Явлениями разного рода антихудожественности. Газет­ные выступления Р. А. Иванова помогали исполнителям (хотя некоторых из них, вероя - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Задача предмета ввести учащихся в мир большого музыкального искусства... 1 235.12kb.
Организация праздников и мероприятий в средних учебных заведениях. 1 57.52kb.
Музыкальное воспитание и экология 1 45.54kb.
День-м-2 11. Красная армия всех сильней 1 272.91kb.
Македония : тернистый путь в ес македония — это государство с богатой... 1 58.6kb.
В. И. Ленин Иван Васильевич Бабушкин родился 15 января 1873 года... 2 476.3kb.
Приложение 2 Словарь терминов абрек (вероятно, от осетинского «абрег»... 1 41.55kb.
Из письма Ирине Степановой: Thursday, February 28, 2008 7: 21 am 1 20.84kb.
Натали саррот тропизмы. Эра подозрения 10 1959.53kb.
Иа «Татар-информ» 1 40.39kb.
Легенда о волке инсценировка Андрея Иванова по повести «Белый клык» 1 363.29kb.
Рассказами и повестями с типично 1 76.87kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Явлениями разного рода антихудожественности. Газет­ные выступления Р. А. Иванова - страница №1/1

явлениями разного рода антихудожественности. Газет­ные выступления Р. А. Иванова помогали исполнителям (хотя некоторых из них, вероятно, обижали резкостью тона) и воспитывали публику, уча ее понимать и любить музыку.

' Рано став очагом русской культуры на востоке стра­ны, Иркутск быстро развивался, приобретая устойчивую репутацию музыкального города. Сегодня это крупный промышленный и культурный областной центр.

Приложение

Персоналии И. В. ГУСЕВ

Иван Васильевич Гусев происходил из мещан Вятской губернии. Родился в марте 1832 г. Музыкальное образование получил в Мо­сковском театральном училище. Приехав в Иркутск в апреле 1874 г., он прожил здесь с небольшим перерывом 25 лет*. Плодотворная деятельность И. В. Гусева не ограничивалась службой в городском театре, которому, он в качестве дирижера отдал около 20 лет своей жизни. По мнению современников, в 80—90-е гг. прошлого века он имел почти исключительное влияние на музыкальное развитие ирку­тян. Эта оценка справедлива, ибо И. В. Гусев зарекомендовал себя талантливым преподавателем игры на скрипке и неутомимым пропа­гандистом музыкального искусства. В 1882 г. он получил место ка­пельмейстера Иркутского резервного батальона и, следуя доброй традиции А. М. Редрова, выступал с военным оркестром на гулянь­ях в городском Интендантском саду. В репертуар оркестра входили увертюры, фрагменты и целые попурри из классических русских и зарубежных опер. Иркутяне были благодарны И. В. Гусеву за то,-что хотя бы в такой форме он давал им понятие об оперных про­изведениях, тем более, что впервые профессиональную оперу они ус­лышали лишь в 1897 г.

Чрезвычайно активное участие И. В. Гусев принимал в деятель­ности Общества любителей музыки и литературы, будучи одним из его руководителей как дирижер и хормейстер. И занимался этим бескорыстно около 18 лет.

Современники ценили И. В. Гусева не только как превосходно­го музыканта, но и как сердечного, отзывчивого человека. Так, пос­ле, бывшего в городском театре в 1879 г. большого пожара он все свои деньги до последней копейки, роздал пострадавшим артистам. После смерти Ицана Васильевича его семья осталась без всяких средств к существованию. До самозабвения преданный музыкально­му искусству, он не щадил своих сил настолько, что сама смерть


  • В 1879—1882 гг. И. В. Гусев находился на службе у М. Д. Бутина, создавшего в Нерчинске в 1874 г. отделение Императорского рус­ского музыкального общества.

21 октября 1899 г, застигла его в военном оркестре с дирижерской палочкой в руке.

Музыкальный свет, 1876, № 10, с. 78; Вост. обозрение, 1899, 12 дек.; Баян. К биографии И В Гусева. — Вост. обозрение, 1899, 14 дек.; Русская музыкальная газета (в дальнейшем: РМГ.), 1899, № 49, стлб. 1278; Забытый труженик —Ир-кут. губ. ведомости, 1904, 29 янв; Театр и музыка.— Иркут. жизнь, 1917, 15 июля.



В. М. ИВАНОВА-ДУНКЕЛЬ

Талантливая певица Варвара Михайловна Иванова-Дункель (в замужестве Соломина) родилась в Иркутске в 1862 г. В 80-е гг. слу­жила в иркутском театре в антрепризе А.' А. Фадеева. Затем была-приглашена на первые роли в московскую труппу М. В. Лентовско-го. Впоследствии служила в оперетте в Воронеже, Симбирске, Кие­ве, Одессе. Лучшие роли В. М. Соломиной-Дункель были в оперет­тах «Хаджи Мурат» Деккер-Шенка, «Цыганский' барон» Штрауса,, «Адская любовь» Гризара. В оперном репертуаре ей особенно уда­валась партия Гальки в одноименной опере Монюшко, впоследствии оказавшаяся для нее роковой. На спектакле «Галька» в Порт-Арту­ре она получила серьезную травму и 9 июня 1903 г. умерла в Ир­кутске.

Театр и искусство, 1903, №. 26, с. 497; № 27, с. 514.

А. Ф. ВЕРБОВ

Тесно связанной с Иркутском оказалась судьба замечательного» музыканта Адриана Феодосьевича Вербова. Он родился в Киеве. В 1871 г. 12-летним мальчиком, благодаря очень хорошему голосу, был привезен в Петербург и определен в Придворную певческую капеллу. Учащиеся в капелле, на случай потери голоса, обязаны бы­ли овладеть каким-либо музыкальным инструментом. Вербов выбрал виолончель и под руководством профессора К. Маркс-Маркуса само­забвенно отдался изучению игры на ней, посвятив этому инструмен­ту в буквальном смысле слова всю свою * жизнь, отрешившись от прочих житейских интересов, В частности,- он почти забросил жи­вопись, которой занимался с увлечением, успев даже окончить курс в рисовальной школе Общества поощрения художеств. В фондах Иркутского художественного музея сохранились три превосходных рисунка А. Ф. Вербова: «Печник», «Портрет старика» и «Голова Христа», удостоенные медалей Общества поощрения художеств.

