«Юридическая ответственность» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Юридическая ответственность 1 74.14kb.
Правонарушение и юридическая ответственность Вопросы 1 8.49kb.
Комарова Ольга Михайловна 1 306.15kb.
Реферат по дисциплине: «Метрология, стандартизация и сертификация»... 1 42.11kb.
Юридическая ответственность и законность (Очерк теории) С. Н. 13 2935.92kb.
Контрольная работа юридическая ответственность студент 1 курса 4... 1 54.8kb.
Понятие ответственности. Моральная и юридическая ответственность 1 23.87kb.
Правоведение Домашнее задание 1 122.08kb.
Контрольная работа по дисциплине «Правоведение» 1 262.11kb.
Тема Правонарушение и юридическая ответственность 1 23.89kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины юридическая психология по... 4 1030.59kb.
Ключевые слова: юридическая ответственность, принципы ответственности... 1 105.88kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

«Юридическая ответственность» - страница №1/1

Тема: «Юридическая ответственность».
Цель: Познакомить учащихся с понятием и видами юридической ответственности, показать в каких случаях может наступить юридическая ответственность и как действует принцип презумпции невиновности.
Задачи: 1) Формировать основы правовой культуры;

2) дать представление о видах преступлений, предусмотренных УК РФ;

3) готовить учащихся к принятию на себя ответственности за совершенные действия;

4) развивать навыки решения практических задач, практической работы с нормативными документами;

5) воспитывать уважение к закону.
Методы и приемы урока: Беседа с элементами практической работы в группах ( с раздаточным дидактическим материалом).
Оформление урока: Раздаточный материал на партах, опорные схемы и таблицы на доске, « Уголовный кодекс».


Ход урока:


  1. Организационный момент.

  2. Объявление темы и цели урока.

- Сегодня на уроке вы познакомитесь с понятием и видами юридической ответственности.

III. Объяснение нового материала.

Поведение человека регулируется разными социальными нормами. Под ними понимаются общие правила и образцы поведения людей в обществе, обусловленные общественными отношениями и являющиеся результатом сознательной деятельности людей. Социальные нормы представляют собой некоторые стандарты, модели поведения человека в обществе. Социальные нормы разнообразны. Среди наиболее важных для жизни общества выделяют нормы обычаев, нормы морали, нормы этикета, корпоративные, религиозные и правовые нормы.

Напомним, что важным признаком человечества является способность регулировать свое поведение.

Большинство поступков, совер­шаемых человеком в обществе, носит правовой характер. Это объясняется тем, что право регулирует порядка 70% всех наших общественных отношений.

Вот вы, ребята, почему в тех или иных ситуациях следуете в своём поведении определённым предписаниям права?

Боитесь наказания?

Или понимаете, что это важно для стабильности в обществе, или не задумываясь, поступаете так в силу того, что так поступают другие.

Ещё почему?

Итак, ребята самостоятельно приходят к выводу о том, что правонарушениями мы называем такие поступки человека, ко­торые противоречат праву. На доске вывешивается известная ре­бятам схема:

Чем отличаются преступления от проступков? (Первые ука­заны в Уголовном кодексе страны, они более опасны.)



Преступление является наиболее опасным видом право­нарушения. Ст. 14 Уголовного кодекса РФ дает следующее опреде­ление: «Преступлением признается виновно совершенное общест­венно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания».

Какими признаками должно обладать деяние, чтобы отнести его в разряд преступлений? Ребята вспоминают о таких поняти­ях, как субъект преступления, объект, субъективная и объек­тивная сторона.


При нарушении права, то есть если совершено правонарушение, наступает юридическая ответственность.

Слово «юридический» в переводе с латинского – судебный, правовой.

- Итак, у вас на столах лежат таблицы с понятиями, прочитайте вслух, что называется юридической ответственностью и запишите в тетрадь.



