Вопросы к государственному экзамену 2009-2010 уч г. По культурологии - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Вопросы к государственному экзамену. Специальность “Компьютерная... 1 97.61kb.
Утверждено нмс института №1 от 22. 09. 2010 г. Вопросы к государственному... 1 129.45kb.
Вопросы к итоговому государственному междисциплинарному экзамену... 1 118.58kb.
Вопросы к итоговому государственному междисциплинарному экзамену... 1 103.34kb.
Вопросы к итоговому государственному междисциплинарному экзамену... 1 147.26kb.
Вопросы к итоговому государственному междисциплинарному экзамену... 1 118.89kb.
Вопросы к государственному экзамену по программе «Разработчик профессионально-ориентированных... 1 33.31kb.
Вопросы к государственному экзамену по Информатике для студентов... 1 16.82kb.
Задание для дистанционного обучения Перед Вами выдержка из методических... 1 44.95kb.
Вопросы к государственному экзамену 1 82.75kb.
Вопросы к экзамену по истории экономики россии для 1 курса мэо, 2009-2010 уч. 1 34.78kb.
Социалистическая ориентация: теория и практика афро-азиатских стран 8 1205.07kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Вопросы к государственному экзамену 2009-2010 уч г. По культурологии - страница №1/5



ПРОГРАММА

по культурологии

ВОПРОСЫ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ 2009-2010 уч.г.

ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ (для специализации «Китайская культура»)



I

  1. Культурология как наука: предмет, область исследований. Место культурологии в системе гуманитарного знания: междисциплинарные связи.

Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология.


  1. Методы культурологии.

Исторический подход в культурологии (историко-генетический, историко-сравнительный методы). Значение структурного (структурно-функционального) подхода для исследования культуры. Семиотический подход к изучению и описанию культуры. Системный и информационный подходы к исследованию культуры. Постструктурализм, методы деконструкции культурных текстов.


  1. Теория культуры как основа культурологического знания.

Предмет теории культуры. Структура и функции культуры. Динамика культуры. Принципы типологии культуры. Культурогенез; культура и природа; культура и язык; культура и общество; социальное и индивидуальное в культуре; культура и история; культура и цивилизация; единство и многообразие культур; межкультурные коммуникации.


  1. Структура и состав современного культурологического знания.

История мировой и отечественной культуры; история культурологических учений; философия и теория культуры; социология культуры; культурная антропология; прикладная культурология.


  1. Морфология культуры.

От биологической формы бытия к антропо-социо-культурной. Одновременное и совместное формирование триединой целостности – человека, общества и культуры. Природное и сверхприродное в человеке. Функционирование культуры. Историческая динамика бытия культуры.


  1. Учения о соотношении культуры и природы.

Оппозиции: «естественное – искусственное», «натура – культура» и «природа – вторая природа». Природные и сверхприродные составляющие культуры. Материальное – психическое – духовное – культурное в человеке. «Диалог» и «конфликт» культуры с природой.


  1. Культура и общество. Социология культуры: ее предмет, понятия, проблемы.

Социология культуры в структуре культурологического знания. Идейные истоки и условия формирования различных направлений в социологии культуры. Основные принципы анализа культурных феноменов с точки зрения социологии культуры. Социологический редукционизм и вульгарный социологизм как принципы анализа культурных феноменов. Проблемы исследования социальной детерминации художественной культуры.


  1. Культура и личность.

Понятие личности и его эквиваленты в разных областях гуманитарного знания. Признаки личности и ее структура. Функции личности в социокультурной системе. Формирование личности и процесс ее инкультурации. Чувство самоидентичности и условия его формирования. Условия существования личности и формы индивидуальной активности. Система ценностных ориентаций личности. Жизненный мир и экзистенция. Проблемы самореализации.


  1. Материальная культура и ее особенности.

Определения МК и проблематичность однозначного определения. Принципы эволюционной концепции применительно к изучению материальной культуры. Достоинства и недостатки эволюционной концепции. Семиотический подход к изучению вещей. Вещь как знак. Полисемичность вещи. Производство и потребление и их роль в культуре.


  1. Духовная культура и ее составляющие.

Особенности бытования духовной культуры

Основные формы духовной культуры.

Варианты определения понятия «духовность»

Формы духовной предметности: знание, ценность, проект.




