Вопросы к экзамену по курсу «Теоретическая фонетика». Примерные вопросы контрольной работы, выполняемой по завершению изучения курса - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Вопросы к экзамену по курсу «Теоретическая механика» 1 23.68kb.
Вопросы для подготовки к экзамену по курсу "Теоретическая механика" 1 37.14kb.
Примерные ответы на вопросы к экзамену По курсу: «основы психосоматики» 5 889.36kb.
Фонетика. Культура речи 1 43.08kb.
Рабочая программа дисциплины опд. Ф. 02. 2 «Теоретическая фонетика»... 1 110.1kb.
А. Меметов «Крымскотатарский язык. Фонетика.» 5 940.86kb.
Вопросы к экзамену по дисциплине «Теоретическая и прикладная механика» 1 22.34kb.
Примерные вопросы к экзамену по курсу «История», «Отечественная история» 1 23.56kb.
Вопросы к экзамену по курсу "Дискретная математика" 8 467.03kb.
Теоретическая философия Владимир Сергеевич Соловьев 7 1041.08kb.
Теоретическая механика 8 707.15kb.
По предмету Статус 7 1049.99kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Вопросы к экзамену по курсу «Теоретическая фонетика». Примерные вопросы контрольной - страница №1/1



Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тобольский государственный педагогический институт имени Д.И. Менделеева»



теоретическая фонетика.

Учебно-методические рекомендации студентам ОЗО

для организации самостоятельной работы

составитель:

к.ф.н., доцент

Воротникова Ю.С.

Тобольск – 2008
Содержание.



  1. Памятка студенту заочного отделения

  2. рабочая программа по дисциплине «теоретическая фонетика»

  3. методические рекомендации по организации самостоятельной работы

    1. указания и задания для самостоятельной работы

    2. методика проведения контрольных мероприятий

      • Развернутые планы практических (семинарских) занятий по курсу «Теоретическая фонетика» и учебные материалы для подготовки к ним.

      • Примерные вопросы к экзамену по курсу «Теоретическая фонетика».

      • Примерные вопросы контрольной работы, выполняемой по завершению изучения курса «Теоретическая фонетика».

  1. учебные материалы для выполнения СРС




  1. Памятка студенту заочного отделения

В соответствии с учебным планом специальности, разработанным на основе ГОС ВПО, и графиком учебного процесса студенту заочного отделения за весь период его обучения предстоит выполнить в среднем 15-20 контрольных работ. При этом общий объем времени на выполнение всех контрольных (домашних) работ в течение всего периода обучения составляет примерно 8-12 % от общего объема часов теоретического обучения.

Обучение студента заочного отделения проходит в этапы активного сессионного академического обучения и пассивного межсессионного периода, в который студент ОЗО работает самостоятельно по проблематике того или иного курса, руководствуясь методическими указаниями по дисциплинам осваиваемой специальности и предоставленными кафедрами учебно-методическими материалами.

Не стоит забывать о том, что для того, чтобы получить допуск к сессии, нужно сдать контрольные работы заранее: лично во время посещения института в дни заочников, по традиционной почте заказным письмом или по электронной почте на адрес кафедры (деканата)! Если у вас не получилось отчитаться о выполнении контрольной работы до начала сессии, то разрешается зарегистрировать требуемые работы у методиста ОЗО в течение первых двух дней сессии.

Перед тем, как преподаватель получит выполненную студентом контрольную (или курсовую) работу, ее необходимо зарегистрировать на факультете в журнале учета рецензирования контрольных и курсовых работ, который оформляется методистом ОЗО по каждой дисциплине. Методист ОЗО регистрирует поступившие работы, указывая на каждой их них регистрационный номер и дату получения, после чего передает их на проверку соответствующим преподавателям.

Контрольные (курсовые) работы студентов рецензируются и возвращаются преподавателем в течение семи дней. Если работа выполнена студентом не в соответствии с шифром (вариантом), не по установленным кафедрой указаниям или несамостоятельно, то она возвращается студенту без рецензирования. В этом случае преподаватель в устной (в случае проживания студента в г. Тобольске) или письменной форме объясняет студенту причины возвращения и предлагает выполнить работу в соответствии с установленными правилами.

Контрольная работа, признанная рецензентом удовлетворительной, оценивается «зачтено»; контрольная работа, признанная рецензентом неудовлетворительной, - «не зачтено». При этом повторная работа рецензируется в том случае, если к ней приложена ранее не зачтенная работа.

Результат рецензирования на основании полученной рецензии переносится методистом ОЗО в журнал учета, а затем в учебную карточку студента.

Контрольные (курсовые) работы студентов-заочников хранятся по курсам и дисциплинам на соответствующих кафедрах в течение учебного года.




Кроме этого не забудьте обязательно оплатить наступающую сессию: без копии квитанции, предъявленной методисту по приезду, студента до сессии не допустят, согласно статьям договора, который каждый студент ОЗО подписывает до начала обучения в ТГПИ им.Д.И.Менделеева, соглашаясь с поставленными со стороны ВУЗа условиями предоставления образовательных услуг!

  1. рабочая программа по дисциплине «теоретическая фонетика»

В основе курса «Теоретическая фонетика» лежит широкая лингвистическая база, при изучении которой студенты знакомятся с классическими фонетическими и фонологическими теориями, традиционными фонологическими моделями и универсальными фонетическими классификациями, а также с современными элементами прикладной фонетики, методами изучения восприятия и воспроизведения звучащей речи.

