Ю. В. Пыльнев Воронежская губернская (1-я мужская) гимназия - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Музей истории народного образования Воронежской области. Публикации 1 111.15kb.
Администрация воронежской области воронежская епархия русской православной... 1 74.49kb.
Роль отца в воспитании ребенка 1 90.26kb.
Семинар seed seed workshop Proposal Тема семинара «Энергосбережение... 1 18.01kb.
«Гимназия №54» 19 2464.34kb.
Отчет гбоу гимназия №1518 Общие вопросы 11 1376.25kb.
Отчет о самообследовании муниципальноготобщеобразовательного учреждения 8 1618.43kb.
Воронежская региональная общественная детская организация 1 74.55kb.
«Гимназия №1», ведение электронного дневника и электронного журнала... 1 60.67kb.
Парикмахерский зал Мужская стрижка (модельная) 800 1 58.23kb.
Наименование комплекта 1 35.78kb.
Зональной научной библиотеки Воронежского университета 7 1482.16kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Ю. В. Пыльнев Воронежская губернская (1-я мужская) гимназия - страница №1/7

Посвящается 200-летию Воронежской губернской (1-й мужской) гимназии

Ю.В.Пыльнев


Воронежская губернская (1-я мужская) гимназия
научно-популярное издание
Рецензенты:

доктор исторических наук, профессор П.В.Загоровский

доктор педагогических наук, профессор Л.А.Обухова

Книга в популярной форме описывает основные этапы развития Воронежской губернской гимназии, история которой началась в 1809 году и завершилась в 1918. Гимназические события изложены на фоне основных школьных реформ, предпринятых в России в 1803-1804, 1828, 1864, 1871 годах. Большое место отведено внутренней жизни учебного заведения, которая по-своему отразила изменения в общественно-политическом климате страны; использованы редкие фотографии и иллюстрации, малоизвестные широкому кругу читателей архивные документы.

Издание предназначено для педагогов, студентов и учащихся, а также всех интересующихся воронежской школьной историей.

В качестве иллюстративного материала использованы фотографии, документы, экспонаты из фондов отдела краеведения Воронежской областной библиотеки им. И.С.Никитина, отдела редкой книги фундаментальной научной зональной библиотеки ВГУ, Воронежского областного литературного музея имени И.С.Никитина, Воронежского областного центра (музея) истории народного образования, а также личных собраний О.Г.Ласунского, В.А.Митина.



Юрий Валентинович Пыльнев – директор Воронежского областного центра (музея) истории народного образования, профессор кафедры истории, философии и культуры Воронежского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования, кандидат исторических наук, заслуженный работник культуры Российской Федерации. Автор книг и публикаций по истории школы и просвещения Воронежского края XVIII – XX веков.

Книга издана при поддержке депутата Воронежской областной Думы, председателя комитета по культуре и образованию А.Н. Латушко.


Предисловие
200-летний юбилей Воронежской губернской гимназии позволяет не столько вспомнить ее историю, известных выпускников и педагогов, сколько вернуться к истокам российского среднего образования, в общих чертах проследить этапы его сложного развития, обозначить место первой воронежской гимназии в цепи событий школьной отечественной истории. Примерно два десятилетия назад современное российское общество начало смотреть на дореволюционную гимназию как на идеальную школу с взаимными благородными порывами учеников и педагогов. Это можно объяснить недостатком знаний по истории школы, истинно русской привычкой выдавать желаемое за действительное, но никак не отсутствием информации. Если кто-то попытается проанализировать прочитанное, то сразу увидит лежащие на поверхности факты. Они таковы: стоило уйти с исторической сцены еще достаточно жизнеспособной советской школе, как в новое российское государство сразу же вернулись главные недостатки старой русской школы, прежде всего – средней. Властям, как и сто, и двести лет назад, не хватает средств на финансирование школы и достойную зарплату педагогам. Что касается взаимоотношений между чиновниками и учителями, учениками и учителями, рабочих будней и праздников воронежской гимназии, ее состояния на фоне изменений общественно-политической жизни страны, то все это представлено в настоящем издании.

