Введение к работе - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Анализ картины Олимпия Э. Мане Введение 1 268.19kb.
Программа по географии «Введение в географию» 5 класс 13 3514.77kb.
FileSystems 2006 Введение в файловые системы 1 120.8kb.
Ооо «геофон» введение в понятие биополя 1 84.24kb.
Книга 1 Информатика: введение в предмет Принципы работы компьютера... 2 474.09kb.
Введение типы оперативной памяти 1 256.43kb.
Программа дисциплины «Введение в политологию» 1 274.87kb.
Введение в психотерапию 12 2490.32kb.
Разработка стратегии Введение Эволюция подходов к разработке стратегии... 7 892.22kb.
Артур Шопенгауэр Введение в философию 28 4233.12kb.
Цель работы. В своей работе я попытаюсь выяснить, является ли Маркони... 1 103kb.
Сборник летописей городов, сёл и деревень Урала и Зауралья 1 216.92kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Введение к работе - страница №1/1

Введение к работе:

Сегодняшний мусульманский мир насчитывает около 800 млн. человек, населяющих территорию более 51 государства от Атлантического побережья Африки до восточной оконечности азиатского континента^. По своему государственному устройству эти страны образуют весьма широкий спектр, где на одной полюсе находятся революционно-демократические режимы, а на другом - феодально-теократические монархии. Во многих арабских странах ислам объявлен государственной религией и является господствующей идеологией. Ислам как система включает в себя не только религиозное учение и соответствующую религиозную практику, но также и религиозно-ориентированные политико-правовые и этические представления, нормы, традиции^.


В последние десятилетия наблюдается усиление влияния ислама в общественно-политической жизни ряда стран зарубежного Востока. Религиозно-правовая основа мусульманской идеологии - шариат - продолжает оставаться одной из крупных правовых систем современного мира и сохранять значительные позиции в регулировании общественных отношений у мусульманских народов. Так, в конституциях Алжира, Сирии, Ирана закрепляется особое положение ислама как государственной религии и шариата как основы законодательства. В ряде стран сохраняются системы мусульманских судов, применяющих нормы шариата.

Ратуя за возрождение идей раннего ислама, современные мусульманские теоретики в своих доктринах /каждый по своему/ пытаются приспособить трактовку норм шариата (о собственности и наследовании, о запрещении ссудного процента, выплате обязательной милостыни и т.д. ) к современным условиям, перенести положения традиционного мусульманского права из средневековья в XX век, внедрить исламские принципы и идеалы в общественную и политическую практику, создать "особое исламское государство", которое, впрочем, лишено права издавать законы, поскольку все они содержатся в Коране. Иранский лидер Р.Хомейни пишет в своей книге: "Нет никакой необходимости в новом законодательстве, попросту следует ввести в действие законы, которые уже были созданы для вас. Это сэкономит вам немало времени и усилий"^.


На современном этапе исторического развития в большинстве мусульманских стран зарубежного Востока сформировались светское право и судебная система. Но сходные с западноевропейскими тексты гражданских кодексов применяются мусульманскими юристами в соответствии с принципами традиционного мусульманского праваЗ.

Проблема соотношения исконных мусульманских традиций с современными потребностями социального прогресса весьма обостряется. Иранский историк М.Джамейи пишет: "Восток постепенно стал понимать, что, во-первых, без истинной культурной независимости он не сможет добиться независимости политической или экономической, а, во-вторых, он понял, что по своей сути общественный идеал не может не быть связанным с историческими, культурными и социальными факторами"!. В юридической области решение этой проблемы связано с поисками путей преобразования правовых систем мусульманских стран в прогрессивном направлении. Речь идет также о перспективах и возможностях сохранения мусульманским правом своих позиций в этих системах или наоборот, об объективной неизбежности утраты им своего влияния.


Современная роль мусульманского права (шариата)^ тесно связана с историей его формирования и развития.
Изучение истории мусульманского права, его социально-политических истоков и основных направлений его развития содействует

Более глубокому пониманию закономерностей возникновения, эволюции, мусульманского права, его специфических черт, а также современного состояния правового регулирования в странах мусульманского региона.


