№ урока Тип урока Тема урока Основное содержание урока 1 Беседа - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
№ урока тип урока тема урока основное содержание 1 Беседа 1 113.95kb.
Вид урока: Беседа с использованием учебного химического эксперимента. 1 55.6kb.
№ урока Тема урока Тип урока Цели урока Оборудование Практические... 1 216.4kb.
Тип урока по содержанию изучаемого материала интегрированный Вид... 1 78.96kb.
Конспект урока Тема урока: Дисперсные системы Тип урока: комбинированный... 1 88.54kb.
Тематическое планирование по музыке 8 класс. № Дата Тема урока Основное... 1 177.37kb.
Урока Содержание методических элементов урока Тема урока в городе... 1 153.96kb.
Неделя № урока № урока в теме Тема урока Содержание урока Номенклатура. 1 228.21kb.
Урока. Тема урока. Тип урока. Элементы содержания. Требования к уровню... 4 701.24kb.
№ урока Тема Тип урока План урока Требования к уровню подготовки... 1 216.92kb.
Разработка урока по Истории древнего мира 5 класс Тема урока: Зарождение... 1 51.95kb.
Рассмотрен на заседании мо учителей 1 211.39kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

№ урока Тип урока Тема урока Основное содержание урока 1 Беседа - страница №1/1

Календарно-тематическое планирование по литературе

7 Б класс

Учитель: Свиридова А.В..


урока


Тип урока

Тема урока

Основное содержание урока

1

Беседа.

Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд человека, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.

2

Рассказ

Учителя. Беседа.



УНТ. Предания как поэтическая автобиография народа.

Рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».

Предание как жанр фольклора.



3

Рассказ учителя.

Беседа.


Былины. Понятие о былине. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных идеалов русского народа, прославление мирного труда.

Микула как носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).


4

Урок внекл. чт.

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Новгородский цикл былин. «Садко» Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин.



Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца.

Своеобразие былины. Поэтичность. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин.



5

Рассказ учителя.

«Калевала» карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников.

Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен. Развитие представлений о гиперболе. Мифологический эпос, руны (начальные представления).


6

Рассказ

учителя.


Беседа.

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.


Сборники пословиц. Собиратели пословиц Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).


7

Рассказ учителя.

Беседа.


ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок).

Нравственные заветы Древней Руси.



Поучение как жанр древнерусской литературы. Русские летописи. Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

8

Урок развития речи.


«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Внимание к личности, гимн любви и верности.


Историческая основа повести, идейное и художественное своеобразие. Высокий моральный облик главной героини. Обучение устному рассказу

9

Рассказ учителя.

Беседа.


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Михаил Васильевич Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия…» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов.

Патриотизм ученого и поэта. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина. Понятие о жанре оды.

Обучение выразительному чтению.




10

Рассказ

учителя.


Гавриил Романович Державин. «Река времен в своем стремленье...», «На птичку...», «Признание». Философские размышления о смысле жизни, о судьбе.


Биографические сведения о поэте. Новаторства в стихотворческой деятельности. Утверждение необходимости свободы творчества.

11-12

Рассказ

учителя.


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

В.А. Жуковский Баллада «Светлана». Образная система баллады “Светлана”, ее фольклорная основа.

Баллада как лироэпический жанр. Сюжетные особенности баллад В.А. Жуковского. Нравственное содержание баллады.

13

Урок развития речи.

А. С. Пушкин. Интерес Пушкина к истории России.

«Полтава» (отрывок «Полтавский бой»).

Краткий рассказ о писателе.

Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Обучение выразительному чтению.



14

Рассказ учителя.

Развитие речи.




А.С.Пушкин. Выражение чувства любви к Родине.«Медный всадник».


Прославление деяний Петра I.Образ автора в отрывке из поэмы. Обучение выразительному чтению.

15

Рассказ учителя.

Беседа.


А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва.

Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Развитие понятия о балладе. Особенности содержания и формы баллады . Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения.


16

Урок развития речи.

А.С.Пушкин. «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя.


Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.

Подготовка к домашнему сочинению «История России в произведениях А.С.Пушкина».



17

Беседа.

Практикум.



А.С.Пушкин. «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе.


Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». Судьба Дуни и притча о блудном сыне. Трагическое и гуманистическое в повести. Развитие представления о повести.

18

Рассказ учителя.

М. Ю. Лермонтов.

«Песня про царя Ивана Васильевича…». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы.

Особенности сюжета поэмы. Эпические и лирические черты произведения и их художественная роль. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества.