К сожалению, архивных материалов, касающихся истории губернской гимназии, сохранилось немного. Отдельный фонд этого учебного заведения, находившийся в Государственном архиве Воронежской области, уничтожен в годы Великой Отечественной войны. Аналогичные материалы хранились в Государственном архиве Харьковской области (фонд Харьковского учебного округа), но и они сгорели во время эвакуации из города. Существует фонд документов дирекции народных училищ Воронежской губернии (ф. 64), хранящийся в местном государственном архиве (ГАВО). Здесь, наряду с отчетами, приказами, циркулярами различных учебных заведений, представлены материалы, касающиеся губернской гимназии. В основном, они относятся к первой половине XIX в., когда директор гимназии одновременно являлся главой народных училищ губернии или дирекции училищ.

В Российском государственном историческом архиве хранится документ под названием «Историческая записка о народных училищах Воронежской губернии» (ф. 730), где в хронологической последовательности, год за годом, изложены основные события в летописи губернской школы (Главное народное училище – губернская гимназия), а также уездных училищ. Рамки хроники – 1785-1819гг.

Одним из главных источников по истории Воронежской гимназии являются очерки краеведа, директора Воронежского железнодорожного технического училища Н.Н.Пантелеевского. Первые статьи он помещал в газете «Воронежский телеграф». Затем на страницах «Памятных книжек Воронежской губернии» появился ряд очерков под общим названием «Материалы для истории Воронежской гимназии». Они были опубликованы в 1900-1916 гг. и относятся к гимназическим событиям 30-60-х гг. XIX в. Воронежский исследователь А.Н.Акиньшин писал, что Н.Н.Пантелеевский собрал интереснейший альбом фотографий педагогов гимназии за 1812-1887 гг., который подарил губернскому музею. К сожалению, альбом был утрачен в годы Великой Отечественной войны.

Известный краевед, учитель губернской гимназии Г.М.Веселовский в обширной статье, помещенной на страницах «Воронежской беседы на 1861 год» рассмотрел значительный период (1785-1853) в истории первой средней школы нашего края. Эти сведения также представляют большой интерес.

Нельзя не вспомнить о людях, возглавлявших губернскую гимназию на протяжении века. Во все времена должность директора общеобразовательного учебного заведения была непростой. Вечная нехватка денег, хозяйственные нужды, пристальный надзор попечителей и губернских властей мешали организации учебного процесса. Как упоминалось выше, до середины XIX в. обязанности руководителя гимназии совмещались с должностью директора училищ губернии. Длительные разъезды на лошадях по региону, проблемы уездных и приходских школ, отношения с местными властями и другими ведомствами – все это ложилось на плечи директоров дополнительным бременем. Они прилагали возможные и невозможные усилия для поддержания жизнеспособности гимназии на должном уровне. Дошедшие до нас сведения характеризуют губернских школьных руководителей весьма достойно.

Воронежскую гимназию возглавляли: Г.А. Петров (1796-1819), и.о. директора М.И.Славинский (1819-1821), П.Г.Бутков (1821-1823), и.о. директора А.И.Белинский (1823-1824), В.И. фон Галлер (1824-1834), и.о. директора С.И.Романовский (1834), З.И.Трояновский (1834-1838), П.И.Савостьянов (1838-1841), В.А.Виноградский (1841-1851) – последний директор училищ губернии, Н.М.Хижняков (1852-1853), М.А.Карпинский (1853-1862), А.Ф.Сцепура (1862-1868), А.М.Белозоров (1868-1886), В.И.Гаек (1886-1889), М.П.Григоровский (1889-1906), Б.О.Гаазе (1906-1914), Н.Е.Степанов (1914-1916), Н.Е.Автократов (1916-1917).

Нелестные отзывы сохранились лишь об одном директоре – отставном майоре Владимире Ивановиче фон Галлере. В очерке Г.М.Веселовского он характеризуется не с лучшей стороны, а выпускник гимназии Н.И.Костомаров изобразил директора как тип «мерзавца и взяточника». Историк вспоминал: «Он радовался, когда ученики плохо учились, так как это был отличный случай для получения взяток. Обыкновенно он встречал приносивших руганью. И затем поспешно уходил, а с заднего крыльца его кухарка принимала дары. После этого директор становился необыкновенно ласков с учеником, за которого получил нечто. Он завладел почти всем домом гимназии, а классы перевели во флигель и мезонин. В сад также перестали пускать». Только ревизор из Петербурга заставил директора перейти на частную квартиру. Многое терпели от В.И. фон Галлера и учителя. Дошло до невиданного в то время дела. Пользуясь отсутствием директора, педагогический совет гимназии принял решение, отдельные пункты которого были направлены против действий В.И. фон Галлера. Расследовавший дело чиновник особых поручений Департамента народного просвещения граф Девиер, вынудил педагогов отказаться от претензий. Многие из них получили выговоры.

