Закон о программе социально-экономического развития республики - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Закон об утверждении отчета об исполнении закона республики 19 4061.53kb.
Закон о стратегическом планировании социально-экономического 1 119.36kb.
Основные показатели социально-экономического развития Аккольского... 1 163.44kb.
Закон Краснодарского края от 9 июля 2013 г. N 2767-кз "О программе... 6 1414.73kb.
Закон иркутской области программа социально-экономического развития 49 7319.76kb.
Прогноз социально-экономического развития Республики Башкортостан... 1 111.53kb.
Закон Липецкой области от 29 декабря 2012 г. N 108-оз "о программе... 10 2124.27kb.
Программа социально-экономического развития муниципального района... 4 502.17kb.
Доклад об итогах социально экономического развития г. Феодосии за... 1 115.67kb.
Закон «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития... 1 186.3kb.
Решение социально-экономических задач. В связи с этим особое внимание... 3 666.27kb.
Программа ООО «лукойл-кубаньэнерго» 1 18.1kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Закон о программе социально-экономического развития республики - страница №2/3

Раздел IV. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ПРОГРАММЫ
Анализ конкурентных позиций республики позволяет определить цели, задачи и основные направления социально-экономического развития Республики Бурятия.

Стратегической целью Программы является обеспечение устойчивого повышения уровня и качества жизни населения на основе модернизации экономики и повышения ее эффективности.

Достижение стратегической цели Программы основывается на динамичном экономическом росте и повышении конкурентоспособности экономики Республики Бурятия при условии соблюдения экологических требований на Байкальской природной территории.

Достижение стратегической цели Программы будет реализовано в два этапа на основе двух среднесрочных программ.

Первый этап - 2011 - 2015 годы. Укрепление финансового состояния Республики Бурятия и увеличение доли собственных доходов консолидированного бюджета Республики Бурятия. Создание на этой основе организационно-экономических и институциональных условий для осуществления модернизации экономики, проведения активной политики привлечения инвестиций.

Второй этап - 2016 - 2020 годы. Период формирования крупных производственно-инфраструктурных комплексов, туристско-рекреационных экономических зон. Формирование экономики инновационного типа, проведение последовательной реструктуризации и дальнейшая модернизация как отдельных хозяйствующих субъектов, так и ведущих отраслей экономики.



Задачи Программы по приоритетным направлениям на период до 2020 года представлены в таблице 2.
Таблица 2
Задачи Программы на период до 2020 года


N
п/п

Направления

Задачи в рамках направления

Развитие экономики

1

Макроэкономическая
политика

Укрепление финансового состояния и увеличение
доли собственных доходов консолидированного
бюджета Республики Бурятия.
Проведение модернизации экономики и активной
политики привлечения инвестиций.
Формирование конкурентоспособной экономики
инновационного типа, проведение последовательной
реструктуризации и модернизации как отдельных
хозяйствующих субъектов, так и ведущих отраслей
экономики. Создание условий для обеспечения роста
реальных денежных доходов населения.
Решение вопросов занятости и снижение доли
населения, имеющего денежные доходы ниже величины
прожиточного минимума

2

Добыча полезных
ископаемых

Техническое перевооружение и модернизация
производства, строительство дополнительных
мощностей разрабатываемых месторождений.
Создание условий для разработки и освоения новых
месторождений полезных ископаемых.
Строительство дополнительных мощностей; внедрение
новых технологий, отвечающих требованиям мировых
стандартов; создание инфраструктуры.
Прирост добычи угля, урана, золота и вольфрама.
Начало добычи цинка, свинца, бериллия, молибдена
и вольфрама.
Выход на проектную мощность предприятий по
освоению Хиагдинского уранового месторождения,
Окино-Ключевского буроугольного месторождения.
Завершение строительства предприятий по освоению
Озерного и Назаровского месторождений
полиметаллических руд, Ермаковского месторождения
бериллия, Орекитканского молибденового
месторождения, Холтосонского и Инкурского
месторождений вольфрама

3

Энергетика

Реализация основных направлений "Стратегии
развития топливно-энергетического комплекса
Республики Бурятия на перспективу до 2030 года".
Строительство линий электропередачи вдоль
побережья озера Байкал и для обеспечения
электроснабжения вводимых мощностей в восточных
районах Республики Бурятия и зоне БАМа.
Строительство малых гидроэлектростанций для
обеспечения надежного электроснабжения в
удаленных районах Республики Бурятия.
Оптимизация энергетического баланса Республики
Бурятия, повышение эффективности
энергопотребления за счет внедрения
энергосберегающих технологий, сокращение потерь в
сетях общего пользования.
Проведение эффективной государственной политики
по оптимизации тарифов на электроэнергию за счет
снижения собственных издержек
энергопроизводителей.
Снятие инфраструктурных ограничений при
подключении новых потребителей к электрическим
сетям