В 1882 г. сбылась заветная мечта А. Ф. Вербова: он был принят в Петербургскую консерваторию сверх комплекта, в класс кумира всех виолончелистов — К. Ю. Давыдова. Через три года он окончил консерваторию по классу старшего преподавателя И. И. Зейферта, и был приглашен солистом в симфонический оркестр, игравший в Павловске. Здесь на него обратил внимание первый председатель иркутского Общества любителей музыки и литературы горный инже­нер А. А. Белозеров. Приняв его приглашение, А. Ф. Вербов в авгу­сте 1885 г. приехал в Иркутск и здесь 23 октября того же года дал первый в жизни самостоятельный концерт, положивший начало его блестящей исполнительской деятельности.

В первый свой приезд А. Ф. Вербов пробыл в Иркутске более двух лет, а потом совершил концертную поездку по Забайкалью и Сибири. Он так понравился сибирякам, что ему по подписке, ини­циаторами, которой были иркутяне, собрали 3 тыс. руб. на покупку виолончели работы Гваданини, на которой он играл до конца сво­их дней.

Вернувшись в Центральную Россию, А. Ф. Вербов избрал посто­янным местом жительства Москву, занимался педагогической дея­тельностью и концертировал на Кавказе, в Крыму, на Волге и за границей, побывав во Франции, Бельгии, Австрии, Германии, пользу­ясь там незаурядным успехом. В половине 90-х гг. он предпринял далекое турне через всю Сибирь в Японию и Китай. Вернувшись с Востока, четыре года прожил в Ставрополе, состоя преподавателем музыкальных классов, а в 1908 г. вновь приехал в полюбившийся ему Иркутск.

До 1914 г. А. Ф. Вербов вел класс виолончели в Музыкальных классах Иркутского отделения ИРМО, с 1915 по 1916 г.— в ЧМШ.

Необычайно интенсивной была его исполнительская деятельность. Он стал непременным участником вечеров камерной музыки, которые систематически, четыре—пять раз' в год устраивали преподаватели Музыкальных классов. В программы таких концертов входили про­изведения для камерного ансамбля: сонаты для скрипки и виолон­чели с фортепиано, струнные и фортепианные трио и Квартеты. Парт­нерами А. Ф. Вербова были скрипачи и пианисты, выпускники столич­ных консерваторий, музыканты высокой квалификации, и пропаганда ими лучших образцов мировой классики оказывала неоценимое влия­ние на музыкальное развитие иркутян.

В иркутских симфонических оркестрах и в оперных спектаклях А. Ф. Вербов возглавлял группу виолончелистов. Но он отнюдь не ограничивался ансамблевой и оркестровой игрой. В период с 1908 по 1916 г. редкий концерт в нашем городе не был украшен участи­ем в нем Адриана Феодосьевича Вербова. Его обширный и разно­образный репертуар включал произведения И. С. Баха, Р. Шумана, К. Сен-Саней, Д. Поппера, Ф. Серве и много произведений русских композиторов — К. Давыдова, П. Чайковского (в том числе «Вариа­ции на тему Рококо»), С. Рахманинова, А. Глазунова, В. Ребикова, Творческие отчеты А. Ф. Вербова, с которыми он выступал ежегод­но почти всегда 23 октября (в память своего первого концерта в Иркутске), приобрели традиционный характер.

Иркутяне любили талантливого музыканта и принимали всегда очень тепло. Секрет успеха заключался в выдающихся качествах его» игры (он обладал ярким артистическим темпераментом, отличной техникой, поражал необыкновенно красивым, глубоким «бархатным»-звуком) и в особенной влюбленности в музыку, которая не могла не передаваться слушателям. Популярность А. Ф. Вербова распростра­нялась далеко за пределами Иркутска: русская музыкальная обще­ственность всегда с большой теплотой отмечала его творческие юби­леи. В 1910 г., в связи с 25-летием его артистической деятельности», в журнале «Оркестр» ему была посвящена статья, в.которой гово­рилось: «А. Ф. Вербов — редкий труженик, примерный артист, энер­гичный человек, вечно занятый мыслью о своем любимом инструмен­те и учениках, что и снискало ему повсюду уважение в оркестровых музыкантах и публике».

Концерт А. Ф. Вербова 21 октября 1915 г. превратился в торже­ственное чествование его 30-летней исполнительской и педагогической деятельности. Юбиляр получил приветствия от музыкальных деяте­лей столичных и провинциальных городов, множество ценных подар­ков от благодарной иркутской публики. ,

Б 1916 г. А. Ф. Вербов уехал из Иркутска, а в 1922 г. вновь вернулся и проработал здесь до 1929 г. В конце 1925 г. был торже­ственно отпразднован 40-летний юбилей музыканта, отдавшего Ир­кутску в общей сложности около 20 лет жизни и творческого труда* С 1930 г. он жил на пенсии в Одессе, где и умер в 1936 г.

Адриан Феодосьевич питал к Иркутску особую любовь. Совер­шенно одинокий, он жил на попечении своей старой няни, коренной-иркутянки А. А. Белозеровой, заботливо ухаживавшей за своим пи­томцем в продолжении 20 лет, даже во всех его поездках. Благода­ря ей, он был освобожден от всех житейских забот и не чувствовал своего одиночества. Сердечное отношение сибиряков • сроднило' А. Ф. Вербова с Сибирью и дало ему основание считать Сибирь сво­ей второй родиной.