19

Рассказ учителя.

Практикум.



М. Ю. Лермонтов.

«Песня про царя Ивана Васильевича…».Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным.

Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

20

Урок-практикум.

М. Ю. Лермонтов.

«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел».


Проблема гармонии человека и природы. Мастерство поэта в создании художественных образов. Обучение выразительному чтению. Обучению анализу стихотворения.

21

Урок контроля

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

Ответы на контрольные вопросы.

22

Рассказ учителя.

Н. В.Гоголь. «Тарас Бульба».

Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев



Историческая и фольклорная основа повести. Героизм и самоотверженность в борьбе за освобождение родной земли. Прославление боевого товарищества, осуждение предательства.

23

Урок развития речи.

Н. В.Гоголь. «Тарас Бульба».

Смысл противопоставления Остапа и Андрия.



Патриотический пафос повести. Обучение приёмам сравнительной характеристики героев.

24

Рассказ учителя.

Н. В.Гоголь. «Тарас Бульба».

Особенности изображения людей и природы в повести.



Развитие понятия о литературном герое. Обучение устному рассказу.

25

Урок развития речи.

Классное сочинение по повести «Тарас Бульба».

Сочинение-рассуждение по избранной теме.

26

Рассказ учителя.

И. С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника» , их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. бесправным и обездоленным.

Мастерство автора в изображении картин природы и внутреннего состояния человека пейзажа. Художественные особенности рассказа. Лесник и его дочь. Нравственные проблемы рассказа.

27-28

Рассказ учителя.

И. С. Тургенев. «Бежин луг» Отражение существенных черт русского национального характера в рассказах.

Авторские раздумья о жизни народа. Роль психологической детали. Мастерство пейзажа.

29

Рассказ учителя.

Беседа.


И. С. Тургенев.Стихотворения в прозе. «Русский язык». «Близнецы», «Два богача».


Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека.

Нравственность и человеческие взаимоотношения. Особенности жанра.



30

Беседа.

Ф.И. Тютчев. Образная яркость и философская глубина лирики Тютчева.

Стихотворения «С поляны коршун поднялся…», «Тени сизые смесились…». Размышления поэта о тайнах мироздания, взаимоотношениях человека и природы.

31

Беседа.

А.А. Фет. "Культ мгновения" в лирике Фета.


Слово о поэте. Стихотворение «Я тебе ничего не скажу…»

Радость слияния человеческой души с миром природы.



32

Рассказ учителя.


Н. А. Некрасов. «Тройка». Народный характер и судьба в стихотворении.

Повествовательное начало в лирике Некрасова.

33

Урок внеклассного чтения.

Н. А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» и другие стихи о судьбе народа.


Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины. Своеобразие некрасовской музы. Развитие понятия о трехсложных размерах стиха.

34

Рассказ учителя.

М. Е. Салтыков-Щедрин.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества.


Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».

35

Беседа.

М. Е. Салтыков-Щедрин. «Премудрый пескарь». Отражение парадоксов народной жизни в сказках.

Смысл названия сказки. Сильные и слабые стороны народного характера.

36

Урок развития речи.

М. Е. Салтыков-Щедрин.

«Медведь на воеводстве». Эзопов язык. Понятие о гротеске.



Аллегория, фантастика, фольклорные мотивы в сказках.

Подготовка к домашнему сочинению по сказкам М.Е.Салтыкова-Щедрина.



37

Рассказ учителя.

Л.Н.Толстой. «Детство».

Автобиографический характер повести. Взаимоотношения детей и взрослых.



Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Маman”.

Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков. Развитие понятий об автобиографическом художественном произведении и герое-повествователе.



38

Беседа.

Л.Н.Толстой. «Детство».

Главный герой повести: поступки, чувства и духовный мир.



Детство как открытие мира, как самосознание ребенка.Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.


39

Рассказ учителя.

В.М. Гаршин. «Красный цветок». Тема страстного сопротивления злу.

Обыденность и героизм в художественном мире Гаршина. Символический образ Красного цветка.

40-41

Рассказ учителя.

А.П.Чехов. «Хамелеон».

Живая картина нравов.



Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики. Особенности авторской позиции в рассказе. Роль художественной детали, ее связь с внутренним состоянием персонажа и авторским отношением к нему. Сатирический пафос произведения.

42

Практикум

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе. Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.


Чтение и анализ стихотворений В. Жуковского «Приход весны»; И. Бунина «Родина»; А. Фета «Вечер», «Это утро...»; А. К. Толстого «Край ты мой, родимый край...», «Благовест».