Курс адаптирован к современному состоянию фонетики английского языка, что позволяет студентам ознакомиться с современным британским литературным произношением, а также с особенностями американского, канадского и австралийского вариантов английского языка.

Курс строится в интерактивном режиме: лекционный материал представляется с использованием мультимедийных технологий; студенты готовят презентации и сообщения реферативного характера на основе анализа как теоретического, так и практического материала с использованием информационных технологий.


1. Цели и задачи дисциплины.

Теоретическая фонетика, изучающая звуковой строй языка, звуковые средства и их функции, а также особенности различных произносительных стилей речи, представляет собой одну из теоретических дисциплин, составляющих цикл дисциплин предметной подготовки специалистов по английскому языку. Данный курс направлен на формирования общей культуры личности обучаемого и на подготовку учащихся к осуществлению профессиональной научно-методической деятельности учителя иностранного языка на уровне, соответствующему требованиям Государственного образовательного стандарта.

Целью курса является последовательное и всестороннее изучение особенностей английского произношения в его коммуникативных и территориальных разновидностях, рассмотрение фонетического строя современного английского языка как системы разноуровневых функциональных единиц, которые используются в различных коммуникативных целях.

В задачи курса входит расширение и систематизация знаний студентов, полученных в курсе практической фонетики, расширение теоретической базы студентов на основе более глубокого изучения фонетической системы английского языка и ее функционирования в различных социально значимых ситуациях общения. К числу основных задач относятся:



  • описание специфики фонетической системы современного английского языка в сравнении с фонетической системой русского языка и ознакомление студентов с современным состоянием исследований в области общей фонетики, с новейшими работами по психологии восприятия, психолингвистике, социолингвистике, коммуникативной лингвистике и функциональной лингвистике;

  • объяснение студентам явления фонетической интерференции, а также различий в фонетической базе английского и русского языков;

  • всестороннее исследование речевой деятельности с позиции произноси­тельной нормы и ее допустимых вариантов; выявление тенденций развития нор­мы;

  • развитие у студентов умения объяснять основные понятия, процессы и явления, происходящие в системной организации фонетического строя современного английского языка, анализировать и обобщать фонетические явления.

Курс «Теоретическая фонетика» направлен на подготовку студента к выполнению следующих видов профессиональной деятельности:

  • учебно-воспитательной

Изучение курса способствует

    1. овладению студентами теоретических основ английского произношения, необходимых в процессе практического обучения произносительным навыкам иностранного языка в соответствии с образовательной программой, а также

    2. усвоению специфичных для английского языка норм произношения как литературного, так и диалектных вариантов государственного языка США и Великобритании, знание которых необходимо при проведении учебных занятий по иностранному языку в рамках тем и разделов, требующих развития социокультурной компетенции обучаемых.

  • культурно-просветительской деятельности (формирование общей культуры учащихся за счет раскрытия основных специфичных черт английского произношения в соотношении с особенностями русской фонологической системы);

  • научно-методической деятельности (выполнение научно-методической работы, направленной на изучение изменений фонологической системы английского языка и выработку методических рекомендаций по ознакомлению учащихся с выявленными в развитии языка процессами).



2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

В результате изучения дисциплины «Теоретическая фонетика» студенты должны:



Знать:

  • основные положения фонетической теории, составляющие основу теоретической и практической подготовки специалиста;

  • специфику организации и функционирования английской звучащей речи;

  • фонетические средства реализации различных типов дискурса для достижения определенных коммуникативных задач.

Уметь:

  • применять приобретенные теоретические знания в процессе межкультурной коммуникации и в процессе непосредственно педагогической деятельности, развивая у учащихся произносительные навыки;

  • ставить исследовательские задачи в области фонологии изучаемого языка и находить адекватные способы их решения.

Владеть навыками

  • артикуляции английских фонем и работы с новейшими методами исследования фонетических явлений.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы.


Виды учебной работы

Всего часов

Общая трудоемкость дисциплины

100

Аудиторные занятия:

лекции


семинарские занятия

12

8

4



Самостоятельная работа

Подготовка к практическим занятиям

Самостоятельное изучение тем

Подготовка к тестам и контрольным работам



88

8

60



20

Вид отчетности по дисциплине:


тесты

контрольные работы

экзамен


4. Содержание дисциплины.
4.1. Разделы дисциплины и виды занятий




Разделы дисциплины

(название)



Всего часов

Лекции

Практические занятия (семинары)

СРС

1.


Введение в теоретическую фонетику




1

-

2

2.

Органы речи. Акустическая фонетика




1

-

4

3.

Специфика структуры английского произношения




-

-

6

4.

Понятие фонемы. Фонемный состав английского языка




2

-

6

5.

Структура слога




1

-

10

6.

Супрасегментные языковые средства. Акцентная структура слова




1

-

10

7.

