Юго-западное окружное управление образования департамента образования города москвы - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Юго-западное окружное управление образования департамента образования... 1 107.28kb.
Юго-западное окружное управление образования департамента образования... 1 145.5kb.
Департамент образования города москвы юго-западное окружное управление... 1 23.02kb.
Департамент образования города москвы юго-западное окружное управление... 15 3217.58kb.
По факту обращения по поручению профкома школы №888 к руководителю... 1 51.11kb.
Западное окружное управление образования Департамента образования... 1 97.26kb.
Юго-западное окружное управление образования города москвы 1 24.14kb.
Северо западное окружное управление образования департамента образования... 1 301.07kb.
Департамент образования города Москвы Северо-Западное окружное управление... 1 95.67kb.
Департамент образования города москвы северо-западное окружное управление... 1 174.6kb.
Департамент образования города москвы западное окружное управление... 7 1532.32kb.
Сборник библиографических материалов Составители : Шигаева Т. 2 535.8kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Юго-западное окружное управление образования департамента образования города москвы - страница №1/2



ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЮГО-ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ



«У Т В Е Р Ж Д А Ю»

Руководитель Окружного центра

военно-патриотического воспитания

Юго-Западного окружного управления

образования

___________________ С.Н. Костюченко
«___» _______________ 20 ___ г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

руководителям школьных музеев

военно-исторической направленности
Порядок включения материалов в фонды

на постоянное хранение, их маркировки, организации

музейного собрания и хранения музейных предметов.

Создание экспозиции школьного музея.

Составитель: Методист Окружного центра военно-патриотического воспитания Юго-Западного окружного управления образования

Г.А. Трелин*



г. Москва

2013 г.
* Школьный музей. Теория, методика и опыт создания и использования музея в учебно-воспитательной работе образовательного учреждения. Учебное пособие. Подготовлено и издано Центром военно-патриотического и гражданского воспитания ДОгМ и Московским городским советом ветеранов. – М. 2011. стр. 38 – 52, 57 – 87.

ПОРЯДОК ВКЛЮЧЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ В ФОНДЫ

НА ПОСТОЯННОЕ ХРАНЕНИЕ.
Учёт в школьном музее, как и в государственном, имеет две цели:

- обеспечить физическую сохранность музейного предмета;

- зафиксировать и сохранить все сведения о предмете. Часто утрата этих сведений равнозначна потере самого предмета.

Немаловажно и то, что участие школьников в организации и проведении учёта материалов школьного музея способствует как самому учебно-воспитательному процессу, так и вырабатывает у учащихся навыки научно-исследовательской работы (работы со справочной (энциклопедии, словари, определители) и научной (литературные источники, статьи, монографии) литературой по данной теме, а также работы в библиотеках, архивах, государственных музеях и пр.).

В Государственных музеях возможность включения предмета в фонды (вне зависимости от способа его приобретения) в обязательном порядке рассматривается на Фондово-закупочной комиссии музея*. Это позволяет исключить возможность попадания в музейные фонды случайных, не отвечающих требованиям предметов. В школьном музее роль такого коллегиального органа вполне оправдана и может выполняться Советом музея. На заседании можно произвести оценку собранных материалов, определить их подлинность, соответствие профилю музея, необходимость включения в музейное собрание; вынести заключение о включении их в основной или другие фонды школьного музея или о передаче на государственное хранение (в музеи, архивы, библиотеки).
Порядок оформления акта приёма.
Факт приёма предмета на постоянное хранение вне зависимости от формы комплектования (находка, дар, покупка, обмен и пр.) в собрание школьного музея оформляется

Актом приёма памятников истории и культуры на постоянное хранение (далее Акт приёмки). Этот документ юридически оформляет принадлежность данного предмета музею и, что немаловажно, закрепляет права школьного музея на него (см. приложение № 1). Ниже приводятся рекомендации о порядке оформления этого документа.

В графе № 1 указывается наименование памятника и его краткое описание.

В графе № 2 указывается количество экземпляров поступившего предмета (например, в музей поступает одновременно две одинаковые деревянные ложки с хохломской росписью, две ажурные манжеты и т.п.), а для документальных памятников в скобках указывается количество листов.

В графе № 3 указывается сохранность предмета.

В графе № 4 делаются особые отметки (примечания), касающиеся предмета.

Графа «Вышеперечисленные предметы занесены в книгу поступлений под номерами» заполняется по мере присвоения инвентарных номеров того или иного фонда каждому из предметов, включаемых в состав музейного собрания.



При поступлении материалов, найденных в ходе поисково-собирательских работ, акт приёмки составляется в одном экземпляре, в котором передающей стороной выступает лицо, ответственное за материалы фонда данного сбора.

При получении материалов от их владельцев Акт Приёмки заполняется в двух

экземплярах. Оба экземпляра подписываются передающей стороной (частным лицом или
* Фондово-закупочная комиссия – постоянно действующий совещательный орган музея, осуществляющий экспертиз

у и оценку предметов, поступающих на её рассмотрение, а также принимающий решение по научно-методическим, организационным и практическим вопросам учётно-хранительской работы.

представителем учреждения), представителем принимающей стороны и руководителем школьного музея, затем они утверждаются директором образовательного учреждения. Один экземпляр акта передаётся владельцу предмета, второй остаётся на хранение среди другой учётной документации музея.
Акты Приёмки по мере их накопления могут быть сброшюрованы в хронологическом порядке в отдельные тома.

При исключении / выдаче музейного предмета из собрания школьного музея (возврат, обмен, передача на время, списание в связи с утратой музейных свойств) составляется Акт Возврата (обмена, передачи) (см. приложение № 2).


Порядок оформления книги поступлений.
После того, как необходимые акты будут составлены, все предметы, поступившие на постоянное хранение, регистрируются в Книгу поступлений (Инвентарную книгу) того или иного фонда.

Для ведения подобных книг в школьном музее может быть использована большая толстая тетрадь, желательно в твёрдом переплёте. В целях повышения долговечности книг учёта рекомендуется делать их шитыми (а не клееными), когда листы книги подбираются в тетради, которые затем соединяются (сшиваются) в целую книгу. Заказать изготовление книги можно и в переплётной мастерской.

