Вступительное слово учителя - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа мероприятия Конференц-зал, 5 корпус 10: 00 11: 15 Вступительное... 1 7.63kb.
Ход мероприятия Вступительное слово учителя (Слайд ) 1 87.41kb.
Вступительное слово учителя 1 105.46kb.
Заболевания органов дыхания, их предупреждение 1 117.36kb.
Вступительное слово учителя (Слайд 1) 1 103.12kb.
Светлее грусть, когда цветут цветы. Н. Рубцов. Ход урока. I. 1 56.35kb.
Презентация Ход классного часа: Вступительное слово учителя 1 26.38kb.
Уроки развития речи в 5 классе Вступительное слово учителя 1 54.77kb.
«Многоликая ложка» 1 42.95kb.
Программа вечера: Вступительное слово учителя «Математика вокруг... 1 192.59kb.
Урок-суд тема урока: «Волновые и квантовые свойства света» План урока... 1 109.13kb.
Приложение 4 Попытки классификации химических элементов 1 14.21kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Вступительное слово учителя - страница №1/1

Вступительное слово учителя:

В истории мировой науки запечатлены имена прославленных ученых, чьи открытия способствовали про­грессу знаний о природе, овладению ее тайнами, использова­нию их на благо человечества. В истории человеческих зна­ний немало подвигов. Но очень немногие из них можно сопо­ставить с тем, что было сделано Д.И. Менделеевым. Величие научного подвига Менделеева не только не стирается време­нем, но продолжает расти. И никто не может сказать, будет ли когда-нибудь исчерпано до конца все содержимое одного из величайших в науке обобщений — периодического закона Д.И. Менделеева.

Законы природы, открытые человеком, различны. Их труд­но сравнивать между собой. Но законы сравнимы по самому главному — по возможности предсказания нового, предвиде­ния неизвестного. Периодический закон в этом отношении не имеет себе равных в истории науки.

Да, мы не раз географа помянем,

Что шел тайгой в былые времена,

Давал названья рекам безымянным,

Придумывал для сопок имена.

Но во сто крат открыл закон важней

Тот химик, что немалый труд вложил

И имена планет, богов, стран и людей

В одной таблице навсегда объединил.

Многие ученые предсказывали существование и описыва­ли неизвестные химические элементы и их свойства, основы­ваясь на периодическом законе, который стал «Звездным ча­сом» одного из величайших людей нашей планеты.

Далее учитель вкратце поясняет ход проведения вечера.

Вечер проходит в красочно оформленном зале. На сцене: портрет Д.И. Менделеева, периодическая система химических элементов. На стене плакаты: «Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройки и развитие обещает. Д.И. Менделеев», «Периодический закон является истинным компасом для исследователей. У. Рамзай», газеты. На столе: творческие работы учащихся, выставка книг.


1 часть «ОТКРЫТИЕ ПЕРИОДИЧЕСКОГО ЗАКОНА»
/. Сообщения учащихся.

1-й ученик. 1-го марта 1869 года Д.И. Менделеев открыл периодический закон. Открытию закона предшествовала длительная и

напряженная научная работа Менделеева в течение 15 лет

(1854-1869), а дальнейшему его углублению было отдано

еще 25 лет (до начала 1907 года).

Предшественники Менделеева (Доберейнер, Ньюлендс, Мейер) своими усилиями сделали много для подготовки открытия периодического закона. Но ни один из этих уче­ных не решился на основании подмеченной периодичнос­ти предсказать новые химические элементы. Никто не су­мел в полном объеме охватить совокупность физических и химических свойств элементов и образованных ими ве­ществ, обнаруживающих всю глубину периодического зако­на. Для них периодичность была лишь удобным способом классификации; они не увидели в ней фундаментального закона природы.
2-й ученик. Мир сложен.

Он полон событий, сомнений,

И тайн бесконечных, и смелых догадок.

Как чудо Природы

Является гений

И в хаосе этом

Находит порядок...

Весь мир большой:

Жара и стужа,

Планет круженье,

свет зари –

Все то, что видим мы снаружи,

Законом связано внутри.

Найдется ль правило простое,

Что целый мир объединит?

Таблицу Менделеев строит.

Природы ищет Алфавит.
3-й ученик. Приступая к чтению лекции по химии в Петербургском уни­верситете и перебрав все книги, Менделеев не нашел ни­чего, что можно было бы рекомендовать студентам в каче­стве учебного пособия. Поэтому он решил написать новую книгу «Основы химии».

