Закон «О внесении поправок в статью 1 Федерального закона «О днях воинской славы (победных днях) России» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Закон «О внесении поправок в статью 1 Федерального закона «О днях... 1 40.82kb.
День народного единства в России: история праздника 1 32.19kb.
Историческая справка ко Дню народного единства. В день единства будем... 1 36.61kb.
Закон о внесении изменения в статью 1 федерального закона "о днях... 1 16.58kb.
Закон о днях воинской славы (победных днях) России 1 75.63kb.
Закон «О внесении изменения в статью 11 Федерального закона «О днях... 1 71.45kb.
Законом №32-фз от 13 марта 1995 года «О днях воинской славы (победных... 1 103.07kb.
Закон «О днях воинской славы (победных днях) России» 1 10kb.
Закон «О днях воинской славы (Победных днях России)» 1 125.33kb.
Знаменательные даты и праздники. Декабрь 2008 года 1 195.45kb.
Закон «О днях воинской славы и памятных датах России» 1 52.33kb.
Информация об участниках конкурса творческих работ 1 110.16kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Закон «О внесении поправок в статью 1 Федерального закона «О днях воинской славы - страница №1/1

День народного единства: из истории праздника

В 2012 году Россия отмечает знаменательную дату своей истории – 400 лет назад народное ополчение под руководством нижегородского старосты Кузьмы Минина и воеводы князя Дмитрия Пожарского освободило Москву от интервентов.

Новый праздник в календаре

В декабре 2004 года президент России Владимир Путин подписал Федеральный Закон «О внесении поправок в статью 1 Федерального закона «О днях воинской славы (победных днях) России», в котором 4 ноября объявляется Днем народного единства. Впервые в России этот всенародный праздник отмечался 4 ноября 2005 года. Праздник был учрежден в память о знаменательном событии 1612 г. – отряды Первого и Второго ополчения освободили Москву от иноземных захватчиков. Патриарх Алексий заявил: «Этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру». В этот день мы отдаем дань уважения патриотизму и гражданскому мужеству всех поколений россиян, защищавших нашу родину в самые драматичные моменты её истории.

Смутное время

Хронология событий

1565 – 1572 гг. – опричнина Ивана Грозного. Начало системного политического и экономического кризиса в России.

1581 г. – убийство Иваном Грозным в припадке гнева старшего сына Ивана Ивановича.

1584 г., 18 марта – смерть Ивана Грозного, вступление на престол Федора Ивановича.

1591 г. – смерть в Угличе при неясных обстоятельствах младшего сына Ивана Грозного юного царевича Дмитрия.

1598 г. – смерть Федора Ивановича, прекращение династии Рюриковичей.

Избрание царем на Земском соборе боярина Бориса Федоровича Годунова, шурина покойного царя.

1601–1603 гг. – голод, неурожай, колоссальный (более чем в 100 раз) рост цен.

1602 г. – появление в Литве первого самозванца, выдававшего себя за чудесно спасшегося царевича Дмитрия.

1605 г., 13 апреля – внезапная смерть Бориса Годунова.

1606 – 1610 гг. – правление «боярского царя »Василия Ивановича Шуйского.

1606 – 1607 гг. – восстание под руководством Ивана Болотникова.

1609 г. – договор Василия Шуйского со Швецией о военной помощи. Открытое вмешательство польского короля Сигизмунда III в русские дела. Осада Смоленска.

1611 г. – создание Первого ополчения рязанским дворянином Прокопием Ляпуновым, неудачная попытка освободить Москву. Гибель П. Ляпунова. Захват шведами Новгорода и поляками - Смоленска.

1611 г., – создание Второго ополчения во главе с нижегородским посадским старостой Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским.

1612 г., конец октября – освобождение Москвы от захватчиков.

