№ урока
|
Тема урока
|
Краткое содержание урока
|
Практическая работа или контроль
|
-
ВВЕДЕНИЕ В АСТРОНОМИЮ (2ч)
|
1
|
Предмет астрономии
|
Что изучает астрономия, роль наблюдений в астрономии, связь астрономии с другими науками, значение астрономии.
|
Дома составить кроссворд
«Предмет астрономии»
Формирование творческих групп для работы над презентациями, сообщениями.
|
2
|
Звездное небо. Изменение вида звездного неба в течение года.
|
Что такое созвездие, основные созвездия. Изучить экваториальную систему координат, видимое годичное движение Солнца, годичное движение Солнца и вид звездного неба.
|
Практическая работа по карте звёздного неба «Изменение вида звездного неба в течение суток».
|
-
СТРОЕНИЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (2ч)
|
3
|
Видимое движение планет
|
Изучить петлеобразное движение планет, конфигурации планет, сидерические и синодические периоды обращения планет.
|
Дома работа над презентацией «Развитие представлений о Солнечной системе» (астрономия в древности, геоцентрические системы мира, гелиоцентрическая система мира, становление гелиоцентрического мировоззрения).
|
4
|
Законы Кеплера - законы движения небесных тел, обобщение и уточнение Ньютоном законов Кеплера
|
Изучить три закона Кеплера, повторить закон всемирного тяготения, возмущения, открытие Нептуна, знать законы Кеплера в формулировке Ньютона.
|
Решение задач на определение расстояний до тел Солнечной системы и размеров небесных тел (определение расстояний по параллаксам светил, радиолокационный метод, определение размеров тел Солнечной системы).
|
III. ФИЗИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ТЕЛ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (6ч)
|
5
|
Система "Земля - Луна"
|
Знать основные движения Земли, о форме Земли, Луна - спутник Земли, о солнечных и лунных затмениях.
|
|
6
|
Природа Луны
|
Знать физические условия на Луне, поверхность Луны, лунные породы.
|
Работа со справочной литературой (выписать основные характеристики Земли и Луны)
|
7
|
Планеты земной группы
|
Изучить общие характеристики атмосферы, поверхности.
|
|
8
|
Планеты-гиганты
|
Изучить общие характеристики, особенности строения, спутники, кольца.
|
Работа над презентацией «Планеты земной группы. Планеты-гиганты»
|
9
|
Астероиды и метеориты
|
Изучить закономерность в расстояниях планет от Солнца и пояс астероидов, движение астероидов, физические характеристики астероидов, метеориты.
|
Работа со справочной литературой.
|
10
|
Кометы и метеоры
|
Изучить открытие комет, вид, строение, орбиты, природу комет, метеоры и болиды, метеорные потоки.
|
Работа над презентацией «Астероиды и метеориты. Кометы и метеоры».
|
IV. СОЛНЦЕ И ЗВЕЗДЫ (3ч)
|
11
|
Общие сведения о Солнце. Строение атмосферы Солнца.
|
Изучить вид в телескоп, вращение, размеры, массу, светимость, температура Солнца и состояние вещества на нем, химический состав. Знать основные понятия: фотосфера, хромосфера, солнечная корона, солнечная активность. Самостоятельная работа с дополнительной литературой по теме «Источники энергии и внутреннее строение Солнца»
|
Работа над презентацией «Солнце и жизнь Земли» (перспективы использования солнечной энергии, коротковолновое излучение, радиоизлучение, корпускулярное излучение, проблема "Солнце - Земля").
|
12
|
Расстояние до звезд
|
Уметь определять расстояния по годичным параллаксам, видимые и абсолютные звездные величины
|
Практическая работа (учащиеся сами выбирают тему) со справочной литературой по темам:
«Физическая природа звезд» (цвет, температура, спектры и химический состав, светимости, радиусы, массы, средние плотности), « Связь между физическими характеристиками звезд» (диаграмма "спектр-светимость", соотношение "масса-светимость", вращение звезд различных спектральных классов).
|
13
|
Типы звёзд
|
Изучить двойные звезды (оптические и физические двойные звезды, определение масс звезд из наблюдений двойных звезд, невидимые спутники звезд).Физические переменные, новые и сверхновые звезды (цефеиды, другие физические переменные звезды, новые и сверхновые).
|
Дома, выписать основные характеристики звезд, используя дополнительную литературу или CD или Интернет.
|
-
СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ (3ч)
|
14
|
Наша Галактика
|
Изучить состав - звезды и звездные скопления, туманности, межзвездный газ, космические лучи и магнитные поля; строение Галактики, вращение Галактики и движение звезд в ней; радиоизлучение.
|
Самостоятельная работа над подготовкой сообщения «Происхождение и эволюция звезд» (возраст галактик и звезд, происхождение и эволюция звезд).
|
15
|
Другие галактики
|
Изучить открытие других галактик, определение размеров, расстояний и масс галактик; многообразие галактик, радиогалактик и активность ядер галактик, квазары.
|
Самостоятельная работа над подготовкой сообщения «Происхождение планет» (возраст Земли и других тел Солнечной системы, основные закономерности в Солнечной системе, первые космогонические гипотезы, современные представления о происхождении планет).
|
16
|
Метагалактика
|
Изучить системы галактик крупномасштабную структуру Вселенной, расширение Метагалактики, гипотезу о "горячей Вселенной", космологические модели Вселенной.
|
Самостоятельная работа над подготовкой сообщения «Жизнь и разум во Вселенной» (эволюция Вселенной и жизнь, проблема внеземных цивилизаций).
|
17.
|
Итоговый урок курса Астрономическая картина мира.
|
Защита презентаций творческими группами учащихся. Заслушать краткие сообщения.
|
«Круглый стол» - обмен мнениями по изученному материалу
|