В.И. Ленин писал, характеризуя специфику марксистского подхода к изучению вопросов общественной науки, что необходимо "смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого развития смотреть, чем данная вещь стала теперь"-'-.
Некоторые районы нашей страны в течение многих столетий вплоть до Октябрьской социалистической революции входили в зону распространения ислама и шариата. Мусульманское право давно утратило юридическую силу в нашей стране. Однако по числу последователей ислам в СССР является второй религией после православия. Мусульмане проживают в республиках Средней Азии, Казахстане, Азербайджане, республиках и областях Северного Кавказа, в Татарской, Башкирской АССР. Немало их в ряде областей РСФСР*1. Основная масса их исповедует ислам ханифитскои правовой школы суннитского направления, но на Кавказе есть шафииты, а в Закавказье и на Памире - шииты-исмаи-литы. Социалистический образ жизни, научно-техническая революция, средства массовой информации и пропаганды оказывают огромное воздействие на мировоззрение мусульман. Многие верующие в своей производственной и общественной практике руководствуются не религиозными, а светскими мотивами, отказываются от норм поведения, предписываемых Кораном и шариатом.

Вместе с тем, в силу того, что народы , исповедующие ислам, пришли к социализму, минуя капиталистическую стадию общественного развития, в идеологии и психологии мусульман, их образе жизни все же сохраняются пережитки представлений, нравственных норм, обычаев и традиций, восходящих к патриархальным родовым и феодальным отношениям, основанным на принципах ислама. Ф.Энгельс подчеркивал, что с религией нельзя покончить, "обЪявив ее состряпанной обманщиками бессмыслицей , Чтобы разделаться с ней, необходимо прежде всего суметь объяснить ее происхождение и ее развитие"!. В полной мере сохраняет свою актуальность известное ленинское положение: "Бороться с религиозными предрассудками надо чрезвычайно осторожно; много вреда приносят те, которые вносят в эту борьбу оскорбление религиозного чувства, нужно бороться путем пропаганды, путем просвещения"^, и на современном этапе социалистического строительства сохраняют свою актуальность задачи атеистического воспитания населения, борьбы с пережитками прошлого, широкого вовлечения верующих в общественную жизнь, более настойчивого внедрения советской обрядности, как это отмечалось на июньском /1983г./ Пленуме ЦК КПСС3.


8 права в Арабском халифате, его норм и основных институтов, закреплявших господство феодальных отношений, его правовых школ и их роли в разработке мусульманского права.
Цель исследования предопределила постановку следующих задач:
раскрыть социально-классовые и идеологические предпосылки и особенности мусульманского права раннего ислама, рассмотреть правовое содержание основного источника мусульманского права - Корана;
выявить основные этапы становления и развития мусульманского права, охарактеризовать основные источники шариата, их соотношение и взаимодействие, раскрыть и проанализировать нормативно-правовую сферу шариата;
рассмотреть процесс функционирования мусульманского права в Арабском халифате, выявить его своеобразие и взаимодействие с иными правовыми системами того времени;
осветить проблемы преемственности в развитии мусульманского права, проанализировать основные направления и аспекты эволюции первоначальных правовых концепций на последующих ступенях развития мусульманского права;
исследовать позиции основных мусульманских правовых школ, раскрыть их роль в разработке отраслей мусульманского права и их влияние на дальнейшую эволюцию мусульманского права;
- дать критический анализ буржуазной интерпретации истории

формирования и развития мусульманского права.