1613 г., 21 февраля – избрание царем Михаила Федоровича Романова, начало

новой правящей династии.
«И было тогда такое лютое время Божия гнева, что люди не чаяли впредь спасения себе;

чуть не вся земля Русская опустела; и прозвали старики наши это лютое время – лихолетье,

потому что тогда была на Русскую землю такая беда, какой не бывало от начала мира…»

Из сказания того времени


Смутное время (период со смерти в 1584 году царя Ивана Грозного и до 1613 года) было эпохой глубокого кризиса Московского государства. По подсчетам историков, за годы Смуты в России объявилось 17 самозванцев. Глубочайший кризис, причиной которого стали внутренние неурядицы, поразил все сферы жизни страны.

Можно выделить три периода в развитии Смуты.

Первый — династический. Это время борьбы за московский престол между различными претендентами, который длился до царя Василия Шуйского включительно.

Второй период – социальный. Он характеризуется междоусобной борьбой общественных классов и вмешательством в эту борьбу иноземных правительств.

Третий период — национальный. Он охватывает время борьбы русского народа с иноземными захватчиками до избрания царем Михаила Романова.

После смерти в 1584 году Ивана Грозного, его преемником стал сын Федор, неспособный к делам правления. Младший сын, царевич Дмитрий, пребывал в младенчестве. Со смертью Дмитрия (1591) и Фёдора (1598) правящая династия пресеклась, на сцену выдвинулись второстепенные боярские роды — Юрьевы, Годуновы. Фактическим правителем государства стал шурин царя боярин Борис Годунов. В 1598 г. Земский собор избрал Годунова царем. Он был энергичным и умным государственным деятелем.

В условиях экономической разрухи и сложного международного

положения правительство Годунова снизило налоги, освободило купцов на два года от

уплаты пошлин, землевладельцев — на год от

уплаты податей. Царь затеял большое строительство, заботился о просвещении

страны.

Внутреннее положение страны при Борисе Годунове оставалось весьма сложным. Три года (с 1601 по 1603) были неурожайными, произошел обвал экономики, умерших от голода людей считали сотнями тысяч, цена хлеба поднялась в 100 раз. Массы народа стекались в Москву, где правительство раздавало деньги и хлеб нуждающимся.

Помещики не могли прокормить своих холопов. Оставшиеся без средств к существованию люди начали заниматься грабежом и разбоем, усиливая общий хаос. Обострение внутриполитической ситуации привело в свою очередь к резкому падению престижа Годунова не только в народных массах, но и среди боярства. Самой большой угрозой его власти стало появление в Польше

самозванца, объявившего себя сыном Ивана Грозного. В 1591 г. в Угличе погиб, якобы напоровшись на нож в припадке эпилепсии, последний из прямых наследников престола царевич Дмитрий. Политические противники Годунова приписывали ему организацию убийства царевича

с целью захвата власти,

народная молва подхватила эти обвинения. Именно в таких условиях появился на Руси Лжедмитрий.

Этот молодой человек по имени Григорий Отрепьев назвался Дмитрием, используя слухи, что царевич Дмитрий жив. В начале 1604 года самозванец получил аудиенцию у польского короля, а 17 апреля принял католичество.

Король Сигизмунд признал права Лжедмитрия на русский трон. За это Лжедмитрий обещал передать Польше Смоленск и Северские земли. За согласие польского воеводы на брак его дочери Марины Мнишек с

Лжедмитрием тот также обещал передать своей невесте во владение Новгород и Псков.

Мнишек снарядил самозванцу войско, состоявшее из запорожских

казаков и польских наемников. В итоге к осени 1604 г. образовалась мощная

армия для похода на Москву.

В начале июня на сторону самозванца встала и Москва. Без поддержки

боярства у него не было шансов на российский престол. 1 июня на Красной площади были оглашены грамоты, в которых Лжедмитрий называл Годунова изменником, обещал «честь и повышение» боярам, «милость» дворянам и приказным, льготы купцам, «тишину» народу. 30 июля состоялось венчание Лжедмитрия I на царство.

