Заболевания органов дыхания, их предупреждение - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Санаторий "Урал" 1 49.27kb.
Урок по теме: «Значение дыхания. Органы дыхательной системы, дыхательные... 1 63.08kb.
Предложения ООО «пскк «Сириус» По санаторно-курортному лечению на... 1 45.97kb.
Значение дыхания. Органы дыхательной системы: дыхательные пути, голосообразование 1 61.81kb.
Цены на комплексную стандартную путевку с 01 мая по 30 сентября 2013г 4 317.16kb.
Противопоказания, исключающие направление взрослых, больных туберкулезом... 1 46.9kb.
Применение бад для оптимизации рациона питания и поддержания здоровья... 1 91.69kb.
Физиология дыхания 1 66.14kb.
Лечебные пакеты для взрослых Заболевания внутренних органов 1 164.73kb.
Россия, с-петербург, 191011, Russia, Saint-Petersburg 1 17.82kb.
Диагностика и лечение неотложных состояний глаза острые заболевания... 3 548.99kb.
Урок игра химия наука чудес и превращений 1 150.19kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Заболевания органов дыхания, их предупреждение - страница №1/1

Разработка открытого урока биологии

Севостьянова Елена Геннадьевна,

преподаватель естественно – научных дисциплин

ГБОУ СПО Калининградской области

«Индустриально – педагогический колледж»

Тема урока: Заболевания органов дыхания, их предупреждение.

Задачи урока:

Обучающие:

- обобщить знания об органах дыхания и их функциях;

- расширить знания учащихся о возможных заболеваниях органов дыхания, их причинах и профилактических мерах;

- обучить правильному дыханию;

- познакомить учащихся с основной и наиболее распространенной причиной заболевания органов дыхания – курением; с воздействием табака на организм и последствиями этого воздействия.
Воспитательные:

- прививать бережное отношение к органам дыхания и к своему организму в целом;

- осуществлять формирование осознанного негативного отношения к курению.
Развивающие:

- развивать умения анализировать, выделять главное, классифицировать, обобщать, доказывать, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

- развивать навыки наблюдать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы;

- развивать умение выступать на аудиторию;

- способствовать формированию критического мышления и рефлексивных способностей учащихся.
Ход урока:


  1. Организация урока.

Вступительное слово учителя: Добрый день! Давайте расслабимся, в конце рабочего дня устали, восстановим силы, дыхание.



Упражнение: И.П. – ноги на ширине плеч, руки, плечи опущены, поднимаем руки вверх, делаем бесшумный вдох через нос, выдох через рот, помните, что вдох в 2 раза короче выдоха, не торопитесь.

Вдох – выдох, вдох – выдох.

Расслабьтесь, дышите ровно, бесшумно присаживайтесь.

Сегодняшний урок необычный, на уроке у нас много гостей, надеюсь, это вас не смутит, вы будете активны и поможете мне.

Сейчас обратите внимание на доску, где записаны слова русского писателя 19 века С.Каронина и американского промышленника Генри Форда. Внимательно прочитайте их и найдите ответ на вопрос: чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (думать)

? А что нам необходимо ля этого?

? С помощью какого процесса кислород поступает в организм человека? (дыхание)


  1. Актуализация знаний.

Верно, дыхание. Дыхание, дыхательная система – это те вопросы, которые вы рассматривали на протяжении последних уроков. Сейчас мы с вами вытащим из тайников памяти все то ценное, что вы узнали на прошлых уроках, чтобы логически перейти к изучению новой темы «Заболевания органов дыхания и их предупреждение».

? И прежде давайте с вами вспомним, что же такое дыхание? (поступление кислорода из окружающей среды в кровь и удаление из нее углекислого газа).

? А зачем нужен кислород организму? (окисление органических веществ, в результате чего выделяется энергия, необходимая для жизнедеятельности организма).

? А как вы думаете, всегда ли считали, что легкие являются органами дыхания и предназначены для газообмена между организмом и окружающей средой?