Воронежская губернская гимназия выпустила немало трудоспособных, просвещенных юношей, которые принесли пользу государству. Среди них были люди, вошедшие в историю Отечества, оставившие заметный след в научной и общественной жизни своего времени. Автор намеренно не стал приводить автобиографические сведения, подробно рассказывать о деятельности этих замечательных людей. В последние годы в Воронеже выходят солидные справочные и энциклопедические издания. В статьях и очерках здесь представлены наиболее известные выпускники гимназии. «Воронежская историко-культурная энциклопедия. Персоналии», гл. редактор О.Г.Ласунский (2006), «Воронежцы: знаменитые биографии в истории края», редактор-составитель Ю.Л.Полевой (2007), «Воронежская энциклопедия» в 2-х томах, гл. редактор М.Д.Карпачев (2008), а также другие издания помогут лучше узнать биографии бывших воронежских гимназистов. Эти имена и фамилии хочется повторять снова и снова: Н.И.Костомаров – выдающийся русский историк, А.Н.Афанасьев – известный фольклорист, литературовед, Л.Ф.Змеев – врач, историк медицины, А.П.Богданов – ученый, зоолог, Н.П.Славянов – ученый-электротехник, М.С.Ольминский – известный публицист, А.С.Чаплыгин – ученый-аэродинамик, П.Е.Щеголев – литературовед, историк, Ю.И.Успенский – краевед, инженер путей сообщения, Н.И.Батурин – публицист, историк, Б.М.Эйхенбаум – известный литературовед, А.И.Милютин – историк-краевед, филолог, А.А.Борзов – географ, картограф, А.Г.Русанов – врач-хирург, общественный деятель, Е.И.Замятин – русский писатель, Г.П.Федотов – русский философ и публицист, Ю.П.Щукин – художник, живописец, А.А.Книрим – юрист, государственный деятель, Г.И.Романовский – пианист, педагог, Л.И.Мюфке – провизор, крупный воронежский коммерсант и благотворитель, Н.А.Клочков – видный деятель воронежского городского самоуправления, крупный капиталист, благотворитель, Ю.А.Бунин – публицист, брат писателя И.А.Бунина, революционер, П.Е.Астафьев – публицист, автор трудов по философским вопросам, Г.Г.Ткачев – воронежский краевед, Е.П.Плужник – украинский советский писатель и поэт, Т.Я.Ткачев – врач, один из организаторов советского здравоохранения… Список можно продолжать.

Воронежское государственное школьное образование существует более 300 лет. В XVIII веке выпускники исчислялись десятками, в конце XIX – сотнями, в советское время – тысячами. Многих талантливых людей дала стране и миру наша земля. Но Воронежская губернская (1-я мужская) гимназия, в этом отношении, уникальна. Сегодня очевидно высокое качество работы этого учебного заведения. Было ли это следствием происходящего в России или получилось вопреки всему? В любом случае, мы благодарны судьбе, что сложилось именно так. Первая воронежская гимназия во всех смыслах оказалась первой, более того, прочно и навсегда заняла это место в истории.

Оглавление

Предисловие



Глава I

  1. Устав учебных заведений 1804 г.

  2. Губернская гимназия. Гимназические дома.

Глава II

  1. Устав гимназий и училищ 1828 г.

  2. Губернская гимназия по Уставу 1828 г.

  3. Благородный пансион.

  4. Квартира для бедных учеников гимназии, прогимназии и реального училища.

Глава III

  1. Школьные реформы 1860-х гг.

  2. Губернская гимназия по Уставу 1864 г.

  3. Частные уроки.

Глава IV

  1. Губернская гимназия по Уставу 1871 г. Первые прогимназии.

Глава V

  1. Губернская гимназия в конце XIX – начале XX вв.

Глава VI

  1. Форменная одежда преподавателей и гимназистов.


Приложения


  1. Правила поступления в Воронежскую губернскую гимназию и благородный при ней пансион. 1856 г.

  2. Правила поступления в Воронежскую губернскую гимназию и благородный при ней пансион. 1864 г.

  3. Правила и программы поступления в гимназии и прогимназии Воронежской губернии. 1887 г.