Отчет С.-Петербургского отделения ИРМО и консерватории за 1884—1885 г. Спб, 1885, с: 9; Виолончелист А. Ф. Вербов. — Оркестр, 1910, № 3, с. 6; Летопись провинции. Иркутск.—Музыка, 1915, № 232, с. 483; О проведении 40-летнего юбилея^ виолончелиста Адриана Феодосьевича Вербова. — ГАИО, ф. 432, д. 18г л. 90; Что пишут газеты о концертах виолончелиста Андриаиа Вербова.— ГАИО, ф. 671, оп. 1, д. 2, св. 1, л. 14; Гинзбург Л. История виолончельного ис­кусства, кн. 3, М.: Музыка, 1965, с. 200—210.; А. Ф. Вербов (1885—1910). — Си­бирь, 1910, 23 окт.

В. И. ЛОСЕВ

Владимир Иванович Лосев, воспитанник Иркутской учительской семинарии, учитель пения в школах, был учеником Д."Р. Давиесси в школе Гинита-Пилсудского и в Музыкальных классах Иркутского отделения ИРМО. Он так страстно увлекался пением, что, кажется, ни один любительский концерт в 1898—1902 гг. не обходился без его участия. /

10 И. Ю. Харкеевич

Осенью 1902 г. в Петербурге он был принят на курсы известно­го вокального педагога И. П. Прянишникова, который, считая, что голос В. И, Лосева (низкий баритон) нуждается лишь в отделке, «шлифовке», занятия с ним начал сразу с прохождения оперного ре­пертуара. Причем, заинтересовавшись новым учеником и учитывая недостаточность его материальных средств, Прянишников брал с не­го половинную плату, за учение. Уже в феврале 1903 г. В. И. Лосев был принят в состав С-Петербургской оперы, имея в'своем репертуа­ре семь совершенно готовых оперных партий; к концу учебного года их стало пятнадцать.

Артистический путь В. И. Лосева прослеживается до 1916 г. Все это время он оставался солистом Мариинского театра, с успехом ис­полняя партии Капулетти в опере «Ромео и Джульетта» Гуно, Аль-бериха в «Гибели богов», Доннера в «Золоте Рейна», Бекмессера в «Нюрнбергских мейстерзингерах» Вагнера, Скулы в «Князе Игоре» Бородина, Елецкого в «Пиковой даме» Чайковского, Гусляра в «Ки­теже» РимскоготКорсакова, Зай-Сана в «Сыне мандарина» Кюи, Дельзана в «Миранде» Казанли, Дон-Фернандо в «Фиделио» Бетхо­вена и др.

Большое место в жизни В, И. Лосева в Петербурге занимала также концертная деятельность: в 1907 г., например, он выступил в 40 различных, главным образом, благотворительных концертах. Вы­сокой оценкой критики были отмечены выступления образовавшего­ся в 1907 г. мужского квартета солистов Мариинского театра—Чупрынникова, Софонова, Лосева и Касторского.

В период с 1903 по 1915 г. В, И. Лосев четырежды приезжал с концертами в свой родной Иркутск.

Хроника. С.-Петербургский Мариинский театр.— РМГ, 1903, № 41, стлб. 958—959; 1905, № 9—10, стлб. 278, № 37, стбл. 852, № 41, стлб. 892; 1907, № 8, стлб. 260; 1908, № 15—16, стлб. 1008; 1909, № 17, стлб. 469, № 42, стлб. 926; 1910, № 11; 1914, № 16. стлб. 383; 1916, № 12, стлб. 291; Вост. обозрение, 1902, 5 окт., 1903, 5 марта, 29 апр.; Иркут. губ. ведомости, 1903, 5 марта, 3 апр., 8 мая; 1907, 20 апр.; Сибирь, 1907, 9 мая, 13 мая; 1910, 14 мая; 1915, 24 мая.

А. Л. ФЕРШТЕР

Андрей Левитович Ферштер родился в Иркутске в 1888 г. в культурной, музыкальной семье. Отец его был пианистом, дядя (брат отца) — скрипачом, и их дом привлекал не только местных музыкан­тов, но и приезжих знаменитостей. Воспитываясь в атмосфере иск­ренней любви к музыке, А, Ферштер рано проявил выдающиеся спо­собности: абсолютный слух, феноменальную музыкальную, память. Учиться музыке он начал с трехлетнего возраста под руководством отца, а в шесть лет впервые выступил на концертной эстраде. Ме­стная критика внимательно и с удивлением следила за быстрым му­зыкальным развитием мальчика, охотно выступавшего в концертах Промышленного училища, куда он поступил в 1896 г.

250
С открытием Музыкальных классов Иркутского отделения ИРМСР А. Ферштер стал учеником Р. А. Иванова и через два года, в воз­расте 15 лет, получил свидетельство об окончании этого учебного* заведения.

За четыре года, с 1904 по 1908 г., А. Ферштер под руководст вом профессора М. К. Бенуа-Эфрон прошел пятилетний курс обучения в Петербургской консерватории, став ее лауреатом (большая* серебряная медаль).

Друг и соученик А. Ферштера А. Скляревский вспоминал, что» директор консерватории А. К. Глазунов восхищался замечательным' талантом Ферштера, называя его «сибирским чудом», и подарил ему свою сонату с надписью: «На память талантливейшему пианисту-виртуозу».

С 1909 г. началась концертная деятельность А. Ферштера в Пе­тербурге и Павловске. В конце 1910 г. он совершил большую поезд­ку по городам России, а в 1911 г.—по Сибири. Приехав в сентябре 1911 г. в Иркутск, он оставался здесь около одного года, занимаясь педагогической деятельностью и выступая с концертами. «Побольше таких ферштеров, и Сибирь легко увидит и познает свет своими гла­зами и будет созидать свое культурное здание своими руками...» - писал Р. А. Иванов в отзыве на один из концертов выдающегося пианиста.

