страница 1 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Вступительное слово учителя - страница №1/1
![]() В истории мировой науки запечатлены имена прославленных ученых, чьи открытия способствовали прогрессу знаний о природе, овладению ее тайнами, использованию их на благо человечества. В истории человеческих знаний немало подвигов. Но очень немногие из них можно сопоставить с тем, что было сделано Д.И. Менделеевым. Величие научного подвига Менделеева не только не стирается временем, но продолжает расти. И никто не может сказать, будет ли когда-нибудь исчерпано до конца все содержимое одного из величайших в науке обобщений — периодического закона Д.И. Менделеева. Законы природы, открытые человеком, различны. Их трудно сравнивать между собой. Но законы сравнимы по самому главному — по возможности предсказания нового, предвидения неизвестного. Периодический закон в этом отношении не имеет себе равных в истории науки. Да, мы не раз географа помянем, Что шел тайгой в былые времена, Давал названья рекам безымянным, Придумывал для сопок имена. Но во сто крат открыл закон важней Тот химик, что немалый труд вложил И имена планет, богов, стран и людей В одной таблице навсегда объединил. Многие ученые предсказывали существование и описывали неизвестные химические элементы и их свойства, основываясь на периодическом законе, который стал «Звездным часом» одного из величайших людей нашей планеты. Далее учитель вкратце поясняет ход проведения вечера. Вечер проходит в красочно оформленном зале. На сцене: портрет Д.И. Менделеева, периодическая система химических элементов. На стене плакаты: «Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройки и развитие обещает. Д.И. Менделеев», «Периодический закон является истинным компасом для исследователей. У. Рамзай», газеты. На столе: творческие работы учащихся, выставка книг. 1 часть «ОТКРЫТИЕ ПЕРИОДИЧЕСКОГО ЗАКОНА» /. Сообщения учащихся. 1-й ученик. 1-го марта 1869 года Д.И. Менделеев открыл периодический закон. Открытию закона предшествовала длительная и напряженная научная работа Менделеева в течение 15 лет (1854-1869), а дальнейшему его углублению было отдано еще 25 лет (до начала 1907 года). Предшественники Менделеева (Доберейнер, Ньюлендс, Мейер) своими усилиями сделали много для подготовки открытия периодического закона. Но ни один из этих ученых не решился на основании подмеченной периодичности предсказать новые химические элементы. Никто не сумел в полном объеме охватить совокупность физических и химических свойств элементов и образованных ими веществ, обнаруживающих всю глубину периодического закона. Для них периодичность была лишь удобным способом классификации; они не увидели в ней фундаментального закона природы.
Он полон событий, сомнений, И тайн бесконечных, и смелых догадок. Как чудо Природы Является гений И в хаосе этом Находит порядок... Весь мир большой: Жара и стужа, Планет круженье, свет зари – Все то, что видим мы снаружи, Законом связано внутри. Найдется ль правило простое, Что целый мир объединит? Таблицу Менделеев строит. Природы ищет Алфавит.
Случилось в Петербурге это. Профессор университета Писал учебник для студентов... Задумался невольно он: «Как рассказать про элементы? Нельзя ли тут найти закон?» Искали многие решенье, Но, проходя лишь полпути, Бросали. Мучило сомненье: «А можно ли закон найти?» Мир состоит из Элементов. (В то время знали шестьдесят.) А сколько их всего? На это Нельзя ответить наугад. Но не гадал, а верил он: «Тут должен, должен быть закон!» Упрямо он искал решенье. Был Труд, Надежда и Терпенье, И Вера в то, что он найдет! Он так работал целый год.
Но вот дела отложены, Расчеты прерываются. С утра в поездку дальнюю Ученый собирается. Все чемоданы собраны. На козлах кучер мается: «Поспеть бы надо к поезду, А барин все копается!» А барин одевается И к двери направляется. Он к двери на-прав-ля-ет-ся... И вдруг!!! Шляпа брошена в углу! Он бросается к столу. И строчит карандашом. Наконец-то! Он нашел! Он на чем попало пишет. Ничего вокруг не слышит. Наконец-то понял он, В чем разгадка, в чем закон!.. Из кабинета не выходит: «Не упустить бы мысли той!» Он элементы ставит в строй, Но все ж Таблица не выходит... Тогда, усталостью сражен, Лег на диван и видит сон...
