страница 1 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Вулканы. Горячие источники - страница №1/1
![]() Цель урока: Сформировать представление о происхождении вулканов, гейзеров. Ознакомить с отличиями действующих и потухших вулканов Оборудование: Карта полушарий; карточки с терминами «магма», «мантия», лава; фрагменты видеозаписей; демонстрационная таблица «Типы вулканов». Ход урока I. Организационный момент II. Опрос Задания на знание фактов, понятий
Задания на проверку понимания связей
Задание на проверку умений - По тектонической карте мира покажите районы, где могут быть землетрясения. - Каковы ваши действия при землетрясении (если вы на улице, если вы внутри здания)? 01. Изучение нового материала Желательно включить видеомагнитофон с записью извержения вулкана или фотографию, картину.
Откуда пошло название «вулкан» (сообщение учащегося) Древние народы считали, что извержение вулкана - это великий гнев богов. В одном из древнегреческих мифов описан страшный поединок Зевса с Тифоном - чудовищем, олицетворявшем огнедышащие горы и землетрясения. Поднялся Тифон из недр Земли, диким воем сотряс воздух. Бурное пламя клубилось вокруг него, и земля дрожала под его ногами. Но смело кинулся бог - громовержец Зевс, и разогрелся бой. Земля и небо сотрясались до основания. Сотнями сыпались ог-енные стрелы - молнии Зевса, казалось, что от огня горит воздух и даже темные грозовые тучи. Рухнул Тифон на Землю. Зевс поднял поверженного врага и кинул в мрачный Тартар. Но и в Тартаре гро зит грозный Тифон богам и всему живому, вызывает бури и извер- жение вулканов. I. Известен и знаменит был у греков Гефест - искусный мастер, по- кровитель кузнечного дела. Древние греки считали, что живет он на острове Гиеру в Средиземном море и в глубине горы, над которой всегда клубится дым, кует оружие. Самая главная кузница бога Гефеста была расположена в недрах го - ры Этна, на острове Сицилия. Этна (высота 3263 м) бушевала 130 раз. У древних римлян бог огня и кузнечного дела тоже сначала назывался Гефестом, но затем был переименован в Вулкана. По преданию, он ковал доспехи в своей кузнице внутри горы на острове Вулкано в Тирренском море, у берегов Италии. Из горы непрерывно вырывались клубы дыма и языки пламени. Со временем любую огнедышащую гору стали называть вулканов, как и бога огня. ![]() кратер ![]() 1 ряд запишет, что такое кратер, 2 ряд - жерло, 3 ряд - конус Кратер - (от греч. krater - большая чаша) – углубление диаметром от нескольких десятков метров до нескольких километров. Обычно располагается на вершине.
лава.
Конус - вулканическая гора, образованная застывшей лавой. При извержении жидкой лавы образуются пологие склоны, а вязкой - куполообразные.
![]() - Через трещину в земной коре изливается лава. Выливается первый слой лавы и застывает, по нему – выливается второй слой и т. И получается слоистый конус. - Как вы думаете, по каким признакам можно определи перед вами вулкан, а не просто гора? (У вулкана есть кратер, слоистый конус.) Вернемся к нашему первому рисунку. Как называете жерло и кратер? {Боковые или паразитические.) ![]() _ Но оказывается, что есть вулканы, у которых конуса нет или конус имеет другое строение. Учитель обращает внимание на демонстрационную таблицу «Типы вулканов» и объясняет особенности различных типов вулканов: площадной, трещинный, гавайский, стромболианский, плинианский, этно-везувианский. - Вулканы могут находится на дне океанов, а могут и на суше. Попробуйте ответить, на вопрос, в чем причина появления вулканов на материковой земной коре? Следует подвести учеников к мысли, что вулканы ни суше встречаются в зоне расхождения литосферных плит, т. е. в зоне разломов. В этих местах лава поднимается по трещинам. Начертите схему в тетради:
Вулкан - это геологическое образование, возникшее над трещиной в земной коре, по которой извергается на земную поверхность лава. У детей может быть другой вариант определения: вулкан - это геологическое образование, имеющее жерло и кратер, иногда имеющий вид конуса. - Посмотрите на рисунок, как вы думаете, где будет больше вулканов - на дне океанов или на материке? (На дне океанов, т. к. там тонкая земная кора, которую легче прожечь.) Вулканы бывают действующие, потухшие и заснувшие. Прочитайте учебник и ответьте на вопрос, чем они отличаются (Уснувшие - об их извержениях в историческое время нет данных, но уверенности в том, что их деятельность прекратилась, нет). Вулканы и следующее явление природы, которое мы изучим встречаются почти всегда вместе. Послушайте, а затем скажи те, как называется это явление: источник, периодически выбрасывающий фонтаны горячей воды и пара. (Гейзер.)
Учитель вывешивает на доске таблички: «магма», «лава», «мантия» - и предлагает поставить процесс превращения одного вещества в другое. МАНТИЯ МАГМА ЛАВА
Лава имеет температуру 1000°С и течет по склонам со скоростью 50 км/ч. Как только лава встречает на своем пути реку, озеро или море, она быстро застывает и образует обсидиан-вулканическое стекло. Вулканические бомбы и глыбы. Глыбы имеют угловатую форму и бывают очень большой величины, иногда с дачный домик. Бомбы округлые, вытянутые, они приобретают форму в полете, у некоторых даже образуется хвост, как у кометы. Вулканический пепел похож на обыкновенный, но если посмотреть на него под микроскопом, то станет видно, что это осколки вулканического стекла, их форма - маленькие треугольники. Вулканические газы - это горячие газы, температура их достигает 800-1000°С. Раскаленные тяжелые газы несутся вниз по склону 1 скоростью 300 км/ч, уничтожая деревья, дома, людей. Везувий зев открыл - Дым хлынул клубом - пламя Широко развилось, Как боевое знамя. Земля волнуется – С шатнувшихся колонн Кумиры падают! Народ, гонимый страхом, Под каменным дождем, Под воспаленным прахом. Толпами, стар и млад, Бежит из града вон.
(Работа проводится в группах.) IV. Итоги урока - Итак, мы с вами изучили новую тему. Подведем итог, что вы узнали нового на уроке? Домашнее задание Г.: § 19; К.: § 27, 28. Обозначить на контурных картах потухшие и действующие вулканы: Котопахи, Килиманджаро, Везувий, Этна, Ключевая Сопка, Кракатау, Фудзияма, Гекла, Эльбрус.
О грандиозной катастрофе мы узнали из сохранившегося до нашего времени письма ученого Плиния младшего к римскому писателю Тациту, в котором он описывает гибель своего дяди Плиния старшего и события того страшного дня: «24 августа около часа пополудни над горой показалось облако необычайной величины... Это облако поднималось вверх сильной струей воздуха, а в том месте, где струя ослабевала, оно медленно расширялось. Сверху стали падать черные камни, обожженные и Растрескавшиеся от жары. Море сильно обмелело, Между тем из Везувия стали вырываться широкие языки пламени, и поднялся огромный столб огня. В то время, когда в других местах был еще ясный день, здесь царила ночь... |
ещё >> |