  4. Инструкция для воспитанников и воспитателей пансиона Воронежский губернской гимназии. 1890 г.

  5. Правила для учеников Воронежской губернской гимназии. 1890 г.

  6. Правила приема в гимназии и прогимназии Министерства народного просвещения. 1891 г.

  7. Устав Николаевского Братства при Воронежской губернской гимназии. 1898 г.



Источники и литература


  1. Акиньшин А.Н. Сакко и Ванцетти, 102 // Воронежский курьер, 21 апреля, 1993.

  2. Акиньшин А.Н., Ласунский О.Г. Записки старого пешехода. – Воронеж, 1995.

  3. Алфавитный указатель постановлений и распоряжений, помещенных в циркуляре по Харьковскому учебному округу за 1861-1886 гг. – Харьков 1887.

  4. Антюхин Г.В. Литературное былое. Книга очерков о литературном прошлом и памятных местах Воронежского края. – Воронеж, 1987.

  5. Афанасьев А.Н. Народ-художник. – М., 1986.

  6. Веселовский Г.М. Из истории частных школ в Воронеже // Русский вестник. №6. – 1864.

  7. Веселовский Г.М. Историко-статистический очерк торговли и промышленности г. Воронежа // Памятная книжка Воронежской губернии на 1865-1866 гг. – Воронеж, 1867.

  8. Веселовский Г.М. Исторический очерк Воронежской гимназии от 1785 до 1853 г. // Воронежская беседа на 1861 г. – СПб., 1861.

  9. Веселовский Г.М. Исторический очерк г. Воронежа. – Воронеж, 1886.

  10. Вестник Воронежского уездного земства. - № 20, 1916.

  11. Вестник Воронежского уездного земства. - № 40-41, 1917.

  12. Водовозова Е.Н. На заре жизни. Мемуары. – Л., 1963.

  13. Воронежская историко-культурная энциклопедия. – Воронеж, 2006.

  14. Воронежская энциклопедия: В 2 т. – Воронеж, 2008.

  15. Воронежские губернские ведомости. - № 19, 1839.

  16. Воронежские губернские ведомости. – №19, 1844.

  17. Воронежский телеграф. - № 215, 1917.

  18. Воронежский юбилейный сборник в память трехсотлетия г. Воронежа. – Воронеж, 1886. – т. 1.

  19. Воронов И.К. Школы, учащиеся и учащие города Воронежа. Статистические данные на 1 января 1919 г. – Воронеж, 1919.

  20. Воронежцы: знаменитые биографии в истории края. – Воронеж, 2007.

  21. Гайворонский А.И. Воронежская губернская организация РКП(б) в борьбе за коренную перестройку общеобразовательной школы в губернии (1917-1920 гг.): Дисс. на соиск. уч. ст. канд. ист. наук. – Воронеж, 1967.

  22. Демков М.И. Очерки по истории русской педагогики. – М., 1909.

  23. Для крестьянина: Сборник. Отд. IX, справочный. – Воронеж, 1911.

  24. Журнал учащихся «Порыв», №4. Издание первой мужской гимназии. – Воронеж, 1913.

  25. Журнал учащихся №1. Издание первой мужской гимназии. – Воронеж,1910.

  26. Забытый О. Рассказы. Очерки. – Воронеж, 1982.

  27. Земцов В.Н., Ляпин В.А. Екатеринбург в мундире. – Екатеринбург, 1992.

  28. Известия Воронежского Совета. - №18, 1918.

  29. Историко-культурное наследие Воронежа. Материалы свода памятников истории и культуры Российской Федерации. – Воронеж, 2000.

  30. Кирсанова Р. Московский «Латинский квартал». // Родина, №12, 1997.

  31. Князев А.И. Ровесник века // Вестник просвещения. - № 18-19, 1997. Приложение «Школьная старина».

  32. Князьков С.А., Сербов Н.И. Очерки истории народного образования в России до эпохи Александра II. – М., 1910.

  33. Константинов Н.А. Очерки по истории средней школы (Гимназии и реальные училища с конца XIX в. до Февральской революции 1917 года). – М., 1947.

  34. Константинов Н.А., Струминский В.Я. Очерки по истории начального образования в России. – М., 1949.

  35. Ласунский О.Г. Литературная прогулка по Воронежу. – Воронеж, 2006.

