За чистоту родного края - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Конкурс «За чистоту родного края» 1 60.85kb.
Музеи му «Бокситогорский центр истории и культуры родного края» 1 171.1kb.
Гродненский государственный областной дворец творчества детей и молодежи 1 28.67kb.
Экскурсия «Зелёная аптека родного края» / 4-6 кл / Учитель биологии... 1 218.02kb.
Подпись 1 Подпись 2 1 133.32kb.
Конкурс : «История, культура, и природа родного края» 1 220.25kb.
Народные промыслы Владимирского края 1 82.57kb.
Конкурса знатоков истории родного края «Край родной земля казачья» 1 63.13kb.
«Природа Краснодарского края. Формы поверхности. Природные зоны края» 1 107.6kb.
Общество исследователей истории Ряжского края им. В. И. Гаретовского 38 2294.82kb.
Пояснительная записка Данный курс предназначен для 9 (10) классов... 1 55.63kb.
Лермонтов м ю. Особенности композиции романа м ю. лермонтов «герой... 1 49.91kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

За чистоту родного края - страница №1/1



Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 52 г.Липецка

ЗА ЧИСТОТУ РОДНОГО КРАЯ

Игра «УМНИКИ И УМНИЦЫ»

для учащихся среднего звена


Методическая разработка

экологического мероприятия

учителя экологии МОУ СОШ №52

КАБАК КЛАРЫ ЛАЗАРЕВНЫ

г.Липецк 2009г


Цели игры:

1. Разрешение экологической проблемы.

2. Воспитание уважения и любви к природе.

3. Углубление знаний учащихся по экологии.

4. Формирование активного отношения к охране природе.

5. Воспитание любви к родному краю.



Оборудование и реквизит:

1.Плакаты с названием туров и названием дорожек.

2.Ордена « УМНИК» и «УМНИЦА».

3.Экран или плакаты с вопросами.

4.Компьютер или магнитофон, телевизор.

5.Диск с роликом об охране окружающей среды.

6. Плакат с эпиграфами игры.

ХОД ИГРЫ
Услышу ль сосен шум в полдневный час

Журчанье струй средь камушков у брода,

О люди, мыслю я, у всех у нас

Есть мать одна по имени Природа!

С. Викулов

Что толку в доме, если нет приличной

планеты, где его можно построить.

Г.Д. Торо
Звучит музыка из к /ф «Возвращение Максима»
1чтец Был, говорят, где-то случай такой.

Ехали люди с работы домой.

Только доехали, вдруг – чудеса

Все позабыли свои адреса.

Ищут, волнуются, смотрят кругом.

Где эта улица? Где этот дом?

Шепчут водители «Где наш гараж?»,

Мечутся жители «Где наш этаж?».

Все перепуталось, все заблудилось!

К счастью такое лишь в сказке случилось.



2чтец. Мы рассказали это нарочно,

Чтобы проверить, знаешь ли точно

Где ты живешь?

Где построен твой дом?

И хорошо ли ты с домом знаком?

Хором: А вы знаете, где вы живете?

Ведущий: Мы живем на планете Земля. Это и есть наш общий дом. У нас над головой общая крыша – небо. У нас под ногами общий пол– земная поверхность. У нас общий водопровод – дождевые и снеговые тучи. А если взглянуть на нее из космоса, то не такая она уж и большая. Всего за 1,5часа ее можно облететь на космическом корабле.

«Что Земля без меня?

Одинокий пустующий шар.

Затерялся в подлунном просторе.

Я из космоса видел,

Как сморщен он, некрасив.» Э. Межелайтис

Так что нам, действительно, надо знать и беречь дом, в котором мы живем.

А поможет нам в этом наука «Экология». В переводе с греческого языка слово «Экология» означает «учение о доме». Речь идет о природном доме, который есть у каждого животного, растения, человека.



Чтец 1 . Мы речь свою ведем о том,

Что вся Земля наш общий дом.

Наш добрый дом, просторный дом

Мы в нем с рождения живем.

А как мы относимся к своему дому?

Чтец 2. Мы рубим лес, устраиваем свалки,

Но кто же под защиту все возьмет?

Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки,

Подумайте, а что нас дальше ждет.

