Вопросы к кандидатскому экзамену по общенаучной дисциплине «история и философия науки» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Вопросы к кандидатскому экзамену по общенаучной дисциплине «История... 1 56.06kb.
Вопросы к кандидатскому экзамену по дисииплине история и философия... 1 55.94kb.
Вопросы к кандидатскому экзамену по дисциплине «История и философия... 1 30.68kb.
Вопросы к кандидатскому экзамену по дисциплине «история и философия... 1 41.19kb.
Вопросы к кандидатскому экзамену по дисциплине «История и философия... 1 32.02kb.
Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия... 1 300.19kb.
Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия... 4 763.81kb.
Вопросы к кандидатскому экзамену «История и философия науки» 1 26.47kb.
2014 год вопрос ы к кандидатскому экзамену по дисциплине «История... 1 28.52kb.
Вопросы к кандидатскому экзамену «История и философия науки» 1 35.43kb.
Рефератов по общенаучной дисциплине «история и философия науки» 1 97.47kb.
Рабочая программа дисциплины методика научно-исследоват ельской работы... 1 342.98kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Вопросы к кандидатскому экзамену по общенаучной дисциплине «история и философия науки» - страница №1/1

ВОПРОСЫ К КАНДИДАТСКОМУ ЭКЗАМЕНУ

ПО ОБЩЕНАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ»
Часть 1. Общие проблемы философии науки


  1. Современная философия науки: основные задачи и структура.

  2. Бытие науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры.

  3. Специфика научного познания. Наука и философия. Наука и искусство. Наука и обыденное познание.

  4. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила).

  5. Логико-эпистемологический подход к исследованию науки. Позитивистская традиция в философии науки.

  6. Постпозитивистская философия науки. Концепция К. Поппера.

  7. Постпозитивистская философия науки. Концепции И. Лакатоса, и П. Фейерабенда,

  8. Постпозитивистская философия науки. Концепция Т. Куна и М. Полани.

  9. Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки. Проблема интернализма и экстернализма в понимании развития науки.

  10. Генезис научного познания. Преднаука и наука в собственном смысле слова. Становление теоретической науки в античности и организации науки в средневековых университетах.

  11. Становление естественных наук в новоевропейской культуре. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы: Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт.

  12. Научное знание как система. Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различения. Эмпирические зависимости и факты.

  13. Эмпирическое исследование и его структура. Наблюдение, измерение, эксперимент. Эмпирические зависимости и эмпирические факты. Проблема эмпирического базиса теории.

  14. Теоретическое исследование и его структура. Теоретические модели. Структура и функции научной теории.

  15. Основания науки. Структура оснований. Идеалы и нормы научного исследования.

  16. Научная картина мира и философские основания науки. Роль философских идей и принципов в развитии и обосновании научного знания.

  17. Динамика научного исследования. Взаимодействие научной картины мира и опыта.

  18. Гипотетико-дедуктивная концепция развития теоретических знаний. Роль гипотезы в формировании теоретических схем и законов.

  19. Процедуры обоснования теоретических схем. Логика открытия и логика оправдания гипотезы.

  20. Построение развитых теорий в современной науке. Формирование научной гипотезы и парадигмальные образцы решения задач.

  21. Феномен научных революций. Проблемы типологии научных революций.

  22. Парадоксы и проблемные ситуации как предпосылки научной революции. Философские предпосылки перестройки оснований науки.

  23. Научные революции и междисциплинарные взаимодействия.

  24. Научная революция как выбор стратегий исследования. Селективная роль социальных факторов в выборе стратегий исследования.

  25. Глобальные научные революции: от классической к постнеклассической науке. Классический, неклассический и постнеклассический типы научной рациональности.

  26. Универсальный эволюционизм – основа современной научной картины мира.

  27. Научная картина мира и новые мировоззренческие ориентиры цивилизационного развития. Рациональность в современной культуре.

  28. Научно-технический прогресс и будущее человечества. Прогнозы и предостережения Римского клуба.