(Под тихую музыку в полумраке на сцене, кружась и мелькая, появляются учащиеся со знаками химических элементов.) 1-й ведущий. То кружились, То мелькали, То водили хоровод, То взрывались, То пылали, То шипели, То сверкали, То в покое пребывали: Алюминий, Натрий, Калий, Фтор, Бериллий, Водород... ' Перепутались все свойства, Недалеко до беды. 2-й ведущий. Вдруг команда: — Стройся, войско! — Стали строиться в ряды. (Учащиeся выстраиваются в ряды образуя 1-й и2-й ряды.) Во втором ряду волненье: Все боятся окисленья Литий. - Поглядите 1-й ведущий. Злится Литий. Литий. Фтор ужасный окислитель! Я не встану в этот ряд! Пусть другие здесь горят!
И, простите за повтор: Как несносен этот Фтор!
Но не рвется сразу в бой! 2-й ведущий. И Азот не лезет в спор. Но зато взорвался Фтор. Фтор. Ах! Так мы для вас не пара! Кислород! Поддай им жару! Окисляй! За мной! Вперед!
И за них я, и за вас! Я сражаться не горю, Я вас лучше помирю! Встану я посередине!..
Натрий,
Магний, Алюминий, Кремний, Фосфор,
Сера, Хлор!
По порядку, по закону Элементы встали в ряд. 2-й ученик. И выходит, что в колонну Все похожие стоят! Кремний встал под Углеродом. Сера схожа с Кислородом. Алюминий встал под Бор Замечательный подбор! Ряд пристраивают к ряду. А рядов-то десять кряду. (Показывает по таблице.) Металлы под металлами, Едкие под едкими, Ковкие под ковкими Идут своими клетками. По порядку все стоит. - Вот Природы Алфавит! (Уходят.) 3-й ученик. Располагая элементы по возрастанию их атомных масс, Менделеев заметил, что резкое изменение свойств при переходе от галогена к щелочному металлу и уменьшение основных свойств при переходе от щелочного металла к щелочноземельному периодически повторяются. Оказалось, что и формы соединений элементов также периодически повторяются. Например, оксид лития имеет вид Li2O, аналогичная же форма оксида и у повторяющих свойства лития элементов: натрия, калия, рубидия, цезия. Все это дало возможность Менделееву открытый им закон назвать законом периодичности и сформулировать следующим образом: «Свойства простых тел, а также формы и свойства соединений элементов находятся в периодической зависимости от величины атомных весов элементов». Вокруг периодического закона вскоре же после его открытия развернулась острая длительная дискуссия, отразившаяся на душевном состоянии Менделеева. Сторонников у него сначала было очень мало, даже среди русских химиков. Оппонентов же — много, особенно в Германии и Англии. Это были химики, мыслившие эмпирически и не признававшие роли теории. К ним относились Бун-зен в Германии, Зинин в России, Нильсон и Петерсон в Швеции.
Был четвертый ряд нарушен. Элемент не обнаружен. Элемент не обнаружен – Тот, что в этом месте нужен. Но напрасно беспокойство. Существует где-то он!
И поможет мне закон!» Удельный вес назвал и цвет, Летуч на воздухе иль нет, Как плавится, в чем растворим... Законом пользуясь своим, Три элемента предсказал, Как будто их в глаза видал!.. Быть может, раз в тысячелетье Свершить подобное дано. Но мир открытья не заметил Иль не поверил, все равно. И кто-то говорил по-свойски: «Забудь об этой ерунде! Как можно обнаружить свойства Веществ, не найденных нигде!» 2-й ученик. Первый учебник по неорганической химии на основе периодического закона написал в Петербурге Рихтер (1874) и этим помог его признанию. Но решающее значение имели открытия трех предсказанных Менделеевым элементов. В 1875 г. Лекок де Буабодран, ничего не знавший о работах Менделеева, открыл новый металл, назвав его галлием. По ряду свойств и по способу открытия (спектральным путем) галлий совпадал с экаалюминием Менделеева. Но его удельный вес оказался сначала меньше предсказанного. И Менделеев послал во Францию «Заметку по поводу открытия галлия», настаивая на своих данных. Вот как-то раз узнали ученые всех стран: Металл чудесный Галлий (В честь Франции назвали) Открыл Буабодран. Довольный и счастливый Рассматривал металл, Но писем из России никак не ожидал. Он взял письмо, прочел его. От русского ученого?! — Ошибся я! Слыхали?! — Француз был удивлен. -В глаза не видел Галлий, А свойства знает он! Вес высчитал удельный Точней, чем я, стократ Какой-то Менделеев Еще пять лет назад! — Глаза его сверкали, Топорщились усы. Но вот металл свой Галлий Он кинул на весы!.. 3-й ученик. Ответ в Россию мчится: «Прекрасная Таблица! Я Вами восхищен! Проверен мной практически Закон периодический, И я категорически Приветствую Закон!»