Методологической основой диссертации является диалектико-мате-риалистический метод исследования истории политико-правовых явлений; марксистско-ленинское историко-материалистическое учение о государстве и праве, принцип конкретно-исторического подхода к правовым доктринам прошлого. В процессе освещения темы диссертант
9 опирался на произведения основоположников марксизма-ленинизма, решения съездов КПСС и партийные постановления по вопросам идеологии, науки, культуры.
В качестве специальных, частно-научных методов применялись историко-сравнительный, сравнительно-правовой, формально-юридический методы исследования. При рассмотрении конкретных вопросов, затронутых в диссертации, проблемно-тематический подход при освещении различных школ и направлений мусульманского права сочетался с освещением политико-юридических биографий и портретов ведущих правоведов.
Исследование истории мусульманского права поставило перед диссертантом ряд проблем, находящихся на стыке истории государства и права, теории государства и права, исламоведения, истории арабских стран.
Изучение под углом зрения диссертационной темы имеющихся исследований по истории государства и права, исламоведению, общей истории дало диссертанту возможность использовать не только собранный в них фактический материал, но и те методологические и теоретические подходы, концепции и положения, которые относятся к новейшим достижениям марксистско-ленинского обществоведения.
Хотя в советской литературе имеется много работ по исламу, однако проблематика, связанная с мусульманским правом /шариатом/, его историей и современностью, остается недостаточно разработанной. До сих пор история формирования и развития мусульманского права в его традиционном виде не стала предметом специального исследования, основанном на изучении материалов арабских и других источников. Ни в дореволюционной русской, ни в советской литературе не имеется работ, специально посвященных данной теме.
Изучение мусульманского права в дореволюционной России было связано с университетским преподаванием и миссионерской деятельностью духовных ведомств. К работам, связанным с изучением ислама и Корана, примыкала серия исследований, посвященных отдельным аспектам мусульманского права и его истории, проблемам публикации необходимых источников Л
Особое место среди этих работ занимают труды A.M. Казем-Бека и Н.Е. Торнау, которые внесли значительный вклад в дело распространения в России исторических знаний о мусульманском Востоке, Так, в 1845 г. в Казани издается "Мюхтасериль-Вигкает или сокращенный вигкает: курс мусульманского законоведения по школе ханефидов", подготовленная к изданию A.M. Казем-Беком. Сама книга была издана на арабском языке, но в обширном русском введении А.М.Казем-Бек изложил основы мусульманского права и главные моменты его истории. Появление этого курса было благоприятно принято не только в России, но и Западной Европе. В 1862 году издается труд шейха Абдуль Гкасыма "Шераиуль Ислам или Законы мусульман шиитского вероисповедания. Вып. I "О торговле и залоге" (Спб.), переведенная A.M. Казем-Беком с арабского языка на русский. В предисловии к этому изда-
I См.напр. Гиргас В.Ф. Права христиан на Востоке по мусульманским законам. Спб,, 1865; Мухин В.Ф. Очерк магометанского права наследования Спб., 1898; Бакрадзе Д.В. Исторический очерк турецкой системы землевладения. М., 1899; Остроумов Н.П. Исламоведение. т. 4. Шариат по школе (мазхаб) Абу Канифы. Ташкент: Изд. Туркестанских ведом., 1912; Цветков П. Исламизм. Практические обязанности ислама. Ашхабад, 1913, т. 3; Наливкин В.П. Конспект лекций по истории ислама и по мусульманскому праву, ч. I, б.м., 1908.
нию он писал, что "ни одного еще арабского подлинника какого бы то ни было важного юридического сочинения не издано до сих пор", то есть с переводом, пояснениями и комментариями. Вторая книга под тем же названием "Шераиуль ислам или Законы мусульман шиитского вероисповедания. О наследстве" была опубликована в 1867 г. (Спб.). Последний из трилогии "Шераиуль - Ислам..." была книга "О браке", которая была не закончена и не издана из-за болезни A.M. Казем-Бека!.
Особое место среди трудов по мусульманскому праву занимает "Изложение начал мусульманского законоведения" (Спб.), написанная Н.Е.Торнау в 1850 году по заданию царской администрации в Закавказье. В предисловии автор говорил, что его главная цель - "практическая пригодность к управлению мусульманскими племенами империи и ознакомлению правительственных лиц, администраторов и судей, с освященными религией и вполне проникнутыми духом оной гражданскими законами последователей ислама". Из многочисленных отзывов и рецензий на этот труд следует упомянуть работу A.M. Казем-Бека под названием "Разбор сочинения г-на Торнау "Изложение начал мусульманского законоведения" (Cn6.t 1855), где отмечаются определенные сдвиги в области изучения мусульманского права. В 1866 г. вышла еще одна книга Н.Е. Торнау "Мусульманское право" (Спб.), посвященная вопросам наследования по закону. Сочинение включало в себя элементы сравнительного правоведения применительно к собранию законов Российской империи, римскому и германскому праву. В основе другого труда "О праве собственности по мусульманскому законодательству"
