Вулканы. Горячие источники - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Вулканы. Горячие источники. Гейзеры 1 46.22kb.
Тихоокеанское кольцо 1 56.44kb.
Налычевское кольцо 1 60.46kb.
Горячие источники и spa центр 'Nantian Resort' (о. Хайнань) 1 25.03kb.
"Западная Канада" 1 49.06kb.
Курильские вулканы – источники цунами в Северном Охотоморье Б. 1 102.62kb.
"Вулканы" 1 6.63kb.
Однимает нас бродяга ветер в небо, и зовёт к новым друзьям и удивительным... 1 219.73kb.
I. античные источники 1 96.32kb.
Горячие коктейли 1 11.67kb.
Горячие точки российского Кавказа 1 46.62kb.
Вулканы. Гейзеры 1 57.89kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Вулканы. Горячие источники - страница №1/1

Вулканы. Горячие источники
Цель урока:

Сформировать представление о происхождении вулканов, гейзе­ров. Ознакомить с отличиями действующих и потухших вулканов



Оборудование:

Карта полушарий; карточки с терминами «магма», «мантия», ла­ва; фрагменты видеозаписей; демонстрационная таблица «Типы вулканов».



Ход урока
I. Организационный момент

II. Опрос

Задания на знание фактов, понятий

  • Что такое землетрясения, каковы его причины? (Землетрясе­ние - подземные удары и колебания земной поверхности, вы­
    званные главным образом тектоническими движениями.)

  • Объясни - термины: очаг, эпицентр, сила землетрясения.

  • Какие разрушения производит землетрясение в 1, 3, 7, 10
    баллов?

  • Что такое горст и грабен? В результате каких движений образуются? (В результате наложения вертикальных и гори­зонтальных движений)

Задания на проверку понимания связей

  • Может ли быть землетрясения в вашей местности? Почему?

  • Почему землетрясения происходят в сейсмически активных
    зонах?

  • Как предсказать землетрясения?

  • Каковы требования к строительству зданий в сейсмически ак­тивных зонах

Задание на проверку умений

- По тектонической карте мира покажите районы, где могут


быть землетрясения.

- Каковы ваши действия при землетрясении (если вы на улице,


если вы внутри здания)?

01. Изучение нового материала

Желательно включить видеомагнитофон с записью извержения вулкана или фотографию, картину.



  • О каком явлении природы мы будем сегодня говорить? (О вул­канах.)

  • Вы уже знаете, что такое вулкан, а вот почему он образуется,
    откуда пошло название, почему вулканов больше бывает на
    дне океанов, почему гейзеры фонтанируют через равные про­межутки времени, и многое другое вы узнаете на этом уроке.
    Но сначала поговорим о том, что вы уже знаете.

  • Какие ассоциации вызывает у вас слово «вулкан»? (Дети отве­чают чаще: «огнедышащая гора».)

  • Давайте послушает сообщение, и узнаем, откуда к нам пришло
    название этого явления.

Откуда пошло название «вулкан» (сообщение учащегося)

Древние народы считали, что извержение вулкана - это великий

гнев богов.

В одном из древнегреческих мифов описан страшный поединок Зевса с Тифоном - чудовищем, олицетворявшем огнедышащие горы и землетрясения. Поднялся Тифон из недр Земли, диким воем сотряс воздух. Бурное пламя клубилось вокруг него, и земля дрожала под его ногами. Но смело кинулся бог - громовержец Зевс, и разогрелся бой. Земля и небо сотрясались до основания. Сотнями сыпались ог-енные стрелы - молнии Зевса, казалось, что от огня горит воздух и даже темные грозовые тучи. Рухнул Тифон на Землю. Зевс поднял поверженного врага и кинул в мрачный Тартар. Но и в Тартаре гро зит грозный Тифон богам и всему живому, вызывает бури и извер- жение вулканов.