Хотя московское боярство признало Лжедмитрия законным правителем, сесть на престол оказалось легче, чем удержаться на нем. Царствование Лжедмитрия было ознаменовано ориентацией на Польшу и некоторыми попытками реформ, но царь не оправдал ожиданий боярства, потому что действовал слишком самостоятельно. Сразу по прибытии его в Москву князь Василий Шуйский через посредников начал распространять слухи о самозванстве. В ночь с 16 на 17 мая 1606 года боярская оппозиция, воспользовавшись озлоблением москвичей против явившихся в Москву на свадьбу Лжедмитрия польских авантюристов, подняла восстание. Бояре ввели народ в Кремль с криками «Поляки бьют бояр и государя». Лжедмитрий был убит.

На престол вступил представитель суздальской ветви Рюриковичей боярин Василий Иванович Шуйский.

Этот период характеризуется широкой волной крестьянских

выступлений. Летом 1606 г. у народных масс появился предводитель — Иван

Исаевич Болотников. В июле 1606 г. войска Болотникова вышли в поход на

Москву.


В битве под Москвой войска восставших потерпели поражение и

вынуждены были отступить к Туле.

30 июля началась осада города, а уже через три месяца сторонники Болотникова капитулировали, а сам он был вскоре казнен.

Тем временем в Стародубе (на Брянщине) появился новый самозванец, объявивший себя спасшимся «царем Дмитрием».

В январе 1608 г. он двинулся на Москву. Разбив в нескольких боях войска Шуйского, к началу июня Лжедмитрий II дошел до подмосковного села Тушино, где и устроил лагерь. Псков, Ярославль, Кострома, Вологда, Астрахань присягнули самозванцу. Тушинцы заняли Ростов, Владимир, Суздаль, Муром. В России фактически образовалось две столицы. Бояре, купцы, чиновники присягали то Лжедмитрию, то Шуйскому, получая иногда жалование от обоих.

В феврале 1609 г. правительство Шуйского заключило договор со

Швецией, рассчитывая на помощь в войне с «тушинским вором» и его

польскими отрядами. По этому договору Россия отдавала Швеции Карельскую волость на Севере, что было серьезной политической ошибкой.

Это дало Сигизмунду III повод для перехода к открытой интервенции. Речь Посполитая начала военные действия против России с целью завоевания ее территории. Польские отряды покинули Тушино.

Находившийся там Лжедмитрий II бежал в Калугу. Московские бояре решили принять помощь. Они заключили договор о признании королевича Владислава русским царем, а до его прибытия решено было повиноваться Сигизмунду. 17 августа 1610 г. Москва присягнула Владиславу. За месяц до этого Василий Шуйский был насильно пострижен дворянами в монахи и увезен в Чудов монастырь. Для управления страной Боярская дума создала комиссию из семи бояр, получившую название «семибоярщины» (Мстиславский, Воротынский, Трубецкой, Голицын, Лыков-Оболенский, Романов, Шереметев).

20 сентября поляки вошли в Москву. Шведские войска оккупировали значительную часть севера России и готовились к захвату Новгорода. Россия стала перед прямой угрозой потери независимости. Захватнические планы агрессоров вызвали всеобщее возмущение. В декабре 1610 г. Лжедмитрий II был убит, однако борьба за русский престол на этом не закончилась. Смерть самозванца сразу изменила ситуацию в стране. Исчез предлог для пребывания польских войск на русской территории: свои действия Сигизмунд объяснял необходимостью «борьбы с тушинским вором». Польская армияпревратилась в оккупационную, семибоярщина — в правительство изменников.

В это тяжелое для России время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту православия и изгнать польских захватчиков из Москвы. «Пора положить душу свою за Дом Пресвятой Богородицы!» – писал патриарх. Его призыв был подхвачен многими. Возникло движение за освобождение столицы от поляков.


Первое народное ополчение в истории смутного времени. Рязанский воевода Прокопий Ляпунов
Уж как думный воевода был Прокофий Ляпунов.