Пора бы человечеству понять,

Богатство у природы отбирая,

Что землю тоже надо охранять:

Она, как мы, такая же живая!



Чтец 1. Ведь мы хотим, чтоб птицы пели,

Чтобы вокруг леса шумели.

Чтобы были голубыми небеса.

Чтобы бабочка резвилась,

Чтобы речка серебрилась,

И была на ягодах роса.

Мы хотим, чтоб солнце грело,

И березка зеленела,

И под елкой жил смешной колючий еж.

Чтобы белочка скакала,

Чтобы радуга сверкала,

Чтобы летом лил веселый дождь!



Чтец 2. Т.е. о том ведем мы речь,

Что мы наш дом должны беречь.

Давайте же докажем, что не зря

На нас надеется Земля.



Ведущий: Человек рождается на свет,

Чтоб творить, дерзать - и не иначе,

Чтоб оставить в жизни добрый след

И решить все трудные задачи.


Решению мелких, но зато насущных экологических задач посвящена сегодняшняя игра. Это игра для всех вас. В ней нет зрителей, вы все участники, которых мы назовем теоретиками. Это слово произошло от греческого слова «цеория» - исследование, рассмотрение. А наши судьи будут наблюдать, кто из теоретиков первым поднял руку. Все вопросы игры будут связаны с нашим Липецким краем. Если участники во время игры не отвечают на вопросы, то любой теоретик в зале может на него ответить и получить орден «Умник» или «Умница».
Представим наш АРЕОПАГ (ЖЮРИ).
Звучит мелодия: «Песенка водовоза» из к/ф «Волга, волга»

ПЕРВЫЙ АГОН (ТУР)
Ведущий: Представьте, что мы раскрутили глобус так быстро, что все цвета его слились в один.

Как вы думаете, какого цвета будет такой вертящийся глобус? (Синего, потому что 2/3 земной поверхности занимает вода.) О воде и пойдет речь в первом агоне, который так и называется «Вода, вода, кругом вода». Предлагаем всем желающим ответить на отборочные вопросы. Ответившие лучше всех получит право принять участие в первом агоне. Так же будет проходить отбор и для последующих агонов.


ОТБОРОЧНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПЕРВОГО АГОНА

1. Сколько крупных рек протекает на территории Липецкой области?

/2–Дон, Воронеж/.

2. Как в нашей области используются подземные воды?

/для промышленных, технических и бытовых нужд./

3./ На какой реке находится известный ботанический заповедник? Как он называется ? /на Дону, «Галичья Гора»/.

4. С какой целью было создано Матырское водохранилище?

/ для нужд НЛМК/.

5. Назовите основных загрязнителей Липецких водоемов.

/НЛМК, з-д «Свободный сокол», спиртзавод, животноводческие

фермы/.

6. Какое растение можно использовать для очистки водоемов?



/Эйхорния пузыреплодная/.

7. На какой реке в нашей области находится бобровый заповедник?

/на р. Воронеж/.
8. Какие водоемы на территории Липецкой области являются памятниками природы?

/Дон в районе заповедника « Галичья гора»,Вербиловский затон, низовья рек Сосна и Чичера, р. Мещерка, крупные озера и некоторые болота./


9. В долинах каких рек находятся наиболее известные рекреационные

объекты?/ в долинах рек: Воронеж, Дон, Матыра, Байгора, Усманка, Красивая Меча и др /


Представление первой тройки участников – агонистов.
Перед началом агона мы разыграем дорожки. Кто быстрее ответит на вопросы, тот получит право выбора дорожки. Прежде, чем выбрать дорожки, напомним их свойства.

Красная дорожка – самая короткая, но на ней нельзя ошибаться.

На желтой можно ошибиться один раз.



Зеленая – самая длинная, на ней можно ошибиться два раза.

ВОПРОСЫ


1.Воду носят все из лужи,

Выливают в реку вновь,

Что за шутки, что им нужно?

Что за «рыбий огород?»

/«голубой патруль спасает молодь рыб после паводка/.

2. Это что за ерунда? С неба сыпется вода!

И на ветках серебрится, и под крышами висит,

И горохом в дом стучится, под ботинками скрипит,

Пролетает над полями, вдруг скрывает все завесой,

И цветными полосами поднимается над лесом.

