Закона города Москвы «Об Общественной палате города Москвы» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Общественный совет международной общественной организации 1 30.45kb.
Исполняющий обязанности префекта Зелао города Москвы 1 190.09kb.
Департамент культуры города Москвы Перечень театров города Москвы... 1 106.63kb.
Департамент культуры города Москвы Перечень театров города Москвы... 1 107.77kb.
Департамент культуры города Москвы Перечень музеев города Москвы... 1 40.22kb.
Закон города москвы о территориальном делении города москвы 3 492.03kb.
Закон города москвы о наградах и почетных званиях города москвы в... 1 124.82kb.
Доклад главы управы района Нагатино-Садовники города Москвы 1 203.37kb.
Закон города москвы о городской адресной программе развития застроенной 1 146.5kb.
Законом города Москвы от 8 июля 2009 г. №25 «О правовых актах города... 1 102.54kb.
Закон города москвы о флаге города москвы 1 61.95kb.
Межкомиссионная рабочая группа по вопросам развития молодежного движения 1 165.92kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Закона города Москвы «Об Общественной палате города Москвы» - страница №1/1







КОНЦЕПЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ

ГОРОДА МОСКВЫ

Предметом разрабатываемого закона города Москвы «Об Общественной палате города Москвы» является установление основных положений и принципов, определяющих основные цели и задачи Общественной палаты города Москвы (далее по тексту - ОП Москвы), процедуру ее создания и основные принципы ее функционирования и взаимодействия с ветвями власти, механизмы реализации.



1. Преамбула

В 2004 году, когда разрабатывалась концепция Общественной палаты РФ, в Государственной думе РФ состоялся «круглый стол». Его участники подчеркнули, что объединить здоровые общественные силы, обеспечить их взаимодействие с властью и контроль над ее работой призвана Общественная палата. Какой она должна быть, по какому принципу формироваться, на каких условиях действовать? - эти вопросы до сих пор волнует гражданское общество нашей страны. Выступая на этом «круглом столе, первый вице-спикер нижней палаты ГД РФ Любовь Слиска подчеркнула, что не следует доверять разработку концепции Общественной палаты чиновникам - "главные, принципиальные черты Общественной палаты должны сформироваться при непосредственном, активном и творческом участии всех заинтересованных сторон - представителей общественных объединений, религиозных организаций". Иначе Общественную палату образца 2004 года постигнет участь той, которая была создана в 1994 году. "К сожалению, - сказала Слиска, - тогда она не выполнила основной задачи по созданию механизма обратной связи между гражданами, общественными объединениями и органами государственной власти. Сейчас нам предстоит определить главные, принципиальные черты общенационального органа, представляющего институты гражданского общества, его статус и роль в обеспечении постоянного диалога между обществом и властью . И не надо повторять прежних ошибок". Участники "круглого стола" на призыв первого вице-спикера живо откликнулись. В дискуссии прорисовывались черты будущего общенационального органа. Общественная палата должна утверждаться не указом президента, а законом - это повысит ее статус, считал член генсовета "Деловой России" Валерий Фадеев, участвующий в разработке концепции новой Общественной палаты. По его мнению, палата (не более 100 человек) должна быть самостоятельной - не при парламенте, как предлагалось некоторыми депутатами Госдумы, и не при президенте, как было раньше. В нее ни в коем случае не должны входить люди, занимающиеся государственной деятельностью, - только общественники и только на общественных началах, без зарплаты. Хотя Фадеев отметил, что государству не мешало бы потратиться на поддержку самих общественных организаций, потому что "пока работа по воспитанию демократов в России ведется на иностранные гранты". Президент "ОПОРЫ России", объединившей средний и малый бизнес, Сергей Борисов предположил, что у Общественной палаты должно быть реальное влияние на те процессы, которые происходят, и право вето - если принятый закон угрожает безопасности общества. Тогда в этот общенациональный орган поверят, и он сможет наше "молчаливое большинство", пришедшее на смену советскому коллективизму, "превратить в активных, говорящих и думающих граждан России". "Чем больше будет гражданских организаций, которые могут контролировать различные ветви власти, тем будет лучше, тем прозрачнее будет деятельность власти в нашей стране", - так прокомментировал дискуссию в Госдуме спикер ГД РФ Борис Грызлов. Гражданское общество Москвы должно быть активно вовлечено в обсуждение всех вопросов, связанных с формированием государственной политики, а также защитой прав и интересов граждан. Общественная палата города Москвы может и должна стать площадкой диалога гражданского общества и государственной власти. Это - орган, не только способный обеспечить учет мнений граждан города при решении важнейших социальных, экономических и политических вопросов. Это – эффективный механизм взаимодействия между гражданами и негосударственными некоммерческими организациями, а также органами государственной и муниципальной власти, который способен наладить общественный контроль над деятельностью органов городской власти и местного самоуправления. Очевидно, что совокупность этих проблем может решаться только законодательным путем.