Интонация и просодия




-

-

10

8

Варианты произношение английского языка




-

4

20




итого

80

8

4

68


4.2. Содержание разделов дисциплины
4.2.1. Лекционный курс1


№ лекции

Раздел, тема учебного курса, содержание лекции

Кол-во часов

1

Раздел 1. Введение в теоретическую фонетику

Предмет и задачи фонетики. Лингвистические основы курса теоретической фонетики: отношение фонетики к другим разделам науки о языке. Фонетика и коммуникативная лингвистика. Разделы фонетики (физиологическая, акустическая, перцептивная фонетика, фонология). Связь фонетики с другими лингвистическими науками. Теоретическая и прикладная фонетика. Понятие звукового строя языка и его компонентов. Фонетика и теория коммуникации.

Понятие территориальной, социальной и ситуационной вариативности фонетических средств. Понятие орфоэпической нормы. Проблема национальных и областных вариантов литературного произношения английского языка.


1

1

Раздел 2. Органы речи. Акустическая фонетика

Тема 1. Дифференциация органов речи

Органы речи: пассивные, активные.


Функции различных артикуляционных органов. Понятия гласного и согласного звука. Факторы, свойственные английским согласным и гласным звукам. Акустическая фонетика, методы исследования звучащей речи, способы записи звучащей речи, трудности, связанные с изучением речи.

1

2

Раздел 4. Понятие фонемы. Фонемный состав английского языка

Тема 1. Фонема и ее место в системе языка

Фонема как единица языка, звук – как единица речи. Основные дифференциальные признаки английских согласных фонем. Различные трактовки понятия фонемы фонологическими школами. Абстрактный, материальный и смыслоразличительный аспекты фонемы. Фонема и аллофоны. Функции фонемы. Понятие фонологической оппозиции. Методы фонологического анализа.



2

3

Раздел 5. Структура слога

Тема 1. Понятие слога

Слог как фонетическая и фонологическая единица. Различные трактовки слога. Теории слогообразования.

Структура слога. Слогообразующие звуки в английском языке. Типы слогов по их началу и концу, по длительности и по акцентному весу.

Тема 2. Особенности слоговых структур в английском языке

Слогоделение в английском языке (в сравнении с русским). Понятие от­крытого и закрытого стыка. Фонетические характеристики открытого стыка в английском языке. Функции слога в фонетической структуре слова и фразы. Морфонология.



1

3

Раздел 6. Супрасегментные языковые средства. Акцентная структура слова

Тема 1. Природа английского ударения.

Понятие и виды словесного ударения: словесное (динамическое), тоническое (музыкальное).

Характеристика английского словесного ударения с точки зрения его акустико-физиологической природы и восприятия. Английское словесное ударение с точки зрения места в словах (ударение свободное или фиксированное). Градация словесного ударения по силе в английском. Место словесного ударения.


1


4.2.2. Практические занятия2

Номер занятия

Наименование темы практического занятия

Раздел, тема дисциплины

Кол-во часов

1

Фонологические особенности шотландского диалекта, ирландского диалекта, уэльского диалекта английского языка

Раздел 8. Варианты произношение английского языка

Тема 2. Территориальная и социальная вариативность английского языка

2

2

Фонологические особенности новозеландского диалекта, австралийского диалекта, канадского диалекта, американского диалекта английского языка

Раздел 8. Варианты произношение английского языка

Тема 2. Территориальная и социальная вариативность английского языка

2

4.2.3. Разделы и темы для самостоятельного изучения студентов3.


Разделы и темы рабочей программы для самостоятельного изучения

Перечень домашних заданий и других вопросов для самостоятельного изучения

Кол-во часов

Раздел 1. Введение в теоретическую фонетику


1. Связь фонетики с другими лингвистическими дисциплинами.

2. Отрасли фонетики, области и задачи исследования различных отраслей фонетической науки



2

Раздел 2. Органы речи. Акустическая фонетика

Тема 3. Понятие акустической фонетики

1. Задачи акустической фонетики

2. История становления акустической фонетики



4

Раздел 4. Понятие фонемы. Фонемный состав английского языка

Тема 2. Система фонем английского языка


  1. особенности становления системы гласных в современном английском языке

  2. особенности сложения системы согласных в современном английском языке

4

Раздел 4. Понятие фонемы. Фонемный состав английского языка

Тема 1. Фонема и ее место в системе языка

  1. Общие вопросы фонологии в учении московской лингвистической школы

  2. Теория фонемы в учении Бодуэна де Куртене

  3. Теория фонемы Р.И.Аванесова

  4. Теория фонемы А.А.Реформатского

  5. Общие вопросы фонологии в учении ленинградской лингвистической школы

  6. Теория фонемы в учении Щербы Л.В.




4

Раздел 5. Структура слога

Тема 1. Понятие слога

  1. Слог как фонетическая и фонологическая единица.

  2. Теории слогообразования в английском языке.

  3. Структура слога и слогообразующие звуки в английском языке.

4

Раздел 5. Структура слога

Тема 2. Особенности слоговых структур в английском языке

  1. Проблема вершины слога в английском языке

  2. Функции слога в фонетической структуре слова и фразы.

  3. Особенности слогоделения в английском языке

4

Раздел 6. Супрасегментные языковые средства. Акцентная структура слова

Тема 2. Специфика ударения в английском языке

Тема 3. Современная акцентная структура английского слова

  1. Понятие и виды словесного ударения: словесное (динамическое), тоническое (музыкальное).

  2. Характеристика английского словесного ударения с точки зрения его акустико-физиологической природы и восприятия.

  3. Английское словесное ударение с точки зрения места в словах (ударение свободное или фиксированное).

