Я пришел дать вам правду (Час краеведения) - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Шукшин Василий я пришел дать вам волю 29 4065.84kb.
Классный час «Птичьи имена» 1 123.42kb.
Сценарий новогоднего представления для старшеклассников «Тысяча и... 1 87.73kb.
Классный час на тему "Откуда хлеб пришел?" 1 61.15kb.
Георгий Иванович Гурджиев Последний час жизни 1 101.36kb.
Некромантия вводные упражнения многомерность пространства Восприятие... 8 1804.46kb.
Михаил Успенский Три холма, охраняющие край света 15 2696.04kb.
Час краеведения «Город Мичурина славой овеян…» 1 87.11kb.
Диктовка Сераписа Бея 1 146.25kb.
Секция – краеведения. Перечень тем для разработки 1 27.82kb.
Знаменательных и памятных дат рязанской области 9 1790.45kb.
Волобуева И. А. 206-470-850 Приложение Карточка-задание №1 (1 группа) 1 31.33kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Я пришел дать вам правду (Час краеведения) - страница №1/1

Я пришел дать вам правду

(Час краеведения)


История нашего края насчитывает около 50 тыс. лет. Именно тогда, на берегах Северского Донца и его притоков появились первые люди. В эпоху средневековья донецкие степи привлекали к себе кочевые племена грозных печенегов, тюрков, половцев. С середины Х111 века наш край становится ареной многовековой борьбы русских с Золотой Ордой, Крымским ханством, а затем на протяжении столетий шла борьба народа с самодержавием. Бунты и восстания.

Ребята, в будущее мы входим оглядываясь на прошлое…Предки веками жившие на родной земле оставили после себя свою историю. История таиться во всем, что нас окружает, стоит лишь внимательно присмотреться, прислушаться…

Тихо звучит мелодия--------------------------------------------\

…Со стороны Бахмута долетали крики казаков, но трудно было разобраться гульба там разгорается или иной какой сбор… Казачий круг, только что разноголосо , нестройно шумевший, затих сразу, когда есаул поднял руку: - Господа казаки! Атаманы-молодцы! Любо ли вам, чтобы атаманом великого Войска Донского был Булавин Кондрат Афанасьевич?! -Любо!! -Любо!! - Ему и быть! Кому же еще?! - Выходи, Кондрат! - Не прячься! Тебя желаем в атаманы! Дюжий, среднего роста, с широкими плечами, небольшой аккуратной бородой казак выступил из рядов старшин. Поклонился на четыре стороны: - Спасибо, господа казаки! За ваше доверие челом бью. Спасибо! Круг в ответ взорвался: - Слава!! - Слава!! - Слава!! В этот светлый майский день прошел казачий сбор. Сбор – непривычное слово, но именно оно определяет цель нашей встречи. Мы собрались сегодня здесь такие разные, чтобы несомненно узнать что-то новое, интересное о своем крае. Вы очевидно, кое-что знаете о прошлом своей малой родины, об исторических событиях, проходивших в этих местах, о людях своего края. Кондратий Афанасьевич Булавин…Триста лет назад, 9 октября 1707 года, у Шульгинского городка на реке Айдар атаман бахмутских промыслов Кондратий Афанасьевич Булавин напал на карательный отряд князя Юрия Долгорукого. Каратели царя Петра Алексеевича, около тысячи человек были разгромлены, князь Долгорукий был убит. Разгромом отряда атаман Булавин подтолкнул камень, вызвавший восстание на значительной территории империи, населенным воинским сословием, еще сохранившим древние привилегии. По мнению историков Кондратий Булавин – последний вольный атаман Старого Поля, а бунт названный его именем, - последняя попытка « степных рыцарей в зипунах» отстоять свою самостоятельность. / Тихо звучит мелодия------------------------------------/

Вот, как теперь передо мной

Встает мой уголок пригожий

Криницы узенькое ложе

И елка с тонкою сосною,

Обнявшись крепко над водою.

