Вопросы к экзамену кандидатского минимума по «истории и философии науки» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Вопросы к экзамену кандидатского минимума по «Истории и философии... 1 43.35kb.
Экзаменационные вопросы кандидатского минимума по истории и философии... 1 44.7kb.
Требования к экзамену кандидатского минимума по философии 1 103.55kb.
Вопросы к кандидатскому экзамену по истории и философии науки для... 1 34.1kb.
Кандидатского минимума по истории и философии науки философия науки. 1 110.01kb.
Вопросы к экзамену по программе кандидатского минимума по курсу «История... 1 49.37kb.
Тематика рефератов аспирантов для сдачи кандидатского минимума по... 1 24.88kb.
Примерный перечень вопросов к экзамену кандидатского минимума История... 1 29.89kb.
Программа для аспирантов и соискателей юридического факультета к... 1 260.1kb.
Вопросы к экзамену по истории и философии науки 1 41.23kb.
Вопросы кандидатского экзамена по истории и философии науки 1 32.97kb.
Спасский филиал краевого государственного бюджетного образовательного... 3 744.14kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Вопросы к экзамену кандидатского минимума по «истории и философии науки» - страница №1/1

Вопросы к экзамену кандидатского минимума по

«ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ НАУКИ»

2011 год
а) По общим проблемам философии науки

1. Проблема соотношения философии и науки. Предмет философии науки.

2. Позитивистская концепция философии науки.

3. Неорационалистическая концепция философии науки.

4. Постпозитивистский этап в развитии философии науки.

5. Наука как вид познавательной деятельности. Основные характеристики научного знания

6. Становление науки и основные этапы ее развития.

7. Наука как особая сфера человеческой культуры и как отдельный социальный институт. Проблема двух культур.

8. Структура и функции научного знания.

9. «Интернализм» и «экстернализм», «презентизм» и «антикваризм» как методологические установки в философии науки.

10. Кумулятивизм, научная революция и «кей стадис» как модели роста научного знания.

11. Марксистская концепция обоснования научного знания. Принцип практики.

12. Позитивистская концепция обоснования научного знания. Принцип верифицируемости.

13. Принцип фальсифицируемости и принцип фаллибилизма. «Третий мир» К.Поппера.

14. «Парадигма», «дисциплинарная матрица», «научное сообщество» и его структура (Т.Кун).

15. «Научно-исследовательская программа» И.Лакатоса и ее структура.

16. «Эпистемологический анархизм» П.Фейерабенда и его принципы «теоретической устойчивости» и «пролиферации». Понятие «эпистема» и концепция развития научного знания М.Фуко.

17. Научная традиция и научная новация.

18. Идеал научности и исторические типы рациональности.

19. Нормативная концепция «этоса науки» Р.К.Мертона и «амбивалентность ученого».

20. Кризис современной научно-технической цивилизации и проблема социальной ответственности науки. «Сцейнтизм» и «антисцейнтизм».

б) По философским проблемам физики

1. Онтологические, эпистемологические и методологические основания фундаментальности физики.

2. Изменение представлений о характере физических законов в связи с концепцией «Большого взрыва» в космологии: естественнонаучный и онтологический негеоцентризм

3. Изменение представлений о характере физических законов в связи с концепцией «Большого взрыва» в космологии: логический и мистический негеоцентризм

4. Пространство и время в микро- и макро-мире.

5. Принцип дополнительности и отрицание причинности

6. Трудности достижения объективно истинного знания: принцип дополнительности и и кантовский «мир вещей в себе»

7. Трудности достижения объективно истинного знания: принцип дополнительности и субъективная и объективная диалектика

8. Философский смысл концепции дополнительности Н. Бора и принципа неопределенности В. Гейзенберга: проблемы и решения

9. Представление о физических объектах как системах: закрытые и открытые системы

10. Детерминированный хаос и эволюционные проблемы: порядок и хаос в диссипативной системе

11. Развитие и качественное изменение в физических системах

12. Синергетика как один из источников эволюционных идей в физике: самоорганизованная критичность

13. Синергетика как один из источников эволюционных идей в физике: телеологическая причинность и суператтрактор

14. Самоорганизация и предел культурного развития человечества

15. Логическая структура и процесс формирования физической теории в классической механике и общей теории относительности

16. Логическая структура и процесс формирования физической теории в классической электродинамике и квантовой механике

17. Основные виды физического знания

18. Физическая теория как диалектический синтез эмпирии и умозрения

19. Общая характеристика позитивизма и постпозитивизма в физике и их критика

20. Роль социальных факторов в достижении истинного знания: Противоречие между наукой как формой знания и наукой как социальным институтом

в) По философским проблемам техники

1. Предмет философии техники. Онтологический, гносеологический и аксиологический аспекты технической деятельности.

2. Техника как объект философского анализа. Различные философские трактовки сущности техники.

3. Основные исторические этапы развития техники.

4. Становление инженерной деятельности и развитие технических наук. Специфика технического объекта.

5. Промышленная и современная научно-техническая революции как процессы радикального преобразования техники.

6. Становление философии техники. Технофилософская концепция Э.Каппа.

7. «Философия действия» или общая технология и праксеология А.Эспинаса.

8. Эвдемоническая технофилософская концепция Ф.Бона.

9. Технофилософская концепция П.К.Энгельмейера: техника как «реальное творчество».

10. Спекулятивно-умозрительное направление в философии техники (М.Хайдеггер).

11. Гуманитарно-социологическое направление в философии техники (К.Маркс).

