Знакомство с поэмой «Мертвые души» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Особенности жанра и композиции поэмы «Мертвые души». Изображение... 1 32.8kb.
Для аттестации Кто они, «мертвые души»? (Образы помещиков в поэме Н. 1 187.28kb.
Гоголь н в. Смысл названия поэмы н в. гоголя «мертвые души» 1 54.4kb.
Сводная таблица списка известных иллюстраторов поэмы гоголя «мертвые... 1 95.97kb.
Эпические и мифологические мотивы в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» 1 14.25kb.
Валентин Пикуль Тайный советник (Исторические миниатюры) 51 7946.28kb.
Поэмах «Мертвые души» Н. В. Гоголя и «Кому на Руси жить хорошо» 1 50.34kb.
Лекция по литературе в 9 классе Души мертвые и живые в поэме Н. 1 53.22kb.
Россия и русский народ в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Осенью... 1 20.21kb.
Дипломная работа Перевод архаизмов и диалектизмов поэмы Н. В. 1 49.8kb.
Зачем Н. В. Гоголь включил в текст поэмы «Мертвые души» «Повесть... 1 17.61kb.
Книга за год покорила сердца миллионов читателей, собрала огромное... 39 4370.55kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Знакомство с поэмой «Мертвые души» - страница №1/1

Литература
Конспект урока по литературе в 10 (профильном) классе

Тема: знакомство с поэмой «Мертвые души»

Цель: изучение особенностей поэтики Н.В. Гоголя

Задачи:

обучающая – уметь определять особенности композиции поэмы и мастерство создания образов персонажей, видеть юмор и сатиру писателя;

развивающая – развивать навыки работы по анализу эпизода произведения;

воспитывающая – воспитывать систему нравственных ценностей, внутреннюю культуру, патриотизм.

Домашнее задание к уроку:

прочесть поэму «Мертвые души», определить элемента сюжета, подготовить устное сообщение о Чичикове и помещиках (по вариантам). Эта часть работы представляет, по сути, краткий пересказ.




Этапы урока

Ход урока

1. Беседа по содержанию произведения. Характеристика образа Чичикова

2. Знакомство с городом N.

Выразительное чтение.

3. Обсуждение приемов создания образов помещиков.


4. Домашнее задание

- Перескажите сюжет поэмы. Кто подсказал этот сюжет писателю?

- Назовите значимых персонажей. По какому плану дан образ каждого помещика?

- В чем особенность эпохи создания «Мертвых душ»? Как тема накопления капитала выражена в произведении?

- В чем, по вашему мнению, новаторство образа Чичикова?

-Подберите аргументы к следующим характеристикам Чичикова, данным Ю.М. Лотманом (работа по группам):

1) Чичиков – романтический герой светского плана. (Герой у Собакевича «подвыпив, стал читать…послание в стихах Вертера к Шарлотте» и письмо неизвестной дамы к Чичикову).

2) Чичиков – романтический разбойник ( герой у Коробочки).

3) Чичиков – демоническая личность, Наполеон, которого «выпустили с острова Елены…» (общее обсуждение героя после его же краха)

- Какова композиционная роль помещиков в создании образа главного героя? Докажите, что это литературные проекции последнего.

- Как начинается поэма? Каков смысл этого эпизода?

Во время чтения внимание учащихся обращается на юмористические несуразицы в описании города. Обсуждение выразительных средств.

- Каков образ города N? (Прослушивание сообщений учащихся.)

- План знакомства с каждым помещиком. (въезд в усадьбу, парк, господский дом, описание встречи Чичикова, портрет помещика, описание семьи, обед, эпизод продажи мертвых душ) Средства выражения авторской позиции.
- Характеристика помещика по выбору.


Система уроков по литературе в 10 (профильном) классе

Тема: изучение пьесы А.Н. Островского «Бесприданница»

Цель: дать представление об отражении эпохи в драме.

Задачи:

обучающая – различать характерные особенности пьесы как рода литературы, определять способы создания образов персонажей, видеть отражение эпохи;

развивающая – развивать навыки работы по анализу эпизода произведения;

воспитывающая – воспитывать систему нравственных ценностей, внутреннюю культуру, патриотизм.

Домашнее задание к уроку:

прочесть пьесу «Бесприданница», определить элемента сюжета, подготовить устное сообщение по теме «Город Бряхимов и его обитатели», Эта часть работы представляет краткий пересказ с элементами анализа.




Урок 1. «Бесприданница» как драматическое произведение »

Цель: повторение теории по теме «Драма как род литературы», особенности русской драматургии второй половины 19 века.



Этапы урока

Ход урока

1.Лекция.