4

Машиностроение

Техническое перевооружение и модернизация
производства, развитие инновационной
направленности, освоение новой продукции.
Увеличение экспортного потенциала продукции
машиностроения.
Выход предприятий на качественно новый уровень по
ассортименту и конкурентоспособности производимой
продукции.
Развитие субконтрактации и кооперации

5

Металлообработка

Техническое перевооружение и модернизация
производства, развитие инновационной
направленности.
Повышение конкурентоспособности
металлоконструкций, увеличение объемов
выпускаемой продукции, в том числе экспортного
потенциала продукции

6

Промышленность
строительных
материалов

Увеличение объемов выпуска строительных
материалов.
Обеспечение строительного комплекса Республики
Бурятия современными конкурентоспособными
материалами.
Создание производств по выпуску эффективных
конструкций и изделий для домов различных
архитектурно-строительных систем.
Увеличение налогооблагаемой базы.
Создание новых и дополнительных рабочих мест

7

Лесопромышленный
комплекс

Создание условий для развития лесопромышленного
комплекса республики. Производство продукции
высокой степени переработки.
Развитие лесоперерабатывающих мощностей, снижение
теневого оборота лесной продукции, внедрение
системы электронного учета леса, идущего на
экспорт, разработка механизмов работы таможенных
складов и маркировки отгружаемого леса, создание
производств по энергетическому использованию
отходов.
Ввод в эксплуатацию лесовозных дорог в
Еравнинском, Прибайкальском, Баргузинском,
Хоринском, Закаменском районах. Строительство
новых и техническое перевооружение имеющихся
деревообрабатывающих мощностей ОАО "Байкальская
лесная компания", модернизация КДМ-2 ОАО
"Селенгинский целлюлозно-картонный комбинат",
развитие сети деревообрабатывающих производств во
всех районах республики.
Строительство и ввод в действие
деревообрабатывающего комбината на базе
инфраструктуры и мощностей Озерного горно-
обогатительного комбината

8

Агропромышленный
комплекс

Надежное обеспечение населения республики
сельскохозяйственной продукцией и
продовольствием, организаций пищевой и
перерабатывающей промышленности - сырьем.
Создание условий для формирования интегрированных
производственных структур в агропромышленном
комплексе.
Улучшение качества жизни сельского населения на
основе роста производства конкурентоспособной
продукции, сохранения земельных и природных
ресурсов, устойчивого развития сельских
территорий, повышение уровня среднемесячной
заработной платы работников агропромышленного
комплекса.
Техническая модернизация животноводческих
комплексов.
Развитие системы потребительской кооперации на
селе.
Оформление права собственности на земельные доли

9

Развитие кластера
"Туризм"

Создание организационно-экономических и правовых
условий для формирования кластера "Туризм".
Повышение качества туристских услуг и
безопасности туристов.
Продвижение туристского продукта Республики
Бурятия на мировом и внутреннем туристских рынках

10

Торговля и
общественное
питание

Совершенствование государственной координации и
правового регулирования в сфере потребительского
рынка.
Совершенствование и развитие системы
товародвижения и логистики.
Развитие в оптовой и розничной торговле
механизмов поддержки местных
товаропроизводителей.
Повышение степени концентрации торговли на основе
ускоренного развития розничных сетевых структур.
Обеспечение территориальной доступности услуг,
видового разнообразия предприятий.
Достижение норматива минимальной обеспеченности
населения торговыми площадями до 487 кв. м на
1000 жителей.
Создание логистических комплексов и использование
логистических услуг в системе товародвижения

11

Малое
предпринимательство

Развитие инфраструктуры поддержки малого
предпринимательства на всей территории Республики
Бурятия.
Обеспечение доступа субъектов малого
предпринимательства к производственным,
кредитным, инвестиционным ресурсам и источникам
информации.
Продолжение формирования бизнес-инкубирования и
финансовых технологий поддержки развития
приоритетных направлений, в том числе
инновационных проектов

12

Рынок труда

Содействие трудоустройству ищущих работу граждан.
Повышение конкурентоспособности трудовых ресурсов
на рынке труда

