Задания, игры и упражнения для младших школьников, направленные на формирование познавательных универсальных действий Игра Говори на - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические рекомендации по формированию учебно логических умений... 3 472.86kb.
Интеллектуальная игра, посвященная 70-летнему юбилею Центрального... 1 101.09kb.
Книга предназначена для учителей начальных классов г. Красноярск... 1 109.81kb.
Формирование коммуникативных универсальных учебных умений младших... 1 365.41kb.
Формирование личностных универсальных учебных действий 1 43.19kb.
Для развития коммуникативных навыков младших школьников можно применить... 1 44.21kb.
Упражнения и игры на развитие коммуникативных универсальных учебных... 1 48.91kb.
Задачу современной системы образования: формирование совокупности... 1 152.6kb.
Факультатив «Экология для младших школьников» Задачи факультатива 1 16.71kb.
Упражнения на формирование регулятивных универсальных учебных действий... 1 92.66kb.
Основы теории аргументации для старших классов. Развитие познавательных... 1 71.79kb.
Классный час: Профессия "Планета людей Земли" 1 117.33kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Задания, игры и упражнения для младших школьников, направленные на формирование познавательных - страница №1/1

Задания, игры и упражнения для младших школьников, направленные на формирование познавательных универсальных действий
Игра «Говори наоборот»

Игра способствует развитию умения выделять противоположности. Ребёнку предлагается поиграть: «Я буду говорить слово, а ты тоже говори, но только наоборот». Например, я говорю «большой», а ты говоришь наоборот… да, «маленький».

Можно предложить следующие пары слов: большой-маленький, толстый-тонкий, черный-белый, старый-новый, горячий-холодный, пустой-полный, легкий-тяжелый, чистый грязный, ученик-учитель, больной-доктор, ребёнок-взрослый, лед-вода, силач-слабак, артист-зритель, ходить-стоять, смеяться-плакать и т.д.

ИСТОЧНИК: Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает? – М.: Знание, 1994.



Игра «Кто без кого не может быть?»

Эта игра также направлена на понимание противоположностей. Для нее готовятся картинки: доктор, учитель, пожарник, водитель, продавец, строитель, художник, телемастер, плохая погода, зима, больной, ученик, пожар, пассажир, покупатель, стройка, картина, телевизор, хорошая погода, лето.

Ребёнку показывается сначала только одна картинка, например, доктор. Просят подобрать такую картинку, на которой нарисовано то, без чего доктор не может работать. В данном случае должен быть больной. Если ребёнок затрудняется, с ним можно это обсудить, задать ему некоторые вопросы:


  1. Что делает доктор? (Лечит больных).

  2. Кто такой больной? (Человек, который плохо себя чувствует, у которого что-нибудь болит).

  3. Что делает доктор на работе? (Осматривает больных и назначает им лечение).

  4. Если больных нет, что делает доктор в этот день? (Доктор может готовиться к следующему дню).

  5. А если больных никогда не будет? (Доктора не будут нужны?) На основании беседы можно сделать вывод, что доктор не может работать без больных. Значит, всегда в процессе лечения есть две стороны: доктор и больной. Аналогичный вывод делается для каждой пары картинок.

Игра «Ассоциации»

Цель этой игры – побудить детей к ассоциативному мышлению. Предложите им несколько слов и общими усилиями постарайтесь зафиксировать все ассоциации, которые придут им на ум при чтении этих слов, например: ВЕРБЛЮД – горб, гора, пустыня, кактус, песок и т.д. Когда ребенок освоится с этим заданием, можно попросить его самостоятельно придумать ассоциации.



Методика тренировки памяти.