2. Элементы драматического произведения в пьесе Островского. Лекция-беседа.

3. Прослушивание доклада ученика.

4. Домашнее задание.





Впервые теорией драмы занялся Аристотель (древнегреческий философ и ученый 384-322 г. до н.э.)

в трактате «Поэтика». «Подражать действительности можно 3 способами: рассказывая о событиях (объективно) подобно Гомеру – это будет эпос; в форме исповеди, открывая внутренний мир своих переживаний – лирика; или показывать эту действительность – это драма».

Драма граничит с театром, но не сливается. В центре драмы – действие. Аристотель разделял драму на два жанра: трагедия и комедия.

В трагедии действующие персонажи – боги и герои, ведущая категория – судьба, рок. В классической трагедии – пять актов, ведущих к катарсису (очищению). Миф становится художественным приемом, допускающим различные трактовки.

До 18 века понятие драмы не менялось, но английский писатель Лилло определил ещё один жанр – среднюю форму (слезная комедия или буржуазная трагедия).

Дидро и Лессинг поддержали этот средний род, назвав социальной буржуазной драмой.

Белинский определяет такие произведения как «собственно драму» и предсказывает расцвет таким пьесам. В 19-20 веках преобладает драма с острым конфликтом между самоценным личностным характером персонажа и условиями его жизни.

- К какому из перечисленных жанров можно отнести «Бесприданницу? Почему?

- Драматическая борьба развивается в определенной социальной среде; герой драмы, охваченный единым, цельным стремлением — страстью — нарушает обычаи, интересы, бытовые нормы окружающего общества, начиная от норм устава благочиния (в водевиле) и кончая нормами государственными или религиозными.

- Драма построена на едином внешнем действии с его перипетиями.

- На каком внешнем действии построена «Бесприданница»?

- В.Г. Белинский считал, что «…в драме не должно быть ни одного лица, которое не было бы необходимо в механизме ее хода и развития» и что «…решение в выборе пути зависит от героя драмы, а не от события».

- Аргументируйте эти слова на примере пьесы.

- Драма тяготеет к условности образов.

- Как вы понимаете эту мысль?

- Докажите, что героям драмы присуща большая страстность, склонность к внезапным решениям, чем персонажам эпического произведения.

- Содержание жизни в драме осваивается через конфликт. Как вы понимаете это определение?

- Каков основной конфликт пьесы?

- Что такое внутренний конфликт?

- У каких персонажей он присутствует?

- Каково основное средство воплощения конфликта?

- «Бесприданница» начинается с болтовни. Разрешается же страданием, катастрофой и очищением. Поясните эту мысль.

- Как отражается в пьесе эпоха, каковы ее характерные черты?

- Основной предмет поисков драматурга – значительные и яркие, целиком заполняющие сознание душевные движения, которые являются преим. реакциями на ситуацию данного момента: на только что произнесенное слово, на чье-то движение.

- Приведите примеры из текста, подтверждающие это высказывание.

- Определите экспозицию, завязку, кульминацию и развязку пьесы.

Сценическая судьба «Бесприданницы».

- Сейчас вы прослушали доклад о непростой судьбе любимой пьесы Островского. Чем объяснить такой долгий неуспех драмы?

- Что изменило отношение зрителей к спектаклю? Какой увидела Ларису Огудалову Вера Федоровна Комиссаржевская?

- Распределить элементы сюжета по действиям драмы.

- Составить краткую характеристику каждого персонажа.




Урок 2. Город Бряхимов и его обитатели

Цель: дать представление об отражении эпохи в произведении.

(текстуальная работа по 1 действию)


Этапы урока

Ход урока

1.Опрос домашнего задания.

2.Беседа с элементами анализа.

4.Краткая письменная работа аналитического характера.
5.Домашнее задание.


Учащиеся аргументируют распределение экспозиции, развития действия, кульминации и развязки произведения, затем выборочно зачитывают характеристики персонажей.

- Кто первый появляется на сцене? Почему?

- Каковы основные темы разговоров горожан Ивана и Гаврилы, Кнурова и Вожеватова?

- В чем проявляется старый быт и новые веяния?

- Какой мотив пронизывает все произведение?

- Кто и почему обсуждает семью Огудаловых?

Чтение диалога Кнурова и Вожеватова в лицах.

- Как тема всевластия денег отражается на Карандышеве?

- Почему результаты действий Юлия Капитоновича противоположны его намерениям? Приведите примеры из текста.

- Только ли Карандышев испытывает неудовлетворенность настоящим, несовестимость амбиций и реального положения вещей? Аргументируйте свой ответ.

- В чем проявляется дисгармоничность Кнурова, Вожеватова, Паратова, Хариты Игнатьевны?