Книга прошивается насквозь шнуром (по корешку), концы которого выводятся в конец книги, завязываются и заклеиваются небольшим листом бумаги. Затем в конце книги, на верхней части той страницы, куда выведены концы шнура, делается заверительная надпись о количестве листов в ней. (Например: «В настоящей инвентарной книге основного фонда (том 2) пронумеровано, прошито и опечатано 150 (Сто пятьдесят) листов»). Затем следуют подписи директора образовательного учреждения и заведующего школьным музеем, которые заверяются печатью данного образовательного учреждения.

В нижней части этой же страницы на листе, которым заклеены концы шнура, после слова «Утверждаю» расписывается руководитель органа управления в сфере образования, в ведении которого находится данное образовательное учреждение, и ставится печать этого органа управления.

На титульном листе изготовленной таким образом книги указывается название школьного музея, его принадлежность к конкретному учреждению образования, его адресные данные, название книги («Инвентарная книга музея» или «Книга учёта научно-вспомогательного фонда»).

Каждый лист (но не страницу!) книги нумеруют шариковой ручкой в правом верхнем углу лицевой стороны и разграфляют согласно прилагаемому образцу (см. приложение № 3).

После того, как книга будет заполнена, на обложке или титульном листе указывается номер тома книги, даты первой и последней записей, начальный и последний инвентарные номера записанных в эту книгу музейных предметов. (Например: с № 894 по № 1104). Каждый новый том книги должен начинаться с очередного номера, следующего за тем, под которым зарегистрирован последний музейный предмет в предыдущем томе.

При заполнении книг следует придерживаться следующих правил:

● Регистрацию новых поступлений в книгу осуществляет непосредственно руководитель школьного музея.

● В инвентарных книгах основного, научно-вспомогательного и других фондов ведётся раздельная нумерация.

● Все записи делаются чётко и аккуратно, чёрной или синей ручкой (желательно - одного цвета, для чего, лучше всего сразу закупить несколько одинаковых ручек или стержней к ним). Исправления допускаются только в крайнем случае, вносятся красными чернилами (пастой шариковой ручки) и удостоверяются записью «исправленному верить» за подписью руководителя музея.

● Вырывать листы запрещается. Переписывать книгу без согласования с директором образовательного учреждения не разрешается.

● Запись в книге производится на основе всех сведений, имеющихся в Акте Приёмки, полевой описи, других сопроводительных документах и тщательного осмотра предмета.

Ниже приводятся рекомендации о порядке оформления этого документа.

В графе № 1 «Дата записи» указывается дата вносимой записи в книгу

поступлений.



В графе № 2 «Инвентарный номер» проставляются номера поступивших в музей

предметов. Каждому из них присваивается

свой «инвентарный» номер, являющийся с

этого момента его учётным обозначением.

Этот номер не может быть присвоен другому

музейному предмету даже в случае его

передачи, утраты и пр.

Если в музейное собрание поступила коллекция (например, монет, или коллекция личных вещей), то инвентарный номер присваивается только ей, а каждый входящий в неё предмет получает дробный номер: в числителе – номер коллекции по инвентарной книге, а в знаменателе – номер музейного предмета по данной полевой или коллекционной описи (например: 165/3). Это даёт возможность сохранить целостность собранного материала.

При групповых поступлениях каждый предмет также получает дробный номер. Например, сервиз, состоящий из 30 предметов, будет иметь общий номер 256/1-30, а далее каждый предмет приобретает свой порядковый номер: 256/1, 256/2, 356/3 и т.д.).

В графе № 3 «Наименование, краткое описание предмета» даётся общая

характеристика и краткое описание его внешних

признаков и индивидуальных особенностей,

указывается автор предмета, место и время его

создания.

Наименование. Названия предметов следует начинать с предметного слова. (Например: «Шлем стальной военнослужащего РККА (Вермахта), «Тетрадь ученическая», «Марка почтовая», «Ваза стеклянная», «Фотография»).

Если предмет имеет собственное название (авторское, функциональное, местное – бытовое), то оно приводится после видового признака. (Например: «Рисунок карандашный «Наша школа», «Прялка – «копыл»», «Ложка декоративная», Шляпа ,

Название предмета должно отвечать его прямому назначению. (Например, модель самолёта ТУ-154 следует записать как «Модель самолёта ТУ-154», а не «Самолёт ТУ-154»). Для личных предметов и подарков указывается их принадлежность (ф.и.о., краткие сведения о владельце). (Например: «Кисет матерчатый, принадлежал солдату 310-й Новгородской Ордена Ленина Краснознамённой стрелковой дивизии Николаеву М.А.»).

Автор / Исполнитель. Даются сведения об авторе (изготовителе, составителе, художнике, издателе и пр.) предмета – ф.и.о., псевдоним, годы жизни и другие краткие биографические данные, известные на момент регистрации. Причём, может быть указано как отдельное лицо или группа лиц, так и предприятии, учреждение, организация, на котором предмет был изготовлен или тиражирован. (Например: «Художник Меньшов В.», «Либерально-демократическая партия России»). В случае, если авторство определить не представляется возможным пишется: «Автор / изготовитель неизвестен».

Место изготовления. Указывается географическая принадлежность данного предмета и время его изготовления или пользования. Географическая принадлежность обозначается последовательно от общего к частному, обязательно в соответствии с административно-территориальным делением и географическими наименованиями, принятыми в период происхождения или бытования предмета. (Например: «РСФСР, г. Куйбышев», «Россия, Московская область, Подольский район. Деревня Софьино», «Россия, Республика Татарстан. г. Чистополь»).

Описание предмета. Сначала указываются общие признаки предмета – его внешний вид, форма и цвет. Описание должно быть предельно сжатым, конкретным, точным. Парные предметы (чашка с блюдцем, барабанные палочки) описываются вместе, как один предмет. При этом в графе «Количество» указывается «2 шт.». Если предмет имеет специальное оформление (вместилище) – футляр, папку, рамку и пр., при описании это оговаривается.