Юридическая, или правовая, ответственность представляет собой совокупность неблагоприятных последствий, возникающих у тех, кто нарушил право», либо другое определение: «Юридическая ответственность - это государственное принуждение к исполнению требований права, когда лицо, нарушившее закон, обязано отвечать за свои поступки перед государством, обществом.

Основные признаки юридической ответственности такие: во-первых, юридическая ответственность наступает после совер­шения вполне конкретного правонарушения; во-вторых, связана с принуждением со стороны государства и, в-третьих, она устанав­ливается в особом порядке, указанном в законе.

Основным правовым законом права является Уголовный кодекс

Уголовный кодекс - свод законов о наиболее опасных дея­ниях. Он определяет, какие общественно опасные деяния являются преступными, и устанавливает наказание за совершенное преступ­ление (самостоятельно находят в таблицах и записывают в тетрадь).

- Давайте, теперь выясним, какие виды преступлений определены законом:



  • (преступления против государства): ди­версия, террористический акт, пропаганда войны, национальной роз­ни, шпионаж, бандитизм (организация вооруженных банд с целью нападения на объекты, людей и т. д.), массовые беспорядки и т. п.; государственные

  • телесные повреждения, изнасилование, убийство, оскорбление, клевета и т. д.; против личности:

- хищение, вымогательство, раз­бой, мошенничество и т. д. против собственности

  • незаконная охота, рыбная ловля, занятия запрещенным промыслом и т. д.; хозяйственные:

  • получение взятки, дача взятки, злоупотреб­ление служебным положением и т. д.; должностные:

  • заведомо ложный донос, заведомо не­законный арест или задержание и т. п.; против правосудия:

  • сопротивление представителю власти, оскорбление работника правоохранительных органов и т. п.; против порядка управления:

  • угон транспортного средства, хищение оружия и боеприпа­сов и т. д.; против общественной безопасности, общественного по­рядка:

- дезертирство, мародерство, неповиновение и т. д. - воинские

Что касается правонарушений, то их разделяют на сле­дующие:

- это нарушения норм гражданского права:
причинение вреда личности, имуществу, нарушение договора и
т. п. (эти правонарушения регулируются Гражданским кодексом -
ГК РФ); гражданские

- это нарушения норм администра­тивного права – административные.

- Теперь нужно разобраться по каким признакам определяется преступление, посмотрите на схему на доске, у вас есть эта схема на партах.

- За каждое преступление обязательно следует наказание. Прочитайте в таблице определение и запишите в тетрадь.



Цель наказания - исправление человека, предупреж­дение правонарушений. При этом важна не степень суровости и жестокости наказания, а неотвратимость его.

Рассмотрение вопроса о юридической ответственности можно начать с известного принципа юриспруденции «неотвра­тимости ответственности». Пусть учащиеся подумают, что озна­чает этот принцип? Существует очень много определений юриди­ческой ответственности, но следует договориться, что мы будем рассматривать ее в ретроспективном плане (как ответственность за содеянное) в виде неблагоприятных последствий, которые претерпевает нарушитель права.

В основе юридической ответственности лежат важные прин­ципы. Например, принцип законности предполагает, что к от­ветственности могут привлекаться субъекты только на основа­нии закона уполномоченными на то органами. В соответствии с принципом справедливости нельзя назначать уголовные нака­зания за проступки, а за одно нарушение следует лишь одно на­казание. Никто не может нести наказание за мысли; вид и мера наказания зависят от тяжести правонарушения. Ответствен­ность виновный несет самостоятельно. Этот принцип не всегда соблюдался в истории нашей страны. Так, по ранее действующе­му закону к ответственности могли привлекать на основе связи с виновным.

Как вы думаете, может ли наступить ответственность без вины? С одной сто­роны, ребята должны усвоить, что, если лицо невиновно, его нельзя привлекать к ответственности. Однако исключение есть в области гражданского права. Так, в ст. 1079 ГК РФ отмечается, что владелец источника повышенной опасности обязан в любом случае возместить ущерб, причиненный этим источником, даже если лицо не виновно в причинении ущерба.

