Возможности использования мультимедийных средств при обучении физики - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Заседание омо учителей физики, математики и информатики в мобу «Солнечная... 1 124.81kb.
Воевода е. В. О месте мультимедийных программ в обучении лингвострановедению... 1 181.31kb.
Применение мультимедийных технологий в обучении переводу 1 7.97kb.
Использование мультимедийных средств обучения при изучении музыкально-исторических... 1 128.95kb.
Из опыта использования кейс-метода при обучении физике в средней... 1 97.42kb.
Конспект урока "Основные законы и явления Геометрической оптики"... 1 82.99kb.
Методические рекомендации при подготовке кабинета физики к смотру... 1 63.9kb.
Семинаре учителей начальных классов по теме: «Использование современных... 1 172.6kb.
Выпускная квалификационная работа 7 621.83kb.
Дидактические возможности свободно распространяемых программных средств... 1 78.91kb.
Анализ возможности использования люминесцентных стёкол для остекления... 1 46.88kb.
М. В. Ломоносов наш современник 1 93.58kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Возможности использования мультимедийных средств при обучении физики - страница №1/1

Возможности использования мультимедийных средств при обучении физики

Абрамова Лариса Сергеевна – преподаватель физики высшей

квалификационной категории ГБОУ НПО ПЛ железнодорожного транспорта

Санкт – Петербурга
Аннотация. Внедрение в учебный процесс мультимедийных технологий является требованием нашего времени. Поэтому даже в учебных заведениях, где пока отсутствуют современные мультимедийные средства обучения, но имеются проекторы и возможности показа в классах подготовленных материалов с помощью мультимедийного проектора, эти технологии целесообразно применять. Доклад посвящен некоторым дидактическим вопросам использования мультимедийных технологий на уроках физики.
Наш современный мир становится все более зависимым от информационных технологий, так как они все больше используются во всех сферах общественной жизни. Для миллионов людей компьютер превратился в привычный атрибут повседневной жизни, стал незаменимым помощником в учебе, в работе и отдыхе. Он избавил человека от рутинного труда, упростил поиск и получение необходимой и своевременной информации, общение между людьми и, как следствие, ускорил принятие решений. Все это привело к появлению нового типа культуры - информационной. И овладевать ее люди начинают с самого раннего детства. Поэтому использование информационных технологий в современной школе объективный и естественный процесс, это требование сегодняшнего дня.

Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Известно, что большинство людей запоминает 20% услышанного и 30% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Мультимедиа программы представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше. c:\users\user\desktop\слайд2.jpg



(Слайд 2).

Разработка и актуализация учебных материалов по физике в группах профессионального училища на основе современных мультимедийных технологий обучения может быть использована как ресурс достижения более качественных образовательных результатов. Мультимедийные средства на уроках позволяют более полно и иллюстрировано изложить рассматриваемый материал, представить современное состояние вопроса. Возможности показа флеш – анимаций, объяснения моделей для описания рассматриваемых явлений существенно повышает наглядность обучения, стимулирует интерес к изучению предмета, расширяет возможности демонстрации опытов, которые затруднительно или невозможно поставить в учебном заведении. Все это повышает интерес к обучению. При этом необходимо соблюдать соответствие используемых в процессе обучения мультимедийных средств поставленным дидактическим целям, задачам и отбирать соответствующий программно – педагогический продукт. Позволю себе напомнить Вам, коллеги, дидактические задачи. (Слайд 3)c:\users\user\desktop\слайд3.jpg

В учебных группах при изучении курса физики требуется понимание явлений, которое возможно при развитом образном мышлении, умении анализировать и сравнивать. Даже простая демонстрация и объяснение на занятиях физических явлений с использованием мультимедийного проектора и экрана существенно облегчают понимание многих разделов физики. В первую очередь речь идет о таких разделах, как «Молекулярная физика», «Электродинамика», «Оптика», «Ядерная физика». Например, демонстрация с помощью моделей хаотичности теплового движения молекул и броуновского движения, а затем обсуждение способа вычисления постоянной Больцмана из наблюдения этого явления, является одним из примеров возможностей использования мультимедийных средств.