  36. Митин В.А. Усадьбы Воронежа. – Воронеж, 2004.

  37. Митрофанов В. Начало жизни в начале века. Воспоминания // Воронежский курьер. № 113-115. – 1998.

  38. Народное образование в СССР. Сборник документов 1917-1973 гг. – М., 1947.

  39. Олеша Ю.К. Избранное. – М., 1987.

  40. Отчет о состоянии Воронежской губернской гимназии за 1886/87 учебный год. – Воронеж, 1888.

  41. Очерки истории российского образования: к 200-летию Министерства образования Российской Федерации: В 3 т. – М., 2002.

  42. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII в. – первая половина XIX в. – М., 1973.

  43. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в. – М., 1976.

  44. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX в. – начало XX в. – М., 1991.

  45. Памятная книжка Воронежской губернии на 1856 год. – Воронеж, 1856.

  46. Памятная книжка Воронежской губернии на 1887 год. – Воронеж, 1887.

  47. Памятная книжка Воронежской губернии на 1916 год. – Воронеж, 1916.

  48. Памятная книжка Воронежской губернской гимназии. – Воронеж, 1891.

  49. Памятная книжка ученика Воронежской губернской гимназии. – Воронеж, 1900.

  50. Пантелеев Л.Ф. Воспоминания. – М., 1958.

  51. Пантелеевский Н.Н. Гимназисты-волонтеры // Памятная книжка Воронежской губернии на 1912 г. – Воронеж, 1912.

  52. Пантелеевский Н.Н. К истории Воронежской губернской гимназии. Устав гимназии 1864 г. // Памятная книжка Воронежской губернии на 1913 год. – Воронеж, 1913.

  53. Пантелеевский Н.Н. Материалы для истории Воронежской гимназии. Должностные лица гимназии за столетие (1786-1886) // Памятная книжка Воронежской губернии на 1900 год. – Воронеж, 1899.

  54. Пантелеевский Н.Н. Материалы для истории Воронежской губернской гимназии: Гимназия в эпоху 1834-1859 гг. // Памятная книжка Воронежской губернии на 1916 г. – Воронеж, 1916.

  55. Пантелеевский Н.Н. Материалы для истории Воронежской губернской гимназии: Гимназия в эпоху 1868-1870 гг. // Памятная книжка Воронежской губернии на 1915 г. – Воронеж, 1915.

  56. Пантелеевский Н.Н. Очерки прошлого воронежской губернской гимназии. Пятидесятые годы (1850-1853). Дисциплина в гимназии первой половины пятидесятых годов (1851-1856) // Памятная книжка воронежской губернии на 1914 г. – Воронеж, 1914.

  57. Попов П.А. Воронеж. История города в названиях улиц. – Воронеж, 2003.

  58. Попов П.А. Городское самоуправление Воронежа. 1870 – 1918. – Воронеж, 2006.

  59. Пыльнев Ю.В., Рогачев С.А. История школы и народного просвещения Воронежского края. XVIII – начало XX вв. – Воронеж, 1999.

  60. Рождественский С.В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. 1802-1902. – СПб., 1902.

  61. Фефелов В.М. Гимназисты – народ плечистый // Молодой коммунар, №128. – 1996.

  62. Фефелов В.М., Кубышкин С.В. Сокольская гимнастика // Коммуна-спорт. №45. – 2001.

  63. Филоненко Т.В. Реформы и контрреформы: история школьных систем в России XIX – первой трети XX вв. – Воронеж, 2004.

  64. Фомичев И.В. Развитие общеобразовательной школы в России до 1917 года. – Воронеж, 1996.

  65. Цырульников А. Из тайных архивов русской школы. – М., 1992.

  66. Чалая Т.П. Воронеж навсегда мне памятен // Слобожанская тетрадь. Литературный, историко-краеведческий альманах. – Воронеж-Россошь, 2008.

  67. Чехов Н.В. Народное образование в России с 60-х годов XIX в. – М., 1912.

  68. Шепелев Л.Е. Чиновный мир России. XVIII в. – начало XX вв. – СПб., 2001.



Российский государственный исторический архив

Ф.730, оп.1, д.103

Ф.1488, оп.1, д.728
Государственный архив Воронежской области

Ф.1. Воронежский губернский отдел народного образования. Оп.1, д.1.

Ф.И-20. Воронежская губернская земская управа. Оп.1, д.10462; оп.58, д.149.