I Подробнее о трудах М.А. Казем-Бека см.: Рзаев А.К. Мухаммед Али Мирза Казем-Бек. Баку, Ї98І.
12 (Спб., 1882) лежала разработка одного из самых запутанных вопросов - о праве земельной собственности в исламе. В 1892 году вышло посмертное издание "Особенности мусульманского права" (Спб.)^.
Значительным шагом в изучении мусульманского права и его истории в России явилась совместная "Записка" A.M. Казем-Бека и Н.Е.Торнау "Об устройстве судебного быта мусульман Закавказья". В этой работе авторы показали различие между законом и адатом по мусульманскому праву. Особенностью этого труда является то, что авторы уделили особое внимание практическим вопросам изучения и применения мусульманского права .
Интересную и оригинальную работу "Права христиан на Востоке по мусульманским законам" выполнил в 1865 г. (Спб.) В.Ф. Гиргас. Проанализировав важнейшие источники мусульманского права о положении, повинностях и обязательствах покоренных народов в восточных странах, автор уделил внимание правовому положению христиан с начала завоеваний арабов до периода Османской империи. В другой работе "Основные начала мусульманского права согласно учению имамов Абу Ханифы и Шафии" В.Ф.Гиргас выступил не только как переводчик, но и как знаток истории мусульманского права^.
К числу интересных и полезных для своего времени переводных работ по мусульманскому праву следует отнести труд "Ал-Хидая", средневекового мусульманского правоведа ханифитской правовой школы
Подробнее о трудах Н.Е. Торнау см.: Емельянова И.А. Всеобщая история права в русском дореволюционном правоведении (XIX в.). ч.І, Казань: Изд-во Казанского унив., 1981.
Фан Дер Берг Л.B.C. Основные начала мусульманского права согласно учению имамов Абу Ханифы и Шафии. /Пер.В.Ф.Гиргаса.Спб., 1882.
ІЗ суннитского направления Ал-Маргинани (Ташкент, 1893, 4 т). Этот четырехтомный труд об основах мусульманского законодательства по ханифитскои правовой школе использовался русской администрацией в Средней Азии; он давал возможность чиновникам ознакомиться с особенностями мусульманского судопроизводства, характером и содержанием почти всех разделов мусульманского законодательства.
Из переводных изданий по мусульманскому праву, где затрагивались вопросы истории мусульманского права этого периода можно назвать труды: И.Г. Нофаля "Курс мусульманского права" (0 собственности. Спб., 1896), А. Кремера "Мусульманское право" (Пер. с нем. О.Р.Эйхгорна. Ташкент, 1888), а также перевод "Теории мусульманского права" (Спб. 1889) Саввас-паши .
Статьи, посвященные отдельным вопросам мусульманского права, публиковались в ряде журналов и газет дореволюционного времени^.
Однако явное предпочтение в области издательского дела официальная идеология отдавала таким авторам, которые отражали официальную точку зрения и являлись по службе или убеждению представителями духовных ведомств^. Естественно поощрялся значительный рост миссионерских произведений по мусульманскому праву, опиравшихся
См. напр.: Ростиславов М. "Несколько слов о важности вакуфных документов в историческом отношении. - Туркестанские ведомости, 1873, № 42, 49; Ефимов В. Заметки о мусульманском наследственном праве. - Юридическое обозрение, 1886, № 278; Исарлов Л. Материалы для истории мусульманского права.-Кавказ, 1875, № 54-58; Тривус М. Изложение основных институтов "Хидаи" - Журнал гражданского и уголовного права, 1893, кн. 9 и др.
См.: Третьяков М. Указатель русской литературы по изучению мусульманства и просвещению инородцев в России. М., 1914.
14 на идеалистическую философию и религию. Ряд публикаций отличался предвзятым и недружелюбным отношением к восточным народам, стремлением принизить ислам и возвысить христианство. Так, Казанская Духовная академия создала в 1854 году специально противомусульман-ское отделение, которое с 1873 года издавало "Миссионерский проти-вомусульманский сборник"!.
В целом обзор дореволюционных трудов по изучению мусульманского права показывает, что, как ученые специалисты, так и лица, связанные с этими вопросами в силу служебных занятий, собрали большой фактический материал по мусульманскому праву и на этой основе разрабатывали различные проблемы мусульманского права, представляющий значительный интерес в плане конкретно-исторического анализа мусульманского права. Однако в своем большинстве эти труды были проникнуты религиозными и идеалистическими представлениями и отличались существенными недостатками. Они не могли раскрыть сущности мусульманского права и объяснить причины той исключительной роли, которую оно играло в странах Востока. Зачастую игнорировался тот факт, что мусульманское право не застыло в форме, которую оно получило в УП-ХІ вв., что оно прошло сложный путь приспособления к запросам и требованиям господствующих классов в мусульманских странах.
Советское исламоведение имеет давние традиции и большой опыт исследования ислама. В своих работах советские ученые руководствуются марксистско-ленинским учением о религии и путях ее преодоле-