на самом деле еще 3 столетия назад ученые были убеждены, что человек дышит только ля того, чтобы удалить из организма «лишнее» тепло. Тогда Роберт Гук, думаю, вам известен этот английский естествоиспытатель, чем он известен в биологии? (усовершенствовал микроскоп и впервые увидел клетку и ввел термин «клетка». Так вот Роберт Гук решил опровергнуть эту нелепицу предложил своим коллегам из королевского научного общества провести эксперимент – некоторое время дышать в герметических мешках (не пропускающих воздуха). Как вы думаете, долго продлился этот эксперимент? Конечно, нет! А почему?

Действительно через 1 минуту эксперимент прекратился, ученые мужи стали задыхаться. Однако некоторые из них продолжали настаивать на своем, на что Роберт Гук только пожал плечами. Но и это мы можем объяснить. Скажите, что происходит при задержке дыхания? (недостаточное количество кислорода) и даже прирожденные мыслители глупеют прямо на глазах.

Но нам это не грозит, мы сидим ровно, дышим полноценно, поэтому мы умные, что сейчас докажем себе и другим, выполнив несколько заданий на повторение изученной темы.

Во-первых, давайте с вами вспомним и скажем с помощью, какой системы органов осуществляется дыхание? (дыхательной системы)

Верно. ? А каково ее строение?

Перед вами рисунок, необходимо назвать органы, которые входят в состав дыхательной системы?

Молодцы! А что же осталось под номерами 8 и 9? Какие функции они выполняют в дыхании?



? А какие из этих органов относятся к воздухоносным путям?

? Есть такая детская песня, в которой поется «Носы нужны, носы важны, не только для красы». Скажите, какой смысл в этих словах?

? Какую функцию выполняет гортань? (голосовой аппарат)

? Какую функцию выполняют трахея и бронхи? (пыль)

? Где происходит газообмен? (в легких и тканях)

? Что поступает в кровь в легких? (кислород) и куда он переносится? (к тканям)

? Что происходит в тканях? (кровь отдает кислород, забирает углекислый газ и несет его в легкие, откуда он выдыхается через рот)

Молодцы!

? Есть ли в легких мышцы? (нет), а тогда за счет чего они разжимаются и сжимаются? (межреберные мышцы и диафрагма)

сейчас обратите внимание на лист бумаги, который находится у каждого на столах, он называется мыслительный лист. Найдите в нем задание терминологический диктант.

У каждого свой вариант (1 или 2), в каждом по 5 определений, вам необходимо вписать термин, на выполнение задания дается 3 минуты, Задание понятно, приступаем.



1 вариант
1. В узкой части гортани находятся голосовые связки.

2. Снаружи легкие покрыты плотной оболочкой плеврой.

3. Необходимый для дыхания компонент воздуха кислород.

4. Самые мелкие бронхи заканчиваются микроскопическими заполненными воздухом легочными пузырьками альвеолами.

5. В спокойном состоянии взрослый человек делает 16 -20 дыхательных движений в минуту.
2 вариант
1. Трубка, состоящая из хрящевых колец трахея.

2. Управляющий работой органов дыхания центр располагается в продолговатом мозге.

3. Крупные органы конусообразной формы, осуществляющие обмен газами между вдыхаемым воздухом и кровью легкие.

4. Максимальное количество воздуха, выдыхаемого после самого глубокого вдоха, называется жизненной емкостью легких.

5. При дыхании людей, животных, брожении, гниении, сгорании образуется углекислый газ.
Закончили. Положили ручки на стол. Поменяйтесь листами в паре (с соседом по парте). А сейчас проверьте правильность выполнения задания, сверяясь с ответами на экране, если ответ совпадает рядом поставьте знак «+», если нет знак « - »

Оцените своих товарищей, поставьте оценку по количеству плюсов. Поднимите руки, кто получил «», «4»? Молодцы! Совсем не справились с заданием? Нужно сделать вывод, либо невнимательны, либо не доучили.