После описания общих признаков предмета даётся короткое описание его отдельных составных частей, орнаментов, украшений, сюжетных изображений, клейм, надписей и пр.

В приводимых текстах и надписях сохраняется орфография и пунктуация, даётся разбивка на строки с помощью косых разделительных линий, указывается язык текста. Перевод даётся в круглых скобках. В случае, если текст занимает более 10 строк, разрешается ограничиться воспроизведением начальных и последних слов, заменяя опускаемое многоточием и дополнительно характеризуя общее содержание текста.

При описании вещевого предмета указывается, является ли он цельным или составным, отмечаются особенности формы, цвета, украшения. При описании конструкции предмета необходимо указывать места и способы соединения частей и деталей, их особенности.

Описание предметов, относящихся к письменным источникам, начинается с названия самого документа, затем даётся краткое содержание (аннотация), указывается, подлинник это или копия (какая и какого времени), а также отмечаются имеющиеся изобразительные элементы, особенности внешнего оформления.

Описание фотографий с изображением отдельных лиц начинается с фамилии и инициалов заснятого лица, указывается тип портрета (голова, погрудный, поясной, в рост, поворот влево, и т.д.). Описание фотографий с групповыми изображениями следует начинать с общего наименования группы, а затем перечисляются входящие в неё лица (если известны). Описание фотографий, воспроизводящих различные события, начинается с наименования сюжета.

Описание изоматериалов (живопись, графика, скульптура) нужно начинать с авторского названия, затем давать подробное описание сюжета картины, рисунка или скульптурного произведения. При описании портрета конкретного лица обязательна краткая запись известных сведений о портретируемом.

При описании приборов, образцов продукции, моделей, макетов и т.п. следует указать их назначение (для моделей и макетов – их подлинника), основные технические данные и отличительные внешние признаки. При описании моделей по возможности следует указывать масштаб.

При описании предметов нумизматики следует описывать вначале лицевую, затем оборотную стороны. При этом в начале описания соответствующей стороны указывается: «Л. ст.» (лицевая сторона) и «О. ст.» (оборотная сторона). В монетах лицевую сторону определяет герб или портрет, оборотную сторону – номинал. В настольных медалях лицевую сторону определяет портрет, герб, а в юбилейных – изображение, относящееся к данному событию. Те же обозначения «Л. ст.» и «О. ст.» следует применять при описании знамён и вымпелов.

Описание образцов флоры и фауны нужно начинать с видового названия на русском и латинском языках.



В графе № 4 «Количество» указывается количество поступивших экземпляров музейных предметов, образующих одну единицу хранения (например, сервиз, состоящий из 30-ти предметов, будет обозначен в этой графе цифрой 30). При поступлении документального памятника (письмо, книга) – количество листов в нём. Если оно больше одного листа. Если предмет находится в футляре, не представляющем особую ценность, то пишется цифра «1». Если представляет – оба предмета регистрируются отдельно, с присвоением им дробного инвентарного номера. (Например: «123/1, 123/2»).

В графе № 5 «Время изготовления предмета» указывается время изготовления / выпуска или принадлежность отдельным лицам и семьям, период пользования (бытования). Если точно датировать предмет не удаётся, то можно указать дату вручения, дарения, находки предмета или события, с которым он связан. (Например: «Награждение – 2004, 15 апреля, «30-е годы», «Событие – 1943., 19 ноября 2012 г. 2. «Изготовление – 1980 г. Бытование 1980-е гг.»). В случае, если дата известна приблизительно, она указывается в квадратных скобках. (Например: «[не позднее января 2000 г.]», «[1913 г.]»).

В графе № 6 «Размер (в см)» указывается размер предмета. Согласно сложившемуся порядку указываются размеры в линейных мерах (в сантиметрах, мелкие предметы – в миллиметрах), причём, сначала указывается высота (h), затем ширина (l) и глубина; у двухмерных, плоских (если предмет имеет незначительную толщину, которая не имеет принципиального значения, например, живопись, фотография, грамота, книга) – высота и ширина; у трёхмерных объёмных предметов измеряется высота и размеры основания предмета; у круглых предметов – диаметр с проставлением впереди обозначения «дм»; у овальных, плоских предметов измеряется сначала больший, затем меньший диаметр, если предмет объёмный – следует указать третье измерение.

Для ваз, блюд, тарелок, чашек, а также для цилиндрических предметов проставляются два размера – высота и наибольший диаметр. Размеры съёмных (отдельных) частей предметов указываются после общих размеров. В единых комплексах предметов (сервизах, наборах и пр.) указываются размеры только одного из состава аналогичных предметов, например, чашки или блюдца, входящей в состав сервиза.

У тканей в целых кусках или отрезах измеряется сначала постоянная величина (ширина куска), затем – длина. У предметов одежды даются размеры: для рубашки, верхней одежды и пр. – длина, объём ворота, ширина подола; для юбки – пояс, длина и ширина подола; для брюк – пояс, длина; для головных уборов – высота и ширина по краю, для фуражек – диаметр; для обуви – общая длина и высота. Для произведений изобразительного искусства: живопись измеряется путём обмера высоты и ширины подрамника или по доске; для произведений графики указывается двойной размер - листа и изображения. Если произведения живописи или графики находятся в раме или паспарту, которые не могут быть размонтированы для обмера, измеряется лишь видимая часть лицевой стороны произведения, а также производится обмер с учётом рамы, паспарту. В моделях, макетах и др. предметах, установленных на подставках, измеряют отдельно предмет и подставку, причём перед размерами подставки (и прочих сопроводительных предметов к экспонату) следует писать «подставка».

Также в этой графе при необходимости указывается вес предмета с указанием единицы измерения (500 г или 0,3 кг).



В графе № 7 «Материал, техника изготовления» - даётся общая характеристика основы, из которой изготовлен предмет и характерные признаки техники его изготовления. (Например: «шёлк – вышивка», «кость – резьба», «бумага – печать, рукопись»). Для металлов и сплавов, в случае невозможности их точного определения, можно ограничиться обозначением «металл», «белый металл», «жёлтый металл».