13

Рациональное
использование
природных ресурсов
и охрана окружающей
среды

Улучшение качества окружающей среды. Снижение
негативной нагрузки на природную среду от
различных видов хозяйственной деятельности,
рациональное использование природных ресурсов.
Совершенствование управления в целях
предотвращения аварий природного и техногенного
характера

Развитие социальной сферы

14

Социальная защита

Организация многоуровневой адресной поддержки
малоимущих и социально уязвимых слоев населения.
Повышение экономической эффективности расходов
бюджетной сферы и внебюджетных фондов в области
социальной защиты населения.
Повышение эффективности социального обслуживания
населения, в том числе за счет активного
привлечения негосударственных организаций и
организации обслуживания на дому.
Обеспечение доступности для инвалидов зданий и
сооружений торговли, культуры, средств
транспорта, связи и информации

15

Образование и наука

Обеспечение доступности и качества дошкольного
образования.
Развитие системы обеспечения качества
образовательных услуг.
Повышение доступности и качества начального и
среднего профессионального образования.
Повышение эффективности использования научно-
технических достижений и содействие развитию
инновационной деятельности

16

Здравоохранение

Приведение объемов государственных гарантий по
оказанию медицинской помощи населению в
соответствие с их ресурсным обеспечением.
Развитие первичной медико-санитарной помощи
населению путем поэтапного перевода амбулаторно-
поликлинических учреждений на одноканальное
финансирование через систему обязательного
медицинского страхования.
Охрана материнства и детства, улучшение
репродуктивного здоровья.
Предупреждение и борьба с социально значимыми
заболеваниями.
Обеспечение учреждений здравоохранения
высококвалифицированным медицинским персоналом.
Развитие и внедрение информационных и новых
медицинских технологий.
Повышение материально-технического потенциала
медицинских учреждений

17

Культура и
искусство

Создание условий для доступа граждан к культурным
ценностям (музейные фонды, библиотечные фонды и
др.). Содействие участию граждан в культурной
жизни общества независимо от уровня доходов,
социального статуса и места проживания.
Повышение качества и разнообразия услуг,
представляемых в сфере культуры.
Развитие международного культурного обмена в
сфере культуры и искусства.
Внедрение электронных информационных ресурсов в
республиканских учреждениях культуры, обеспечение
безопасности музейных экспонатов.
Строительство, реконструкция и техническое
переоснащение объектов культуры и искусства.
Сохранение объектов культурного наследия.
Государственная охрана объектов культурного
наследия

18

Физическая культура
и спорт

Пропаганда здорового образа жизни населения.
Приобщение различных групп населения, в первую
очередь детей, к систематическим занятиям
физической культурой, спортом и различными видами
спортивно-оздоровительного туризма.
Укрепление материально-технической базы
учреждений физической культуры и спорта

19

Безопасность
жизнедеятельности

В области охраны общественного порядка и
безопасности граждан основными задачами являются:
снижение уровня преступности, профилактика и
предупреждение правонарушений со стороны
несовершеннолетних и молодежи, снижение
количества преступлений, совершенных лицами,
ранее судимыми и ранее совершавшими преступления.
В сфере безопасности дорожного движения основными
задачами являются: снижение количества дорожно-
транспортных происшествий, совершенствование
организации дорожного движения, повышение
культуры участников дорожного движения.
В области пожарной безопасности и защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
основными задачами являются: защита населения и
территории республики от чрезвычайных
происшествий природного и техногенного характера,
обеспечение пожарной безопасности

Развитие инфраструктуры

20

Строительство

Создание безопасных условий для
жизнедеятельности, обеспечение сейсмической
безопасности.
Реализация Республиканской целевой программы
"Повышение устойчивости жилых домов, основных
объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических
районах Республики Бурятия на 2009 - 2013 годы".
Усиление контроля за соблюдением
градостроительного законодательства и правил при
сдаче объектов жилищного и производственного
назначения.
Создание эффективных и устойчивых организационных
и финансовых механизмов обеспечения земельных
участков коммунальной и транспортной
инфраструктурой.
Создание и утверждение системы градостроительной
документации Республики Бурятия.
Реализация долгосрочных программ и планов
муниципальных образований в Республике Бурятия по
предоставлению земельных участков для
комплексного освоения в целях жилищного
строительства.
Создание в муниципальных образованиях в
Республике Бурятия информационных систем
обеспечения градостроительной деятельности.
Сокращение объемов незавершенного строительства
объектов государственной собственности.
Формирование рынка доступного жилья и обеспечение
комфортных условий проживания граждан:
увеличение объемов строительства жилья и
необходимой коммунальной инфраструктуры, развитие
финансово-кредитных институтов и механизмов;
развитие эффективной системы государственной
поддержки населения, нуждающегося в улучшении
жилищных условий;
повышение конкурентоспособности строительного
комплекса