I См.напр.: А.Леопольдов - "Опыт изложения учения мухаммеданства по учению ханефидов" (1873, вып. II), М.Машанов - "Мухамедданский брак в сравнении с христианским браком в отношении их влияний на семейную и общественную жизнь человека" (1876, вып. 10).
15 ния. Развитие советского исламоведения и все возрастающий интерес к экономическому и политическому развитию мусульманских стран, к их истории, культуре породили множество разнообразных работ по исламу: монографий, серийных изданий и сборников, статей, заметок, переводов и публикаций в оригинале памятников средневековой мусульманской литературы.
Среди исследований советских исламоведов имеются труды, которые содержат ценный анализ отдельных проблем мусульманского праваї. Нельзя не заметить, что количество работ, посвященных мусульманскому праву, незначительно по сравнению с общим объемом советской литературы по исламоведению. Остается редким явлением в этой литературе постановка правовых проблем.
К числу интересных работ по критике шариата относится монография Г.М. Керимова "Шариат и его социальная сущность" СМ.: Наука, 1978), где в общем виде рассматриваются вопросы эволюции мусульманского права, освещаются некоторые институты шариата, раскрывается реакционное содержание его норм. Однако рассмотренные в ней разли-
I См.напр.: Бартольд В.В. Соч., в 9 томах. М.: Изд-во вост. лит-ры, 1966, т. 6; Беляев Е.А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннем средневековье. М.: Наука, 1966; Надирадзе Л,И. Проблема государственной собственности на землю в халифате в УП-УШ вв. -Арабские страны. История, экономика. М., 1970; Шайдулина Л.М. Брак и развод по мусульманскому праву, - Б сб.: Арабские страны. История. /Под ред. Е.А. Лебедева,М., 1968; Колесников А.И. Завоевание Ирана арабами. Иран при "праведных" халифах. М.: Наука, 1982; Ислам. Религия, общество, государство. /Отв.ред. П.А. Грязневич, СМ. Прозоров. М., 1984.
чия в учениях отдельных правовых школ шариата относятся к мусульманскому праву развитого средневековья (с XI в.).
В советской юридической литературе, к сожалению, немного работ, посвященных истории мусульманского права. Больше внимания в исследованиях советских юристов уделено общей характеристике мусульманского права и правовой идеологии, анализу некоторых отраслей и институтов действующего мусульманского права^. В ряде публикаций исследованию механизма действия мусульманского права в современных условиях предшествует краткий очерк его истории^.
Среди юридических работ по мусульманскому праву и его истории заметным событием последнего времени является выход в свет специ-
См.напр.: Меликова М.Ф. Критика азербайджанскими просветителями второй половины XIX в. и начала XX вв. теологического учения о происхождении мусульманского права. - Азербайджанский государственный университет им С.М.Кирова. Ученые записки. Юридические науки*Баку, 1970, т. 2, с. 3-9; Решетников Ф.М. Уголовно-правовая система шариата. - В кн.: Уголовное право зарубежных государств. М., 1971, вып. I, с. 46-61; Сюкияйнен Л.Р., Лихачев В.А. Мусульманское де-ликтное право и уголовное законодательство стран Зарубежного Востока. - В кн.: Мусульманское право (структура и основные институты). М., 1984, с. 76-105 и др.
См.напр.: Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право и регулирование права собственности в законодательстве стран Арабского Востока. -В кн.: Правовое регулирование экономики. М., 1969, с. 96-118; Он же. Мусульманское право в правовых системах стран Арабского Востока. - В кн.: Государство и право в развивающихся странах. М.: Наука, 1976, с. 41-64; Он же. Мусульманские суды в странах Арабского Востока. - В кн.: Государственный аппарат. М.,1984, с.98-120 и др.
17 ального сборника, посвященного этой проблематике!.
В историко-правовом аспекте мусульманское право рассматривается в работе М.И. Садагдара "Основы мусульманского права", которая затрагивает ряд аспектов мусульманского права, большей частью по шиитскому направлению^.
За эти годы были подготовлены и диссертационные исследования, затрагивающие те или иные аспекты истории мусульманского права^.
Изучение истории мусульманского права невозможно без тщательного исследования источников. Важное значение для истории мусульманского права имеют источники на арабском и персидском языках. Среди них необходимо прежде всего назвать Коран и сунну - основные источники исламского вероучения, культовых установлений и шариатских норм4. Мусульманское право нельзя понять без Корана и сунны, но их далеко недостаточно для полного понимания мусульманского права в историческом развитии.
Мусульманское право (структура и основные институты. /Ред.кол. Л.Р.Сюкияйнен, В.Е. Чиркин, Ю.А. Юдин. М.: ИГПАН СССР, 1984.
Садагдар М.И. Основы мусульманского права. /Отв.ред. О.А.Жидков. М., 1968.
См.: Ахмеднанов У.М. Институт собственности в мусульманском праве. Дисс.к.ю.н., М., 1963; Садагдар М.И. Основные черты мусульманского права и его развитие в Иране по шиитскому направлению. Дисс. к.ю.н. М., 1963; Эл-Зефири Хадр Мухаммад Джафар. Источники мусульманского права и критика их толкования современными юристами. Дисс. к.ю.н., М., 1976 и др.
