Закономерностей территориального размещения производительных сил - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Кластерная стратегия гк «росатом» как элемент накопления человеческого... 1 91.25kb.
Техническое задание проведение оценки экономического потенциала Восточно-Казахстанской... 1 103.39kb.
80. Особенности мирового размещения производительных сил. Международное... 1 59.61kb.
«Рельеф Северной Америки» 1 84.28kb.
Производительные силы 1 381.89kb.
Вопросы к экзамену по курсу "Внешнеэкономическая политика " 1 34.83kb.
А. В. Котов к э. н., с н. с., Совет по изучению производительных... 1 261.49kb.
Краткий обзор экономических преобразований в Китае 1 147.43kb.
I. Причины перехода к барщинно-крепостнической системе в XV веке 1 316.29kb.
Гаджаев Альберт Исхакович 1 247.83kb.
Урок по теме: «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые... 1 23.85kb.
Постоянное Представительство 1 58.6kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Закономерностей территориального размещения производительных сил - страница №1/1

Цель и задачи дисциплины «Региональная экономика»

Главной целью изучения дисциплины «Региональная экономика» является формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков в области:

  • экономического районирования;

  • территориального разделения труда, в том числе между странами;

  • условий и особенностей развития России и отдельных регионов России;

  • существующих территориально-производственных комплексов;

  • закономерностей территориального размещения производительных сил;

  • совершенствования пространственной организации экономической деятельности.

Основными задачами, которые ставятся перед студентами в процессе преподавания «Региональной экономики» являются:

  • изучение экономики в масштабе России и в границах ее отдельных территориальных формирований;

  • анализ закономерностей и факторов размещения производительных сил;

  • выбор социально-экономических приоритетов в развитии России и ее частей (в отраслевом и региональном разрезах);

  • выявление способов более полного удовлетворения потребностей общества;

  • определение возможностей повышения эффективности проводимых в стране преобразований.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В процессе изучения региональной экономики у студента формируется система определенных знаний, умений и навыков. Специалист должен:



а) знать:

  • основные экономико-территориальные термины и ключевые понятия;

  • федеративное устройство России, экономические районы и федеральные округа;

  • отраслевую структуру экономики;

  • природные ресурсы, их сущность и классификацию (по различным признакам);

  • численность и состав населения и трудовых ресурсов, их размещение на территории страны, воспроизводство и миграцию населения (активного и неактивного);

  • экономические связи России со странами ближнего и дальнего зарубежья;

  • закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил;

  • суть и основы экономического районирования;

б) уметь:

  • давать «экономико-территориальную» оценку (ориентировочную «экономико-территориальную» оценку) природным ресурсам (экономическую, количественную, технологическую);

  • анализировать отраслевую структуру хозяйства;

  • работать с картами, схемами, справочной литературой, периодическими изданиями;

  • правильно использовать экономико-территориальные термины;

  • характеризовать современное состояние территории и перспективы социально-экономического развития регионов;

в) иметь представление:

  • об истории развития «Региональной экономики»;

  • о тенденциях и размерах миграции;

  • о естественном приросте и убыли населения;

  • о территориальном разделении труда;

  • о специализации территорий;

  • об экономической интеграции России с другими странами;

  • о территориально-производственных комплексах;

  • об экономическом сотрудничестве территорий;

  • об экологических проблемах и о проблемах, связанных с использованием природных ресурсов на современном этапе.


Объем дисциплины и виды учебной работы
Программа курса предусматривает проведение аудиторных занятий (лекции, семинарские занятия) и внеаудиторной работы (самостоятельная работа студентов). Курс рассчитан на 62 часа: 24 часа – лекции, 8 часов – семинарские занятия, 30 часов самостоятельная работа, завершается курс сдачей зачета (экзамена).

Лекционная часть призвана:

- дать общее представление о региональной экономике и ее основных проблемах;

- показать и охарактеризовать трудовые и природные ресурсы России;

- помочь усвоить основные термины и понятия;

- познакомить с территориальным устройством России, ее экономическими районами и федеральными округами;

- научить работать с литературой и периодическими изданиями;

- рассказать о современном социально-экономическом состоянии регионов и возможности их перспективного развития;

- научить анализировать информацию по региональной экономике.



Самостоятельная работа студентов предполагает:

- изучение рекомендованной литературы;

- написание реферата;

- поиск необходимой информации с целью ее дальнейшего анализа.

Содержание самостоятельной работы (СРС) приводится в приложении 1.

Формы контроля. Контроль за усвоением содержания курса «Региональная экономика» осуществляется в ходе проверки результатов СРС:

- проверки конспектов;

- защиты реферата по избранной теме;

- контрольной работы по пройденному материалу;

- тестирования.

Содержание дисциплины

Тематический план курса «Региональная экономика»


№№

п/п


Тема

Всего

часов


Лекции

С/П

СРС

1.

2.
3.

4.

5.

6.



7.

8.

9.



10.

11.


Вводная лекция

Региональная экономика: понятие и сущность


Предмет региональной экономики

Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил


Природные ресурсы

Население и трудовые ресурсы

Экономическое районирование

Свободная экономическая зона

Типология регионов

Управление региональной экономикой

Региональная политика государства

Круглый стол: «Актуальные вопросы региональной экономики»

Дискуссия: «Современное состояние и перспективы развития экономики г. Тобольска»

Подготовка к зачету (экзамену)


2

2

2



2
6

6

14



2

2

2



6

6

6


4

2

2

2



2

2

2



4

2

2



2

2

-



-



-

-

-



-
-

-

-



-

-

-



-

4

4





-

-

-



-
4

4

10



-

-

-



4

2

2


4




Итого:

62

24

8

30


Содержание разделов дисциплины

Тема 1. Вводная лекция

Что такое региональная экономика? История становления дисциплины. Цели и задачи курса. Виды учебных заданий. Источники информации по дисциплине. Место региональной экономики среди учебных дисциплин.