Итак, мы повторили с вами пройденный материал и можем смело приступать к изучению новой темы: «Заболевания органов дыхания и их предупреждение».
3. Изучение нового материала.
Скажите, возникают ли заболевания сами по себе? (нет) А что этому способствует? (Причины).

Правильно, поэтому мы постараемся с вами сейчас выяснить причины, которые вызывают заболевания органов дыхания.

Представьте себе, что на протяжении всего учебного дня вы находитесь в этом кабинете, все уроки и перемены, не выходя из него, не открывая дверь и окна. К чему это может привести? Какой необходимо сделать вывод? (необходимо проветривать помещение), т.е. выполнять одно из правил гигиены дыхания, о которых говорят многие, даже писатели и поэты в своих произведениях, например, о целительной силе чистого воздуха очень убедительно говорит врач Комов в романе Петра Андреевича Павленко «Счастье»: «…ваша болезнь требует простого лекарства – воздуха. Побольше его – и наяву и во сне. Нужно насквозь продуть себя, омыть каждую клеточку свою свежим воздухом. есть на открытом воздухе, а спать непременно. Итак, начните принимать воздух в самых неограниченных дозах. Научитесь дышать. Привыкайте относиться к воздуху, как к пище, пережевывайте его носоглоткой, ощущайте на вкус, на запах, наслаждайтесь им, как гурман… Держитесь в своей болезни политики открытых дверей»

? Какие еще правила гигиены дыхания вам знакомы? (поддержание чистоты помещений)

? А что накапливается в воздухе, если его не соблюдать? (грязь, пыль)

Действительно мы всегда окружены облаком пыли, только на большой высоте и в море на расстоянии 1000 – 1200 метров от берега нет пыли.

Пыль очень вредна для здоровья человека. Она нарушает мерцательный эпителий дыхательных путей, которые предохраняют легкие от скопления пыли.

В 1 см3 городского воздуха находится



0,5 миллионов пылевых частиц.
В крупных промышленных городах ежегодно на 1 км2 оседает

1500т пылинок.

Особенно вредна производственная пыль.

Еще М.В.Ломоносов писал о вредности «каменной и земляной» пыли, и только спустя 100 лет было исследовано вредное влияние пыли на организм рабочего.

Каторжные условия труда описал Эмиль Золя в романе «Жерминаль» Слово Юле……………….

Поэтому важной задачей вредных производств является задача защиты и оздоровления условий труда (кочегары, шахтеры, работники химических производств и т.д. – имеют спец. одежду, респираторы, выдается молоко).

? А что еще находится с палью в воздухе? (микробы). Верно, они оседают на пылинки и как на парашютах, долгое время находятся во взвешенном состоянии – вывод, где много пыли – там много микроб.

В 1м2 воздуха жилого помещения – 15-20 микробов.
В 1м2 на улице – до 5000 микробов.
В 1м3 воздуха школьного кабинета


  • до начала занятий 2600 микробов




  • к концу 6 урока – 13500 микробов.

? Но когда мы здоровы, нам они не вредны. Почему? (иммунитет, на страже стоят лимфоциты)

Есть итальянская поговорка «Куда не проглядывает солнечный луч, туда часто заходит врач». Что это значит?

? А как вы думает в теплую или морозную погоду в воздухе больше микробов? (в теплую).

Итак, мы выяснили, что необходимо соблюдать правила гигиены. Какие?

?К чему приведет их не выполнение? (к заболеваниям, значит все это причины болезней органов дыхания).

Сядьте удобно на стуле, откиньтесь на спинку стула, плечи распрямите, ноги должны стоять на полу, послушайтесь тишину в своем организме. Сосредоточьтесь и так же в тишине послушайте своих одноклассников, которые приготовили сообщения об основных заболеваниях органов дыхания. Только слушайте внимательно, после каждого выступления будут заданы вопросы.