Получив в 1912 г. приглашение на ряд концертов в Павловске, А. Ферштер снова много концертировал в Петербурге и других го­родах. К педагогической деятельности он возвращался в 1914— 1916 гг. в Омске (в Музыкальных классах Омского отделения ИРМО).

Живя затем на родине своей жены, в Николаевске (Херсонской губ.), стал там «кумиром публики», и с большим успехом выступал в Одессе. О неожиданной смерти А. Л.. Ферштера в 1921 г. сообщил его сестре Валентине Левитовне известный пианист С. Барер. Музы­канты Николаевска и приезжие артисты устроили домашний концерт, в квтором А. Л. Ферштер исполнял с особым, вдохновением боль­шую программу. Сидя за роялем и играя одно из произведений Шо­пена, он умер от разрыва сердца. Ему было всего 33 года.

Биографические сведения об А. Л. Ферштере основаны на" воспоминаниях его родной сестры В. Л. Кропачевой, написанных ею по просьбе автора. Кроме того, использованы следующие источники: Вост. обозрение, 1894, 11 мая; 1896, 7 февр.; 1899, 6 янв. Отчет С.-Петербургского отделения ИРМО и консерватории за 1907/08 г. Спб., 1908, с. 17—18; Сибирь,. 1911, 4 сент.; 1912, 22 янв.; РМГ, 1914, № 3, стлб. 92, № 24—25, стлб. 561; 1915, № 11, стлб. 204.

Е. Г. ГОРОДЕЦКАЯ

Евгения Григорьевна Городецкая родилась 8 декабря 1865 г. Общее образование получила в Витебской женской гимназии, кото­рую окончила в 1884 г. со свидетельством на звание домашней учи-

тельницы музыки. Поступив затем в Петербургскую консерваторию, она окончила ее в 1890 г. по педагогическому Классу профессора Рейхардта со званием свободного художника и в этом же году по­ступила на службу учительницей музыки в пансион Могилевской женской гимназии. Известная советская пианистка и педагог, про­фессор Московской консерватории М. С. Неменова-Лунц, учившаяся в то время в этой гимназии, вспоминает: «В Могилев только что по приглашению начальницы гимназии приехала преподавательница Е. Г. Городецкая, окончившая Петербургскую консерваторию по классу Фан Арка*. Этому педагогу я обязана своим музыкальным фундаментом и основами музыкальной культуры. За четыре года ра­боты с ней я хорошо познакомилась со всей классической и роман­тической симфонической литературой. Мы с ней часами играли в 4 руки. Кроме того, зная мое увлечение аккомпанементом, она подыс­кала мне певицу... с хорошим материалом, благодаря ей, я познако­милась с романсами Чайковского, Аренского... В гимназии, благода­ря той же Городецкой, занятия музыкой были очень хорошо постав­лены. Два раза в год были ученические концерты...»

Далее, рассказывая о своих занятиях в Московской консервато­рии с преподавателем А. М, Галли, MV С. Неменова-Лунц пишет: «Воспитанная у Городецкой на замечательных образцах подлинной музыки, на требованиях музыкальной выразительности, я чувствова­ла себя не совсем удовлетворенной, и особенно — в смысле репер­туара...»

Высокая оценка деятельности Е. Г. Городецкой, данная боль­шим, авторитетным музыкантом, приобретает особую значимость. Чрезвычайно серьезный и широкообразованный музыкант, талантли­вый педагог и воспитатель, энергичный пропагандист музыкального искусства,— такой сохранилась Е. Г, Городецкая и в памяти ее ир­кутских учеников, круг которых был необычайно, широк. Здесь она воспитала, не одно поколение музыкантов, так как все 40 лет своей последующей жизни отдала Иркутску, начиная с июня 1901 г., ког­да по ходатайству начальницы Иркутского девичьего института бы­ла переведена в него на службу из Могилева. Свое ходатайство на­чальница института мотивировала тем, что в институте в 1901 г. бы­ло 117 воспитанниц, обучавшихся музыке, и только 6 штатных пре­подавателей. В 1904 г. Е. Г. Городецкая была назначена старшей преподавательницей музыки и в этой должности оставалась до кон­ца существования института, одновременно преподавая в Музыкаль­ных классах Иркутского отделения ИРМО, а затем возглавляя Ча­стную музыкальную школу.

Организаторский талант ее особенно ярко проявился в 1920 г.,


  • Возможно, что до специализации в педагогическом классе Рей­хардта Е. Г. Городецкая училась у Фан Арка (Примеч. наше. — И. X.).

когда она стала ректором Музыкального университета, возглавив всю учебную и общественную работу этого нового, уже советского

учебного заведения.

С 1922 по 1932 г. Е. Г. Городецкая была художественным руко­водителем иркутских «музыкальных пятниц». В 1923 г. по поручению Иркутского отделения профсоюза Рабис она организовала курсы му­зыкальной грамоты, на которых преподавала игру на. фортепиано и музыкально-теоретические дисциплины.

Исполнительская деятельность Е. Г. Городецкой проявлялась преимущественно в первое десятилетие ее жизни в Иркутске, когда она часто выступала в концертах с исполнением сольных фортепи­анных произведений, играла в камерныд ансамблях и аккомпаниро­вала певцам и инструменталистам. В 1908 г. она иллюстрировала лекции Р. А. Иванова по истории музыки, организованные общест­вом «Иркутские общедоступные курсы».