2. Общие положения

Город Москва как субъект Российской Федерации имеет собственное законодательство, что обусловлено федеративной природой Российского государства. Проект закона «Об Общественной палате Москвы» представляет собой проект законодательного акта, разработанный в пределах полномочий, предоставленных субъектам Российской Федерации Конституцией Российской Федерации. Предмет регулирования и содержание этого акта определяются федеральными законами, потребностями социально-экономического развития города Москвы как крупнейшего мегаполиса и столицы Российской Федерации, необходимостью создания гарантий для безопасной, комфортной жизни москвичей, эффективной защиты их прав и свобод.

Реформа федеративных отношений, целью которой является модернизация современных процессов, которая предусматривает также разграничение предметов ведения и полномочий федеральных и региональных органов государственной власти и обеспечение их ответственности за исполнение своих обязанностей перед обществом и гражданами, обусловила необходимость разработки регионального проекта закона «Об Общественной палате города Москвы». В настоящее время проблемами защиты прав и интересов жителей города Москвы в значительной степени занимается Общественная палата Российской Федерации. Таким образом, сегодня в Москве отсутствует разграничение полномочий федеральных и региональных структур, принижено значение гражданского общества города Москвы, а также органов государственной и муниципальной власти столицы РФ.

Данная концепция разработана на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава и других законодательных актов города Москвы в целях успешного содействия развитию институтов гражданского общества, укреплению взаимодействия гражданского общества и структур государственной и муниципальной власти города Москвы.

В настоящей Концепции изложены цель, задачи и механизм формирования и действия Общественной палаты города Москвы. Целью Концепции является дальнейшее совершенствование законодательства города на новом этапе развития и укрепления города Москвы – крупнейшего региона Российского государства, роли и места в этом процессе модернизации гражданского общества.

Основными задачами Концепции являются:

- повышение эффективности и качества правового регулирования общественных отношений в основных сферах деятельности города,

- защита конституционных прав и законных интересов москвичей, обеспечение их безопасности в условиях крупного мегаполиса,

- гармонизация законодательства города с федеральным законодательством, общепризнанными принципами и нормами международного права,

- обеспечение комплексного подхода к правовому регулированию общественных отношений,

- придание системного характера взаимодействию граждан с государственными и муниципальными органами власти города Москвы,

- повышение уровня правовых знаний и гражданской компетентности для широких слоев населения города.


2. Состояние законодательства в области взаимодействия граждан, негосударственных некоммерческих организаций с государственными и муниципальными органами власти
Как заявил секретарь Общественной палаты Е.П. Велихов, выступая 8 ноября 2007 г. на слушаниях Общественной палаты РФ, общественные палаты в регионах России формируются недостаточно активно: "Отсутствие в некоторых регионах общественных палат - это некий показатель, с одной стороны, недостаточной активности граждан в этом регионе, а с другой стороны - определенного сопротивления властей». Сегодня Общественные палаты сформированы почти в 50 регионах Российской Федерации. В городе Москве - крупнейшем регионе страны Общественной палаты до сих пор нет. И вина в этом не в недостаточной активности граждан.

Создание Общественной палаты города Москвы в истории современной Москвы и России не является чем-то исключительным. В Москве существовали и существуют различные советы и палаты. Они появились после принятия закона города Москвы №38 «О взаимодействии органов государственной власти Москвы с негосударственными некоммерческими организациями». Создан Общественный Совет города Москвы, Общественная молодежная палата, многочисленные общественные советы при различных департаментах Правительства и муниципальных структурах власти города Москвы. Эти советы и палаты созданы и действуют при исполнительной власти города и являются организационной формой взаимодействия государственных и муниципальных органов власти Москвы с негосударственными некоммерческими организациями, где приоритет принадлежит не институтам гражданского общества. В эти многочисленные советы и Палаты входят представители политических партий, массовых движений, молодежных и иных общественных организаций, предпринимательских объединений, религиозных конфессий, ассоциаций органов местного самоуправления, общероссийских профсоюзов. Так членами Молодежную палату Москвы, действующей при Московской городской думе, являются только молодые члены партий, представленных в Думе. В составе Московского общественного Совета – представители Совета Федерации РФ и Госдумы РФ, политических партий и т.п.