(выступление учеников)

Вопросы к классу:



  1. Грипп. – Назовите возбудителя гриппа? (вирус)

- Каким путем передается грипп? (воздушно-капельным)

- Каике клетки поражают вирусы гриппа? (слизистой оболочки дых.путей)



  1. Бронхит – Что поражает бронхит? (воспаление бронхов и поражение их слизистой)

- Какие факторы предрасполагают к заболеванию острым бронхитом? (переохлаждение, курение, употребление алкоголя)

- Какие формы бронхита вам известны? (острый и хронический)



  1. туберкулез.

- Назовите возбудителя туберкулеза?

-

-



  1. Рак легких. – Назовите признаки рака легких? ( сухой кашель, одышка, боли, кровохаркание)

- какие формы лечения применяют для лечения при раковых заболеваниях? (в 1 и 2 стадии – радикальное лечение, 3 – оперативное в сочетании с видами терапии (лучевой), 4- операции, симптоматическое лечение)

Спасибо за подготовленные сообщения. Ребята назвали только самые распространенные заболевания, их много.

Для того чтобы их избежать необходимо: вести ЗОЖ, соблюдать гигиену дыхания.

К сожаленью, не все люди это выполняют и сами усугубляют состояние дыхательной системы. Во-первых, неправильно дышат. Мы знаем, что дыхание это жизнь. Неправильно дышать – дышать наполовину, значит, и быть живым только наполовину.

А ведь от правильно дыхания зависит работа всего организма. В настоящее время известно несколько дыхательных систем, которые позволяют лечить различные заболевания, такие известные системы Стрельниковой, Иванова, Фролова.

давайте с вами отдохнем и в тоже время поучимся правильно дышать.


УРОК ПРАВИЛЬНОГО ДЫХАНИЯ (физминутка)

Процесс дыхания можно разделить на две части:


1. ДЫХАНИЕ ЖИВОТОМ.
Этот вид дыхания называется также диафрагменным дыханием. Вы можете легко почувствовать это дыхание сами, если, сидя или лежа на спине, положите руку на живот.
Глубоко вдохните. Ваша рука при этом будет подниматься по мере поднятия живота. Диафрагма — сильная мышечная перегородка, отделяющая легкие от брюшной полости. Чем ниже она опускается при вдохе, тем больше воздуха попадает в легкие.
Полностью выдохните — и вы заметите, как ваша рука движется вниз по мере опускания живота. Диафрагма поднимется еще выше, если вы втянете живот принудительно. При этом происходит максимальное выдавливание воздуха из легких. Во время этих опытов старайтесь держать грудь и плечи неподвижными.
2. ГРУДНОЕ ДЫХАНИЕ.
Вдыхайте, увеличивая объем грудной клетки. При этом ребра будут двигаться вверх и наружу. Выдыхайте — ребра будут двигаться вниз и внутрь. Попытайтесь при этом не двигать животом.
(мужчины в основном используют диафрагму, а женщины – межреберные мышцы).
И конечно же изучая данную тему нельзя не сказать о пагубном воздействии на дыхательную систему вредной привычки, зависимости – курения.
Работа с тестом учебника. Откройте учебник на стр. 145 «История курения. Познакомьтесь с текстом.

Ответьте на вопросы:

- Кем и откуда был завезен табак в Европу?

- В качестве чего его рекомендовали?

- Какие слова это подтверждают?

- Кто первым начал борьбу с табакокурением?

- Какие меры предпринимал русский царь Михаил Федорович Романов?
Тем не менее, несмотря на все запреты, антиникотиновую пропаганду, профилактику табакокурения – курение является самым распространенным видом наркомании (зависимости) во всем мире.

И все чаще люди начинают курить в молодом, подростковом возрасте.

Как вы думаете, почему подростки начинают курить? (называют причины)

И чаще всего это неуверенные в себе подростки, пытающиеся кому то что-то доказать. , т.е. все причины носят психологический характер.

Как вы думаете можно ли бросить курить? (да, но тяжело, даже если человек этого очень хочет)

Давайте подумаем, почему бросить курить тяжелее, чем начать?