  4. Градация словесного ударения по силе в английском языке и по позиционному признаку.

  5. Основные тенденции, определяющие место и различную степень ударения в английских словах.

  6. Понятие фразового ударения, его соотношение со словесным ударением – черты сходства и различия.

  7. Функции словесного ударения. Эволюция акцентной структуры слов в сов­ременном английском языке.




10

Раздел 7. Интонация и просодия

Тема 1. Сущность интонации в английском языке


  1. Физические параметры просодии и интонации: частота основного тона, интенсивность, длительность, спектр, отсутствие речевого сигнала.

  2. Обозначение интонации графически.

  3. Компоненты интонации: мелодика, громкость, темп, качество голоса, пауза.

  4. Структурная сущность фразовой акцентуации и ритма.

  5. Трактовка понятия «интонация» в работах отечественных и зарубежных авторов.

  6. Функции просодии. Функции интонации.

  7. Фоностилистическая вариативность на сегментном и сверхсегментном уровнях английского языка.

  8. Особенности просодической системы в современном английском языке

  9. Специфика интонационных контуров в современном английском языке

10

Раздел 8. Варианты произношение английского языка

Тема 2. Территориальная и социальная вариативность английского языка


  1. Особенности формирования шотландского диалекта

  2. Особенности системы гласных фонем

  3. Особенности системы согласных фонем

2

Раздел 8. Варианты произношение английского языка

Тема 2. Территориальная и социальная вариативность английского языка

  1. Особенности формирования ирландского диалекта

  2. Особенности системы гласных фонем

  3. Особенности системы согласных фонем

3

Раздел 8. Варианты произношение английского языка

Тема 2. Территориальная и социальная вариативность английского языка

  1. Особенности формирования уэльского диалекта

  2. Особенности системы гласных фонем

  3. Особенности системы согласных фонем

2

Раздел 8. Варианты произношение английского языка

Тема 2. Территориальная и социальная вариативность английского языка

  1. Особенности формирования новозеландского диалекта

  2. Особенности системы гласных фонем

  3. Особенности системы согласных фонем

3

Раздел 8. Варианты произношение английского языка

Тема 2. Территориальная и социальная вариативность английского языка

  1. Особенности формирования австралийского диалекта

  2. Особенности системы гласных фонем

  3. Особенности системы согласных фонем

3

Раздел 8. Варианты произношение английского языка

Тема 2. Территориальная и социальная вариативность английского языка

  1. Особенности формирования канадского диалекта

  2. Особенности системы гласных фонем

  3. Особенности системы согласных

2

Раздел 8. Варианты произношение английского языка

Тема 2. Территориальная и социальная вариативность английского языка

  1. Особенности формирования американского диалекта

  2. Особенности системы гласных фонем

  3. Особенности системы согласных фонем

5

Работа с вопросами для самоконтроля, подготовка к промежуточному тестированию, подготовка к итоговой контрольной работе.

20




4.2.4. Лабораторный практикум (не предусмотрен)
5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
5.1. Рекомендуемая литература.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Leontyeva S.F. A Theoretical Course of English Phonetics. – M., 2002

  2. Sokolova M.A., Gintovt K.P. English Phonetics. A Theoretical Course. – M., 2001.

  3. Веренинова Ж.Б. Тексты лекций по теоретической фонетике английского языка: Интонация. Часть III. – М., 2003.

  4. Галочкина И.Е.,Бурая Е.А. Тексты лекций по теоретической фонетике английского языка: Мелодика. Ритм.Часть IV. – М,2003

  5. Кодзасов С.В., Кривнова О.Ф. Общая фонетика. – М., РГГУ, 2001

  6. Кочергина В.А. Введение в языкознание. – 2-е изд. – М.: Изд-во Московск. ун-та, 2001. – С.10-71.

  7. Цибуля Н.Б., Медведева Т.Г. Тексты лекций по теоретической фонетике английского языка: Интонация текста. Качество голоса. Часть V. – М., 2001.

  8. Шевченко Т.И. Социальная дифференциация английского произношения. – М., 2003.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Crystal D. Prosodic Systems and Intonation in English. Cambridge, 1969

  2. Gimson A.C. An Introduction to the Pronunciation of English. London, 1972.

  3. Halliday M. Course in Spoken English Intonation. London, 1970

  4. Jones D. English Pronouncing Dictionary. 15th ed. Cam, 1997.

  5. Lehiste Isle. An Acoustic-Phonetic Study of Internal Open Juncture // Phonetica. Vol. 5. 1960

  6. Merkulova Yelena M. English For University Students. Introduction To Phonetics. Союз, Ст-Пб, 2001

  7. Vasilyev V.A. English Phonetics. A theoretical course. M., 1970.

  8. Антипова А.М. Ритмическая система английской речи. М., 1984

  9. Васильев В.А. Английская фонетика. Теоретический курс (на англ. языке). М.,1970.

  10. Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 1987.

  11. Златоустова Л.В. Интонация и просодия в организации текста. Звучащий текст/ Сб.науч.аналит. обзоров). М., 1983.

  12. Кузнецов П.С. К вопросу о фонологии ударения // Реформатский А.А. Из истории отечественной фонологии. – М.: Наука, 1970. – С.360-367

  13. Кулешов В.В., Мишин А.Б. Сопоставление артикуляционных баз английского и русского языков и фонетическая интерференция. М., 1987.