В последние годы в городе Москве и в Российской Федерации произошли существенные политические и социально-экономические преобразования. Появилась возможность на совершенно новом уровне создать орган – Общественные палаты, который обеспечивает учет мнений граждан при решении важнейших социальных, экономических и других общественно-значимых вопросов, а также создает механизм взаимодействия между гражданами, их объединениями и органами публичной власти. Этот орган способен наладить независимый общественный контроль над деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления.

Концепция Общественной палаты начала формироваться с 2004 года. Она отвечает потребностям развивающегося гражданского общества. В частности, заместитель главы Администрации Президента РФ В.Ю. Сурков в своем интервью газете "Комсомольская правда" отмечал, что «в Общественной палате должны быть представлены гражданские союзы. "Представители этих союзов не должны занимать государственные должности и руководящие посты в политических партиях. Новая структура призвана поставить бюрократию под гражданский контроль и обеспечить общественную экспертизу важнейших законопроектов и подзаконных актов. Для этого Общественная палата должна иметь надежный механизм сотрудничества с государственным аппаратом, судебной системой, гарантированный доступ к средствам массовой информации. Она также могла бы распределять государственные гранты на поддержку некоммерческого сектора, проводить публичные расследования по факту нарушений гражданских прав". Этот принцип превалирует при формировании не только Общественной палаты РФ, но и Общественных палат, созданных почти в пятидесяти регионах Российской федерации.

Однако потенциал гражданского общества до сих пор не полностью востребован, а коррупция, безответственность и непрофессионализм, к сожалению, стремительно нарастают, возвращая общество на путь деградации культурного, экономического, интеллектуального потенциала нации и все большего отрыва власти от интересов общества, нежелания госаппарата слышать запросы людей. Об этом неоднократно говорили и Президент РФ Дмитрий Медведев, и Премьер-Министр Владимир Путин.

Таким образом, именно необходимость обеспечения успешного развития Российской Федерации и борьбы с неблагоприятными тенденциями в сфере государственного управления, использования потенциала гражданского общества в решении различных вопросов социально-экономического развития предопределила учреждение не только Общественной палаты РФ, но и общественных палат в регионах. К сожалению, в самом крупном регионе Российской Федерации - городе Москве – Общественной палаты до сих пор нет.

Есть Общественный Совет города Москвы, сформированный по Указу от 10 июня 2008 года Мэра Москвы Ю. М. Лужкова, есть многочисленные общественные советы при исполнительных органах государственной и муниципальной власти столицы. Их цель, по его мнению, заключается в «консолидации усилий общественных и иных негосударственных некоммерческих организаций, представителей деловых кругов, профессиональных союзов, общественных деятелей науки и культуры, обеспечении их эффективного и конструктивного диалога с органами государственной власти города Москвы и органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве по созданию благоприятных условий для повышения качества жизни москвичей, выработки и реализации механизмов и форм гражданского участия в процессе формирования и осуществления социально-экономической политики, реализации демократических принципов развития гражданского общества в городе Москве» (прим.- цитата из указа Мэра города Москвы №41 от 10.06.2008).

Общественные советы при исполнительных органах власти во главе с Общественным Советом города Москвы, несомненно, играют положительную роль в развитии демократических принципов развития гражданского общества в городе Москве. И они имеют право на существование. Аналогов таких советов много. Это – Советы при Президенте РФ, при Премьер-министре РФ, при Федеральном Собрании, при региональных органах власти и т.д. и т. п.