В 1879 г. Нильсон в Швеции открыл скандий, в котором воплотился предсказанный Менделеевым экабор. В 1886 г. Винклер открыл германий. Его свойства с удивительной точностью совпали с предсказанными Менделеевым для экасилиция.
Ведь Галлий был одним из трех, Предсказанных заранее!.. И следом, как из-под земли, Вдруг Скандий в Швеции нашли, На свет Германий извлекли (Естественно, в Германии).
После такого блестящего триумфа периодический закон прочно утвердился в науке в качестве объективного закона, истинность которого проверена и подтверждена на практике. Потом дополнилась Таблица. Узнали новые частицы. Прославят, подтвердят Закон Открытья будущих времен. 2-й ученик. Создание периодической системы поставило перед учеными новую задачу: найти физическое обоснование закона. На это указывал и сам Менделеев, который писал о периодическом законе как о «новой тайне природы, еще не поддающейся рациональной концепции». В 1913 году английский физик Мозли разработал метод экспериментального определения величин зарядов ядер по рентгеновским спектрам элементов и ввел термин «атомный номер». Опытным путем он установил, что заряды ядер изменяются в соответствии с порядковыми номерами элементов в периодической таблице. Порядковый номер, или заряд атомного ядра, становится важнейшей характеристикой атома, определяющей его структуру, физические и химические свойства. Поэтому современная формулировка периодического закона такова: «Свойства химических элементов (в образуемых ими простых и сложных веществах) находятся в периодической зависимости от величины заряда их атомных ядер». Открытие величин зарядов ядер элементов лишний раз и окончательно подтвердило правильность мысли Д.И. Менделеева о том, что последующее знание только углубит понимание периодического закона, но не изменит его существа. Но самой крупной вехой в физическом осмыслении периодического закона явилась теория великого датского ученого Нильса Бора, который в 1921 году высказал мысль о том, что периодичность свойств атомов определяется периодическим строением их электронных оболочек. Этот закон и теперь остается самым важным законом химии. Он позволяет разобраться в огромном многообразии явлений, с которыми мы встречаемся в природе. 2 часть вечера. Мини – КВН «Знаешь ли ты периодический закон?» Формируются команды из учеников 9 класса (можно 8 класса, если вечер проводится в конце учебного года). Каждая команда садится на отдельный ряд во главе с капитаном. На вывешенной магнитной доске прикреплены эмблемы и названия команд. После каждого задания на доске отмечают результаты. К концу конкурса будут видны все результаты и учите ль вместе с учениками сможет сделать вывод, какой вид работы и у какой команды вызвал наибольшие затруднения (учитель берет на заметку пробелы в знаниях учеников по изучаемой теме). За правильный, полный ответ — три балла, за дополнение — один балл. Ответы на вопросы приведены в конце сценария. Конкурс «Приветствие» Во время приветствия каждая команда должна представить свое название, свой девиз и свою эмблему. Оценивается оригинальность и соответствие тематике проводимого вечера. Конкурс «Разминка» Участвуют обе команды. Учитель задает вопросы. Первым отвечает тот, кто быстрее всех поднял руку. 1. Кем и когда был открыт периодический закон? 2. Где родился Д.И. Менделеев? Кто были его родители? 3. Происхождение фамилии Менделеева. 4. Где учился Д.И. Менделеев? Кем он хотел стать? Почему это ему не удавалось? 5. Какое высшее учебное заведение окончил Д.И. Менделеев? 6. Кем и где работал Менделеев во время своего открытия? 7. В каком году и по какой причине Д.И. Менделеев скончался? 8. Как читается периодический закон по Менделееву? 9. Современная формулировка периодического закона. 10. Какие подтверждения периодического закона, известные еще при жизни Менделеева, вы знаете? 11. В чем причина плавного и скачкообразного изменения свойств химических элементов в периодах периодической системы химических элементов? 12. В чем вы видите значение периодического закона для науки, техники, промышленности? Конкурс «Расскажи мне обо мне» Капитаны команд выходят к доске и вытаскивают карточку с заданием. 1. Дать характеристику элементу № 15. 2. Дать характеристику элементу № 17. 3. Дать характеристику элементу № 13.