См.напр.: Коран. Пер. и комментарии И.Ю.Крачковского. М.:Наука,
1963; Al-Bukhari Muhammad ibn Ismail Abu Abdullah. Sahih al--Bukhari: Being traditions of the saying and doings of the prophet Muhammad,.. Kitab Bhavan, 1978.
Ценный фактический материал по мусульманскому праву рассматриваемого периода дают и труды средневековых правоведов^.
Особое внимание заслуживает "Книга о налогах" (Китаб ал--харадк) Абу Йусуфа ал-Ансари, написанная для аббасидского халифа Харуна ар-Рапшда в форме советов "эмиру правоверных" по вопросам финансовой и налоговой политики, наследственного, уголовного права и т.д. Для подтверждения правоты своих рекомендаций Абу Йусуф ссылается на авторитет Мухаммада, первых халифов и их соратников.
Сведения по истории формирования и развития мусульманского права можно почерпнуть из обширных трудов многочисленных средневековых арабоязычных и персоязычных историков, географов, филологов. Следует заметить, что эти источники, дошедшие до нас и признанные известными исламоведами и правоведами Востока и Запада, были написаны не ранее IX века и отражали официальную точку зрения Аббаси-дов.2
Абу Йусуф. Китаб ал-харадж. Каир, 1933 (на арабск.яз.); Йахйа ибн Адам. Китаб ал-харадж. Лейден, 1896; Ахмад ибн Ханбал аш-Шей-бани. Ал-Муснад. Каир, 1977; аш-Шейбани. Мухаммад ал-Хасан. ал-Асл. Хакаку ва ал-лак. алайху Шафик Шахата. Каир, Матба'а Джа-миа, 1954; Ибн ал-Мимар ал-Багдади ал-Ханбали. Китаб ал-футувва... Багдад, 1958; Ал-Маварди Абу Хасан. Адаб ал-кади. Багдад, 1971 и др.( на арабск. яз.)
См.напр.: Ибн Хишам. Китаб сират расул Аллах... ал-Кахира, 1969, т. 1-2; Ал-Йакуби Ахмад. Та.^рих. Лейден, 1969, Z т; Аш-Шахра-стани Мухаммад. Китаб ал-милал ва нихал. Лондон, 1842-1846, 2 ч.; Ал-Балазури Ахмад ибн Яхья. Футух ал-булдан. Бейрут, 1957, 5ч.; Ибн ал-Асир. Китаб ал-камил фи тарих. Ал-Кахира, 1929-1930, 6 т.; Ал-Асфагани Абу-л-Фарадж. Китаб ал-агани. Лейден, 1888; іьп Saad.
19 К числу источников, критически анализируемых в диссертации, относятся и ряд буржуазных авторов. Вопросы мусульманского права, как и ислама, были предметом довольно многочисленных исследова-нийі. С точки зрения нашей темы в трудах зарубежных авторов содержатся интересные фактические материалы и сведения, характеризующие процесс зарождения и развития институтов мусульманского права, которым пришлось пройти длительный путь эволюции. Однако изложение буржуазных исламоведов и юристов зачастую носит формально юридический характер, так как изменения в мусульманском праве рассматриваются в отрыве от социально-экономического процесса развития мусульманского общества. Более того, некоторые современные авторы, как и авторы в XIX веке, пытаясь доказать, что христианский Запад "выше" мусульманского Востока, подчеркивают, что уже в раннем средневековье мусульманский мир впал в состояние "полного упадка", ввиду своеобразности исламской религии, которая, чтобы существо-
Biographien Mahammeds, seiner Gefahrten und der spateren Trager des Islam. Lipsiae, 1905, Bd. 1-9; Annales ques scripsit Abu Djafar Mohammed ibn Djarir at-Tabari. Cam aliis ed. M.J.de Goeje. Lugduni Batavorum, 1879-1890, Series 1, t. 1-6. I См.напр.: Goldziher I. Introduction to Islamic theology and law. Princeton: Princeton Univ. press, 1981; Macdonald D.B. Development of muslim theology, jurisprudence and constitutional theory. London, 1913; Vesey-Fitzgerald Seymour. Muhammadan law an abridgement according to its schools. Lonson, 1931; Schacht J. Introduction to Islamic law. Oxford, 1964; Coulson N.J. Islamic law. Edinburg, 1964; Law in the Middle East. Ed.by M.Khaddury. Washington; The Middle East Ins, 1955; The Legasy of Islam. Ed. by J.Schacht. Oxford, 1979 И др.
20 вать "требовала полной неподвижности", вследствие чего мусульманская культура опять таки в отличие от западной не способна к творению качественно новых ценностей, к гибкому реагированию на изменяющиеся обстоятельства*. Поэтому критическое исследование буржуазных истолкований классических доктрин мусульманского права есть одновременно и борьба за адекватное научное воспроизведение истории мусульманского права.
Общетеоретические труды и работы по истории мусульманского права современных мусульманских исследователей также содержат фактический материал из первоисточников, необходимый для изучения мусульманского права^. Однако в основе их выводов и обобщений лежат идеалистические воззрения и концепции, игнорирование определяющей роли материального производства в возникновении и развитии мусульманского права. Кроме того, в архаичности отдельных правовых институтов и в сохранении феодальных институтов многие мусульманские авторы видят преемственность и "справедливость" мусульманского права и призывают к возрождению политической традиции "чистого ислама" времен Мухаммеда и четырех "праведных" халифов.
1 Gibb H.A.R. Muhammedanism. Oxford, 1955, p. 112.
2 Ал-Бари Зикия. Музакират фи мадхал ал-фикх ал-исламийа. Кахира,