В электродинамике весьма привлекательна демонстрация явления электромагнитной индукции, особенно в сочетании с натуральным экспериментом.

Большое значение в учебном процессе при изучении свойств электромагнитных волн имеют модельные представления о поперечности электромагнитных волн, об особенностях отражения волн на границе среды и при прохождении волн через границу раздела двух сред.

В геометрической оптике с помощью пакетов программ «Физикон» можно не только наглядно, но и, как говорится, строго выполнить построения изображений в линзах и зеркалах, продемонстрировать ход лучей в оптических приборах и в оптической модели глаза.

В ядерной физике интересен наглядный показ представлений о строении ядра. Весьма поучителен модельный показ схемы опытов Резерфорда по рассеянию альфа – частиц на атомах золотой фольги, сопровождаемый расчетным экспериментом по упругому рассеянию; обсуждение того факта, что некоторые частицы резко меняли направление своего движения. Эти опыты чрезвычайно важны, т.к. явились переломным моментом в доказательстве наличия в атоме положительного заряженного ядра, обладающего малыми размерами и очень большой плотностью. Наглядны также демонстрации явления радиоактивного распада, материалы по ядерной энергетике, термоядерному синтезу.

Замечательным подспорьем для изучения элементов астрофизики является мультимедийное сопровождение о строении Вселенной, роли гравитации в ее эволюции. Этот материал весьма привлекателен для учащихся, которые живо интересуются «черными дырами», теорией «Большого взрыва» и т.п.

Преподавание физики предоставляет преподавателю широкие возможности для применения современных информационных технологий: от создания мультимедийных сценариев урока до применения компьютерных лабораторий, например, таких как «Архимед», проведения контроля знаний, а также для организации внеурочной деятельности.

Отмечу, что важным элементом педагогического процесса вне урока является проектная деятельность обучающихся. Проектная деятельность - сравнительно новая форма работы. Тема проекта должна нести в себе исследовательский элемент.

Работа учащихся с компьютерными моделями и виртуальными лабораториями полезна, так как они могут ставить многочисленные эксперименты и проводить исследования. Использование ИКТ открывает перед учащимися огромные возможности формирования компетенции самостоятельного поиска информации, превращает выполнение многих заданий в микроисследования, стимулирует развитие творческого мышления учащихся, развивает способность решать различные ситуации в реальной жизни, повышает интерес к физике.c:\users\user\desktop\слайд5.jpg

При создании сценариев урока обычно используется краткий текст, основные формулы, чертежи, рисунки, видиофрагменты, анимации.

Многие физические явления в условиях обычного физического кабинета не могут быть продемонстрированы. К примеру, это ряд электромагнитных и оптических явлений, свойства лазерного излучения, опыты по радиоактивности, явления, происходящие в микромире. В результате обучающиеся испытывают трудности в понимании и, следовательно, усвоении целого круга явлений, изучение которых предусмотрено программами профильного уровня. Мультимедийные средства обучения позволяют продемонстрировать модели таких явлений, позволяя при этом изменять условия и оптимизировать скорость «протекания процессов» так, чтобы можно было изучать их детально.

Наиболее простыми и доступными источниками демонстрационных материалов являются мультимедиа-диски. Мультимедиа – курсы физики «Физика в картинках», «Открытая физика» и фирмы «Физикон», «Репетитор» фирмы «1С» содержат полезные материалы, но эти программы требуют установки на диск. Более удобным оказывается использование мультимедиа-энциклопедий «Кирилл и Мефодий», «Мир вокруг нас». А уж, глобальная сеть Интернет предлагает множество полезных ресурсов для работы с материалом, который можно адаптировать к конкретным учебным задачам урока. Материалы научно-популярных сайтов физического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, а также других популярных научных сайтов доступных для их переноса и включения демонстраций в сценарии урока.