21

Жилищно-
коммунальное
хозяйство

Создание условий для приведения существующего
жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в
соответствие со стандартами качества,
обеспечивающими комфортные условия проживания.
Обеспечение условий свободного доступа населения
к потреблению жилищно-коммунальных услуг на
уровне, соответствующем стандартам качества.
Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в
непригодном жилищном фонде, и снижение доли
ветхого и аварийного жилья.
Снижение износа основных фондов предприятий
жилищно-коммунального комплекса. Разработка и
реализация программ комплексного развития систем
коммунальной инфраструктуры в каждом
муниципальном образовании

22

Транспорт

Оптимизация тарифов на грузовые и пассажирские
перевозки всех видов транспорта.
Создание комплекса, обеспечивающего
взаимодействие всех видов транспорта
(железнодорожного, автомобильного, воздушного и в
перспективе водного) с целью оптимизации
товарного потока, удобства пассажиров, развития
международных экономических отношений.
Модернизация аэродромной и аэропортовой
инфраструктуры.
Развитие аэропортов местных воздушных линий и
вертолетных площадок.
Модернизация парка воздушных судов базовой
авиакомпании для международного аэропорта
Улан-Удэ - ОАО "Авиакомпания "Бурятские
авиалинии"

23

Связь

Расширение и модернизация телекоммуникационных
сетей, в том числе и на побережье озера Байкал,
для оказания современных видов услуг связи
(Интернет, передача данных, сотовая и т.д.).
Создание государственной цифровой сети эфирного
телерадиовещания.
Модернизация сети отделений почтовой связи для
оказания, помимо почтовых, финансовых услуг в
сельских районах республики

24

Дорожное хозяйство

Модернизация существующей сети автомобильных
дорог общего пользования регионального значения;
приведение сети дорог в соответствие с
потребностями экономики Республики Бурятия в
целях развития туризма, приграничного
сотрудничества, экологической безопасности.
Создание сквозного транспортного коридора от
границ с Иркутской областью через
г. Северобайкальск до границ с Забайкальским
краем на севере Республики Бурятия.
Создание рациональной схемы дорожной сети
Республики Бурятия, обеспечивающей оптимизацию
грузопотоков в межрайонных и межрегиональных
автотранспортных связях


Раздел V. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
5.1. Минерально-сырьевой комплекс
Развитие минерально-сырьевого комплекса в долгосрочной перспективе будет опираться на формирование зон опережающего развития: Северной, Восточной, Центральной, Южной и Восточно-Саянской. Формирование этих зон соответствует приоритетам Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года и Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года.

Северная зона будет специализироваться на добыче и переработке полезных ископаемых и леса. Запасы золота представлены месторождениями Ирокиндинское, Кедровское и Нерундинское и оцениваются в 18,5 тонны. Чулбонское месторождение кварцитов имеет запасы 760 тыс. тонн. Запасы месторождений нефритов Кавоктинское, Буромское и Голюбинское составляют 640 тонн. Известняковые месторождения Аиктинское и Болаиктинское с запасами 57,5 млн. тонн являются ресурсной базой проектируемого цементного завода в пос. Таксимо.

Основными полезными ископаемыми Восточной зоны опережающего экономического развития являются цинк и свинец Озерного и Назаровского месторождений (общий запас 140 млн. тонн руды). Содержание цинка в руде составляет около 7%, что в 2 - 3 раза превышает средний показатель по другим свинцово-цинковым месторождениям. Хиагдинское урановое месторождение имеет запасы 34 тыс. тонн и, по мнению Международного агентства по атомной энергии, входит в число лучших месторождений мира. Запасы Орекитканского молибденового месторождения оцениваются в 249 млн. тонн руды. Это месторождение входит в пятерку крупных месторождений молибдена мира. Месторождения железа представлены Гурвунурским, Аришинским, Солонгинским и Балбагарским месторождениями. Общий объем запасов железа составляет 240 млн. тонн. Запасы Ермаковского месторождения бериллия составляют 1,6 млн. тонн руды.

Центральная зона опережающего экономического развития представлена Жарчихинским и Брянским месторождениями молибдена (общие запасы 150 тыс. тонн). Запасы Ошурковского месторождения апатитов оцениваются в 285 млн. тонн. Запасы Третьяковского месторождения плавикового шпата составляют 900 тыс. тонн.