Ф.И-24. Воронежское губернское управление земледелия и государственных имуществ. Оп.1, д.798.

Ф.И-64. Дирекция народных училищ Воронежской губернии. Оп.1, д.9,18,54,66,41,195,183,200,16,36,22,39,233,400,750,954.


Глава I

1. Устав учебных заведений 1804 г.
Россия вступила в XIX век с устаревшей организацией власти, которая уже не отвечала потребностям времени. Возникшие в прошлом веке государственные органы отличались неопределенностью функций и отсутствием ясно очерченой сферы деятельности. Их внутренняя структура была разноплановой и хаотичной. Изменение существующей организации власти, приведение в порядок ее законодательной базы стало первоочередной задачей правительства. Первый министр просвещения России П.В.Завадовский писал по этому поводу: «Возложен труд исправить, очистить наши законы, писанные во мраке невежества… в начале и в течение прошедшего столетия». В отличие от школьной реформы 1786 г., подготовленной при участии Екатерины II, народное образование начала XIX века было сферой деятельности, заботу о которой впервые взяло на себя государство. Система управления новым ведомством, центральные органы руководства просвещением только формировались. Народное образование, построенное на светской основе и началах строгого государственного регулирования, должно было удовлетворить потребность страны не только в грамотных людях, но и в практических специалистах.

8 сентября 1802 г. вышел царский манифест об учреждении министерств, согласно которому было основано и Министерство народного просвещения. При министерстве было создано Главное управление училищ, в которое вошли члены уже существующей Комиссии народных училищ: первый министр просвещения П.В.Завадовский (1802-1810), Ф.И.Янкович, академики Н.Я.Озерецковский и Н.И.Фус.

Была определена новая система управления учебными заведениями. Центром этого управления стали университеты. 24 января 1803 г. училища Воронежской губернии причисляются к округу будущего Харьковского университета, с которым многие десятилетия была тесно связана история народного образования нашего края.

В предложениях по поводу открытия университетов, представленных академиком Н.Я.Озерецковским 20 сентября 1802 г. Комиссии об училищах, были названы города Москва, Дерпт, Воронеж, Харьков, Казань и Устюг Великий. Но, в конечном счете, кроме уже существующих университетов Московского, Виленского, Дерптского были открыты Харьковский и Казанский.

Харьковский университет начал занятия 17 января 1805 г. В то время он являлся первым на Украине и вторым в России. В соответствии с Уставом в 1805-1835 гг. университет непосредственно руководил начальным и средним образованием на огромнейшей территории своего учебного округа, включавшего кроме украинских губерний Орловскую, Курскую и Воронежскую, Земли Войска Донского и Войска Черноморского и в отдельные годы Волынскую, Подольскую, Тамбовскую и Астраханскую губернии, Кавказскую область, Грузию и Бессарабию. Он осуществлял административное и учебно-методическое руководство учебными заведениями Министерства народного просвещения и частными пансионами округа, изучал, проверял и контролировал работу учителей и руководящего состава школ.

Первым визитатором в Харьковском учебном округе был назначен Илья Федорович Тимковский. Будучи человеком умным и энергичным, он добросовестно выполнял свои обязанности по инспектированию народных училищ. Состояние преподавания в них учебных предметов Тимковский считал неудовлетворительным. Он всячески старался оказывать содействие в создании новых учебных заведений. Известно, что благодаря инициативе Ильи Федоровича в Воронеже был организован сбор пожертвований для открытия губернской гимназии и уездного училища.

В январе 1803 г. вышли в свет «Предварительные правила народного просвещения», в которых были сформулированы основные положения организации в Росси системы народного образования. Она подчинялась министерству и включала в себя четыре рода учебных заведений: 1) приходские училища, 2) уездные училища, 3) губернские гимназии, 4) университеты. Впервые официально было заявлено о преемственной связи между этими типами заведений в учебном и административном отношении.

Уездные училища должны были содержаться за счет городского бюджета с пополнением из государственной казны, гимназии – на средства приказов общественного призрения и также с пополнением из средств государственного бюджета.

Университеты финансировались государством. В отношении приходских училищ обещалось «учинить впредь назначение сумм».