  1. Историческая типология культуры.

Культура и культуры: проблема типологии. Законы истории и социокультурные миры. Культурные эпохи (европоцентрический подход): Первобытная культура, Античная культура, Средневековая культура, Культура эпохи Возрождения, Культура Нового времени, Современная культура. Локальные социокультурные миры.


  1. Цивилизационная и региональная типология культуры.

Восточные и западные типы культур. Специфические и "серединные" культуры. Культурные ареалы буддизма, христианства, ислама. Традиционные культуры Востока. Основные периоды истории культуры России; роль Византии, Азии, Европы в формировании русской культуры. Проблемы синхронности и асинхронности социокультурного развития стран и регионов мира, типы их культурно-исторических ориентаций.


  1. Семиотический подход в изучении и описании культуры.

Понятие семиотики и история ее развития. Проблема знака и значения. Семиотическая проблематика в этнологии и истории культуры. Знаки, символы и знаковые системы в различных формах культуры. Естественные и искусственные языки. Понятие о языках культуры. Формы фиксации культурного опыта: значение письма и текста в культуре.


  1. Структурно-функциональный подход к изучению культуры.

Теоретические и методологические предпосылки создания структурно-функционального подхода. Понятие о структурном функционализме. Понятие функции, функциональности, функционирования применительно к социо-культурной системе. Основные положения функционалистских концепций Рэдклиффа-Брауна и Малиновского.


  1. Аксиологический подход к изучению культуры.

Понятие о ценностях. Ценностные представления и идеалы. Виды ценностей. Аксиологическая типология личности. Аксиология повседневности. Ценностные универсалии. Проблема общечеловеческого характера ценностей.


  1. Коммуникация и ее роль в культуре.

Определение коммуникации, основные виды социокультурной коммуникации. Формирующие и манипулирующие типы коммуникаций. Конфликт как промежуточная форма коммуникации. Реклама как манипулирующая коммуникация и ее роль в современной культуре. Характеристика феномена «масс» как основного реципиента средств массовой коммуникации.


  1. Место религии в системе культуры.

Первобытное мышление и проблема происхождения религии. Эволюция религии как критерий эволюции культуры в концепции Э.Тайлора. Функции религии в культуре. Интерпретация религии и ее роли в создании цивилизации в концепции А.Тойнби. Роль христианства в формировании европейской цивилизации. Секуляризация и проблема религиозного плюрализма. Религия как фактор формирования и сохранения идентичности.


  1. Миф как феномен культуры: происхождение, функции, типы.

Сущность и характерные черты мифа. Сравнительный подход к изучению мифов (Дж.Фрэзер). Типология мифов. Логика мифологического мышления. Миф как носитель коллективных представлений (Л.Леви-Брюль). «Филологический» подход к изучению мифов (Е.М.Мелетинский, О.М.Фрейденберг). Интерпретация мифов в структурной антропологии (К.Леви-Стросс). Современные концепции мифологии (М.Элиаде, Р.Барт)


  1. Ритуал, его функции и место в культуре.

Этнографическое и культурно-антропологическое понимание ритуала. Связь мифа и ритуала. Символический характер ритуала. Типология ритуалов. Социокультурные функции ритуала. Черты ритуала в повседневных действиях человека.


  1. Культура и процессы глобализации. Культурные универсалии и проблема национально-этнического компонента в культуре.

Глобализация: дефиниция, проблемное поле, различие в подходах. Основные проявления глобализации. Глобальные проблемы и глобализационные процессы. Глобальная информационная система. Борьба «цивилизаций» в условиях глобализации. Перспективы национальных, политических и культурных моделей в свете процесса глобальных преобразований.


  1. Динамика культуры.

Проблема развития культуры, его причин и движущих сил. Прогресс как форма развития культуры и проблематичность его критериев. Проблема однолинейности культурного развития. Множественности культур и ее интерпретация при помощи различных динамических моделей культуры. Синергетическая концепция культурной динамики. Формирование субкультур в рамках одной культуры.


  1. Концепции культуро- и антропогенеза.

Археологические данные как основа создания концепций происхождения человека и общества. Факторы антропогенеза. Междисциплинарный характер исследований антропогенеза. Палеоантропология как наука о происхождении человека как биологического вида. Трудовая теория антропогенеза и ее основания. Культурогенез в эволюционной концепции развития общества.