В Южной зоне опережающего экономического развития основными направлениями являются добыча и переработка каменного угля, освоение месторождений вольфрамово-молибденовых руд, развитие транспортной системы и приграничных территорий. На территории Южной зоны опережающего экономического развития запасы вольфрама, составляющие около 3 млн. тонн руды, сосредоточены в Инкурском, Холтосонском и Мало-Ойногорском месторождениях. Месторождения каменного угля представлены Окино-Ключевским месторождением, запасы которого составляют 200 млн. тонн. Южная зона опережающего экономического развития богата поделочными и облицовочными камнями (мрамор, змеевики и граниты) и строительными материалами.

Восточно-Саянская зона опережающего экономического развития специализируется на добыче и переработке полезных ископаемых и развитии туризма. В этой зоне найдено и разведано более 20 месторождений золота, редких металлов, бокситов, фосфоритов, асбеста, графита, нефрита и строительных материалов. Из них крупнейшие по запасам не только в Республике Бурятия, но и в России - Зун-Холбинское, Водораздельное и Барун-Холбинское месторождения рудного золота. В настоящее время ведется разведка Коневинского золоторудного месторождения. Месторождения особо чистого кварцевого сырья представлены Бурал-Сардыкским и Верхне-Окинским месторождениями, запасы которых составляют около 2 млн. тонн чистого кварца.


5.2. Туристско-рекреационный комплекс
На перспективный период туризм признан одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Бурятия. В Бурятии имеются ресурсы и созданы условия для развития практически всех видов туризма: культурно-познавательного, оздоровительного, делового, активного, круизного, экологического, сельского.

Республика Бурятия является одним из самых перспективных регионов России по своему туристско-рекреационному потенциалу. Байкальский регион, частью которого является Республика Бурятия, входит в пять наиболее привлекательных для иностранных туристов дестинаций страны. Согласно оценке рейтингового агентства "Эксперт РА" Бурятия поднялась с 45 на 26 место по туристическому потенциалу и занимает 1 место среди регионов Сибирского федерального округа по темпам туристских прибытий.

Признание перспективности туристских ресурсов Бурятии обусловило создание на территории республики особой экономической зоны туристско-рекреационного типа "Байкальская гавань", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2007 года N 68.

Туристско-рекреационная особая экономическая зона "Байкальская гавань" в Прибайкальском районе Республики Бурятия выступает ядром туристического кластера Бурятии и инструментом стимулирования регионального экономического роста. Здесь планируется создать всесезонный курорт мирового уровня с высокоразвитой инфраструктурой, крупнейший горнолыжный курорт на востоке России, крупный центр SPA-терапии и тибетской медицины.

По условиям особой экономической зоны реализация проекта будет осуществляться на условиях государственно-частного партнерства, где государство берет на себя все затраты, связанные с инфраструктурой: это дороги, электроэнергия, тепло, вода, канализация, связь, а инвестор - строительство и эксплуатацию объектов туристического бизнеса. Кроме того, инвесторы пользуются государственной поддержкой в виде освобождения уплаты налога на землю, на имущество, налога на прибыль в объеме 4,5%, а также для резидентов зоны разрешена ускоренная амортизация основных фондов.

Помимо этого, в республике предусмотрено формирование локальных туристических кластеров в границах 15 муниципальных образований республики (города Улан-Удэ, Кяхта и Северобайкальск, Баргузинский, Кабанский, Прибайкальский, Тункинский, Северо-Байкальский, Курумканский, Окинский, Иволгинский, Заиграевский, Тарбагатайский, Кяхтинский, Селенгинский районы). На каждой кластерной территории имеются участки от 50 до 800 га для организации зон экономического благоприятствования туристско-рекреационного типа, на которых будут создаваться современные всесезонные курорты и гостинично-туристские комплексы. В 2010 году в Республике Бурятия созданы пять зон экономического благоприятствования туристско-рекреационного типа на территориях муниципальных образований: "город Северобайкальск", "Северо-Байкальский район", "Тункинский район", "Заиграевский район" и "город Улан-Удэ" и зона экономического благоприятствования промышленно-производственного типа на территории городского округа "город Улан-Удэ".

Все кластерные территории встроены в сложившуюся маршрутную экскурсионную сеть и будут обеспечивать обслуживание туристов на трансграничных туристских маршрутах: "Великий Чайный путь", "Восточное кольцо", "Транссибирский экспресс", "Байкал - Хубсугул".