Однако выступать публично ей с каждым годом становилось все труднее из-за прогрессировавшей тяжелой болезни ног, ограничив­шей сферу ее деятельности в 30-е гг. занятиями с учениками у нее на дому. «...Угнетает невозможность выходить из квартиры. При мо­ем живом характере это очень мучительно, - тем более что город и внешне и внутренне очень изменился: много новых зданий, постоян­ный мост через Ангару, хорошие магазины и проч.»,— писала Евге­ния Григорьевна своей бывшей ученице Т. В. Оболадзе весной 1936 г. Но человек сильной воли н большого жизнелюбия, Е. Т. Го­родецкая не падала духом. Постоянное стремление быть в курсе всех событий культурной жизни страны удовлетворялось большим количеством выписываемых ею периодических изданий, слушанием радиопередач (концертов и тонфильмов опер), общением с бывшими учениками, продолжавшими образование в столичных консерватори­ях. Поддерживала ее и неиссякаемая любовь к своей профессии. Во всех ее письмах 30-х гг. содержатся сообщения о том, что она, как всегда, много работает. И даже в возрасте 75 лет, за четыре меся­ца до смерти, наступившей 8 июня 1940 г., Е. Г. Городецкая писала давней своей ученице О. А. Подкорытовой: «Занимаюсь с ученика­ми не уставая, да и класс у меня сильный и хороший...» Для всех, кто знал Е. Г. Городецкую, имя ее навсегда осталось символом вы­сокой культуры и музыкального просветительства.

Городецкая Е. Г. — ГАИО, ф. 64, оп. I, д. 384: Отчет С.-Петербургского отделения ИРМО и консерватории за 1889—1890 гг. Спб, 1891, с. 143;. Н е м е-Я о в а-Л у н ц М. С. Мои воспоминнания. (Рукопись). — Гос. Центр, музей му­зыкальной культуры им. М. И. Глинки, ф. 218, инв. № 4, п. 5799, л. 7—9; Н е-м е н о в а-Л у н ц М. С. Памятные встречи. — Музыкальная жизнь, 1965, № 10, с. 5; Лекции по. музыке в России.—РМГ, 1908, № 20—21, стлб. 475; 1909, № 5, стлб. 146; Письмо Е .Г. Городецкой к. Т. В. Оболадзе 2 февр. 1936 г. (оригинал хранится у И. Ю. Харкеевич). Письмо Е. Г. Городецкой к О. А. Подкорытовой 14 февраля 1940 г. (оригинал хранится у И. Ю. Харкеевич); Программы концер­тов, опубликованные в иркутской периодической печати за 1901—1910 гг.; Некро­лог. — Вост.-Сиб. правда, 1940, 11 июня.

Р. А. ИВАНОВ

Рафаил Александрович Иванов родился 10 ноября 1869 г. в Кронштадте. Общее образование получил в Ревельской гимназии. Музыкой занимался с раннего детства и, переехав по кончании гим­назии в Петербург, поступил в музыкальную школу Бровко, где учите­лями его были профессора Лютш по фортепиано и А. Бернгард—по му­зыкально-теоретическим дисциплинам. Проучившись в школе 5 лет Р. А. Иванов по настоятельному совету А. Бернгарда поступил в Петербургскую консерваторию, куда был принят без экзамена пря­мо в специальный класс композиции Н. А. Римского-Корсакова, В 1900 г., окончив консерваторию со званием свободного художника и приняв приглашение на службу в первую Иркутскую музыкальную школу А. Ю. Гинита-Пилсудского и одновременно в Девичий инсти­тут Восточной Сибири, он приехал в Иркутск, где оставался до кон­ца своей жизни.

Р. А. Иванов не был выдающимся композитором, хотя им на­писано несколько произведений, в том числе трио для скрипки, вио­лончели и фортепиано, кантата памяти Н. В. Гоголя и особенно «Си­бирская увертюра», с успехом исполнялись в Иркутске. Он был пе­дагогом и музыковедом, лектором, критиком, автором статей по истории и теории" музыки. В качестве музыкального критика Иванов на протяжении 15 лет освещал оперные постановки, концерты — будь то выступления гастролеров или местных музыкантов, и все сколько-нибудь значительные события музыкальной жизни города. И делал он это с поразительной оперативностью: его рецензии по­являлись регулярно, не позднее, чем через день после спектакля или концерта. Стойко и упорно стоял Р. А. Иванов на страже охраны серьезных музыкальных вкусов и так же настойчиво восставал про-. тив всякой музыкальной пошлости, ополчался против веего, что на­носило ущерб эстетическому воспитанию. В годовщину его смерти-иркутская газета писала: «Культурная роль Рафаила Александрови­ча как воспитателя массы городского населения... самых разнообраз­ных возрастов, начиная с малолеток — детей, поступавших под его руководство в школе, и кончая убеленными сединами старцами, ко­торые зачитывались вдумчивыми статьями и рецензиями Рафаила Александровича — огромна. С этой стороны имя Р. А. Иванова, как ни скромно оно само по себе, должно быть сохранено в памяти ир­кутского общества надолго, если не навсегда».

Многообразной и плодотворной была и педагогическая деятель­ность Р, А. Иванова.

Кроме того, он начал очень интересную научную работу этно­графического характера, опубликовав в Русской музыкальной газете статью «Среди бурят Иркутской губернии. (Впечатления от их на­родной и религиозной музыки)». Статья снабжена прекрасным фото-

графическим снимком, сделанным самим автором, который увлекал­ся фотографией и достиг в этой области серьезных результатов. Не редкостью было получение им премий за фотографические работы на выставках Москвы, Петрограда и других крупных центров. В послед­ние годы жизни он состоял председателем Иркутского фотографиче­ского общества. Умер Р. А. Иванов от аппендицита 22 января 1915 г. " . '

С и н и ц ы н М. Памяти товарища. — Сибирь, 1915, 25 янв.; Отчет С.-Петербург­ского отделения ИРМО и консерватории за 1899—1900 г. Спб, 1901,~с. 17. Ива­нов Р. А. Среди бурят Иркутской губернии (впечатления от их народной и ре­лигиозной музыки). — РМГ, 1914, № 14, 15, 16; Хроника журнала «Музыкальный современник». 1916, № 22, с. 46; Егоров К. Памяти учителя. — Сибирь, 1916, 21 янв.; Дубровский К. Памяти Р. А. Иванова (к годовщине смерти).— Сибирь, 1916, 22 янв.

