Возможности социально-ориентированных сетевых технологий в построении гражданского общества - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Диалог государства и гражданского общества как социально-политическая... 1 113.87kb.
Закон о поддержке социально ориентированных некоммерческих 1 89.89kb.
В данной время очень ускорились темпы внедрения во все сферы социально-экономической... 1 450.34kb.
Социально-политические аспекты взаимоотношений современного государства... 1 123.43kb.
Закон Красноярского края 07. 02. 2013 №4-1041 о государственной поддержке... 1 217.62kb.
Роль гражданского общества в интеграции медико-социального подхода... 1 55.38kb.
1 Понятие, сущность гражданского общества 1 110.63kb.
Закон ставропольского края о государственной поддержке социально... 1 171.21kb.
Диалог государства и гражданского общества как условие и механизм... 1 107.02kb.
Тема Гражданское общество, его происхождение и особенности. 31 6457.58kb.
Развитие кластера икт ульяновской области и инновационные возможности... 1 126.22kb.
Урока по статье Бааль Сулама "Изгнание и освобождение" 1 50.51kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Возможности социально-ориентированных сетевых технологий в построении гражданского - страница №1/6


Возможности социально-ориентированных сетевых технологий
в построении гражданского общества


Сазанов В.М. ктн

Аннотация. Обсуждаются цели и возможности, принципы построения и пути реализации социально-ориентированной сети, способной содействовать решению актуальных и перспективных задач модернизации общества, выработке общественного мнения, политических и законодательных инициатив.

Глобально и качественно - возможно формирование гармоничного человека, синергетическое развитие общества, совершение цивилизационного скачка.

Развитие идей «Виртуального солнечного общества» изложенных в статье "Новый Интернет - реальность и футурологические прогнозы" - http://v-school.narod.ru/PAPERS/new-internet.pdf

ОГЛАВЛЕНИЕ



Возможности социально-ориентированных сетевых технологий
в построении гражданского общества 1

Введение \ Цели – Принципы – Понятия 2



Исходные подходы и посылки 2

Цели, применимость и ограничения 4

Модели общества и общественное благо 4

Терминологические замечания и соглашения 6

Возможности и свойства группообразующих сетей 7



Классы социальных сетей 7

Общественная модернизация и сетевые возможности 8

Положение дел в свете виртуальной модернизации 10

Функции группообразующей сети 11

Механизмы и способы группообразования 12

Новые качества сети - «интеллект» и «пассионарность» 12

Анализ сетевых ресурсов и полезные модели 13



Этапы развития и инструменты анализа 13

Структура и эффекты «малых миров» 14

Модели групповой динамики Трофимовой 15

Общее благо и кооперативные стратегии 16

Диффузия нововведений и трехуровневая модель коммуникации 16

Модель влияния «Сообщество – Группа – Спутник» 19

Контуры социально-ориентированной сети «Виртуальное вече» 20



Типовое в социальных сетях и ресурсах 20

Электронные друзья - Интересы - Активности 20

Формальное описание социальной сети 22

Пути и возможности реализации 23



Технические способы реализации и платформы 23

Социальное предпринимательство как способ 25

Заключение 26

ЛИТЕРАТУРА 27

Приложения 28

Быстрое сравнение капитализма, социализм и "третьего пути" 28



Ключевые слова. Социальные сети, модернизация, консолидация, группообразование

Введение \ Цели – Принципы – Понятия


«Ничто никогда не есть, но все становится» <Гераклит >

Возможности, предоставляемые Интернет-технологиями, могут быть направлены как на обслуживание потребностей тела - развлекательные и игровые порталы и сервисы, так и на совершенствование духа, формирование личности, решение общественно-политических и цивилизационных проблем.

Текущее положение дел в области в сфере коммуникации и, более узко, социального Интернета – общение в «ностальгических» массовых сетях, нарастание мощи и интеллекта в сетях практиков и отдельные попытки построения «умных» и социально-ориентированных сетей.

Исходные подходы и посылки


Коллизии последнего времени убедили всех участников общественно-политического процесса в необходимости реформирования существующей системы, поиска стратегии, приемлемых моделей и решений.

Отношения и доминирование принципов в отношении личности и государства и их иерархию можно представить в виде перевернутой и прямой пирамиды.



Государство



Личность


Государство



Солнечное
виртуальное общество

Гражданское общество и


Публичная сфера

Русская идея

РОССИЯ – НАРОД – ВЛАСТЬ
– ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ –ПРОГРЕСС - ЗАПАД

Формальные


политические институты

ПРОГРЕССИВНАЯ ПАРТИЯ



Административно-командный и либеральный подход

ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ
ПОДХОД


Рис. ХХ. Гуманистический тренд и иерархия смыслов

Понятие «гражданское общество» трактуется социологической наукой как посредник между личностью и государством, выполняющий функции «сцепления» социума, соединения частного и государственного интересов, сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и регламентации со стороны государственной власти.