В связи с этим интересно мнение заместителя главы Администрации Президента РФ В.Ю. Суркова: "Скептики утверждают, что все эти функции должен выполнять парламент. Да, должен и выполняет. Только на свой манер. Родовая травма парламентаризма - оглядка на выборы, прошедшие и предстоящие. Парламентские дискуссии всегда и везде в той или иной степени отдают популизмом. А при нашем довольно низком уровне политической культуры часто превращаются в фарс». По его мнению, эксперты общественной палаты меньше зависят от политической конъюнктуры, что позволяет им быть объективнее и корректировать непродуманные решения властей. Не зря ведь и Европарламент, и парламенты многих старейших демократий используют различные механизмы постоянного взаимодействия с гражданским обществом.

Как показала практика, Общественные Советы и независимые Общественные палаты не только не противоречат друг другу, но и эффективно дополняют друг друга. Общественная палата не является органом государственной власти, так как Закон не наделяет ее государственно-властными полномочиями. Все решения, принимаемые Общественной палатой в рамках своих полномочий, носят рекомендательный характер. Общественная палата является формой взаимодействия граждан и органов государственной власти. В ее рамках организуется взаимодействие граждан Российской Федерации, негосударственных некоммерческих организаций, с одной стороны, с федеральными и региональными органами государственной власти, органами местного самоуправления, с другой. Такое взаимодействие направлено на выработку решений по широкому кругу общественно- значимых вопросов с учетом общественного мнения и создания механизма обратной связи между обществом и органами государственной власти и местного самоуправления в городе Москве.

В большинстве случаев утверждение кандидатов от власти осуществляется как актом исполнительной власти, так и региональным законодательным органом. В качестве примера можно привести статью 8 Закона Иркутской области от 16.04.2007года № 27-оз «Об Общественной палате Иркутской области». Вместе с тем, и на региональном уровне закреплен принцип, когда остальные члены выдвигаются теми, кто утверждены органами государственной власти.

Аналогичный подход демонстрирует статья 4 Закона Республики Мордовия 20 февраля 2006 года № 7-З «Об Общественной палате Республики Мордовия», статья 3 Закона Нижегородской области от 31 октября 2006 года № 132-З «Об общественной палате Нижегородской области», статья 7 Закона Челябинской области от 27 октября 2005 г. № 412-30 «Об Общественной палате Челябинской области».

Своя особенность в Законе Брянской области от 14 декабря 2006 года № 120-З «Об Общественной палате Брянской области», согласно которому «председатели общественных организаций, не вошедших в состав Общественной палаты, могут принимать участие в деятельности Общественной палаты с правом совещательного голоса».

Гражданское общество должно быть вовлечено в обсуждение всех вопросов, связанных с формированием государственной политики. Без учета его мнений органам государственной власти и местного самоуправления сложно строить свою работу. На протяжении последних лет диалог общества и власти последовательно развивается, находясь в поиске адекватных и эффективных форм. В то же время, в России еще не завершился процесс становления как зрелого гражданского общества, так и сильного, эффективного демократического государства, хотя и то, и другое уже сложилось в своих основных чертах. Далеко не весь спектр законных интересов и повседневных забот граждан находит выражение в деятельности оформленных сообществ и запросах, которые они предъявляют к органам власти. Со своей стороны, далеко не все государственные и муниципальные органы заинтересованно работают с общественными структурами. Это ощущается и в деятельности общественных советов исполнительных органов власти города Москвы, которые зачастую больше заинтересованы в решении проблем власти, нежели гражданского общества.

В частности, выяснилось, что многие москвичи считают решение насущных проблем города исключительно государственным начинанием, где нет места общественной инициативе. Общественная палата города Москвы помогла бы вовлечь в активную работу заинтересованных граждан, общественные и некоммерческие организации, для создания институтов общественного контроля над осуществлением проектов, значимых для города Москвы. Их суждения помогли органам власти внести необходимые актуальные коррективы в ход реализации проектов, привлечь на свою сторону население.

Таким образом, достижение цели деятельности, поставленной перед Общественной палатой, требует эффективного взаимодействия активного гражданского общества и сильного государства. Реализация данной цели осуществляется путем решения Общественной палатой конкретных задач, предусмотренных комментируемым Законом.

Существенным недостатком действующего законодательства об общественных палатах является его «нестыковка» с действующим законодательством в сфере нормотворческого процесса. На взгляд авторов предлагаемого законопроекта, Общественные палаты должны участвовать в обсуждении проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов субъектов и в целом Российской Федерации, а также направлять в органы государственной власти и органы местного самоуправления заключения о результатах проводимых ею независимых экспертиз проектов нормативных правовых актов. Право же органа исполнительной власти - привлекать такие организации для обсуждения проектов законодательных и нормативные актов. В определенной степени это положение реализует сегодня Общественная палата РФ, но пока оно отсутствует в законодательстве.

