Вопросы к междисциплинарному государственному экзамену по журналистике для поступающих в магистратуру по направлению 030600 «Журнали - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа «Франковедение: политическая история и историческая антропология» 1 14.54kb.
Вопросы к итоговому государственному междисциплинарному экзамену... 1 147.26kb.
Рабочая программа по дисциплине «Современные теории массовой коммуникации»... 1 79.87kb.
Вопросы к итоговому государственному междисциплинарному экзамену... 1 103.34kb.
Вопросы к итоговому государственному междисциплинарному экзамену... 1 118.89kb.
Вопросы к итоговому государственному междисциплинарному экзамену... 1 118.58kb.
Междисциплинарному экзамену «Логистика» по специальности 080115. 1 96.27kb.
Рабочая программа по дисциплине «Издательское дело» для студентов... 1 173.6kb.
Рабочая программа по дисциплине «Религиоведение» для студентов по... 1 347.72kb.
Рабочая программа по дисциплине «Культурология» для студентов по... 1 329.54kb.
Материалы для подготовки к государственному теоретическому междисциплинарному... 1 266.56kb.
Ревитализация православия в России: причины и возможные последствия 2 380.32kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Вопросы к междисциплинарному государственному экзамену по журналистике для поступающих - страница №1/1

Вопросы к междисциплинарному государственному экзамену по журналистике для поступающих в магистратуру по направлению 030600 «Журналистика»


  1. Исторические особенности возникновения и развития печати в России. Журналистика периода монополии правительства на печатное слово (1702 – 1759). Зарождение частной журналистики. Сатирическая журналистика Н.И. Новикова и И.А. Крылова, публицистика А.Н. Радищева, литературные альманахи Н.М. Карамзина, издательская деятельность Н.И. Новикова.

  2. Правительственная политика и система печати в первой трети XIX века. Типология прессы первой трети XIX века. Становление энциклопедической журналистики («Вестник Европы» Н.М. Карамзина, «Сын Отечества» Н.И. Греча, «Московский телеграф» Н.А. Полевого, «Телескоп» Н.И. Надеждина, «Современник» А.С. Пушкина) альманахи декабристов, «торговое» направление в русской журналистике. «Северная пчела» Ф.В. Булгарина – первая массовая общероссийская газета.

  3. Основные направления в русской журналистике 1840 – 1880-х годов. Демократические журналы Н.А. Некрасова «Современник» и «Отечественные записки» и Г.Е. Благосветлова «Русское слово» и «Дело». Политическая позиция «Колокола» А.И. Герцена и Н.П. Огарева. Издания М.Н. Каткова («Русский вестник», «Современная летопись» и «Московские ведомости») – эволюция программы от либерализма к охранительству. «Вестник Европы» М.М. Стасюлевича – орган русского либерализма.

  4. Характеристика русской журналистики конца XIX – начала ХХ веков. Система правительственной печати («Правительственный вестник», «Сельский вестник», «Русское государство», «Россия», губернские «Ведомости»). Пресса монархических партий («Гражданин», «Московские ведомости», «Слово», «Русское знамя», «Вече»). Печать конституционно–демократической партии («Речь»); социал-демократические издания («Социал-демократ», «Работник», «Искра», «Знамя»).

  5. Становление партийной советской журналистики в первые десятилетия советской власти. Утверждение однопартийной журналистики в 1918 – 1920-х годах. Особенности развития печати в период либерализации советского режима в 1921 – 1927 годов. Формирование структуры СМИ в конце 1920 – 1930-х годах. Журналистика как средство идеологического и организационного обеспечения большевистской концепции социалистического строительства.

  6. Развитие информационно-пропагандистского комплекса советской журналистики в 1940 – 1980-х годах. Трансформация системы СМИ в условиях войны. Тема экономического реформаторства, развитие отраслевой печати. Культ личности в прессе, осмысление его последствий. Роль литературных журналов и газет «Известия» и «Комсомольская правда» в распространении либеральных идей.

  7. Система современных СМИ России. Характер трансформации универсальных и специализированных изданий. Тенденции развития деловой и информационно-развлекательной прессы.