1. Положение элемента в периодической системе: порядковый номер, относительная атомная масса, группа, подгруппа, период. 2. Строение атома, степени окисления. 3. Принадлежность к классу металл, неметалл, переходный элемент. 4. Формула высшего оксида и его характер. 5. Формула высшего гидроксида и его характер. 6. Летучее водородное соединение. Пока команды коллективно выполняют задание, от каждой команды вызывается один человек для выполнения следующего конкурса. Конкурс «Найти ошибку» В каких уравнениях химических реакций коэффициенты расставлены неверно? ![]() 5 4 N Подводятся итоги коллективного и индивидуального заданий. Итоги отражаются на доске.
На доске прикреплены три листа с половинками формул. Необходимо дописать формулы. Побеждает тот, кто быстрее и правильнее выполнит задание. Na... ; …...(Р04)2 ; А12….; Na 2... ; ……S04; Н..;. …..(S04)з; Са3….. Na,...;
2. «Мои соседи». Н
Подводятся итоги конкурса Капитанов. Конкурс «Что в имени моем?» Какие химические элементы названы в честь ученых, в память успехов астрономии, в честь городов, в честь стран и континентов? Напишите названия и порядковые номера этих элементов. Задание ограничено временем: кто назовет больше элементов за отведенное время? (Ответы приведены далее...) Подведение итогов урока. Лучшая команда награждается. Кроме этого, все члены команд получают оценки. Оценки выставляет каждому ученику вся команда. Учитель внимательно следит за игрой и, в свою очередь, тоже выставляет оценки в течение конкурса. Оценка учителя и оценка, выставленная командой, как правило, совпадают. Ребята очень пристрастно оценивают друг друга: не спустят лентяю, а хорошо поработавшего высоко оценят. Особо отмечаются учителем капитаны команд, так как они выполняли самую трудную работу и в подготовительный период, и во время конкурса. Ответы 1. Периодический закон был сформулирован Д.И. Менделеевым по старому стилю 1 марта 1869 года, по новому стилю 17 февраля 1869 года. Этой работе Менделеев посвятил 15 лет непрерывного труда. 2. Менделеев родился 27 января 1834 года в Тобольске. В семье он был последним, семнадцатым ребенком. Его отец был директором гимназии, а мать, оставшись вдовой вскоре после рождения сына, управляла небольшим стекольным заводом. 3. В родословной, составленной в 1880 году, записано: «Фамилию нередко давали учителя духовного училища; фамилия Менделеев дана отцу, когда он что-то выменял, как соседний помещик менял лошадей и прочее. Учитель по созвучию "мену даю" вписал и отца под фамилией Менделеев». 4. Летом 1850 года Менделеев подал документы в Медико-хирургическую академию в Петербурге. Однако анатомия оказалась не под силу впечатлительному юноше: первого испытания - - присутствия в анатомическом театре - - он не выдержал. От медицинской карьеры пришлось отказаться. Мать подсказала другой путь — стать учителем. 5. В 1855 году Менделеев блестяще окончил Главный педагогический институт в Петербурге с золотой медалью. 6. В год, когда Менделеев открыл периодический закон, ему исполнилось 35 лет. К этому времени он был профессором химии Петербургского университета, автором учебников по органической и аналитической химии. 7. 11 января 1907 года, принимая в Палате мер и весов министра торговли и промышленности Д.А. Философова, Менделеев простудился на сквозняке. В результате развилось воспаление легких. Принятые меры по лечению оказались безрезультатными. В 5 часов 20 минут 2 февраля 1907 года Менделеев скончался. Похоронен он на Волоковом кладбище в Петербурге. 8. Свойства простых тел, а также формы и свойства соединений элементов находятся в периодической зависимости от величины атомных весов элементов. 9. Свойства химических элементов и образуемых ими простых и сложных веществ находятся в периодической зависимости от величины заряда ядра атомов элементов. 