  14. Потапова Р.К. Слоговая фонетика германских языков.М,1986

  15. Реформатский А.А. Язык, структура и фонология // Реформатский А.А. Из истории отечественной фонологии. – М.: Наука, 1970. – С.516-523.

  16. Соколова М.А. Теоретическая фонетика английского языка. Практикум. М., 2003

  17. Торсуев Г.П. Вопросы акцентологии современного английского языка. М.–Л., 1960.

  18. Торсуев Г.П. Вопросы фонетической структуры слова (на материале английского языка). М.–Л., 1962.

  19. Торсуев Г.П. Константность и вариативность в фонетической системе. М., 1977.

  20. Трубецкой Н.С. Основы фонологии. М., 1960.


Словари:

  1. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. Ред. В.Н.Ярцева. – М.: Советская энциклопедия, 1991. – Статья «Фонология» (с. 555-557).


5.2. Средства обеспечения дисциплины

В качестве вспомогательных средств, обеспечивающих изучение дисциплины, используется электронное приложение, содержащее образцы звуков произносительной нормы, воспроизведенные в английских скороговорках.



6. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

Для наиболее эффективного освоения дисциплины в распоряжение студентов в ВУЗе предоставлены:



    • Классы и аудитории с компьютерным обеспечением:

Каб. 204, Мультимедийный кабинет:

  1. Головной компьютер:

Система: Microsoft Windows XP Professional 2002 Service Pack 2

Компьютер: Intel Pentium (R) 4 CPU 3.00 Hz 3.01 ГГц, 512 мб ОЗУ



  1. Рабочие компьютеры – 12 шт.

Система: Microsoft Windows XP Professional 2002 Service Pack 2

Компьютеры: Intel Pentium (R) 4 CPU 2.66 Hz 2.67 ГГц, 480 мб ОЗУ



  1. Проектор: NEC VI 58 LCD

  2. Принтер: MB 218

  3. Экран 213 х 213

Каб. 202, Мультимедийный кабинет:

  1. Головной компьютер:

Система: Microsoft Windows XP Professional 2002 Service Pack 2

Компьютер: Intel Pentium (R) 4 CPU 3.00 Hz 3.01 ГГц, 512 мб ОЗУ



  1. Рабочие компьютеры – 12 шт.

Система: Microsoft Windows XP Professional 2002 Service Pack 2

Компьютеры: Intel Pentium (R) 4 CPU 2.66 Hz 2.67 ГГц, 480 мб ОЗУ



  1. Проектор: Мультимедийный LCD проектор Toshiba S 20

  2. Принтер: MB 218

  3. Экран 213 х 213



  1. Учебная практика по дисциплине (не предусмотрена)



  1. методические рекомендации по организации самостоятельной работы


3.1. указания и задания для самостоятельной работы
Студент обязан посещать все лекции и активно включаться в работу в тех случаях, когда требуется обсудить то или иное явление фонологии английского языка, так как проблемный способ изучения материала способствует лучшему усвоению информации.

Студент должен самостоятельно изучить материал практических занятий, которые обсуждаются и объясняются в случае необходимости уже в присутствии учителя.

Учитывая специфику обучения на заочном отделении, большая часть материала вынесена на самостоятельное изучение, а в случае с основополагающими темами материал подается тезисно непосредственно в аудиторное время.

С целью достижения наибольшей эффективности учебные материалы по всем разделам (темам) курса представлены в настоящем пособии и снабжены дополнительно вопросами для самоконтроля и тестовыми заданиями различного уровня сложности, позволяющими обучаемому самостоятельно определить уровень овладения той или иной темой дисциплины.




Разделы и темы рабочей программы для самостоятельного изучения



Перечень вопросов для самостоятельного изучения

Методические указания

Раздел 1. Введение в теоретическую фонетику


1. Связь фонетики с другими лингвистическими дисциплинами.

2. Отрасли фонетики, области и задачи исследования различных отраслей фонетической науки

Изучить научную литературу относительно задач фонетики в современном мире, уделяя особое внимание методам фонетического анализа


Раздел 2. Органы речи. Акустическая фонетика

Тема 3. Понятие акустической фонетики

1. Задачи акустической фонетики

2. История становления акустической фонетики

Изучить научную литературу относительно задач и отличий акустической фонетики, уделяя особое внимание этапам в развитии этой отрасли в России и других странах


Раздел 4. Понятие фонемы. Фонемный состав английского языка

Тема 2. Система фонем английского языка


  1. особенности становления системы гласных в современном английском языке

  2. особенности сложения системы согласных в современном английском языке

Изучить научную литературу относительно особенностей классификации гласных и согласных фонем, дифференцирующих современный английский язык.


Раздел 4. Понятие фонемы. Фонемный состав английского языка

Тема 1. Фонема и ее место в системе языка

1. Общие вопросы фонологии в учении московской лингвистической школы

2. Теория фонемы в учении Бодуэна де Куртене

3. Теория фонемы в учении Аванесова Р.И.

4. Теория фонемы в учении Реформатского А.А.


Изучить научную литературу относительно особенностей определения фонемы как единицы речи в концепциях представителей московской лингвистической школы.