1974; Аз-Зарка Мустафа Ахмед. Ал-Фикх ал-исламий фи саубихи ад-

джадид. Дамаск, 1965; Ан-Нахи Салах ад-Дин. Нусус канунйа ва

шарийа. Багдад, 1969; Махмасани Субхи. Фалсафат ат-ташри фи

л-ислам. Бейрут, 1961; Зййдан Абд ал-Карим. ал-Мадхал фи дирасат

аш-шариа ал-исламийа. Багдад: ал-Матба ал-арабийа, 1964 и др.(на

арабск.яз.); Абу Захра Мухаммад. Тарих ал-мазахиб ал-исламийа.

Каир, б.г. и др. ( на арабок, яз. .)


С сожалением следует отметить, что труды мусульманских правоведов как прошлого, так и настоящего времени, пока еще не переведены и не опубликованы на русском языке. Очевидно, что без их критического изучения трудно дать аргументированную критику современных реакционных учений о мусульманском праве в тесной связи с современной идеологической борьбой. Июньский (1983 г.) Пленум ЦК КПСС указывал на особую значимость ведения наступательной, бескомпромиссной борьбы "против буржуазной идеологии"^. Б этой связи возрастает актуальность критического исследования положений правовых институтов в современных мусульманских странах, определение исторических социально-экономических корней.
Признавая большое научное значение имеющихся публикаций по проблемам мусульманского права, следует, вместе с тем, отметить, что в целом история мусульманского права периода его возникновения и развития в УП-ХШ вв. еще не получила комплексной научной разработки. В связи с этим в диссертации ставится и освещается целый ряд новых проблем по данному периоду истории мусульманского права.
Научная новизна настоящей диссертации состоит в том, что она является первым монографическим историко-правовым исследованием проблем, связанных с процессом происхождения и развития мусульманского права в Арабском халифате в УП-ХШ вв. Тем самым настоящая работа восполняет существенный пробел в советской историко-юридиче-ской литературе.
Новыми положениями диссертационного исследования являются следующие:
- на основе изучения источников на арабском и персидском языках выявлены и проанализированы основные направления влияния обы-
I Материалы Пленума ЦК КПСС 14-15 июня 1983 г., М., 1983, с. 68.
чаев доисламских арабов Северной и Центральной Аравии на формирование мусульманского права;
прослежены и освещены аспекты преемственности и новизны в мусульманском праве периода его формирования в соотношении с другими правовыми системами;
выявлены и исследованы содержание и главные направления процесса юридической разработки, интерпретации и канонизации Корана при "праведных" халифах, охарактеризована его роль в качестве первого источника мусульманского права в регламентации хозяйственной, политической и духовной жизни арабов в УП в.;
выделены и проанализированы основные этапы становления и развития мусульманского права, эволюция его источников, освещены направления рецепции мусульманского права в завоеванных странах, его место и роль в социально-политической и идеологической жизни халифата, вытеснение им других правовых обычаев и норм внутри Арабского халифата;
введены в научный оборот и охарактеризованы материалы ряда источников на арабском языке, позволяющие конкретизировать освещение процесса превращения мусульманского права в правовую систему феодального общества, выработки и действия норм основных институтов мусульманского права в Арабском халифате;
исследованы история возникновения мусульманских школ права, процесс оформления школ суннитского и шиитского направлений. На основе сравнительной характеристики этих правовых школ раскрыты их социально-политическое место и значение, своеобразие их воззрений и доктрин. Это позволило автору показать характер и степерь влияния отдельных мусульманских правовых школ на дальнейшее развитие мусульманского права;
- раскрыта эволюция социально-классового содержания норм шариата в рассматриваемый исторический период.
Все это позволило сформулировать следующие основные положения, выносимые на защиту:
Мусульманское право сформировалось в УП веке. Опираясь на принципы ислама, оно постепенно превращается в религиозно-правовую систему, нашедшую свое выражение и закрепление в Коране и сунне.
Эволюция мусульманского права, обусловленная изменениями в общественной жизни арабов была ускорена арабскими завоеваниями и распространением ислама на новые территории с различным уровнем социально-экономического и духовного развития. На формирование и эволюцию мусульманского права оказали влияние не только обычаи доисламских арабов и ислам, но и иные религиозные доктрины, распространенные на Аравийском полуострове, в частности, иудаизм. Шариат вобрал в себя также и некоторые нормы из других правовых систем (напр., из сасанидского права) и подверг их теологизации.
3. Развитию шариата способствовало появление правовых школ