  1. Первобытная культура: ее место в истории культуры.

Религиозные представления людей древнего мира (феномен первобытного мышления, анимизм, фетишизм, тотемизм, культ предков, шаманизм, мифопоэтическое мышление). Мононорматика (определение, адресность мононорм: соплеменники и иноплеменники, мужчины, женщины, старшие младшие). Эволюция технических достижений палеолитических культур. Типы экономических и социальных отношений в каменном веке.


  1. Общая характеристика культуры Древних царств (архаических культур).

Основные факторы культурного своеобразия. Мифологические и религиозные представления и их специфика. Мировоззренческие модели, ментальные константы и идеологические комплексы. Формы государственного устройства и социальных институтов. Этапы становления и типы экономических и хозяйственных отношений. Специфика развития древних империй и их культурное наследие.


  1. Античная культура. Этапы развития, основные культурные категории.

Минойская и микенская культура. Период архаики (повседневная культура, письменность, социальная стратификация и формы правления). Полисная система. Афины. Спарта. Классическая Греция. Древнегреческий театр. Эстетические представления. Образование. Эллинистический период.


  1. Культура Средних веков. Ее характеристика, формы и этапы развития.

Пространственно-временные пределы, основные факторы становления и развития Средневековой культуры, идеи универсализма и универсальная монархия, примеры взаимодействия духовной и светской власти. Феод (правовая система средневековой культуры Запада, сословность, иерархичность, типы связей человека в средневековом мире). Факторы средневековой урбанизации. Науки и образование в средневековой Европе. Художественная культура Средневековья. Трубадуры и миннезингеры, куртуазность.


  1. Культура эпохи Возрождения и ее место в культурной истории Европы.

Бюргерский город как лаборатория социально-творческой жизни. Инновации в сфере художественной культуры. Освоение и использование новых энергетических ресурсов. Влияние на культуру новых технологий. Десакрализация окружающего мира. Рождение книгопечатания. Самоуправление коммун, рождение новых хозяйственных, социальных, политических и юридических институтов. Унификация денежных единиц, систем мер и весов. Секуляризация культуры.


  1. Культура Нового времени: ее генезис, своеобразие, основные этапы.

Значение Великих географических открытий. Основные изменения в европейской культуре XVII века. Скептицизм и рационализм. Реформация и контрреформация. Возвышение предпринимательских и производительных социальных групп, утверждение буржуазной идеологии и морали. Генезис капитализма. Революция в естествознании. Эволюция художественной культуры: маньеризм, барокко.


  1. Эпоха Просвещения и ее роль в европейской и мировой культуре.

Формирование просвещенческого проекта. Идеи французских просветителей и энциклопедистов. Основные идеи просветителей: прогресс культуры, историчность, универсальность, гуманность. Критические воззрения Руссо в рамках просветительского проекта. Критические оценки линейного прогрессизма. Вклад эволюционистов в становление концепции линейного развития цивилизации.


  1. Особенности русской культуры как культурно-исторического типа.

Основные подходы к характеристике русской культуры: западнический, славянофильский, евразийский. Специфика природно-демографических и геополитических условий. Многообразие этнического субстрата и богатство культурных взаимодействий. Полицентричность. Роль заимствований и культурных влияний. Языковая общность. Веротерпимость. Выраженная государственная доминанта, связанная с особенностями механизмов национально-государственной и культурной консолидации.


  1. Линейные концепции развития культуры.

Просветительская концепция прогресса. Основные идеи: прогресс культуры, историчность, универсальность, гуманность. Эволюционная концепция Г. Спенсера. Экономико-материалистическая концепция марксизма. Неоэволюционизм Л. Уайта. Достоинства и недостатки линейных концепций развития культуры.


  1. Циклические концепции развития культуры.

Циклы в учении Дж. Вико и его предшественников. Вико о проблеме повторений и разнообразия в культуре. Характеристика воззрений Дж.Вико и доминирующей в Новое время рационалистической парадигмы. Продолжение идеи Вико в концепции социокультурной динамики П. Сорокина. Крёбер о циклах и моделях в истории развития отдельных культур. Причины актуализации идеи циклического развития в современном гуманитарном знании.


  1. Цивилизационные концепции развития культуры.