м. н. синицын

Михаил Николаевич Синицын родился 27 мая 1874 г. Окончил Петербургскую консерваторию по классу игры на скрипке профессо­ра Краснокутского со званием свободного художника в 1899 г. и сразу же приехал в Иркутск. Параллельно с занятиями в школе А. Ю. Гинита-Пилсудского он начал вести педагогическую работу в Девичьем институте, находясь с 1 сентября 1899 г. в должности учи­теля церковного пения, а с 1 августа 1902 г.— преподавателя фор­тепианной игры (в этой должности он оставался до 1916 г.). В Ча­стной музыкальной школе М. Н. Синицын проработал 11 лет. Отлич­ный педагог, он был и незаурядным музыкантом-исполнителем.

Кроме концертов, которые устраивали преподаватели Музыкаль­ных классов и ЧМШ, он выступал в многочисленных любительских, проявляя особую отзывчивость к благотворительным.

Летом 1915 г. М. Н. Синицын предпринял большое концертное турне. Вот что он об этом рассказывал: «...Одновременно возникла об этом мысль у артиста Императорских театров В. И. Лосева в Петрограде и у пишущего эти строки в Иркутске и, что интереснее всего,— цель поездки и причина ее - оказались совершенно тождест­венными: нам обоим казалось, что просидеть это лето на месте и только пользоваться отдыхом как-то неловко в такую страшную го­дину испытаний нашей Родины, и мы оба решили по мере сил и воз­можностей внести и свою лепту мирным оружием — исскусством на общее большое дело, для чего и сорганизовали концертное турне в пользу раненых воинов...»

В. И. Лосев до Иркутска концертировал с певицей К. А. Выше­мирской, а в Иркутске к ним присоединились пианистка В. С. Шпа-ковская и М. Н. Синицын. Совместно они дали восемь концертов в Иркутске, Чите, Сретенске, Благовещенске, Хабаровске, Владивосто­ке и Харбине, после чего Лосев и Вышемирская возвратились в Пет­роград, а Синицын и Шпаковская отправились в Японию.

С громадным успехом они дали четыре концерта в Токио, Иокагаме, Осаке и Кобэ. В «Отзывах иностранной и русской прессы» го­ворилось: «Синицын свободно и страстно показал свою необычайную технику. Мы не можем задуматься, чтобы назвать этот концерт бес­примерным и несравненным» (Токио, газ. «Эомури»).

«При открытии концерта на сцене появился Синицын, известный скрипач. Его нежная и искусная игра привела в восхищение слуша­телей» (Кобэ, газ. «Юсан-Симбун»).

«Скрипач Синицын оказался скрипачом-виртуозом самого высо­кого типа» (Токио, газ. «Японское время»).

М. Н. Синицын успешно сочетал педагогическую и исполнитель­скую деятельность с музыкально-критической, сотрудничая в иркут­ских газетах. В 1915—1916 гг. он посылал музыкальные заметки в «Русскую музыкальную газету». Вообще, он был разносторонне, ода­ренным человеком. По воспоминаниям одного из его учеников, ир­кутского музыканта Е. П. Медведева, М. Н. Синицын успешно зани­мался живописью.

Летом 1916 г. он получил приглашение на должность директора Вятского отделения ИРМО и более в Иркутск не * вернулся. 27 сен­тября 1925 г. общественность Вятки отметила 30-летний юбилей его музыкальной деятельности. Тогда же президиум «Цекрабис» поддер­жал ходатайство Вятского губрабиса перед наркомпросом о при­своении М. Н. Синицыну звания заслуженного артиста Респуб­лики.

Сохранилось несколько отзывов о скрипаче уже советской прес­сы. «Синицын — скрипач очень хорошей школы. Игра Синицына за­хватила публику своей виртуозностью, продуманностью, своим про­никновением- в замыслы автора, своей художественной отделкой к, законченностью (Владивосток). «Синицын обладает прекрасным то­ном и громадной техникой» (Томск). «Хорошо знает и ценит Сини­цына, не одна Вятка: многочисленные телеграммы и из центра, и из ряда городов СССР от выдающихся деятелей музыкального мира по­казывают, что и они ценят его как выдающегося музыканта» (Мо­сква): Умер М. Н. Синицын в середине 50-х гг.

Личное дело М. Н. Синицына. — ГАИО, ф. 64, оп. 1, д. 499; Отчет С.-Петербург­ского отделения ИРМО и консерватории за 1898—1899 г. Спб. 1899, с. 13; С и-. н и ц ы н М. Н. Наше концертное турне по Сибири и Японии. — РМГ, 1915» № 39—40, стлб. '590—593; К предстоящему концерту скрипача-солиста М. Н. Си­ницына. Отзывы иностранной и русской прессы. Вятка, 1927; РМГ, 1916, № 30— 31, стлб. 580; Вятская правда, 1925, № 221; Протокол № 18, 24 сент. 1925 г. заседания Цекрабис. — ГАИО, ф. 432, оп. 1, св. 1, д. 10; Программа юбилейного концерта (по случаю 30-летия музыкально-артистической деятельности М.Н.'Си­ницына). — Архив Е. П. Медведева в иркутском городском театре. П. № 27, л. 34.

В. П. БЕЛЯЕВ

Владимир Беляев родился в 1889 г. в семье иркутского учителя музыки и пения Парфения Дмитриевича, который был первым учителем скрипичной игры своего необыкновенно талантливого сына» Игре на фортепиано мальчик обучался в училище для слепых детей, где получил и общее образование, так как от рождения был лишек

зрения.

6 марта 1902 г. в Общественном собрании состоялся концерт



учащихся училища слепых, в котором 13-летний Володя Беляев иг­рал на рояле, скрипке, аккомпанируя флейтисту, а оркестровый ан­самбль из 12 учащихся исполнял увертюру к оперетте Джонса «Гей­ша» в его аранжировке. Сбор с этого концерта был предназначен на поездку мальчика за границу для излечения слепоты. Поездка, к несчастью, не увенчалась успехом.

