Закон республики татарстан об утверждении государственной программы республики - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Закон республики татарстан о государственных наградах республики... 2 472.67kb.
Закон республики татарстан о государственных наградах республики... 1 386.23kb.
Закон республики татарстан о государственных наградах республики... 2 416.36kb.
Закон Республики Татарстан от 24 марта 2004 г. N 25-зрт "О государственных... 4 418.37kb.
Закон республики татарстан об общественной палате республики татарстан... 1 270.5kb.
Закона Республики Татарстан «Об утверждении Программы социально-экономического... 1 83.64kb.
Закон республики татарстан о культуре в ред. Законов рт от 20. 1 189.94kb.
Закон республики татарстан о бюджете республики татарстан на 2010... 8 2673.16kb.
Закон республики татарстан о государственных языках республики татарстан 1 172.44kb.
Кабинет Министров Республики Татарстан Справочник государственных... 6 916.22kb.
Сообщение Комиссии при Президенте Республики Татарстан по Государственным... 1 28.47kb.
«Инклюзивное образование: анализ и проектирование условий реализации... 1 84.96kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Закон республики татарстан об утверждении государственной программы республики - страница №1/5

11 октября 2004 года N 52-ЗРТ


ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ

ТАТАРСТАН ПО СОХРАНЕНИЮ, ИЗУЧЕНИЮ И РАЗВИТИЮ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН И ДРУГИХ

ЯЗЫКОВ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН НА 2004 - 2013 ГОДЫ
Принят

Государственным Советом

Республики Татарстан

9 сентября 2004 года
Статья 1. Утвердить прилагаемую Государственную программу Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2004 - 2013 годы.
Статья 2. Признать утратившим силу постановление Верховного Совета Республики Татарстан от 20.07.94 г. N 2186-XII "Об утверждении Государственной программы Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию языков народов Республики Татарстан".
Статья 3. Кабинету Министров Республики Татарстан ежегодно при формировании бюджета Республики Татарстан предусматривать целевое выделение средств для реализации Государственной программы Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2004 - 2013 годы.
Статья 4. Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.
Президент

Республики Татарстан

М.Ш.ШАЙМИЕВ

Казань, Кремль

11 октября 2004 года

N 52-ЗРТ
Утверждена

Законом

Республики Татарстан

"Об утверждении Государственной

программы Республики Татарстан

по сохранению, изучению и развитию

государственных языков Республики

Татарстан и других языков в Республике

Татарстан на 2004 - 2013 годы"

от 11 октября 2004 г. N 52-ЗРТ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ПО СОХРАНЕНИЮ, ИЗУЧЕНИЮ

И РАЗВИТИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ РЕСПУБЛИКИ

ТАТАРСТАН И ДРУГИХ ЯЗЫКОВ В РЕСПУБЛИКЕ

ТАТАРСТАН НА 2004 - 2013 ГОДЫ
ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПО СОХРАНЕНИЮ, ИЗУЧЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

ЯЗЫКОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН И ДРУГИХ ЯЗЫКОВ В

РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН НА 2004 - 2013 ГОДЫ


Наименование Программы

Государственная программа Республики Татарстан
по сохранению, изучению и развитию
государственных языков Республики Татарстан
и других языков в Республике Татарстан
на 2004 - 2013 годы


Основание для разработки
Программы


Закон Республики Татарстан от 28 июля 2004 г.
N 44-ЗРТ "О государственных языках Республики
Татарстан и других языках в Республике
Татарстан"


Государственный заказчик

Кабинет Министров Республики Татарстан

Основной разработчик Прог-
раммы


Академия наук Республики Татарстан

Цели и задачи Программы

Создание условий для сохранения, изучения
и развития государственных языков Республики
Татарстан и других языков в Республике
Татарстан; обеспечение оптимального
функционирования татарского и русского языков
как государственных языков Республики
Татарстан; последовательная реализация
Закона Республики Татарстан "О государственных
языках Республики Татарстан и других языках в
Республике Татарстан"


Сроки реализации Программы

2004 - 2013 годы

Основные направления Програ-
ммы


Нормативно-правовое и организационно-
структурное обеспечение, координация и
организация научных исследований, система
образования, национально-языковая среда семьи,
институт общественного мнения