Скажите ребёнку, что сейчас вы назовете несколько слов, которые он должен постараться запомнить. Внимание: слон, заяц, телевизор, курица, шкаф, мышь, волк, диван, кресло, медведь. Ребёнок повторяет. Теперь предложите ему разделить эти слова на группы. Что объединяет слова в ту или иную группу, какой у них один общий признак? (Ребёнок может называть много вариантов. Это хорошо, пусть мыслит. Ваша задача – подвести ребёнка к наиболее правильному ответу. Например: «Вспомни сначала животных, а потом перечисли предметы мебели…»). Попросите ребёнка перечислить все слова еще раз. Примеры других цепочек слов: - тарелка, малина, брусника, вилка, яблоко, кастрюля, банан, нож, груша, чайник, вазочка, слива; трамвай, нос, велосипед, троллейбус, ухо, лоб, автобус, пароход, глаза, поезд, щеки, самолет. Попробуйте составить свои цепочки слов, ориентируясь на возраст вашего ребёнка.Если ребёнок запомнил и правильно воспроизвел 6-7 слов без деления на группы, это говорит о хорошей памяти ребёнка. В тех случаях, если ребёнок быстро и правильно разделил слова на группы и впоследствии запомнил и воспроизвел больше слов, чем вначале, это свидетельствует о развитии у вашего ребёнка опосредованной (культурной) памяти.



Игра «Гуляем по лесу»

Теперь вместе со своим ребёнком мысленно перенеситесь в лес. Скажите ему, что вы будете называть птиц, а он должен вспомнить тех, кого вы пропустили. Вы называете: сорока, ворона, ласточка, дрозд, малиновка… Затем попросите ребёнка назвать всех птиц, которых он знает. Для выполнения этого задания можно воспользоваться рисунками с изображениями птиц. В заключение ребёнок вспоминает тех птиц, которые были названы в начале игры. ИСТОЧНИК: Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997.



Игра «Гуляем по зопарку»

Попросите ребёнка закрыть глаза и представить, что вы находитесь в зоопарке. Скажите ему: «Я буду называть тебе зверей, а ты должен вспомнить тех, кого я не назвал». Итак, тюлень, лось, баран, тигр, крокодил… Теперь ребёнок пусть перечислит всех животных, которых знает. Можно подобрать картинки с изображениями различных животных и попросить ребёнка показать тех животных, которых назвали вы. Затем ребёнок показывает животных, которых назвал он сам. В заключение ребёнок вспоминает животных в том порядке, в каком они назывались в начале игры.



Игра «Вкус и запах»

Попросите ребёнка представить себе лимон. Пусть он вспомнит, какой лимон на вкус? Как он пахнет? На что это похоже? Какой он на ощупь? Теперь малыш пусть нарисует лимон. Задайте ребёнку такие же вопросы об апельсине, пусть он нарисует этот фрукт. Последнее задание – малыш сравнивает лимон и апельсин, рассказывает, чем они похожи и чем отличаются.



Игра «Видящие пальцы»

Взрослый предлагает детям провести эксперимент: закрыть глаза и провести легонько кончиками пальцев по ткани одежды, а затем повторить движения, открыв глаза. Потом снова закрыть глаза и представить себе одежду, вспоминая, как она выглядит. А теперь можно попробовать сравнить ткань, которую уже ощупали и рассмотрели, с какой-нибудь другой, – например, с обивкой стула. Необходимо стимулировать интерес детей к развернутому рассказу о своих ощущениях, о чувствах, возникших в процессе экспериментирования с той или иной тканью. Можно помочь детям вопросами: «На что это похоже?», «Что ты видишь сейчас?», «Тебе приятно (неприятно)?». ИСТОЧНИК: Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум детского психолога. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. Автор игры М.Сигимова



Игра «ПОКАЖИ ОДИНАКОВОЕ»

Для этой игры нужно подготовить 10-15 различных предметов. Например, можно отобрать такие: чашка, тарелка, кусок хлеба, сушка, сахар, полотенце, вилка, ложка, носовой платок, кухонная доска, скалка, гвоздь, крючок, ключ, карандаш. Детям предлагается найти похожие предметы, например, сначала все металлические. После того как дети отобрали все металлические предметы, взрослый при необходимости исправляет ответы.