12. Гуманитарно-антропологическое направление в философии техники (Х.Ортега-и-Гассет).

13. Биокультурологическая технофилософская концепция О.Шпенглера

14. Религиозно-антропологическая технофилософская концепция Н.А.Бердяева.

15. Технологический детерминизм и его основные формы.

16.Учение Л.Мэмфорда о «Мегамашине».

17. Учение Ж.Эллюля о «политико-технической революции».

18. «Теории» постиндустриального и информационного общества.

19. Технофобия и различные формы ее проявления.

20. Социальная оценка техники. Социальная ответственность субъекта технической деятельности.

г) По философским проблемам информатики
1. Альтернативные точки зрения на предмет информатики (Р. Хемминг, Г. Саймон, Д. Кнут, М. Минский, Ст. Шапиро, А. Ершов)

2. Рационалистическая традиция в европейской философии и ее влияние на становление на становление современной информатики

3. Исследования по основаниям математики в к XIX – первой пол. XX вв. и их влияние на становление формальных методов в информатике.

4. Теорема К. Геделя о неполноте арифметики. Ее философское и методологическое значение в контексте исследований по кибернетике и информатике.

5. Понятие вычислимости. Разнообразие подходов к уточнению понятия «алгоритм», их предпосылки. Философско-методологические выводы из трудов А. Черча, А. Тьюринга, А. Маркова.

6. Основные понятия и принципы кибернетики. Оформление философско-методологической базы кибернетики в трудах Н. Винера, Р. Эшби, С. Бира.

7. Качественные и количественные характеристики информации и проблема их отражения в теориях информации (К. Шеннон, А. Колмогоров, Р. Карнап, Ю.А. Шрейдер)

8. Проблема времени и причинности кибернетике и информатике.

9. Может ли машина мыслить? Сравнительный анализ точек зрения А. Тьюринга и Дж. Серля.

10. «Функционализм» и «гипотеза физической символьной системы» Г. Саймона как философско-методологическая база сильной программы «искусственного интеллекта».

11. Сравнительный анализ теоретико-множественного, системного и синергетического подходов к изучению сложных объектов.

12. Инженерия знаний. Основные подходы к построению баз знаний и их философско-методологические принципы.

13. Влияние современных информационных технологий на сферы культуры и образования.

14. Развитие информационных технологий и будущее земной цивилизации (К. Дриккер, Н. Моисеев, В. Турчин)

15. Критика программы «сильного искусственного интеллекта» в работах Х. Дрейфуса, Дж. Серля, Э. Ильенкова, Р. Пенроуза.

16. Понятие «информационного общества», этапы становления и основные содержательные характеристики.

17. Этические проблемы разработки и применения современных информационных технологий.

18. Понятие «виртуальной реальности». Роль компьютерной виртуальной реальности в науке, образовании и повседневной коммуникации.

19. Методы формализации, моделирования и вычислительного эксперимента. Их роль в исследованиях по информатике. Концепция автоформализации знаний Г.Р. Громова.

20. Программы создания «искусственного интеллекта»: философские, методологические и частно-научные предпосылки.



д) По философским проблемам социально-гуманитарных наук

1. Понятие социального познания. Проблема соотношения социально-гуманитарного и естественнонаучного познания: натурализм и антинатурализм, их основные формы.

2. Роль философии в становлении и развитии знаний об обществе (Платон, Аристотель, Гегель, Маркс, Шпенглер, Данилевский, Тойнби, Поппер – по выбору аспиранта).

3. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания. Понятие социального субъекта и формы его существования.

4. Формирование ценностно-ориентированного стиля мышления в контексте историко-философского знания и его значение для социально-гуманитарных наук.

5. Хозяйственная деятельность как сфера бытия человека.

6. Содержание и виды качественных методов в науках об обществе и человеке.

7. Масштаб и эффективность применения количественных методов для изучения социальных и гуманитарных проблем.

8. Конвергенция естественнонаучного и социально-гуманитарного знания в контексте неклассической науки. Роль математики и компьютерного моделирования для аналитики социологических парадигм.

9. Диалог как форма социально-гуманитарного познания, его структура и формы. Возможность диалога культур (Гадамер, М.Бахтин, В.Библер).

10. Антропологические парадигмы в социально-гуманитарных науках. Система ценностей, образы интерпретации в межсубъектном понимании и смыслополагании.

11. Проблема символа, языка в социально-гуманитарной науке и ее философские интерпретации. В.Гумбольдт, Э.Кассирер.

12. Формирование социально-гуманитарных наук, их зависимость от социально-исторического контекста: классическая, неклассическая и постклассическая наука.

13. Социальная наука в России и ее значение для духовной культуры. Российский контекст применения социального знания и смены его парадигм.

14. Категория «игры» в философских исследованиях общества и культуры. М.Бахтин, Й.Хейзинга.

15. Философия повседневности. Мифология массового сознания.

16. Этические основы бизнеса. Протестантская этика и капитализм (М.Вебер).

17. Философско-этические категории и их функции в контексте социально-экономической науки (свобода, справедливость, цель и средства, власть, выбор) в современной цивилизации.

18. Коммуникация в социокультурном контексте. Человек в системе масс-медиа (М.Маклюэн).

19. Социальный эксперимент: его возможности, характер и нравственные установки.



20. Характеристика экологического императива и его роль в формировании духовной культуры личности и общества. Основные экологические установки при разработке сценариев будущего.




Государство — это я. Людовик XIV
ещё >>