Тема 2. Региональная экономика: понятие и сущность

Понятие «регион». Границы региона и его содержание. Различные подходы к определению понятия регион. Супермакрорегион. Макрорегион. Мезорегион. Микрорегион. Условность разделения регионов по размерам.

Происхождение термина «регион». Историческая справка. Региональная экономика: понятие, сущность, границы. Определение понятия региональная экономика.
Тема 3. Предмет региональной экономики
Предмет региональной экономики. Методы региональной экономики: балансовый метод, картографический метод (карта как объект изучения и как источник информации), метод системного анализа, статистический метод, метод экономико-математических моделей, сравнительный метод.

Направления и стадии исследований в региональной экономике. Основополагающие принципы региональной экономики. Функции региональной экономики.


Тема 4. Закономерности, принципы и факторы размещения

производительных сил
Понятие о закономерностях, принципах и факторах размещения производительных сил. Сырьевой, топливно-энергетический, водный, земельный, демографический, транспортный, экологический, потребительский, научно-технический, «территориальный» факторы. Роль факторов в размещении производств.

Классификация отраслей экономики по факторам размещения производительных сил. Общие принципы и общие закономерности размещения производительных сил.



Тема 5. Природные ресурсы
Понятие и сущность природных ресурсов. Классификация природных ресурсов по различным признакам (по критерию исчерпаемости, по их использованию в сферах народного хозяйства, по признаку принадлежности к элементам природы).

Понятие о балансовых и забалансовых запасах полезных ископаемых. Понятие о запасах полезных ископаемых категорий. Географическая оценка природных ресурсов (количественная, технологическая, экономическая). Экономическая оценка природных ресурсов России.

Понятие природно-ресурсного потенциала (ПРП). Проблемы использования природных ресурсов на современном этапе. Политика государства в деле разведки, добычи и восстановления природных ресурсов России.
Тема 6. Население и трудовые ресурсы
Понятие «население». Категории населения: юридическое, постоянное, наличное. Понятие «трудовые ресурсы». Экономически активное и экономически неактивное население.

Численность и плотность населения, половой и возрастной состав (половозрастная пирамида), городские и сельские жители.

Расселение и воспроизводство населения (рождаемость и смертность). Продолжительность жизни (ожидаемая и фактическая).

Национальный состав населения и национальные проблемы. Миграция населения (внешняя и внутренняя). Анализ миграционных процессов.

Проблемы рационального использования трудовых ресурсов.

Тема 7. Экономическое районирование
Административно-территориальное устройство страны – база экономического районирования. История развития экономического районирования. Указ Петра I от 18 декабря 1708 года. Доклад Госплана «Экономическое районирование» на третьей сессии ВЦИК в 1922 году. Федеративное устройство России.

Суть экономического районирования. Принципы экономического районирования (экономический, национальный, административный). Звенья экономического районирования. Таксономические единицы. Пространственная иерархия регионов.

Понятие «экономического района». Экономические районы России. Характеристика Западно-Сибирского экономического района. Федеральные округа России. Характеристика Уральского Федерального округа. Экономико-географическая характеристика Тюменской области. Понятие территориально-производственного комплекса.

Тема 8. Свободная экономическая зона

Понятие «свободная экономическая зона» (СЭЗ). Цель создания СЭЗ. Основные типы СЭЗ: комплексные зоны, точечные зоны, зоны свободной торговли, экспортно-производственные зоны, сервисные зоны. Недостатки СЭЗ. Свободные экономические зоны в России. Конституция Российской Федерации как главный тормоз в развитии СЭЗ в России.


Тема 9. Типология регионов
Критерии или специфические особенности типологии регионов. Группировки регионов: по размеру территории, по численности населения, по национальному составу населении, по особенности географического положения, по политическим признакам, по принадлежности к общественно-политическим формациям, по уровню социально-экономического развития (экономически развитые страны, страны «большой семерки», развивающиеся страны).
Тема 10. Управление региональной экономикой
Два способа управления экономикой региона: центральными и региональными органами. Отраслевой и территориальный способы управления.

Структура экономики: функциональная и социальная, отраслевая и территориальная.

Система экономических пропорций (макросоциологический уровень, межотраслевой уровень, производственный уровень).

Разделение труда: общее, частное, внутриотраслевое. Закон Д. Риккардо.



Тема 11. Региональная политика государства
Цель региональной политики. Задачи региональной политики: социальные, экономические, политические, экологические, межнациональные и межэтнические.

Законодательная база региональной политики. Проводники региональной политики. Современные проблемы восстановления минерально-сырьевой базы. Роль региональной политики.



Стратегия экономического развития. Стратегическое и интерактивное планирование. Показатели, обусловливающие стратегию экономического развития: природно-экономические условия, целостность воспроизводственной базы, организация и уровень развития производительных сил, производственно-хозяйственная специализация, степень завершенности производственных циклов, уровень инфраструктурного обеспечения.

Проблемные регионы России: слаборазвитые, депрессивные, экологически опасные, приграничные.




Общественное мнение — это мнение тех, чьего мнения обычно не спрашивают. Кшиштоф Теодор Теплиц
ещё >>