Как Прокофий Ляпунов роздал письма гонцам,

Роздал письма гонцам и приказ им приказал:

«Поезжайте, вы гонцы, на все Русские концы,

На все русские концы, во большие города!»
В феврале 1611 года было сформировано ополчение, которое нередко называют Рязанским. Оно состояло из отрядов дворян, казаков, крестьян, горожан. Предводителем ополченцев стал рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Вот как отзывался о рязанском воеводе Н. М. Карамзин: «…создан быть вождем и победителем вмятежах и бурях, одарен силою и крепостью телесной, смелостью и мужеством». Мудрый воевода соколом смотрел за порядком в собственных угодьях. Махом выбил оккупантов из древнего Пронска. Позже были освобождены Михайлов и Зарайск. Центр освободительной борьбы перемещался с севера страны в Рязанские земли. Основные силы собрались в трех сборных пунктах: Рязани, Серпухове и Коломне. Наиболее организованным было Рязанское ополчение – настоящее войско, с многочисленной артиллерией («нарядом») и «гуляй-городом». Думный дворянин Прокопий Ляпунов заключил союз с Дмитрием Трубецким и Иваном Заруцким, послал стряпчего Ивана Биркина в Нижний Новгород поднимать на борьбу с поляками жителей Среднего Поволжья, пытался привлечь на свою сторону гетмана Яна Сапегу. Отозвавшись на призыв Прокопия Ляпунова, 25 городов российских послали под уездный город Шацк свои рати, которые в феврале 1611 года двинулись к Москве. К ополчению

присоединились отряды волжских казаков и черкасов (днепровских казаков), возвращавшихся из-под Пскова. Собирая силы для освобождения столицы, Ляпунов стремился подготовить восстание в самой Москве.

«В столицу сходились из деревень и местечек люди, под предлогом искания защиты, тайно принося с собой оружие; приходили и солдаты Ляпунова, переодевшись в городское платье; их никто не узнавал, так как они смешивались с городской чернью».

Сбор ратных сил под Москвой закончился 1 апреля 1611 года. Началась длительная и трудная осада хорошо укреплённого города. Москвичи подняли восстание против поляков.

Прокопий Ляпунов объявил запрет на поставку в столицу рязанского провианта. Это пришлось не по нраву ляхам. Они наслали казаков разорять рязанские места. На выручку Прокопию поспешил зарайский воевода Дмитрий Пожарский, ставший верным союзником Ляпунова.

К приходу Ляпунова Москва выгорела. Пожарского, тяжело раненного в бою, сумели вынести из города и отвезти в его имение.

Кольцо осады сжималось всё туже. 22 мая Ляпунов неожиданно для противника приступом взял одну из башен Китай-города. В результате кровопролитных боев ополченцы очистили от врага весь Белый город. Ляпунов одерживал со своим войском главные победы над противником и имел основной успех в боях. На освобожденной от интервентов территории в ополчении был создан общий «Совет всей земли» – высший орган власти. По некоторым документально подтверждённым сведениям, прообраз «Совета» существовал в Рязанском ополчении ещё до прихода его в Москву. До избрания нового царя и очищения страны от поляков думою ратных людей были избраны главные воеводы страны – Прокопий Ляпунов и Иван Заруцкий.

В июле Ляпунов и его сподвижники предприняли штурм Китай-города и

Новодевичьего монастыря. Самоотверженность русских ратников, их презрение к смерти обеспечили большой успех. «Ляпунов в битве (…) стяжал имя львообразногоСтратига*, – пишет Н.М. Карамзин, – его звучным голосом и примером одушевляемые, россияне кидались пешие на всадников, резались человек с человеком и, втеснив неприятеля в крепость, ночью заняли берег Москвы-реки и Неглинной». За врагом оставался только Кремль. Положение поляков постоянно ухудшалось, но более успешному ведению освободительной войны мешало несогласие в русском лагере.

Недовольство казаков, не кланявшихся даже царям, не признававших и малейших намёков на дисциплину и воинский порядок, использовали поляки и их подручные, для которых Ляпунов стал слишком опасен. Легко пошла по казачьим рукам подложная грамота. В ней от лица Ляпунова давалось указание окрестным градоначальникам: «Где поймают казака – бить и топить, а когда, даст Бог, государство Московское успокоится, то мы весь этот злой народ истребим». У Ляпунова не оказалось надёжной опоры.