  29. Критическая оценка «техницистского оптимизма» О. Хаксли, Р. Брэдбери, К. Воннегутом.

  30. Проблемный анализ гуманитарной составляющей в философии техники (Л. Манфорд, Х. Ортега-и-Гассет, М. Хайдеггер, Ж. Эллюль).


Часть 2. Современные философские проблемы

социально-гуманитарных наук


  1. Философия: истоки, предпосылки возникновения, стержневые проблемы, научный поиск в историческом развитии и социокультурном контексте

  2. Мировоззрение как системное обоснование смысла жизни. Обыденный, теоретический и практический уровни мировоззрения.

  3. Взаимоотношения философии и науки: основные концепции – трансценденталистская, позитивистская, антиинтеракционистская, диалектическая

  4. Наука как ценность. Социальные и культурогенные функции науки. Роль сциентизма и антисциентизма в современном научном познании

  5. Взаимодействие и конвергенция естественнонаучного и социально-гуманитарного знания, эволюция и механизмы взаимодействия.

  6. Социально-гуманитарное знание: формирование, специфика, структура.

  7. Проблема разделения социально-гуманитарных наук; возможные критерии разделения.

  8. Роль и значение социально-гуманитарного знания в процессе социальных трансформаций.

  9. Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук.

  10. Социокультурная обусловленность социально-гуманитарного знания.

  11. Общество и человек как объекты познания.

  12. Культура – внебиологическая, сверхприродная сфера бытия человека.

  13. Индивидуальный субъект социально-гуманитарного познания и его особенности.

  14. Коллективный субъект социально-гуманитарного познания и формы его существования.

  15. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании.

  16. Жизнь как категория наук об обществе и культуре.

  17. Феномен социального времени и пространства. Понятие хронотопа и его роль в социально-гуманитарном познании.

  18. Исследовательский процесс в социально-гуманитарных науках и его особенности.

  19. Коммуникативность в науках об обществе и культуре.

  20. Феноменология: от логических предпосылок наук к непосредственной данности мира сознанию. Интенциональность и интерсубъективность сознания.

  21. Экзистенциализм: от субстанции к экзистенции. Проблема человеческого существования.

  22. Герменевтика как наука о понимании и интерпретации текста.

  23. Особенности объяснения и понимания в отдельных социально-гуманитарных науках (социологии, истории, экономике, юриспуденции, психологии, филологии, культурологи).

  24. Вера, сомнение и знание в социально-гуманитарных науках. Соотношение веры и истины в социально-гуманитарном знании.

  25. Проблема истины в науке. Основные концепции истинности научного знания (классическая, коге рентная, прагматистская, конвенционалистская). Верификационизм. Фальсификационизм.

  26. Наука и религия. Научная и религиозная картины мира.

  27. Этика и эстетика науки. Свобода научного творчества и нравственная ответственность ученого.

  28. Наука и экономика

  29. Традиционные и техногенные цивилизации: сущность, особенности, движущие основания развития, специфика культуры и ценностей

  30. «Технократия» как общественное движение, направленное на построение «совершенного социального механизма» и «общества управляющих» (Дж. Бернхейм).


Часть 3. Философские вопросы экономической науки


  1. Экономическая наука в системе научного знания.

  2. Функции экономической науки.

  3. Понятийно-категориальный аппарат экономической науки.

  4. Макроэкономическая теория.

  5. Микроэкономическая теория.

  6. История становления и развитие социально-экономических систем.

  7. Классические и неклассические экономические теории: школы, течения, представители.

  8. Единство теории и метода в экономической теории.

  9. Принципы и методы экономического исследования.

  10. Экономическая теория и гуманитарное знание.

  11. Конвенционализм в экономической теории.

  12. Человеческое измерение экономической деятельности.

  13. Стандарты научности и критерии оценки экономических знаний.





Сегодня люди стыдятся того, что все еще стыдятся того, чего стыдились раньше. Жак Тати
ещё >>