43

Рассказ учителя. Беседа.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

И. А. Бунин. «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. «Лапти».

Нравственный смысл рассказа.



Воспитание детей в семье. Обретение доброты и гармонии. Авторское решение проблемы Мастерство Бунина-прозаика и поэта..Душевное богатство простого крестьянина. Философское размышление о связи Человека и Природы, жизни и смерти.

44

Рассказ учителя.

Беседа.


М. Горький. «Детство». Автобиографический характер повести.

Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Понятие о теме и идее произведения.

45

Беседа.

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». Вера в творческие силы народа.

Изображение быта и характеров. Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело.

46

Урок развития речи.

Классное сочинение по выбранному эпизоду из повести М.Горького «Детство».

Устное словесное рисование. Эпизод по выбору. Обучение анализу эпизода из повести. Портрет как средство характеристики героя.

47

Урок внеклассного чтения.

В.В.Маяковский.

«Необычайное приключение..». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества.


Реальное и фантастическое в сюжете. Представление поэта о сущности творчества. Юмор автора. Своеобразие стихотворного ритма Маяковского.

48

Урок внеклассного чтения.

В.В.Маяковский.

«О дряни». Мещанство как социальная опасность.

Особенности поэтического языка. Роль рифмы. Обучение выразительному чтению.

49

Рассказ учителя.

Л. Н. Андреев. «Кусака». Гуманистический пафос произведения.


Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев – критерии нравственности человека.

50

Рассказ учителя.

А. П. Платонов. «Юшка». Юшка — незаметный герой с большим сердцем.


Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.

51

Рассказ учителя.

Б. Л. Пастернак. Своеобразие картин природы в лирике поэта.


Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

52

Урок контроля.

Контрольная работа.

Письменный анализ эпизода или стихотворения.

53

Урок внеклассного чтения.

На дорогах войны

Интервью как жанр публицистики. Трудности и радости грозных лет войны.



Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов—участников войны. А. Ахматова. «Клятва»; К. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; стихи А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.


54

Рассказ учителя.

Беседа.


Ф. А. Абрамов. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа.

Краткий рассказ о писателе. Понятие о литературной традиции.



55

Рассказ учителя.

Беседа.


Е. И. Носов. «Кукла»., «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека.


Краткий рассказ о писателе. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.

56

Урок внеклассного чтения.

Н. Заболоцкий Стихотворения «Гроза идёт», «Не позволяй душе лениться». Традиции русской философской поэзии в творчестве поэта.


Мир природы и душа человека. Непосредственность человеческих чувств в стихотворениях поэта.

57

Рассказ учителя.

Беседа.


М. Зощенко. Рассказ «Жертва революции». Разоблачение обывательского и потребительского отношения к миру.

Слово о писателе. Сатира и юмор в рассказах Зощенко. Образ повествователя и авторская позиция.

58-59

Беседа

В.Шукшин. Рассказы «Срезал», «Чудик». Человеческая открытость миру как синоним незащищенности.

Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников.

60

Рассказ учителя.

Из литературы народов России. Расул Гамзатов.

Лирические размышления об истоках и основах жизни.



Краткий рассказ о дагестанском поэте. «Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине». Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.

61-62

Рассказ учителя.

Из зарубежной литературы. Гомер. «Одиссея» как “поэма странствий”. Фрагмент «Одиссей у Циклопа»


Главный герой поэмы. Своеобразие

гомеровского эпоса.



63-64

Рассказ учителя.

А. Сент–Экзюпери «Маленький принц». Ответственность как основа человеческих отношений. Галерея образов «взрослых». Тема любви и дружбы.

Своеобразие жанра философской сказки. Мудрость детского восприятия мира. Духовное и материальное, красивое и полезное в иерархии жизненных ценностей. Аллегория и метафора в сказке.

65-66

Рассказ учителя.

Практикум



М. Сервантес. «Дон Кихот» Дон Кихот и проблема выбора жизненного идеала.

Дон Кихот как вечный образ.



Слово о писателе. Мастерство Сервантеса- романиста. Иллюзия и действительность.

67

Рассказ учителя.

Э.По. Новелла «Падение дома Ашеров». Романтический пейзаж как средство воздействия на читателя.

Образ главного героя. Фантастические события и реальное их объяснение.

68

Беседа.

Выявление уровня литературного развития обучающихся.

Итоги года, список произведений для летнего чтения.





Осторожно, нас окружает среда! Григорий Яблонский
ещё >>