мусульманского права, которые в своих правовых доктринах и практи

ческой деятельности отражали важные перемены, происходившие в хали

фате по мере изменений в общественной жизни и расширения арабских

завоеваний. Позиции различных мусульманских правовых школ отражали

не только отдельные богословские расхождения, но и в еще большей

степени противоборство разных политических и общественных сил в

Арабском халифате и последующих государственных формированиях.


4. Внешне во многом сходные традиционные нормы и институты му

сульманского права в разное время играли отнюдь не одинаковую роль.

Усилиями мусульманских правоведов, охранявших устои ислама, "неиз

менные" нормы мусульманского права приспосабливались к меняющимся


24 социально-экономическим и политическим условиям, приводились в соответствие с требованиями времени и новыми потребностями.
Анализ конкретных условий материальной и духовной жизни Арабского халифата, регулятивной роли и функций мусульманского права в рассматриваемый период убедительно свидетельствует о том, что оно по своей сущности, целям и задачам является феодальным правом, закономерности формирования и развития которого в полной мере подтверждают историко-материалистическое положение о том, что "право никогда не может быть выше чем экономический строй и обусловленное им культурное развитие общества"!.
В шариате отразились многие важные особенности исторического развития народов Востока, положения различных классов и социальных слоев в странах так называемого мусульманского мира. На протяжении веков он выражал прежде всего классовые интересы феодалов, мусульманского духовенства, защищал устои и институты феодального общества, требуя в своих нормах полного повиновения власти, покорности, терпения, узаконивая господство религиозных вождей над верующими, имущих над неимущими, оправдывая и закрепляя неравноправное положение женщины, иноверцев и т.д.
Практическое значение исследования. Ряд теоретико-правовых положений диссертации связан с анализом малоизученных аспектов генезиса мусульманского права, соотношения традиционности, преемственности и новизны в развитии мусульманского права. Выводы, полученные на этом материале, могут быть в определенной мере использованы в исследованиях закономерностей возникновения и развития права в различных странах.2
Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 9, с. 15.
См.:Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право как объект общей теории права. -Советское государство и право. 1979, № I, с. 29-34.
Исследование мусульманского права в его соотношении с другими правовыми системами содействует развитию сравнительного правоведения, занимающего все более важное место в советской юридической наукеI.
Материалы диссертации могут использоваться в ходе преподавания вузовских курсов по истории государства и права зарубежных стран и истории политических и правовых учений, в практической работе по атеистическому воспитанию и критике мусульманской политико-правовой идеологии, а также в учебной и учебно-методической литературе.
Апробация результатов исследования. Диссертационное исследование выполнено в соответствии с Долгосрочной программой комплексной исследовательской и научно-издательской деятельности в области истории государства и права, истории политических и правовых учений, составленной сектором истории государства, права и политических учений Института государства и права АН СССР^.
Основные положения и выводы диссертационного исследования изложены в научных статьях, а также на теоретической конференции аспирантов Института государства и права АН СССР и юридического факультета МГУ /Москва, 1983 г./, на первой конференции молодых историков Средней Азии и Казахстана /Душанбе, 1984 г./.




Диоген просил подаяния у статуи; на вопрос, зачем он это делает, он сказал: «Чтобы приучить себя к отказам». По рассказу Диогена Лаэртско
ещё >>