Исполнители Программы

Академия наук Республики Татарстан,
Министерство юстиции Республики Татарстан,
Министерство образования и науки Республики
Татарстан, Министерство культуры Республики
Татарстан, Агентство Республики Татарстан
по массовой коммуникации "Татмедиа", а также
другие министерства, госкомитеты, ведомства,
соответствующие исполнительные органы
государственной власти Республики Татарстан,
учреждения среднего и высшего
профессионального образования, расположенные
на территории Республики Татарстан


Ожидаемые результаты

Разработка нормативно-правовых актов,
обеспечивающих реализацию Закона Республики
Татарстан "О государственных языках Республики
Татарстан и других языках в Республике
Татарстан", создание целостной инфраструктуры
в целях координации действий по обеспечению
оптимального функционирования языков в
Республике Татарстан, развитие материально-
технической, научно-исследовательской,
информационной и учебно-методической баз
всестороннего развития и распространения
государственных языков Республики Татарстан


Контроль за исполнением Про-
граммы


Контроль за исполнением настоящей Программы
осуществляется Кабинетом Министров
Республики Татарстан - государственным
заказчиком Программы, соответствующими
исполнительными органами государственной
власти Республики Татарстан.
Ежегодно до 1 февраля все исполнители
программных мероприятий представляют в
Правительство Республики Татарстан обобщенную
информацию о ходе реализации Программы и отчет
об использовании финансовых средств


Объем и источники финансиро-
вания


Источником финансирования Программы являются
прямые бюджетные ассигнования из бюджета
Республики Татарстан, выделяемые законом
Республики Татарстан о бюджете Республики
Татарстан на очередной финансовый год
отдельной строкой, и текущее финансирование
по сметам соответствующих исполнительных
органов государственной власти Республики
Татарстан. Объем средств, выделяемых на
Программу, утверждается при принятии бюджета
Республики Татарстан на очередной финансовый
год.
Для реализации программных мероприятий на
2004 - 2013 годы потребуются всего 121802,7
тыс. рублей, с ежегодным выделением части ука-
занных средств из бюджета Республики Татарстан



ВВЕДЕНИЕ
Настоящая Программа является продолжением Государственной программы Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию языков народов Республики Татарстан, утвержденной постановлением Верховного Совета Республики Татарстан от 20 июля 1994 г. N 2186-XII в соответствии со статьей 7 Закона Республики Татарстан "О языках народов Республики Татарстан".

Государственная программа Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2004 - 2013 годы (далее - Программа) является региональной целевой программой. Наряду с соответствующими федеральными программами она направлена на создание конкретных оптимальных условий для сохранения, изучения и развития государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан, а также татарского языка за пределами республики.
1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
В республике вопрос о необходимости выработки новых принципов языкового строительства был поставлен на повестку дня в конце 80-х годов. В этот период и на федеральном уровне начала формироваться соответствующая нормативно-правовая база. В октябре 1991 г. был принят Федеральный закон "О языках народов РСФСР", в июне 1992 г. Совет Национальностей Верховного Совета Российской Федерации одобрил Концепцию государственной программы по сохранению и развитию языков народов Российской Федерации. Таким образом, Закон Республики Татарстан "О языках народов Республики Татарстан", принятый 8 июля 1992 г., в принципиальных положениях опирался на обновляющееся российское законодательство.

Данный республиканский закон учитывал прежде всего положения федерального закона о праве на сохранение родного языка и свободу выбора и использования языка общения, о закреплении на территории Российской Федерации статуса государственного за русским языком при гарантиях защиты языков всех народов Российской Федерации со стороны государства и прав граждан независимо от знания языков.

Закон, принятый в республике в соответствии с Законом Российской Федерации и Декларацией о государственном суверенитете Республики Татарстан, определил, что государственными языками в Республике Татарстан являются татарский и русский языки. Этот статус двух языков был закреплен в Конституции Республики Татарстан, принятой 6 ноября 1992 года.