8. Преджурналистские формы деятельности в античности: ораторская проза как прообраз публицистики, публицистическое начало в историографии, первые библиотеки, словари и энциклопедии; «acta diurna» и «acta senatus» Юлия Цезаря как прообразы первых газет. Преджурналистские формы деятельности в эпоху Средневековья: феномен христианской полемической литературы и роль апологетов в ее становлении; публицистическое начало в жанрах проповеди, агиографии, миракля, «видения». Экзегетика и ее политическая функция. Система жанров в «темные века»: «церковная история», бестиарий, топография как способ структурирования христианской культуры.

9. Коммуникационные технологии в эпоху Реформации и Ренессанса: изобретение книгопечатания и «галактика Гутенберга». «Князь» Н. Макиавелли как предтеча современных политтехнологий. Появление первых европейских газет и журналов. Рукописные газеты XVI – XVII-х веков: «аввизи», «Fugerzeitungen», «листки новостей» и др.

10. Первые еженедельные газеты в Европе как преемники голландских «курантов». Первые ежедневные европейские газеты. Условия появления первых европейских журналов («Журнал ученых» Дени де Салло и его соответствия в английской, немецкой и итальянской журналистике; «Новости литературной республики» П.Бейля; «Галантный Меркурий» Ж.-Д. де Визе – первый литературно-критический журнал).

11. Возникновение и развитие жанра эссе. «Опыты» М.Монтеня. Английская эссеистика XVII -го века (Ф. Бекон, Р. Бертон, Дж. Холл и др.). Типологическая классификация эссе. Печать и публицисты английской буржуазной революции XVII века. Пуританизм как идеологическая и религиозная основа революции. Д. Мильтон как революционный публицист и идеолог (памфлеты против епископальной церкви, «Ареопагитика», «Обязанности королей и правительств», «Иконоборец» и др.).



12. Английский «персональный» журнализм XVIII века: журналы Д. Аддисона и Р. Стила. Издательская и памфлетная деятельность Д.Дефо («Опыт о проектах», «Чистопородный англичанин», «Кратчайший способ расправиться с диссидентами», «Гимн позорному столбу» и др.). Политическая и памфлетная деятельность Д.Свифта («Битва книг», «Сказка бочки», памфлеты в защиту англиканской церкви и др.). Своеобразие памфлетов Д.Свифта «ирландского периода» («Письма Суконщика», «Скромное предложение» и др.). Публицистическое начало в «Путешествиях Гулливера».

  1. Возникновение и становление американской журналистики. Первые американские газеты и журналы. Журналистская и издательская деятельность Б.Франклина («Записки вдовы Дугуд», «Пенсильванская газета», «Всеобщий журнал», «Альманах Бедного Ричарда»). Феномен появления «penny press» («The Sun» Б.Дэя, «The New-York Herald» Г. Беннета, «The New-.York Tribune» Х. Грили). «Новый журнализм» и «желтая» пресса: газетная империя У. Херста. «Качественная журналистика» и «разгребатели грязи» («The New York Times» Ад. Окса, оппозиция «популярных» и «качественных» изданий; «макрейкерская» деятельность Д. Рииса и Г. Ллойда, «McClures Magazine» и другие «макрейкерские» издания).

  2. Становление и развитие зарубежной радио- и тележурналистики. Коммерческое и некоммерческое телевидение, появление кабельного телевидения. Типологическая эволюция зарубежной периодики в XX-м веке (таблоиды, еженедельные журналы новостей, современные массовые иллюстрированные журналы, журналы-дайджесты, познавательные и научно-популярные журналы, политико-идеологическая дифференциация современной зарубежной прессы).

  3. Социальная позиция журналиста. Система журналистских знаний и ценностей. Их эволюция. Тенденции социальной безответственности в СМИ последнего десятилетия.

  4. Особенности журналистики как социального института. Социальные роли и функции журналистики. СМИ как канал выражения и согласования социальных интересов.

  5. Аудитория СМИ. Структура массового сознания. Понятия: «гражданское общество», «постсоветский менталитет». Методы изучения аудитории СМИ.

  6. Современные подходы к решению проблемы свободы СМИ. Социально-творческие, экономические, юридические факторы свободы СМИ.