- Почему все они тянутся в Ларисе?

- Для чего нужны друг другу Лариса и Карандышев?

- Как объяснить столь долгое ухаживание последнего?

-В каких взаимоотношениях находятся персонажи драмы? Если понадобится, разбейте по группам. Прокомментируйте это разделение.

- Какова роль Робинзона? Чем очень важен этот персонаж «второго плана»?

- Как и в чем выражается противоречивость сознания человека пореформенной эпохи?
- Напишите сочинение-миниатюру на тему «Город Бряхимов и его обитатели».

Повторить речевую характеристику как способ создания образа.

Продумайте ответ на вопрос «Какова композиционная роль Робинзона?»



Урок 4. Характеристика образа Сергея Сергеевича Паратова

Цель: исследование проблематики драмы.

(текстуальная работа по 2 действию)


Этапы урока

Ход урока

1. Еще раз о теории драмы.
2. Выразительное чтение эпизода.
3. Беседа.

4.Запись в тетрадь.

5. Аналитическая беседа

6. Домашнее задание.




- Как вы понимаете, что такое «драма» в узком смысле этого слова?

Существуют такие разновидности драмы, как «бытовая», «психологическая», «символическая», «героическая» и «романтическая».

- Попробуйте дать определение каждому виду.

- К какому из них относится «Бесприданница»? Почему?

Чтение разговора Кнурова и Огудаловой (можно в лицах).

- Как держится каждый из них?

- О чем этот разговор? Что он, по сути, представляет?

- Как персонажи относятся к Ларисе?

- Какой ее видят? Почему?

- А какой видят Ларису Дмитриевну Паратов и Карандышев? Обоснуйте свое мнение.

- Как развивались отношения Паратова и Ларисы?

- Поясните слова Паратова «Ведь я было чуть не женился на Ларисе, - вот бы людей-то насмешил!»

- Почему Лариса решает выйти за Карандышева?

- Как объяснить ее желание поскорее уехать в деревню? Чего боится девушка?

- Почему Лариса полюбила именно Паратова?

Выразительное чтение разговора Сергея Сергеевича с Харитой Игнатьевной. ( Можно по ролям.)

- Почему Паратов не признается в том, что обручен?

- Для чего ему нужен разговор с Ларисой? Какую цель он преследует?

- Какой раскрывается Лариса в этом разговоре?

- А что можно сказать о характере Паратова?

- У кого из персонажей столь же больное самолюбие?

- Что еще есть общего у Паратова с Карандышевым?

- Перескажите ссору между ними. В чем истинная ее причина?

- Кто начинает первый и почему?

- Как ведет себя Лариса?

- Почему Паратов не успокаивается и продолжает мстить Карандышеву?

Критик А. Григорьев (покойный друг Островского) писал о Паратове – « тип блестящий, страстный действительно, хищный действительно (вроде Печорина) имеет в природе свое оправдание, ибо вносит в жизнь нужное ей тревожное начало.

Образом Паратова Островский как бы полемизирует с другом. Во что превратился хищный тип? Что осталось от истинной страстности, широты натуры, стихийности, которыми Григорьев этот тип оправдывал?

- Для чего Сергею Сергеевичу нужен Робинзон?

- Расскажите о нем: настоящее имя, занятие, при каких обстоятельствах «попал» к Паратову?

- В качестве кого он содержится у последнего?

- Как это характеризует Сергея Сергеевича? Прокомментируйте слова Вожеватова об актере: «Это такое счастье, такое счастье! Вот находка-то золотая!.. Эко вам счастье, Сергей Сергеич! Кажется, ничего б не пожалел за такого человека…»

- Что можно после этих слов угадать о Вожеватове – одном из хозяев жизни?

- Каким предупреждением Ларисе является Робинзон?

Проанализируйте характеристику Паратова, данную Григорьевым. Ответьте на вопрос: «Как и в чем изменился этот страстный хищный тип при наступлении новой общественной формации?» Подберите примеры из текста, подтверждающие, с одной стороны, силу и неординарность натуры Сергея Сергеевича, а с другой – показывающие его измельчание.



Урок 5,6. Обед у Карандышева

Цель: анализ кульминации драмы. Узнавание Карандышева и Ларисы. Лариса перед проблемой выбора.

(текстуальная работа по 3 и 4 действиям)

Этапы урока

Ход урока

1. Знакомство с термином «узнавание». Лекция.

2. Беседа об узнавании Карандышева.

3. Развязка драмы. Узнавание и очищение Ларисы Дмитриевны.

4. Особенности композиции пьесы.

Запись в тетрадь

Домашнее задание.



