Взаимосвязь мышления и речи - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
8 Логические основы культуры речи. Основные формы мышления 1 149.77kb.
Семинар "Коммуникативные нормы культуры речи" 1 51.33kb.
Это наука о формах и способах мышления 1 226.13kb.
Внеклассное мероприятие по географии «Счастливый случай» 1 64.5kb.
Занятие для детей 2 класса 1 48.72kb.
Взаимосвязь классической и квантовой механики 3 515.21kb.
Шесть Шляп Мышления «Шесть Шляп Мышления» 1 57.68kb.
«Назначение и устройство трансформатора» 1 78.68kb.
Английские лимерики(English Limericks) 1 21.55kb.
Я гражданин россии 1 91.09kb.
Я гражданин россии 1 95.36kb.
10. Связь языка и мышления как теоретическая проблема языкознания 1 21.98kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Взаимосвязь мышления и речи - страница №1/1

ВЗАИМОСВЯЗЬ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ

В.В. Темнова
Проблема нашего исследования – отношение мышления и речи. Что первично: мышление или речь? Как зависит наша речь от мышления и мышление от речи? Возможно ли мышление без речи и речь без мышления? С древних времен эти вопросы интересовали людей и до сих пор продолжаются споры на эти темы.

Еще в начале ХХ века вопрос возникновения языка считался относящимся к мировым загадкам, и многие крупные ученые считали язык специфическим даром, который проявляет божественное воздействие на человека. В Священном Писании сказано, что Бог создал человека по своему "образу", что подразумевает, что Он вложил в человека, среди прочего, дар Слова. 

Исследователи выяснили, что различные речевые способности человека связаны с определенными зонами коры головного мозга преимущественно левого полушария. Более трети его связано с речью, что подчеркивает роль языка в жизни людей.

Вполне ясно, что речью управляет наш мозг и отдельные его участки отвечают за различные функции речи. Но возникает обратный вопрос, может ли человек мыслить, не прибегая к помощи языка?

Большинство исследователей полагают, что мышление может существовать только на базе языка и фактически отождествляют язык и мышление.

Еще древние греки использовали слово «logos» для обозначения речи и одновременно для обозначения разума, мысли. Разделять понятия языка и мысли они стали значительно позднее.

Действительно, мышление взрослого, нормального человека неразрывно связано с речью. Мысль не может ни возникнуть, ни существовать вне языка, вне речи. Мы мыслим словами, которые произносим вслух или проговариваем про себя, т. е. мышление происходит в речевой форме. Специальными приборами можно зарегистрировать скрытые речевые (артикуляционные) микродвижения губ, языка, гортани, всегда сопровождающие мыслительную деятельность человека. У глухонемых людей, пользующихся кинетической речью, с помощью электродов зафиксированы микродвижения пальцев, когда эти люди думают. Способны ли мыслить глухонемые от рождения люди, не владеющие даже кинетической («ручной») речью? Вероятно, они мыслят на основе образов, но возможно ли такое мышление назвать полноценным, ученые пока не берутся ответить на этот вопрос, поскольку мышление таких людей очень трудно исследовать.

Иногда может показаться, что мысль существует вне словесной оболочки, что иную мысль трудно выразить словами. Но это означает, что мысль еще неясна себе самому, что это скорее не мысль, а смутное общее представление. Ясная мысль всегда связана с четкой словесной формулировкой. Мышление без слов невозможно также, как невозможна математика без цифр. Как утверждал американский лингвист Леонард Блумфилд, мышление - это говорение с самим собой.

Люди мыслят словами. Более того, существует мнение, что, поскольку существуют разные языки, люди, говорящие на разных языках, мыслят по-разному. Поэтому так трудно бывает совершенно точно перевести мысль с одного языка на другой. Так, невозможно передать на других языках мысль, которую русские вкладывают в такие понятия, как «быт», «тоска», «раздолье», «свояк», «халява», «перестройка», «жалость», «авось», «как бы», поскольку в других языках просто не существует таких слов и таких концептов. Этот пример доказывает, насколько сильно взаимосвязаны мышление и речь. Вильгельм Гумбольдт, великий немецкий лингвист, считал язык формирующим органом мысли. Развивая этот тезис, он говорил, что язык народа - его дух, дух народа - это его язык.

В разных языках слова - это не различные обозначения одного и того же предмета, а разные видения его. Наиболее яркие примеры связаны со словами, обозначающими цвета. Так, во многих европейских языках нет различия между синим и голубым цветом. Таким образом человек находится во власти конкретного языка.

Однако многие ученые придерживаются прямо противоположной точки зрения, считая, что мышление, особенно творческое мышление, вполне возможно без словесного выражения. Норберт Винер, Альберт Эйнштейн, Фрэнсис Гальтон и другие ученые признаются, что используют в процессе мышления не слова или математические знаки, а расплывчатые образы, используют игру ассоциаций и только затем воплощают результат в слова.

Творить без помощи словесного языка могут многие творческие люди - композиторы, художники, актеры. Например, композитор Ю.А. Шапорин утратил способность говорить и понимать, но мог сочинять музыку, то есть, продолжал мыслить. У него сохранился конструктивный, образный тип мышления.

Русско-американский лингвист Роман Осипович Якобсон объясняет эти факты тем, что слова - необходимая поддержка для мысли, но внутренняя мысль, особенно когда это мысль творческая, охотно использует другие системы знаков (неречевые), более гибкие, среди которых встречаются условные общепринятые и индивидуальные.

Заслуживает внимания утверждение Ессена, что бывает речь без мышления: примером такой речи может порой служить речь маниакального больного или шизофреника. Впрочем, нет необходимости обращаться в клинику за примерами речи без мышления: к сожалению, в повседневной жизни можно также встретить случаи, когда люди “говорят, не думая”. Это относится также и к внутренней речи. Иногда нам случается ловить себя на том, как повторяешь про себя какую-либо совершенно бессмысленную фразу. Любой из нас может говорить выученные наизусть стихи на иностранном языке, притом совершенно непонятные для него. Любая, в том- числе и внутренняя, речь может существовать без мышления: говорить вслух или про себя далеко не всегда значит думать.

Вот почему следует относиться с большой осторожностью к формулировке: “Мышление есть внутренняя речь”, всегда помня, что эту формулировку нельзя обратить, нельзя сказать: “Внутренняя речь есть мышление”, так как возможна внутренняя речь без мышления.

Таким образом, обе противоположные точки зрения имеют под собой достаточные основания. Истина, скорее всего, лежит посередине, т.е. в основном, мышление и словесный язык тесно связаны. Но в ряде случаев и в некоторых сферах мышление не нуждается в словах.

Тем не менее, поскольку однозначного ответа до сих пор нет, эксперименты и исследования данной проблемы продолжаются. И вы тоже можете стать участником эксперимента и пролить свет на эту проблему. Для этого попробуйте думать, не допуская в ваше мышление ни единого слова. Получится ли это у Вас? Будем рады, если Вы поделитесь результатами своих наблюдений, сообщив их на кафедру общественных наук и иностранных языков Калужского филиала РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева.

Список источников и литературы

1. Мышление и речь / Выготский Л.С. Москва, Лабиринт, 1999.

2. Введение в языкознание (курс лекций) / Л.В. Калашникова

3. Введение в психологию / П.Я. Гальперин Москва, 1996.



4. www.biogr.ru – собрание биографий

5. www.gumer.info – библиотека Гумер - гуманитарные науки




Много ли радости попасть в рай, если нельзя послать оттуда знакомым открытку с видами?
ещё >>