  7. Журналистика как система средств массовой информации. Массово-коммуникационные средства журналистики. Инфраструктура СМИ. Формы координации журналистской деятельности и типы взаимодействия между изданиями и программами.

  8. Понятия: «концепция издания», «коммуникативная стратегия». Понятие информационной политики издания и формы ее реализации.

  9. Радиовещание в системе современных каналов коммуникации. Функции радиовещания. Типовая структура государственной радиовещательной организации и особенности «тематического» планирования. Форматы коммерческих информационно-музыкальных радиостанций и тенденции их развития.

  10. Телевидение в системе СМИ. Функции телевидения. Специфика телевизионных жанров. Особенности языка телеэкрана.

  11. Специфика Интернет-журналистики. Особенности организации информации в сетевых СМИ. Жанры Интернет-журналистики.

  12. Типология современной российской периодической печати. Типообразующие признаки. Типологические особенности «качественной» и «бульварной» прессы.

  13. Методы познавательной деятельности журналиста. Методика сбора и проверки предварительной информации.

  14. Тема, замысел, идея журналистского произведения. Факт как основа журналистского произведения. Метод интервью в журналистике. Функциональные разновидности интервью, принципы общения с респондентом, приемы построения текста.

  15. Новость в газете. Критерии новости. Ценность новостей. Особенности построения текста и его стилистические характеристики (заметка и ее разновидности).

  16. Репортаж в газете: виды, особенности построения и структура. Специфика жанра отчета.

  17. Жанр корреспонденции в концепциях современных исследователей. Технологические приемы создания корреспонденции.

  18. Статья: своеобразие жанра, виды, методы исследования действительности при подготовке аналитических материалов, принципы построения текста, типы аргументации.

  19. Технология проведения журналистского расследования. Принципы построения текстов, основанных на расследовании.

  20. Художественно-публицистические жанры. Проблема соотношения образа и факта.Специфика жанра эссе.

  21. Современный очерк: виды, структурная организация.

  22. Сатирические жанры современной публицистики. Фельетонный стиль.

  23. Реклама и PR в системе массовых коммуникаций. Взаимосвязь журналистики, рекламы и PR. Общность и различие целей, методов, технологий.

  24. Работа PR-службы в кризисных ситуациях. Диагностика кризиса, антикризисное реагирование. Информационные войны. Управление слухами.

  25. Композиция периодического издания. Свойства и средства композиции. Конструктивные особенности газетной полосы. Верстка и ее виды.

  26. Дизайн периодического издания: сущность и принципы. Постоянные элементы газеты и их оформление.

  27. Бильдредактирование. Типы иллюстраций, принципы их размещения и оформления. Планирование в бильдредактировании. Фотоштампы и их устранение.

  28. Взаимодействие формы и содержания периодического издания. «Лицо» издания. Главные факторы формообразования газеты, журнала. Психологические аспекты восприятия газетной/журнальной полосы.

  29. Права и обязанности журналиста по «Закону РФ о средствах массовой информации».

  30. Авторское право в средствах массовой информации.

  31. Экономические цели редакции СМИ и их взаимодействие. Способы влияния на соотношение целей.

  32. Спрос и предложение на рынке СМИ. Ценовые и неценовые факторы спроса.

  33. Исторический генезис СМК как части социальной системы. Роль и особенности функционирования СМК в традиционном, индустриальном и информационном обществе.

  34. Актуальные проблемы взаимоотношений СМК и современного общества. Основные тенденции развития печатных и электронных СМИ в современной России.

  35. Теоретические модели МК: информационно-кодовая, инференциальная, интеракционная. Их сущность, научное и прикладное значение для социологического исследования информационно-коммуникативного пространства.

  36. Социологическая культура журналиста. Принципы взаимодействия социологии и журналистики. Понятие социожурналистики. Требования к социологическим публикациям.

  37. Профессиональное общение в журналистике. Языки общения.

  38. Психологические аспекты манипулятивных возможностей СМИ.

Заведующий кафедрой



журналистики А.В. Млечко

. ……….




Мы должны уважать религию наших ближних, но лишь в том смысле и в той мере, в какой мы уважаем их убеждение, что их жены — красавицы, а их дети — вундеркинды. Генри Луис Менкен
ещё >>