Заочная математическая олимпиада 2013 года методическая разработка - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Губернская заочная естественно-математическая олимпиада Весенниада-2013. 1 65.31kb.
Цибушкина Надежда Константиновна г. Солигалич 2013 пояснительная... 1 70.62kb.
Марта 2013 года Общие положения Всероссийская заочная олимпиада школьников... 1 144.95kb.
Xv физико-математическая олимпиада мгту для учащихся 8-10 классов. 1 43.41kb.
Региональная заочная олимпиада школьников по географии 2012/2013... 1 72.96kb.
Региональная заочная олимпиада школьников по географии 2012/2013... 1 77.15kb.
Методическая разработка по теме: «Потребность пациента в движении» 7 532.52kb.
Методическая разработка к практическому занятию по учебной дисциплине 1 296.8kb.
Методическая разработка: Игра «Что? Где? Когда? Знаю ли я природу». 1 263.65kb.
А. Ю. Саломатин Модернизационные и постмодернизационные процессы... 1 371.02kb.
Методическая разработка преподаватель: В. А. Голубенцева 2010 1 55.15kb.
Станислав Свяневич «В тени Катыни» 20 4427.4kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Заочная математическая олимпиада 2013 года методическая разработка - страница №1/1

Саратовский техникум железнодорожного транспорта- филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования«Самарский государственный университет путей сообщения»
ЗАОЧНАЯ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА 2013 ГОДА
j0076161

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

по подготовке и проведению

Математической олимпиады

Саратов 2013

Рассмотрено и одобрено Утверждаю:

На заседании цикловой комиссии Зам. Директора по УР

Математика, информатика и ИКТ ___________Моисеева Т.В.

Председатель цикловой комиссии

«___»______________________

_________________Полкова С.И.

Данная методическая разработка предназначена для проведения «Заочной математической Олимпиады» с целью выявления наиболее способных и подготовленных абитуриентов техникума из числа обучающихся в предпрофильных и профильных группах.

Составители: Лусточкина Г.Н.- преподаватель математики высшей категории СТЖТ – филиала СамГУПС

Рецензенты:

Кравец Т.Н.- преподаватель математики высшей категории СТЖТ – филиала СамГУПС

Пояснительная записка
Математическая олимпиада проводится с целью выявления уровня знаний и умений учащихся 9-11 классов по математике, а также с целью организации самостоятельной работы по углублению и упрочнению знаний и умений. Математическая Олимпиада содержит 20 заданий различного уровня сложности, каждый уровень требует от учащихся умения применять полученные знания, умения логически мыслить, рассуждать, анализировать.

ПОЛОЖЕНИЕ

о проведении Заочной математической Олимпиады
Математическая олимпиада проводится техникумом для выявления наиболее способных учащихся 9-11 классов по дисциплине «Математика», а также с целью организации самоподготовки к поступлению в техникум.


  1. Цели и задачи олимпиады

Главные цели олимпиады:

    • выявление наиболее способных и подготовленных учащихся их поддержка и поощрение;

    • привития интереса к математике;

    • решение нестандартных задач связанных с железнодорожным транспортом.




  1. Участники Олимпиады

В Олимпиаде принимают участие учащиеся 9- 11 классов- обучающихся в группах предпрофильного и профильного обучения.


  1. Организация и проведение Олимпиады.

Заочная математическая олимпиада организуется циклом « Математика. Информатика и ИКТ» под руководством методического кабинета техникума и филиалом ОАО РЖД Приволжской железной дороги .
4. Содержание олимпиады

В ходе проведения заочной математической олимпиады выявляются учащиеся 9-11 классов, имеющие высокий уровень знаний, умеющие логически мыслить, анализировать, делать выводы.

Проведение олимпиады предполагает:


    • оценку уровня логического мышления учащихся;

    • анализ знаний и умений учащихся по математике;

    • организацию повторения и углубления знаний и умений по дисциплине «Математика».

Олимпиада проводится в три тура. Каждый тур имеет свои цели и задачи.

На первом туре: предлагаются задачи на смекалку и логическое мышление.

На этом этапе используются межпредметные связи ( математика-физика)

На втором туре: предлагаются прикладные задачи с использованием умения математического моделирования.

На третье туре: предлагаются задачи с нестандартным подходом решения.


6. Оргкомитет конкурса

Для организации и проведения олимпиады в техникуме создается оргкомитет. В его задачу входит координация проведения олимпиады. Оргкомитет определяет порядок, сроки проведения олимпиады, сроки сдачи материалов учащимися, подведение итогов. В оргкомитет входит:

- Председатель цикла «Математика информатика и ИКТ» – Полкова С.И.

- Заведующая отделением «Доссузовской подготовки» – Лусточкина Г.Н.

- Преподаватели математики: Воротилова Е.А., Кравец Т.Н., Ионкина О.Ю., Головлева Е.А.

7. Порядок проведения «Олимпиады»

Олимпиада проводится заочно по материалам помещенным на сайте техникума в разделе абитуриенту.