Бесспорно, что использование компьютера, разнообразных мультимедийных средства, сети Интернета на уроках оправдано, прежде всего, в тех случаях, в которых это обеспечивает существенное преимущество по сравнению с традиционными формами обучения.

c:\users\user\desktop\слайд4.jpg

Дистанционное обучение - одна из важнейших составляющих современной образовательной среды. При осуществлении дистанционного обучения мною применяются следующие информационные технологии:



  • предоставление учебников и другого печатного материала;

  • пересылка изучаемых материалов по компьютерным телекоммуникациям;

  • видеопленки;

  • электронные (компьютерные) образовательные ресурсы.

Поделитесь, коллеги, какие технологии вы успешно используете в своей работе?

(Слайд 4)

В методической копилке преподавателя со стажем содержится богатый дидактический материал, который работает как на уроке, так и в дистанционном режиме. Общение с обучающимися, как правило, не ограничивается рядовыми уроками. При необходимости материал для самостоятельной работы может высылаться электронной почтой. Выполненные задания обучающимися отправляются преподавателю, сохраняя историю переписки. И такая работа не проходит бесследно, когда выполняется принцип обратной связи.



Коллеги, вы согласны с тем, что это один из принципов педагогической техники, предложенные А. А. Гином по формированию умения осуществлять самостоятельный поиск информации?

Принципы:



  • принцип деятельности , принцип свободы выбора;

  • принцип открытости — не только давать знания, но и показывать их границы, ставить ученика перед проблемами, решение которых лежит за пределами изучаемого курса;

  • принцип свободы выбора — в любом обучающем или управляющем действии, где возможно, предоставлять ученику право выбора, которое всегда должно уравновешиваться осознанной ответственностью;

  • принцип обратной связи — регулярно контролировать процесс обучения.

Всё это позволяет обучающимся создать не только свой собственный предметный мир, но и модифицировать его и, таким образом, продвигаться в познании предметных законов через цепочку своих собственных открытий. Дистанционное обучение – процесс, который происходит в неопределенной, постоянно меняющейся среде. Учение поддерживается извне и предполагает активное использование информационных источников, ролью педагога становится задача - поддерживать и направлять развитие личности обучающихся, их творческий поиск. Отношения с обучающимися строятся на принципах сотрудничества и совместного творчества. Это и есть работа по отслеживанию индивидуальной траектории развития и обучения обучающегося, отслеживание персонального пути реализации личностного потенциала каждого обучающегося в образовании.



Мотивируя обучающихся на работу в дистанционном режиме, учитель не должен забывать, что ему самому необходимо постоянно расширять свои знания и показывать пример своим ученикам. Это не заставит себя долго ждать, потому что, разрабатывая урок с применением информационно-коммуникационных технологий, вы будете сами включены в постоянную поисковую работу новых форм и материала к урокам. Удачные находки, несомненно, войдут в вашу методическую копилку и апробируются на уроках. В век глобального развития ИКТ возникает необходимость взаимодействия преподавателя в сетевых педагогических сообществах, где учителя-предметники не просто знакомятся, а осваивают новые обучающие среды, механизмы создания таких сред и осознают, воспринимают педагогическую целесообразность, возможности для обучения. В результате меняется структура учебного информационного взаимодействия.

Коллеги, многие ли из Вас входят в состав какого – либо сетевого сообщества?
Мир за последние 10–20 лет стал другим. Он стал динамичным, учебники и учебные пособия по предмету устаревают еще до того, как их выпускают в свет. В сферах высоких технологий «период полураспада» профессиональных знаний оценивается в полтора-три года. В наше время нельзя однажды научиться, чтобы потом всю жизнь быть обеспеченным квалифицированной работой.
Наш современник выдающийся ученый, гуманист и мыслитель Али Апшерони сказал: «Педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это же время усердно не учатся сами». Его мудрые слова актуальны как никогда. Качество образования начинается с преподавателя. Чем усерднее преподаватель работает над собой, тем выше результат обучающихся.

А Вы, коллеги, согласны с этим высказыванием?

c:\users\user\desktop\слайд6.jpg
(Слайд 6).

c:\users\user\desktop\слайд7.jpg






Разлука должна быть внезапной. Бенджамин Дизраэли
ещё >>