Признаками гражданского общества считают наличие в обществе свободных владельцев средств производства, развитую демократию, наиболее полное обеспечение прав и свобод человека, правовую защищённость граждан, определённый уровень гражданской культуры, высокий образовательный уровень населения; самоуправление и конкуренцию образующих его структур и различных групп людей, свободно формирующиеся общественные мнения и плюрализм, сильную социальная политика государства, многоукладную экономику, большой удельный вес в обществе среднего класса.

Ключевым для определения гражданского общества является наличие публичной или общественной сферы, которое принадлежит к категориям римского происхождения [Черных].

В развитом греческом городе-государстве все свободные граждане участвовали в жизни государства, которая строго отделялась от частной сферы как привилегии отдельного гражданина. Общественная жизнь - bios politicos – разыгрывалась на рыночной площади (горе), но не была ограничена только этим местоположением. Общественная жизнь существовала и воспроизводилась у греков в обсуждениях, беседах (lexis), принимала совещательную форму и форму суда, а также совместного действия – praxis.

Понятие «публичной сферы» - public sphere – было введено вновь в научный оборот Юргеном  Хабермасом полвека назад, в 1962 году для обозначения "грамотного буржуазного общества", способного действовать в качестве критического противовеса государству. Относилось к независимой от государства сфере информации, куда входили публичные библиотеки, радио и телевидение, музеи и художественные галереи, информационные службы.

Публичная общественная сфера возникла на рубеже зарождения капитализма, и затем, по мнению Хабермаса, деградировала под воздействием своекорыстного бизнеса и пришла в упадок в середине и конце прошлого века.

К публичной сфере в современной трактовке можно отнести социальный интернет (Web 2.0), ориентированный на непроизводственные или горизонтальные связи, отдых и времяпрепровождение, к которому относят сетевые дневники (блоги), социальные сети.

Социальный интернет, также называемый Web 2.0 – это часть коммуникационных Интернет взаимодействий, направленных на получение информации, выработку и верификацию идей через виртуальные контакты, социальные (непроизводственные или горизонтальные) связи, отдых и времяпрепровождение.

Интернет второго поколения имеет потенциально широкие возможности в области общественных преобразований.

Эволюцию понятия и ценности социальных сетей можно описать так.

Глобальная сетевая паутина интернет покрыла мир около 20-25 лет назад. Виртуальным социальным компьютерным сетям, начиная, скажем с сети американских и канадских одноклассников и сослуживцев – около 10 лет. Социально-ориентированные проекты, которые позволяют надеяться на существенный культурный и политический сдвиг – скорее всего в начале своего пути.

Одна из особенностей, по словам О Рейли, одного из «апостолов» становления и развития Интернета, взаимодействия «становятся тем лучше, чем больше людей ими пользуются».

Говоря о ценности сети, можно сказать, что в сети наподобие телевизионной вещательной ценность растет линейно. В транзакционной типа почтовой – возрастает квадратично. Когда же сеть располагает возможностями для создания ее участниками целых групп – ценность растет экспоненциально.

Обзаводясь личными сообществами, ценность присутствия в обычной сети перемещается от роли совокупности оконечных устройств (терминалов), через ценность контактов и парного транзакционного обмена электронными сообщениями и файлами, к пониманию ценности сотрудничества, взаимного обмена – человеческого капитала по Фукуяме.

Причем между данным видом человеческого капитала и группообразующей инновационной социальной сетью существует прямая связь. Если инновационная собственность останется открытой и впредь, то «рог изобилия общей собственности» сулит выгоды многим. Или же те, кто вложил капитал в существующие инфраструктуры и корпорации, сумеют огородить общую собственность и сохранить за собой право на новшества, технически отрешив от него будущих инноваторов.

«Рог изобилия общей Интернет-собственности обусловлен законом Рида, помноженным на закон Мура» [Рейнольд, стр. __].


Какие из перемен, происходящих в сети можно считать существенными?

В сети с преобладанием роста ценности подключаемости, голова всему – контент, информационное наполнение. Такие сети располагают малым количеством источников (производителей) информации, выбираемых пользователем. Источники сражаются за пользователей, исходя из ценности своего информационного наполнения (предлагаемых рассказов, снимков, потребительских товаров). Там, где царствует закон Мэткалфа, во главе угла оказываются контакты. Материал, которым обмениваются при контактах, может быть самым разнообразным: электронная или речевая почта, деньги, ценные бумаги, договорные услуги. В группообразующей сети главенствует совместно создаваемая ценность (наподобие специализированных конференций, совместных ответов на запросы, новых общественных теорий, молвы или «хорошей» (правильной) пропаганды.