В графе № 8 «Сохранность» отмечается сохранность предмета при его поступлении в музей, что имеет важное значение для контроля за состоянием предмета. Фиксируются все внешние дефекты: прорывы, трещины, сколы, поломки, вздутия, осыпи красочного слоя, отсутствие каких-либо частей или деталей предмета и т.п. при этом указываются места особенно значительных повреждений. (Например: «Оторван правый нижний угол, левый край покрыт ржавчиной», «Ручка отбита. Имеется», «Текст на 2-ой странице утрачен»). При отсутствии дефекта, если предмет хорошо сохранился, пишется «в сохранности». Каждая запись в этой графе скрепляется подписью лица, проводившего описание памятника в инвентарной книге.

В графе № 9 «Способ получения (Акт №)» указывается номер и дата Акта Приёмки (Например: Акт № 128. 3 марта 1997 г.»).

В графе № 10 «Подпись сделавшего запись» соответственно ставится подпись с расшифровкой фамилии вносящего запись о данном предмете в книгу поступлений.

В графе № 11 «Примечание» указываются дополнительные сведения о музейных предметах, полученных уже после записи в инвентарную книгу, и фиксация всех происходящих с ними изменений: делаются карандашные записи о временном изъятии музейных предметов из состава коллекций для использования на выставке, экспозиции, при передаче на реставрацию, для изготовления копий и т.п. При этом указывается, кому, когда и с какой целью передан музейный предмет. Если он передаётся на постоянное хранение в государственный музей или архив, то в этой графе уже ручкой указывается учреждение, куда передан памятник, а также дата и номер акта передачи.

МАРКИРОВКА МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ.
Одновременно с регистрацией музейных предметов и коллекций в инвентарные книги руководитель музея с помощью учеников осуществляет маркировку предметов, т.е. проставляет на предметах учётные обозначения:

- шифр музея – т.е. сокращённое наименование школьного музея, которое каждый музей определяет для себя сам, желательно с высокой степенью выразительности, дабы избежать путаницы с номерами школ других городов и населённых пунктов. Так, например, Государственный исторический музей (г. Москва) в своём шифре указывает следующую аббревиатуру: ГИМ, а Государственный музей современной истории России соответственно ГЦМСИР.

- номер предмета по инвентарной книге (основного или других фондов музея). Шифры помогают находить и соотносить музейные предметы с инвентарными книгами, обеспечивая таким образом систематизацию внутри музейного собрания. Дабы избежать путаницы, номера предметов разных фондов необходимо предварять буквами ОФ (основной фонд), Вс (научно-вспомогательный) и т.д.

Например, шифр СШ12-Вс59 означает, что музейный предмет принадлежит средней школе № 12 г. Москвы и записан в инвентарной книге научно-вспомогательного фонда школьного музея под номером 59.



Шифр СШ1288М-ОФ833/26 означает, что музейный предмет принадлежит средней школе № 1288 города Москвы, поступил в собрание музея в составе коллекции или групповом поступлении, опись на которую внесена в инвентарную книгу основного фонда под номером 833, а сам предмет зарегистрирован в описи под номером 26.

Шифр Ш-И70СПБ-ОФ14/3 означает, что музейный предмет принадлежит школе-интернату № 70 города Санкт-Петербурга, поступил в собрание музея в составе коллекции или групповом поступлении, опись на которую внесена в инвентарную книгу основного фонда под номером 14, сам предмет зарегистрирован в описи под номером 3.

Ниже приводятся правила маркировки различных типов музейных предметов.



  1. Шифры, наносимые на музейный предмет, должны быть написаны как можно более компактно и отчётливо, не нарушая его внешний вид. В случае невозможности проставить учётные обозначения на самом предмете, они проставляются на оформлении предмета (раме, футляре, паспарту, конверте и т.д.), этикетке или ярлычке, который подвешивается к предмету. Хранение и экспонирование музейных предметов без соответствующих учётных обозначений не допускается.

  2. На рисунках, плакатах, документах, фотографиях и других материалах, изготовленных из плотной, не просвечивающей бумаги, инвентарные номера пишутся на обороте предмета в левом нижнем углу простым мягким карандашом. Альбомы с рисунками и фотографиями шифруются на обороте обложки или титульного листа. На обороте каждого листа альбома также проставляется шифр.

  3. На негативах и диапозитивах учётные обозначения проставляются тушью на эмульсии; на негативах малого размера шифр проставляется на индивидуальном конверте, а на малоформатных позитивах - на монтировке.

  4. Шифр на книгах ставится в верхнем левом углу обложки.

  5. Если нанесение учётных обозначений наносит вред предмету или их невозможно написать на нём, то учётные обозначения проставляются на оформлении предмета (раме, футляре, конверте и т.д.) или на картонной бирке, которая суровой ниткой прикрепляется к предмету (значки, мелкие предметы керамики, миниатюры и пр.).

  6. Учётные обозначения монет, медалей, гемм, а также на мелких археологических находках пишутся на их индивидуальных конвертах, пакетах, футлярах или коробках, в которых они хранятся.

  7. На открывающихся предметах (коробки, шкатулки, табакерки и пр.) учётные обозначения проставляются на внутренней поверхности.

  8. На картинах шифр проставляется масляной краской на верхней или нижней рамке подрамника, в левом углу. На картинах без подрамника – на кромке холста с оборотной стороны картины внизу в левом углу. На картинах большого размера учётные обозначения следует проставлять в двух местах – сверху и снизу. На иконах (досках) шифр ставится белой или светлой голубой краской на торце или обороте доски.

  9. На предметах из ткани шифры ставятся на пришитых с изнанки бирках из плотной материи (коленкор, полотно). Причём, на платке, скатерти, полотнище и пр. геометрически правильных предметах номер ставится в углу; на предметах одежды – на левой стороне, у застёжки.

