Яблонская Любовь Вацлавовна, высшая квалификационная категория (Ф. И. О., квалификационная категория учителя) учебный год 2012 2013 - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Яблонская Любовь Вацлавовна, высшая квалификационная категория (Ф. 4 478.73kb.
Бондаренко Светланы Николаевны высшая квалификационная категория... 1 145.27kb.
Яблонская Любовь Вацлавовна 2012-2013 уч год пояснительная записка... 2 333.76kb.
Яблонская Любовь Вацлавовна 2012-2013 уч год пояснительная записка... 2 357.35kb.
Яблонская Любовь Вацлавовна 2012-2013 уч год пояснительная записка... 2 346.59kb.
Яблонская Любовь Вацлавовна 2012-2013 уч год пояснительная записка... 1 244.22kb.
Астахова Елена Владимировна, учитель начальных классов\ Высшая квалификационная... 1 140.4kb.
Плехов Сергей Владимирович, учитель географии, высшая квалификационная... 3 454.85kb.
Мартюкова Ирина Леонидовна учитель истории, 1 квалификационная категория... 10 1425.11kb.
Медицинские кадры 1 264.1kb.
Учитель Бондарева Любовь Николаевна 1 квалификационная категория п. 1 122.34kb.
И. П. Чехову 24 марта (5 апреля) 1891 г. Венеция 1 108.8kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Яблонская Любовь Вацлавовна, высшая квалификационная категория (Ф. И. О., квалификационная - страница №1/3

Санкт-Петербург
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 585


РАССМОТРЕНА

на заседании МО


___________________

(предмет)

« ___» _________ 20 года



СОГЛАСОВАНА

зам. директора по УВР


_____________________
« ___» _________ 20 года

УТВЕРЖДЕНА

директор ГБОУ СОШ _____


______________________
« ___» _________ 20 года


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ

по _________________музыке_____________________



(предмет, курс)

класс ___________________5________________________

учитель ___Яблонская Любовь Вацлавовна, ____

высшая квалификационная категория

(Ф.И.О., квалификационная категория учителя)

учебный год 2012 - 2013


Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству, Примерной программы основного общего образования по музыке (Сборник нормативных документов "Примерные программы основного общего образования. Часть 2", М. Просвещение, 2009), Программы "Музыка. 5-7 классы ", авторы: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева (М., Просвещение, 2011). Данная программа имеет гриф "Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации".

Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекта "Музыка. 5 класс" ( авторы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева), состоящего из:



  • Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы

  • Творческая тетрадь к учебнику "Музыка. 5 класс".

  • Хрестоматия музыкального материала к учебнику "Музыка. 5 класс". Пособие для учителя.

  • Фонохрестоматия к учебнику "Музыка. 5 класс"

  • Методика работы с учебниками "Музыка". 5-6 классы. Пособие для учителя.

Согласно рабочей программе на изучение музыки в 5 классе отводится 34 (35) часов (1 час в неделю).

Цель программы - развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры.
В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи и направления:

  • Приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатленного в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;

  • Воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;

  • Развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;

  • Освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;

  • Овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникативных технологий).

Цели общего музыкального образования осуществляются через систему ключевых задач:



  • личностное развитие ребенка:

  • реализация творческого потенциала;

  • готовность открыто выражать свое отношение к искусству;

  • формирование ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований;

  • становление самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.

  • познавательное и социальное развитие ребенка:

  • приобщение к шедеврам мировой музыкальной культуры;

  • формирование целостной художественной картины мира;

  • воспитание патриотических убеждений, толерантности жизни в поликультурном обществе;

  • активизация творческого, символического, логического мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии.

  • Коммуникативное развитие ребенка:

  • Формирование

  • умения слушать;

  • умения вести диалог;

  • умения встать на позицию другого человека;

  • умения участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства;

  • умения продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Основными видами учебной деятельности школьников для реализации поставленных задач являются:



  • Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всем многообразии ее видов, жанров и форм.

  • Пение. Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведении. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.

  • Инструментальное музицирование. Коллективное музицирование на элементарных и электронных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация).

  • Музыкально-пластическое движение. Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально- пластических композиций. Танцевальные импровизации.

  • Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.


Содержание рабочей программы раскрывается следующими содержательными линиями: "Музыка как вид искусства", "Музыкальный образ и музыкальная драматургия", "Музыка в современном мире: традиции и инновации" и представлено темами: "Музыка и литература", "Музыка и изобразительное искусство".

  1. "Музыка и литература" - 17 часов

Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств.