10. В 1871 году Менделеев описал свойства неизвестных элементов, условно назвав их «эка кремний», «эка бор», «эка алюминий». Не прошло и четырех лет, как в Париже молодой ученый П.Э. Лекок де Буабордан открыл галлий (1875). У химиков переполох! Ведь галлий был одним из трех, Предсказанных заранее открытий! И, следом, как из-под земли, Вдруг скандий в Швеции нашли, На свет германий извлекли (естественно, в Германии). Потом дополнилась таблица, В ней появились новые частицы. Прославят, подтвердят Закон Открытья будущих времен. Галлий -- это предсказанный Менделеевым «эка алюминий», за ним последовало открытие шведским химиком Л.Ф. Нильсоном «эка бора» — скандия в 1879 году и открытие К.А. Винклером «эка кремния» — германия в 1886 году. Менделеев пишет: «Лекока де Буабордана, Нильсона и Винклера ... я считаю истинными укрепителями периодического закона. Без них он не был бы признан в такой мере, как это случилось ныне...» 11. Причина плавного изменения свойств химических элементов в периодах - - в постепенном изменении количества электронов на внешнем или предвнешнем электронном уровне. А скачкообразно свойства химических элементов изменяются при переходе от одного периода к другому. Причина — в появлении нового электронного уровня. Постепенно накапли- вание количественных изменений на границе периодов приводит к качественному скачку свойств. 12. Периодический закон позволил ученым предвидеть ряд фактов и явлений, предопределяющих развитие учения о строении вещества. С помощью периодического закона стало возможным предсказание и открытие новых химических элементов, в том числе трансурановых. Периодический закон и периодическая система химических элементов имели большое значение для открытия радиоактивных изотопов, широко используемых в современной технике, медицине и сельском хозяйстве. Периодический закон сыграл большую роль в создании современной теории строения атомов. Кроме того, в периодическом законе и в периодической системе химических элементов ярко проявляются общие законы развития природы: закон перехода количества в качество, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания, всеобщая закономерность развития по спирали.
№ 12 -- магний (Магнезия -- город в Греции); № 39 — иттрий (Иттерби — город неподалеку от Стокгольма); № 67 -- гольмий (Стокгольм — от лат.Но!т!а); № 71 — лютеций (Лютеция — древнее название Парижа); № 72 - - гафний (Гафния - древнее название столицы Дании —Копенгагена); № 97 -- берклий (город Беркли, Калифорния, США); № 104 — дубний (город Дубна, Россия). В честь стран и континентов: № 31 -- галлий (Галлия — Франция); № 32 — германий (Германия); № 44 -- рутений (лат. Ruthtnia — Россия); № 63 — европий (Европа); № 69 - - туллий (Туле - - полулегендарная страна, самая северная часть земли, что соответствует в Европе Скандинавскому полуострову); № 84 — полоний (лат. Polonia — Польша); № 87 -- франций (Франция); № 95 — америций (Америка); № 98 — калифорний (название штата в США — Калифорния). В память успехов астрономии: № 2 — гелий (Гелиос — солнце); № 22 — титан (третий спутник планеты Уран, шестой спутник Сатурна); № 34 — селен (греч. Selena — луна) ; № 46 -- палладий (планета Паллада); № 52 — теллур (лат. tellus — земля); № 58 — церий (малая планета Церера) № 92 -- уран (планета Уран); № 93 — нептуний (планета Нептун); № 94 — плутоний (планета Плутон).
№ 64 -- гадолиний (финский химик Ю. Гадолин); № 96 — кюрий (Мари и Пьер Кюри); № 99 — эйнштейний (Альберт Эйнштейн); № 101 -- менделевий (Д.И. Менделеев); № 102 -- нобелий (Альфред Нобель); № 103 — лоуренсий (изобретатель циклотрона Э. Лоуренс); № 106 -- резерфордий (Эрнст Резерфорд); № 107 — борий (Нильс Бор). Список литературы:
|
ещё >> |