22 июля 1611 года вождь ополчения был вызван в казачий круг и зарублен атаманом С. Карамышевым. Вместе с Ляпуновым погиб и Иван Ржевский, который пытался заступиться за оболганного вождя ополчения.

Убийство Прокопия Ляпунова стало сигналом к распаду ополчения. Большинство дворян разъехалось по поместьям, отряды ополченцев разошлись по городам. Под Москвой осталось казачье войско, которое грабило население, вызывая резкое его недовольство.

Более 400 лет назад наш земляк Прокопий Ляпунов первым выступил на борьбу с польско-литовскими интервентами. Он собрал земское войско и возглавил его, а Земское ополчение стало высшей формой проявления освободительного движения в Смутное время.

Останки Прокопия Ляпунова и Ивана Ржевского, похороненные в одной могиле рядом с Благовещенской церковью наВоронцовом поле под Москвою, в 1613 году были перенесены к Успенскому собору Троице-Сергиевого монастыря.

В 1636 году в Исадах, в имении Ляпуновых, сын П. П. Ляпунова Владимир Прокопьевич, тоже рязанский воевода, построил каменную Воскресенскую церковь в память об отце. В ее алтаре долгое время хранился крест с надписью: «Лета 7144 (1636) мая в 20 день (…) сей крест приложил (…) в Старой Рязани в селе Исады в церковь Воскресения Христова (…) Владимир Прокопьев Ляпунов по своем родителе и по себе». Именем героя названа одна из улиц села.
Второе народное ополчение. Роль К. Минина и Д. Пожарского в освобождении Москвы
Помыслы погибшего Прокопия Ляпунова воплотили в жизнь год спустя Дитрий Пожарский и Кузьма Минин. Страна оставалась без правительства, поляки захватили Кремль, Боярская дума празднилась сама собою. Польский король Сигизмунд III объявил, что сам станет русским царем, а Россия войдет в состав Речи Посполитой.

Осенью 1611 года посадский староста Нижнего Новгорода Кузьма Минин, обратившись к русскому народу, призвал его создать Второе ополчение: «Православные люди! Если нам похотеть помочь государству, не пожалеем животов наших, (…) дворы свои продадим, жен и детей заложим… Дело великое!.. Я знаю, только мы на это поднимемся, многие города к нам пристанут, и мы избавимся от чужеземцев!» Князю Д. М. Пожарскому предложили возглавить ополчение. Военное ядро Второго ополчения составляло хорошо организованное и вооруженное мелкое дворянство, большую роль играли посадские люди, со временем вливались казаки, а затем и крестьяне. На Москву решили идти через Ярославль. Ярославцы встретили Пожарского с образами и предложили все имущество на общее дело. В Ярославле было создано временное правительство России «Совет всея земли» – государственный орган, подобный Земскому собору.

20 августа ополчение подошло к Москве. Главное сражение состоялось в Замоскворечье. Между польским гетманом Ходкевичем, который приблизился к Москве с усиленным войском и провизией для засевших в Кремле поляков, и казаками завязался ожесточенный бой. Минин в это время ударил по оставленным в тылу двум литовским ротам, что решило исход боя. Ходкевич понял, что продовольствие гарнизону доставить не удастся. Утром 25 августа 1612 года гетман бежал из-под Москвы. Участь польского гарнизона, брошенного на произвол в Московском Кремле, была предрешена. 15 сентября Пожарский отправил к осажденным в Кремле и Китай-городе полякам письмо, в котором убеждал их сдаться. Поляки отказались, уверенные, что гетман вернется. Между тем проходили недели – гетмана все не было, начался голод.

22 октября, в день Казанской иконы Божией Матери, казаки Трубецкого ударили по Китай-городу. Голодные поляки не в состоянии были защищаться и ушли в Кремль. Этот день считается днем освобождения Москвы от интервентов.

