1. Дефицит и профицит бюджета Муниципальные займы как источник финансирования дефицита местных бюджетов - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
7 в приложении 3 «Источники финансирования дефицита областного бюджета... 1 24.61kb.
Источники внутреннего финансирования 1 10.06kb.
Теоретические основы местных налогов и их роль в формировании местных... 8 1358.1kb.
1. Бюджетный дефицит и государственный долг 1 134.97kb.
Наименование показателя 1 50.39kb.
Наименование показателя 1 50.91kb.
Продолжаем тему: Бюджет и бюджетная система страны Сбалансированность... 1 87.3kb.
Закон об исполнении бюджета калужского областного фонда 1 181.26kb.
Обзор мировой экономики июль 2011 года 1 126.82kb.
Программа государственных внутренних заимствований Ярославской области... 1 90.15kb.
Программа государственных внутренних заимствований Ярославской области... 1 102.34kb.
Бюджетный дефицит и проблема государственного долга 1 53.51kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

1. Дефицит и профицит бюджета Муниципальные займы как источник финансирования дефицита - страница №1/1

ТЕМА: ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА
МЕСТНОГО БЮДЖЕТА

1. Дефицит и профицит бюджета

2. Муниципальные займы как источник финансирования дефицита местных бюджетов

3. Сбалансированность бюджета

4. Принципы управления использованием основных источников финансирования местного бюджета
1. Дефицит и профицит бюджета

Сбалансированность бюджета предполагает полное соответствие объема предусмотренных бюджетом расходов суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Превышение расходов над доходами образует дефицит бюдже­та, превышение доходов над расходами — профицит бюджета. Термин «первичный профицит муниципального бюджета» озна­чает превышение доходов над расходами без учета расходов на обслуживание муниципального долга.

Бюджетный дефицит — нежелательное явление: его финанси­рование на основе денежной эмиссии гарантированно ведет к ин­фляции, с помощью не эмиссионных средств - к росту государственного долга. Тем не менее бюджетный дефицит нельзя однозначно относить к разряду чрезвычайных, катастрофических событий, так как различным может быть качество, природа дефи­цита. Он может быть связан с решением острых социальных про­блем или с необходимостью осуществления крупных вложений в развитие экономики, и тогда дефицит не является отражением кризисного течения общественных процессов, а скорее становится следствием стремления обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного воспроизводства.

Бюджетный дефицит возникает вследствие многих причин объективного и субъективного характера. Наиболее часто - из-за невозможности мобилизовать необходимые доходы в результате спада темпов производства, низкой производительности труда и других причин, вызывающих нестабильность экономики, сниже­ние эффективности производства. Причины бюджетного дефици­та кроются и в росте расходов без учета финансовых возможнос­тей местных органов власти, в недостаточной целесообразности и эффективности расходов. Отрицательное влияние на сбалансиро­ванность бюджета оказывают инфляция, расшатывание денежно­го обращения и системы расчетов, нерациональная налоговая и инвестиционно-кредитная политика.

Бюджетный дефицит относится к так называемым отрицатель­ным экономическим категориям типа инфляции, кризиса, безра­ботицы, банкротства, которые, однако, являются неотъемлемы­ми элементами экономической системы. Более того, без них эко­номическая система утрачивает способность к самодвижению и поступательному развитию.

Бюджетный дефицит не может служить показателем, характе­ризующим состояние экономики страны, и бездефицитный бюд­жет еще не означает экономического благополучия. Сегодня мно­гие экономисты исходят из того, что в период спадов вполне допустим значительный бюджетный дефицит, а небольшой не опа­сен и может существовать довольно длительное время. Междуна­родный валютный фонд признает допустимым дефицит в преде­лах 2-3 % ВНП. Проблемой становится продолжительный зна­чительный и возрастающий дефицит, следствием которого может стать неконтролируемая инфляция.

Выше уже говорилось, что бюджетный дефицит — явление не всегда негативное. Бюджетная несбалансированность может быть даже и полезной с точки зрения стабилизации экономики. К при­меру, планируемое расхождение между доходами и расходами местного бюджета может использоваться как средство борьбы с инфляцией и спадом производства. И наоборот, твердый курс на сбалансированность бюджета потребовал бы повышения налогов и снижения расходов в период спада экономики и в результате привел бы к дальнейшему сокращению совокупного спроса.