Раздел 4. Понятие фонемы. Фонемный состав английского языка

Тема 1. Фонема и ее место в системе языка

1. Общие вопросы фонологии в учении ленинградской лингвистической школы

2. Теория фонемы в учении Щербы Л.В.


Изучить научную литературу относительно особенностей определения фонемы как единицы речи в концепциях представителей ленинградской лингвистической школы.


Раздел 5. Структура слога

Тема 2. Особенности слоговых структур в английском языке

  1. Проблема вершины слога в английском языке

  2. Особенности слогоделения в английском языке


Изучить научную литературу относительно особенностей структуры слога в английском языке, особое внимание уделив правилам слогоделения.


Раздел 6. Супрасегментные языковые средства. Акцентная структура слова

Тема 2. Специфика ударения в английском языке

Тема 3. Современная акцентная структура английского слова


  1. Особенности английского ударения

  2. Структура английского ударения

  3. Специфика интонационных контуров в современном английском языке

Изучить научную литературу относительно особенностей структуры и функций английского ударения, проведя параллель с системой ударения в русском языке.


Раздел 7. Интонация и просодия

Тема 1. Сущность интонации в английском языке


Особенности просодической системы в современном английском языке

Изучить научную литературу относительно особенностей просодики английского языка, попытаясь объяснить описанные характеристики спецификой строя английского языка.


Раздел 8. Варианты произношение английского языка

Тема 2. Территориальная и социальная вариативность английского языка

  1. Особенности формирования шотландского диалекта

  2. Особенности системы гласных фонем

  3. Особенности системы согласных фонем

Используя периодическую литературу и ресурсы Интернет, подготовить монологическое высказывание, отвечающее нормам презентации информации официального дискурса.


Раздел 8. Варианты произношение английского языка

Тема 2. Территориальная и социальная вариативность английского языка

  • Особенности формирования ирландского диалекта

  • Особенности системы гласных фонем

  • Особенности системы согласных фонем

Используя периодическую литературу и ресурсы Интернет, подготовить монологическое высказывание, отвечающее нормам презентации информации официального дискурса.


Раздел 8. Варианты произношение английского языка

Тема 2. Территориальная и социальная вариативность английского языка

  1. Особенности формирования уэльского диалекта

  2. Особенности системы гласных фонем

  3. Особенности системы согласных фонем

Используя периодическую литературу и ресурсы Интернет, подготовить монологическое высказывание, отвечающее нормам презентации информации официального дискурса.


Раздел 8. Варианты произношение английского языка

Тема 2. Территориальная и социальная вариативность английского языка

  1. Особенности формирования новозеландского диалекта

  2. Особенности системы гласных фонем

  3. Особенности системы согласных фонем

Используя периодическую литературу и ресурсы Интернет, подготовить монологическое высказывание, отвечающее нормам презентации информации официального дискурса.


Раздел 8. Варианты произношение английского языка

Тема 2. Территориальная и социальная вариативность английского языка

  1. Особенности формирования австралийского диалекта

  2. Особенности системы гласных фонем

  3. Особенности системы согласных фонем

Используя периодическую литературу и ресурсы Интернет, подготовить монологическое высказывание, отвечающее нормам презентации информации официального дискурса.

Раздел 8. Варианты произношение английского языка

Тема 2. Территориальная и социальная вариативность английского языка

  1. Особенности формирования канадского диалекта

  2. Особенности системы гласных и согласных фонем

Используя периодическую литературу и ресурсы Интернет, подготовить монологическое высказывание, отвечающее нормам презентации информации официального дискурса.

Раздел 8. Варианты произношение английского языка

Тема 2. Территориальная и социальная вариативность английского языка

  1. Особенности формирования американского диалекта

  2. Особенности системы гласных фонем

  3. Особенности системы согласных фонем

Используя периодическую литературу и ресурсы Интернет, подготовить монологическое высказывание, отвечающее нормам презентации информации официального дискурса.

Раздел 8. Варианты произношение английского языка

Тема 2. Территориальная и социальная вариативность английского языка

итого

Используя периодическую литературу и ресурсы Интернет, подготовить монологическое высказывание, отвечающее нормам презентации информации официального дискурса.


3.2. методика проведения контрольных мероприятий
Промежуточный контроль осуществляется посредством тестирования студентов по изученным темам согласно примерной тематике и структуре вопросов, которые представлены в разделе «Контрольные материалы по дисциплине «Теоретическая фонетика»».

Итоговый контроль проходит в 3 этапа:



  • устный этап в виде выступления на практическом занятии согласно плану семинара;

  • письменный контроль, направленный на отслеживание уровня знания студентов не только по темам, обсуждаемым в течение аудиторных занятий, но и разделов, выносимых на самостоятельное изучение. Результаты данного мероприятия покажут и преподавателю и студентам их уровень готовности к экзамену.

  • устный контроль в виде экзамена по билетам, составленным с учетом тематики изученного материала в соответствии с теми дидактическими единицами, которыми по окончании курса должен овладеть студент, согласно государственному стандарту.