И совсем не ерунда, это все друзья, ВОДА!

Какие экологические факторы скрываются под общим названием «вода»?

/ снег, иней, град, облака, туман, радуга /.

3. В клетках всех организмов имеется вода. При замерзании она может разорвать внутренние структуры клетки и вызвать гибель организмов. Почему же зимой не погибают растения, лягушки, насекомые и другие пойкилотермные животные при охлаждении их тела ниже 0о.

/в организмах растворы, которые как и антифризы не замерзают при низких температурах/.
Вопрос игроку на красной дорожке.

Какие животные и растения в наших водоемах являются индикаторами среды? /моллюски, кувшинки белые, кубышки желтые/.


Вопросы игроку на желтой дорожке.

1.Объясните понятие «тепловое загрязнение» водоемов. Чем оно опасно для Липецкого озера?

/повышение температуры вызывает активное размножение одноклеточных водорослей, особенно цианобактерий, от чего вода зеленеет, уменьшается количество кислорода, гибнет молодь рыб, а также разрастание ряски, которая покрывает всю водную гладь/.

2.Как очищают воду, охлаждающую кокс на коксохимическом предприятии НЛМК?

/пропускают воду через несколько бассейнов, добавляя в нее, бактерий, выращиваемых в лаборатории «Коксохима», которые питаются вредными веществами (фенолами и фенолятами).

Вопросы игроку на зеленой дорожке

1. Какие земноводные обитают в наших водоемах? /прудовые, озерные и остромордые лягушки ,жерлянки, тритоны/.



2.Ежегодно наблюдается «цветение» Матырского водохранилища. Отчего это происходит и как с этим бороться?/ тепловое и другие виды загрязнения водоема; борьба с загрязнением/.

3.Какие меры следует предпринять для охраны родников?

/очистить от мусора, обложить камнями, по возможности построить навес или сруб, поставить опознавательный знак или транспарант с призывом охранять родники/.
Ареопаг подводит итоги первого агона.
Ведущий: (делает вывод по первому агону)

Человек, запомни навсегда:

СИМВОЛ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ - ВОДА!

Экономь ее и береги!

Мы ведь на планете не одни.
Звучит мелодия песни « Беловежская пуща»

ВТОРОЙ АГОН

Есть у ребят зеленый друг,

Веселый друг, хороший.

Он им протянет сотни рук.



Ведущий: Этому зеленому другу – лесу и будет посвящен наш второй агон, который так и называется «Про зеленые леса и лесные чудеса».

ОТБОРОЧНЫЕ ВОПРОСЫ ВТОРОГО АГОНА

1. В Липецкой области все леса искусственные. Почему в них сосны имеют такие ровные стволы?/ этому способствует определенная густота посадки, сосны – светолюбивые породы/.

2. Какая птица способствует распространению семян деревьев?/ сойка/.

3. Назовите светолюбивые породы в наших лесах/(сосны, березы , клены, ясени ,вязы/.

4. Как называется часть Воронежского заповедника, находящегося на территории одного из красивейших лесных массивов Липецкой области? / «Усманский бор»/.

5.О каком месте в Липецком крае говорят «Страна живых ископаемых»?

/заповедник на Дону «Галичья гора»/ .

6. Почему почва в лесах всегда влажная?

/влагу удерживает лесная подстилка/.

7. Какие птицы в еловых и сосновых борах выводят птенцов зимой, почему?

/в нашей области птенцов выводят клесты-сосновики и клесты-еловики, питающиеся семенами хвойных, шишки которых раскрываются зимой/.

8. Чем загрязнены пригородные леса?/

/ техническим, строительным и бытовым мусором).

9. Какими грибами, встречающимися в Липецких лесах ежегодно отравляются любители «тихой охоты»?

/бледными поганками, ложными опятами, ложными лисичками, мухоморами, свинушками, старыми грибами/.


Представление второй тройки игроков.

Ведущий: Кто ответит на вопросы, тот и будет выбирать дорожку.


ВОПРОСЫ

1. Известно, что бактерии размножаются лишь один раз в жизни и производят только двух потомков. Дуб же образует огромное количество семян. В то же время бактериальная популяция может увеличиваться быстрее, чем популяции дубов. Чем это можно объяснить?