Случилось в Петербурге это.

Профессор университета

Писал учебник для студентов...

Задумался невольно он:

«Как рассказать про элементы?

Нельзя ли тут найти закон?»

Искали многие решенье,

Но, проходя лишь полпути,

Бросали. Мучило сомненье:

«А можно ли закон найти?»

Мир состоит из Элементов.

(В то время знали шестьдесят.)

А сколько их всего?

На это Нельзя ответить наугад.

Но не гадал, а верил он:

«Тут должен, должен быть закон!»

Упрямо он искал решенье.

Был Труд, Надежда и Терпенье,

И Вера в то, что он найдет!

Он так работал целый год.
1-й ученик. 17 февраля (1 марта) 1869 года Менделеев предполагал вы­ехать из Петербурга для обследования артельных сырова­рен в Тверскую и другие губернии. В день отъезда он ис­кал ответ на вопрос: какую группу элементов в «Основах хи­мии» следует описывать сразу после щелочных металлов?

Но вот дела отложены,

Расчеты прерываются.

С утра в поездку дальнюю

Ученый собирается.

Все чемоданы собраны.

На козлах кучер мается:

«Поспеть бы надо к поезду,

А барин все копается!»

А барин одевается

И к двери направляется.

Он к двери на-прав-ля-ет-ся...

И вдруг!!!

Шляпа брошена в углу!

Он бросается к столу.

И строчит карандашом.

Наконец-то! Он нашел!

Он на чем попало пишет.

Ничего вокруг не слышит.

Наконец-то понял он,

В чем разгадка, в чем закон!..

Из кабинета не выходит:

«Не упустить бы мысли той!»

Он элементы ставит в строй,

Но все ж Таблица не выходит...

Тогда, усталостью сражен,

Лег на диван и видит сон...

(Под тихую музыку в полумраке на сцене, кружась и мель­кая, появляются учащиеся со знаками химических элемен­тов.)



1-й ведущий. То кружились,

То мелькали,

То водили хоровод,

То взрывались,

То пылали,

То шипели,

То сверкали,

То в покое пребывали:

Алюминий, Натрий, Калий,

Фтор, Бериллий, Водород... '

Перепутались все свойства,

Недалеко до беды.



2-й ведущий. Вдруг команда:

— Стройся, войско!

— Стали строиться в ряды.

(Учащиeся выстраиваются в ряды образуя 1-й и2-й ряды.)

Во втором ряду волненье:

Все боятся окисленья


Литий. - Поглядите
1-й ведущий. Злится Литий.
Литий. Фтор ужасный окислитель!

Я не встану в этот ряд!

Пусть другие здесь горят!
2-й ведущий. И Бериллий мрачно мыслит.
Бериллий. Кислород нас всех окислит!

И, простите за повтор:

Как несносен этот Фтор!
1-й ведущий. Бор кивает головой,

Но не рвется сразу в бой!


2-й ведущий. И Азот не лезет в спор.

Но зато взорвался Фтор.


Фтор. Ах! Так мы для вас не пара!

Кислород! Поддай им жару!

Окисляй! За мной! Вперед!
Углерод. Стойте!
1-й ведущий. Крикнул Углерод.
Углерод. Я и уголь, и алмаз.

И за них я, и за вас!

Я сражаться не горю,

Я вас лучше помирю!

Встану я посередине!..
2-й ведущий. Третий ряд! Трубите сбор!

Натрий,


Магний,

Алюминий,

Кремний,

Фосфор,


Сера,

Хлор!


По порядку, по закону

Элементы встали в ряд.



2-й ученик.

И выходит, что в колонну

Все похожие стоят!

Кремний встал под Углеродом.

Сера схожа с Кислородом.

Алюминий встал под Бор

Замечательный подбор!

Ряд пристраивают к ряду.

А рядов-то десять кряду.

(Показывает по таблице.)

Металлы под металлами,

Едкие под едкими,

Ковкие под ковкими

Идут своими клетками.

По порядку все стоит. -

Вот Природы Алфавит! (Уходят.)