Игра «ЧУДЕСНЫЙ ЛЕС»

Заранее приготовьте цветные карандаши и фломастеры и нарисуйте на большом листе бумаги несколько деревьев и еще в разных местах небольшие неопределенные фигурки и линии. Теперь можно приступать к созданию леса. Вместе с ребёнком дорисуйте все неоконченные изображения (дорисовывает каждый свою фигурку), превратите их, кто во что захочет: в бабочек, птиц, цветы, деревья, людей. Превращать фигурки можно в то, что бывает на самом деле, и в то, что будет только вашей выдумкой: невиданные растения и животные и даже «пришельцы».После того как вы закончите рисовать, можно попробовать разгадать рисунки друг друга. А потом можно вместе придумать историю про одного из обитателей чудесного леса. Точно так же можно нарисовать «чудесное море», «чудесную полянку», «чудесный парк» и ещё, что вам захочется. Важно только, чтобы рисунки включали в себя заранее заготовленные фигурки, и рассказ точно опирался на вашу картину.



Игра «Какое бывает…»

На развитие дивергентного мышления. Выбирается какой-нибудь предмет или явление и предлагается назвать как можно больше разнообразных характеристик, соблюдая при этом правила оригинальности ответов и никого не перебивая. Побеждает, назвавший наибольшее число признаков.



Графические диктанты

Графические диктанты помогают развить внимание, умение слушать учителя, ориентацию в пространстве. Они также подготовят руку ребенка к письму.

Лучше начать с самого простого: - Одну клеточку вверх ( 1↑), одну клеточку вправо ( 1→), одну клеточку вниз (1↓) , одну клеточку влево (1← ). Получился квадратик? Молодец!

Все изображения, которые должны получиться в результате выполнения заданий, можно найти на расположенных ниже картинках. Их можно просто перерисовывать по клеточкам для подготовки руки к письму, а ребенок постарше может научиться по ним составлять собственные графические диктанты, что также развивает внимание и пространственное мышление.



Загадки

  • Когда он нужен, его выбрасывают, когда не нужен - поднимают (якорь).

  • Одежду всем дала, а сама всегда гола (иголка).

  • Не море, не земля - корабли не плавают и ходить нельзя (болото).

  • Над землёй трава, под землёй алая голова (свёкла).

  • Растёт зелёный кустик. Дотронешься - укусит (крапива).

  • В доме комната гуляет, никого не удивляет (лифт).

  • Тебе дано, а пользуются люди (имя).

  • Накормишь - живёт, напоишь - умрёт (огонь).

Логические и математические задачи

  • Две дочери, две матери да бабушка с внучкой. Сколько? (трое)

  • Как разделить пять яблок между пятью девочками так, чтобы каждая получила по яблоку и при этом одно из яблок осталось в корзинке? (отдать одной девочке яблоко вместе с корзинкой)

  • Во многих сказках герой отправляется за "тридевять земель". Это сколько? (27 - в России когда-то считали по девяткам, т.е. три раза по девять)

  • Полтора судака стоят полтора рубля. Сколько стоят 13 судаков? (13 рублей)

  • Трое школьников отправились в сад за яблоками. По дороге встретили двоих. Сколько ребят пришло в сад? Объясните (трое, т.к. двое других шли из сада им навстречу).

  • Горели три лампочки, одну из них погасили. Сколько осталось? (три)

  • Летело три страуса, одного охотник убил. Сколько страусов осталось? (страусы не летают)

Шарады

  • Первое - нота, второе - тоже, а в целом на горох похоже (фасоль).

  • Дремлют два предлога около порога, потому и тишь, что не пискнет мышь (кот).

  • Когда мы знаем человека, ему слог первый говорим, второй - в прудах лягушки скажут летом, а целое в деревне мы едим (тыква).