Бюджетный кодекс РФ регламентирует условия, противодействующие возникновению дефицита местных бюджетов, определяет его границы:

- текущие расходы местного бюджета не могут превышать объем

его доходов; - размер дефицита местного бюджета не может превышать сум­марный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслу­живание муниципального долга. Согласно российскому бюджетному законодательству, если в процессе составления или рассмотрения проекта бюджета обна­руживается превышение доходов над расходами бюджета, то не­обходимо провести сокращение профицита в следующей последо­вательности:

сократить привлечение доходов от продажи муниципальной собственности;

предусмотреть направление бюджетных средств на дополни­тельное погашение долговых обязательств;

увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней;

сократить налоговые доходы путем изменения и дополнения налогового законодательства.

В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом в правовом акте о бюджете должны быть обязательно предусмотрены источники покрытия дефицита. Текущие расходы местного бюджета не могут превышать объем его доходов. Размер дефицита местного бюджета не может превышать 10 % объема его доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта Федерации. Поступления из источников фи­нансирования местного бюджета направляются только на финан­сирование инвестиционных расходов и не могут быть использова­ны для финансирование расходов на обслуживание и погашение муниципального долга.

За каждым бюджетным уровнем законодательством закрепле­ны свои источники финансирования дефицита бюджета.

Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть:

- муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска му­ниципальных ценных бумаг от имени муниципального обра­зования;

- бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

- кредиты, полученные от кредитных организаций;

поступления от продажи имущества, находящегося в муни­ципальной собственности;

- изменение остатка средств на счетах по учету средств мест­ного бюджета.
2. Муниципальные займы как источник финансирования дефицита местных бюджетов.
Особую роль в мобилизации дополнительных финансовых средств на территории муниципального образования играют му­ниципальные займы, так называемое долговое финансирование дефицита муниципального бюджета.

Различные направления экономической мысли по-разному от­носятся к долговому финансированию. Так, представители нео­классического направления, начиная с А. Смита, негативно от­носятся к долговому финансированию. Они считают, что А. Смит был прав, когда говорил, что дефицитное финансирование - это «улица с односторонним движением, вступив на которую однаж­ды, нельзя повернуть обратно». В результате долгового финан­сирования уменьшается богатство нации, усугубляется налоговое бремя, что препятствует накоплению капитала2.

Современные монетаристы (М. Фридмен, Ф. Кейтен и др.) убеж­дены в том, что если государство финансирует свои потребности за счет займов на рынке капитала, то это ведет к увеличению процентной ставки, а значит, к вытеснению частных инвестиций и резкому сокращению инвестиций. Кроме того, через государ­ственный долг происходит перекладывание экономического бре­мени на будущие поколения, когда за счет налоговых поступлений в будущем граждане будут вынуждены расплачиваться по долгам государства.

Представители кейнсианского направления, напротив, считают, что в государственных заимствованиях нет ничего страшно го. Благодаря им осуществляется распределение налогового бремени во времени, что не так уж плохо, поскольку результатами таких заимствований могут пользоваться несколько поколении, поэтому они и должны нести бремя по их возмещению. Муниципальный долг выступает как источник мобилизации дополнительных ресурсов и увеличения финансовых возможностей, поэтому муниципальные займы могут являться важным фактором ускорения темпов социально-экономического развития.

Объективная необходимость использования долгового финан­сирования для удовлетворения потребностей общества обусловле­на сегодня многими факторами, прежде всего увеличением расхо­дов местного уровня власти. Между тем доходы местного бюдже­та всегда ограничены возможностями налогообложения. В этом смысле муниципальный кредит помогает ослабить противоречие между все увеличивающимися потребностями общества и ограни­ченными средствами муниципалитетов.

Договор муниципального займа заключается путем приобрете­ния юридическим или физическим лицом выпущенных органом местного самоуправления облигаций. Эмиссия муниципальных облигаций может быть связана только с целью реализации про­грамм и проектов развития муниципального образования, утвер­жденных в порядке, установленном уставом муниципального об­разования. Выпуск облигаций должен быть обеспечен муници­пальным имуществом и средствами местных бюджетов. Для со­здания гарантий такого обеспечения в муниципальном образова­нии существует залоговый фонд, в состав которого могут входить ликвидные объекты муниципальной собственности и часть фи­нансовых средств местного самоуправления.