В указанные сроки учащиеся сдают выполненные работы заочной олимпиады кураторам предпрофильного и профильного обучения или в отделение «Доссузовской подготовки» (каб.1202) на печатном носителе. (написанном от руки или напечатанном виде). Работа выполняется на листах в клетку с полями, записи ведутся фиолетовыми чернилами, чертежи выполняются карандашом, каждый этап решения поясняется, в конце указывается ответ.

Преподаватели коллегиально оценивают представленные учащимися работы, выбирают лучшие согласно критериям оценок.



  1. Титульный лист:

Ф.И.О. учащегося

Школа


Город. Район

Домашний адрес, телефон

Адрес электронной почты.


  1. Финал – награждение победителей.


j0076161

Критерии оценки работ участников

«Заочной математической Олимпиады»


  1. Работа выполнена полностью – в полном объема, без исправлений, помарок, по эталону оформлений заданий с объяснением и полным описанием методов, используемых в решении заданий, с приведением используемых формул, определений и т.д. – 200 баллов.

  2. Работа выполнена не полностью, тогда оценивание производится по оцениванию каждого задания отдельно, а общая оценка является суммой этих оценок.

  3. Каждое задание имеет свою «цену», являющихся суммой трех критериев, определяемых с помощью таблицы.




Уровни сложности

Правильность решения

Рациональность решения

Правильность оформления решения

Сложность А

3

3

2

Сложность В

5

3

2

Сложность С

7

3

2




  1. Ошибки в решении имеют свою «цену» и вычитаются из «цены» задания.

  2. «Цена» ошибок.

Вычислительная ошибка – 1 балл

Описка – 0,5 балла

Исправления – 0,5 балла

Ошибка в формулах – 1 балл.




Эталон решения.
Из городов A и B, расстояние между которыми равно 180 км, отправлены в одно и то же время два поезда навстречу друг другу. После их встречи поезд, вышедший из A, прибывает в B через 2 часа, а другой поезд приходит в A через 4 часа 30

минут. Найти скорость каждого поезда (скорости считать постоянными).



Решение.

A

B



C

x

180-x



Обозначим точкой C место встречи поездов. Пусть AC=x км, тогда CB=(180-x) км. Тогда скорость первого поезда км/ч, а скорость второго поезда км/ч. Время до встречи первого поезда часов, а время до встречи второго поездачасов. Так как время до встречи одинаковое, то можно

составить уравнение: ; ; ; ; .

Таким образом, скорость первого поезда равна (км/ч), скорость второго поезда (км/ч).

Ответ. 36 км/ч; 24 км/ч.

Баллы

Критерии оценивания выполнения задания №1

5

Обоснованно получен правильный ответ.

3

Верно составлено уравнение, но допущена вычислительная ошибка.

1

Ход рассуждений верен, но неверно составлено уравнение.

0

Решение не соответствует ни одному из критериев, перечисленных выше.

Первый тур: Задачи на сообразительность и логику

Задача 1.

В вершинах квадрата помещены 4 компьютера, соединенных со своими соседями по сторонам квадрата. В начальный момент на каждый компьютер пришло по важной новости (на каждый – своя). Каждую секунду компьютер может или передавать все известные ему новости на соседний компьютер, или принимать соответствующую информацию с соседнего компьютера, или бездействовать.



Каким образом за наименьшее время все компьютеры могут получить все имеющиеся в системе новости?

Задача 2.

Наблюдательные пионеры

Школьники - мальчик и девочка - только что произвели метеорологические измерения.


Теперь они отдыхают на пригорке и смотрят на проходящий мимо них товарный поезд.
Паровоз на подъеме отчаянно дымит и пыхтит. Вдоль полотна железной дороги ровно, без порывов дует ветер.
- Какую скорость ветра показали наши измерения?- спросил мальчик.
- 7 метров в секунду.
- Сегодня мне этого достаточно, чтобы определить, с какой скоростью идет поезд.
- Ну, да, - усомнилась девочка.
- А ты присмотрись повнимательнее к движению поезда.
Девочка немного подумала и тоже сообразила, в чем тут дело.
С какой скоростью идет поезд?

А увидели они в точности то, что нарисовал художник. С какой же скоростью шел поезд?

наблюдательные пионеры

Задача 3.

На железной дороге между Тель-Авивом и Хайфой расположено 8 станций, включая конечные. Сколько различных видов отдельных билетов следует выпустить, чтобы можно было купить билет от любой станции до любой другой станции?



Задача 4.

Представьте, что вы написали книгу, где очень много разных фамилий и сделали алфавитный указатель этих фамилий. Но ваш спонсор поставил условие, что его фамилия должна упоминаться в этом алфавитном указателе. Придумайте, как можно обоснованно поместить туда фамилию, которая в книге нигде не упоминается.


Задача 5.
Поезд Б приближается к станции железной дороги, но его нагоняет быстрее идущий поезд А, который необходимо пропустить вперёд. У станции от главного пути отходит боковая ветка, куда можно отвести на время вагоны с главного пути, но ветка эта настолько короткая, что на ней не помещается весь поезд Б.

