит для объяснения духовного мира человека. Также критикуется одновременное существование бытия и небытия, сведение всех чувств к осязанию.

Заслуги. Это учение – новый и оригинальный способ решения естественнонаучных и философских проблем. Все явления в мире объясняются одними и теми же материальными причинами. В определённой степени атомизм породил научную атомистику.



12. Платон (428-348)

Платон родился в Афинах в аристократической семье. Его учителями ф. были Кратил и Сократ. После смерти Сократа Платон около 10 лет странствовал: побывал во многих городах Греции, в Египте, Пер­сии, Ассирии, Вавилонии и Финикии. Во время странствий Платон попал в рабство, но был выкуплен и вернулся в Афины, где прожил до конца своей жизни. основателем первой в мире Ака­демии, которая просуществовала почти тысячу лет.

Ядро его философии - теория идей ( «эйдосов» ), представляющих мир суще­го бытия, которому противостоит производный от них мир материальных вещей (небытия). Мир чувственных вещей, по Платону, не может быть ис­тинным, так как он непрочен, изменчив. Каждая вещь этого мира рождает­ся и гибнет. Подлинную сущность вещей представляют бестелесные, чув­ственно невоспринимаемые причины или формы, постигаемые умом. Их Платон называет видами, «эйдосами» или идеями. Идея для него вневременна и внепространственна, она объективна и безотносительна, вечна и неиз­менна. Идея есть цель, к которой стремится каждая чувственная вещь как к некоему идеальному, совершенному пределу. Платоновский мир идей иерархичен и завершается наивысшей идеей - идеей Блага.

Душа не только идея, но и цель вещи: вожделеющая, страстная и разумная.

В познании Платон различает чувственное и интеллектуальное, мышле­ние и рассудок, достоверное и недостоверное знание. Познание чувственных вещей он связывает с недостоверным знанием, которое называет «мнением». Такое знание Платон сравнивает со знанием, полученным по тени, отбрасываемой вещью на стену пещеры. Истинное знание - это знание мира идей, которое человек получает непосредственным умозрением еще до вселения души в тело или путем диалектического припоминания после ее вселения. Кроме истинного и «мнимого» знания Платон выделяет как особый вид зна­ние чисел и связанных с числами наук. Это близкое к достоверному знание лежит как бы между двумя другими его видами.

Платон - автор учения об идеальном государстве, устроенного сообраз­но способностям его граждан: ремесленников, воинов и правителей-филосо­фов. Именно в таком разделении труда видит Платон прочный фундамент об­щественного и государственного строя. Цель его государства - благая жизнь, а высший принцип - справедливость. Нравственной целью для чело­века Платон считает очищение и возвышение душ, что и есть Благо. Цель жизни в его понимании - разумное удовлетворение потребностей, которое и есть счастье. Монархия, Аристократия, Демократия. Неравенство: Боги к людям примешали золото, серебро, медь и елезо. Миф П. – все люди-братья, общая мать-земля.

Основные работы - монолог «Апология Сократа» и диалоги-трактаты: «Государство», «Менон», «Парменид», «Пир», «Протагор», «Тимей», «Со­фист», «Федон», «Федр» и др.


следующая страница >>



Только новые заблуждения спасают нас от отчаяния после утраты старых. Феликс Хвалибуг
ещё >>