Стратегическими направлениями формирования и развития туристско-рекреационного комплекса Бурятии являются:

создание современной туристической инфраструктуры и высокого качества бизнес-климата для туризма;

создание конкурентоспособных туристических продуктов;

расширение известности туристического кластера Республики Бурятия на мировом рынке посредством развития маркетинга и дистрибуции;

расширение международных туристских обменов через разработку и продвижение трансграничных туристских маршрутов "Восточное кольцо", "Чайный путь", "Байкал - Хубсугул" и др.;

сохранение и развитие природного и культурного богатства Республики Бурятия.

Реализация кластерной политики в сфере туризма обеспечит решение общенациональных и региональных задач социально-экономического развития:

стимулирование предпринимательской и инвестиционной деятельности в сфере туризма и смежных отраслях;

повышение конкурентоспособности туристского и санаторно-курортного российского продукта;

повышение уровня и качества жизни населения путем увеличения доступности туристских услуг, занятости и доходов жителей страны;

укрепление имиджа Сибири в качестве территории с реализованным высоким туристско-рекреационным потенциалом; практическое воплощение высоких стандартов жизни, способное не только остановить отток населения из республики, но и обеспечить его прирост.


5.3. Агропромышленный комплекс
Основными направлениями развития агропромышленного комплекса Республики Бурятия являются:

специализация сельскохозяйственного производства на эффективных, рентабельных отраслях и концентрация производства отдельных видов продукции на тех предприятиях, где это выгодно, что в конечном итоге приведет к улучшению финансово-экономического состояния предприятий агропромышленного комплекса;

активный переход к малозатратным, энергосберегающим и экологически чистым технологиям и производствам на основе последних разработок науки, внедрения технологий интенсивного выращивания, откорма и нагула скота;

техническое перевооружение отрасли.

В рамках реализации задачи развития крупных вертикально-интегрированных холдингов по производству сельскохозяйственной продукции планируется:

создание современного вертикально-интегрированного агропромышленного комплекса по производству и первичной переработке свинины, ЗАО "Свинокомлекс "Восточно-Сибирский", на 70 тыс. голов, мощностью 13,1 тыс. тонн мяса свинины в живом весе в год;

внедрение высокотехнологичных производств в сельское хозяйство Республики Бурятия, ООО "Байкальская инновационная группа "Вайт", на 1200 голов, мощностью 7253,5 тонн молочной продукции, 1257 тонн мясной продукции в год;

эффективное размещение производства, хранения и первичной переработки картофеля и овощей, ООО "Гарантия-2", мощностью более 20 тыс. тонн овощей;

организация молочно-товарной фермы, ООО "Тогтуури" на 400 голов мясомолочного направления, производительностью 1400 тонн молока и молочных продуктов и 100 тонн говядины в год;

строительство и эксплуатация аграрно-промышленного комплекса "Великое озеро" (в составе птицефабрика мясо-яичного направления, тепличное хозяйство и мясоперерабатывающий комплекс), ЗАО "Агропромышленный комплекс "Великое озеро" мощностью 8,5 тыс. тонн мяса кур и 60 млн. шт. яиц в год, тепличное хозяйство мощностью до 3,5 тыс. тонн овощей в год, мясоперерабатывающий комплекс мощностью 7,5 тыс. тонн в год колбасных изделий и субпродуктов.

В пищевой и перерабатывающей промышленности планируется реализация следующих крупных инвестиционных проектов, реализуемых до 2020 года:

организация, ввод в действие и увеличение мощностей по забою скота в районах Республики Бурятия;

техническое перевооружение молокоперерабатывающих предприятий (ОАО "Молоко Бурятии", ООО "Мухоршибирское подворье", ООО "Бичурский маслозавод" и др.), организация дополнительных пунктов приемки молока;

техническое перевооружение мощностей ОАО "Заудинский мелькомбинат" в целях переработки зерна, поставляемого местными сельхозпроизводителями, и производства комбикормов;

развитие мощностей по производству колбасных изделий в ООО "Бурятмясопром", ООО "Бурятская мясоперерабатывающая компания", ООО "Пиката", мясной фабрике "Селенга", организациях потребкооперации и др.;

техническое перевооружение существующих мощностей предприятий хлебопекарной отрасли - ОАО "Бурятхлебпром", ООО "Колос", ООО "Хлеб", ЗАО "Возрождение", организации потребкооперации;

расширение производства кондитерских изделий в ЗАО "Амта", ООО "Тарко", ООО "Сластена";

развитие мощностей по производству пива в ООО "ПК Сибирь", ООО "Котлин", ООО "Даринское", ОАО "Бурятхлебпром"; организация новых производств.