I. Известен и знаменит был у греков Гефест - искусный мастер, по- кровитель кузнечного дела. Древние греки считали, что живет он на острове Гиеру в Средиземном море и в глубине горы, над которой всегда клубится дым, кует оружие.

Самая главная кузница бога Гефеста была расположена в недрах го - ры Этна, на острове Сицилия. Этна (высота 3263 м) бушевала 130 раз.

У древних римлян бог огня и кузнечного дела тоже сначала назывался Гефестом, но затем был переименован в Вулкана. По преданию, он ковал доспехи в своей кузнице внутри горы на острове Вулкано в Тирренском море, у берегов Италии. Из горы непрерывно вырывались клубы дыма и языки пламени.

Со временем любую огнедышащую гору стали называть вулканов, как и бога огня.



Нарисуйте вулкан в тетради, а на доске будет работать (фамилию ученика). Подпишите, где находится жерло, кратер вулкана.


кратер

1 ряд запишет, что такое кратер, 2 ряд - жерло, 3 ряд - конус


Кратер - (от греч. krater - большая чаша) – углубление диаметром

от нескольких десятков метров до нескольких километров.

Обычно располагается на вершине.

Жерло - вертикальный или наклонный канал, по которому вытекает

лава.


Конус - вулканическая гора, образованная застывшей лавой. При

извержении жидкой лавы образуются пологие склоны, а вязкой -

куполообразные.


  • Как вы думаете, как образуется конус?

  • На самом деле конус нарастает постепенно.



- Через трещину в земной коре изливается лава. Выливается первый слой лавы и застывает, по нему – выливается второй слой и т. И получается слоистый конус.

- Как вы думаете, по каким признакам можно определи

перед вами вулкан, а не просто гора? (У вулкана есть кратер, слоистый конус.)

Вернемся к нашему первому рисунку. Как называете жерло и кратер? {Боковые или паразитические.)



_ Но оказывается, что есть вулканы, у которых конуса нет или

конус имеет другое строение.

Учитель обращает внимание на демонстрационную таблицу «Типы вулканов» и объясняет особенности различных типов вулканов: площадной, трещинный, гавайский, стромболианский, плинианский, этно-везувианский.

- Вулканы могут находится на дне океанов, а могут и на суше. Попробуйте ответить, на вопрос, в чем причина появления вулканов на материковой земной коре?

Следует подвести учеников к мысли, что вулканы ни суше встре­чаются в зоне расхождения литосферных плит, т. е. в зоне разломов. В этих местах лава поднимается по трещинам.

Начертите схему в тетради:


на суше




материковая земная кора




в зоне разломов



Вулканы







На дне океанов




тонкая океаниче­ская кора




лава прожигает земную кору






  • Позже мы еще вернемся к этой таблице.

  • Какие бывают типы конусов вулканов? Итак, скажите, что же
    такое вулкан?

Вулкан - это геологическое образование, возникшее над трещи­ной в земной коре, по которой извергается на земную поверх­ность лава.

У детей может быть другой вариант определения: вулкан - это геологическое образование, имеющее жерло и кратер, иногда имеющий вид конуса.




















































- Посмотрите на рисунок, как вы думаете, где будет больше вулканов - на дне океанов или на материке? (На дне океанов, т. к. там тонкая земная кора, которую легче прожечь.)

Вулканы бывают действующие, потухшие и заснувшие. Прочитайте учебник и ответьте на вопрос, чем они отличаются (Уснувшие - об их извержениях в историческое время нет данных, но уверенности в том, что их деятельность прекратилась, нет). Вулканы и следующее явление природы, которое мы изучим встречаются почти всегда вместе. Послушайте, а затем скажи­ те, как называется это явление: источник, периодически выбрасывающий фонтаны горячей воды и пара. (Гейзер.)



  • Почему гейзеры встречаются там, где есть вулканы? (Магма
    близко подходит к поверхности, нагревает подземные воды,
    которые начинают фонтанируют.)

Учитель вывешивает на доске таблички: «магма», «лава», «ман­тия» - и предлагает поставить процесс превращения одного вещест­ва в другое.

