Закон от 22. 07. 2008г. №123 -фз «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Закона от 22. 07. 2008 №123-фз «Технический регламент о требованиях... 1 100.76kb.
Программа «Экологическая, противопожарная безопасность и охрана труда... 1 69.75kb.
Закон кыргызской республики технический регламент "О пожарной безопасности" 6 1601.3kb.
Закона "О техническом регулировании" и в целях реализации Федерального... 1 299.42kb.
Технический регламент «О безопасности свежих фруктови овощей» 1 195.05kb.
Закон кыргызской республики технический регламент "Безопасность зданий... 3 545.19kb.
Перечень проектов нормативных документов по пожарной безопасности... 1 98.87kb.
Пожарно-технический минимум 1 68.82kb.
Закон туркменистана о пожарной безопасности 1 396.97kb.
Закон города москвы о пожарной безопасности в городе москве 1 223.78kb.
Установки пожаротушения и сигнализации 8 1813.11kb.
Сборник норматиВно-правовых и методических документов, применяемых... 1 103.41kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Закон от 22. 07. 2008г. №123 -фз «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» - страница №1/1

С 01 мая 2009года вступает в законную силу Федеральный закон от 22.07.2008г. №123 –ФЗ « Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Регламент устанавливает общие требования к обеспечению пожарной безопасности во всех областях - от утилизации ядерных отходов до проектирования поселений,- а также требования к продукции, зданиям и сооружениям, промышленным объектам и т.п.
Перспективы технического регулирования.
В соответствии со ст. 4 Закона о техническом регулировании(2) все обязательные требования по безопасности продукции и процессов могут быть установлены только специальным документом - техническим регламентом, который является федеральным законом либо принимается постановлением Правительства. Требования, изложенные в других нормативных документах, должны носить только рекомендательный характер(3).

Соответственно основополагающим документом обеспечения пожарной безопасности и должен стать Технический регламент о требованиях пожарной безопасности. Тем более что с вступлением в силу нового Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ) нормы, существовавшие ранее в области пожарной безопасности, не могут гарантировать безопасность строящихся домов. В п. 3 ст. 4 Регламента к нормативным документам по пожарной безопасности отнесены: стандарты, нормы, правила, инструкции, технические условия и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Новый Регламент примечателен еще и тем, что это первый технический регламент в стране, который прошел общественные слушания и все необходимые подготовительные этапы.

Главная цель Регламента - обеспечение безопасности людей при пожаре и защиты имущества от воздействия опасных факторов пожара. При этом каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.

Положения настоящего Технического регламента обязательны для исполнения при выполнении следующих работ:

проектировании (конструировании), строительстве, капитальном ремонте, реконструкции объектов капитального строительства, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации (применении) и утилизации объектов защиты;

разработке, принятии, применении и исполнении специальных технических регламентов, содержащих требования пожарной безопасности, и нормативных документов по пожарной безопасности;

разработке технической документации на объекты защиты.

Регламент определяет также права и обязанности участников регулируемых отношений.
Риски в пожарной безопасности.
Положения Регламента будут действовать только в отношении тех объектов, которые построены после его вступления в силу (п. 4 ст. 4 Регламента). Исключение составляют ситуации, когда дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений связана с риском причинения вреда жизни или здоровью людей. В таких случаях собственник объекта или владелец объекта должен принять решение о его реконструкции или ремонте.

Согласно ст. 5 Регламента каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, включающую в себя:

систему предотвращения пожара;

систему противопожарной защиты;

комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если (п. 1 ст. 6):

в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах;



пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом. Причем при выполнении обязательных норм и требований пожарной безопасности расчета пожарного риска не требуется (п. 3 ст. 6).

Все отступления от требований пожарной безопасности должны быть согласованы в порядке, установленном Роспожнадзором (п. 5 ст. 5).

Порядок осуществления систем предотвращения пожаров и противопожарной защиты предусмотрен соответственно гл. 13 и 14. В частности, детально регламентированы: способы защиты людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара, пути эвакуации людей при пожаре, системы обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, первичные меры пожарной безопасности и т.д.

Требования пожарной безопасности рассмотрены в Регламенте по максимально широкому спектру объектов, в том числе при градостроительной деятельности, к продукции общего назначения и т.д. (гл. 15-33).

Главы 2-12 Регламента целиком посвящены проблемам классификации пожаров и других пожароопасных факторов.
Огнеборцы против коррупции.
В качестве одной из главных задач Регламента разработчики подразумевали избавление от коррупции в пожарно-надзорной деятельности. Об этом, в частности, заявлял и министр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Сергей Шойгу.

Речь идет о создании совершенно новых механизмов контроля и надзора за противопожарной безопасностью.