Страшный физический недостаток не помешал, однако, В. Беляе­ву блестяще окончить Московское филармоническое училище; учась там по трем специальностям, он получил по фортепиано большую золотую медаль. Развернув широкую концертно-исполнительскую дея­тельность, он выступал в Москве, Петербурге, Перми и других горо­дах, совмещая в одном лице пианиста, скрипача и композитора. Его универсальный талант завоевал признание и единодушное восхище­ние публики и критики.

В одной из статей журнала «Музыка» в 1912 г. отмечалось: «Владимир Беляев... это — один из самых странных феноменов, ко­торые только приходилось видеть. Впрочем, это интересно, может быть, с физиологической, может быть, с медицинской точки зрения. А художественный результат таков, что дай бог каждому зрячему играть так, как играет г. Беляев». С 1916 г. В. П. Беляев часто вы­ступал в Иркутске.

Еще в, годы учения он, живо интересовался организацией музы­кальной школы и по окончании филармонического училища открыл в Москве музыкальные курсы.

В газете «Иркутская жизнь» 23 июля 1917 г. появилось объяв­ление: «Желая посвятить свои силы и знания родной Сибири, сво­бодный художник — пианист, скрипач и композитор Вл. П. Беляев переносит свои музыкальные курсы из Москвы в Иркутск». Офици­альное открытие курсов состоялось 17 сентября 1917 г. в квартире В. П. Беляева по Средне-Амурской ул. (ныне ул. Седова) № 7, кв. 4. С 1918 г. они помещались в доме № 4 по ул. Дегтеревской (те­перь ул. Российская).

Сам В. П. Беляев преподавал специальное фортепиано. По сви­детельству одной из его учениц — К. Г. Ферштер (в замужестве Ро­галь-Левицкой)— преподавательницы музыки и концертмейстера Ир­кутского радиокомитета, В. П. Беляев был талантливым педагогом, тонким музыкантом, чутко определявшим на слух ошибки ученика даже в аппликатуре. Занятиями в классах скрипки, виолончели, контрабаса, сольного и хорового пения руководил его отец — Парфений Дмитриевич, в 1920 г. эти музыкальные курсы вместе с Частной музыкаль­ной школой Е. Г. Городецкой и Народной консерваторией влились в состав Музыкального университета. Вскоре семья Беляевых пере­селилась в Москву, а затем В. П. Беляев уехал навсегда в Варша­ву, на родину своей жены, которая была дочерью одного из поль­ских-повстанцев, сосланного в Иркутск. _ •

Концерт Володи Беляева. — Иркут. губ. ведомости, 1902, 8 марта; В. П. Кон­церт Володи Беляева. — Иркут. губ. ведомости, 1903, 19 сент.; Концерт В. Беляе­ва. — Музыка и жизнь, 1911, 4, с. 13; Концерт В. Беляева. — Музыка и жизнь» 1912, JV» 3, с. 19; В. Беляев. — Музыка, 1912, 67, с. 259; В. Беляев. — Музыка, 1912, № 97, с. 257; Концерты в Москве.—РМГ, 1913, 15—16, стлб. 417—418; Письмо из Москвы. Концерт Вл. Беляева.— Хроника журнала «Музыкальный сов­ременник», 1915, № 2, с. 26; Попов Б. Пермские письма.— Хроника журнала? «Музыкальный современник», 1917, 17, с. 33; Мендельсон Н. М. Мои вос­поминания (1870—1890 гг.). — Отдел рукописей Гос. библиотеки им. В. И. Ле­нина, ф. 165, картон № 1, ед. хр. 16, л. 45.
Е. П. МЕДВЕДЕВ

Евгений Петрович Медведев родился 3 февраля 1892 г. в Ир­кутске в культурной семье, неотъемлемой частью духовных запросов которой являлось увлечение театром и музыкой; Первые его занятия музыкой начались в Промышленном училище, где он получил сред­нее техническое образование. Там он брал уроки игры на скрипке у П. Д. Беляева, там же в 1907 г. начал играть в ученическом орке­стре народных инструментов смешанного состава (балалайки, гита­ры, мандолины), а в 1908 г. сам организовал оркестр мандолинистов, которым успешно руководил до весны 1913 г.

Профессиональное музыкальное образование Е. П. Медведев по­лучил в Частной музыкальной школе в классе М. Н. Синицына, у которого начал учиться с 1903 г., еще до откры-тия ЧМШ. Играя на скрипке и альте, он стал бессменным участником всевозможных ка­мерных ансамблей не только в музыкальной школе, но и вообще в Иркутске.

В 1908 г. состоялась встреча Е. П. Медведева с первым иркут­ским оркестром народных инструментов (возникшим в 1905 г.), ока­завшаяся для него знаменательной. Вот что он сам рассказывал в своих «Воспоминаниях»: «Первая встреча с оркестром народных ин­струментов произошла зимой 1908—1909 г. на одном из утренников, которые устраивались по воскресеньям Обществом народных чтений на окраинах города и в рабочих районах. На этот раз концерт уст­раивался в предместье Глазково, в школе, и я был приглашен уча­ствовать в концерте как скрипач. В этом же концерте участвовал и «хор балалаечников», или, как еще называли тогда русские народ­ные оркестры — «великорусский оркестр»... В то время я уже играл не первый год в симфоническом оркестре музыкальной школы, где учился, любил очень оркестровую музыку и с нетерпением ожидал выступления не совсем обычного оркестра. И вот на эстраде — двенадцать добрых молодцев. Иначе и нельзя было назвать молодых ребят, одетых в очень хорошие русские костюмы: голубые шелковые рубахи со шнуровыми опоясками, русские шаровары тонкого синего сукна и красные сафьяновые сапожки. Небольшой, переполненный зал школы дрогнул от бурных аплодисментов. Так могли встречать слушатели только горячо любимых, хорошо знакомых исполнителей. Это еще более насторожило в ожидании. На приветствия скромны­ми поклонами отвечал руководитель оркестра В. А. Соснин — моло­дой человек, небольшого роста, очень светлый блондин... В первый же день встречи с оркестром я познакомился с его участниками, быстро с ними сблизился. Познакомился с Володей Сосниным, с ко­торым затем был связан * личной многолетней дружбой, сотрудниче­ством в общей музыкальной работе... Часто бывая на репетициях оркестра, я постепенно освоил домробые инструменты басовой груп­пы и стал изредка играть в оркестре. Охотно шел, когда приглаша­ли за отсутствием исполнителей, на репетиции, и концерты».