Давайте обратим внимание на известные презумп­ции (предположения). Так, в соответствии с презумпцией неви­новности лицо предполагается невиновным, пока не будет дока­зано обратное. Его вину доказывает государственный орган. В гражданском праве действует другая презумпция — виновно­сти, в соответствии с которой лицо предполагается виновным, пока не будет доказано обратное.



Пользуясь материалом параграфа, ученики заполняют таблицу:
Перечисленные виды юридической ответственности не ис­черпывают их видовое разнообразие (так, юристы выделяют про­цессуальную ответственность, конституционную, налоговую и проч.). Социальная значимость объектов, охраняемых уголов­ным законом, адекватно осознается с 16 лет, а в некоторых слу­чаях в связи с их ценностью с 14 лет.

Гражданское законодательство устанавливает ответствен­ность с 18 лет, частично с 14 лет, административное — с 16 лет.

Рассматривая юридическую ответственность, необходимо за­острить внимание детей на основных видах наказания, которые применяются в нашей стране за совершение тех или иных пре­ступлений. Все они перечислены в ст. 44 УК РФ.

Уголовный кодекс выделяет наказания, которые могут быть назначены как в качестве основных, так и в качестве дополнитель­ных (ст. 45 УК РФ).

Основные наказания: обязательные работы, исправитель­ные работы, ограничения по военной службе, ограничение свобо­ды, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь.

Дополнительные наказания: лишение специального, во­инского или почетного звания, государственных наград, конфиска­ция имущества.

Наказания, применяемые в качестве основных и дополни­тельных: штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Когда наступает освобождение от уголовной ответственности. Обратите внимание на схему на партах:



К схеме можно добавить, что течение сроков исковой давно­сти приостанавливается, если лицо уклоняется от следствия и суда. Если совершены преступления против мира, безопаснос­ти человечества, сроки вообще не применяются.

По-прежнему ос­трые споры вызывает проблема смертной казни. В этой связи можно провести небольшую дискуссию в классе по проблеме «Смертная казнь: за и против». Попробуйте высказать несколько сильных аргументов в защиту этой высшей меры наказания, или, на­против, сильные контраргументы о необходимости ее отмены.

- Обратите внимание на доску, на график динамики роста преступлений (в приложении). Как Вы думаете, почему растёт преступность всё больше?



IV. Закрепление изученного материала.

- Сейчас давайте попробуем рассмотреть ситуации.

Первая ситуация разбирается совместно.

У Поликарпова кто-то по ночам воровал дрова. Чтобы пресечь действия похитителей, Поликарпов изготовил самодельную мину и спрятал ее в дровах. Ночью раздался взрыв, в результате кото­рого был убит несовершеннолетний Скрипкин, а его брат получил серьезное ранение, приведшее к ампутации руки. При решении данной задачи необходимо ответить на следующие вопросы:

а) Относится ли это деяние к преступлению?

б) Выделите субъект, объект, субъективную и объективную


сторону содеянного.

Решение.

Совершенное Поликарповым общественно опасное деяние подпадает под признаки убийства, то есть преступления, посяга­ющего на жизнь человека. Его объектом выступает жизнь несо­вершеннолетнего Скрипкина. В соответствии с ч. 1 ст. 105 УК РФ убийство с объективной стороны выражается в противоправ­ном лишении жизни другого человека. Поликарпов с помощью мины лишил жизни подростка, при этом действовал противо­правно, так как установка взрывного устройства с целью пресечения возможного хищения принадлежащего ему имущества по смыслу ст. 37 УК не образует правомерной необходимой оборо­ны. Действия Поликарпова представляют собой акт мести, само­чинной расправы. Судя по условиям задачи, действия Поликар­пова охватываются признаками преступления, содержащегося в ст. 105 УК. В ней предусмотрена ответственность за убийство без отягчающих и смягчающих обстоятельств (ч. 1) и убийство, со­вершенное при отягчающих обстоятельствах (ч. 2).