Во-первых, Регламент серьезно сокращает количество предъявляемых организациям требований по пожарной безопасности, т.к. все основные требования сконцентрированы в едином документе, а не распылены в многочисленных ведомственных актах, как сейчас.

Во-вторых, создание независимых экспертных органов, в том числе негосударственных, которые лишат пожарных инспекторов разрешительных функций. Сам порядок независимой оценки пожарного риска устанавливается Правительством РФ (п. 3 ст. 144 Регламента).

В-третьих, качественное изменение роли владельцев объектов в процедурах контроля. Именно владельцы должны по новым правилам рассчитывать параметры безопасности и отвечать за безопасность объектов, сооружений и людей, работающих на этих объектах. А при нарушении правил безопасности, гибели людей и разрушении объектов собственники будут отвечать по Уголовному кодексу (в который должны быть внесены соответствующие изменения).

Иначе говоря, суть нововведения заключена в следующем: владелец объекта сможет сам выбирать подходящий ему вариант противопожарной защиты объекта, равно как и решать, кому проверять его на безопасность - госинспектору или частнику. Но при этом предприниматель, выбирая частный аудит, несет уголовную ответственность за жизни людей.

Тем более что выбор у него обширный.

Согласно ст. 144 Регламента оценка соответствия объектов, процессов проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации установленным требованиям пожарной безопасности проводится в формах:

аккредитации;

независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности);

государственного пожарного надзора;

декларирования пожарной безопасности;

исследований (испытаний);

подтверждения соответствия объектов защиты (продукции);

приемки и ввода в эксплуатацию объектов защиты (продукции);

приемки и ввода в эксплуатацию систем пожарной безопасности;

производственного контроля;

экспертизы.


Сам себе инспектор.
Сегодня инспектор пожарного надзора может прийти в любое помещение, и в случае, если необходимые требования не выполняются, он может оштрафовать хозяина объекта или вообще закрыть его. По смыслу норм Регламента собственник объекта сам принимает решение, к примеру ставить ему сигнализацию или систему пожаротушения или нет, и сам отвечает за сохранность своего имущества (ст. 144 Регламента).

Одновременно собственников - юридических лиц и предпринимателей обяжут(4) подавать декларацию о пожарной безопасности их объектов (за исключением пожарно-технической продукции и продукции общего назначения). Это одно из требований нового технического регламента (п. 5, 8 ст. 6, п. 11 ст. 146 Регламента).

Требования к декларации пожарной безопасности установлены ст. 64 Регламента.

В случае если собственник или иной законный обладатель объекта выполняют требования нормативных документов по пожарной безопасности, в декларации указывается только перечень указанных требований для конкретного объекта защиты.

Действие декларации о соответствии продукции требованиям пожарной безопасности устанавливается на срок не более 5 лет (п. 12 ст. 146).

Собственник(5) объекта защиты или иной владелец объекта, разработавший декларацию пожарной безопасности, несет ответственность за полноту и достоверность содержащихся в ней сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 4 ст. 64).

Для объектов защиты, эксплуатирующихся на день вступления в силу Регламента, декларация пожарной безопасности разрабатывается в течение 1 года после дня его вступления в силу (п. 7 ст. 64).

По желанию заявителя подтверждение соответствия продукции требованиям пожарной безопасности путем декларирования может быть заменено обязательной сертификацией (п. 10 ст. 146).


Сертификация.
Согласно п. 6 ч. 1 Регламента для подтверждения соответствия объектов (продукции) требованиям пожарной безопасности предусмотрен добровольный и обязательный порядок (ст. 145 Регламента).

Обязательное подтверждение осуществляется в форме декларирования соответствия или в форме обязательной сертификации.

Обязательному подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности подлежат продукция общего назначения и пожарная техника, требования пожарной безопасности к которым установлены законодательством.

Декларирование соответствия осуществляется изготовителем (продавцом). В случае отсутствия на территории Российской Федерации юридического лица, выполняющего функции иностранного изготовителя (продавца), подтверждение соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности осуществляется в форме обязательной сертификации.

Продукция, соответствие требованиям пожарной безопасности которой подтверждено в установленном порядке, маркируется знаком обращения на рынке. Знак обращения на рынке проставляется на продукции и (или) на ее упаковке (таре), а также в сопроводительной технической документации, поступающей к потребителю при реализации.

Если к продукции предъявляются требования различных технических регламентов, то знак обращения на рынке проставляется только после подтверждения соответствия этой продукции требованиям федеральных законов о технических регламентах.

Подтверждение соответствия с привлечением третьей стороны проводится только в организациях, аккредитованных на право проведения таких работ. Требования к аккредитации установлены ст. 148 Регламента.

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.


Ответственность.
При нарушении правил безопасности, гибели людей и разрушении объектов собственники будут отвечать по Уголовному кодексу.

В МЧС РФ также готовят предложения по внесению изменений в Кодекс об административных правонарушениях, ужесточающие ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в учреждениях с массовым пребыванием людей.