В качестве итога работы, проведенной со времени принятия Закона Республики Татарстан "О языках народов Республики Татарстан" и реализации Государственной программы по сохранению, изучению и развитию языков народов Республики Татарстан, следует выделить то, что судьба государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан перестала восприниматься как вопрос второго порядка. Для преодоления диспропорции в реальном функционировании двух государственных языков на прошедшем этапе обеспечивалось ускоренное развитие общественных функций татарского языка. В условиях преобразования общества, связанных с развитием рыночных отношений, удалось замедлить процесс сужения сферы функционирования ряда языков, прежде всего татарского. В последние годы в языковой сфере не отмечены потери, имевшие место в прежние десятилетия. Более того:

было положено начало формированию языкового законодательства республики;

расширились рамки использования татарского языка, в том числе в деятельности органов государственной власти;

увеличилось количество печатных и электронных средств массовой информации, использующих в своей деятельности татарский язык;

успешно решен комплекс задач первого этапа в организации преподавания татарского языка и литературы в школах и учреждениях начального профессионального образования, связанный с обеспечением учебно-методической литературой и квалифицированными кадрами;

увеличилось количество общеобразовательных учреждений с преподаванием на татарском языке и на языках представителей других народов, проживающих в Республике Татарстан;

началось внедрение татарского языка в систему среднего и высшего профессионального образования;

активизировалось изучение языков представителей других народов, проживающих в Республике Татарстан, в общеобразовательных учреждениях и сети воскресных школ, расширилось применение этих языков в средствах массовой информации;

проведены работы по включению республики в мировой интеграционный процесс в области информационных технологий, созданию условий для базовой национальной локализации компьютерных систем, решению задач компьютерной лингвистики и татарской локализации компьютерных технологий;

развернута работа по разностороннему словарному описанию и исследованию татарского языка с точки зрения его грамматической, топонимической, терминологической и стилистической систем;

начат научный анализ двуязычия, продолжено изучение взаимодействия государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан;

проведены научные исследования по вопросам восстановления татарского алфавита на основе латинской графики, принят Закон Республики Татарстан "О восстановлении татарского алфавита на основе латинской графики", осуществлена работа по подготовке соответствующей научно-методической и материально-технической базы, а также кадров для образовательных учреждений;

проведен эксперимент по адаптации учащихся к татарскому алфавиту на основе латинской графики.

Вместе с тем, несмотря на провозглашение равноправного статуса татарского и русского языков как государственных, на практике сферы и объем функционирования татарского языка остаются ограниченными. В настоящее время еще не сложилась реальная практика применения татарского языка в процессе законотворчества, не определены принципы организации документооборота в условиях двуязычия в органах власти и государственных учреждениях. При этом очевидно, что только придание татарскому языку статуса государственного позволило реально начать работу по расширению его использования.

Работа по реализации Государственной программы по сохранению, изучению и развитию языков народов Республики Татарстан в период с 1994 года позволила определить факторы, препятствующие осуществлению поставленных целей, выявила новые проблемы, обеспечила более глубокое понимание прежних. Один из таких факторов - отсутствие целевых федеральных программ по сохранению языков народов Российской Федерации, в связи с чем, в частности, осложнено функционирование татарского языка в местах компактного проживания татар на территории Российской Федерации.

В перечне других сдерживающих факторов можно выделить следующие:

пробелы в правовом регулировании языковой политики: описательно-декларативный характер отдельных статей Закона Республики Татарстан "О языках народов Республики Татарстан", несовершенство механизма реализации положений этого закона и Государственной программы по сохранению, изучению и развитию языков народов Республики Татарстан, отсутствие дополнительных нормативных правовых актов в сфере языкового общения и санкций за нарушение законодательства о языках;

отсутствие развитой инфраструктуры, обеспечивающей реализацию Государственной программы по сохранению, изучению и развитию языков народов Республики Татарстан не только в разрезе конкретных мероприятий, но и с точки зрения достижения поставленных целей и выполнения задач соответствующего этапа;

отсутствие единого центра, отвечающего за соблюдение письменных стандартов одновременного использования двух государственных языков, проведение аттестаций по языковым профессиональным минимумам и за организацию переводов документов;

отсутствие системы непрерывного образования на родном языке по схеме - дошкольное, начальное, среднее и высшее образование.