3.2.1. Развернутые планы практических (семинарских) занятий по курсу «Теоретическая фонетика» и учебные материалы для подготовки к ним.
Практическое занятие № 1. Фонологические особенности шотландского диалекта, ирландского диалекта, уэльского диалекта английского языка
Цель: познакомиться с ключевыми характеристиками шотландского, ирландского, уэльского диалектов, отличающих данные варианты английского языка от национального стандарта.
План занятия:

  1. Особенности формирования территориальных диалектов Шотландии, Уэльса и Ирландии

  2. Особенности фонологической системы шотландского диалекта

  3. Особенности фонологической системы уэльского диалекта

  4. Особенности фонологической системы ирландского диалекта



Литература:

  • Bartlett, Christopher. (1992). Regional variation in New Zealand English: the case of Southland. New Zealand English Newsletter 6: 5-15.

  • Bauer, L.; Warren, P. & Bardsley, D. et al. (2007), "New Zealand English", Journal of the International Phonetic Association 37 (1): 97–102.

  • Cryer, Max. (2002). Curious Kiwi Words. Auckland, NZ: HarperCollinsPublishers (NZ) Ltd.

  • Deverson, Tony and Graeme Kennedy (eds.) (2005). The New Zealand Oxford Dictionary. Oxford University Press.

  • Grant, L.E., and Devlin, G.A. (eds.) (1999). In other words: A dictionary of expressions used in New Zealand. Palmerston North, NZ: Dunmore Press.

  • Leland, Louis S., jr. (1980). A personal Kiwi-Yankee dictionary. Dunedin, NZ: John McIndoe Ltd.

  • Orsman, H.W., (ed.) (1997). The Dictionary of New Zealand English: a dictionary of New Zealandisms on historical principles. Auckland: Oxford University Press.

  • Orsman, H.W., (ed.) (1979). Heinemann New Zealand dictionary. Auckland, NZ: Heinemann Educational Books (NZ) Ltd.


Практическое занятие № 2. Фонологические особенности новозеландского диалекта, австралийского диалекта, канадского диалекта, американского диалекта английского языка
Цель: познакомиться с ключевыми характеристиками новозеландского, австралийского, канадского и американского диалектов, отличающих данные варианты английского языка от национального стандарта.

План занятия:

  1. Особенности формирования территориальных диалектов Австралии, Новой Зеландии, Канады и США

  2. Особенности фонологической системы австралийского диалекта

  3. Особенности фонологической системы новозеландского диалекта

  4. Особенности фонологической системы канадского диалекта

  5. Особенности фонологической системы американского диалекта


Литература:


  1. "Canadian English." Brinton, Laurel J., and Fee, Marjery, ed. (2005). Ch. 12. in The Cambridge history of the English language. Volume VI: English in North America., Algeo, John, ed., pp. 422-440. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 1992. ISBN 0521264790, 9780521264792. On p. 422: "It is now generally agreed that Canadian English originated as a variant of northern American English (the speech of New England, New York, New Jersey, and Pennsylvania)."

  2. "Canadian English." McArthur, T., ed. (2005). Concise Oxford companion to the English language, pp. 96-102. Oxford, UK: Oxford University Press. ISBN 0-19-280637-8. On p. 97: "Because CanE and AmE are so alike, some scholars have argued that in linguistic terms Canadian English is no more or less than a variety of (Northern) American English."

  3. "Herald's move to Canadian spellings a labour of love", Calgary Herald (2 September 1998), p. A2. 

  4. Bartlett, Christopher. (1992). Regional variation in New Zealand English: the case of Southland. New Zealand English Newsletter 6: 5-15.

  5. Bauer, L.; Warren, P. & Bardsley, D. et al. (2007), "New Zealand English", Journal of the International Phonetic Association 37 (1): 97–102.

  6. Bell, R. Americanization and Australia. UNSW Press (1998).

  7. Charles Boberg, "Sounding Canadian from Coast to Coast: Regional accents in Canadian English."

  8. Cryer, Max. (2002). Curious Kiwi Words. Auckland, NZ: HarperCollinsPublishers (NZ) Ltd.

  9. Crystal, D. (1995). Cambridge Encyclopedia of the English Language. Cambridge University Press

  10. Deverson, Tony and Graeme Kennedy (eds.) (2005). The New Zealand Oxford Dictionary. Oxford University Press.

  11. Dymphna Lonergan, 2002, "Aussie Words: Didgeridoo; An Irish Sound In Australia" (0zWords, Australian National Dictionary Centre). Access date: November 5, 2007.

  12. Erin Hall "Regional variation in Canadian English vowel backing" http://www.fin.gov.on.ca/english/economy/demographics/census/cenhi06-8.pdf

  13. Esling, John H. and Henry J. Warkentyne (1993). "Retracting of /æ/ in Vancouver English."

  14. Frederick Ludowyk, 1998, "Aussie Words: The Dinkum Oil On Dinkum; Where Does It Come From?" (0zWords, Australian National Dictionary Centre). Access date: November 5, 2007.

  15. Grant, L.E., and Devlin, G.A. (eds.) (1999). In other words: A dictionary of expressions used in New Zealand. Palmerston North, NZ: Dunmore Press.

  16. Harrington, J., F. Cox, and Z. Evans (1997). "An acoustic phonetic study of broad, general, and cultivated Australian English vowels". Australian Journal of Linguistics 17: 155–84. 

  17. J.K. Chambers, "The Canada-U.S. border as a vanishing isogloss: the evidence of chesterfield." Journal of English Linguistics 23 (1995): 156-66.