Точная дата рождения легендарного атамана неизвестна – около 1600 года. Булавин был казаком Трехизбенского юрта. По В. Далю, « юрт» - казачья станица со всеми землями и населением своим или «хутор с землей».Таким принадлежащим казакам юртом был Трехизбянский, документальное упоминание относится к 1647 году. Донской атаман Кирей Степанов, рассказывая в Посольском приказе о найденной казаками его станицы татарской сакле /дорожке/ , отметил, что находилась она выше Айдара, а ниже Боровой в казачьем юрту у « Трех – изб», по легенде, на месте основания юрта, а затем и будущего села, казаки обнаружили три избы, которые оставили после сильного паводка.

/Тихо звучит мелодия------------------------------------

Степь, не знавшая и не признававшая наследственных привилегий, ценила личные качества человека. Отцу Булавина, атаману Трехибенской станицы Афанасию, и самому Кондратию надо было в походах проявить незаурядные качества, чтобы завоевать уважение станичников.

В конце 80-х годов ХУ11 ст. , еще молодым человеком, Булавин участвовал в походах против крымских татар во главе отряда донских казаков. Понятно, что атаманские качества Кондрата формировались под влиянием особого воинского уклада жизни степняков, но в то же время ему было с кого брать пример. Здесь же следует отметить что, принадлежа к известному роду, Кондрат не был старшиной-богатеем, а сподвижников набирал среди голытьбы. На его грамоты стекались «голутвенные люди». Вслушайтесь в прозвища булавинских атаманов: Семен Драный / привел двенадцать донецких станиц/ , Никита Голый / привел 42 станицы. Типичным представителем «голытвы» был Ивашка Лоскут, гулявший еще с Разиным. Видным сподвижником Булавина был Филат Никифоров, сын атамана Староайдарской станицы.

« Где прошло детство, там начинается и Родина» - так сказал Козьма Прутков. А Родину любят не зато, что она велика, а за то, что она своя. Нет и не может быть человека которого не тянула бы, не звала бы к себе природа, не томила бы какая-то частица души его далеких предков. Родная сторона становится еще более близкой если знаешь ее историю.


/Тихо звучит мелодия ----------------------------------------------------------
В конце семнадцатого века казаки, расселявшиеся по Северскому Донцу и его притокам, чрезвычайно дорожили неприкосновенностью Старого Поля. Для них принцип « С Дону выдачи нет» был не просто традицией – это был вопрос жизни и смерти: беднота, бежавшая из Московской Руси, селилась главным образом по Донцу и его притокам. Пока Старое Поле было окраиной Царства, московские государи до Петра 1 терпели самовольную Степь – от нее была польза. Но когда Старое Поле превратилось практически во внутреннюю область государства, оно не могло терпеть отдушину для беглецов. Казаки в свою очередь не могли следовать предписаниям царя. Поэтому когда царь Петр поставил вопрос ребром степняки не могли не почувствовать близость ненавистного барского и государственного ярма. Кондратий Булавин не принадлежал к тем, кого могли насильно вернуть в Московию, на болота в Петербург, под батог боярина или забрить в солдаты. Он бросил вызов царю.

Формально начало «булавинскому возмущению» положил именной указ царя Петра. Сим указом, присланным 2 августа 1707 командиру двух полков стоявших в Таганроге, князю Юрию Долгорукому, Петр предписывал отправиться на Дон, «во все казачьи городки для сыску беглых разного чина людей»,бежавших на Дон. 2 сентября князь Долгорукий прибыл в столицу Дона – Черкасск и объявил царскую волю.


Воля царя не являлась для казаков законом и требовала согласия войскового Круга. Решение, принятое казаками, не должно было удивить ни князя, ни Петра: « До сего времени не было такого указа великого государя , чтобы пришлых с Руси людей не принимать, и закону о том не бывало.». Однако запрет Круга на сыск не распространялся на станицы выше Черкасска по Дону, на притоки Дона и Северский Донец.

Шестого – девятого сентября князь произвел сыск в трех станицах выше Черкасска и нашел всего 14 человек. Затем отыскал 16 женщин, мужья которых в это время были в походе. Зато по городкам Донца князь сыскал три тысячи человек. Действовал Долгорукий жестоко. В казацкой песне поется: «Без указа государева он ( разыщик Долгорукий ) разорять нас стал, /Без московского курьера командовать нас стал/ Стариков наших старожилов велит казнить- вешать,/ Молодых казаков берет он во солдаты,/Молоденьких малолеточков берет он во рекруты,/Молодых красных девушек берет во постелю,/ Он маленьких младенцев кидает на заборы».