  10. На скульптуре (дерево, мрамор, металл, керамика и пр.), архитектурных фрагментах шифры ставятся сзади слева на нижнем углу эмалевой (для металла) или масляной краской так, чтобы они не портили внешний вид предмета и не бросались в глаза. На мелкой скульптуре шифр проставляется на поддоне. На тёмных предметах предварительно можно сделать мазок светлой эмалевой краской, по которому тушью пишется шифр.

  11. На предметах посуды из керамики, дерева, металла и пр. номера проставляются на поддоне масляной краской или тушью с последующим покрытием туши прозрачным лаком. При этом запрещается наносить шифр на марки и клейма, которыми могут быть снабжены керамические изделия.

  12. На предметах естественной истории учётные обозначения проставляются:

- у чучел – на специальных подвесных ярлыках или на подставках, к которым прикреплён экспонат;

- на препаратах, заключённых в банки или постоянные футляры – на наружной стороне банки или футляра;

- на гербарных листах – на каждом листе внизу слева, а на гербарных листах, смонтированных в альбом – на первом листе альбома;

- на геологических и палеонтологических образцах – непосредственно на предметах (на не экспонируемой стороне);

- на почвенных образцах – на оборотной стороне клеевого монолита или на стенке ящика с монолитами или на банке и коробке с образцами; на сыпучих образцах – на упаковке;

- у насекомых – на специальных ярлыках, приколотых энтомологическими булавками, которыми наколоты насекомые ко дну коробок;



13. Все старые этикетки, шифры и номера на предметах сохраняются при замене их на новые, но поглощаются – зачёркиваются косым крестом светлыми чернилами так, чтобы они легко читались и просматривались.

ОРГАНИЗАЦИЯ МУЗЕЙНОГО СОБРАНИЯ

(инвентарные карточки, картотеки)
Составлением записей в инвентарных книгах и проставлением учётных номеров на поступившие предметы не заканчивается работа по учёту фондов, так как записи в инвентарные книги фондов производятся по мере поступления материалов. Разнородные предметы могут оказаться записанными рядом, а однородные – в разных местах. Так, при выявлении нужных материалов придётся делать это или по памяти, или перечитывать инвентарные книги. Поэтому, для удобства работы с экспонатами в школьном музее все предметы основного фонда, зарегистрированные в книге поступлений, согласно Положению о школьном музее (от 31.07.07) подлежат вторичному учёту с заполнением инвентарных карточек на каждый музейный предмет (см. приложение № 4). Правила заполнения граф инвентарных карточек в целом аналогичны правилам заполнения книги поступлений. Однако, в отличие от книг, в карточку можно продолжать периодически вносить сведения о музейных предметах, по мере их изучения и появления новой информации об истории экспоната. Именно по этой причине на обратной стороне карточки составляется «легенда предмета», в которой указываются все известные сведения о предмете – при каких обстоятельствах он найден, его прежняя принадлежность, связь с определёнными событиями и лицами, сведения о человеке, передавшем в музей предмет (в случае передачи личного предмета от частного лица), время изготовления, условия бытования и использования. Вся известная информация требует особенного внимания – она чрезвычайно важна для каждого предмета при его экспонировании, научном исследовании, использовании в учебном процессе. Часто потеря сведений о предмете равносильна потере самого предмета.

Приведём пример. В экспозиции музея Боевой славы одной из школ нашей страны представлен простой солдатский кисет с приколотой к нему большой английской булавкой. Казалось бы – кисет военного времени и потускневшая от времени булавка. Почему они вместе? Но отношение к экспонатам меняется, когда экскурсовод рассказывает, что владелец этих предметов – герой Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. был ранен в бою под Москвой и вынесен санитаркой с поля боя. При выписке из госпиталя врач протянул ему булавку и велел беречь: она спасла солдату жизнь (санитарка скрепила булавкой края раны, и большой потери крови удалось избежать). Солдат пронёс её через всю войну приколотой к своему кисету. Да, пока предмет экспонируется, его историю знают, но что может произойти, когда неописанный тщательно музейный предмет переместится в фондохранилище, остаётся только догадываться.

Грамотно составленная картотека с инвентарными карточками поможет в дальнейшем ясно представить состояние фондов – их обеспеченность экспонатами по отдельным разделам экспозиции и изучаемым темам, а также легко и оперативно ориентироваться в фондах при создании экспозиции, выставки, проведении школьных занятий и других мероприятий. Карточку легко заменить на новую, дополненную, не забыв переписать при этом учётные сведения о предмете.

Музейная картотека – это аннотированный перечень входящих в фонд музея предметов, расположенных в определённом порядке, складывающийся в процессе их систематизации. Служит инструментом для изучения музейных предметов и используется в информационно-поисковых целях. Картотека составляется из отдельных карточек, в более полном виде дублирующих информацию инвентарной книги основного фонда о зарегистрированных в ней предметах. Каждая карточка (размером = 10 х 15 см) разлиновывается на графы, в которые в обязательном порядке вписываются инвентарный номер по книге поступлений и сведения о нём. Желательно использовать карточки из плотной бумаги или тонкого картона.

При составлении карточки информацию следует записывать грамотно, разборчиво и аккуратно, стараясь в как можно более полном виде охарактеризовать предмет. Составленные карточки расставляются в определённом, логичном порядке, наиболее приемлемом для профиля школьного музея.

Существуют разные формы расстановки.



Предметные (по роду материалов). Например: металлические предметы; деревянные предметы; ткани; керамика; фотографии и т.д. в хронологическом порядке для каждого из разделов. Для музея, занимающегося преимущественно предметами прикладного искусства, такая разбивка наиболее удобна, а вот для музеев исторического профиля не годится – памятники одного периода оказываются размещёнными в разных разделах. Поэтому для школьных краеведческих музеев наиболее удобна разбивка по рубрикам.

Хронологические. Например: Наш район в глубокой древности. Наш район в XVIII – XIX вв. Наш район в годы Великой Отечественной войны и т.д. Внутри этих больших разделов карточки следует располагать уже по роду материалов: керамика, фотографии и пр.

Картотека естественно-научных материалов может систематизироваться по отделам природы: геологические объекты (ископаемые, животные, кости); минералогические, ботанические, зоологические.