Следует учитывать два аспекта, которые свидетельствуют о неадекватности использования определения «общественный» к Общественной палате Российской Федерации:

- это ограничение по гражданству лиц, имеющих право быть членами Общественной палаты Российской Федерации

- а также по кругу лиц, интересы которых представляет Общественная палата Российской Федерации. Отсекается от сферы интересов Общественной палаты Российской Федерации иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, и тем самым априори являющиеся составной частью российского общества. Аналогичные ограничения имеются во всех законах субъектов федерации в региональных Общественных палатах.

Такая «неадекватность» резко ограничивает права граждан, проживающих на территории Российской Федерации, лишая их возможности использовать для защиты своих прав через такой институт, как Общественная палата, порождает различные «фобии» в отношении «неграждан».
3. Основная идея, цели, принципы и предмет правового регулирования,

круг лиц, на которых распространяется действие законопроекта

«Об Общественной палате города Москвы», их новые права и обязанности

Существенные противоречия имеются в вопросе о правовом статусе общественных палат. Правовой статус Общественной палаты Российской Федерации как структуры до сих пор не определен. В Российской Федерации не сложился единый подход к определению статуса общественных палат. Тогда как единое понимание правового статуса является отправным для обеспечения единообразного применения правовых норм в правовом пространстве Российской Федерации. Проект закона «Об Общественной палате города Москвы» впервые в российском законодательстве дает юридическое определение «Общественная палата».

Предлагалось определить правовой статус Общественной палаты города Москвы в следующей формулировке.

«Общественная палата города Москвы - это собрание представителей гражданского общества Москвы, действующее без образования юридического лица».
В Конституции РФ Федеральное понятие «собрание» раскрывается как «парламент», а трактовка в основном одна - совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых политических, экономических и социальных вопросов. Такая трактовка, по мнению, разработчиков предлагаемого проекта закона «Об Общественной палате города Москвы» значительно сужает значение слова «собрание». Дело в том, что «собрание», как форма участия граждан в жизни общества, известна с давних исторических времен. Так, в Древней Греции это была «агора» - собрание граждан города Афины для решения общественно-значимых вопросов. В Древней Руси широко известно «вече» - собрание граждан Великого Новгорода. И сегодня «собрания» хорошо известны гражданам. Это – родительские собрания в школе, собрания рабочих на промышленных предприятиях и т.д. На днях свой юбилей справило Всероссийское Морское Собрание (ВМС), объединившее более 30 тыс. человек – специалистов, связанных с морским и речным транспортом, и действующее без регистрации юридического лица..

Поэтому авторы региональное общественное движение «Объединенная инициатива за Общественную палату города Москвы» считают предлагаемую формулировку определения статуса Общественной палаты как Собрания наиболее точной.

Члены общественного совета города Москвы предложили несколько иной определение статуса общественной палаты.

«Общественная палата города Москвы (далее – Общественная палата) – общественно-государственное объединение».

Такое определение вызывает гораздо больше споров, нежели понятие «собрание». Дело в том, что как общественно-государственное объединение Общественная палата сразу же подпадает под федеральный закон «Об общественных объединениях РФ». Это значит, что по своему юридическому статусу она сразу же равняется с другими общественными организациями и объединениями: у нее должен быть свой Устав, согласно которому она действует. В данном случае отпадает необходимость разработки самостоятельного закона. Так созданы Общественные палаты в двух-трех регионах России. Но в данном случае, права, функции и возможности общественных палат резко ограничены.

Однако и то и другое определения Общественной палаты являются несовершенными и лучше все-таки в законе его не давать, как нет определения у Общественной палаты РФ, Госсовета и других аналогичных структур.

Целью создания и деятельности Общественной палаты города Москвы является развитие и укрепление гражданского общества столицы, его устойчивое социальное развитие на основе расширения участия граждан в процессе формирования и реализации государственной политики в городе Москве.