Цели, применимость и ограничения


Наблюдая текущее положение дел, можно утверждать, что из сетевого общения почти полностью исключен общественный социальный контекст. Ввиду того, что господствующие массовые социальные сети (Файсбук, ВКонтакте, Одноклассники) функционируют на коммерческих принципах, подконтрольных Владельцу или Национальной редакции.

Максимум – используются для организации протестного движения. Как это достигнуто?

Доминированием в Сети ограниченного спектра пишущих лидеров - блоггеров-тысячников.

Активностью в Сети представительств СМИ с определенной редакционной политикой.

Слабой связностью, рыхлостью сети, отсутствием групп общественной социальной направленности и ярких личностей - Носителей Знаний и Общественных Принципов.

Сети структурно, функционально и своим интерфейсом построены так, что практически исключена самоорганизация и кооперация участников общения, что является одним из ключевых моментов организации социума.

Цель данного проекта - анализ социально-ориентированных проектов и поиск решений.Ввиду того, что Сети функционируют на коммерческих принципах, подконтрольных Владельцу или Национальной редакции - из Сетевого общения исключен общественный социальный контекст.
Сети структурно, функционально и интерфейсом построены так, что практически иключена самоорганизация и кооперация.

Как это достигнуто?


1. Доминированием в Сети ограниченноо спектра Лидеров общественного мнения - это по старому блоггеры - тысячники.
2. Присутствием в Сети представительств СМИ с определенной редакционной политикой.
3. Слабой связностью, рыхлостью сети, отсутствием групп общественной социальной направленности и ярких личностей - Носителей Знаний и Общественных Принципов.

Цели – общечеловеческие, модернизационные и цивилизационные


Цели и задачи проекта, глобально – общечеловеческие, связанные с формированием гармоничного человека, модернизационные, направленные на решение задач общественно-политического развития и цивилизационные, под которыми понимается поиск новой политической теории и идеологии.

К научно-техническим можно отнести исследование общих законов больших социотехнических систем, их кибернетических и синергетических закономерностей, а также и само создание сложной человеко-машинной системы.

С методологических и системных, кибернетических позиций, целесообразно рассмотреть модели организации общества.

Модели общества и общественное благо


Существует не так много способов наглядно представить общество или государство в целом.

Одно из наглядных представлений общества – это платоновский «корабль» с кормчим.

Общество также изображают через строительные, градостроительные и архитектурные метафоры. У Хабермаса есть две достаточно традиционные картинки общества в целом – «небоскреб» и «концентрические круги». [Крапечкин].


























Гражданское общество

Публичная сфера

Формальные
политические
институты


Корабль Платона

Небоскреб

Концентрические круги Хабермаса

Рис. хх. Модели-образы общества

«Вертикальная» конструкция – это общество как большой и сложный дом, управляемый «сверху-вниз» и требующий систем коммуникации. Коммуникация носит не столько информационный, сколько функциональный и системообразующий характер.

Другая картинка – вложенных концентрических кругов: здесь на периферии находится «гражданское общество», посередине – публичная сфера, а в центре – формальные политические институты. Политика представляется сжатым публичным дискурсом, который, в свою очередь, подключен к неформальным бытовым разговорам, стихийным агрегациям интересов и т.д. Концентрация, однако, – не физический или силовой процесс, а, в норме, дискурсивный, поскольку она обеспечивается «фильтрацией», конструированием публичного мнения, с равным доступом заинтересованных дискуссантов. Иными словами, центр кругов должен быть наиболее рациональным и наиболее очищенным.



Развивая данные подходы с кибернетических позиций, возможно представить 2 модели общества – иерархическую и двухконтурную гомеостатическую.




Общественный договор Общественное благо

ОБЩЕСТВО










Духовная
сфера
















ГОСУДАРСТВО

Правительство









ОБЩЕСТВО

ГОСУДАРСТВО















Церковь










Образо-вание и
наука

Производство и
Бизнес




СМИ







Светская
сфера

























Иерархическая модель Двухконтурная гомеостатическая



Рис. хх. Иерархическая и гомеостатическая модели общественного обустройства

Приведенная модель позволяет делать объяснения, предположения и предсказания, сформулировать и объяснить основные категории, принципы построения

Иерархическая модель, по-видимому, соответствует «властному императиву по Канту».

Уместно привести социологическое толкования понятия «власть», олицетворяющее собой насилие и действие «заставить» в рамках негативистского подхода. В позитивистском подходе власть трактуется как законное руководство, авторитет, признанное лидерство и влияние, ассоциируемое с гармонией интересов и групповой солидарностью. Основной метод позитивистского понимания власти – «убедить».