Симфония-действо. Каната. Средства музыкальной выразительности. Хор. Симфонический оркестр. Певческие голоса. Струнные инструменты; челеста; флейта. Колокольность. Жанры фортепианной музыки. Серенада для струнного оркестра. Реквием. Приемы развития в музыке. Контраст интонаций.

Опера. Либретто. Увертюра. Ария, речитатив, хор, ансамбль. Инструментальные темы. Музыкальный и литературный портреты. Выдающиеся исполнители (дирижеры, певцы).

Балет. Либретто. Образ танца. Симфоническое развитие.

Музыкальный фильм. Литературный сценарий. Мюзикл. Музыкальные и литературные жанры.

Жанры русских народный песен, романс, дуэт, музыкальная форма, народное сказание, симфоническая миниатюра, программная музыка, симфоническая сюита, вокализ, песня без слов, баркарола, интерпретация, обработка, трактовка, программная симфония, симфония-действо, кантата, струнные инструменты, челеста, флейта, хор, оркестр, лирическое стихотворение, жанры фортепианной музыки, серенада для струнного оркестра, реквием, контраст интонаций, опера, либретто, ария, песня, инструментальные темы, музыкальный портрет, балет, сказка, развитие музыки, симфоническое развитие, образ танца, литературный сценарий, музыкальный фильм.



Знать и понимать:

  • Смысл понятий: родство музыки и литературы, общность и различия музыкальной и литературной речи, программная музыка, вокальная музыка, инструментальная музыка, народное творчество, профессиональное (композиторское) творчество, значение колокольного звона в жизни человека, оперное искусство, балетное искусство, синтетические виды искусства (театр, кино, телевидение), особенности жанра мюзикл.

  • Музыкальные термины: средства выразительности музыки, вокальная музыка (песня, романс, вокализ), инструментальная музыка (песня без слов, мелодия, ария, романс, серенада, баркарола, вальс, ноктюрн, полонез, баллада, мазурка, прелюдия, этюд), программная музыка (программная симфония, программная сюита), симфоническая музыка (серенада, народное сказание), опера (либретто, увертюра, речитатив, хор, ансамбль, сцена из оперы), балет (солист-танцор, кордебалет), мюзикл, духовная музыка (Реквием);

  • Взаимодействие музыки с другими видами искусства;

  • Основные жанры вокальной народной и профессиональной музыки;

  • Особенности музыкального воплощения стихотворных текстов;

  • Основные жанры народных песен, их особенности;

  • Основные жанры вокальной профессиональной музыки;

  • Особенности русской народной музыкальной культуры;

  • Интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов; образцы песенной и инструментальной народной музыки;

  • Жанры светской вокальной и инструментальной музыки: вокализ, песня без слов, романс, серенада;

  • Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы, развитие традиций русской классической музыкальной школы. Стилевое многообразие музыки 20 столетия;

  • Особенностей восприятия мира композиторами классиками и романтиками;

  • Значимость музыкального искусства для творчества поэтов и писателей;

  • Особенности оперного жанра; Либретто – литературная основа музыкально-драматического спектакля; разновидности вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы;

  • Особенности балетного жанра, его специфику; имена лучших отечественных хореографов, танцоров;

  • Роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: театре, кино, телевидении;

  • Особенности жанра – мюзикл; Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной музыки», особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства;

  • Имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений;



Уметь:

  • Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки и литературы;

  • Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении;

  • Исполнять народные песни, песни о родном крае современных композиторов;

  • Воплощать художественно-образное содержание музыкальных и литературных произведений в драматизации, инсценировке, пластическом движении, свободном дирижировании;

  • Импровизировать в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, пластике, в театрализации;

  • Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;

  • Размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, средствах и формах ее воплощения;

  • Импровизировать в соответствии с представленным учителем или самостоятельно выбранным литературным образом;

  • Находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;

  • Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;

  • Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и литературы;

  • Определять специфику деятельности композитора, поэта и писателя;

  • Определять характерные признаки музыки и литературы;

  • Самостоятельно подбирать сходные и/или контрастные литературные произведения к изучаемой теме;

  • Самостоятельно исследовать жанры русских народных песен и виды музыкальных инструментов;

  • Определять характерные черты музыкального творчества народов России и других стран при участии в народных играх и обрядах, действа и т.п.;

  • Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на музыкальных инструментах - элементарных и электронных);

  • Передавать свои музыкальные впечатления в письменной и устной форме;

  • Самостоятельно работать в творческих тетрадях;

  • Делиться впечатлениями о концертах, спектаклях и т.п. со сверстниками и родителями;

  • Использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска произведений музыки и литературы;

  • Собирать коллекцию музыкальных и литературных произведений.