Общественная палата активно привлекает граждан и негосударственные некоммерческие организации к реализации государственной политики. Важнейшей мерой развития гражданского общества является стимулирование участия граждан и широкой общественности в делах государства. Возможны самые разные формы такого участия: совместная выработка правил и стандартов для разных социальных секторов, общественный контроль, разнообразные публичные процедуры - наблюдение граждан за деятельностью органов государственной и местной власти, проведение консультаций в формате общественных советов, осуществление экспертиз. Это может быть также и государственный социальный заказ институтам гражданского общества на выполнение тех или иных работ и оказание социальных услуг.

Это подтверждает опыт работы Общественной палаты РФ и общественных палат регионов России.

Закон «Об Общественной палате города Москвы» предусматривает, что членом Общественной палаты может стать гражданин, избранный представителями гражданского общества.

Принципы добровольного участия, открытости, прозрачности, толерантности являются основополагающими принципами участия в деятельности Общественной палаты граждан, проживающих в Российской Федерации и в городе Москве, в частности, а также негосударственных некоммерческих организаций. Эти принципы реализуются в процедуре формирования Общественной палаты. Предлагается, чтобы Общественная палата города Москвы формировалась самими представителями граждан и негосударственными некоммерческими организациями, действующими на территории города Москвы, любой организационно-правовой формы.

В этом постулате, заключается одно из основных отличий от формирования Общественной палаты РФ и общественных палат регионов. Во всех указанных случаях, формирование общественных палат начинает власть, «сверху», члены палат назначаются исполнительной властью. Предлагаемый механизм предусматривает формирование Общественной палаты города Москвы «снизу», выборы (а не назначение) на городском и муниципальном уровнях. Он - более прогрессивен, позволяет значительно активизировать гражданское общество Москвы, расширить участие неправительственных некоммерческих организаций в общественной жизни в решении различных, даже самых острых, проблем столицы. В то же время повышается ответственность члена общественной палаты перед гражданским обществом города. Однако член Общественной палаты вправе в любое время прекратить свои полномочия путем подачи заявления о выходе из состава Общественной палаты, что также характеризует принцип добровольного участия.

Членом Общественной палаты могут быть только рядовые граждане и представители негосударственных некоммерческих организаций. Если они избраны и согласны стать членами Общественной палаты Москвы, то обязаны приостановить свое членство в политических партиях, сдать депутатский мандат, отказаться от работы в государственных структурах. Таким образом, ликвидируется инструмент политического (партийного) и административного давления

Общественная палата не обладает ни статусом юридического лица, ни статусом органа государственной власти, что создает предпосылки для недобросовестного использования официального наименования "Общественная палата города Москвы» в деятельности отдельных организаций. Предлагается запретить использование наименования "Общественная палата города Москвы " в названиях московских государственных и муниципальных учреждений, а также в наименованиях коммерческих некоммерческих и юридических лиц иных объединений граждан. Более того, защита данного наименования никак не связывается с какой-либо специальной регистрацией, например, предусмотренной для фирменных наименований (сокращенные фирменные наименования, а также фирменные наименования на языках народов Российской Федерации и иностранных языках защищаются исключительным правом на фирменное наименование при условии их включения в Единый государственный реестр юридических лиц).

Несмотря на отсутствие статуса юридического лица, в отношении Общественной палаты города Москвы ее индивидуализирующим признаком является местонахождение палаты. Оно имеет значение для определения места реализации ее полномочий, а также для решения различных организационных вопросов, в том числе и проведения процедуры формирования ее состава.

Создание Общественной палаты города Москвы дополнительно и своевременно усилит одну из важнейших функций гражданского общества по отношению к государству - функцию общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов. Реализация этой задачи позволит предварительно, еще до принятия соответствующего закона или подзаконного нормативного правового акта, проинформировать государство и общество о его недостатках или даже рисках, связанных с принятием такого акта.

На новом этапе, когда государственная власть начала выделять целевые ресурсы на поддержку некоммерческого сектора, необходимо сформировать прозрачную и справедливую систему такой поддержки. Она не должна исключать те или иные организации по причине их независимой позиции или прежних источников финансирования. К сожалению, В Москве такие случаи нередки. Оценку соответствующих проектов должны осуществлять независимые эксперты, а решения - принимать коллектив, состоящий из людей с высокой репутацией, обеспечивающей независимость их позиции. Проекты, которые предлагают к реализации общественные некоммерческие организации Москвы, могли бы проходить общественную экспертизу при участии членов Общественной палаты Москвы. Государство выделяло бы средства на выполнение социально-значимых проектов, а Общественная палата принимала бы самое активное участие в принятии решения о том, кому, и сколько, и на какие цели эти средства должны быть направлены".