3-й ученик. Располагая элементы по возрастанию их атомных масс, Менделеев заметил, что резкое изменение свойств при переходе от галогена к щелочному металлу и уменьшение основных свойств при переходе от щелочного металла к щелочноземельному периодически повторяются. Оказа­лось, что и формы соединений элементов также периоди­чески повторяются. Например, оксид лития имеет вид Li2O, аналогичная же форма оксида и у повторяющих свойства лития элементов: натрия, калия, рубидия, цезия. Все это дало возможность Менделееву открытый им закон назвать законом периодичности и сформулировать следующим об­разом: «Свойства простых тел, а также формы и свойства соединений элементов находятся в периодической зависи­мости от величины атомных весов элементов».

Вокруг периодического закона вскоре же после его откры­тия развернулась острая длительная дискуссия, отразивша­яся на душевном состоянии Менделеева.

Сторонников у него сначала было очень мало, даже среди русских химиков. Оппонентов же — много, особенно в Гер­мании и Англии. Это были химики, мыслившие эмпиричес­ки и не признававшие роли теории. К ним относились Бун-зен в Германии, Зинин в России, Нильсон и Петерсон в Швеции.

1-й ученик. Открытие периодического закона позволило Менделееву дать блестящий образец научного предвидения. В 1870 г. он предсказал существование трех еще неизвестных тогда элементов, которые назвал экасилицием, экаалюминием и экабором, — для них предназначались пустые клетки в пе­риодической системе. Менделеев сумел правильно опреде­лить и важнейшие свойства новых элементов.

Был четвертый ряд нарушен.

Элемент не обнаружен.

Элемент не обнаружен –

Тот, что в этом месте нужен.

Но напрасно беспокойство.

Существует где-то он!
«Я найду сначала свойства,

И поможет мне закон!»

Удельный вес назвал и цвет,

Летуч на воздухе иль нет,

Как плавится, в чем растворим...

Законом пользуясь своим,

Три элемента предсказал,

Как будто их в глаза видал!..

Быть может, раз в тысячелетье

Свершить подобное дано.

Но мир открытья не заметил

Иль не поверил, все равно.

И кто-то говорил по-свойски:

«Забудь об этой ерунде!

Как можно обнаружить свойства

Веществ, не найденных нигде!»


2-й ученик. Первый учебник по неорганической химии на основе пери­одического закона написал в Петербурге Рихтер (1874) и этим помог его признанию. Но решающее значение имели открытия трех предсказанных Менделеевым элементов. В 1875 г. Лекок де Буабодран, ничего не знавший о работах Менделеева, открыл новый металл, назвав его галлием. По ряду свойств и по способу открытия (спектральным путем) галлий совпадал с экаалюминием Менделеева. Но его удельный вес оказался сначала меньше предсказанного. И Менделеев послал во Францию «Заметку по поводу откры­тия галлия», настаивая на своих данных.

Вот как-то раз узнали ученые всех стран:

Металл чудесный Галлий

(В честь Франции назвали)

Открыл Буабодран.

Довольный и счастливый

Рассматривал металл,

Но писем из России никак не ожидал.

Он взял письмо, прочел его.

От русского ученого?!

— Ошибся я! Слыхали?!

— Француз был удивлен.

-В глаза не видел Галлий,

А свойства знает он!

Вес высчитал удельный

Точней, чем я, стократ

Какой-то Менделеев

Еще пять лет назад! —

Глаза его сверкали,

Топорщились усы.

Но вот металл свой Галлий

Он кинул на весы!..


3-й ученик. Ответ в Россию мчится:

«Прекрасная Таблица!

Я Вами восхищен!

Проверен мной практически

Закон периодический,

И я категорически

Приветствую Закон!»
Это был первый триумф периодического закона, вызвавший большой интерес к трудам Менделеева и его предвидению. Ученый мир был ошеломлен тем, что предсказание Менде­леевым свойств экаалюминия оказалось таким точным. И периодический закон начинает утверждаться в химии, пе­реходя из гипотезы в строго доказанную истину.

В 1879 г. Нильсон в Швеции открыл скандий, в котором воплотился предсказанный Менделеевым экабор.

В 1886 г. Винклер открыл германий. Его свойства с удиви­тельной точностью совпали с предсказанными Менделее­вым для экасилиция.
1-ученик. У химиков переполох!

Ведь Галлий был одним из трех,

Предсказанных заранее!..

И следом, как из-под земли,

Вдруг Скандий в Швеции нашли,

На свет Германий извлекли

(Естественно, в Германии).
Менделеев включил присланные ему портреты Лекока де Буабодрана, Нильсона и Винклера в общую рамку, озагла­вив ее «Укрепители периодического закона».