Для хранения картотеки наиболее приемлемым является шкаф с выдвижными ящиками, или стационарные картонные ящики с крышкой. Чтобы карточки не терялись, можно насадить их на деревянный или металлический стержень. Темы разделяются друг от друга разделителями (картонной карточкой с поисковым признаком).

Многие государственные музеи в настоящее время составляют подобные картотеки на компьютере, используя специально разработанные программы – т.н. «автоматизированные информационно-поисковые системы» (АИС). В школьном музее такие профессиональные программы использовать не целесообразно, но можно создать картотеку (базу данных) с помощью одной из стандартных программ из пакета Microsoft Office (Word, Excel, Access и пр.), или совместными силами учащихся разработать специальную компьютерную программу учёта фондов музея на уроках информатики. И в работе школьного музея используется электронная картотека, все карточки должны в обязательном порядке распечатываться на бумагу; дублирование исключает возможность потери данных на электронных носителях.

По мере накопления материалов в музее для наиболее рационального использования фонда целесообразно организовать коллекционное хранение предметов, т.е. каждый предмет, поступающий в музей, будет храниться вместе с аналогичными ему предметами. Таким образом, после регистрации в инвентарной книге музейный предмет попадает в соответствующую ему музейную коллекцию. Так, например, в школьных музеях краеведческого и военно-исторического профиля возможно классифицировать предметы на коллекции:

■ вещевые (знамёна, одежда, керамика, дерево, металл, пластмасса, нумизматика, филателия и пр.);

■ документальные (рукописные, печатные и т.д.);

■ изобразительные (живопись, графика, скульптура, плакат, открытка);

■ кинофотофоноисточников (киноисточники, фотографии, фонозаписи).

При формировании музейных коллекций целесообразно продумать и составит классификационную схему коллекций по одному из выбранных признаков. Каждой коллекции при этом придаётся условное буквенное значение (индекс). Например, буквой «Л» может быть обозначена коллекция книг, «М» - марок, «Ф» - фотографий, «Р» - рисунков и т.д.

В таком случае, при маркировке предметов в дроби необходимо будет указывать порядковый номер предмета с буквой коллекции, к которой он относится.



Шифр В.У.МСШ3-ОФ14/3 Р-152 означает, что музейный предмет принадлежит средней школе № 3 города Великий Устюг, поступил в собрание музея в составе коллекции или групповом поступлении, опись на которую внесена в инвентарную книгу основного фонда под номером 14, сам предмет зарегистрирован в описи под номером 3 и зарегистрирован в коллекционной описи на рисунки под номером 152.

Музейные предметы каждой из коллекций оформляются в отдельную опись. Так же, как и инвентарная книга, она представляет из себя тетрадь большого формата. В заголовочных данных необходимо отразить название музея, название коллекции и буквенный индекс, которым обозначается данная коллекция. Рекомендуемая форма коллекционной описи приводится ниже.






п/п

Учётное обозначение

Наименование музейного предмета

Кол-во

Материал, техника

Раз-мер

Подлинность и сохранность

Прим.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.


























В графе № 1 ставятся порядковые номера музейных предметов, включённых в коллекцию.

В графе № 2 проставляется инвентарный номер данного музейного предмета по инвентарной книге Соответственно в графе № 10 инвентарной книги записывается номер данного предмета по коллекционной описи.

В графе № 3 даётся полное наименование предмета с указанием автора, места и времени его создания.

В графе № 4 указывается количество экземпляров музейных предметов, поступивших в данную коллекцию. В письменных памятниках с количеством листов более одного в этой графе через дробь указывается и количество листов.

В графе № 5 даётся краткая информация о материале и технике изготовления предмета.

В графе № 6 указываются размеры предмета в линейных мерах. Порядок измерений тот же, что и при внесении размеров в инвентарную книгу.

В графе № 7 отмечается подлинность или копийность музейного предмета, его сохранность. Имеющиеся повреждения кратко описываются.

В графе № 8 простым карандашом отмечается временное изъятие музейного предмета из состава коллекции для использования в экспозиции, на выставке и пр. Если музейный предмет переведён в состав другой коллекции или передан на постоянное хранение в другое учреждение, то в этой графе уже ручкой записывается новое местонахождение памятника, а также даются сведения о документе, на основании которого передан памятник.


ХРАНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ.


  1. Обеспечение сохранности музейных предметов в хранилище.

Собранные памятники подвержены опасности разрушения. Поэтому правильно организованное хранение фондов музея обеспечит сохранность музейных предметов от возможных повреждений, разрушений, хищений и порчи, а также создаст оптимальные условия для их использования в работе музея.

Для хранения фондов желательно выделить отдельное помещение (т.н. «фондохранилище»), специально приспособленное для ранения не находящихся в экспозиции музейных предметов, которые размещаются в соответствии с принятой в музее системой хранения. Хранение музейных фондов требует определённой температуры (в пределах + 15 - 20˚С) и влажности воздуха (50 – 65%). Не соблюдение правил температурно-влажностного режима зачастую является причинами разрушения предметов.

Для предупреждения хищений фондохранилище и другие помещения музея в нерабочее время запираются, пломбируются или опечатываются. Если музей расположен на первом этаже, желательно снабдить его окна железными решётками. Необходимо установить пожарную и охранную сигнализацию. Доступ в фондохранилище строго ограничен и разрешается только в присутствии руководителя музея.

Большое значение для сохранности музейных коллекций имеет правильное оборудование хранилища. Самым простым типом такого хранилища являются шкафы и стеллажи. Шкафы должны быть как с застеклёнными. Так и глухими дверцами. Полки в них должны быть подвижными, чтобы можно было варьировать подходящую высоту каждой из них. Помимо полок шкафы желательно снабдить выдвижными лотками или ящичками (для хранения мелких предметов). Размещать предметы музейных коллекций в шкафах с пропиткой и чрезмерно покрытых лаками не рекомендуется – если вещество предметов вступит с ними в реакцию, последствия могут быть непредсказуемыми.