Порядок выпуска муниципальных облигаций определяется за­конодательством. Исполнение обязательств по муниципальным облигациям осуществляется за счет средств местной казны в со­ответствии с правовым актом органа местного самоуправления о местном бюджете на текущий финансовый год.

Законодательством РФ установлен предельный объем муниципального долга. При определении возможного объема эмиссии муниципальных облигаций следует учитывать, что помимо муни­ципальных облигаций муниципальный долг включает и иные долговые обязательства местных органов власти: кредитные согла­шения и договоры, договоры о предоставлении муниципальных гарантий, договоры поручительства муниципального образования по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами, долговые обязательства юридических лиц, переоформленные в муни­ципальный долг на основе правовых актов органов местного самоуправления.

Предельный объем муниципального долга не должен превышать объема дохода местного бюджета (без учета финансовой по­мощи из бюджетов других уровней), а затраты на обслуживание долга (выплаты в погашение основной суммы долга и процентов ) 15% объема расходов.

Долговые обязательства погашаются в сроки, определенные условиями каждого договора, но в пределах 10 лет. Органы вла­сти на федеральном и региональном уровнях не несут ответствен­ности по долговым обязательствам местных властей, если обяза­тельства не гарантированы Российской Федерацией или субъек­том Федерации.


3. Сбалансированность бюджета

Достижение сбалансированности местных бюджетов продол­жает оставаться основной проблемой муниципальных финансов в России.

При составлении местного бюджета необходимо добиваться, чтобы объем и структура его расходной части соответствовали возможностям муниципального образования по мобилизации фи­нансовых ресурсов в доходную часть. Потребности муниципаль­ных образований должны выстраиваться в зависимости от доход­ной базы их бюджетов с учетом ограниченности объемов внешних и внутренних источников финансирования бюджетных ресурсов.

Поскольку ресурсы всегда ограничены, при формировании бюджета следует учитывать приоритетные направления, отража­ющие стратегические цели и задачи муниципальной бюджетной политики. Это предполагает конкурсный отбор среди получате­лей бюджетных средств на основе обоснования эффективности предполагаемых направлений.

В соответствии с законодательством на органы местного само­управления могут возлагаться отдельные государственные полно­мочия с одновременным выделением материальных и финансо­вых средств для их выполнения. В доходной и расходной частях местных бюджетов должно быть раздельно предусмотрено финансирование решения вопросов местного значения и осуществление государственных полномочий. Финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления от дольных государственных полномочий, должны ежегодно предусматриваться соответственно в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Федерации.

И настоящее время муниципальные бюджеты в России характеризуются хроническим превышением расходных полномочий органов местного самоуправления над доходными: расходные полномочия составляют 82 % консолидированного бюджета страны. а доходные - 22%.


4. Принципы управления использованием основных источников финансирования местного бюджета

При управлении использованием основных источников финан­сирования местного бюджета — налогов, платежей, займов, дота­ций и субвенций — следует учитывать, что данные источники не являются полностью взаимозаменяемыми. В этой связи при управлении их использованием необходимо руководствоваться сле­дующими принципами:



- поступления от платежей по возможности должны использо­ваться для финансирования текущих расходов, лишь в ис­ключительных случаях их можно использовать на финанси­рование капитальных расходов; - там, где использование платежей для финансирования рас­ходов, связанных с оказанием местных услуг, невозможно, следует использовать средства, поступающие от налогообло­жения. Как источник средств для капитальных расходов на­логи можно использовать лишь в редких случаях; - если поступления от платежей нельзя применять для теку­щих расходов на финансирование услуг, которые местные органы власти оказывают в порядке исполнения государствен­ных полномочий, здесь по мере возможности следует исполь­зовать дотации и субвенции; в ряде случаев субвенции и до­тации могут также использоваться для финансирования ка­питальных расходов; - займы целесообразно использовать для финансирования ка­питальных расходов и лишь крайне редко их следует приме­нять для покрытия текущих расходов.










Это совершенно неважно. Вот почему это так интересно. Агата Кристи
ещё >>