После такого блестящего триумфа периодический закон прочно утвердился в науке в качестве объективного закона, истинность которого проверена и подтверждена на прак­тике.

Потом дополнилась Таблица.

Узнали новые частицы.

Прославят, подтвердят Закон

Открытья будущих времен.


2-й ученик. Создание периодической системы поставило перед учены­ми новую задачу: найти физическое обоснование закона. На

это указывал и сам Менделеев, который писал о периоди­ческом законе как о «новой тайне природы, еще не подда­ющейся рациональной концепции».

В 1913 году английский физик Мозли разработал метод эк­спериментального определения величин зарядов ядер по рентгеновским спектрам элементов и ввел термин «атом­ный номер». Опытным путем он установил, что заряды ядер изменяются в соответствии с порядковыми номерами эле­ментов в периодической таблице. Порядковый номер, или заряд атомного ядра, становится важнейшей характеристи­кой атома, определяющей его структуру, физические и хи­мические свойства. Поэтому современная формулировка периодического закона такова: «Свойства химических эле­ментов (в образуемых ими простых и сложных веществах) находятся в периодической зависимости от величины заря­да их атомных ядер». Открытие величин зарядов ядер эле­ментов лишний раз и окончательно подтвердило правиль­ность мысли Д.И. Менделеева о том, что последующее зна­ние только углубит понимание периодического закона, но не изменит его существа. Но самой крупной вехой в физи­ческом осмыслении периодического закона явилась теория великого датского ученого Нильса Бора, который в 1921 году высказал мысль о том, что периодичность свойств ато­мов определяется периодическим строением их электрон­ных оболочек.

Этот закон и теперь остается самым важным законом хи­мии. Он позволяет разобраться в огромном многообразии явлений, с которыми мы встречаемся в природе.



2 часть вечера. Мини – КВН «Знаешь ли ты периодический закон?»

Формируются команды из учеников 9 класса (можно 8 класса, если вечер проводится в конце учебного года). Каждая команда садится на отдельный ряд во главе с ка­питаном. На вывешенной магнитной доске прикреплены эм­блемы и названия команд.

После каждого задания на доске отмечают результаты. К концу конкурса будут видны все результаты и учите

ль вместе с учениками сможет сделать вывод, какой вид работы и у какой команды вызвал наибольшие затруднения (учитель бе­рет на заметку пробелы в знаниях учеников по изучаемой теме).

За правильный, полный ответ — три балла, за дополнение — один балл.

Ответы на вопросы приведены в конце сценария.


Конкурс «Приветствие»

Во время приветствия каждая команда должна предста­вить свое название, свой девиз и свою эмблему. Оценивается оригинальность и соответствие тематике проводимого вечера.



Конкурс «Разминка»

Участвуют обе команды. Учитель задает вопросы. Первым отвечает тот, кто быстрее всех поднял руку.

1. Кем и когда был открыт периодический закон?

2. Где родился Д.И. Менделеев? Кто были его родители?

3. Происхождение фамилии Менделеева.

4. Где учился Д.И. Менделеев? Кем он хотел стать? Поче­му это ему не удавалось?

5. Какое высшее учебное заведение окончил Д.И. Менде­леев?

6. Кем и где работал Менделеев во время своего открытия?

7. В каком году и по какой причине Д.И. Менделеев скон­чался?

8. Как читается периодический закон по Менделееву?

9. Современная формулировка периодического закона.

10. Какие подтверждения периодического закона, извест­ные еще при жизни Менделеева, вы знаете?

11. В чем причина плавного и скачкообразного изменения свойств химических элементов в периодах периодичес­кой системы химических элементов?

12. В чем вы видите значение периодического закона для науки, техники, промышленности?



Конкурс «Расскажи мне обо мне»

Капитаны команд выходят к доске и вытаскивают карточ­ку с заданием.

1. Дать характеристику элементу № 15.

2. Дать характеристику элементу № 17.

3. Дать характеристику элементу № 13.

План составления характеристики элемента

1. Положение элемента в периодической системе: поряд­ковый номер, относительная атомная масса, группа, под­группа, период.

2. Строение атома, степени окисления.

3. Принадлежность к классу металл, неметалл, переход­ный элемент.

4. Формула высшего оксида и его характер.

5. Формула высшего гидроксида и его характер.

6. Летучее водородное соединение.

Пока команды коллективно выполняют задание, от каж­дой команды вызывается один человек для выполнения сле­дующего конкурса.