МАНТИЯ МАГМА ЛАВА

  • Вспомним состояние мантии. (Вязкая.)

  • Почему мантия вязка, ведь она нагрета до температуры 2000-
    2500°С? (На нее воздействует большое давление, при котором
    внутреннее вещество Земли не может находиться в жидком
    состоянии.)

  • Мантия вязкая, но где, по-вашему, мантия станет жидкой? По-
    чему? (Около трещины давление понизится)

  • Мантия в жидком состоянии станет магмой. Подпишите на
    схемах. Когда магма выльется наружу, она станет... (Лавой.)

  • А теперь поработаем в парах. Расскажите друг другу, что та­
    кое мантия, магма, лава.

  • Ответьте, какие продукты извержения вулканов перечислены в
    следующем сообщении:

Лава имеет температуру 1000°С и течет по склонам со скоростью 50 км/ч. Как только лава встречает на своем пути реку, озеро или море, она быстро застывает и образует обсидиан-вулканическое стекло.

Вулканические бомбы и глыбы. Глыбы имеют угловатую форму и бывают очень большой величины, иногда с дачный домик. Бомбы округлые, вытянутые, они приобретают форму в полете, у некото­рых даже образуется хвост, как у кометы.

Вулканический пепел похож на обыкновенный, но если посмотреть на него под микроскопом, то станет видно, что это осколки вулканического стекла, их форма - маленькие треугольники.

Вулканические газы - это горячие газы, температура их достигает 800-1000°С. Раскаленные тяжелые газы несутся вниз по склону 1 скоростью 300 км/ч, уничтожая деревья, дома, людей.

Везувий зев открыл -

Дым хлынул клубом - пламя

Широко развилось,

Как боевое знамя.

Земля волнуется –

С шатнувшихся колонн

Кумиры падают!

Народ, гонимый страхом,

Под каменным дождем,

Под воспаленным прахом.

Толпами, стар и млад,

Бежит из града вон.

(А. С. Пушкин.)


  • Какие продукты извержения описываются в стихотворении
    А. С. Пушкина? (Лава, вулканические бомбы, пепел.)

  • А теперь вернемся к демонстрационной таблице «Типы вулка­нов». Опишите продукты вулканизма во всех шести типах.

(Работа проводится в группах.)

IV. Итоги урока

- Итак, мы с вами изучили новую тему. Подведем итог, что вы узнали нового на уроке?



Домашнее задание

Г.: § 19; К.: § 27, 28.

Обозначить на контурных картах потухшие и действующие вул­каны: Котопахи, Килиманджаро, Везувий, Этна, Ключевая Сопка, Кракатау, Фудзияма, Гекла, Эльбрус.

Информация для учителя

Магма (от греч. magma - густая мазь) - расплавленная масса глу­бинных зон Земли.

Мантия (от греч. mantion - покрывало, плащ) - геосфера, окру­жающая ядро Земли. Вещество находится в твердом, кристал­лическом состоянии (есть версия, что в вязком.)

Лава (от лат. laveles - обвал, падение) - магма, излившаяся на по­верхность.

Извержение Везувия. Гибель Помпеи

О грандиозной катастрофе мы узнали из сохранившегося до на­шего времени письма ученого Плиния младшего к римскому писа­телю Тациту, в котором он описывает гибель своего дяди Плиния старшего и события того страшного дня:



«24 августа около часа пополудни над горой показалось облако необычайной величины... Это облако поднималось вверх сильной струей воздуха, а в том месте, где струя ослабевала, оно медленно расширялось. Сверху стали падать черные камни, обожженные и Растрескавшиеся от жары. Море сильно обмелело, Между тем из Везувия стали вырываться широкие языки пламени, и поднялся огромный столб огня. В то время, когда в других местах был еще яс­ный день, здесь царила ночь...




Поэт — средство существования языка. Иосиф Бродский
ещё >>