- Узнавание – один из самых важных элементов пьесы. Аристотель говорил об узнавании как о самом трагическом моменте драмы. Потрясенный неожиданным ходом событий, герой постигал их истинный смысл, открывал нечто существенное в себе самом. Узнавание перерастало в осознание.

-Какую цель преследует Карандышев, собирая этот обед?

- Подтвердите это словами самого Юлия Капитоновича.

- Как вы думаете, почему 3 действие начинается с возмущенных реплик Ефросиньи Потаповны?

- Чем она возмущается?

- Покажите попытки Карандышева доказать, что у него все должно быть не хуже, чем у сильных мира сего?

- Зачитайте примеры из текста.

- В какое время происходит обед?

- Определите время всей пьесы.

- Чем объяснить такую сжатость драмы?

- В каком душевном состоянии находится Карандышев во время обеда?

- Почему он заблуждается все больше и больше?

-Прокомментируйте слова Юлия Капитоновича, которые он произносит в ответ на просьбы Ларисы спеть: « Уж коли я говорю, что не станет, так не станет».

- В чем комичность и трагичность тоста Карандышева?

- В какой момент начинается узнавание Юлия Капитоновича?

- Почему он, ранее избегавший правды, теперь говорит её во всеуслышание?

- Как понять то, что Юлий Капитонович не осуждает Ларису?

- « И ведь это не разбойники, это почетные люди… Это все приятели Хариты Игнатьевны», - почему Юлий Капитонович указывает, что гости связаны именно с матерью Ларисы, а не с последней?

- После узнавания наступает или очищение или желание отомстить. Что происходит с Карандышевым?

В конце 3 действия из-под шутовской маски, надетой на Юлия Капитоновича Паратовым и Вожеватовым, проглядывает человеческое лицо, измученное и страдающее.

- Какой романс выбирает Лариса и почему именно его?

- Как реагируют окружающие?

- Чем они восхищаются?

- Что чувствует Паратов? Из чего это видно?

Чтение разговора Ларисы и Сергея Сергеевича.

- Какова позиция Паратова?

- Зачем он уговаривает девушку ехать за Волгу?

- Почему Лариса соглашается?

- Какой выбор стоит перед ней?

Неожиданность поступков героев свидетельствует о внутреннем конфликте.

- Назовите неожиданные поступки Паратова.

- Карандышева?

-Почему получается, что Карандышев совершает все по собственной воле, кроме погони с пистолетом, а Паратов – нет?

В поведении героев Островского сказываются противоречия времени.

В каких-то эпизодах разные герои действуют как родственные фигуры ( примеры себялюбия Паратова и Карандышева); Лариса поступает с женихом так же, как Паратов с ней.

Робинзон по-своему ведет главную тему пьесы.

- Чье настоящее и чье будущее напоминает герой?

С ним уже произошло то, что хотят сделать с Ларисой.

- Чем вызвано общее стремление купить Ларису?

- Что особенно привлекает в ней кнуровых-вожеватовых?

- Почему?

- Выделите этапы узнавания Ларисы.

1. Разговор с Паратовым по возвращении из поездки.

2. Предложение Кнурова.

3. Разговор с Карандышевым.

Карандышев после узнавания, страдая, становится проницательнее. Юлий Капитонович высказывает Ларисе, что она – вещь для Кнурова и Вожеватова. Однако Карандышев остается самим собой. То есть продолжает действовать под влиянием больного самолюбия – мстить.

Лариса, страдая, движется к очищению. Движется она сложным путем. Сначала, в злом упоении, Огудалова велит Карандышеву позвать своего будущего хозяина. (Эта ситуация зеркальна помолвке Паратова – тот тоже куплен. Правда, Паратов тщательно скрывает факт овеществления себя, Лариса - говорит об этом прямо.) Все четверо мужчин хотят превратить Ларису в свою вещь.

- Что можно сказать об их отношении Кнурова-Вожеватова к людям вообще? Почему оно такое?

- А каково мировоззрение Карандышева?

- Паратова?

Что хотел предотвратить Карандышев: превращение невесты в вещь или в чужую вещь?

- Почему Юлий Капитонович стреляет?

- Только ли для того, чтобы Лариса не досталась никому?

- Зачем Карандышев хочет, чтобы девушка сохранила свое честное имя?

- Это вопрос самолюбия героя?

- Каковы последние слова Ларисы?

- Какой драматический термин это обозначает?

- Почему героиня оказалась способной к всепрощению?



Дома сформулируйте темы сочинения по произведению, составьте развернутый план одной из них.





Каждый мужчина мечтает содержать женщину на ее средства. Магдалена Самозванец
ещё >>