Конкурс «Найти ошибку»

В каких уравнениях химических реакций коэффициенты расставлены неверно?



ЗСО + Fe203 2 Fe + 3СО 2

5НС1 +НСLO 5С12 + 2O

4 NH3 + 02 4NO + H 2O

NH3 + O2 4N2 + Н20

Подводятся итоги коллективного и индивидуального зада­ний. Итоги отражаются на доске.

Конкурс Капитанов

1. «Кто быстрее».

На доске прикреплены три листа с половинками формул. Необходимо дописать формулы. Побеждает тот, кто быстрее и правильнее выполнит задание.

Na... ; …...(Р04)2 ; А12….; Na 2... ; ……S04; Н..;. …..(S04)з; Са3…..

Na,...;


2. «Мои соседи».

Необходимо указать знаком ослабление металлических свойств и усиление неметаллических свойств в следующих пятерках элементов. Объяснить, на каком основании расстав­лены знаки.



Be

Mg

В

Na Mg Al

К Ca Sc

Mg Al Si

Ca

Sr

Ga

Подводятся итоги конкурса Капитанов.


Конкурс «Что в имени моем?»

Какие химические элементы названы в честь ученых, в память успехов астрономии, в честь городов, в честь стран и континентов? Напишите названия и порядковые номера этих элементов. Задание ограничено временем: кто назовет боль­ше элементов за отведенное время? (Ответы приведены далее...)



Подведение итогов урока.

Лучшая команда награждается. Кроме этого, все члены команд получают оценки. Оценки выставляет каждому уче­нику вся команда. Учитель внимательно следит за игрой и, в свою очередь, тоже выставляет оценки в течение конкурса. Оцен­ка учителя и оценка, выставленная командой, как правило, совпадают. Ребята очень пристрастно оценивают друг друга: не спустят лентяю, а хорошо поработавшего высоко оценят. Особо отмечаются учителем капитаны команд, так как они выполняли самую трудную работу и в подготовительный пе­риод, и во время конкурса.


Ответы

1. Периодический закон был сформулирован Д.И. Менде­леевым по старому стилю 1 марта 1869 года, по новому сти­лю 17 февраля 1869 года. Этой работе Менделеев посвятил 15 лет непрерывного труда.

2. Менделеев родился 27 января 1834 года в Тобольске. В семье он был последним, семнадцатым ребенком. Его отец был директором гимназии, а мать, оставшись вдовой вскоре после рождения сына, управляла небольшим стекольным за­водом.

3. В родословной, составленной в 1880 году, записано: «Фамилию нередко давали учителя духовного училища; фа­милия Менделеев дана отцу, когда он что-то выменял, как соседний помещик менял лошадей и прочее. Учитель по со­звучию "мену даю" вписал и отца под фамилией Менделеев».

4. Летом 1850 года Менделеев подал документы в Медико-хирургическую академию в Петербурге. Однако анатомия оказалась не под силу впечатлительному юноше: первого ис­пытания - - присутствия в анатомическом театре - - он не выдержал. От медицинской карьеры пришлось отказаться. Мать подсказала другой путь — стать учителем.

5. В 1855 году Менделеев блестяще окончил Главный пе­дагогический институт в Петербурге с золотой медалью.

6. В год, когда Менделеев открыл периодический закон, ему исполнилось 35 лет. К этому времени он был профессо­ром химии Петербургского университета, автором учебников по органической и аналитической химии.

7. 11 января 1907 года, принимая в Палате мер и весов министра торговли и промышленности Д.А. Философова, Менделеев простудился на сквозняке. В результате развилось воспаление легких. Принятые меры по лечению оказались безрезультатными. В 5 часов 20 минут 2 февраля 1907 года Менделеев скончался. Похоронен он на Волоковом кладбище в Петербурге.

8. Свойства простых тел, а также формы и свойства соеди­нений элементов находятся в периодической зависимости от величины атомных весов элементов.

9. Свойства химических элементов и образуемых ими про­стых и сложных веществ находятся в периодической зависи­мости от величины заряда ядра атомов элементов.

10. В 1871 году Менделеев описал свойства неизвестных элементов, условно назвав их «эка кремний», «эка бор», «эка алюминий». Не прошло и четырех лет, как в Париже моло­дой ученый П.Э. Лекок де Буабордан открыл галлий (1875).