Концепция культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского. Типология цивилизаций. Факторы, определяющие своеобразие культурно-исторических типов (цивилизаций). Морфология культуры О. Шпенглера. Критика идеи единой эволюции человечества. Культура и цивилизация. Цивилизационная концепция А. Тойнби. Тойнби о типологии и генезисе цивилизаций. Понятие цивилизации и принципы их классификации. Условия расцвета цивилизаций и причины их распада. Значение «творческого меньшинства».

II

1.Генезис и начальный этап формирования китайской цивилизации

Вопрос предназначен для проверки общетеоретических знаний студента; его умения ориентироваться в академической проблематике, касающейся опорных моментов изучения истории китайской цивилизации; его знакомства с современной научной литературой и с новейшими фактическими данными. Ответ предполагает использование лекционных материалов, данных в лекционном курсе «История региона (Китай)» (ГСЭ. Р., 64 ч., 1/2), должен быть построен по следующей схеме и содержать следующие пункты:

1) Изложение традиционной версии происхождения национальной цивилизации и государственности (представления об эпохе правления пяти совершенномудрых государей/правителей древности), которая в наиболее полном виде излагается в знаменитом историографическом сочинении «Ши цзи» («Записи историка/Исторические записки») Сыма Цяня (145?-86? гг. до н.э.). 2) Изложение научных версий генезиса китайской цивилизации, существовавших в конце 19-пер. пол.20 в.; объяснение историко-культурных факторов полемик по данной проблеме. 3) Характеристика гипотезы моноцентрического происхождения Китая и объяснение причин ее устойчивости в китайской гуманитарии и в западном китаеведении. 4) Изложение новейших (кон. 20 – начало 21 вв.) научных взглядов на проблему происхождения китайского этноса и культурной общности (Китай как один из возможных очагов возникновения человечества, палеолитические находки, Китай в эпоху неолита). 5) Характеристика гипотезы полицентрического происхождения китайской цивилизации и объяснение принципиальной значимости этой гипотезы для изучения истории культуры Китая.

Литература: Васильев Л. С. Проблема генезиса китайского государства М., 1983; История Древнего Мира. Т.1-3. М., 1989. Кравцова М. Е. История культуры Китая. СПб., 1998 (1-е издание), 2003 (2-е издание); Кравцова М. Е. История искусства Китая. СПб., 2004, Гл. 1; Крюков М. В., Софронов М. В., Чебоксаров Н. Н. Древние китайцы. Проблема этногенеза. М., 1978; Сыма Цянь. Исторические записки (Пер. Р. В. Вяткина и В. С. Таскина, вступл. М. В. Крюкова). Т. 1. М., 1972. Дополнительная литература: The Cambridge History of Ancient China. From the Origins of Сivilization to 221 В. C. /Ed. by M. Loewe and Ed. L. Shaughnessy. N.-Y., 1999.

2.Основные этапы истории китайской цивилизации.

Вопрос предназначен для проверки знаний студента по истории Китая; его умения ориентироваться в современной академической проблематике; и знакомства с современной научной литературой и с новейшими точками зрения. Ответ предполагает использование лекционных материалов, данных в лекционном курсе «История региона (Китай)» (ГСЭ. Р., 64 ч., 1/2) должен быть построен по следующей схеме и содержать следующие пункты:

1) Изложение традиционной китайской периодизации исторического процесса (по эпохам, связанным с существованием того или иного государственного образования); 2) Изложение и критический анализ научных подходов к проблеме периодизации истории китайской цивилизации и предложенных на основании данных подходов периодизационных схем (в первую очередь, схема, построенная, исходя из формационного подхода). 3) Изложение новейшего варианта периодизационной схемы («Архаический Китай», «Древний Китай», «Имперский Китай»). 4) Перечисление и краткую характеристику исторических эпох, выделяемых в истории Китая (Ся, Шан-Инь, Чжоу, Цинь, Хань, Лю-чао, Суй, Тан, Северная Сун, Южная Сун, Юань, Мин, Цин). 5) Краткую характеристику «династических» (время существования централизованных государств прото-имперского и имперского типа) и «транзитивных» (периоды территориально-административной раздробленности и частичного завоевания Китая) периодов с определением их роли и места в истории китайской культуры.