В грамоте кубанским казакам Булавин пишет: «Прислали они, бояря, от себя к нам на реку полковника князя Юрия Долгорукова со многими начальными людьми для того чтобы всю реку разорить; и стали было бороды и усы брить, так и веру христианскую переменить… И они, князь со старшинами, будучи в городках, многие станицы огнем выжгли и многих старожилых казаков кнутом били, губы и носы резали и младенцев по деревьям вешали, также женска полу и девичья брали к себе для блудного помышления на постели, и часовни все со святынею сожгли.». Разнузданность карателей, вообще говоря, веешь известная. Многие из них, да и сам император, в жестокости не уступали мечникам Ивана Грозного, только носили европейские парики.

А теперь представьте. По рекам, в городках, на огромном пространстве живет сословие, закаленное в войнах с татарами, с турецким султаном, с Кавказом, участием во многих, не только русских, Нои персидских, польских походах, исповедующее старую веру, через донские станицы и донецкие городки даже в конце девятнадцатого века не рекомендовалось ходить тем, кто курит и бреет бороду. Сословие , свободное в такой мере, какая не была известна ни одному христианскому государству того времени: равные права, выборность администрации, свободный прием новых членов. И вот сюда , в эту область, является князь с «нагим» лицом, в сопровождении офицеров-немцев, и вешает старожилых казаков, насилует девиц, младенцев швыряет на заборы. Могла ли Степь, где был атаман, не побоявшийся захватить государственный промысел, арестовать и выслать вон царского дьяка, покорно наблюдать за происходящим.?

Опытный воин, известный в казачьей среде, не запятнавший себя сговором, верный традициям Старого Поля, Кондратий Булавин был фигурой, способной не только бросить вызов могущественному противнику, Булавин , в отличие от других атаманов, имел определенную программу действий и следовал ей.
Возмущенные и озлобленные казаки решили выступить против царских войск. Ночью 9 октября 1707 года две сотни повстанцев во главе с Булавиным разбили карательный отряд в Шульгин – городке / 15 км. к югу от Старобельска/. Князя убили. За несколько дней число восставших выросло до двух тысяч. Они захватили Шульгин, Трехизбянский, Новоайдарский и другие городки. Недалеко от Закотного под Айдаром булавинцев разбили черкасские казаки / 18 октября 1707 года, которых послал атаман Максимов. С восставшими жестоко расправились, Шульгин –городок сравняли с землей. Трехизбенский городок по личному распоряжению Петра 1 был разорен и сожжен, а за поимку К.Булавина обещали награду – 200 рублей. В дальнейшем бесстрашный атаман был предательски убит своими сподвижниками и дело было представлено как самоубийство.

/ Тихо звучит мелодия-----------------------------------------------------/

…И вдруг стало тихо. Затем послышался конский топот. Что такое? Никак свои прискакали?

_- Кондратей Офонасьич! Слышь, Кондратей Офонасьич…- раздался под окнами знакомый голос. – Открой, это я. Булавин выглянул в окно, увидел сжавшегося Ананьина.

- Друг, вовремя успел !... В самый раз… В ответ есаул выстрелил. Войсковой рухнул наземь без звука, пуля вошла в левый висок. – Прикончил !.. – Ей богу прикончил ! Сразу же появился Зерщиков. – Пошто шумишь, олух !... Он сам себя порешил…

/ на фоне мелодии---------------------------------/



По Дону плыли плоты с виселицами. Ветер раскачивал повешенных.Такие плоты были пущены вниз по реке для устрашения. Молча смотрели им вслед голутвенные. Не кричали, не плакали. Черная скорбь стояла в глазах. Прощайте, булавинцы…Шло время. И опять брались донцы за оружие, бились за волю и правду. Даже через двадцать лет после гибели Булавина громили воевод и домовитых. Имя Булавина, как имена Болотникова и Разина, Пугачева и Некрасова, многих других борцов за народную волю, навечно вписано в летопись славной и героической истории нашего Отечества.




Мы надеемся приблизительно, зато боимся точно. Поль Валери
ещё >>