Также планируется развивать малые формы хозяйствования на селе путем поддержки традиционных отраслей сельского хозяйства республики - овцеводства, оленеводства и табунного коневодства. Для закупа производимой ими продукции будет создана сеть потребительских кооперативов, обеспечивающих реализацию и переработку продукции, а также лизинг сельскохозяйственных животных.
5.4. Развитие лесопромышленного комплекса
Приоритетным направлением долгосрочного развития Республики Бурятия станет формирование лесопромышленного комплекса. Общая площадь лесов Республики Бурятия, расположенных на землях лесного фонда и землях иных категорий, по состоянию на 1 января 2008 года составила 29228,3 тыс. га, 83,2% от общей земельной площади. При расчетной лесосеке в 6,6 млн. куб. м в год процент ее освоения составляет 14%.

Долгосрочное развитие лесопромышленного комплекса будет основываться на внедрении современных технологий глубокой переработки сырья, повышении конкурентоспособности продукции, повышении производительности труда, более полном вовлечении лесных ресурсов в хозяйственный оборот и на этой основе обеспечение устойчивых темпов роста промышленного производства.

Для развития лесопопромышленного комплекса республики, как приоритетного направления, имеются необходимые предпосылки, в том числе:

наличие реального потребительского рынка лесоматериалов внутри России, и, особенно, потребность растущего рынка в странах Азиатско-Тихоокеанского, Среднеазиатского, а также Средиземноморского регионов, Европы в волокне из хвойной древесины;

неиспользуемые запасы возобновляемых, наиболее качественных хвойных и лиственных лесосырьевых ресурсов, позволяющие увеличить лесопользование с учетом лесоводственных требований в 2 - 4 раза и дающие возможность ведения лесопользования без ущерба для устойчивого управления лесами с целью приоритетного развития глубокой переработки древесины;

наличие необходимых водных и энергетических ресурсов для развития действующих и строительства новых мощностей по химической и химико-механической переработке древесины;

наличие водных и железнодорожных транспортных путей для строительства новых предприятий по механической и химико-механической переработке древесины;

наличие условий наибольшего благоприятствования со стороны федеральных, региональных и местных органов власти.

В Республике Бурятия включены два инвестиционных проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов:

проект ООО ЛПК "Байкал-Нордик" - "Комплексная переработка древесины и строительство инфраструктуры лесоперерабатывающего объекта в Республике Бурятия" с объемом заготовки древесины 500 тыс. куб. м древесины и объемом инвестиций 1,5 млрд. рублей;

проект ОАО "Байкальская лесная компания" - "Создание объектов лесной инфраструктуры в Еравнинском районе" с объемом заготовки древесины 340 тыс. куб. м с объемом инвестиций 1,5 млрд. рублей.

В Республике Бурятия выделены четыре зоны освоения лесов для реализации инвестиционных проектов: Северная, Восточная, Южная и Баргузинская инвестиционные зоны. Общая площадь инвестиционных зон составляет 3,3 млн. га с общим ежегодным объемом заготовки древесины 1,4 млн. куб. м, из них по хвойному хозяйству 1,3 млн. куб. м.


Таблица 3
Средние таксационные показатели инвестиционных зон


Наименование
инвестиционной
зоны

Общая
площадь,
тыс. га

Покрытая
лесом
площадь,
тыс. га

Площадь,
возможная для
эксплуатации,
тыс. га

Ежегодный
объем
заготовки,
тыс. куб. м

В том числе
по хвойному
хозяйству,
тыс. куб. м

Северная

619,2

538,4

247,2

180

176,4

Восточная

1573,6

956,5

517,6

400

385,8

Южная

611,1

509,0

198,2

510

481,3

Баргузинская

456,9

354,8

155,0

270

260,8

Итого:

3260,8

2358,7

1118,0

1360

1304,3

5.5. Развитие инновационной деятельности


Инновационная деятельность на современном этапе рассматривается как важнейшее условие модернизации экономики страны и один из факторов обеспечения экономического роста.

Целью государственного управления процессом активизации инновационной деятельности в Республике Бурятия является повышение конкурентоспособности экономики на основе создания развитой республиканской инновационной инфраструктуры, сбалансированного и эффективного использования ресурсов, научно-технического и образовательного потенциала республики.

Перевод экономики Республики Бурятия на инновационный путь развития возможен лишь при условии комплексного реформирования научно-технической сферы от прикладных исследований до серийного производства наукоемкой продукции и ее вывода на мировой рынок. Для этого необходимо разработать и реализовать комплекс мер по обеспечению государственной поддержки и привлечению инвестиций в инновационную сферу; создать условия для формирования и развития республиканской инновационной инфраструктуры, в том числе инкубаторов, технопарков, технополисов, венчурных фондов и т.д.; создать республиканскую систему подготовки кадров инновационного менеджмента.