  1. "Музыки и изобразительное искусство" - 17 (18) часов

Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Песенность. Знаменный распев. Песнопение. Пение a capella. Солист. Орган.

Исторические события, картины природы, характеры, портреты людей в различных видах искусства.

Кантата. Триптих. Трехчастная форма. Контраст. Повтор. Смешанный хор: сопрано, альты, тенора, басы. Выразительность и изобразительность. Песня-плач. Протяжная песня. Певческие голоса (меццо-сопрано).

Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Музыкальная живопись и живописная музыка. Мелодия. Рисунок. Колорит. Ритм. Композиция. Линия. Палитра чувств. Гармония красок.

Квинтет. Прелюдия. Сюита. Фреска, орнамент. Тембры инструментов (арфа), оркестр.

Концертная симфония. Инструментальный концерт. Скрипка соло. Каприс. Интерпретация.

Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Группы инструментов симфонического оркестра. Выдающиеся дирижеры.

Симфония. Главные темы. Финал. Эскиз. Этюд. Набросок. Зарисовка.

Органная музыка. Хор a capella, Католический собор. Православный храм. Духовная музыка. Светская музыка. Полифония. Фуга. Композиция. Форма. Музыкальная живопись. Живописная музыка. Цветовая гамма. Звуковая палитра. Триптих. Соната. Импрессионизм. Прелюдия. Сюита. Интерпретация. Джазовые ритмы. Язык искусства. Жанры музыкального и изобразительного искусства.

Средства выразительности музыки и изобразительного искусства, жанры музыкального и изобразительного искусства, песенность, церковное искусство, иконопись, знаменный распев, песнопение, унисон, пение a capella, солист, хор, духовная живопись, солист, орган, кантата, триптих, трехчастная форма, контраст, набат, хор, выразительность и изобразительность, песня-плач, протяжная песня, меццо-сопрано, мелодия, рисунок, колорит, романс, ритм, композиция, линия, пейзаж, палитра чувств, гармония красок, квинтет, прелюдия, колокольность в музыке и изобразительном искусстве, инструментальная сюита, мелодия, гармония, контраст, повтор, концертная симфония, фреска, орнамент, арфа, оркестр, портрет в музыке и изобразительном искусстве, жанровая сцена, натюрморт, скрипка соло, инструментальный концерт, каприс, интерпретация, симфонический оркестр, группы инструментов оркестра, дирижер, симфония, эскиз, этюд, набросок, зарисовка, архитектура, хор a capella, органная музыка, духовная музыка, светская музыка, полифония, фуга, музыкальная живопись, живописная музыка, цветовая гамма, звуковая палитра, композиция, форма, триптих, соната, импрессионизм в музыке и живописи, живописная музыка, симфоническая сюита, прелюдия, фортепианная сюита, джазовые ритмы, графика, гравюра, реквием, фортепианная миниатюра, язык искусства.



Знать и понимать:

  • Смысл понятий: родство музыки и изобразительного искусства, общность и различия музыкальной речи и языка изобразительного искусства, жанры изобразительного искусства, русское и западноевропейское духовное искусство, образы борьбы и победы в искусстве, жанр портрета в музыке и изобразительном искусстве, жанр пейзажа в музыке и изобразительном искусстве, жанр жанровой сцены в музыке и изобразительном искусстве, жанр батальной сцены в музыке и изобразительном искусстве, натюрморт в музыке и изобразительном искусстве, архитектура - застывшая музыка, древнерусское зодчество, фреска, полифония в музыке и живописи, импрессионизм в музыке и живописи, реквием в искусстве.

  • Музыкальные термины: средства выразительности музыки, духовная музыка (песнопение, знаменный распев, молитва, пение a capella, хоровое пение, колокольный звон, орган, органная музыка, полифония), жанры народной музыки (песня-плач, протяжная песня), инструментальная музыка (квинтет, инструментальная сюита, прелюдия, фуга, скрипка, каприс, арфа, инструментальный концерт, соната), симфоническая музыка (симфония, концертная симфония, главные темы, финал), кантатно-ораториальные жанры (кантата, смешанный хор, меццо-сопрано);

  • Возможные связи музыки и изобразительного искусства. Специфика средств художественной выразительности живописи и музыки;

  • Интонационно-образную природу духовной музыки, ее жанровое и стилевое многообразие;

  • Богатство музыкальных образов (героические и эпические) и особенности их драматургического развития (контраст);

  • Жанр вокальной музыки - кантата.