Россия была разделена на шесть учебных округов. Каждый учебный округ подчинялся одному из членов Главного правления училищ, который также являлся попечителем учебного округа и куратором университета. Попечителю подчинялся ректор университета, который управлял не только университетом, но и учебными заведениями своего округа. Он представлял на утверждение попечителя директоров школ каждой губернии. Директор гимназии управлял всеми школами своей губернии. Ему подчинялись смотрители уездных училищ, которые руководили приходскими школами уезда.

Была введена строгая централизация управления народным образованием, создана специальная администрация просвещения, состоящая из людей, знающих свое дело. Низшее школьное звено было тесно связано с руководящими органами университета.

5 ноября 1804 г. опубликовали «Устав университетов Российской империи» и «Устав учебных заведений, подведомственных университетам».

Эти документы определили содержание, организацию и методы обучения, обязанности руководителей и учителей всех типов учебных заведений.

Гимназии должны были, с одной стороны, готовить юношей к поступлению в университет, с другой – давать законченное полное среднее образование, а тем, кто не будет поступать в университет, предоставить возможность заняться практической деятельностью.

Учебный план гимназии включал иностранные языки (немецкий и французский), латинский; математику (алгебру, геометрию, тригонометрию); географию всеобщую и российскую; историю русскую и всеобщую (вместе с курсом мифологии и древностей); статистику всеобщую и Российского государства, естественную историю, технологию и коммерцию; философию, политическую экономию и изящные искусства (куда включали и литературу); рисование.

Учебный план можно было расширить занятиями по музыке, танцам, гимнастикой. В гимназии могли готовиться учителя уездных и приходских училищ. Устав предписывал создавать при гимназиях библиотеки и кабинеты, оборудованные учебными пособиями. Гимназический курс состоял из 1, 2, 3 и 4 классов.

О состоянии народного образования Воронежской губернии в начале века мы можем судить по приведенной ниже таблице:

Годы


Количество всех учащихся на конец первого полугодия

Количество всех учащихся на конец года

Количество школ в губернии

1800

363

367

5

1801

376

345

5

1802

387

358

6

1803

350

356

6

1804

389

371

6

1805

391

398

6

1806

449

561

10

1807

573

593

10




(в т.ч. 24 девочки)

(в т.ч. 26 девочек)




1808

522

523

10




(в т.ч. 22 девочки)

(в т.ч. 26 девочек)



Здесь приведены данные по государственным училищам, открытым по уставу 1786 г. (Главное народное училище, малые народные училища). Были также частные школы, которые периодически открывались и закрывались. В статистику они не входили.

К началу 1808 г. количество учащихся в Воронежской губернии сократилось, и сразу же директор училищ Г.А.Петров получил из канцелярии Харьковского университета письмо, в котором был дан анализ состояния образования в Воронежской губернии: «Число учащихся в прошлом 1808 году было менее, нежели в предшествовавшем 1807 году».

Настала необходимость принять конкретные меры по выполнению предписаний Устава учебных заведений. Было намечено преобразовать в 1809 г. Воронежское главное народное училище, на базе старших классов открыть губернскую гимназию, на базе младших – уездное училище.


2. Губернская гимназия. Гимназические дома.
Воронежская общественность готовилась к торжественному открытию гимназии. В начале января 1809 г. в город прибыл профессор Харьковского университета А.И.Стойкович, который должен был присутствовать на торжественной церемонии. 11, 12, 13 января он принял экзамены у учеников Главного народного училища, в результате которых в первый класс гимназии поступили 36 человек, во второй – 18.

Затем испытания прошли мальчики, готовившиеся к обучению самостоятельно на дому. Таких было принято 8 человек.



Приглашенным на торжественное открытие гимназии разослали соответствующие билеты с программой мероприятия.