В Китай-город торжественно внесли Казанскую икону Божией Матери и дали обет построить церковь, которая и была воздвигнута напротив Никольских ворот Кремля. 25 октября все кремлевские ворота Москвы стояли отворенными настежь. Русские войска, предшествуемые крестным ходом, входили в Кремль. В ноябре 1612 г. Земское правительство объявило о созыве Земского собора для избрания государя. Вокруг кандидатуры будущего царя разгорелась борьба, в конечном итоге большинство было за 16-летнего Михаила Федоровича Романова, родственника первой жены Ивана Грозного. 21 февраля 1613 г. Земский собор избрал царем России Михаила Романова. С этого времени начинается правление в России династии Романовых, которое продолжалось немногим более трехсот лет — до февраля 1917 г.

В память освобождения столицы России от братоубийственной гражданской войны и бедствий Смутного времени царь Михаил Романов установил ежегодное празднование Казанской иконы Божией Матери (8 июля – в день ее обретения и 22 октября – в день освобождения Москвы) и совершение крестных ходов во главе с царем и патриархом к чудотворной святыне из Кремля. При царе Алексее Михайловиче, в 1649 году, день 22 октября (4 ноября) был объявлен всероссийским праздником. С той поры все русские монархи считали своим долгом преклонить колени у этой иконы. Ее особенно почитали и первый из рода Романовых, Михаил, и

последний самодержец России, Николай II. События многовековой давности стали ярким доказательством того, что сила государства – в единстве. Праздник народного единства будет всегда напоминать нам об ответственности засудьбу своей Родины, служить сплочению общества ради процветания Отчизны. Память о героях тех далеких лет продолжает жить. 4 марта 1818 года в Москве на Красной площади был открыт памятник, созданный скульптором Иваном Мартосом, посвященный подвигу Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Точная копия установлена и на родине вождя Второго ополчения Кузьмы Минина в Нижнем Новгороде в 2005 году.

В Смутное время, когда в результате гражданской войны начался распад государства, патриоты-россияне, представители разных сословий и национальностей, сумели преодолеть междоусобную рознь и отстоять единство и независимость своей Отчизны.









Лжедмитрий I . Портрет из собрания великого князя Сергея Александровича




С
. В. Иванов. В смутное время






Н. Неврев. Присяга Лжедмитрия I польскому королю Сигизмунду III


М. П. Клодт. Марина Мнишек и ее отец

Ежи Мнишек под стражей в Ярославле.


К. Ф. Лебедев. Вступление войск Лжедмитрия I в Москву



Э. Лисснер. Битва войска Болотникова с царской армией


Лжедмитрий II. Польская гравюра XVII в



Патриарх Московский и всея Руси Гермоген. Икона 1913 г.



С. Милорадович. Оборона Троице-Сергиевой лавры


П. П. Чистяков. Патриарх Гермоген в темнице

отказывается подписать грамоту поляков.







Е. А. Борисов. Архиепископ Рязанский Феодоритблагославляет князя

Пожарского и Рязанского воеводу Прокопия Ляпунова


Князь Пожарский в битве под Москвой. Гравюра с рисунка А. Шарлемана



А.М. Васнецов. Спасские водяные ворота Китай-города



Успенский собор Троице-Сергиевого монастыря



М. И. Песков. Воззвание Минина к нижегородцам в 1611 году


Коверзнев. Битва князя Пожарского с гетманом Ходкевичем под Москвой.



Э.Э. Лисснер. Изгнание польских интервентов из Московского Кремля



Ф. Москвитин. Минин и Пожарский


А. М. Смолин. Минин и Пожарский въезжают в Москву






Казанская икона

Пресвятой Божией Матери


Торжественное открытие памятника в Москве 1818 г.


Памятник Минину и Пожарскому в Москве. Современный вид.



Памятник Минину и Пожарскому в Нижнем Новгороде



Победа народного ополчения над поляками.

Горельеф с памятника Минину и Пожарскому.




Осторожность — хорошая вещь, но даже черепаха не сделает ни одного шага, если не высунет голову из панциря.
ещё >>