  • Выразительные возможности музыки и изобразительного искусства;

  • Общее и различное в русском и западноевропейском искусстве;

  • Народные истоки русской профессиональной музыки; Колокольные звоны;

  • Выразительные возможности скрипки; имена великих скрипичных мастеров, скрипачей.

  • Имена выдающихся дирижеров, их значение в исполнении симфонической музыки, роль групп симфонического оркестра.

  • Полифония, фуга, органная музыка; выразительные возможности органа;

  • Особенности импрессионизма как художественного стиля;

  • Стилевое многообразие музыки 20 века;

  • Жанр реквием;

  • Имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, их произведения.

Уметь:

  • Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством как различными способами художественного познания мира;

  • Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения;

  • Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства;

  • Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития, выявляя сходство и различие интонация, тем, образов в произведениях разных форм и жанров;

  • Распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;

  • Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов;

  • Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства;

  • Самостоятельно подбирать сходные и/или контрастные произведения изобразительного искусства (живописи, скульптуры) к изучаемой музыке;

  • Определять взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);

  • Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы;

  • Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при из восприятии и исполнении;

  • Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных произведений;

  • Исполнять песни и темы инструментальных произведений отечественных и зарубежных композиторов;

  • Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов;

  • Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства;

  • Воплощать художественно-образное содержание музыки и произведений изобразительного искусства в драматизации, инсценировании, пластическом движении, свободном дирижировании;

  • Импровизировать в пении, игре, пластике;

  • Формировать личную фонотеку, библиотеку, видеотеку, коллекцию произведений изобразительного искусства;

  • Осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети Интернет;

  • Самостоятельно работать с обучающими образовательными программами;

  • Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность и деятельность своих сверстников;

  • Защищать творческие исследовательские проекты.


Межпредметные связи изучения предмета.

Отличительная особенность программы – охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических), изобразительного искусства и архитектуры, театрального искусства, хореографии, а также сравнительно молодых видов искусств - кино, мультипликации и фотографии. В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств – литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики, книжных иллюстраций и др.), театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино.
Формы организации учебного процесса:

- индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, классные и внеклассные.



Виды организации учебной деятельности:

- экскурсия, конкурс, викторина, самостоятельная работа, творческая работа, путешествие.



Виды контроля:

- вводный, текущий, итоговый

- индивидуальный, письменный, устный.

Формы (приемы) контроля:

- анализ и оценка учебных, учебно-творческих и творческих работ, устный и письменный опрос, самостоятельная работа, работа по карточке, тест.


Календарно – тематическое планирование составлено на основе рабочей программы «Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы». Авторы программы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, М., Просвещение, 2011 с.10- 24.

Календарно – тематическое планирование рассчитано на 34 (35) часов в год, с распределением – 1 час в неделю.



Тематический план


п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Музыка и литература

16 (17)

  • Что роднит музыку с литературой

1

  • Вокальная музыка

2

  • Фольклор в музыке русских композиторов

2

  • Жанры инструментальной и вокальной музыки

1

  • Вторая жизнь песни

1

  • Всю жизнь мою нему родину в душе...

2

  • Писатели и поэты о музыке и музыкантах

3

  • Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.

1

  • Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.

1

  • Музыка в театре, кино, на телевидении.

1

  • Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.

1

  • Мир композитора.

1

2

Музыка и изобразительное искусство

17 (18)

  • Что роднит музыку с изобразительным искусством

1

  • Небесное и земное в звуках и красках

1

  • Звать через прошлое к настоящему

2

  • Музыкальная живопись и живописная музыка

2

  • Колокольность в музыке и изобразительном искусстве

2

  • Портрет в музыке и изобразительном искусстве

1

  • Волшебная палочка дирижера. Образы борьбы и победы в искусстве

2

  • Застывшая музыка

1

  • Полифония в музыке и живописи

1

  • Музыка на мольберте

1

  • Импрессионизм в музыке и живописи

1

  • О подвигах, о доблести, о славе

1

  • В каждой мимолетности вижу я миры

1

  • Мир композитора. С веком наравне

1

Итого




34 (35)


Формы контроля


Триместр


Тема


Всего часов



Контрольные работы

(общее количество часов)



Практическая часть

Тест

Письменный опрос

Практические работы

(работа по карточке)



1 триместр

Музыка и литература

12

2

1

5

2 триместр

Музыка и литература

5


1




3

Музыка и изобразительное искусство

6




2

3

3 триместр

Музыка и изобразительное искусство

11 (12)

1

1

4

Всего:

 

34 (35)

4

4

15

следующая страница >>



Телевещание: заполнение возможно более дешевым хламом промежутков между возможно более дорогими рекламными роликами.
ещё >>