  • Роли я играл на сцене, выступал я на арене, буквы, видно, подшутили и в посуду превратили, и теперь на кухне ловко натираю я морковку (актер-терка).

  • Я по России протекаю, я всем известная река, но лишь прибавишь букву с краю, своё значенье я меняю и птицей становлюсь тогда (Волга - иволга).

  • Предлог с игрой соедините, и чудо вдруг произойдёт: цветок Египта знаменитый пред вами сразу зацветёт (лотос)

Загадки-шутки

  • Сын моего отца, а мне не брат. Кто это? (я сам)

  • Что вниз вершиной растёт? (сосулька)

  • Каким гребешком нельзя причесаться? (петушиным)

  • На каких полях трава не растёт? (на полях шляпы)

  • Что можно увидеть с закрытыми глазами? (сон)

  • Каких камней нет в море? (сухих)

  • Что находится между рекой и берегом? (и)

Какой месяц короче всех? (май - всего три буквы)

Обо всём на свете

  • Назовите все цвета радуги, (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый)

  • Прибор для определения сторон горизонта, (компас)

  • К какому веку относится 2000 год? (XX)

  • Какие растения названы именами людей? (Маргаритка, вероника, анютины глазки, иван-да-марья, иван-чай, роза, лилия и т.д.)

  • Какой цветок называют водяной красавицей? (белую кувшинку)

  • В каком месяце встречали Новый год в Древней Руси? (в начале марта, а по приказу Петра I стали встречать 1 января)

  • Это африканское растение в народе называют столетник, т.к. раньше считалось, что цветёт оно раз в сто лет (на самом деле чаще). А как ещё его называют? (алоэ). Что такое террариум? (помещение для земноводных и пресмыкающихся)

  • Как называется тропическое дерево, из плодов которого получают шоколад и какао? (шоколадное дерево)

  • Что будет изображено на картине, если это пейзаж:? (природа) Кто основал Санкт-Петербург? (Пётр Первый)

  • Какие овощи и почему называют растительным мясом? (бобовые: фасоль, горох, бобы, т.к. они богаты белком)

  • Сосну и ель называют вечнозелёными деревьями, но неужели они никогда не сбрасывают хвою? (хвоя у этих деревьев опадает постепенно и незаметно для человека: у сосен хвоя меняется раз в 2-3 года, у ели - раз в 6-10 лет)

  • Какая зима лучше для хлебного поля: снежная или бесснежная? (Снежная. Снег укрывает землю, как одеяло. Под ним тепло. И влаги весной от снега будет много, что тоже очень важно)

  • Аквариум, акваланг, акварель. Что общего во всех этих словах? (Корень аква, что значит вода. Все слова имеют связь с водой)

  • А вы знаете, что кинология никакого отношения к кино не имеет? А что же она изучает? (это наука о поведении собак)

  • Зачем кошки всё время "умываются"? (Они слизывают с себя свой запах. Кошки хищники. А для охоты очень важно остаться незамеченным)

  • В Древней Руси вместо денег использовали серебряные бруски - гривны. Если вещь стоила меньше гривны, то от бруска отрубали половину. Как называлась отрубленная часть серебряного бруска? (рубль)

Пословицы. Поговорки. Народные приметы.

Продолжите народную примету:



  • Если нож (ложка, вилка) упадёт на пол, ... (то это гость спешит)

  • Соль просыпалась - ... (будет ссора)

  • Дым столбом - ... (к морозу)

  • Много снега - много ... (хлеба)

Закончите пословицу:

  • Что с воза упало, то ... (пропало)

  • Век живи, ... (век учись)

  • Один в поле ... (не воин)

  • Не зная броду, ... (не лезь в воду)

  • Дело мастера ... (боится)

  • Когда я ем, ... (я глух и нем)

  • Утро вечера ... (мудренее)

  • Чем дальше в лес, ... (тем больше дров)





Человек с характером редко обладает милым характером. Жюль Ренар
ещё >>