(1) Далее - Регламент.

(2) ФЗ от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".

(3) В этом состоит отличие от опыта других стран, где под стандартами понимаются документы, принимаемые различными организациями. Например, требования пожарной безопасности в Германии устанавливаются государственными стандартами DIN или стандартами страховых обществ VdS, и их выполнение является обязательным. Во многих странах используется понятие "кодексы устоявшейся практики", под которое вполне могли бы попасть ныне действующие нормативы пожарной безопасности и СНиПы.

(4) Разработка декларации пожарной безопасности не требуется для объектов индивидуального жилищного строительства высотой не более 3 этажей (п. 5 ст. 64).

(5) Декларация пожарной безопасности на проектируемый объект защиты утверждается руководителем проектной организации.

Владелец объекта сможет сам выбирать подходящий ему вариант противопожарной защиты объекта" равно как и решать, кому проверять его на безопасность - госинспектору или частнику


Чем вызвано появление «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности»?
- Актуальность разработки технического регламента в области пожарной безопасности была обусловлена, прежде всего, необходимостью навести порядок в обилии документов, которые регламентируют эту сферу.

На сегодняшний день многие нормы попросту устарели или содержат избыточные требования, а потому являются сдерживающим фактором на пути широкого внедрения современных технологий, препятствуют инновационному развитию государства. Кроме того, дублирование и противоречия в этих документах создают предпосылки для злоупотреблений со стороны недобросовестных сотрудников контрольных органов.

Все это привело к необходимости создания технического регламента. Работа над ним велась более четырех лет и завершилась подписанием в июле этого года Президентом Российской Федерации федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

Мы убеждены, что реализация положений закона позволит обеспечить соответствующий современному состоянию развития общества и экономики уровень защиты от пожаров, создаст необходимые условия для реализации конституционного права собственника по выбору вариантов противопожарной защиты объекта.

Еще одна важная задача – устранение избыточных технических и административных барьеров в области пожарной безопасности. Это один из ключевых аспектов нового документа, который трудно переоценить, тем более в условиях, когда так остро стоят задачи по поддержке развития малого и среднего предпринимательства.


Какие задачи решает технический регламент?

- Основными задачами являются:

* Комплексное обеспечение пожарной безопасности объектов защиты, включая территории, здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество;

* Установление минимально необходимых требований пожарной безопасности к различным видам продукции;

* Внедрение системы гибкого нормирования в области пожарной безопасности в результате использования механизмов оценки пожарного риска, а также добровольного противопожарного страхования, при котором страхуется имущественная ответственность перед третьими лицами.
Какие принципиально новые требования содержатся в документе?

- Технический регламент охватывает все сферы технического регулирования в области пожарной безопасности. В нем приведена классификация элементов обеспечения пожарной безопасности, позволяющая собственнику выбрать приемлемый для него способ обеспечения пожарной защиты.

В соответствии с техническим регламентом пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если:

- в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах, а пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим федеральным законом;

- пожарная безопасность объектов защиты, для которых федеральными законами о технических регламентах не установлены требования пожарной безопасности, считается обеспеченной только в случае, если обеспечивается приемлемый уровень пожарного риска.

Принципиально новым является положение, касающееся страхования. Статьей 64 данного федерального закона предусматривается возможность проведения добровольного страхования ответственности за ущерб имуществу третьих лиц от пожара. То есть собственник должен выполнить комплекс мероприятий по защите чужого имущества от возможного пожара на принадлежащем ему объекте или застраховать свою гражданскую ответственность.

Важно отметить, что при выполнении обязательных требований пожарной безопасности расчет пожарного риска не требуется.

Понятие пожарного риска и определение на его основе перечня противопожарных мероприятий, которые необходимо реализовать на конкретном объекте защиты, применяется в нашей стране примерно в последние десять лет. Накопленный за это время опыт показывает рациональность и целесообразность данного метода, прежде всего, для уникальных объектов, когда отсутствуют типовые решения в нормативных документах по пожарной безопасности. Расчет пожарного риска широко используется и в других странах.


- В техническом регламенте прописана еще одна новая форма – декларация пожарной безопасности. Расскажите об этом подробнее.

- Подавая декларацию в уведомительном порядке, собственник объекта должен определять, какие требования необходимо выполнить на подведомственном объекте. Другими словами, подготовить инструкцию о мерах пожарной безопасности для конкретной организации.

Декларация включает в себя:

* либо перечень нормативных документов по пожарной безопасности, требования которых собственник обязуется выполнять;

* либо расчеты пожарных рисков и перечень мероприятий, обеспечивающих допустимый уровень рисков, установленный техническим регламентом.

Технический регламент предусматривает следующие формы оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности: независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности), государственный пожарный надзор, подтверждение соответствия объектов защиты (продукции) и другие.