Для успешного развития инновационной деятельности в Республике Бурятия необходимо осуществление государственной поддержки, направленной на доведение результатов НИОКР до полноценного инновационного проекта, формирование команд инновационных менеджеров, отбор и софинансирование перспективных инновационных проектов и стартовавших инновационных производств, определение потребностей экономики региона в инновациях.

Развитие инновационной деятельности в долгосрочной перспективе будет осуществляться по следующим направлениям:

развитие нормативной правовой базы, предусматривающее внесение изменений в законодательство Республики Бурятия в части предоставления налоговых льгот для субъектов инновационной деятельности и организаций инновационной инфраструктуры;

развитие инновационной инфраструктуры, предусматривающее мероприятия по созданию в Республике Бурятия организаций инновационной инфраструктуры, которые содействуют субъектам инновационной деятельности в подготовке и реализации инновационных проектов, в продвижении на рынок конкурентоспособных, коммерчески перспективных научных разработок, выполненных в Республике Бурятия;

поддержка инновационных проектов, которая предполагает комплекс мероприятий, направленных на обеспечение реализации республиканских инновационных проектов;

кадровое обеспечение инновационной деятельности для создания в Республике Бурятия системы подготовки и переподготовки кадров для инновационной деятельности.

Для интеграции инновационной деятельности вузов и других образовательных учреждений в Республике Бурятия необходимо создать Восточно-Сибирский инновационный научно-образовательный комплекс как центр интеграции деятельности высших учебных заведений Республики Бурятия в разных формах, в том числе за счет создания базовых кафедр и лабораторий, центров коллективного пользования, малых инновационных предприятий, субъектов инновационной инфраструктуры, реализации совместных инновационных проектов и программ.


5.6. Развитие человеческого потенциала
Человеческий потенциал Республики Бурятия является главным нематериальным активом, высоко оцененным не только внутри региона, но и за его пределами. В долгосрочной перспективе роль человеческого потенциала как фактора, от которого во многом зависит динамика развития экономики Республики Бурятия, будет возрастать. Развитие человеческого потенциала является не просто актуальным, а выдвигается в разряд приоритетных в структуре стратегических задач социально-экономического развития республики.

В связи с этим важно не только сохранить существующий человеческий потенциал, но и сформировать условия для комфортного проживания и развития человека. Развитие человеческого потенциала Республики Бурятия должно идти за счет улучшения количественных и качественных характеристик человеческих ресурсов на основе повышения уровня жизни и ее качества (улучшение условий для поддержания здоровья населения, получения образования, улучшения жилищных и других условий жизни). В этой связи развитие человеческого потенциала в долгосрочной перспективе предусматривает два основных направления:

развитие конкурентоспособности человеческого потенциала;

улучшение качества социальной среды и условий жизни людей.

В рамках первого направления в долгосрочной перспективе актуальными будут следующие задачи:

проведение активной демографической и миграционной политики;

активная молодежная политика, направленная на воспроизводство человеческого капитала;

развитие систем образования и здравоохранения как составляющих активов человеческого капитала;

устранение диспропорций на рынке труда;

формирование системы занятости и трудовых отношений - важнейшее условие реализации человеческого капитала, заключающееся в получении потока доходов и сохранении условий воспроизводства человеческого капитала.

В рамках второго направления в долгосрочной перспективе актуальными будут следующие задачи:

повышение качества предоставляемых государственных социальных услуг в здравоохранении, образовании, культуре, физической культуре и спорте, социальной защите;

создание условий для формирования нового качества жизни населения, в том числе развитие учреждений социальной сферы, модернизация социальной и инженерной инфраструктуры, развитие жилищного строительства и другие;

обеспечение условий для многообразной и полноценной культурной жизни населения Республики Бурятия;

обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании, обеспечение экономики республики специалистами необходимых квалификаций;

сохранение, укрепление здоровья и увеличение продолжительности жизни населения, формирование здорового образа жизни населения;

обеспечение социальных гарантий граждан;

обеспечение безопасности личности и общественной безопасности;

обеспечение потребителей качественными и доступными жилищно-коммунальными услугами.


<< предыдущая страница   следующая страница >>



Кто не доволен тем, что имеет, тот не был бы доволен и тем, что хотел бы иметь. Бертольд Ауэрбах
ещё >>