В либеральной модели экономических отношений - основных понятия в иерархии: Власть – Деньги.

В иерархической модели общества отношения между обществом и властью определяются общественным договором. В новой (не иерархической) модели поиска гармоничного человека – ведущей категорией становится общественное благо.

Идеальная двухконтурная гомеостатическая модель предполагает не только смену постмодернисткой парадигмы и привнесения в экономику капитализма «невидимой руки» по Веберу, но и поиск новой идеологии, философской схемы жития.


Общественно политические цели можно сформулировать как содействие формированию необходимой обществу новой политической системы.
Обсудим составные части гомеостатической модели, а именно – светскую ее часть и духовную, которые обрамляют Общество-Государство и имеют прямые и обратные охватывающие (гомеостатические связи).

В сферу действия светской части попадает законодательно закрепленная часть отношений между Обществом и Государством – законы, конституция.

Духовная сфера – сфера культуры, морали и этики.

При определения понятия «культура» в культурологии существуют 2 основных подхода – обыденный и научный.

Согласно обыденному, культура – это определенная сфера жизни общества, получившая институциональное закрепление; совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации; выражение высокого уровня качественного развития духовных достижений.

Согласно данному определению, ограничим рассмотрение сферы культуры русской цивилизацией, понимаемой по [Хантингтон \ Столкновение цивилизаций].

По современным представлениям понятие культура содержит семь основных аспектов, а именно – результат, процесс, деятельность, способ жизни, отношение, норму и систему.

Общественное мнение – совокупность мнений людей по проблемам, представляющим общественный интерес; изучение этих мнений с помощью специальных статистических методов на основе выборки из населения.

На настоящий момент можно говорить о постепенном становлении 3-х ступенчатой модели современной коммуникации, формирующей общественное мнение – см. рис. 4 статьи - http://v-school.narod.ru/PAPERS/new-internet.pdf

Терминологические замечания и соглашения


Социальное – синоним общественного или раскрывая, следуя [Филатова], относящееся к структурам общества, его элементам, условиям существования и социальным процессам, протекающим в этих структурах. Определяя не совсем строго от противного – непроизводственное, некоммерческое.

Социальную сеть определяют как совокупность сетевых агентов, вступающих во взаимодействие друг с другом и связи между которыми преимущественно социальные, такие как дружественные отношения, совместная работа или обмен информацией [Бобровский]. Данная социальная технология может быть использована для самореализации и развития духа. Как предельный случай, при количестве участников в десятки и сотни тысяч - изменения социальной структуры общества, решения политических и цивилизационных задач.

Социальная сеть, следуя [Губанов], предоставляет ее участникам следующие возможности:



  • получение информации (обнаружение Интернет-ресурсов,

  • верификация идей через участие во взаимодействие

  • социальная выгода от контактов (сопричастность, самоидентификация, социальное отождествление, социальное принятие и др.);

  • отдых и времяпрепровождение.

Термин «социальная сеть», перенесен в компьютерную сферу из социологии классических (не онлайновых) социальных сетей. По-видимому, как противовес техническим сетям из связанных компьютеров (локальным, корпоративным, глобальным). Однако, «сидят» в сетях общающиеся индивидуумы, которые не всегда преследуют общественные (социальные) цели, а скорее, по факту текущего положения дел, коммерческие и профессиональные. С этих позиций, можно предложить разделение всех существующих виртуальных сетей и проектов на коммерческие, профессиональные и социально-ориентированные.

Состав социальной сети – ее участники, формирующие свои круги друзей, группы.

С социологической точки зрения социальную группу определяют как совокупность людей, объединенных общими целями и деятельностью.

Политика - совокупность отношений, складывающихся в результате целенаправленного взаимодействия групп по поводу завоевания, удержания и использования государственной власти в целях реализации своих общественных интересов [Соловьев].

Функции политологии – познавательная, прогностическая, практическая, идеологическая, культурная, (состоящая в том, что политология обобщает представления людей о средствах достижения политических целей, формирует образы наиболее желаемых состояний, событий к которым необходимо стремиться, создает представление о ценностях), воспитательная.

Культура – область массовых устремлений, притязаний и мотиваций, которая включает адаптивную, регулятивную, познавательную, коммуникативную и трансляционную функции.

Язык культуры – совокупность всех знаковых способов словесной и невербальной коммуникации, с помощью которых передается культурно значимая информация.

Культурные нормы – нормы морали и нормы права.



следующая страница >>



Жизнь чаще похожа на роман, чем наши романы на жизнь. Жорж Санд
ещё >>