Группа 1

Дубов предложил Воронову принять участие в ограблении магазина, от чего последний категорически отказался. Во время ссоры, вызванной этим отказом, Дубов, используя финский нож, убил Воронова. После чего Дубов позвал своего брата Анатолия и с его помощью сбросил труп Воронова в реку.

а) Можно ли говорить о том, что Дубов совершил преступление?

б) Выделите субъект, объект, субъективную и объективную


сторону поступка противоправного характера.

Группа 2

Оператор отделения почтовой связи Вагина за вознагражде­ние, полученное от бизнесмена Ковалева, систематически вскры­вала корреспонденцию, поступающую на имя Волкова, знакоми­лась с ее содержанием, которое затем пересказывала Ковалеву.

Последний использовал полученные сведения в целях недобросо­вестной конкуренции.

а) Можно ли говорить о преступлении в данном случае?

б) Выделите признаки преступления.

Группа 3

Чулков обратился с просьбой к Ивановой сдать ему квартиру. Иванова не согласилась из-за разногласий в цене. Через несколь­ко дней Чулков подложил под дверь квартиры взрывное устрой­ство, которое привело к сильному пожару в этой квартире.

а) Можно ли говорить о преступлении в данном случае?

б) Выделите признаки преступного деяния.



Группа 4

Предприниматель Галактионов создал и зарегистрировал предприятие по изготовлению железобетонных изделии. Ис­пользуя поддельные документы, он получил большой кредит в коммерческом банке и объявил о ликвидации своего предприя­тия. Галактионов скрылся.

а) Можно ли говорить о преступлении в данном случае?

б) Определите состав преступления.

- Итак, подведём итог:


  • Что такое «юридическая ответственность»?

  • Как вы думаете, почему за убийство, разбой, изнасилование и другие тяжкие преступления ответственность наступает с 14 лет? Почему за оскорбление, незаконную рыбную ловлю, ответственность наступает с более зрелого возраста?

  • Почему безнаказанность порождает преступность?

  • Почему правовая безграмотность, незнание законов, считается одной из главных причин совершения правонарушен6ий?

  • Какие причины преступности вы можете перечислить?

  • Как вы думаете, почему за один и тот же проступок могут последовать различные наказания?

  • Что такое «уголовный кодекс»?

  • Какие вы знаете виды уголовного наказан7ия?

  • Какие обстоятельства смягчают уголовную ответственность?

  • Каковы цели наказания?

  • Почему смертную казнь называют исключительной мерой наказания?

V. Домашнее задание.

- Дома попробуйте разобрать ситуацию, выучите конспект.

1. Директор предприятия Бобков дал указание вывезти на го­родскую свалку около 20 тонн забракованной продукции и вред­ных отходов, упакованных в бумажные мешки. В это время на­чались длительные обильные дожди, вследствие чего вредные химические соединения проникли на близлежащую к свалке территорию, и произошло заражение земли площадью 50 га на глубину 0,5 м.

а) Можно ли говорить о преступлении в данной случае.

б) Определите состав преступления.

2. Уткин, находясь в нетрезвом состоянии, решил испробовать имевшееся у него ружьё. На улице, перед своим домом он сделал два выстрела в сторону приусадебного участка. Одним из выстрелов он смертельно ранил проходившего невдалеке соседского мальчика. Тот возвращался из школы не по центральной улице, а по тропинке, идущей сзади домов.

а) Можно ли говорить о преступлении в данной случае.

б) Определите состав преступления.



VI. Объявление оценок за урок.




Рекомендовать кому-либо книгу — все равно что предлагать поносить ботинки, которые вам по ноге. Кшиштоф Теодор Теплиц
ещё >>