( при курении у человека происходит ряд изменений на уровне клеток. Они привыкают работать в присутствии никотина и требуют его постоянно – возникает зависимость человека – физиологическая, преодолеть которую намного тяжелее, чем психологическую. Возникает ситуация, когда человек осознает, какое воздействие на его организм оказывает курение, но не может уже ничего исправить.

? Какие же воздействие оказывает курение на организм человека?

От курения страдают все органы курильщика, т.к.к организм –единое целое, но в первую очередь – дыхательная система. Чтобы это понять необходимо знать, что в состав табачного дыма входит около четырехсот вредных веществ: никотин, деготь, смолы, синильная кислота – это лишь некоторые из них. Самым ядовитым является никотин – 0,05г чистого никотина – смертельная доза для человека.

У многих возникает вопрос, почему сразу человек не умирает? Дело в том, что в одной сигарете нет такого количества никотина, он поступает постепенно, с каждой выкуренной сигаретой. Поэтому курение можно назвать – медленное самоубийство.

? Как же влияет табачный дым на дыхательную систему. давайте разберем таблицу.

1 сигарета стоит 15 минут жизни курильщику, рак легких у них в 30 раз чаще. Но все это слова, ужасающая статистика.

Сейчас я предлагаю вам экспериментально убедиться в том, какое же действие оказывает всего на всего одна выкуренная сигарета на легкие человека?
Мне нужен ассистент – помощник. Опыт «Курительная машина»
Представьте себе, что подобно тому, как сигаретный дым проходит через вату, он проходит через легкие курящего человека.
Попрошу пронести по рядам результаты – легкие курильщика, для убедительности обратите внимание на запах, исходящий от легких курильщика.
Вы увидели воздействие только одной сигареты на легкие, тогда как курильщик выкуривает огромное множество сигарет, и его легкие выглядят чернее и запах от них сильнее. (слайды)
Проблема курения и проблема заболевания органов дыхания является актуальной, глобальной, проблемой мирового масштаба, есть специальные дни:

16 ноября – Всемирный день борьбы с заболеваниями органов дыхания

17 ноября – Всемирный день отказа от курения.
Помните курение опасно не только для того, кто курит, но и для того кто в это время рядом , так называемые пассивные курильщики.

Доказано, что табачный дым, выходящий из горящего края сигареты более концентрированный и, следовательно, более токсичен, чем дым с главной струи.

Поэтому стоять рядом с теми, кто курит не надо, необходимо вести посильную борьбу с курильщиками.

Каждый вправе делать свой выбор, но прежде чем его сделать, подумайте, нужно ли это вашему организму?!


4. Закрепление изученного на уроке.
Итак, давайте с вами еще раз вспомним и назовем основные заболевания органов дыхания?

Какие причины их вызывают? Какие правила необходимо соблюдать, чтобы не противостоять этим заболеваниям?




  1. Домашнее задание.

Текст на стр 144 -145. Мелким шрифтом.

Все чаще сейчас можно увидеть с сигаретой в руках девочек, будущих мам, поэтому в качестве домашнего задания рекомендую вам прочитать «письмо хирурга Углова курящей девочке» и девочкам и мальчикам.

Творческое задание: (на выбор одно)



  1. Написать «Свободное письмо» (отношение к прочитанному тексту «письма к курящей девочке»)

  2. Написать реферат на одну из предложенных тем: «История курения и меры борьбы с ним», «Почему курильщики кашляют?», «Табачный дым, его влияние на организм», «Здорово ли сердце курильщика?», «Курение, пол, поколение».

  3. Сочинить сказку о вреде курения.




  1. Рефлексия.

.

Оцените свою работу на уроке, закончив следующие предложения:



  1. Моя мыслительная активность на уроке была …………………………………………………

  2. Больше всего мне понравилось …………………………………………………………………

  3. Сегодня я понял(а), что курение…………………………………………………………………


7. Написание синквейна на тему: Дыхание, Курение.








Господь сотворил мир и сбежал. Кароль Ижиковский
ещё >>