Настоящая Программа разработана в соответствии с основными принципами государственной политики в области государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан, предполагающими развитие и гармоничное взаимодействие языков, поддержание устойчивого баланса национально-языковых интересов многонационального народа Республики Татарстан, всех граждан, независимо от их этнической или языковой принадлежности, и рассчитана на следующий этап языкового строительства в республике. Она составлена с учетом отмеченных выше недостатков в механизме реализации.
2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Будучи национальным достоянием республики, государственные языки Республики Татарстан охраняются и поддерживаются государством. Языковая политика как одна из составных частей государственной политики направлена на обеспечение оптимального функционирования языков во всех сферах жизни общества, их взаимодействия и дальнейшего развития.

Основные цели Программы:

создание условий для достижения реального равноправия татарского и русского языков как государственных языков Республики Татарстан;

сохранение и развитие татарского языка как основы национальной культуры, полноценного средства общения и консолидации татарского народа;

сохранение и развитие русского языка как государственного языка Республики Татарстан;

содействие в сохранении и развитии языков представителей других народов, проживающих в Республике Татарстан;

повышение общего уровня речевой культуры и межъязыковой толерантности;

в соответствии со статьей 14 Конституции Республики Татарстан оказание содействия в сохранении и развитии татарского языка в регионах Российской Федерации и странах СНГ, в которых компактно проживает татарское население.
2.1. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЯЗЫКИ РЕСПУБЛИКИ

ТАТАРСТАН
2.1.1. ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК
Основными целями этого направления Программы являются следующие:

обеспечение функционирования татарского языка как государственного языка Республики Татарстан;

сохранение, изучение и развитие татарского языка как основы национальной культуры, полноценного средства общения и консолидации татарского народа;

формирование бережного отношения к языковым традициям, воспитание сознательного отношения к языку как национально-культурной ценности;

повышение языковой культуры общества.

Для достижения этих целей необходимо решение следующих задач:

повышение статуса татарского языка в республиканском образовательном пространстве, сохранение и развитие сети воспитательных и образовательных учреждений, работающих на татарском языке, расширение его функций в духовном и культурном взаимообогащении народов;

создание условий для изучения татарского языка как государственного всем населением Республики Татарстан и достижения сбалансированного татарско-русского и русско-татарского двуязычия;

создание условий для оптимального функционирования татарского языка как государственного языка республики в работе органов государственной власти Республики Татарстан, органов местного самоуправления, государственных органов, средств массовой информации, предприятий и учреждений в сферах промышленности, связи, транспорта, энергетики, обслуживания и коммерческой деятельности;

расширение возможностей лексического и семантического диапазона татарского языка в свете новых социокультурных реалий, позволяющих обеспечить полноценное функционирование языка и в сфере официального общения, и в качестве части национальной культуры и духовного наследия, и как средства многосторонней профессиональной деятельности в контексте современных динамичных информационно-коммуникативных процессов и технологий;

всестороннее и глубокое научное исследование татарского языка как духовного наследия татарского народа, в том числе в русле новых лингвистических подходов и с учетом опыта развития мировых языков;

разработка теоретических основ культуры речи, истории татарского языка и его диалектов в контексте единой истории татарского народа;

научный анализ татарского языка как компонента языковой ситуации в Республике Татарстан;

создание информационной базы в области татарского языкознания, духовного наследия татарского народа, теории и истории национального образования с целью полноценного освещения имеющихся научных исследований;

усиление нормотворческой работы и расширение изданий нормативных справочников;

удовлетворение потребностей в научной, популярной и справочной литературе по татарскому языку;

массовое издание лучших произведений современной татарской литературы, издание академических собраний сочинений классиков татарской литературы, перевод на татарский язык и издание произведений мировой литературной классики, научных трудов выдающихся философов, просветителей и других;

обеспечение перевода произведений татарской литературы на русский и иные языки;

внедрение новейших информационных технологий в сферу гуманитарной науки, формирование банков и баз данных по татарскому языку и культуре;

подготовка высококвалифицированных специалистов, научных и педагогических кадров, владеющих государственными языками Республики Татарстан, для приоритетных отраслей народного хозяйства, науки, культуры и образования.
2.1.2. РУССКИЙ ЯЗЫК
Основными целями этого направления Программы являются следующие:

обеспечение функционирования русского языка как государственного языка Республики Татарстан;

создание условий для сохранения самобытности русского народа, его национальных традиций;

научное исследование русского языка в контексте его взаимодействия с татарским языком и культурой;


следующая страница >>



Деньги — лучший подарок. Все остальное стоит слишком дорого.
ещё >>