Физико-химические свойства различных материалов, их способность поглощать влагу из окружающей среды, светостойкость, биостойкость, способность к окислению, сопротивляемость механическим повреждениям как результат протекающих процессов старения также обусловливают организацию системы хранения по принципу сходности материалов: живопись – графика – деревянная скульптура; фарфор – стекло – керамика – камень; ткани – кожа – кость; редкие книги – рукописи – документы – карты и пр. Допускается совместное хранение (на одной полке) материалов, поступивших от одного человека и составляющих его личный фонд (коллекцию). (Например: «личный фонд Кузнецова Г.А., участника Великой Отечественной войны»).

На каждую полку стеллажа или шкафа прикрепляется топографическая опись с указанием учётных номеров и наименований, хранящихся на них предметов.


  1. Условия хранения предметов в хранилище.

Размещение материалов, находящихся в фондохранилище, подчиняется основным задачам хранения – предотвращению вредных воздействий на вещи, охране их возможности похищения или утраты и удобству пользования вещами.

Поскольку музейное собрание состоит из нескольких фондов, предметы, входящие в их состав, желательно хранить отдельно. Подлинные материалы, распределённые по категориям, хранятся с соблюдением следующих правил:

Рукописные документы, газеты, листовки, плакаты и афиши, рисунки и другие виды письменных и графических памятников рекомендуется хранить без металлических скрепок (со временем они быстро ржавеют и портят материалы) в твёрдых папках, прокладывая листами чистой бумаги, или в конвертах. В каждой папке материал целесообразно располагать в той последовательности, в какой они зарегистрированы в коллекционной ведомости, а если коллекционный принцип хранения не используется музеем, то в порядке их регистрации в инвентарных книгах. Документы одного владельца (автора) формируются в дело и помещаются в папку с клапанами. В деле документы нумеруются карандашом в правом верхнем углу и на отдельном листе составляется заверительная надпись:

В деле пронумеровано

12 (Двенадцать) листов

12.02.1999

Дата подпись

На папках желательно написать номера хранящихся в них предметов. (Например, №№ 1 – 48). Папки помещают вертикально в шкафы.

Книги целесообразнее ставить вертикально корешком наружу. Нельзя складывать книги стопкой: от собственной тяжести бумага может деформироваться. Если на страницах книги имеются гравюры, рисунки, орнаментированные заставки, такие страницы также следует переложить калькой или папиросной бумагой.

Географические планы и карты хранятся свёрнутыми в трубку, помещённые на стене нужно окантовать.

Фотографии и негативы хранятся в вертикальном положении в конвертах из чёрной бумаги, на которых проставляется инвентарный номер, даётся краткое описание (аннотация).

Музейные предметы из стекла, керамики, дерева, металла, гипса можно хранить на полках шкафов, следя за тем, чтобы предметы не соприкасались друг с другом. Ни в коем случае нельзя закрывать экспонаты полиэтиленовыми плёнками.

Живопись развешивают на стенах, следя за тем, чтобы картины не подвергались воздействию горячего воздуха, идущего от отопления.

► Изделия из ткани хранят в шкафах в висячем положении на плечиках. Знамёна хранятся в свёрнутом виде в чехлах.

Минералы, почвенные образцы, палеонтологические и археологические коллекции хранятся в ящиках на вате так, чтобы отпечаток был сверху. Ископаемые кости, если они мелкие складывают в коробки на вату, крупные – на полки, закрытые плотной материей или чёрной плотной бумагой.

Мелкие предметы: монеты, значки, пуговицы и т.п. – хранят в специальных пакетах, которые в свою очередь вкладываются в коробки с разделителями, или в индивидуальных картонных коробочках, на дно которого кладётся этикетка с шифром данного музейного предмета. Шифры наносятся также и на крышку коробки. Коробки можно помещать в выдвижные ящики шкафов.

Гербарии хранятся в закрытых, не застеклённых шкафах или в картонных плотно закрывающихся коробках. На свету гербарий выцветает и быстрее портится. Экспонаты приклеиваются к плотной бумаге за их наиболее крепкие части с помощью узких полосок бумаги, смазанных клеем, при этом само растение клеем не смачивается. Такие листы гербария хранятся в картонных папках, каждый лист кладётся один на другой так, чтобы они лежали свободно, а не под прессом.

Почвенные образцы хранятся под стеклом, чтобы они не пострадали от сырости, способствующей развитию плесени.

Сухих насекомых, расправленных и наколотых на энтомологические булавки, хранят в коробках со стеклянной крышкой.

Чучела птиц и мелких зверей хранят в закрытых не застеклённых шкафах, устанавливая их в один ряд. Крупные чучела хранят на полках или на полу в вертикальном положении закрытыми материей или большими листами бумаги.

Для защиты предметов от действия естественного света все окна в фондохранилище должны быть снабжены шторами для предохранения предметов от попадания солнечных лучей. Фонды необходимо защищать от воздействия пыли и различных вредителей (грызунов, моли, жучков-точильщиков и пр.). Основной профилактической мерой является систематическое проветривание помещения и удаление пыли. В случае обнаружения на поступившем в музей предмете признаков заражения (плесенью, точильщиком и т.п.) он должен в обязательном порядке пройти дезинфекцию.




  1. Обеспечение сохранности музейных предметов в экспозиции.

При включении музейных предметов в экспозицию важно соблюдать правила техники их экспонирования с целью обеспечения сохранности. Помещения для экспозиции должны быть сухими (но с необходимой степенью влажности) и хорошо проветриваемыми. Для создания благоприятного светового режима в экспозиции в целом окна желательно занавешивать плотными шторами или устанавливать жалюзи. Для защиты экспонатов от воздействия света (выгорания, выцветания, нагревания) следует размещать витрины главным образом в той части зала, которая не освещена прямым солнечным светом. Крупные предметы, устойчивые к влиянию света, температурным колебаниям, не деформирующиеся при протирании пыли, можно располагать в открытом виде.

В залах с естественным освещением витрины с наиболее ценными и чувствительными к действию света предметами закрываются дополнительно шторами из любой декоративной ткани на светонепроницаемой подкладке или тёмной плотной тканью.