Участвуя в этом оркестре, а с 1911 г. иногда становясь за ди­рижерский пульт, Евгений Петрович стал верным рыцарем этого ви­да искусства. Вся его дальнейшая жизнь тесно связана с оркестра­ми народных инструментов, причем инициатором создания многих из них и руководителем был он сам.

Музыкально-общественная деятельность Е. П. Медведева развер­нулась после Октябрьской революции. В 20-е гг. он был ответствен­ным секретарем Иркутского отделения Рабис, работал в иркутских театрах в качестве дирижера, а также оформителя спектаклей. Как техника, его очень интересовали вопросы, связанные с устройством театральной сцены. Этот интерес привел его в 30-е гг. в Москву к В. Э. Мейерхольду, с которым он проработал несколько лет. Затем последовала работа в театрах Магнитогорска, Улан-Удэ (театр опе­ры и балета) и снова Иркутска.

Отличный педагог, Евгений Петрович много времени и сил от­дал музыкальному воспитанию молодежи, работая преподавателем, в Иркутском музыкальном техникуме, Улан-Удэнском музыкальном училище, в детских домах, а также являясь»организатором самодея­тельных оркестров народных инструментов. До последних 'своих дней, несмотря на преклонный возраст, с огромным энтузиазмом он руко­водил таким оркестром на географическом факультете Иркутского пединститута, разучивая со студентами оперу М. .Соколовского «Мельник — колдун, обманщик и сват». Скончался Е. П. Медведев 6 марта 1974 г.

Медведев Е. П. Воспоминания ученика- Частной музыкальной школы Е. Г. Городецкой, Р. А. Иванова и М. Н. Синицына. Иркутск, 1971 (рукопись); Медведев Е. П. О работе оркестров русских народных инструментов в г. Ир­кутске. 1908—1915 гг. (Воспоминания). Иркутск, 1965 (рукопись); Беседа с Е. П. Медведевым 9 июля 1970 г. записана автохром (Рукописи Е. П. Медведева хранятся у И. Ю. Харкеевич).

Т. Н. АФАНАСЬЕВА-СЕМЕНЦОВА

Татьяна Николаевна Афанасьева (в замужестве Семенцова) ро­дилась 19 февраля 1888 г. в Новгороде. После перевода по службе ее отца — военного строителя, в Петербург семья переехала туда, а затем поселилась в Гатчине. С детства Татьяна Николаевна занима­лась музыкой, проявив незаурядные музыкальные способности. По--этому выбор профессии для нее был предопределен. Окончив в 1906 г. Гатчинскую гимназию, она прошла ."под руководством про­фессора Н. Дубасова необходимую подготовку и поступила в Петер­бургскую консерваторию (в класс фортепианной игры того же Н. Дубасова), которую окончила в 1912 г. со званием свободного художника.

Дальнейшая жизнь и деятельность Т. Н. Афанасьевой оказалась навсегда связанной с Иркутском. В период с 1914 по 1931 г. она ве- -ла классы фортепиано в Частной музыкальной школе, в музыкаль­ной школе Народного университета, в Музыкальном университете и Музыкальном техникуме. После расформирования Иркутского музы­кального техникума находившейся при нем музыкальной школе тоже угрожало закрытие, и Т. Н. Афанасьева-Семенцова, будучи страст­ным пропагандистом детского музыкального воспитания, вместе с Ольгой Эвертовной Сиббуль (многолетним завучем музыкальной школы) приложила немало усилий для того, чтобы школа осталась в Иркутске. В этой школе Татьяна Николаевна проработала до кон­ца своей педагогической деятельности (1957 г.), а с 1936 по 1950 г, параллельно преподавала- специальное фортепиано в музыкальном училище. В 30-е гг. в детской музыкальной школе она вела, кроме фортепиано, слушание музыки — дисциплину, близкую к курсу музы­кальной литературы. Блестящий методист, Т. Н. Семенцова всегда, оказывала большую практическую помощь молодым преподавателям и до начала 40-х гг. вела в музыкальном училище методику препо­давания фортепиано.

За долгие годы своей исключительно плодотворной деятельности она воспитала целую плеяду превосходных музыкантов. Это Е. М. Шоур, Т. А. Мурашкина, Р. П. Медведева (Гроссман). М. А. Мишарина, Н. И. Рогожина, Т. Н. Колик, М. М. Бедель, Т. М. Лифшиц, Г. А. Яромюк, В. Дудкина и многие другие.



Умерла Т. Н. Семенцова 3 июля 1969 г. Ученики и коллеги по работе вспоминают ее как высокопрофессионального специалиста и мудрого наставника молодежи.

Диплом № 1342 об окончании Т. Н. АфаяасьевоП С.-Петербургской консерватории за подписью ее директора А. К. Глазунова. (Хранится в архиве Л. Н. Семенцо-вой); Материалы ГАИО о деятельности Народного университета, Музуна, Му­зыкального техникума; Материалы иркутской периодической печати о деятель­ности специальных музыкальных учебных заведений (1914—1957 гг.) — Газет, ар­хив, научной ' б-ки Иркутск, ун-та; Беседа автора с преподавателями музыки Т. Н. Колик, О. Д. Басковой (1973 -f.) и Л. Н. . Семенцовой (1986 г.).




Некоторые считают, что футбол — дело жизни и смерти. Они ошибаются: футбол гораздо важнее. Билл Шанкли
ещё >>