/дуб дает семена один раз в год, а

бактерии- каждые 20 мин, т.е. 1892160р в год/.

2.Миллионы лет живые организмы дышат и потребляют органические вещества. Почему кислород, топливо и пища не иссякают?

/ фотосинтез: кислород, вещества/.

3.Один из врагов человека – комар – переносчик возбудителей малярии и других видов лихорадок. Что будет, если удастся каким – то способом избавиться от всех комаров.

/нарушение природного равновесия,

разрушение пищевых цепочек/.

Вопросы игроку на красной дорожке

Когда – то (в 60 – е годы ХХ в.), на берегу каспийского моря жители г. Шевченко решили вырастить сосновый лес, но саженцы все погибли. Ученые выяснили – все дело в грибах. В Липецкой области все леса посажены также человеком, но такой проблемы здесь не возникало. Поясните, в чем тут дело?

/Липецкие почвы в лесах богаты грибами ,которые

в симбиозе с корнями деревьев образуют микоризу/.


Вопросы игроку на желтой дорожке

  1. Какие факторы могут быть ограничивающими для копытных в наших лесах? / хищники, вырубка леса, загрязнение среды/.

  2. В поймах рек Воронеж, Матыры, Усманки, Становой Рясы водится зверек, занесенный в Красную Книгу РФ. Что вы о нем знаете?

/ Выхухоль, редкое животное из отряда грызунов,

занесено в Красную Книгу Липецкой области/.


Вопросы игроку на зеленой дорожке

1. Почему нельзя уничтожить всех насекомых, несмотря на огромный вред, который они приносят как в лесу, так и в с/х?

/ нарушение пищевых цепей /.

2. Чем опасен в лесу неубранный туристами мусор?

/пожаром, распространением инфекций /.

3. Почему в последнее время в лесах наблюдается увеличение популяции дятлов?

/загрязнение окружающей среды, болезни деревьев и их

гибель, распространение насекомых, /.


Ареопаг подводит итоги второго агона.
Ведущий: (делает вывод по второму агону):

Дерево, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.
Звучит мелодия песни «Облака»

ТРЕТИЙ АГОН

Ведущий: тема следующего агона « Какое небо голубое!»


ОТБОРОЧНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ТРЕТЬЕГО АГОНА

  1. В последнее время над Липецком часто зависает смог. Что это такое?

/взвесь из паров воды и вредных газов/.

2. Какие вредные вещества находятся в сигаретном дыме, который часто витает на крыльце нашей школы?

/никотин, смолы, углеводороды, альдегиды, кетоны, сажа, радиоактивные

вещества, угарный газ /.

3.Что лучше всего защищает липчан от шума?

/зеленые насаждения/.

4. Почему экологи Липецка каждую осень обращаются к липчанам с просьбой не сжигать опавшую листву?

/при сгорании листвы образуются

особо ядовитые вещества – диоксины/.

5. Какие парки Липецка оказывают наиболее благоприятное влияние на воздушный режим города?

/Верхний и Нижний парки,

парк 30летия Победы/.

6. Какие липецкие предприятия вызывают аллергические заболевания у жителей города?

/металлургические; предприятия связанные с образованием различных видов пыли, электролизные, лако – красочные, резино – пластмассовых изделий и др./.

7. Где вы порекомендуете липчанам собирать лекарственные травы: в пределах города, в лесу или вблизи дорог?

/в лесу/.

8. На каких двух улицах г. Липецка действует «Зеленая волна»?

/ на улицах Гагарина и Космонавтов/.

9. Почему зеленые растения особенно необходимы в промышленных городах, таких как Липецк?

/поглощают вредные газы, выделяют кислород, увлажняют воздух/.


Представление третьей тройки участников
Ведущий: Первый, кто ответит на вопросы, получает право выбора дорожки.
ВОПРОСЫ

1. Какие предприятия Липецка загрязняют воздух разными видами пыли?

/цемзавод, силикатный завод, шлакопереработка

НЛМК, «Дорстрой», аглофабрика НЛМК,

песчаные карьеры/.

2. Почему давно известные грибы свинушки, которые в изобилии встречаются в некоторых Липецких лесах, попали в разряд ядовитых?