У химиков переполох! Ведь галлий был одним из трех, Предсказанных заранее открытий! И, следом, как из-под земли, Вдруг скандий в Швеции нашли, На свет германий извлекли (естественно, в Германии). Потом дополнилась таблица, В ней появились новые частицы. Прославят, подтвердят Закон Открытья будущих времен.

Галлий -- это предсказанный Менделеевым «эка алюми­ний», за ним последовало открытие шведским химиком Л.Ф. Нильсоном «эка бора» — скандия в 1879 году и откры­тие К.А. Винклером «эка кремния» — германия в 1886 году.

Менделеев пишет: «Лекока де Буабордана, Нильсона и Винклера ... я считаю истинными укрепителями периоди­ческого закона. Без них он не был бы признан в такой мере, как это случилось ныне...»

11. Причина плавного изменения свойств химических эле­ментов в периодах - - в постепенном изменении количества электронов на внешнем или предвнешнем электронном уров­не. А скачкообразно свойства химических элементов изменя­ются при переходе от одного периода к другому. Причина — в появлении нового электронного уровня. Постепенно накапли-

вание количественных изменений на границе периодов при­водит к качественному скачку свойств.

12. Периодический закон позволил ученым предвидеть ряд фактов и явлений, предопределяющих развитие учения о стро­ении вещества. С помощью периодического закона стало воз­можным предсказание и открытие новых химических эле­ментов, в том числе трансурановых. Периодический закон и периодическая система химических элементов имели боль­шое значение для открытия радиоактивных изотопов, широ­ко используемых в современной технике, медицине и сельс­ком хозяйстве. Периодический закон сыграл большую роль в создании современной теории строения атомов. Кроме того, в периодическом законе и в периодической системе химичес­ких элементов ярко проявляются общие законы развития природы: закон перехода количества в качество, закон един­ства и борьбы противоположностей, закон отрицания отри­цания, всеобщая закономерность развития по спирали.

Ответы

В честь городов:

№ 12 -- магний (Магнезия -- город в Греции);

№ 39 — иттрий (Иттерби — город неподалеку от Стокгольма);

№ 67 -- гольмий (Стокгольм — от лат.Но!т!а);

№ 71 — лютеций (Лютеция — древнее название Парижа);

№ 72 - - гафний (Гафния - древнее название столицы Дании —Копенгагена);

№ 97 -- берклий (город Беркли, Калифорния, США);

№ 104 — дубний (город Дубна, Россия).



В честь стран и континентов:

№ 31 -- галлий (Галлия — Франция);

№ 32 — германий (Германия);

№ 44 -- рутений (лат. Ruthtnia — Россия);

№ 63 — европий (Европа);

№ 69 - - туллий (Туле - - полулегендарная страна, самая северная часть земли, что соответствует в Европе Скандинав­скому полуострову);

№ 84 — полоний (лат. Polonia — Польша);

№ 87 -- франций (Франция);

№ 95 — америций (Америка);

№ 98 — калифорний (название штата в США — Калифор­ния).


В память успехов астрономии:

№ 2 — гелий (Гелиос — солнце);

№ 22 — титан (третий спутник планеты Уран, шестой спут­ник Сатурна);

№ 34 — селен (греч. Selena — луна) ;

№ 46 -- палладий (планета Паллада); № 52 — теллур (лат. tellus — земля);

№ 58 — церий (малая планета Церера) № 92 -- уран (планета Уран);

№ 93 — нептуний (планета Нептун); № 94 — плутоний (планета Плутон).
В честь ученых:

№ 64 -- гадолиний (финский химик Ю. Гадолин);

№ 96 — кюрий (Мари и Пьер Кюри);

№ 99 — эйнштейний (Альберт Эйнштейн);

№ 101 -- менделевий (Д.И. Менделеев);

№ 102 -- нобелий (Альфред Нобель);

№ 103 — лоуренсий (изобретатель циклотрона Э. Лоуренс);

№ 106 -- резерфордий (Эрнст Резерфорд);

№ 107 — борий (Нильс Бор).

Список литературы:



  1. Большая Советская Энциклопедия, 3-е изд. М. 1974 Т.15

  2. А.Д. Шукайло «Тематические игры по химии». М.; «Творческий центр», 2003г.

  3. М.П. Сергеева «Внеклассная работа по химии». М.; «АРКТИ» 2000г.

  4. Энциклопедический словарь юного химика. М.; Педагогика, 1982.

  5. Химия в школе. 1984. №1





Расскажи мне, кто я, и мне станет ясно, кто ты. Георгий Ковальчук
ещё >>