Литература: История Китая/Под. ред. А.В.Меликсетова. М., 1998; История Китая с древнейших времен до наших дней. М., 1974; Кравцова М. Е. История культуры Китая. СПб., 1998 (1-е издание), 2003 (2-е издание). Крюков М. В., Софронов М. В., Чебоксаров Н. Н. Древние китайцы. Проблема этногенеза. М., 1978; Крюков М. В., Малявин В. В., Софронов М. В. Китайский этнос на пороге средних веков. М., 1979; Крюков М. В., Переломов Л. С., Софронов М, В., Чебоксаров Н. Н. Древние китайцы в эпоху централизованных империй. М. 1983; Крюков М. В., Малявин В. В., Софронов М. В. Китайский этнос в средние века, М., 1984; Крюков М. В., Малявин В, В., Софронов М. В. Этическая история китайцев на рубеже средневекового и нового времени. М., 1987.
3. История и культура Древнего Китая

Вопрос предназначен для проверки знаний студента по политической истории и истории китайской культуры эпох Шан-Инь (17-11 вв. до н.э.), Чжоу (11-3 вв. до н.э), Цинь (221-207 гг. до н.э.) и Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.). Ответ предполагает использование лекционных материалов, данных в лекционных курсах «История региона (Китай)» (ГСЭ. Р., 64 ч.,1/2), «История культуры региона (Китай)» (ГСЭ. Р., 64 ч., 2/3), должен быть построен по следующей схеме и содержать следующие пункты:



1)Кратко изложить основные историко-политические события указанных исторических эпох, изложить и обосновать их принятые периодизации, охарактеризовать их место в истории китайской цивилизации и их важнейшие культурные достижения. 2) Эпоха Шан-Инь – а) древнейшее китайское государство, подразделяется на Раннее и Позднее Инь; б) важнейшие археологические материалы по позднее-иньскому периоду; в) позднее-иньский период как время формирования основ китайского централизованного государства; в) появление письменности, расцвет бронзолитейного производства. 3) Эпоха Чжоу: а) традиционные и научные версии возникновения государства Чжоу; б) Периодизация: Западное (Раннее) Чжоу (11 в. -770 г. до н.э.), периоды Весен и осеней (Чунь-цю, 770-475 гг. до н.э.) и Борющихся царств (Чжань-го, 475-221 гг. до н.э.), и основные историко-политические процессы; в) основные культурные процессы: возникновение натурфилософских представлений и философских школ, начало формирования письменной (книжной) культуры и художественной словесности, развитие ремесленной деятельности и декоративно-прикладного искусства, зарождение изобразительного искусства. 4) Эпоха Цинь – как время возникновение первой китайской империи: а) история возникновения империи Цинь, б) реформы Цинь-ши-хуан-ди; в) причины гибели империи Цинь; в) материальное и художественное наследие эпохи (Великая китайская стена, Великий китайский канал, «Глиняная армия» Цинь-ши-хуан-ди). 5) Империя Хань: а) история возникновения империи Хань; б) Периодизация: Западная (Ранняя) Хань (206 г. до н.э. – 8 г. н.э.), династия Синь (8-25 гг. н.э.), Восточная (Поздняя) Хань (25-220 гг. н.э.); в) формирование модели и административно-бюрократической системы китайской имперской государственности; г) история китайско-сюннуских отношений; в) Китай и внешний мир; г) развитие научных знаний и художественной культуры

Литература: Васильев Л. С. Древний Китая. Т.1-3. М., 1995-2006; Духовная культура Китая: Энциклопедия в 5 т. [Т.4]. Историческая мысль, политическая и правовая культура. М., 2009; История Китая/Под. ред. А.В.Меликсетова. М., 1998 (М., 2004); Кравцова М. Е. История культуры Китая. СПб., 1998 (2003). Кравцова М. Е. История искусства Китая. Учебное пособие. СПб, 2004; Кравцова М.Е. Китай-Энциклопедия для детей. История древнего мира. М., 2007; Кравцова М.Е. Китай-Энциклопедия для детей. История средних веков. М., 2009; Крюков М. В., Софронов М. В., Чебоксаров Н. Н. Древние китайцы. Проблема этногенеза. М., 1978; Крюков М. В., Переломов Л. С., Софронов М, В., Чебоксаров Н. Н. Древние китайцы в эпоху централизованных империй. М. 1983; Малявин В. В. Империя ученых. М., 2007 Переломов Л. С. Империя Цинь – первое централизованное государство в истории Китая. М., 1962. Дополнительная литература: The Cambridge History of China. Vol. 1. The Ch’in and Han Empires, 221 B.C. – A.D. 220./Ed. by D. Twitchett, M. Loewe. Cambridge, 1986; The Cambridge History of Ancient China from the Origins of Civilization to 221 B.C. /Ed by Michael Loewe and Edward L; Shaughnessy. Cambridge University Press, 1999