Общая продолжительность экспонирования всех видов бумажных материалов должна составлять не более 6 месяцев в году – иначе происходит их выцветание, выгорание, разрушение красочного слоя и т.д. Экспонирование старых фотографий не должно превышать 12 месяцев.

Экспонировать подлинные документы целесообразно лишь в том случае, если они имеются в нескольких экземплярах или можно их легко заменить.

В настоящее время в музеях большое распространение получают новые технологии изготовления копий плоскостных экспонатов с использованием копировальной техники (сканер, принтер, ксерокс и др.), позволяющее получать цветные и чёрно-белые копии с документов и фотоматериалов различного размера. Например, отсканировав старую фотографию, с помощью компьютерной программы «Adobe Photoshop» можно заметно улучшить качество её изображения, убрать так называемые «следы времени» - потёртости, заломы, загрязнения и пр. Однако чрезмерно увлекаться подменой подлинников копиями не стоит, дабы музей не превратился в галерею ксерокопий.

Прикреплять экспонаты следует очень осторожно и незаметно, чтобы не допустить их порчи.

Письменные и изобразительные источники, монеты, медали следует помещать и закреплять на паспарту, на специальных «подложках», прикреплять к картону при помощи бумажных уголков и специально сделанных «лапок». Лапки – это небольшие полоски бумаги, примерно 3 х 1 см, сложенные вдвое. Одной половиной они прикрепляются клеем по углам и серединам сторон экспоната (документа, фотографии), другая смазывается клеем и прикладывается к монтируемой плоскость (стенду, паспарту, альбому). При приклеивании части лапки на подлинник рекомендуется использовать мучной клейстер. При креплении экспонатов категорически запрещается накладывать их один на другой, склеивать листы книг, брошюр, документов друг с другом без «лапок».

Ни в коем случае нельзя приклеивать документы к оборудованию (все клеи оставляют на бумаге пятна и портят её) – это недопустимо по отношению к подлинникам, но такой способ может применяться, если взамен оригиналов используются копии, сделанные специально для экспозиции. Также запрещается прикреплять предметы из ткани гвоздями, кнопками или булавками: помимо механических повреждений (разрывов ткани и бумаги) это легко приводит к появлению ржавчины. К предметам на изнаночную сторону пришиваются специальные петли, при помощи которых происходит крепление экспоната к «подложке», оборудованию.

Экспонировать одежду лучше всего на манекене либо на конструкции, приближённой к манекену, знамёна, флаги – в развёрнутом виде, таким образом, чтобы не было сгибов ткани.

Ботанические и зоологические предметы, археологические памятники помещают в экспозиции в закрытых витринах или на планшетах, закрытых стеклом.

Если постоянное использование музейного предмета в экспозиции угрожает ему разрушением, то он должен быть немедленно перемещён в хранилище, а при необходимости систематического его использования целесообразно, по возможности, заменить подлинник копией или муляжом. Комплекс мер, направленных на создание такого режима хранения, который бы существенно тормозил процессы естественного старения музейного предмета, а также на активное пресечение разрушительных процессов в музейной науке носят название «консервация».



СОЗДАНИЕ ЭКСПОЗИЦИИ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ
В «Примерном положении о музее государственного образовательного учреждения системы Департамента образования города Москвы» (Приложение 1 к приказу Департамента образования города Москвы от 31.07.2007 г. № 582) экспозиция рассматривается как «выставленные на обозрение в определённой системе музейные предметы (экспонаты)». Экспозиция, «имеющая, как правило, временный характер или периодически меняющийся состав экспонатов», является выставкой. Если выделено помещение, есть необходимые средства для архитектурно-художественного оформления, собран и обработан достаточный экспозиционный материал, то целесообразно создание стационарной экспозиции. Хотя возможна и организация временной экспозиции школьного музея в форме выставки, представляющей собой один из вариантов будущей экспозиции, причём она может быть как стационарной, так и передвижной. Такая форма позволит доработать тематическую структуру предполагаемой выставки, провести дополнительное комплектование, уточнить атрибуцию музейных предметов, поработать над текстами. Сегодня для организации музейной экспозиции используются и площади классных комнат, где создаются экспозиции, связанные с отдельными предметами, изучаемыми в школе.

Созданию школьной музейной экспозиции, как правило, предшествует разработка следующих документов:



- научной концепции;

- тематической структуры экспозиции;

- тематико-экспозиционного плана;

- художественного проекта.

Концепция экспозиции школьного музея, тематическая структура, тематико-экспозиционный план, отдельные тематико-экспозиционные комплексы – вот темы проектных работ учащихся, как коллективных, так и индивидуальных.


Научная концепция.
В научной концепции раскрывается структурная организация экспозиций и профиль музея.

Специалисты выделяют экспозиции:

- тематические;

- систематические;

- монографические;

- ансамблевые.

Большинство экспозиций школьных музеев являются «тематическими» и включают музейные предметы, которые раскрывают отдельную тему или проблему.

В научной концепции экспозиции авторы определяют задачи экспозиции, характеризуют главную тему экспозиции, показывают, какими возможностями обладает будущий музей для отражения заявленной темы, намечают основные экспозиционные темы, подтемы с кратким изложением их содержания и возможностей собранного материала (фондов музея). Научная концепция фактически служит программой дальнейшей работы над литературой, архивными и фондовыми материалами.

Важно, чтобы каждая тема или подтема, включенная в концепцию будущей экспозиции, сопровождалась краткой их характеристикой, при этом оговариваются экспонаты, с помощью которых, как считают авторы экспозиции, будет раскрываться заявленная тема. При определении экспонатов вспомогательного материала, как правило, становится ясно, какие экспонаты нуждаются в атрибутировании, какой ещё дополнительный материал (подлинные вещевые экспонаты, фотографии, документы, вспомогательные материалы) надо включить в экспозицию.


следующая страница >>



Кинозвезда — это человек, сидящий на сахарном троне под проливным дождем. Марлон Брандо
ещё >>