Особого внимания заслуживает поддержка негосударственных некоммерческих организаций и граждан города Москвы, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества, как Общественной палатой, так и со стороны государства. Общественная палата обязана оказывать информационную, методическую, организационную и иную поддержку структурам гражданского общества города Москвы.

Общественная палата обеспечивает независимую экспертизу важнейших нормативных актов, актов, непосредственно затрагивающих интересы граждан. Вместе с тем действенность предлагаемых гражданским обществом инструментов социальных изменений, а также социального развития и усиления гражданского влияния в целом на принимаемые властью решения обеспечивается согласованной позицией общественных институтов. Именно согласование по основным направлениям деятельности в целях всестороннего учета реальных потребностей граждан между Общественной палатой города Москвы с Общественной палатой РФ и региональными общественными палатами регионов позволит эффективнее защищать права и законные интересы граждан нашего города, эффективнее использовать потенциал общественной поддержки в диалоге гражданского общества и государства.

Поэтому в проекте закона «Об Общественной палате города Москвы» предусматривается право участия членов Общественной палаты Москвы в обсуждении проектов федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и субъекта Российской Федерации – города Москвы. Общественная палата Москвы должна иметь право направлять в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной и муниципальной власти, а также в органы местного самоуправления Москвы заключения о результатах проводимых ею независимых экспертиз проектов нормативных правовых актов.

Таким образом, Общественная палата города Москвы решает следующие задачи:

- выдвижение и поддержка гражданских инициатив, направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан, содействие дальнейшему развитию и укреплению институтов гражданского общества;

- осуществление диалога между органами государственной власти города Москвы, органами местного самоуправления и некоммерческими организациями по наиболее важным вопросам социального, общественного и экономического развития города Москвы и согласование их позиций;

- содействие нормативно-правовому обеспечению устойчивого развития социально-гуманитарной сферы города Москвы;

- проведение общественной экспертизы социальных программ, проектов нормативных правовых актов Российской Федерации и города Москвы, правовых актов органов исполнительной власти города Москвы и органов местного самоуправления;

- проведение общественной экспертизы правоприменительной практики законодательства Российской Федерации и города Москвы в части деятельности и развития институтов гражданского общества;

- осуществление мер общественного контроля над действиями органов исполнительной власти города Москвы и органов местного самоуправления в части, относящейся к соблюдению законных интересов и прав граждан;

- выработка рекомендаций органам государственной власти города Москвы и органам местного самоуправления для осуществления эффективной социальной политики, поддержки гражданской активности, направленной на развитие гражданского общества в городе Москве;

- оказание информационной, методической и иной поддержки жителям города Москвы, некоммерческим организациям, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в Москве, формирование и развитие гражданского самосознания и социальной ответственности;

- содействие развитию сферы негосударственных социальных услуг;

- поддержка инициатив граждан, негосударственных некоммерческих организаций в области обеспечения прав и равных возможностей граждан на свободу мнений, получение и распространение информации;

- развитие взаимодействия со средствами массовой информации в целях развития социальной рекламы и социально ориентированного информационного пространства;

-сотрудничество с Общественной палатой Российской Федерации, Общественными палатами субъектов Российской Федерации, Общественным советом города Москвы, Общественными советами при органах исполнительной власти города Москвы всех уровней, некоммерческими организациями и другими заинтересованными государственными и общественными структурами в соответствии с целями и задачами Общественной палаты, проведение совместных конференций, совещаний и других публичных мероприятий;

-международное сотрудничество в соответствии с целями и задачами Общественной палаты, участие в работе международных конференций, совещаний и других мероприятий.


4. Механизмы эффективной деятельности общественной палаты

и ее взаимодействия с населением, негосударственными некоммерческими организациями и государственными и муниципальными структурами власти
Закона «Об Общественной палате города Москвы» содержит механизмы прямого действия. Это во многом выгодно отличает его от аналогов: федерального и многих региональных законов об Общественных палатах.

Закон предусматривает формирование Общественной палаты из представителей гражданского общества по трем составляющим:

- треть состава Палаты назначает Мэр города Москвы после консультаций с негосударственными некоммерческими организациями, представителями науки и культуры,

- треть состава Палаты избирают международные, общероссийские, межрегиональные и общегородские негосударственные некоммерческие организации на общегородской конференции.