    1. История и культура Китая III-XIII вв.

Вопрос предназначен для проверки знаний студента по политической истории и истории китайской культуры периода от падения древней империи Хань и до монгольского завоевания Китая, т.е. следующих эпох: Лю-чао (220-589), Суй (589-618), Тан (618-906), Пяти династий (У-дай, 907-960), Северной Сун (960-1127) и Южной Сун (1127-1279). Ответ предполагает использование лекционных материалов, данных в лекционном курсе «История региона (Китай)» (ГСЭ. Р., 64 ч., 1/2), должен быть построен по следующей схеме и содержать следующие пункты: 1) Общая характеристика историко-политической ситуации и культурных процессов в Китае в 3-6 вв.: а) территориально-административная раздробленность страны (период Сань-го, 220/222-265/280); б) кратковременная реставрация централизованного государства (Западная Цзинь, 265-317); в) частичное завоевание Китая (период Южных и северных династий, Нань-бэй-чао, 317-589); г) основные культурно-идеологические процессы (развитие даосизма, формирование китайско-буддийской традиции и ее влияние на социально-политическую и культурную жизнь китайского общества); д) основные процессы в творческой жизни общества (формирование авторской лирической поэзии, художественной прозы, станковой живописи, литературно-теоретической и эстетической мысли). 3) Борьба за объединение Китая – империя Суй. 4) Империя Тан как время наивысшего расцвета китайской имперской государственности и духовной культуры а) основные историко-политические события 7-8 и 8-10 вв., б) гибель империи Тан; в) Китай и внешний мир в эпоху Тан; г) влияние внешних связей на экономическую и духовную жизнь страны; д) основные достижения в творческой жизни общества (дальнейшее развитие поэзии и прозы, живописи). 5) Эпоха Пяти династий – новый период административно-политической раздробленности страны. 6) Эпоха империи Северная Сун: а) особенности геополитического положения (конфликты с соседними государствами); б) кризисные тенденции в социально-экономической жизни общества; в) реформаторское движение; г) гибель империи; д) основные культурные достижения (изобретение книгопечатание и развитие книжной культуры); е) особенности литературного и художественного творчества. 7) Эпоха Южная Сун: а) история возникновения (частичное завоевания Китая чжурчжэнями); б) особенности культурной и духовной жизни общества.

Литература: Духовная культура Китая: Энциклопедия в 5 т. [Т.4]. Историческая мысль, политическая и правовая культура. М., 2009; История Востока. Т. II. Восток в средние века. М., 1995; История Китая/Под. ред. А.В.Меликсетова. М., 1998 (М., 2004); Кравцова М. Е. История культуры Китая. СПб., 1998 (2003). Кравцова М. Е. История искусства Китая. Учебное пособие. СПб, 2004; Кравцова М.Е. Китай-Энциклопедия для детей. История средних веков. М., 2009; Крюков М. В., Малявин В. В., Софронов М. В. Китайский этнос на пороге средних веков. М., 1979; Крюков М. В., Малявин В. В., Софронов М. В. Китайский этнос в средние века, М., 1984; Дополнительная литература: Лапина З. Г. Учение об управлении государством в средневековом Китае. М., 1985; Попова И. Ф. Политические практики и идеология раннетанского Китая. М., 1999; Смолин Г. Я. Они бросили вызов Небу. О крестьянской войне 847-901 гг. в Китае. Ч.1-2. СПб., 2000; Шефер Э. Золотые персики Самарканда. Книга о чужеземных диковинах в империи Тан/Пер, с англ., М., 1981.
следующая страница >>



Антисемит не становится приличнее оттого, что лжет согласно принципу. Фридрих Ницше
ещё >>