Вот как рассказывает об этом знаменательном событии, по свидетельству Г.М.Веселовского, гимназическая летопись: «Сообразно воле императора Александра I Харьковским университетом преобразовано было Воронежское народное училище в Губернскую гимназию. Для этой цели Харьковский университет командировал от себя в Воронеж профессора Стойковича. Прибыв в Воронеж, Стойкович немедленно снесся с местным начальством о совершении предстоящего торжества. Когда все было готово, Стойкович назначил на 17 января самое открытие гимназии. В 9 часов утра ученики и учителя собрались в залу подпоручика Елисеева, где перед портретом Государя, на столе, покрытом красным сукном, положен был Устав учебных заведений, подведомственных университетам. Скоро затем прибыл сюда и член университета с директором, и в торжественной церемонии все отправились в собор. Впереди шли два учителя гимназии, а за ними ученики, далее – остальные учителя гимназии и уездного училища, шествие замыкал Стойкович с директором. Густые массы народа сопровождали эту небывалую в городе церемонию. При колокольном звоне во всех городских церквах церемония наконец достигла собора и здесь встречена была городским головою с обществом, а в самом соборе в полном облачении встретил ее и осенил святым крестом епископ Арсений II. По окроплении шествия святою водою началась литургия, при коей присутствовали: гражданский губернатор П.А.Сонцов, губернский предводитель дворянства, чиновники, купцы и другие граждане. За литургией следовал благодарственный молебен, а потом, при колокольном звоне, церемония потянулась назад; к ней на этот раз присоединились: духовенство в крестном ходе, епископ с двумя архимандритами, а за ними губернатор с губернскими чиновниками, предводитель дворянства и городской голова с купечеством и мещанством. В доме открытия гимназии, после нового водосвятия, епископ Арсений II обратился с краткой речью к учащемуся юношеству и благословил члена университета иконою св. Александра Невского, а директора – иконой Рождества Христова. Затем следовало кропление св. водою учеников, учителей и всего заведения. А когда, по возвращении духовенства в залу, все участвовавшие в церемонии заняли приготовленные для них места, Стойкович прочитал некоторые статьи из Высочайше утвержденных предварительных правил Министерства народного просвещения – из устава Императорского Харьковского университета и учебных заведений. Затем он торжественно объявил об открытии Воронежской губернской гимназии и уездного училища, провозгласив при этом имена директора и учителей. В заключение публика выслушала 4 речи: от директора – «об удовольствии, с каким новые заведения приемлются в благонамеренном Обществе», от учителя французского языка – «о пользе изучения французского языка и прочих наук» и от учителя латинского языка (на латинском языке). После каждой речи были петы певчими канты. По окончании торжества в двух боковых комнатах и в зале публика была угощаема завтраком, с торжественными тостами за здоровье Государя Императора и всей Августейшей Фамилии. Вечером гимназический и уездного училища дома и весь город были великолепно иллюминированы. Так кончился первый день торжества. 18 января в гимназии начато было учение по новому учреждению, в присутствии губернатора, епископа Арсения, члена университета и множества носителей разного звания. 19 января снова было празднество по случаю открытия гимназии: губернский предводитель дворянства Д.В.Чертков дал приглашенным особам маскарад и ужин; тоже было устроено от купечества и губернатора 21 и 25 чисел того же месяца».

Дирекция гимназии во время публичных испытаний (экзаменов) и празднеств обычно предлагала посетителям лист, в котором каждый записывал свои пожертвования. На мероприятиях, посвященных открытию гимназии, присутствовало много состоятельных гостей, которые также сделали свои взносы в пользу нового учебного заведения.

Было получено 3530 руб., 28 томов разных книг; 300 единиц минералов и окаменелостей, 20 медных и 40 серебряных старинных монет, 72 рисунка, 2 глобуса, карта России, 100 экземпляров книги «О воздушных камнях», 100 экземпляров «Истории державного ордена Св. Иоанна Иерусалимского» и три книги в счет «книжных сумм» от Харьковского университета.

Первый педагогический коллектив губернской гимназии выглядел следующим образом: директор – Григорий Андреевич Петров, из дворян, премьер-майор. Закончил Главное Петровское лютеранское училище в Петербурге. Участник сражений в Молдавии и Валахии, а также штурма Измаила под предводительством графа А.В.Суворова. Принимал участие в подавлении польского восстания в 1792 г.



Дмитрий Семенович Борзенков – учитель российской словесности и философии, изящных наук и политической экономии, Закона Божьего. Из духовного звания, выпускник Харьковского университета.

Матвей Иванович Славинский – учитель истории, географии и статистики. Из дворян, выпускник Харьковского университета. Автор печатных работ, в том числе исследования «Историческое, статистическое и топографическое описание Воронежской губернии».

Григорий Данилович Шрамков – учитель математических наук. Из духовного звания, выпускник Белгородской духовной семинарии, затем Харьковского университета.

Дю Боа де Ливри – учитель французского языка. «Французской нации», из офицеров.

следующая страница >>



Пенсия: отдых, навязанный тебе тогда, когда все, что ты можешь, — это работать. Жорж Элгози
ещё >>