Спрашивается, как всё-таки пропустить поезд А вперёд?
http://math.all-tests.ru/sites/math.all-tests.ru/files/images/365-problem.png

Задача 6.

Что является «нулем» на карте железных дорог России?



Задача 7.

Что отличает один поезд от другого с точки зрения математика?



Задача 8.

Один чудак любил сидеть у железной дороги и смотреть на поезда. Он замечал восьмизначные номера на стремительно пролетающих мимо товарных вагонах, быстро возводил их в квадрат, у полученного числа считал сумму цифр, затем у полученного числа снова считал сумму цифр и так далее, пока не получится однозначное число.

Он обратил внимание, что числа 2 и 8 после таких операций получались значительно реже, чем число 7.

Как объяснить такое странное явление?



http://www.moe-online.ru/img/articles/212219_max.jpg

Второй тур:

Задача 9.

Откос насыпи железнодорожного полотна образует уклон в 40 градусов. Длина откоса 5,8 метра. С увеличением скорости поездов понадобилось изменить откос насыпи, при этом не меняя ее высоты, уменьшить уклон в 30 градусов. Для этого по бокам насыпи пришлось присыпать грунт. Определить, на сколько увеличилось основание насыпи.



Задача 10.

Два поезда отправляются на встречу друг другу из городов А и В. Если поезд из города А отправится на 1,5 ч раньше, чем поезд из города В, то они встретятся на середине пути. Если оба поезда выйдут одновременно, то через 6 ч они еще не встретятся, а расстояние между ними составит десятую часть первоначального. За сколько часов может проехать каждый поезд расстояние между А и В?



Задача 11.

Из города А и В навстречу друг другу одновременно вышли два поезда. Двигаясь без остановок с постоянной скоростью, они встретились через 30 ч после выхода. Сколько времени затратил на прохождение пути АВ каждый поезд, если известно, что первый прибыл в В на 25ч позже, чем второй прибыл в А?



Задача 12.

Поезд должен был пройти 840км в определенное время. На половине пути он был задержан на 30 мин из-за технической неисправности. Чтобы прибыть вовремя, ему пришлось увеличить скорость на 2км/ч. Сколько часов поезд находился в пути?



Задача 13.

На строительстве железной дороги работали две путевые бригады. Первая бригада ежедневно прокладывала на 40 м пути больше чем второй и проложила 270 м. Вторая бригада работала на 2 дня больше первой и проложила 250 м. Сколько дней работала каждая бригада?



Третий тур:

Задача 14.

Эрудит получил на Новый год в подарок железную дорогу, но очень расстроился, когда оказалось, что в подарке нет вагонов, а только сама железная дорога - рельсы и шпалы.К счастью у Эрудита было 200 рублей и он решил их потратить на приобретение железнодорожного состава. Эрудит купил 20 вагонов трех разных видов, причем пассажирские стояли по 40 рублей за штуку, грузовые по 5 рублей, а угольные контейнеры - по 2 с половиной рубля.



По сколько вагонов каждого вида купил Эрудит за 200 рублей?

Задача 15.

Пусть ширина железнодорожной колеи 1,5 метра. Если сделать кольцевую дорогу с постоянным радиусом, то длина внутренней колеи будет меньше наружной на 2*PI*1,5 метров, и какую бы форму мы ни придавали кольцу, если траектория состоит из сопряженных циркульных кривых, разница между внутренней и наружной лентами рельсов всегда будет оставаться 3*PI метров.



Как же сделать такую кольцевую железную дорогу, состоящюю из радиусных кривых, чтобы длины обеих лент рельсов сравнялись?

Задача 16.

Отрезок железной дороги между городами A и K имеет длину 56 км.Поезд делает на нем 9 промежуточных остановок – на станциях B, C, D, E, F, G, H, I и J. Известно, что длина любых двух соседних участков дороги не превосходит 12 км, а длина любых трех подряд идущих участков дороги не меньше 17 км.



Найдите расстояние между станциями B и G.

Задача 17.

Поезд за четверть минуты проходит мимо телеграфного столба, а за 50 сек.- мост длиной 0,7 км. Вычислить среднюю скорость движения поезда и его длину.



Задача 18.

Я еду в поезде, который идет со скоростью 40 км/ч и вижу как в течение 3 сек. Мимо моего окна в противоположном направлении проходит скорый поезд имеющий длину 75м. С какой скоростью шел встречный поезд?



Задача 19.

Масса состава товарного поезда, состоящего из локомотива и 15 вагонов, равна 349,5 т. Найдите массу вагона, если масса локомотива меньше массы четырех вагонов на 11,5 т.



Задача 20.

По кругу сидят четыре друга: Иванов , Петров, Марков и Карпов. Их профессия: электрик, оператор АТМ, машинист, дежурный по станции. Известно, что Иванов не электрик и не дежурный по станции. Оператор АТМ сидит между Марковым и машинистом. Петров сидит между Карповым и электриком. Кем работают друзья?




Каждый ребенок отчасти гений, а каждый гений отчасти ребенок. Артур Шопенгауэр
ещё >>