- Когда вступает в действие технический регламент и какую нормативную базу еще предстоит разработать в его развитие?

- «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» вступает в силу по истечении девяти месяцев со дня его официального опубликования, т.е. в мае 2009 года. За это время необходимо привести все нормативные документы в области пожарной безопасности в соответствие с принятым законом.

Предстоит интенсивная работа по подготовке и внесению изменений в законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации, в которой будут задействованы ведущие научно-исследовательские и учебные заведения МЧС России.

В настоящее время Министерством подготовлен и утвержден план-график формирования нормативных документов по реализации положений технического регламента.


В МЧС России создана и действует Комиссия по ликвидации излишних административных ограничений, затрагивающих интересы малого и среднего предпринимательства, одной из задач которой является рассмотрение вопросов по реализации требований нового закона и мониторинг практики его применения.
На официальном сайте МЧС России в самое ближайшее время будет создан соответствующий раздел о работы Комиссии, где будут размещаться проекты нормативных правовых документов разрабатываемых в развитие технического регламента.

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации МЧС России подготовлен проект распоряжения с планом по реализации положений регламента с соответствующими поручениями заинтересованным министерствам и ведомствам. В его основу легли положения федерального законодательства в области технического регулирования, отсылающие к соответствующим нормативным правовым актам и нормативным документам по пожарной безопасности.



Какая работа предусмотрена этим планом?

Работу в этом направлении планируется разделить на шесть блоков:

1. Изменение законодательства.

В ближайшее время будет разрабатываться проект федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Предварительно речь идет о трех федеральных законах:

- в федеральном законе «О пожарной безопасности» в соответствие со ст. 6 технического регламента необходимо заново определить предмет надзора – надзор за соблюдением условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности.

- необходимо внести изменения в Уголовный Кодекс и Административный Кодекс Российской Федерации, в части установления ответственности за невыполнение требований пожарной безопасности.

2. Разработка нормативного правового акта по оценке пожарного риска.


В развитие ст.6 технического регламента нам необходимо разработать и представить на утверждение в Правительство Российской Федерации проект Постановления об утверждении порядка проведения расчетов по оценке пожарного риска.

Также в соответствии со ст.144 технического регламента, предстоит разработать порядок оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска и также представить его на утверждение в Правительство Российской Федерации.

3. Разработка нормативного правового акта по декларированию пожарной безопасности.

Предусмотренное техническим регламентом декларирование пожарной безопасности достаточно подробно описано в ст. 64 данного закона, Вместе с тем, пунктом 8 названной статьи предусмотрено, что форму и порядок регистрации декларации пожарной безопасности утверждает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, т.е. МЧС России. Чтобы закрепить это требование, нам необходимо подготовить соответствующий документ и утвердить его приказом МЧС России с последующей регистрацией в Минюсте России.

4. Разработка национальных стандартов в области пожарной безопасности.
МЧС России планирует создать стандарты, в которых будут изложены общие технические требования и методы испытаний пожарной техники, пожарно-технического вооружения и снаряжения пожарных, стандарты на пожарную опасность строительных материалов и конструкций, электротехнических изделий, а также методы определения категории зданий, помещений и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности.

Часть стандартов уже существует, но необходимо выполнить процедуру их перерегистрации в Ростехрегулировании.

5. Разработка сводов правил обеспечения пожарной безопасности объектов защиты.

В рамках этого блока мы планируем практически полностью переработать нормативно-техническую базу. Все требования пожарной безопасности, изложенные в различных нормативных документах, будут трансформированы в соответствующие своды правил. Все эти документы планируется разбить на четыре группы требований: к эвакуации людей при пожаре, к предотвращению возникновения пожара, к ограничению распространения пожара и к созданию условий для тушения пожара и проведению спасательных работ.

Подготовка такого свода правил - достаточно длительная работа. Поэтому первоначально мы подготовим документ, утверждающий перечень действующих норм и правил, выполнение положений которых служит доказательной базой соблюдения требований технического регламента.

6. Особый шестой блок, который решением Правительства Российской Федерации был выведен из сферы технического регулирования, это Правила пожарной безопасности.



В концепцию этого документа планируется заложить требования организационного характера, определяющие действия граждан, должностных и юридических лиц по выполнению мер пожарной безопасности.

В заключение еще раз подчеркну, что работа по формированию нормативной базы, направленная на реализацию положений технического регламента, будет осуществляться публично, в тесном взаимодействии разработчиков документов с общественными организациями, с бизнес-сообществом. Проекты разрабатываемых документов будут публиковаться на официальных сайтах МЧС России и ФГУ ВНИИПО МЧС России.




Разве Рафаэль не был бы гением живописи, если бы он, на беду, родился без рук? Готхольд Лессинг
ещё >>