- треть Палаты избирают от административных округов (квота на представителей в палате для всех округов одинакова).

Это обеспечивает наиболее полное и равное представительство в Палате всех слоев гражданского общества.

Выборы позволят избрать в члены Общественной палаты наиболее достойных граждан города Москвы и повысят ответственность членов Палаты перед гражданами города. Кстати, практика выборов членов региональных Общественных палат предусмотрена в Алтайском крае, Татарстане, Орловской области.

При выборах создается своеобразный резерв Общественной палаты, так как выборы позволят выявить граждан, пользующихся наибольшим уважением жителей столицы. Граждане, получившие на выборах по рейтингу вторые места, могут стать членами Палаты, в случае выбытия из ее состава кого-либо из ранее избранных членов. При этом учитывается представитель, какой группы выбыл. На его место должен придти представитель этой же группы. Например, выбыл член Палаты, избранный представителями Восточного административного округа Москвы. На его место приходит представитель Восточного округа, получивший на выборах второе рейтинговое место. Если выбывает член Палаты, назначенный Мэром столицы, то на его место Мэр города назначает нового члена палаты.

Такой механизм выборов позволит значительно активизировать гражданское общество столицы, и, как результат, повысить его активность и влияние на эффективное решение различных социальных проблем города. Избранные члены Палаты являются делегированными представителями гражданского общества, что значительно повышает их ответственность перед жителями столицы.

Избранный членом Общественной палаты обязан приостановить свое членство в той или иной партии, сложить обязанности депутата того или иного ранга. Член Палаты не может быть представителем той или иной ветви государственной или муниципальной власти.

Член Общественной палаты работает в ней на добровольческих (безвозмездных) началах, о чем подает соответствующее заявление.

Закон «Об Общественной палате» предусматривает обязательное взаимодействие членов Общественной палаты с гражданами и негосударственными некоммерческими организациями, с Общественными советами и Общественными палатами при государственных и муниципальных органах власти, со всеми структурами государственной и муниципальной власти города Москвы. Закон обязывает все структуры государственной и муниципальной власти города Москвы тесно взаимодействовать с Общественной палатой города Москвы.

Общественная палата города Москвы являет собой структуру, инициированную гражданским обществом непосредственно. Но для обеспечения деятельности Общественной палаты создается аппарат Общественной палаты, который является государственным учреждением. Финансирование аппарата производится целевым назначением из бюджета города Москвы. Поэтому Общественную палату Москвы можно воспринимать как агента гражданского общества, аккумулирующего интересы института гражданского общества.

С середины 2007 года федеральные органы исполнительной власти при создании общественных палат и советов «избегали» нормативного закрепления права на экспертизу проектов нормативных актов. Логика же независимых общественных палат требует четкого закрепления их прав в сфере экспертизы проектов правовых актов. И такое право закреплено за Общественной палатой Москвы законом города Москвы «Об Общественной палате».


5. Эффективность деятельности Общественной палаты города Москвы
Действие закона распространяется на все слои московского общества.

Предлагаемый проект закона «Об Общественной палате города Москвы» во многом и к лучшему может изменить ситуацию в столице Российской Федерации. Граждане Москвы получат возможность активнее участвовать в общественной жизни города, непосредственно влиять на решения государственной власти, осуществлять общественный контроль. В Москве возникнет, как надеются авторы предлагаемого законопроекта, дееспособный орган взаимодействия граждан и власти.



В целом, оценивая эффективность реализации задач, поставленных перед Общественными палатами, свидетельствует высказывание вице-премьера С.Б. Иванова, сделанное им 18 мая 2007 года на открытии очередного пленарного заседания Общественной палаты РФ: "Общественная палата РФ зарекомендовала себя как дееспособный орган, реализующий новые механизмы взаимодействия общества и власти. В поле зрения Общественной палаты находятся актуальные вопросы, которые во многом будут определять качество экономического роста страны в ближайшее время".

Инициаторы формирования Общественной палаты в городе Москве надеются, что придет время и в адрес Общественной палаты Москвы будут сказаны аналогичные слова.




Маленькие дети имеют много общего с интеллектуалами. Их шум раздражает; их молчание подозрительно. Габриэль Лауб
ещё >>