  18. J.K. Chambers, Sociolinguistic Theory: Linguistic Variation and Its Social Significance, 2nd Edition. Oxford: Blackwell Publishers, 2002.[1]

  19. Labov et al. 2006; Charles Boberg, "The Canadian Shift in Montreal"; Robert Hagiwara. "Vowel production in Winnipeg"; Rebecca V. Roeder and Lidia Jarmasz. "The Canadian Shift in Toronto."

  20. Leland, Louis S., jr. (1980). A personal Kiwi-Yankee dictionary. Dunedin, NZ: John McIndoe Ltd.

  21. Martinet, Andre 1955. Economie des changements phonetiques. Berne: Francke.

  22. Mitchell, Alexander G., 1995, The Story of Australian English, Sydney: Dictionary Research Centre.

  23. Oliver, Mackay and Rochecouste. 'The Acquisition of Colloquial Terms by Western Australian Primary School Children from Non-English Speaking Backgrounds' in Journal of Multilingual and Multicultural Development 24:5 (2003), 413-430.

  24. Orsman, H.W., (ed.) (1979). Heinemann New Zealand dictionary. Auckland, NZ: Heinemann Educational Books (NZ) Ltd.

  25. Orsman, H.W., (ed.) (1997). The Dictionary of New Zealand English: a dictionary of New Zealandisms on historical principles. Auckland: Oxford University Press.

  26. Robert J. Menner, "The Australian Language" American Speech, Vol. 21, No. 2 (Apr., 1946), pp. 120

  27. Robert Mannell, "Impressionistic Studies of Australian English Phonetics" at http://www.ling.mq.edu.au/speech/phonetics/phonetics/ausenglish/impressionistic.html.


3.2.2. Примерные вопросы контрольной работы, выполняемой по завершению изучения курса «Теоретическая фонетика».

1 вариант.

1. Концепция фонемы в трудах Б.Ф.Куртэнэ.

2. Элизия согласных и гласных фонем в процессе речи.

3. Классификации согласных фонем в системе английского языка.

4. Функции словесного ударения.

5. Особенности шотландского диалекта .


2 вариант.

1. Фонема по определению В. Васильева и Л. Щербы.

2. Ассимиляция фонем в процессе речи.

3. Проблема дифтонгов в английском языке.

4. Рецессивная тенденция словесного ударения.

5. Особенности ирландского диалекта.


3 вариант.

1. Функциональная теория фонемы Н. Трубецкого и Р. Якобсона.

2. Классификации гласных фонем в системе английского языка.

3. Аккомодация фонем в процессе речи.

4. Ритмическая тенденция словесного ударения.

5. Особенности уэльского диалекта.


4 вариант.

1. Отличия фонетики от фонологии, звука от фонемы.

2. Квалитативные изменения гласных фонем в процессе речи.

3. Стилистические особенности использования различных интонационных контуров.

4. Семантический фактор в формировании акцентной структуры.

5. Особенности канадского диалекта.



5 вариант.

1. Связь фонетики с другими лингвистическими науками.

2. Инвариант фонемы. Дистинктивные черты фонемы. Фонема и аллофон

3. Структура интонации в английском языке.

4. Особенности английского слогоделения.

5. Особенности новозеландского диалекта.


6 вариант.

1. Дистрибуционный метод фонологического анализа.

2. Особенности фонологической системы английского языка

3. Функции слога.

4. Квантитативные изменения гласных в процессе речи.

5. Особенности американского диалекта.



3.2.3. Примерные вопросы к экзамену по курсу

«Теоретическая фонетика».

1. Phonetics as a branch of linguistics.

2. The general notion of the phoneme.

3. Different approaches to the phoneme theory (Moscow school, Leningradskaya school, theory of Shaumyan).

4. Phonological schools abroad.

5. Connection of Phonetics with other branches of Linguistics.

6. Classifications of vowel phonemes in the English language.

7. Modifications of vowels in connected speech.

8. Classifications of consonant phonemes in the English language.

9. Modifications of consonants in connected speech.

10.Syllabic structure of English words.

11. Syllabic theories.

12. Accentual structure of English words.

13. Intonation. General notion of the intonation phenomenon and intonation theories in different linguistic schools.

14. Functions of intonation and stylistic use of intonation.

15. The problem of phonostylistics.

16. Physical components of intonation.

17. The notion of orthopedics norm, national variant and social dialects.

18. British Received Pronunciation.

19. Scottish dialect.

20. Irish dialect.

21. Welsh dialect.

22. New Zeland dialect

23. Australian dialect.

24. Canadian dialect

25. American Standard pronunciation.




  1. учебные материалы для выполнения СРС - учебно-методическое пособие «Теоретическая фонетика», разработанное спефиально для студентов ОЗО к.ф.н., доцентом Воротниковой Ю.С..

1 Развернутые тезисы лекций по курсу представлены в учебных материалах настоящей учебно-методической разработки.

2 Развернутые планы практических занятий по курсу представлены в разделе «Контрольные материалы по дисциплине «Теоретическая фонетика»» в рамках настоящего учебно-методического комплекса.

3 задания и методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы приведены в разделе «Методические рекомендации по освоению дисциплины «Теоретическая фонетика»» в рамках настоящего учебно-методического комплекса.






Гипотезы — это колыбельные, которыми учитель убаюкивает учеников. Иоганн Вольфганг Гёте
ещё >>