/очень сильно поглощают ядовитые примеси из воздуха/.

3. Липчане гордятся тем, что у нас один из лучших авиационных отрядов в стране. После учебных полетов в небе остаются белые полосы. Что это такое и вредно ли это для атмосферы?

/это инверсионные полосы, они состоят из продуктов сгорания топлива и паров воды, кристаллизуясь, образуют облака и загрязняют атмосферу./

Вопрос игроку на красной дорожке

В арсенале каждой липчанки есть следующие предметы: (показываются предметы косметики). Имеют ли они отношение к вопросам окружающей среды?

- помада /содержит соли тяжелых металлов - висмут/;

- баллончик с дезодорантом /газ фреон разъедает озоновый слой/;

- тени для век / некоторые изготовляют из чешуи тропических рыб - они могут вызвать аллергию/.
Вопросы игроку на желтой дорожке

1. Леса называют «легкими» планеты. А в каком состоянии «легкие» Липецка?

/повышенное содержание СО2., оксиды азота и серы, углеводороды/.


  1. Каждый год в Липецке проводится операция «Чистый воздух». За что был оштрафован водитель, оставивший на остановке невыключенным мотор?

/выхлопные газы отравляют окружающую среду,

как вредными газами, так и солями тяжелых металлов/.


Вопросы игроку на зеленой дорожке

1. Как осуществляется мониторинг воздуха в Липецке?

/ в нескольких точках города устанавливаются приборы, которые фиксируют количество различных примесей

в воздухе и сравнивают их с ПДК/.

2. Все вещества в природе включены в круговорот веществ, однако вещества, выпускаемые химической промышленностью, не могут быть включены в круговорот веществ в биосфере. Почему?

/одни из них не существуют в природе,

другие нестойкие и быстро распадаются/.

3. Почему лишайники широко распространены в природе и редко встречаются в городах?

/лишайники очень чувствительны к загрязнению воздуха ,

недаром их называют индикаторами чистого воздуха/.



Ареопаг подводит итоги третьего агона.
Ведущий: вот и определились наши финалисты, победители сегодняшней игры «Умники и Умницы». Мы их поздравляем. Они сегодня лучшие из лучших.

Это:………..


Быстро летит время. Вы, закончите школу, станете взрослыми. А задавали ли вы себе вопрос:

В каком мире мы будем жить? А повод для беспокойства есть!

Демонстрируется видеоролик на тему «Загрязнение окружающей среды».



Ведущий: Земля - всего лишь маленькая частица вселенной, но только на ней, как пока известно, ученным есть жизнь. А значит надо стараться, чтобы природа нашего общего дома - становилась все богаче и краше. Напомню, недавно появился праздник, который очень широко отмечают во всех - странах мира. В этот день высаживают молодые деревца. Это 22 апреля – Всемирный день Земли.
Звучит мелодия песни «Мы – дети Галлактики»

Чтец: Как яблоко на блюде, у нас земля одна.

Не торопитесь, люди, все выскрести до дна.

Не мудрено добраться до скрытых тайников,

Разграбить все богатства до будущих веков.

Мы общей жизни зерна, одной судьбы родня,

Нам пировать позорно в счет будущего дня.

Поймите это, люди, как собственный приказ,

Не то - Земли не будет и каждого из нас!

(М.Дудин)

Ведущий отмечает отличившихся теоретиков и учащихся, принявших участие в конкурсах рисунков, плакатов и видеороликов и награждает их сувенирами.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Экология и география Липецкого края. Т.Д.Стрельникова, Н.В. Пешкова, Липецк, 2006г.

2.Экология города Липецка. Т.Д.Стрельникова, Н.В.Пешкова, Липецк,2003г.

3. Экологические аспекты Липецкого региона. Т.Д.Стрельникова, Н.В.Пешкова, Липецк, 2006г.

4.Усталые города, г. Липецк.2000г.

5. Предметные недели в школе. Биология, экология, здоровый образ жизни, «Учитель», Волгоград, 2001.



6. Биология в вопросах и ответах. Е.Н.Демьянков, М. «Просвещение», АО «Учебная литература», 1996г.







Режиссер должен умереть в актере. Владимир Немирович-Данченко
ещё >>